Базовые понятия онтологии: бытие,, небытие, сущее, ничто, сущность. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Базовые понятия онтологии: бытие,, небытие, сущее, ничто, сущность.

2019-08-04 4289
Базовые понятия онтологии: бытие,, небытие, сущее, ничто, сущность. 4.67 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Бытие – это то что есть. Это – всеобщая универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность.

Небытие
- отрицание бытия; это несуществование вообще; это несуществующая реальность; это то, что нельзя помыслить.

Сущее
– категория онтологии, употребляется для обозначения как всей совокупности всех имеющихся людей, животных, растений, вещей, так и для каждого отдельного человека, животного, растения и т.д..
В эпоху античности сущее включало в себя человека и Богов.
В эпоху средневековья сущее- это творение Бога.
В эпоху Нового времени сущее- совокупность внешних причин, вещей и условий. Сущее- это то, что открывается человеку в его представлении. Оно распадается на совокупность причинно-следственных связей, становится картина мира и отношение человека к сущему теперь определяется его мировоззрением.

Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.
В античной философии сущность- «начало» понимания вещей.
В эпоху средневековья носителем сущности выступает Бог, а земное существование рассматривается как иллюзорное (ненастоящее).
В философии эпохи Нового времени сущность приобретает гносеологический (познавательный) характер и находит свое выражение в перцепции (восприятии) первичных и вторичных качеств.
Существование, в отличие от термина «бытие», выражает только аспект существования сущего, тогда как бытие употребляется в значении «всё существующее» или мир как целое.
Пример:
кошка-сущее;
кошка персидская, красивая, зеленоглазая-сущность;
предполагаем, что кошка лежит на диване и есть у меня- это ее существование;
а всё это находится в бытие.

Ничто- это то, из чего бытие выводит сущее на свет; это то, чего нет и вместе с тем есть; это бытие не-сущего или возможность сущего. Ничто не отрицает сущее, оно проявляется вместе с ним.

20. Количественные и качественные характеристики бытия. Единое и многое- их соотношение. Духовное и материальное начало бытия.

К количественным характеристикам относят единое и многое.
Бытие раскрывается со стороны своего единства.
Единое- это категория онтологии, которая означает начало всякого множества. Единое является причиной всякой вещи, но сама не есть вещь.
Бытие как единое- причина и начало всего сущего, т.е. многого.
Благодаря единому, многое становится целостным, поскольку без единого многое превращалось бы в бесконечность сущего.

К качественным характеристикам бытия относят материальное и духовное.
Духовное- это единое во многом. (Бог- один, но трактовка его в различных религиях разная)
Материальное- это многое в едином. (Марки авто- ауди, бмв, мерс- машина.

21. Понятия «материя» и «тело». Особенности человеческой телесности.

Слово «материя» первоначально обозначало дерево, древесину, строительные леса, что легко ассоциировалось со строительным материалом вообще.

Первые греческие натурфилософы сводили материю к вещественному материалу, из которого строятся, создаются все вещи. Только древесину они заменили на более универсальный материал: воду, воздух, огонь или смесь природных стихий.

Платон называет материю матерью-восприемницей, способной рождать и чеканить любые формы. Но это возможно только в том случае, если сама материя лишена какой-либо формы.

Аристотель приходит к выводу, что материя — это не только и даже не столько отсутствие, лишенность формы, но также возможность и действительность формы. Глыба мрамора становится статуей не только по причине своей первоначальной бесформенности, но и вследствие возможности и способности приобретения определенной формы.

На основе аристотелевского различения материи средневековый

философ Дунс Скот дает следующую классификацию видов материи:

1) Первая материя первого рода. Чистая возможность всего;

2) Первая материя второго рода. Неопределенный субстрат любой возможной формы;

3) Первая материя третьего рода. Субстрат определенной формы;

4) Вторая материя. оформленная материя, тело.

 

Что такое тело? Телом является всякая оформленная материя. Но материя тела не есть само тело. Тело есть индивидуальный носитель определенных свойств и качеств.

Особое место в системе природных тел занимает человеческое тело. Оно - носитель духа, индивидуальность, становящаяся личностью. Дух, преломляясь через телесность, порождает особый вид миросозерцания духовную чувственность.

