Особенности современного рынка спортивного питания в Московском регионе — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности современного рынка спортивного питания в Московском регионе

2019-08-04 136
Особенности современного рынка спортивного питания в Московском регионе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

1. Основные понятия, актуализация и проблематика рынка спортивного питания на примере Московского региона

2. Особенности современного рынка спортивного питания в Московском регионе

Заключение


Введение

 

Актуальность темы исследования. Один из основных показателей благополучия страны – здоровье ее граждан. Широкомасштабные исследования, проведённые сотрудниками Института питания РАМН, позволили выявить серьёзные нарушения в питании населения России. Нарушение питания приводит к нарушению иммунного статуса населения, увеличению частоты заболеваний, связанных с дефицитом жизненно-важных веществ, обеспечивающих нормальное состояние организма.

Одной из разновидностей биологически активных добавок является спортивное питание. Спортсмены применяют его тогда, когда хотят добиться высших результатов, а обычные люди, - когда их желание добиться гармонического развития, хорошего внешнего вида наталкивается на проблемы малоподвижного образа жизни, неправильного рациона питания, плохой наследственности и неблагоприятной экологии.

В современных условиях продвижение и популяризация любого товара происходит гораздо быстрее, если используются новейшие информационные технологии в сочетании с новейшими технологиями маркетинга.

Новые информационные технологии в маркетинговой деятельности, способствуют снижению издержек, связанных с продвижением товаров на рынок, совершенствованию структуры каналов товародвижения, помогают потребителям значительно быстрее выходить на непосредственных товаропроизводителей, минуя многочисленных посредников.

В рыночной экономике каждое предприятие поставлено в условия, когда необходимо торговать. Именно усилия торговых компаний по продвижению товара на рынке во многом определяют успешность товара среди потребителей. Маркетинговая деятельность торговых организаций нуждается в разработке особого вида маркетинга и его ядра – маркетинговой стратегии.

Не существует стратегии, единой для всех компаний. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой отдельной фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики её развития, её потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. И в то же время, есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления, что очень важно в условиях острой конкуренции.

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы диссертационного исследования – формирование стратеги интернет-маркетинга торговой компании (на примере рынка продаж спортивного питания), разработка, которой имеет не только научное, но и важное практическое значение.

Целью курсовой работы является совершенствование обобщенных принципов стратегии интернет-маркетинга при завоевании рынка спортивного питания интернет-магазином.

Основные задачи исследования. Цель и логика исследования обусловили постановку и решение следующих задач:

· выявить подходы к формированию маркетинговых стратегий в сочетании со стратегией организации стратегическим планированием;

· исследовать влияние информационных технологий на систему современного маркетинга;


1. Основные понятия, актуализация и проблематика рынка спортивного питания на примере Московского региона

 

Сегодня не вызывает сомнения обоснованность обогащения пищи витаминами, микроэлементами, корригирующими имеющийся дисбаланс, характерный в питании большинства современных людей. И действительно, в последние годы в России и в московском регионе появилось большое количество средств функционального питания зарубежного и отечественного производства. Так, на период 01.12.08 в РФ приходится уже 3948 зарегистрированных БАД (биологически активных добавок). Как показывают опросы общественного мнения, население все больше и больше оказывается заинтересованным в средствах оздоровительного действия. На уровне правительства разработаны основные моменты Государственной политики в области здорового питания населения РФ, предусматривающие следующие ряд важных моментов, в том числе: определяющие, что «питание должно не только удовлетворять физиологическим потребностям, но и выполнять профилактические... задачи».

Однако в настоящее время на рынке средств и методик немедикаментозной коррекции здоровья, а также профилактически-оздоровительных программ имеется достаточно большой комплекс проблем.

Производство биологически активных добавок к пище группы спортивного питания является сложным, т.к. оно имеет ряд особенностей.

Спортивное питание выпускается в различных технологических формах, упаковываются в разнообразную тару.

По форме выпуска спортивное питание можно разделить на 2 группы:

1 группа: Классические пищевые формы: леденцы, пастилы, желе, крупка, пасты, сотки, концентраты, бальзамы, чаи, сиропы, карамельки, шрот.

2 группа: Формы аналогичные лекарственным: капсулы, таблетки, пилюли, настойки, экстракты, порошки, гранулы, сборы, масла, настои, драже, шипучие таблетки.

