Различия понимания управления в акмеологии и психологии менеджмента — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Различия понимания управления в акмеологии и психологии менеджмента

2019-08-04 142
Различия понимания управления в акмеологии и психологии менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В отечественной науке проблема управления представлена весьма многопланово как в историческом, так и в современном аспектах. В энциклопедических словарях "управление" определяется как "элемент, функция организационных систем различной природы, обеспечивающий сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление - воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития".

Управление - это вид деятельности человека, возникший в её структуре по мере оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Оно является объективной потребностью всякой деятельности человека. Особенностями этого вида деятельности выступают предвидение, самоорганизация, контроль по плану действий, осознание потребностей. Однако управление - не только простая потребность, но и фактор успеха деятельности. Чем лучше управление, тем выше вероятность успеха, ибо от управления зависит реальность предвидения успеха, чёткость и согласованность работы людей, заинтересованность участников совместного труда в общем результате.

Управленческая деятельность - целенаправленная, самоорганизующаяся, развивающаяся социально-психологическая система взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, связанных с решением управленческих задач, достижением новых результатов в соответствии с основной целью.

В отечественной психологии исследование проблем социального управления осуществлялось на основе системного подхода, предполагающего рассмотрение исследуемого предмета как вполне открытого, допускающего расширение и дополнение за счёт привлечения к анализу новых типов связей, обусловленных развитием системы. В теорию управления педагогическими системами заметный вклад внесли исследования В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, Ф.Ф. Королёва, В.Г. Ильина, Ю.А. Конаржевского, В.П. Кузьмина, Л.Н. Новиковой, Л.К. Шияна, Э.Г. Юдина и др.

Под системой понимается "... совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых, интерактивных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам". Целостными являются системы, которые достигли в своём развитии определённой завершенности, являющие собой некий определённый идеал или же совершенство. (12)

В.Г. Афанасьев отмечает: "Познать целое, целостную систему - это значит отразить в сознании человека, в определённых понятиях, категориях, теориях его внутреннюю природу, его характерные черты, стороны, особенности". Исходя из этого, можно утверждать, что исследование любой системы заключается в изучении связей, взаимодействий общественных явлений.

Таким образом, система - это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой и организацией. Это краткое определение показывает, что система предполагает такие компоненты, как элемент и структура. Элемент - неразложимый далее (в данной системе, при данном способе рассмотрения) компонент (единица анализа) сложных предметов, явлений, процессов.

В науке под элементами понимают любые объекты, связанные с другими объектами в сложный комплекс. Иначе говоря, понятие "элемент" берётся как относительное. В зависимости от способа рассмотрения в одном и том же сложном предмете могут выделяться в качестве его элементов самые разнообразные "единицы".

Структура - это относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого. Она отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, качественную определённость. Структурные связи разного рода пронизывают все процессы, происходящие в системных объектах.

Объект является системой, если он может быть расчленён на взаимосвязанные и взаимодействующие части или элементы. Эти части, как правило, обладают собственной структурой и потому могут быть представлены как подсистемы исходной, большой системы. Выделенные таким образом подсистемы, в свою очередь, разбиваются на взаимосвязанные подсистемы второго и последующих уровней. (1)

Сам объект такого типа, все взаимодействия и связи между его подсистемами и элементами подчинены специфичным для данного объекта законам, определяющим особенности его существования и изменения. Между подсистемами данной системы могут быть различные отношения, связи и взаимодействия.

Сходные, однотипные, устойчивые отношения и взаимодействия составляют структуру. Поскольку внутри одной и той же системы, особенно большой и сложной, может быть множество различных связей и отношений, то в ней можно выделить ряд структур. Такие системы называют многоструктурными, многоуровневыми.

Системные объекты обладают целостностью, устойчивой структурой. Для них характерны "системные эффекты" - появление новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов в рамках целого. Для системных объектов характерна также иерархичность строения - последовательное включение систем более низкого уровня в систему более высокого уровня.

В конце XX столетия культура управления стала рассматриваться как многознание, использование данных многих наук, передовых достижений, как перевод интегральных данных на язык выработки и принятия управленческих решений. В обучении и постоянном наполнений знаний руководителей наряду с экономикой, правом, технологиями приоритетными стали поведение человека в организации, в обществе, законы раскрытия творческого потенциала как организаторов-управляющих, так и каждого члена организации. Произошел закономерный переход от понятия "убавление" к понятию "менеджмент", которое связывается с организационно-гибким, мотивационным управлением, осуществляющимся на профессиональной основе, на понимании возможностей поведения человека в социальной организации.

Различные типы современного менеджмента (американские, западноевропейские) исповедуют "человеко-центрированный"" подход, ставящий в центр внимания управленца любого уровней соответственно, направленный на поиск механизма активизации возможностей человека.

Одним из примеров разработки подобного подхода является известная классификация представителя проблем управления Дугласа Макгрегора, получившая название теории "X" и теории "Y", отражающих соответственно предпосылки авторитарного и демократического стилей управления. Посыл теорий "X" и "Y" по вопросу о поведении человека можно представить так:

Теория "Х":

1. Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.

2. Поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения щелей организации.

3. Средний человек предпочитает избегать, чтобы им руководили: он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.

Теория "Y":

1. Работа для человека так же естественна, как и игра.

2. Внешний контроль - не единственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человек может осуществлять самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен: приверженность формируется как результат наград, связанных с достижением целей.

3. Средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, - результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководителем сверху.

Средний человек наделён высоким уровнем воображения и изобретательности, которые редко используются в современной жизни. Обычно это ведёт к разочарованию и превращает человека в противника организации.

Своеобразный подход к классификации стилей управления можно найти у Р. Лайкерта, который всех менеджеров разделил на "сосредоточенных на работе" и "сосредоточенных на человеке". Учёный, оценивая стили управленческой деятельности, отдаёт предпочтение второму стилю (сосредоточенности на человеке), поскольку он даёт рост производительности труда. (11)

В акмеологии существует особый подход к управленческой деятельности.

Управленческая деятельность характеризуется двойственным подходом к раскрытию ее определения. Первоначально это характеристика деятельности конкретного руководителя, действующего в какой-либо конкретной обстановке, но в то же время - это персонифицированная совместная деятельность.

Так как "предметом" деятельности руководителя и основной формой взаимодействия с социальным окружением является общение, поскольку руководитель взаимодействует с другим субъектом и воздействует на него.

Управленческая деятельность представляет собой большое число действий со стороны руководителя, частые вмешательства извне, поддержка и развитие социальных контактов, преобладание вербального общения с персоналом.

Управленческая функция реализуется в управленческой деятельности,если необходимость в реализации воспроизводится при смене заказа на конечный продукт и заменяемость условий воспроизводства самой базовой части комплекса - функционирования деятельности с наличием фиксированных исполнителей. (11)



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.