Сущностью человеческой телесности является чувственное переживание идей - их отелеснение. По словам С. H. Булгакова, именно телесностью или чувственностью устанавливается реальность мира.

Человеческое тело может стать антиподом духа, и тогда оно превращается в плоть, т. е. животность, стремящуюся к самостоятельности и господству.

Но оно может стать и инструментом духа, и тогда можно говорить об одухотворенном, просветленном, преображенном теле. В этом смысле тело, по словам B. C. Соловьева, есть «храм духа».

Телесность по своему существу не есть противоположность духу. «Тонкое» тело и есть дух, а объективный дух государственности можно рассматривать как особое тело.

Античные философы, в особенности неоплатоники, утверждали существование различных видов духовного тела: небесного, эфирного, светящегося.

22. Соотношение понятий «дух», «душа», «ум».

Значение слова «дух» совпадает в русском, древнегреческом, латинском и древнееврейском языках.
Здесь дух представлен как дыхание, означающее жизнь и одушевленность.
Однако у Древних греков дух выступает как «пневма», понимается как подвижная субстанция, смесь 4-ех стихий.
Однако для более поздней философии более характерным явилось преодоление такого понимания духа.

Существуют 2 направления:
1)в поздней греческой философии дух понимается как «нус».
Например, у Платона и Аристотеля нус- это формообразующее начало всего сущего или идол идей.
А древнегреческое понимание духа как пневмы выражает здесь душу, т.е. выражение жизни.
В этом смысле отношение между душой и духом отлично выражает Гегель: «Душа- это плененный природой дух».

2)в религиозной или христианской философии дух выводится к абсолютному началу, т.е. к Богу.

Греческое представление о нусе и христианское откровение о духе своеобразно переплелись в работе Гегеля «Философия духа», в которой он показывает бытие духа как восхождение по ступеням действительности к вершине абсолютной идеи.
Гегель выделяет:
1)ступень субъективного духа: душа, сознание, самосознание, разум, теоретический дух (созерцание, представление и мышление) и практический дух (воля, влечение, счастье и т.д.).
2)ступень объективного духа: правоморальность (умысел, намерение, добро, зло и т.д.) и нравственность (семья, гражданское общество и государство).
3)ступень абсолютного духа: искусство, религия, философия как наука и философия духа.

23. Проблема бытия в истории философии (античная, средневековая и философия нового времени.)

Онтология – это учение о бытие и сущем.
Бытие- центральная категория онтологии— в самом широком значении — это существование. В более узком значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности.
В отличие от категории «быть», т.е. иметься в наличии, бытие- это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности.
Бытие – это то что есть. Это – всеобщая универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность.
Формы бытия:
бытие неживой природы и бытие живой природы.
Бытие неживой природы- весь естественный и искусственный мир, а так же все состояния и явления планеты.
Бытие живой природы имеет 2 уровня:
1-ый представлен живыми неодухотворенными телами, т.е. всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергией (вся флора и фауна).
2-ой уровень- бытие человека и его сознание.

Постановка проблемы бытия изначально была связана с поиском мировоззренческих оснований объяснения мира.
Первый проблему рассматривает Парменид, по мнению которого бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно и неуничтожимо.
В эпоху средневековья происходит персонализация бытия в лице бога. Бог выступает как идеальная сущность, полнота совершенств, создатель и источник всего сущего.
В Новое время бытие субъективизируется в лице духовного мира самого человека.

24. Предмет и задачи гносеологии. Понятие знания. Ценностные характеристики знания.

Гносеология - это раздел философии, занимающийся критикой и исследованиями теории познания.

Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Субъект познания - познающее сознание, а также носитель познавательно-предметной и оценочной деятельности.

Субъектами познания могут быть: человек; группа или коллектив; общество в целом.

Объект познания - то, что противостоит субъекту; то, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность субъекта.

Таким образом, познание возможно благодаря наличию 3 элементов:

1) Познающий (субъект);

2) Познаваемое (объект);

3) Направленность субъекта на объект- интенция.