Производство спортивного питания в московском регионе может осуществляться на предприятиях пищевой, фармацевтической и биотехнологической промышленности.

Производство спортивного питания регламентируется требованиями, предъявляемыми к пищевым производствам. При этом главным условием является наличие специализированных цехов или изолированных участков.

Анализ положения дел с научной разработкой, производством, сертификацией, распространением, а также импортом в московский регион биологически активных добавок, особенно относящихся к группе спортивного питания, позволил выявить ряд проблем, решить которые можно лишь при широком участии общественности и профессиональных медицинских ассоциаций страны. К таковым относятся следующие проблемы:

разработка новых отечественных БАД;

производство отечественных БАД;

сертификация БАД;

рекламирование БАД в стране;

распространение БАД среди населения;

В связи с низким уровнем государственного финансирования значительное количество БАД группы спортивного питания разрабатывается вне стен академических научно-исследовательских институтов. Только сегодня на территории России, включая и Московский регион, созданием новой продукции в так называемых бытовых условиях заняты более 96 индивидуальных разработчиков и фирм. К сожалению, часть этих разработок осуществляют лица, далекие от медицины и фармации, без участия специалистов и ученых. Существенным недостатком является отсутствие тесных связей с исследовательскими центрами зарубежных стран. Развитие научной кооперации ускорило бы разработку отечественных БАД группы спортивного питания, которые все чаще используются для профилактики целого ряда профессиональных спортивных заболеваний, укрепления защитных сил организма спортсмена.

Департамент Федерации по научным разработкам, производству и распространению БАД предложил создать Научный Центр по разработке и испытанию новых БАД на базе одного из научно-исследовательских институтов Москвы совместно с зарубежными научными учреждениями, отдельными разработчиками. Предполагается, что центр будет функционировать на внебюджетной основе.

Чрезвычайно серьезной остается проблема отечественного производства БАД. Отсутствие надлежащей материальной базы, иностранных инвестиций, недостаток специалистов обусловили формирование в московском регионе крайне нецивилизованного по сравнению с экономически развитыми странами рынка спортивного питания. Ситуация могла бы измениться к лучшему, если бы отечественное производство спортивного соответствовало международным требованиям и стандартам. Вместе с тем согласно письму Минздрава России от 02 августа 2002 г №2510/8034-02-32 сообщается, что в соответствии с Законом РФ «О качестве и безопасности пищи» от 02.01.2007 производителям следует поэтапно внедрять международную систему безопасности пищевых продуктов (Hazard Analisis and Critikal Control Point).

В настоящее время в Московском регионе выпуском спортивных добавок, зачастую в примитивных, не соответствующих элементарным требованиям санитарии и гигиены условиях, заняты около 90 производителей. Говорить о качестве такой продукции, внешнем виде упаковки и сопроводительных документах излишне. Нередко такие производства выпускают фальсифицированную продукцию. Учитывая, что ряд предприятий занимается подпольной деятельностью, их выявление и применение к ним соответствующих санкций крайне затруднительно. В настоящее время фирмами-производителями спортивных добавок, находящимся на территории Московского региона, отрабатываются предложения по организации выпуска продукции из сырья поставщиков на фармацевтических заводах и фабриках Москвы и Московской области, на которых уровень производственных процессов соответствует национальным и международным стандартам. Не исключается возможность кооперирования материальных средств производителей для организации централизованного производства спортивного питания.

Немало нареканий со стороны производителей вызывает деятельность ряда сертификационных государственных и негосударственных ведомственных лабораторий.

В связи с этим Министерство здравоохранения РФ будет рассматривать вопрос о создании на коллективной основе собственной сертифицированной лаборатории, деятельность которой будет находиться под непосредственным контролем Министерства.

Острой остается проблема рекламирования БАД группы спортивного питания производителями и представителями различных отечественных и зарубежных фирм. Анализ 675 рекламных объявлений, проведенный специалистами профессиональных ассоциаций, свидетельствует о том, что только 86 из них полностью соответствовали профессиональным требованиям. Основная масса рекламных материалов, публикуемых в прессе, транслируемых по радио и телевидению, не выдерживает критики. Информация, содержащаяся в них, порой наносит прямой или косвенный вред здоровью потребителя. Согласно ст. 8 закона России «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья» запрещено рекламирование специальных пищевых продуктов, к которым относятся БАД, без предварительного согласования с центральными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения, или не имеющих документального подтверждения их качества и безопасности.

