Экспериментальное исследование калужской аудитории Радио Шансон — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Экспериментальное исследование калужской аудитории Радио Шансон

2019-08-04 124
Экспериментальное исследование калужской аудитории Радио Шансон 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В рамках написания курсовой работы было проведено экспериментальное исследование, целью которого было выявление особенностей стиля жизни калужской аудитории Радио Шансон. Сроки проведения исследования – с 01.01.2008 по 01.06.2008. В качестве метода использовалась анкетный опрос (см. прил. №1). Был выбран именно этот метод, поскольку он позволяет довольно точно и быстро определить ценностные ориентации, установки и предпочтения респондентов, что в свою очередь даёт возможность выявить их стиль жизни. [22, с. 89]

В исследовании использовался метод случайной выборки, отличительной чертой которого является то, что все представители целевой аудитории имеют равные шансы быть избранными для проведения исследования. Объём выборочной совокупности составил 110 человек. Согласно мнению Дж. Гэллапа при таком количестве респондентов полученные данные будут иметь характер приближенной надёжности, а ошибка выборки не превысит 11% [22, с. 61]. Этот показатель является приемлемым, поскольку исследование, проводимое нами, не является маркетологическим.

Исследование проводилось среди респондентов от 25 до 64 лет, поскольку согласно исследованиям проведенным Gallup Media ядро аудитории Радио Шансон составляют слушатели именно этой возрастной группы.[25]

В анкетировании приняли участие 110 респондентов, 65% (72 человека) которых составили мужчины и 35% (38 человек) - женщины. 35% (39 человек) опрошенных проживают в Московском районе Калуги, 29% (31 человек) - в Октябрьском и 36% (40 человек) - в Ленинском районе.

 

Рис. №1. Районы проживания респондентов.

 

45% (48 человек) опрошенных имеет среднее образование, среднеспециальное и среднетехническое образование имеют 33% (37 человек) респондентов, незаконченное высшее и высшее – 2% (человека) и 20% (23 человека) соответственно. Исходя из полученных данных можно сделать вывод о довольно невысоком общем образовательном статусе респондентов.

Рис. №2. Градация респондентов по образовательному уровню.

 

Данные полученные относительно возраста респондентов позволяют сделать вывод, что среди калужской аудитории Радио Шансон преобладают слушатели 35-44 (41 человек) и 45-54 (32 человека) лет, возрастные группы 25-34 (23 человека) и 55-64 (14 человек) лет выражены не так ярко.

 

 

Рис. №3. Градация респондентов по возрастному признаку.

 

При дальнейшем описании результатов исследования мы будем использовать именно возрастную градацию ЦОГ, поскольку использование других критериев в качестве основания классификации не позволяет в рамках нашего исследования достаточно точно очертить границы ЦОГ.

Относительно приоритетного времени прослушивания Радио Шансон в будние дни были получены следующие данные:


Таблица 1.

Приоритетное время прослушивания Радио Шансон в будние дни.

Время прослушивания Процент от общего числа упомянутых промежутков времени
1 2
С 8 до 12 часов 30%
С 12 до 17 часов 20%
С 17 до 22 часов 44%
С 22 до 24 часов 6%

 

Как следует из таблицы приоритетным временем прослушивания Радио Шансон в будние дни являются промежутки с 17 до 22 часов (44%) и с 8 до 12 часов (30%) - эти интервалы упоминались стабильно часто среди респондентов всех возрастных групп. Наиболее редко упоминался промежуток времени с 22 до 24 часов (6%).

Относительно приоритетного времени прослушивания Радио Шансон в выходные дни были получены следующие данные:

 

Таблица 2.

Приоритетное время прослушивания Радио Шансон в выходные дни.