Главными направлениями в гносеологии выступают:

1) Рационализм, согласно которому истинное знание возможно благодаря логике и разуму. Рене Декарт, Беннедикт Спиноза, Г. Лейбниц

2) Эмпиризм, согласно которому опыт является источником истинного знания. Дэвид Юм, Френсис Бэкон и т.д.

Однако ни эмпиризм, ни рационализм не отрицают, соответственно, роли разума или опыта в познании.

Например, 1-классический эмпиризм в лице Джона Локка признает 2 вида опыта- внешний и внутренний.

Первый связан с ощущением предметов внешнего мира и ведет, соответственно, к образованию «первичных» и «вторичных» чувственных качеств вещей: величина, формы, цвета, вкуса, запаха и т.д.

Второй вид опыта связан с восприятием деятельности разума, а также душевных состояний личности: желание, совесть, счастье, вера и т.д.

Такого рода внутренние чувства Локк называет рефлексией.

2-Источник знания- разум, в котором заложены врожденные идеи.

Рационализм исходит из той предпосылки, что с помощью опыта нельзя обосновать критерии истинности знаний о мире.

3-Сэнсуализм, согласно которому ощущение и восприятие являются источником истинного знания. Протагор, Эпикур, Джон Локк.

Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, которую он применяет на практике; это продукт отношения мысли к действительности, выступающие в логико-языковой форме, т.е. в виде понятий, суждений, символов, знаков и т.д.

Знание содержит 2 стороны:

1) Субъективную (человеческая мысль);

2) Объективную (материальный мир, на который направлена человеческая мысль).

Отсюда истинное знание должно обладать объективной достоверностью и субъективной достаточностью.

Исходя из этого, мнение - это признание чего-либо истинным, недостаточное как с объектной, так и с субъектной стороны, т.е. не обладающее ни объективной достоверностью, ни субъективной убежденностью.

Вера - признание чего-либо истинным, достаточное с субъективной стороны, но не имеющее объективной значимости.

Истинное знание обладает тройной направленностью (ценностные характеристики знания):

1) Знание- есть сила (например, нравственное знание дает силу духа и позволяет человеку властвовать над собой; научное знание дает человеку силу над внешним миром).

2) Знание- есть свобода (высшая духовная свобода, которая предполагает свободу от привычек и мнения толпы).

3) Знание-есть спасение (по Сократу, знание спасает человека от невежества и заблуждений).

25. Соотношение знания, мнения и веры.

Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, которую он применяет на практике; это продукт отношения мысли к действительности, выступающие в логико-языковой форме, т.е. в виде понятий, суждений, символов, знаков и т.д.

Знание содержит 2 стороны:

3) Субъективную (человеческая мысль);

4) Объективную (материальный мир, на который направлена человеческая мысль).

Отсюда истинное знание должно обладать объективной достоверностью и субъективной достаточностью.

Исходя из этого, мнение - это признание чего-либо истинным, недостаточное как с объектной, так и с субъектной стороны, т.е. не обладающее ни объективной достоверностью, ни субъективной убежденностью.

Вера - признание чего-либо истинным, достаточное с субъективной стороны, но не имеющее объективной значимости.

Истинное знание обладает тройной направленностью (ценностные характеристики знания):

4) Знание- есть сила (например, нравственное знание дает силу духа и позволяет человеку властвовать над собой; научное знание дает человеку силу над внешним миром).

5) Знание- есть свобода (высшая духовная свобода, которая предполагает свободу от привычек и мнения толпы).

6) Знание-есть спасение (по Сократу, знание спасает человека от невежества и заблуждений).

26. Истоки и смысл процесса познания. Основные уровни и формы познания. Две точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм.

Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Субъект познания - познающее сознание, а также носитель познавательно-предметной и оценочной деятельности.

Субъектами познания могут быть: человек; группа или коллектив; общество в целом.

Объект познания - то, что противостоит субъекту; то, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность субъекта.

Таким образом, познание возможно благодаря наличию 3 элементов:

1) Познающий (субъект);

2) Познаваемое (объект);

3) Направленность субъекта на объект- интенция.