Проведение исследований, необходимых для сертификации спортивного питания, осуществляется согласно «Временным гигиеническим нормативам содержания контаминантов химической и биологической природы в биологически активных добавках», «Временным порядкам проведения санитарно-гигиенической экспертизы» и включает определение токсичных элементов, пестицидов, радионуклидов и других радиологических показателей безопасности.

Государственный комитет России по вопросам технического регулирования и потребительской политики ежегодно регистрирует десятки тысяч обращений потребителей (в 2007 г. - более 60 тыс. по Московскому региону) в связи с разного рода ущемлением их прав. Имеется внушительное число жалоб в отношении как фальсифицированных добавок группы спортивного питания, так и их недобросовестной рекламы.

Имеются случаи недобросовестной подачи информации, когда указываются свойства, не присущие спортивным добавкам, и/или приводятся непроверенные данные об эффекте того или иного продукта, относящегося к БАД группы спортивного питания. Это приводит к тому, что, приобретая спортивные добавки, потребитель не получает ожидаемого результата, а в некоторых случаях нормальное состояние потребителя ухудшается. Существует реальная опасность продажи под видом спортивного питания препаратов, которые, по сути, могут быть лекарственными средствами (ЛС) или же фальсификатами.

БАД, включая и группу продуктов спортивного питания, являются специальным пищевым продуктом, и их оборот регулируется законом России «О качестве и безопасности пищи». Однако зачастую возникает проблема дифференциации регуляторных подходов в сфере обращения БАД в связи с отсутствием четко обозначенной границы между ЛС и БАД в законе России «О лекарственных средствах». В особенности это важно в отношении такого класса БАД, как спортивное питание.

ЛС - это вещества или их смеси природного, синтетического или биотехнологического происхождения, которые используются для предупреждения беременности, профилактики, диагностики и лечения заболеваний людей или изменений состояния и функций организма. К лекарственным средствам относятся: действующие вещества (субстанции); готовые лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты); гомеопатические средства; средства, которые используются для выявления возбудителей болезней, а также для борьбы с возбудителями болезней или паразитами; лечебные косметические средства и лечебные примеси к пищевым продуктам. Таким образом, спортивное питание, по сути, является компонентом спортивной диеты, а лечебные примеси к пищевым продуктам должны соответствовать характеристикам ЛС.

Специалисты-нутрициологи, фармакологи и врачи предлагают следующий алгоритм анализа данной группы БАД: продукты, относящиеся к спортивному питанию, должны проходить экспертизу в Государственном фармакологическом центре МЗ России. Если специалисты ГФЦ оценят данный продукт как не относящийся к ЛС, то он будет отнесен к пищевым продуктам или БАД. Только так можно уберечь потребителя от употребления небезопасной с фармакологической точки зрения пищевой продукции.

Следующей проблемой в отношении контроля безопасности и эффективности спортивного питания является отсутствие признаков идентификации данной продукции, заявленной на момент сертификации и в рекламе для потребителей как имеющей лечебно-профилактические свойства. Статистически обработанные материалы анализа маркировки реализуемой в Московском регионе продукции свидетельствуют о том, что в 15,1% случаев на этикетках имеются ошибки в названии продукции, в 53,8% - не указаны единицы массы, в 66,8% - состав продукции, в 68% - сроки изготовления, реализации, отсутствовал номер серии предприятия-изготовителя. На каждой второй упаковке не указаны название и адрес производителя. В 98,7% случаев отсутствовала информация о возможном содержании в реализуемом продукте компонентов, полученных из генетически модифицированного сырья, в 72,4% - инструкция по применению не была согласована с центральными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. В 61,1% случаев на упаковках отсутствовал штрих-код. Для решения этих проблем следует гармонизировать закон России «О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям» с европейскими и международными нормами для пищевых продуктов и ввести в него такое понятие, как технологический регламент для производства БАД группы спортивного питания, в качестве инструмента контроля безопасности этой продукции.