Время прослушивания Процент от общего числа упомянутых промежутков времени
1 2
С 8 до 12 часов 29%
С 12 до 17 часов 20%
С 17 до 22 часов 35%
С 22 до 24 часов 16%

 

Как следует из таблицы, приоритетное время прослушивания Радио Шансон в выходные дни совпадает со временем прослушивания по будням – наиболее часто упоминаемые промежутки - с 17 до 22 часов (44%) и с 8 до 12 часов (30%). Однако показатель прослушивания Радио Шансон в промежутки с 12 до 17 и с 22 до 24 часов по выходным дням выше – 20% и 16% соответственно.

83% (92 человека) опрошенных состоят в браке и 17% (18 человек) не состоят. Наиболее распространённым среди респондентов является тип семьи, состоящей из 3-4 человек (простой нуклеарный тип) - 74% (82 человек), семьи, состоящие из 1-2 человек – 22% (24 человека) и семьи, в которых 5 и более членов – 4% (4 человека).

 

Рис. №4. Численный состав семей респондентов.

 

Возрастной состав респондентов определяет тот факт, что 95% (104 человека) из них уже не учатся, хотя в группе от 25 до 34 лет все же есть опрошенные, которые проходят обучение, они составили 5% (6 человек) от общего числа респондентов. 92% (103 человека) опрошенных заняты в трудовой деятельности и соответственно 8% (9 человек) - не заняты. При анализе ответов на вопрос о сфере занятости работающих респондентов были получены следующие данные:


Таблица 3.

Сфера занятости респондентов.

Сфера занятости Процент респондентов
1 2
Государственная 42%
Частная 50%
Индивидуальная 8%

 

Как следует из таблицы большинство опрошенных занято в частном (50%, 51 человек) и государственном (42%, 43 человека) секторах экономики. Уровень занятости респондентов в индивидуальном секторе низок, что возможно обусловлено в целом невысоким образовательным статусом опрошенных. Респонденты оценивают уровень своей материальной обеспеченности следующим образом: 66% (70 человек) считают его средним, 17% (19 человек) - низким, за чертой бедности, 15% (16 человек) затрудняются ответить на этот вопрос и 2% (2 человека) оценивают его как высокий.

Для определения уровня социального оптимизма респондентам был задан вопрос «уверены ли Вы, что сможете реализовать свои жизненные планы». В зависимости от ответа на этот вопрос респондентов можно объединить в 3 группы:

· оптимисты – респонденты, ответившие на поставленный вопрос «полностью уверен» (33%, 36 человек). Наибольшее количество таких ответов было получено среди групп от 25 до 34 и от 35 до 44 лет. Респонденты этих групп характеризуются высоким уровнем социального оптимизма. Объяснить этот факт можно тем, что представителям данных возрастных групп свойственна высокая нацеленность на повышение своего социального статуса, уверенность в собственных потенциальных возможностях и как следствие позитивное видение своего будущего.[6, с.7]

· неуверенные – респонденты, ответившие «не совсем уверен» (54%, 59 человек). Ответ характерный для возрастных групп от 35 до 44 лет и от 45 до 54 лет. Для данных респондентов характерен сниженный уровень социального оптимизма. Объяснить это можно тем, что для членов указанных возрастных групп характерна нацеленность на сохранение своего социального статуса, также данным респондентам свойственна некоторая социальная апатичность, возможно неспособность к быстрой адаптации.[6, с.7]

· пессимисты – респонденты, ответившие «совсем не уверен» (13%, 15 человек). Наиболее часто такой вариант ответа встречался в группе от 45 до 54 лет. Для респондентов данной группы характерен низкий уровень социального оптимизма. Им свойственна неуверенность в собственных силах, возможно заниженная самооценка. Преобладание в планах этих респондентов на будущее нацеленности на отдых и поддержание существующего положения вещей позволяет сделать вывод о некоторой социальной аморфности представителей данной группы.

Таким образом, проанализировав полученные данные, можно выявить тенденцию снижения уровня социального оптимизма с повышением возраста респондентов, что возможно обусловлено низкой реализацией ими своих жизненных планов.

 

Рис. №5. Уровень социального оптимизма респондентов.

