Классификации факторов миграции — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Классификации факторов миграции

2019-08-04 169
Классификации факторов миграции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (МГОУ)

Московский государственный областной университет

Факультет технологии предпринимательства

Представительство в г.Луховицы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По предмету: Экономика

на тему:

 

«Миграционная политика РФ».

 

 

Выполнила: студентка 2 курса з/о ФТП 3,5 года

Панасюк Ирина Викторовна.

 

Преподаватель: к.э.н.,доцент Медведева Е.А.

 

Луховицы 2008


Содержание

        Введение………….........................................................................................3

1. Понятие «миграция населения»…………………………………………...5

2. Классификации факторов миграции…………………………………….10

3. Теории исследования миграционных процессов……………………….13

     Миграционные процессы Е.Г. Равенштейна……………….…………...13

    Миграционные процессы Л.Л. Рыбаковского……………………….….14

4. Миграция – как социальный процесс……………………………………15

5. Региональная политика…………………………………………………...17                                                                                    Заключение……………………………………………………………...………..22 Список литературы……………………………………………………...……….23


Введение

 

Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста. В условиях стремительного сокращения численности населения Российской Федерации в целом и трудоспособного населения в частности, совершенствование миграционной политики приобретает особую актуальность. В настоящее время миграционные потоки носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии. Создание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции нельзя осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о миграции. Источниками информации по миграции служит административная статистика, перепись и обследования населения. Однако все эти источники не в полной мере охватывают мигрантов, в первую очередь нелегальных, что затрудняет принятие взвешенных экономических и политических решений.

Для получения более обоснованного и четкого представления о трудовых мигрантах, в том числе, работающих нелегально, необходимо провести единовременное обследование мест компактного проживания мигрантов. Анализ результатов указанного обследования даст возможность расширить представление о составе и структуре трудовой миграции.

С проблемами по сбору данных по миграции сталкиваются во всем мире, в частности в странах Европы. В связи с этим, Евростат, в том числе, планирует, начиная с 2008 года, включить в национальные обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ) специальные блоки вопросов по миграции. В ряде стран уже прошло пилотирование соответствующих модулей. В этой связи, представляется целесообразным, используя материалы Евростата и разработки российских экспертов, подготовить и апробировать блок вопросов по миграции для включения в обследование населения по проблемам занятости. Результаты исследования помогут более обоснованно формулировать меры миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.

Целями данной работы является следующее: определить понятие «миграционная политика», выявить факторы миграции, определить развитие и обеспечение равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии. 


1. Понятие «миграция населения»

Одним из важнейших источников формирования населения в отдельных регионах мира и в России в частности, стала миграция населения.

В понятие “миграция населения” различные исследователи вкладывают самый разнообразный смысл. Количество определений “миграции населения” столько же, сколько и авторов этих определений. В.А. Ионцев насчитал только в отечественных публикациях около 36 различных определений. Современное значение термина чрезвычайно широко.

Принципиальные различия в толковании этого понятия заключаются в следующем:

· учитывается ли при фиксировании факта территориального перемещения людей фактор расстояния;

· учитывается ли фактор времени пребывания на территории прибытия и регулярности перемещений в различных направлениях;

· рассматривается ли фактор пересечения каких-либо официально установленных рубежей.

Поэтому, в зависимости от учета этих трех обстоятельств можно все определения понятия “миграция населения” условно подразделить на три основные группы.

Не умаляя достоинств каждой из имеющихся трактовок понятия “миграция населения”, наиболее точными и полными, с нашей точки зрения, отвечающими решению задач разработки методологии миграционной политики, является следующее определение:

Под миграцией населения мы подразумеваем любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих.

Ни один воспроизводственный процесс в реальном современном экономически развитом и сильно интегрированном обществе не проистекает без воздействия на него тех изменений, которые происходят в населении в связи с миграционными процессами.

Это подтверждается и выполнением той компенсирующей функции в части стабилизации численности населения россиян, которую выполнила миграция в период резкого увеличения естественной убыли населения в самый кризисный период развития. Фактически за 1992-1999 гг. общая убыль населения нашей страны составила 1,9%, однако при условии нулевого сальдо внешней миграции она могла бы быть в 2 раза больше.