 

Существуют 2 вида познания:

1) Как процесс;

2) Как форма духовной деятельности.

1)Познание как процесс- совокупность методов, с помощью которых человек приобретает знания об окружающей действительности (вид познания- научное познание).

2)Как форма духовной деятельности познание возникает с момента появления человека и проходит с ним все этапы развития.

На ранних этапах развития человека существовало обыденно-практическое познание, которое заложило элементарные сведение о природе и самих людях.

Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни человека.

Следующая форма- мифологическое познание, в рамках которого вырабатывались определенные знания о человеке и Богах.

В рамках мифологического познания зарождается художественно-образная форма познания, которая впоследствии выразилась в искусстве.

Философско-религиозное познание. В религиозном познании эмоциональное отношение к миру соединяется с верой в сверхъестественное, в философском- с разумом.

Выделяют два основных уровня познания— чувственный (эмпирический) и рациональный.

Рациональное познание- познание на основе логики и мышления.

К формам рационального познания относят:

1) Понятие — форма мышления, в которой отражаются общие и сущностные свойства предметов и явлений.
Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола.

2) Суждение – форма мышления, благодаря которой устанавливается связь между понятиями. Например, «Золото есть металл».

3) Умозаключение — форма мышления, посредством которой из известных знаний, выраженных определенными суждениями, выводится новое знание.

Главными направлениями в гносеологии выступают:

3) Рационализм, согласно которому истинное знание возможно благодаря логике и разуму. Рене Декарт, Беннедикт Спиноза, Г. Лейбниц

4) Эмпиризм, согласно которому опыт является источником истинного знания. Дэвид Юм, Френсис Бэкон и т.д.

Однако ни эмпиризм, ни рационализм не отрицают, соответственно, роли разума или опыта в познании.

Например, 1-классический эмпиризм в лице Джона Локка признает 2 вида опыта- внешний и внутренний.

Первый связан с ощущением предметов внешнего мира и ведет, соответственно, к образованию «первичных» и «вторичных» чувственных качеств вещей: величина, формы, цвета, вкуса, запаха и т.д.

Второй вид опыта связан с восприятием деятельности разума, а также душевных состояний личности: желание, совесть, счастье, вера и т.д.

Такого рода внутренние чувства Локк называет рефлексией.

2-Источник знания- разум, в котором заложены врожденные идеи.

Рационализм исходит из той предпосылки, что с помощью опыта нельзя обосновать критерии истинности знаний о мире.

3-Сэнсуализм, согласно которому ощущение и восприятие являются источником истинного знания. Протагор, Эпикур, Джон Локк.

Познать человеку можно все, что угодно (все то, что находится в пространстве и времени). Познать человек не может только Бога (поскольку Бог пребывает вне пространства и времени). Когда человек считает, что он познает Бога, на самом деле он познает себя через свое отношение к Абсолюту (Богу).

В гносеологии существуют 2 точки зрения на процесс познания:

1) Гностицизм- направление, согласно которому человек может познать весь окружающий мир. (Платон, Демокрит, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гегель, К. Маркс)

2) Агностицизм, сторонники которого утверждали, что мир не познаваем, а человек обладает ограниченными возможностями познания. (Д. Юм, И. Кант, Э. Мах)

Иммануил Кант, который вывел термин «вещь в себе», означающий, что человек может познать лишь внешнюю сторону предмета или вещи, тогда как внутренняя сторона остается\ в «в тайне от человека».

Идеалисты- это, как правило, агностики; материалисты- гностики.

Однако гностицизм и агностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов.

Отличие их подходов:

Идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

А материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность (сознание) изучает сама себя.

27. Знание и познание. Структура познавательного акта: субъект-объект-интенция (Н,О, Лосский «Обоснование интуитивизма).

Познание – это процесс целенаправленного активного отражения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а так же субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Знание - Объективная реальность, данная в сознании человека и которую человек в своей деятельности воспроизводит.

Познание возможно благодаря наличию трех моментов:

1) Некто познающий, субъект познания (субъект – лежащий в основании).

2) Нечто познаваемое, объект познания (объект – лежащий против или перед чем-то).