 

Для определения характера отношения к жизни респондентам был задан вопрос «способны ли Вы рисковать». Большинство респондентов ответили «не считаю это целесообразным, если это не оправдано» (59%, 65человек), следующим по популярности стал ответ «да, я могу пойти на риск» (35%, 38 человек) и наиболее редко респонденты отвечали «нет, я никогда не рискую» (6%, 7 человек). Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что среди респондентов преобладает рациональное отношение к жизни, а их действия характеризуются прагматичностью и обдуманностью. Также следует отметить, что, сравнивая ответы, данные на этот вопрос респондентами разных возрастных групп, можно проследить тенденцию роста социальной прагматичности жизненных взглядов с ростом возраста респондентов.

 

Рис. №6. Уровень социальной прагматичности респондентов.

 

Также респондентам было предложено проранжировать наиболее значимые жизненные ценности. Наиболее часто упоминаемыми среди опрошенных ценностями стали следующие: «семью» - 35%, «здоровье» - 30% и «материальное благосостояние» - 19% упоминаний. Такие ценности как любимая работа, образование и самостоятельность отмечались сравнительно редко - 7%, 5% и 4% упоминаний соответственно. Исходя из ответов, данных респондентами на поставленный вопрос можно сделать вывод, что наибольшее значение для них имеют традиционные ценности. Материальные ценности, хотя и признаются немаловажными доминирующей роли не играют.

Рис. 7. Иерархия социальных ценностей среди респондентов.

 

Также следует отметить, что каких-то принципиальных расхождений в иерархии жизненных ценностей у различных возрастных групп не прослеживалось, что говорит от преемственности жизненного ядра между поколениями.

Изучение предпочтений в сегменте демократических ценностей показало, что большинство опрошенных выбирают справедливость (38%) и свободу (21%), исходя из чего, можно сделать вывод, что в социально-политических установках респондентов преобладают либеральные ценности. Далее по частоте упоминания следуют такие ценности как сильное государство (15%) и правовое государство (13%). Эти ответы были наиболее популярны у респондентов в возрасте 45-54 лет, т.е. в данной группе довольно высока доля людей, предпочитающих твёрдый порядок свободе и демократии, что позволяет сделать вывод об их склонности к авторитарной власти. Наиболее редко назывались такие демократические ценности как независимость (7%) и равенство (6%).


Рис. 8. Иерархия демократических ценностей среди респондентов.

 

Следует отметить, что приоритет респондентов старших возрастных групп на сильное государство нарушает тенденцию преобладания либеральных ценностей среди более молодых респондентов, что говорит о некотором разрыве преемственности ценностей между поколениями.

Заключительный вопрос, предложенный респондентам, касался их планов на будущее. Полученные ответы были объединены в 7 групп, в зависимости от намерений респондентов:

1. материальное положение (43%): в группу вошли ответы, связанные с поддержанием или улучшением жилищных условий респондентов, строительством и приобретением ими недвижимости, покупкой автомобилей. Нацеленность на улучшение материального положения характерна для всех возрастных групп респондентов, что говорит о некоторой неудовлетворённости опрошенных материальными условиями своей жизни;

2. отдых (20%): в группу вошли ответы, касающиеся рекреационно-оздоровительных мероприятий и участия в них респондентов. Наиболее часто такие ответы встречались в возрастных группах 34-44 и 45-54 лет, вероятно, что стремление данных респондентов к отдыху обусловлено их возрастом, а также нацеленностью на сохранение своего социального статуса.

3. семья (17%): в данной группе суммированы ответы о намерениях респондентов расширить состав своей семьи, воспитать детей. Подобные ответы наиболее часто встречались в группах 25-34 и 35-44 лет.