Неточно сводить миграционные процессы лишь к миграции рабочей силы. Хотя в периоды стабильного и относительно спокойного мирового общественного развития главным видом и движущей силой при территориальном передвижении является состояние рынков труда в различных регионах. Однако бывают достаточно продолжительные и нередко возникающие периоды так называемой вынужденной миграции, вызываемой воздействием выталкивающих факторов, к которым следует отнести военные конфликты, политические решения, глобальное экономическое реформирование. В эти периоды в движение приходит отнюдь не только экономически активное население, но и массы социально незащищенных категорий людей. Поэтому исключение из понятия “миграционное движение” различных видов так называемых внеэкономических миграций представляется искусственным.

Население или группы людей, участвующие в процессе переселения обладают теми же социально-экономическими и демографическими характеристиками, что и стационарное население. Однако половозрастная структура населения, участвующего в миграционных процессах, структура по уровню образования и многие другие характеристики резко отличаются от тех, которыми обладает стационарное население. Поэтому, в случае, когда миграция приобретает масштабные размеры, она оказывает существенное воздействие на все воспроизводственные, а также социальные и политические процессы как в позитивную, так и в негативную стороны.

В 1960-90 годы примерно 3/4 российских мигрантов были моложе 30-и лет, по достижении этого возраста миграции почти прекращались. В прошедшее десятилетие (90-е годы) мигранты сильно “постарели”, доля молодежи, особенно в возрасте 15-19 лет, сильно уменьшилась, а все мигранты до 30-ти лет составляют менее 60% общего потока. Произошел сильный сдвиг структуры мигрантов в сторону зрелых и самых старших возрастов.

Для того чтобы квалифицировать миграцию населения как объект управления и разработки соответствующей политики, необходимо определить основные влияющие на мотивацию к переселению факторы и побудительные причины миграции.

Несмотря на крайнее разнообразие подходов к классификации и самих классификаций факторов миграции, все специалисты единодушны в том, что побуждают к переселению совокупные преимущества в условиях жизни в регионе вселения по сравнению с регионом выезда.

Понятием “условия жизни” объединяется вся окружающая человека среда - природная и социальная. Под факторами понимается лишь часть условий, которые воздействуют на процесс миграции. В этом их вторичность. Становится ли тот или иной компонент окружающих человека условий фактором миграции, всецело зависит от природы конкретных явлений и процессов. Но не все факторы трансформируются в непосредственные причины, заставляющие свершиться само явление – миграцию.

К этому необходимо добавить, что миграция населения помимо преимуществ в условиях жизни зависит от сложившегося у определенной группы населения жизненного стандарта, т.е. от представления о том, что является нормой, и какие отклонения от нормы являются преимуществами по сравнению с существующими условиями жизни.

А на формирование жизненного стандарта накладывает отпечаток культура, традиции, восприимчивость к их изменениям, т.е. этнические особенности групп населения.

Какова иерархия факторов, влияющих на миграцию населения. Какие преимущества в первую очередь принимаются во внимание человеком при принятии решения о переезде?

Особое значение и это признается всеми учеными, имеют экономические факторы, в основе которых лежит стремление мигрантов улучшить условия жизни. “Главное влияние на миграцию оказывают экономические факторы, важнейшим из которых является уровень жизни” - справедливо отмечает Д.Д. Москвин. И далее: “К важнейшим факторам, определяющим уровень жизни населения, в первую очередь относятся такие как заработная плата…. Возможность приложения труда…”.

В.И. Переведенцев отмечает: “Под экономическими факторами территориального перераспределения населения мы понимаем территориальные различия в условиях занятости, уровнях заработной платы и доходов, жилищной обеспеченности уровнях бытового обслуживания и т.д.” Таким образом, в первую очередь среди экономических факторов выделяются такие, как наличие рабочих мест, условия занятости, уровень доходов, перспективы решения жилищной проблемы, затем преимущества в удовлетворении запросов социального характера.

Все остальные являются подчиненными по отношению к экономическим. Даже такие объективные, постоянно действующие факторы, как природные, в огромной степени определяют экономические условия, а значит, уже могут быть включены в многообразие экономических факторов.

Эти выводы были сделаны в условиях функционирования социалистической, то есть исключительно плановой системы хозяйствования. Тогда наличие дохода не являлось обязательным условием, как следствие, доступности всех социальных и бытовых благ. В нынешних условиях, когда от наличия материальных средств зависит возможность получения всех благ и услуг, так как предложение зависит от наличия платежеспособного спроса, этот тезис еще более актуален.

Цикличность экономического развития в странах запада
в XX веке целиком совпадает с цикличностью миграционного притока и прироста населения.

Динамика процессов занятости и миграционных процессов, происходящих на территории Российской Федерации в течение
90-х годов прошлого столетия является неоспоримым тому доказательством.