3) Некоторое отношение между субъектом и объектом, направленность субъекта на объект – интенция (стремление).

Главным свойством субъекта, определяющим возможность познания, является единство познающего Я, т.е. единство ощущения и сознания в процессе познания мира. Отсутствие такого единства означает не только невозможность познания, но и утрату психической, душевной нормы: раздвоение личности, забвение себя и т.д.

Единство познающего Я должно иметь трансцендентальную, т.е. сверхпространственную и сверхвременную, основу. Предметы внешнего мира постоянно меняются во времени и пространстве, и, чтобы познать их, субъект должен быть как бы вне времени и вне пространства, иначе он сам превратиться в объект.

Очевидно, что в человеке как субъекте познания живет, некое сверхиндивидуальное Я, что и позволяет ему быть одновременно и объектом (т.е. изменяться в пространстве и времени), и субъектом (стоять как бы над временем и пространством). Иногда говорят еще, что познает дух, некое общечеловеческое Я и т.д.

Основные признаки объекта — его противопоставленность субъекту и изменяемость во времени и пространстве. Объектом познания может бить все что угодно, в том числе и человек, за исключением Бога, поскольку Бог пребывает вне времени и пространства и не может ничему противостоять. Когда человек считает, что он познает Бога, то на самом деле либо это он познает себя самого, либо сам Бог познает себя через человека.

Состояние интенции предполагает следующие ступени:

• внимание, т.е. направление сознания вовне, на объект;

•различение, т.е. выбор предмета, выделение его из общей массы вещей, из мирового целого;

•осознание, т.е. представленность объекта в сознании в качестве идеального образа.

Главное в познании — это четкое отличие состояний интенции от свойств самого объекта. Игнорирование такого отличия приводит к солипсизму (от лат. solus — один, единственный + ipse — сам), т.е. представлению о том, что объект есть лишь комплекс субъективных ощущений, что он не существует вне нашего внимания, различения, осознания. В действительности же объект существует сам по себе, независимо от субъекта, но предметом познания он может стать только при направленности на него внимания и т.д.

Таким образом, интенция выражает не свойства предметов, а свойство познания предметов.

 

28. Проблема познаваемости мира в античной, средневековой философии и философии эпохи нового времени.

(Может из первого вопроса ответ.)

Суть вопроса в том, может ли субъект адекватно воспроизвести сущностные характеристики мира, познаваемых им объектов.

По вопросу «Познаваем ли мир?» среди философов не было однозначной позиции.

Основные позиции: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

Сторонники положительного ответа сформировали лагерь так называемого «гносеологического оптимизма». Они считали, что границ познанию не существует, что человек в принципе может получать верные сведения о любом явлении действительности. Эту позицию разделяли практически почти все античные мыслители, философы эпохи Возрождения, но наиболее активно ее обосновывали представители диалектико-материалистической философии. Они полагали, что именно практическая деятельность является основанием и критерием истинности знания. Понятие «практика» понимается диалектическим материализмом предельно широко, практика – это любая форма преобразующей деятельности человека, включающая в себя социальную деятельность и обыденное познание, эксперимент и развитую научную теорию. Знание, многократно подтвержденное на практике, однозначно доказывает, что мир познаваем.

Сторонники негативного ответа могут быть отнесены к гносеологическим пессимистам. В зависимости от степени убежденности в непознаваемости мира они могут быть отнесены либо к скептикам, либо к агностикам.

Скептицизм – это более мягкая, умеренная позиция. Она принципиально не отрицает познаваемость мира, скорее, ее представители сомневаются в этом, а также в достоверности наших знаний. Основатель – позднеантичный философ Пиррон. По мнению софиста Протагора, все относительно – любые знания, ценности, законы, обычаи.