71,8% БАД группы спортивного питания в Московском регионе распространяются лицами, не имеющими медицинского образования, не прошедшими элементарной подготовки по работе с населением, не знающими специфики распространяемых биологически активных добавок. Часто распространители дают неквалифицированные советы лицам, которые приобретают у них продукцию.

Серьезную озабоченность у медицинской общественности вызывает система сетевого маркетинга

Следует отметить, что только 34,6% БАД на рынке Московского региона реализуется в аптечных учреждениях, магазинах, торговых точках и др. Решение этой проблемы носит долгосрочный характер и предполагает формирование общественного мнения в соответствии с существующими законодательными и морально-этическими нормами.

Важным вкладом в решение проблемы БАД как в России, так и в Московском регионе, является инициация создания Российской ассоциации разработчиков, производителей и дистрибьюторов биологически активных добавок в целях объединения усилий национальных производителей и дистрибьюторов БАД для решения насущных проблем в своей отрасли. Одна из первостепенных задач ассоциации - выпуск периодически обновляемого издания общественного реестра спортивного питания и БАД.

В 1992 г. в Риме состоялась международная конференция, инициатором проведения которой выступили Всемирная продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Представители 150 государств подписали Декларацию и план действий, цель которых - добиться к 2015 г. существенного уменьшения смертности и увеличения продолжительности жизни за счет факторов, связанных с питанием. Одним из таких факторов является нормализация витаминного и минерального баланса.

Среди тех, кто поставил свою подпись под Декларацией, был и полномочный представитель России, тем самым Российское правительство обязалось в 1994 г. принять национальную программу питания, предусматривающую снижение к 2015 г. заболеваемости, вызванной неправильным, несбалансированным питанием, сведение до минимума заболеваемости, обусловленной недостаточным содержанием йода и витамина А в пищевых продуктах, снижение показателя заболеваемости железодефицитной анемией среди женщин на одну треть по сравнению с 1990 г.

По данным Российского НИИ питания, в последние годы резко понизилась калорийность питания населения - с 2800 ккал в день в 1992 г. до 2400 ккал в день в 2000 г. При этом количество потребляемых минеральных веществ уменьшилось еще более заметно: кальция и фтора - в 1,5 раза, йода - в 2, железа - в 7 раз, соотношение кальция и фосфора в потребляемых продуктах не соответствует рекомендуемому. Таким образом, питание среднестатистического жителя России является не только несбалансированным и нерациональным, но и полидефицитным.

Одним из путей решения перечисленных проблем является применение БАД группы спортивного питания. Термин «биологически активные добавки», среди которых выделяют нутрицевтики и парафармацевтики, появился сравнительно недавно. Их изучением занимается наука фармаконутрициология, которая находится на стыке фармакологии и нутрициологии (науки о питании).

Как показывает опыт, в экономически развитых странах обеспечить сбалансированное питание можно только с помощью нутрицевтиков. Немаловажен и экономический аспект проблемы. Путь от открытия биологически активного вещества до лекарственного препарата долог и дорог, тогда как от открытия биологически активного субстрата до создания БАД он значительно короче и дешевле.

Нутрицевтики, включая и продукты спортивного питания, используют, во-первых, для устранения дефицита эссенциальных нутриентов, который наблюдается практически во всех группах населения во всех странах. Во-вторых, их применение позволяет индивидуализировать питание каждого человека, ведущего здоровый спортивный образ жизни, в зависимости от пола, возраста, экологической обстановки и степени физической нагрузки. В-третьих, нутрицевтики класса спортивного питания предназначены для того, чтобы удовлетворить измененные потребности в пище людей, усиленно занимающимися физическими упражнениями.

Практически единственным критерием для разграничения спортивных добавок и лекарственных препаратов является количественная оценка влияния этих веществ на организм. Если регуляция или стимуляция организма биологически активными веществами группы спортивного питания осуществляется в пределах физиологической нормы, то их следует отнести к БАД, если же ответная реакция организма выходит за эти пределы, - то к лекарственным препаратам. Сложность такого разграничения обусловливает проблемы, которые при этом возникают.

Таблица 1. Рейтинг популярности продуктов спортивного питания в московском регионе на 01.05. 2008 г.