Региональные изменения в структуре занятости и уровне безработицы очень точно кореллируют с динамикой и направлениями миграционных потоков на территории Российской Федерации.

 


Региональная политика

Важным элементом бескризисного развития считается обеспечение равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии. Это означает, что уровень и условия жизни в отдельных регионах не должны резко отличаться друг от друга, для того, чтобы не происходил процесс резкого перелива и концентрации населения из одних регионов в другие, не создавался опасный уровень социальной напряженности в наиболее благоприятных регионах.

Рациональное размещение населения, как за счет внутреннего его перераспределения, так и за счет притока извне, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность. Любое цивилизованное государство следит за тем, чтобы не происходила чрезмерная концентрация населения и экономики в одних регионах и запустение в других.

Не случайно в рамках Евросоюза, в Комиссии европейских сообществ (Правительство ЕС) создана и действует Генеральная дирекция по региональной политике во главе с комиссаром (министром), а при Европарламенте – Специальная комиссия по региональной политике.

Главной целью этой политики является поддержание такого экономического развития регионов, которое обеспечивает занятость необходимой численности населения и, следовательно, рациональные миграционные потоки, поддерживался баланс населения.

В силу специфических особенностей миграционных процессов, зависимости от всего комплекса социально-экономических и природных факторов, политика, проводимая в отношении их регулирования не может не находиться во взаимодействии с:

1.     Социальной политикой в целом и всеми ее составляющими, т.к. миграционные процессы являются только следствием притягивающих социальных факторов. Кроме того, они и сами становятся следствием социального неблагополучия. Меры социальной политики выступают на первый план при оказании государственной поддержки тем категориям мигрантов, которые переезжают на новое постоянное или временное место жительства под воздействием преимущественно выталкивающих факторов в экстренном порядке.

2.     Демографической политикой. Являясь важной составляющей демографического процесса, миграционные процессы влияют на демографическую ситуацию. В одних случаях они способствуют снижению “демографического давления”, в других позволяют компенсировать естественные потери населения. Миграция населения способна привести к существенным изменениям в половозрастной структуре населения отдельных регионов страны. Миграционная политика выступает как важный компонент демографической политики.

3.     Геополитикой, т.к. выступает мощным рычагом к перераспределению населения по территории страны. Численность населения отдельных регионов, его национальный и конфессиональный состав во все времена являлись либо средством, либо объектом экспансии. Кроме того, применительно к политике в области внешней миграции, необходимо учитывать двусторонние отношения с разными государствами, наличие партнерских и союзнических отношений с ними.

4.     Национальной политикой. В связи с тем, что одной из важнейших групп факторов субъективного, психологического характера, воздействующих на миграционные процессы, является сложившийся жизненный стереотип, или жизненный стандарт, зависящий в первую очередь от этнических особенностей и обычаев, миграция населения находится в тесной связи с этническими процессами.

5.     Но наиболее тесная взаимозависимость и взаимосвязь существует, как уже отмечалось между миграционными и экономическими процессами, а следовательно, между миграционной и экономической политикой, а с точки зрения территориального перераспределения населения, с ее региональной составляющей. Социально-экономические миграционные процессы находятся в тесной связи с движением капиталов. Экономическая политика, в том случае, если она есть, определяет необходимые региону население и трудовые ресурсы, а также меры экономического стимулирования миграционного притока (оттока) населения в нужных масштабах и направлениях.

Кроме внешней миграционной политики, как правило, иммиграционной, всегда существует и политика в отношении размещения населения и внутри страны, которая в том числе воздействует на распределение иммиграционных потоков.

Рациональное размещение населения способствует эффективному функционированию экономики, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность. Любое цивилизованное государство следит за тем, чтобы не происходила чрезмерная концентрация населения и экономики в одних регионах и запустение в других. Размещение населения или его перераспределение осуществляется в форме внутренних переселений.

Воздействовать на миграционное поведение населения можно, используя весь комплекс административных, правовых и экономических рычагов управления. Причем в любом государстве это функция исключительно центрального правительства. Однако она реализуется с помощью региональной экономической политики путем воздействия на социально-экономическую ситуацию в регионах и их миграционную привлекательность.

Регулирование регионального развития осуществляется в странах с самым разным государственно-политическим устройством. Отличаются лишь формы воздействия на миграционное поведение населения. По-своему интересный и успешный опыт региональной экономической политики имеется и в федеративных государствах (США, Канаде, Германии, Австрии и др.) и в унитарных республиках (Франции, Италии и др.) и в монархиях парламентского типа (Великобритании, Нидерландах, Испании, Швеции и др.).