4. работа (8%): в группу вошли ответы, касающиеся намерений респондентов продвинуться по службе, сменить место работы, достичь карьерного роста. Подобные ответы наиболее часто встречались в группах 25-34 и 35-44 лет, что обусловлено высокой социальной мобильностью и нацеленностью на повышение своего социального статуса, свойственным респондентам указанного возраста. [6, с.6]

5. статус кво (8%): в данной группе представлены ответы, связанные с намерениями респондентов сохранить существующие положение вещей. Подобные ответы являются характерными для респондентов групп 45-54 и 55-64 лет, что вероятно обусловлено их ярко выраженной нацеленностью на сохранение своего социального статуса и текущего положения вещей. [6, с.6]

6. образование (4%): в группу вошли ответы, связанные с намерениями респондентов повысить свой образовательный уровень, дать хорошее образование детям. Данный вариант ответа практически не указывался респондентами, что вероятно обусловлено их невысоким образовательным уровнем и неприоритетностью образования как такового в системе их жизненных ценностей.

 

Рис. 9. Распределение ответов о планах на будущее по группам.

Таким образом, ответы респондентов наиболее часто касались улучшения материального положения (43%), отдыха (20%) и семьи (17%), что позволяет выявить взаимосвязь и взаимообусловленность доминирующих жизненных ценностей респондентов (семья, здоровье, материальное благополучие) и их планов на будущее.

Подводя итог проведённому исследованию, можно сформировать образ среднестатистического калужского слушателя Радио Шансон: это мужчина в возрасте от 35 до 44 лет, имеющий среднее образование и, как правило, слушающий Радио Шансон с 17 до 22 часов. Он входит в состав семьи, состоящей из 3-4 человек. Такой слушатель занят в трудовой деятельности в частном секторе экономики, а уровень его материальной обеспеченности можно охарактеризовать как средний. Ему свойственна некоторая неудовлетворённость материальными условиями своей жизни и как следствие выраженная нацеленность на улучшение своего материального благосостояния. Для среднестатистического слушателя Радио Шансон характерно рациональное отношение к жизни без чрезмерного оптимизма или пессимизма, его поступки характеризуются прагматичностью и обдуманностью. В ряду жизненных ценностей наиболее важны для него традиционные - семья, здоровье; материальное благополучие играет значительную, но не определяющую роль. Невысокий уровень образования типичного калужского слушателя Радио Шансон обусловливает неприоритетность образования как жизненной ценности в его мировоззренческой системе. Среди общественных ценностей он выбирает справедливость и свободу. В планах на будущее ключевое место занимают улучшение материального положения, отдых и семья.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, следует сказать, что задачи, поставленные в курсовой работе выполнены, а именно:

· был собран и проанализирован теоретический материал об образе и стиле жизни как социальных характеристиках аудитории;

· было произведено планирование и проведение экспериментальное исследование с целью выявления социального портрета и стиля жизни калужской аудитории Радио Шансон;

· была осуществлена обработка и интерпретация данных экспериментального исследования.

Данные полученные в ходе исследования говорят, что приоритетным временем прослушивания Радио Шансон как в будние дни, так и по выходным являются промежутки с 17 до 22 часов и с 8 до 12 часов. Среди калужской аудитории данной радиостанции преобладают слушатели в возрасте 35-44 и 45-54 лет, возрастные группы 25-34 и 55-64 лет выражены не так ярко. Доминирующее образование – среднее. Большинство слушателей состоит в браке, наиболее распространённым является простой нуклеарный тип семьи. Наибольшее количество слушателей занято в частном и государственном секторах экономики. Уровень занятости респондентов в индивидуальном секторе низок, что возможно обусловлено в целом невысоким образовательным статусом аудитории. В зависимости от уровня социального оптимизма слушателей можно выделить группы оптимистов, неуверенных и пессимистов. Для оптимистов характерна высокая нацеленность на повышение своего социального статуса, уверенность в собственных потенциальных возможностях и как следствие позитивное видение своего будущего. Неуверенные отличаются нацеленностью на сохранение своего социального статуса и некоторая социальная апатичностью. Пессимисты характеризуются неуверенностью в собственных силах, заниженной самооценкой, а также некоторой социальной аморфностью. Среди слушателей Радио Шансон преобладает рациональное отношение к жизни, а их действия характеризуются прагматичностью и обдуманностью. Наибольшее значение в системе жизненных ценностей слушателей имеют традиционные – семья и здоровье. В сегменте демократических ценностей предпочтение отдаётся либеральным - справедливости и свободе. Планы слушателей на будущее, как правило, касаются улучшения их материального благосостояния, семьи и отдыха.