Наименование Доля прайс-листов, в которых присутствует данный препарат
1. Multipower 50,0%
2.Optimum Nutrition 44,0%
3. Universal 28,0%
4. Геркулес 28,0%
5. Weider 22,0%
6. Twinlab 22,0%

 

 

В обзоре были использованы материалы V Всероссийской научно-практической конференции по вопросам применения биологически активных добавок к пище, проходившей в апреле 2008 г.

Наиболее активные покупатели препаратов спортивного питания по доходам представляют собой среднеобеспеченные и высокообеспеченные слои населения.

В то время как БАД (за исключением препаратов спортивного питания) приобретают в основном среднеобеспеченные и более бедные слои населения.

Потребители БАД (за исключением препаратов спортивного питания) по полу делятся в пропорции 75/25 (в пользу женщин), но в последнее время это соотношение сдвигается к 80/20.

Соотношение же потребителей исключительно препаратов спортивного питания по полу 90/10 (в пользу мужчин).

На принятие решения о покупке спортивного питания влияют такие факторы, как цена, удобство, информативность и красочность упаковки и этикетки, происхождение (см. диаграмму 1).

 


Заключение

 

В заключение отметим, что в БАД-бизнесе сферы продаж спортивного питания закончилось время «сверхприбылей и фантастических взлетов». Чтобы добиться успеха в этой области, надо прилагать усилий, ума и изобретательности гораздо больше, чем в докризисный период. В этом отношении российский рынок стал походить на западный. Мешает дальнейшему цивилизованному развитию рынка спортивного питания в России отсутствие условий для равной конкуренции, т.к. нередко используются приемы неэтичного бизнеса.

Вряд ли в ближайшем будущем изменится стоимостной объем рынка пищевых спортивных продуктов но благоприятным фактором, способствующим его развитию, является увеличение количества потребителей, понимающих связь между спортивным питанием и здоровьем.

На сегодняшний день рынок БАД принял свои достаточно определенные очертания в российской столице и быстро растет в небольших городах Московского регионах, которые подготовлены к выходу основных игроков более дешевым сегментом рынка обогащенного питания для спортсменов.

На рынке спортивного питания Московского региона происходит обострение конкурентной борьбы за счет:

- выхода на рынок множества компаний дистрибьюторов;

- усиления борьбы за долю рынка и лояльных потребителей;

- конкуренция в категории спортивного питания идет по всем параметрам: позиционированию, цене, качеству, оригинальности упаковки, дистрибьюции и т.п.

Если описать потребителей спортивного питания более подробно, то мы увидим следующее: большинство потребителей приверженцы здорового образа жизни; ориентированы на стабильную, спортивно-активную жизнь, стандартную систему потребления; по сравнению с остальными они обладают большей потребительской активностью.

От спортивного питания потребители ожидают, прежде всего:

- Укрепление и улучшение здоровья

- Профилактику профессиональных спортивных заболеваний

- Повышение тонуса и энергии и улучшение самочувствия

- Улучшение внешности, похудение или увеличение физической мышечной массы.

Таким образом, можно утверждать, что розничная торговля при спортивных центрах является главным источником информации маркетологов о распространении спортивных добавок в московском регионе Очевидно, это обусловлено тем, что практикующиеся тренеры лишены возможности получать научно обоснованную информацию, касающуюся спортивного питания, и целиком отданы во власть фирм, которые, пользуясь этим, агрессивно продвигают свою продукцию.

С 1994 до 2008 г. спортивные пищевые добавки реализовывались без всяких ограничений и контроля, находясь в теневом секторе.

Иногда дистрибьюторы спортивного питания умело пользовались стесненным материальным положением спортивных центров для распространения своей продукции. Были случаи, когда тренеры рекомендовали спортивное питание без особой необходимости после курса первой общеукрепляющей физической подготовки. Распространена порочная практика, когда ведущие специалисты-тренеры выступают на семинарах, организованных фирмами-производителями спортивного питания, пропагандируя применение их продукции при серьезных физических нарушениях.

Как известно, каждая страна разрабатывает свои подходы при оформлении потребительской маркировки. В России принят по сути комбинированный вариант, учитывающий мировую практику, но с большим уклоном в сторону требований к маркировке спортивных пищевых добавок, существующих в США, - US FDA.Указания по применению спортивного питания желательно приводить в некатегоричный вид: восполнение дефицита питательных веществ; благотворное действие на структуру или функции организма; общеукрепляющее действие на состояние спортсмена.