Да и собственный опыт в России, как государства с обширной территорией и самым большим разнообразием региональных условий жизни и хозяйственной деятельности, нельзя сбрасывать со счетов. Благодаря целенаправленной региональной экономической политике по освоению восточных территорий, в относительно сжатые сроки в эти регионы перераспределено согласно переписи населения 1897 года из 60 губерний России почти 2,4 млн. человек. Не менее внушительными были и масштабы переселения в эти районы в бывшем СССР. Однако нельзя не признать, что в тот период перераспределение обеспечивалось с помощью административных рычагов, что привело к нарушению прав граждан на свободу передвижения.

Административные меры являются эффективными только в случае подкрепления их экономическими стимулами, которые обеспечивают совпадение интересов государства и отдельного гражданина.

Как следует из международного и отечественного опыта, развитие региональных экономических систем и их функционирование не может осуществляться на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства неизбежно приводила к нарастанию разного рода противоречий, способных разрушить целостность национальной экономики и общества. Со времен первых экономических кризисов необходимость государственного регулирования экономического развития стала аксиомой. Поэтому забота о пространственной организации хозяйства страны, о размещении производительных сил вообще и населения в частности является непременной функцией любого государства, безусловным рефлексом его самосохранения. Опыт проведения рыночных реформ в России доказал эту истину еще раз.

Не случайно, что современные системы регулирования в странах с рыночной экономикой стали складываться в период мирового экономического кризиса 30-х годов прошлого столетия (особенно в США), приобрели более развитые формы после второй мировой войны (особенно в Западной Европе) и периодически реформируются в последние десятилетия.

Активизация деятельности правительств в этой сфере отражает понимание того, что без решения региональных проблем нельзя достигнуть провозглашаемых правительствами большинства развитых стран национальных целей: эффективной занятости, улучшения качества жизни, социально справедливого распределения доходов, стабильного, устойчивого экономического роста.


Заключение

В заключении можно сделать следующие выводы: я определила понятие «миграционная политика». Под миграцией населения мы подразумеваем любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих.

Выявила следующие факторы миграции: факторы притягивающие, побуждающее население переселяться в те регионы, где качество жизни, благодаря набору природных и экономических условий будет выше, чем в регионе предыдущего проживания; факторы выталкивающие, складывающиеся в регионах постоянного проживания обстоятельства, также природного или экономического характера, воздействие которых делает невозможным дальнейшее проживание в данном регионе, независимо от того, существуют ли условия в регионе переселения для успешной адаптации.

В идеологии региональной экономической политики развитых стран важное место занимает понимание того, что главным ее объектом являются различного рода региональные (пространственные) неравенства - различия в уровнях развития, занятости, доходов населения, условиях предпринимательства и т.д. Из этого следует, что на уровень миграционной привлекательности регионов, а значит на направления миграционных потоков, в первую очередь влияют меры региональной (или пространственной) экономической политики, призванной сводить к минимуму региональные неравенства.

 

Список литературы

1. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. – М.: Диалог-МГУ, 1999. С.19.

2. Население России 2000. Отв. ред. А.Г. Вишневский, ИНХП РАН. М., 2001, С.104.

3. Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический доклад. Под. ред. А.Г. Вишневский. ИНХП РАН. М.: 2001.С. 102.

4. Переведенцев В.И. Миграция населения и трудовые проблемы Сибири. Наука, Новосибирск, 1966. С.118.

5. Рыбаковский Л.Л.“Региональный анализ миграции” М.: С.76-106.

6. Рыбаковский Л.Л., Миграция населения: прогнозы, факторы, политика, М.: С. 34.,С. 70.

7. Стабилизация численности населения России (возможности и направления демографической политики). Под общ. ред. Кареловой Г.И., Рыбаковского Л.Л. Изд-во Центра социального прогнозирования. М.: 2001.С.74.

8. WWW.CSR.ru

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (МГОУ)

Московский государственный областной университет

Факультет технологии предпринимательства

Представительство в г.Луховицы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По предмету: Экономика

на тему:

 

«Миграционная политика РФ».

 

 

Выполнила: студентка 2 курса з/о ФТП 3,5 года

Панасюк Ирина Викторовна.

 

Преподаватель: к.э.н.,доцент Медведева Е.А.