Агностицизм – более решительная версия «гносеологического пессимизма». Дословно термин переводится как недоступный познанию: «а» – отрицательная частица «не», «гнозис» – знание. Согласно агностикам, достоверное знание в принципе недостижимо. Зачатки агностицизма можно обнаружить в философии Протагора, но наиболее последовательно он был развит в учениях Юма, Беркли и Канта. В частности, Юм утверждал, что все познание имеет дело с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, поэтому нельзя судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. Кант настаивал на существовании принципиальной границы между знанием и действительностью. Он вводит термины «феномен» («вещь-для-нас», или внешняя, явленческая сторона предмета, вещь, как она нам является в эмпирическом опыте) и «ноумен» («вещь-в-себе», сущность), подчеркивая, что все человеческое знание ограничено лишь феноменами и никогда не может постигнуть истинную сущность вещей, представленную ноуменом. Этим различением Кант стремился показать, что у эмпирического опыта и теоретического разума есть границы, поскольку есть сферы, которые не доступны эмпирическому опыту и теоретическому разуму, но принадлежат области веры.

Философия и наука ХХ века, не забывая о традициях гносеологического пессимизма, более активно исповедуют принципы гносеологического оптимизма. Но уверенность человека в своих познавательных возможностях не должна приводить его к отказу от доли здорового скептицизма и от критического анализа достигнутого знания.

 

29. Философские представления о сущности истины. Критерии истины.

«Истина есть великое слово и еще более великое дело. Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь» — эти слова Гегеля ярко и патетически выражают ту мысль, что истина столь же судьбоносна и значима для человека, как жизнь, счастье или любовь, что истина имеет отношение не просто к нашему познанию, но и к самому бытию, к самому существованию человека.

Но что же такое истина? Не является ли этот предельный вопрос лишь некой скептической и риторической фигурой, в которой выражена уверенность в относительности, субъективности и бессмысленности истины?

Но разве этот вопрос, обращенный Пилатом к Христу, не стал символом трагичности человека, не увидевшего явленности, открытости истины, не узнавшего саму живую истину?

Истина здесь, рядом с нами, и не видеть этого — значит обречь себя на вечную бессмысленность бытия — вот о чем идет речь в этой евангельской притче об истине.

Что представляет собой истина? Мы говорим, например, «истинное счастье». Это значит настоящее, неподдельное, действительное счастье. Точно так же мы говорим и о настоящем бриллианте, т.е. неподдельном, не фальшивом, естественном, а не искусственном. Фальшивый бриллиант — в действительности не то, чем он кажется. Но ведь фальшивый бриллиант — это тоже нечто действительное. Следовательно, истинность не может быть оправдана одной действительностью.

Истинное — это такое действительное, которое прежде всего согласуется с тем, что мы понимаем под тем или иным предметом, в чем мы усматриваем его сущность. В этом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету. Хотя фальшивый бриллиант и действителен, но он не соответствует своей сущности, своему понятию, а следовательно, нашему представлению о бриллианте.

Слово «истина» мы относим не только к самому сущему. Если суть истины — в соответствии предмета своему понятию, т.е. в истинности наших представлений о предмете, о сущем, то истинными или неистинными (ложными) должны являться в первую очередь наши высказывания о сущем.

«Истина» означает здесь двоякого рода согласованность (критерии):

1)совпадение вещи с понятием о ней;

2)совпадение понятия со словом, высказыванием.

Истина есть как бы приравнивание вещи к слову, подобно тому как обычная бумажная денежная купюра приравнивается к золотому эквиваленту.

Но как возможна такая согласованность, такое приравнивание совершенно различных вещей?

Об этом образно размышляет М. Хайдеггер. Мы говорим: «Эта монета круглая». Здесь высказывание согласуется с вещью. Но если вдуматься в этот пример истинности, он покажется верхом абсурда. Невольно станешь думать, что истина — плод относительности, условности и произвола.

Действительно, между монетой и высказыванием о ней нет ничего общего, что могло бы свидетельствовать об истине. Монета сделана из металла. Высказывание же вообще не является вещественным. Монета круглая. Высказывание же вообще не имеет никакой формы. На монету можно что-то купить. Высказывание же о ней никогда не бывает платежным средством.

И несмотря на все это, высказывание «эта монета круглая» является истинным и согласуется с вещью. И происходит это не в силу условности и договоренности, а в силу самой природы сущего. Уподобление выражает в данном случае не вещественную одинаковость, а единосущную взаимосвязь разнородных явлений бытия.