Содержание

Введение

1. Основные понятия, актуализация и проблематика рынка спортивного питания на примере Московского региона

2. Особенности современного рынка спортивного питания в Московском регионе

Заключение


Введение

 

Актуальность темы исследования. Один из основных показателей благополучия страны – здоровье ее граждан. Широкомасштабные исследования, проведённые сотрудниками Института питания РАМН, позволили выявить серьёзные нарушения в питании населения России. Нарушение питания приводит к нарушению иммунного статуса населения, увеличению частоты заболеваний, связанных с дефицитом жизненно-важных веществ, обеспечивающих нормальное состояние организма.

Одной из разновидностей биологически активных добавок является спортивное питание. Спортсмены применяют его тогда, когда хотят добиться высших результатов, а обычные люди, - когда их желание добиться гармонического развития, хорошего внешнего вида наталкивается на проблемы малоподвижного образа жизни, неправильного рациона питания, плохой наследственности и неблагоприятной экологии.

В современных условиях продвижение и популяризация любого товара происходит гораздо быстрее, если используются новейшие информационные технологии в сочетании с новейшими технологиями маркетинга.

Новые информационные технологии в маркетинговой деятельности, способствуют снижению издержек, связанных с продвижением товаров на рынок, совершенствованию структуры каналов товародвижения, помогают потребителям значительно быстрее выходить на непосредственных товаропроизводителей, минуя многочисленных посредников.

В рыночной экономике каждое предприятие поставлено в условия, когда необходимо торговать. Именно усилия торговых компаний по продвижению товара на рынке во многом определяют успешность товара среди потребителей. Маркетинговая деятельность торговых организаций нуждается в разработке особого вида маркетинга и его ядра – маркетинговой стратегии.

Не существует стратегии, единой для всех компаний. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой отдельной фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики её развития, её потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. И в то же время, есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления, что очень важно в условиях острой конкуренции.

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы диссертационного исследования – формирование стратеги интернет-маркетинга торговой компании (на примере рынка продаж спортивного питания), разработка, которой имеет не только научное, но и важное практическое значение.

Целью курсовой работы является совершенствование обобщенных принципов стратегии интернет-маркетинга при завоевании рынка спортивного питания интернет-магазином.

Основные задачи исследования. Цель и логика исследования обусловили постановку и решение следующих задач:

· выявить подходы к формированию маркетинговых стратегий в сочетании со стратегией организации стратегическим планированием;

· исследовать влияние информационных технологий на систему современного маркетинга;


1. Основные понятия, актуализация и проблематика рынка спортивного питания на примере Московского региона

 

Сегодня не вызывает сомнения обоснованность обогащения пищи витаминами, микроэлементами, корригирующими имеющийся дисбаланс, характерный в питании большинства современных людей. И действительно, в последние годы в России и в московском регионе появилось большое количество средств функционального питания зарубежного и отечественного производства. Так, на период 01.12.08 в РФ приходится уже 3948 зарегистрированных БАД (биологически активных добавок). Как показывают опросы общественного мнения, население все больше и больше оказывается заинтересованным в средствах оздоровительного действия. На уровне правительства разработаны основные моменты Государственной политики в области здорового питания населения РФ, предусматривающие следующие ряд важных моментов, в том числе: определяющие, что «питание должно не только удовлетворять физиологическим потребностям, но и выполнять профилактические... задачи».

Однако в настоящее время на рынке средств и методик немедикаментозной коррекции здоровья, а также профилактически-оздоровительных программ имеется достаточно большой комплекс проблем.

Производство биологически активных добавок к пище группы спортивного питания является сложным, т.к. оно имеет ряд особенностей.

Спортивное питание выпускается в различных технологических формах, упаковываются в разнообразную тару.

По форме выпуска спортивное питание можно разделить на 2 группы:

1 группа: Классические пищевые формы: леденцы, пастилы, желе, крупка, пасты, сотки, концентраты, бальзамы, чаи, сиропы, карамельки, шрот.

2 группа: Формы аналогичные лекарственным: капсулы, таблетки, пилюли, настойки, экстракты, порошки, гранулы, сборы, масла, настои, драже, шипучие таблетки.

Производство спортивного питания в московском регионе может осуществляться на предприятиях пищевой, фармацевтической и биотехнологической промышленности.