 

Луховицы 2008


Содержание

        Введение………….........................................................................................3

1. Понятие «миграция населения»…………………………………………...5

2. Классификации факторов миграции…………………………………….10

3. Теории исследования миграционных процессов……………………….13

     Миграционные процессы Е.Г. Равенштейна……………….…………...13

    Миграционные процессы Л.Л. Рыбаковского……………………….….14

4. Миграция – как социальный процесс……………………………………15

5. Региональная политика…………………………………………………...17                                                                                    Заключение……………………………………………………………...………..22 Список литературы……………………………………………………...……….23


Введение

 

Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста. В условиях стремительного сокращения численности населения Российской Федерации в целом и трудоспособного населения в частности, совершенствование миграционной политики приобретает особую актуальность. В настоящее время миграционные потоки носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии. Создание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции нельзя осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о миграции. Источниками информации по миграции служит административная статистика, перепись и обследования населения. Однако все эти источники не в полной мере охватывают мигрантов, в первую очередь нелегальных, что затрудняет принятие взвешенных экономических и политических решений.

Для получения более обоснованного и четкого представления о трудовых мигрантах, в том числе, работающих нелегально, необходимо провести единовременное обследование мест компактного проживания мигрантов. Анализ результатов указанного обследования даст возможность расширить представление о составе и структуре трудовой миграции.

С проблемами по сбору данных по миграции сталкиваются во всем мире, в частности в странах Европы. В связи с этим, Евростат, в том числе, планирует, начиная с 2008 года, включить в национальные обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ) специальные блоки вопросов по миграции. В ряде стран уже прошло пилотирование соответствующих модулей. В этой связи, представляется целесообразным, используя материалы Евростата и разработки российских экспертов, подготовить и апробировать блок вопросов по миграции для включения в обследование населения по проблемам занятости. Результаты исследования помогут более обоснованно формулировать меры миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.

Целями данной работы является следующее: определить понятие «миграционная политика», выявить факторы миграции, определить развитие и обеспечение равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии. 


1. Понятие «миграция населения»

Одним из важнейших источников формирования населения в отдельных регионах мира и в России в частности, стала миграция населения.

В понятие “миграция населения” различные исследователи вкладывают самый разнообразный смысл. Количество определений “миграции населения” столько же, сколько и авторов этих определений. В.А. Ионцев насчитал только в отечественных публикациях около 36 различных определений. Современное значение термина чрезвычайно широко.

Принципиальные различия в толковании этого понятия заключаются в следующем:

· учитывается ли при фиксировании факта территориального перемещения людей фактор расстояния;

· учитывается ли фактор времени пребывания на территории прибытия и регулярности перемещений в различных направлениях;

· рассматривается ли фактор пересечения каких-либо официально установленных рубежей.

Поэтому, в зависимости от учета этих трех обстоятельств можно все определения понятия “миграция населения” условно подразделить на три основные группы.

Не умаляя достоинств каждой из имеющихся трактовок понятия “миграция населения”, наиболее точными и полными, с нашей точки зрения, отвечающими решению задач разработки методологии миграционной политики, является следующее определение:

Под миграцией населения мы подразумеваем любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих.

Ни один воспроизводственный процесс в реальном современном экономически развитом и сильно интегрированном обществе не проистекает без воздействия на него тех изменений, которые происходят в населении в связи с миграционными процессами.

Это подтверждается и выполнением той компенсирующей функции в части стабилизации численности населения россиян, которую выполнила миграция в период резкого увеличения естественной убыли населения в самый кризисный период развития. Фактически за 1992-1999 гг. общая убыль населения нашей страны составила 1,9%, однако при условии нулевого сальдо внешней миграции она могла бы быть в 2 раза больше.

Неточно сводить миграционные процессы лишь к миграции рабочей силы. Хотя в периоды стабильного и относительно спокойного мирового общественного развития главным видом и движущей силой при территориальном передвижении является состояние рынков труда в различных регионах. Однако бывают достаточно продолжительные и нередко возникающие периоды так называемой вынужденной миграции, вызываемой воздействием выталкивающих факторов, к которым следует отнести военные конфликты, политические решения, глобальное экономическое реформирование. В эти периоды в движение приходит отнюдь не только экономически активное население, но и массы социально незащищенных категорий людей. Поэтому исключение из понятия “миграционное движение” различных видов так называемых внеэкономических миграций представляется искусственным.