Хайдеггер усматривает это единосущее в открытости сущего человеку, его мысли и языку. Подтверждение этому он видит в самом слове «истина». По-гречески «истина» есть aleteia, что в буквально\ переводе означает «непотаенное», «открытое».

Сущее не играет с человеком в прятки, не пытается затуманить емуголову всякими призрачными явлениями и ложными образами. Он открывает ему себя, подобно тому как открывает ларец, наполненный настоящими, истинными драгоценными камнями. И человек может воочию видеть, трогать, рассматривать, изучать эти сокровища или же просто любоваться ими.

В этом смысле aleteia («непотаенное») есть само сущее.

Слово «истина» является заимствованием из старославянского языка. В старославянском образовано от «истъ» - «настоящий, несомненный, действительный» с помощью суффикса -ина. Истина — это бытие, сущее; то, что есть. Таким образом, и в греческом, и в русском языках «истина» означает открытость бытия, выход сущего из потаенности. То, что есть, то открыто, не утаено от человека.

Но не может ли случиться так, что в ларце окажутся и фальшивые камни? Конечно, такое возможно и даже необходимо. Во-первых, каждый камень имеет свою цену, и в сравнительном отношении это может существенно влиять на «ценность истины». Есть истины тривиальные и есть истины глубокие, в зависимости, так сказать, от исходной ценности камней. А кроме того, наличие драгоценных, истинных камней предполагает существование камней фальшивых и ложных.

В каком смысле истина есть сущее? Отвечая на этот вопрос, B.C. Соловьев замечает, что многие вещи сами по себе не могут быть истиной; они могут быть истиной только в том случае, если причастны к единому, т.е. единосущны. Таким образом, истинно сущее есть прежде всего единое — сам ларец, в котором содержатся камни. Но, будучи единым, сущее содержит в себе все, является единством всего.

Следовательно, истина есть всеединое сущее — таково наиболее глубокое философское определение истины.

30. Определение понятия наука. Характерные черты и отличительные признаки науки. Метафизические корни науки.

В широком смысле слова, наука- вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об окружающем мире; сфера, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении и т.д.

Наука- одна из форм общественного сознания.

По мнению Мартина Хайдеггера, наука- способ, каким для нас предстает всё, что есть, то есть сущее в целом.

Своими корнями наука уходит в определенный способ восприятия сущего и понимания истины.

Так, в основе античного знания лежит философское истолкование сущего как присутствия, а истины- как непотаенности, самораскрытия сущего через человека.

Символов античной науки принято считать логику, как искусство выражения сущего в слове.

В эпоху Средневековья сущее воспринимается как сотворенное Богом.

Истина сущего дана в откровении Священного Писания. Наука- это свод знаний учителей церкви, средневековых философов и все, что связано с разъяснением и толкованием их учений.

Эпоха Возрождения ставит человека в центр сущего- он противостоит сущему, оценивает и представляет собой сущее.

Новое время превращает человека в субъект (т.е. лежащий в основании всего), а сущее- в объект.

У Р. Декарта, который по праву может быть назван метафизическим основателем современной науки, сущее впервые определяется как предметность представления, а истина — как достоверность представления. Истину сущего ищут теперь в представлении о сущем, в картине сущего, в теории сущего и т.п. А это предполагает уже совершенно иной тип отношения человека как субъекта познания к природе, миру в целом как объекту.

Чтобы убедиться в «достоверности представления», сущее должно быть подвергнуто исследованию. В соответствии с предметностью представления о сущем это исследование принимает характер эксперимента над природой.

Если для древнего грека истина как «непотаенное» раскрывалась сама собой, требуя лишь внимания к себе и логического умения быть выраженной в слове, то теперь она должна быть выведена, вырвана из «потаенного», причем, в силу предметности представления сущего, выведена предметно, т.е. путем технического производства.

Таким образом, современная наука с момента своего возникновения таит в себе зародыш техники.

31. Понятие научной картины мира. Научные, философские, религиозные картины мира.

Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя Картина мира. Картина мира древних индийцев не похожа на Картину мира средневековых рыцарей, а Картина мира рыцарей не похожа на Картину мира их современников-монахов.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а «вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии при


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.