На основании полученных данных можно сформировать образ среднестатистического представителя калужской аудитории Радио Шансон. Им является мужчина в возрасте от 35 до 44 лет, имеющий среднее образование и, как правило, слушающий Радио Шансон с 17 до 22 часов. Он входит в состав семьи, состоящей из 3-4 человек. Такой слушатель занят в трудовой деятельности в частном секторе экономики, а уровень его материальной обеспеченности можно охарактеризовать как средний. Ему свойственна некоторая неудовлетворённость материальными условиями своей жизни и как следствие выраженная нацеленность на улучшение своего материального благосостояния. Для среднестатистического слушателя Радио Шансон характерно рациональное отношение к действительности и прагматичность жизненных взглядов. В ряду жизненных ценностей наиболее важны для него традиционные - семья, здоровье; материальное благополучие играет значительную, но не определяющую роль. Невысокий уровень образования типичного калужского слушателя Радио Шансон обусловливает неприоритетность образования как жизненной ценности в его мировоззренческой системе. Среди общественных ценностей он выбирает справедливость и свободу. В планах на будущее ключевое место занимают улучшение материального положения, отдых и семья.

Расширение калужской аудитории Радио Шансон возможно посредством вовлечения в неё представителей возрастной группы от 25 до 34 лет, которая не достаточно ярко представлена в общем составе слушателей данной радиостанции. Как один из вариантов достижения этой цели возможно включение в эфирную ротацию Радио Шансон популярной музыки 80-х 90-х годов, а также расширение стилей музыки, транслируемой в эфире данной радиостанции.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Артемов В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования. - Новосибирск, 1987. – 237 с.

2. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 560 с.

3. Бутенко А.П. Социалистический образ жизни. – Прогресс, Москва: 1979. – 213 с.

4. Демографический энциклопедический словарь. Редколлегия: Валентей Д.И. и др. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – 608 с.

5. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Учеб. Пособие для вузов/ Пер. с англ. Под ред. Б.Л. Еремишина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 416с. – (Серия «Зарубежный учебник»).

6. Динес В.А., Ильин Н.И Социально-психологический портрет поколений // Власть. 2005, №11. – 88 с.

7. Дорфман Л. Я., Дружинин В. Н., Коростелина К. Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. – 309 с.

8. Засурский Я. Н. Система средств массовой информации России. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 259 c.

9. Козлова О.Н. Социокультурные изменения: определение и выбор стиля // Социально-гуманитарные знания. 2000, №4. – 352 с.

10. Корконосенко С. Г. Основы журналистики.- М.: Аспект-пресс, 2001. 280 с.

11. Королько В.Г. Основы паблик рилейшенз. – РЕФЛ – БУК, К.: ВАКЛЕР, 2000. – 528 с.

12. Краткий словарь по социологии. Под общей редакцией Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – Политиздат, 1988. – 479 с.

13. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник,1997. – 944 с.

14. Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация // Социс. 2002, №10. – 160с.

15. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз или Как успешно управлять общественным мнением. Издание третье, испр. и дополн. М.: Центр, 2004. - 336 с.

16. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «журналистика» - 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 367с.

17. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА·М, 1998. – 672 с.

18. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 440 с.

19. Социология: Учебник для вузов. Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 448 с.

20. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – 912 с.

21. Социальная философия / Отв. редактор С.Э. Крапивенский. — Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2000. — 320 с.

22. Чумиков А. Н., М.П. Бочаров Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. Пособие. – М.: Дело, 2003. – 496 с.

23. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000. – 596 с.

24. http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=29414F365424474FB0B35453FC1AA05F

25. http://www.radioshanson.ru/cont25a.shtml

26. http://schools.keldysh.ru/co1678/Project/forint/Proekt.Finish_Red/Shanson/Shanson.htm


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.