Население или группы людей, участвующие в процессе переселения обладают теми же социально-экономическими и демографическими характеристиками, что и стационарное население. Однако половозрастная структура населения, участвующего в миграционных процессах, структура по уровню образования и многие другие характеристики резко отличаются от тех, которыми обладает стационарное население. Поэтому, в случае, когда миграция приобретает масштабные размеры, она оказывает существенное воздействие на все воспроизводственные, а также социальные и политические процессы как в позитивную, так и в негативную стороны.

В 1960-90 годы примерно 3/4 российских мигрантов были моложе 30-и лет, по достижении этого возраста миграции почти прекращались. В прошедшее десятилетие (90-е годы) мигранты сильно “постарели”, доля молодежи, особенно в возрасте 15-19 лет, сильно уменьшилась, а все мигранты до 30-ти лет составляют менее 60% общего потока. Произошел сильный сдвиг структуры мигрантов в сторону зрелых и самых старших возрастов.

Для того чтобы квалифицировать миграцию населения как объект управления и разработки соответствующей политики, необходимо определить основные влияющие на мотивацию к переселению факторы и побудительные причины миграции.

Несмотря на крайнее разнообразие подходов к классификации и самих классификаций факторов миграции, все специалисты единодушны в том, что побуждают к переселению совокупные преимущества в условиях жизни в регионе вселения по сравнению с регионом выезда.

Понятием “условия жизни” объединяется вся окружающая человека среда - природная и социальная. Под факторами понимается лишь часть условий, которые воздействуют на процесс миграции. В этом их вторичность. Становится ли тот или иной компонент окружающих человека условий фактором миграции, всецело зависит от природы конкретных явлений и процессов. Но не все факторы трансформируются в непосредственные причины, заставляющие свершиться само явление – миграцию.

К этому необходимо добавить, что миграция населения помимо преимуществ в условиях жизни зависит от сложившегося у определенной группы населения жизненного стандарта, т.е. от представления о том, что является нормой, и какие отклонения от нормы являются преимуществами по сравнению с существующими условиями жизни.

А на формирование жизненного стандарта накладывает отпечаток культура, традиции, восприимчивость к их изменениям, т.е. этнические особенности групп населения.

Какова иерархия факторов, влияющих на миграцию населения. Какие преимущества в первую очередь принимаются во внимание человеком при принятии решения о переезде?

Особое значение и это признается всеми учеными, имеют экономические факторы, в основе которых лежит стремление мигрантов улучшить условия жизни. “Главное влияние на миграцию оказывают экономические факторы, важнейшим из которых является уровень жизни” - справедливо отмечает Д.Д. Москвин. И далее: “К важнейшим факторам, определяющим уровень жизни населения, в первую очередь относятся такие как заработная плата…. Возможность приложения труда…”.

В.И. Переведенцев отмечает: “Под экономическими факторами территориального перераспределения населения мы понимаем территориальные различия в условиях занятости, уровнях заработной платы и доходов, жилищной обеспеченности уровнях бытового обслуживания и т.д.” Таким образом, в первую очередь среди экономических факторов выделяются такие, как наличие рабочих мест, условия занятости, уровень доходов, перспективы решения жилищной проблемы, затем преимущества в удовлетворении запросов социального характера.

Все остальные являются подчиненными по отношению к экономическим. Даже такие объективные, постоянно действующие факторы, как природные, в огромной степени определяют экономические условия, а значит, уже могут быть включены в многообразие экономических факторов.

Эти выводы были сделаны в условиях функционирования социалистической, то есть исключительно плановой системы хозяйствования. Тогда наличие дохода не являлось обязательным условием, как следствие, доступности всех социальных и бытовых благ. В нынешних условиях, когда от наличия материальных средств зависит возможность получения всех благ и услуг, так как предложение зависит от наличия платежеспособного спроса, этот тезис еще более актуален.

Цикличность экономического развития в странах запада
в XX веке целиком совпадает с цикличностью миграционного притока и прироста населения.

Динамика процессов занятости и миграционных процессов, происходящих на территории Российской Федерации в течение
90-х годов прошлого столетия является неоспоримым тому доказательством.

Региональные изменения в структуре занятости и уровне безработицы очень точно кореллируют с динамикой и направлениями миграционных потоков на территории Российской Федерации.

 


Классификации факторов миграции

В классификации факторов миграции нет недостатка, так как любой исследователь, который занимается анализом процесса, должен выстроить четкую логическую цепь фактор – причина - следствие (явление), в которой фактор занимает первое место.

Каждая классификация, также как и определение самого понятия “миграция населения” отвечает той или иной задаче, поставленной перед собой исследователем. Наиболее распростран


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.