Производство спортивного питания регламентируется требованиями, предъявляемыми к пищевым производствам. При этом главным условием является наличие специализированных цехов или изолированных участков.

Анализ положения дел с научной разработкой, производством, сертификацией, распространением, а также импортом в московский регион биологически активных добавок, особенно относящихся к группе спортивного питания, позволил выявить ряд проблем, решить которые можно лишь при широком участии общественности и профессиональных медицинских ассоциаций страны. К таковым относятся следующие проблемы:

разработка новых отечественных БАД;

производство отечественных БАД;

сертификация БАД;

рекламирование БАД в стране;

распространение БАД среди населения;

В связи с низким уровнем государственного финансирования значительное количество БАД группы спортивного питания разрабатывается вне стен академических научно-исследовательских институтов. Только сегодня на территории России, включая и Московский регион, созданием новой продукции в так называемых бытовых условиях заняты более 96 индивидуальных разработчиков и фирм. К сожалению, часть этих разработок осуществляют лица, далекие от медицины и фармации, без участия специалистов и ученых. Существенным недостатком является отсутствие тесных связей с исследовательскими центрами зарубежных стран. Развитие научной кооперации ускорило бы разработку отечественных БАД группы спортивного питания, которые все чаще используются для профилактики целого ряда профессиональных спортивных заболеваний, укрепления защитных сил организма спортсмена.

Департамент Федерации по научным разработкам, производству и распространению БАД предложил создать Научный Центр по разработке и испытанию новых БАД на базе одного из научно-исследовательских институтов Москвы совместно с зарубежными научными учреждениями, отдельными разработчиками. Предполагается, что центр будет функционировать на внебюджетной основе.

Чрезвычайно серьезной остается проблема отечественного производства БАД. Отсутствие надлежащей материальной базы, иностранных инвестиций, недостаток специалистов обусловили формирование в московском регионе крайне нецивилизованного по сравнению с экономически развитыми странами рынка спортивного питания. Ситуация могла бы измениться к лучшему, если бы отечественное производство спортивного соответствовало международным требованиям и стандартам. Вместе с тем согласно письму Минздрава России от 02 августа 2002 г №2510/8034-02-32 сообщается, что в соответствии с Законом РФ «О качестве и безопасности пищи» от 02.01.2007 производителям следует поэтапно внедрять международную систему безопасности пищевых продуктов (Hazard Analisis and Critikal Control Point).

В настоящее время в Московском регионе выпуском спортивных добавок, зачастую в примитивных, не соответствующих элементарным требованиям санитарии и гигиены условиях, заняты около 90 производителей. Говорить о качестве такой продукции, внешнем виде упаковки и сопроводительных документах излишне. Нередко такие производства выпускают фальсифицированную продукцию. Учитывая, что ряд предприятий занимается подпольной деятельностью, их выявление и применение к ним соответствующих санкций крайне затруднительно. В настоящее время фирмами-производителями спортивных добавок, находящимся на территории Московского региона, отрабатываются предложения по организации выпуска продукции из сырья поставщиков на фармацевтических заводах и фабриках Москвы и Московской области, на которых уровень производственных процессов соответствует национальным и международным стандартам. Не исключается возможность кооперирования материальных средств производителей для организации централизованного производства спортивного питания.

Немало нареканий со стороны производителей вызывает деятельность ряда сертификационных государственных и негосударственных ведомственных лабораторий.

В связи с этим Министерство здравоохранения РФ будет рассматривать вопрос о создании на коллективной основе собственной сертифицированной лаборатории, деятельность которой будет находиться под непосредственным контролем Министерства.

Острой остается проблема рекламирования БАД группы спортивного питания производителями и представителями различных отечественных и зарубежных фирм. Анализ 675 рекламных объявлений, проведенный специалистами профессиональных ассоциаций, свидетельствует о том, что только 86 из них полностью соответствовали профессиональным требованиям. Основная масса рекламных материалов, публикуемых в прессе, транслируемых по радио и телевидению, не выдерживает критики. Информация, содержащаяся в них, порой наносит прямой или косвенный вред здоровью потребителя. Согласно ст. 8 закона России «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья» запрещено рекламирование специальных пищевых продуктов, к которым относятся БАД, без предварительного согласования с центральными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения, или не имеющих


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.