Проблема первоначала, первоосновы. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Проблема первоначала, первоосновы.

2019-08-04 395
Проблема первоначала, первоосновы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория Д. Белла

Начало 70-х гг. работа “Приход постиндустриального общества”.

Социально экономические изменения, по Д. Беллу, происходят одновременно с изменениями в производстве и использовании научно-технических знаний.

Ученый выделяет три составляющие общества: социальная структура, государственное устройство и культура.

Общество движется от доиндустриального к индустриальному и затем к постиндустриальному обществу.

Доиндустриальное общество отличается неразвитыми производительными силами, необходимостью непосредственного обращения к природе как к источнику средств существования.

Индустриальное общество организовано на основе машин-промышленного производства.

Д. Белл выделяет еще одну стадию, которую он называет постиндустриальное общество и которая характеризуется следующими признаками:

1) центр тяжести перемещается с производства товаров на производство услуг;

2) важную роль в экосистеме играют научные знания и нововведения;

3) главное место в профессиональной структуре принадлежит специалистам.

 

43. Понятие «осевого времени» и цели истории в философии К. Ясперса.

Данный термин Ясперс вводит для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологического мировоззрения приходит рациональное и философское, формируется тот тип человека, который существует и сегодня.

«Осевое время» Ясперс датирует 800-200г. до н.э.

В это время появляются первые философские школы, происходит общий духовный подъем, что свидетельствовало о прорыве человеческого сознания и осмыслении им окружающей действительности и самого себя.

Ясперс ограничивает «осевое время» тремя сферами:

Китай, где возникают Конфуцианство и даосизм;

Индия- буддизм и джайнизм;

Запад- философия Древней Греции и Древнего Рима.

 

44. Понятие и предмет философской антропологии. Основные проблемы. И. Кант о физической и прагматической антропологии.

В широком смысле, это раздел философии, который изучает сущностную структуру человека, его отношение к природе, обществу и самому себе, о его назначении и т.д.

В более узком смысле, это течение западноевропейской, преимущественно немецкой, философской мысли первой половины ХХ века.

Согласно И. Канту, антропология- это учение, касающееся знания о человеке, изложенное в систематическом виде.

Слово «антропология» имеет универсальное применение, ибо человек — предмет исследования многих наук, как естественных, так и гуманитарных (биологии, психологии, социологии и др.).

Можно говорить о «физической антропологии», изучающей природное строение человека или его эволюционное развитие, «культурной антропологии», исследующей поведение человека в социокультурной среде, «религиозной антропологии», рассматривающей человека как конечное существо в отношении к бесконечному началу бытия — Богу, «теософской антропологии», или «антропософии» — тайном учении о божественности человеческого духа и т.д.

Сам Кант делил антропологию на две части: физическую и прагматическую (от греч. pragma — действие, практика). Кант называет свою антропологию прагматической и отличает ее от физиологической, которая рассматривает человека и его свойства как независимое от него порождение природы. В то время как прагматическая антропология- это исследования того, что человек, как свободно действующее существо, делает «из себя» сам.

Проблема человека не является одной из центральных в мировой философии, как отдельная самостоятельная дисциплина появляется в начале ХХ века. До этого проблематика философской антропологии растворялись в этике и политике (Конфуций, софисты, Сократ), в теологии и философии религии (Августин, Паскаль, Фейербах, Кьеркегор), в мировоззрении в целом (Пико делла Мирандола), в психологии и теории познания (Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Кант), в социологии (Маркс) и т.д.

Перелом произошел в ХХ в., когда предельно обострилось сознание конца, заката западной цивилизации, когда резко возросла ответственность человека за судьбы мира.

Философская антропология в чистом виде явилась продуктом немецкой философской мысли. Однако одновременно русская философия дает свой образец философской антропологии (Н. Бердяев, И. Ильин, Л. Шестов, С. Франк и др.).

Различие между немецкой и русской философской антропологией:

немецкие мыслители рассматривали человека в соотношении с природой и историей, а русские- в соотношении с Богом.

 

45. Структура природы человека: биологическая, социальная, духовная. Социальная среда и духовный мир человека.

Человек- живая система, которая представляет собой единство биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности) и социального (потребность в общении, самореализации, мировоззрение, знания, умения, навыки).

Социальное развитие связано с психическими (чувства, воображение, память, воля и т.д.), духовными (потребность в саморазвитии, в традициях, моральных установках, норм) и интеллектуальными (углубление и расширение зна­ний, интеллектуальный рост) изменениями.

Развитие человека (биологическое, социальное) — это сложный, длительный, противоречивый процесс, детерминированный множеством факторов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом. Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Результат развития — становление человека как биологического вида и социального существа.

Обычно если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин развитие, если нравственное, духовное — термин формирование.

Человек- существо целостное, т.е. соединяет в себе эти составляющие; существо универсальное, т.е. способное к любому виду деятельности; существо уникальное, т.е. неповторимое, творческое, стремящееся к саморазвитию и самоопределению.

Человек по своей природе и биологическое и социальное существо.

Существует два основных подхода в решении этой проблемы: биологизаторский и социологизаторский.

Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить человека, исходя только из его биологического начала, и совершенно игнорируют влияние общества или собственный выбор личности.

Социологизаторские концепции, напротив, абсолютизируют влияние общества на формирование человека. Какова социальная среда, окружающая человека, таков и он сам.

 

В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа духовная.

Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1974 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.

В снятом виде возрастающая линия эволюции человека прошла, возвышаясь, такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад).

При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.

Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет.

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм. Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова. Становление человека происходит путём социализации новорождённого, то есть на основе биологической природы приобретать природу социальную.

В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.

Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.

В философии, начиная с Аристотеля, общественная природа считалась не столько составной, сколько ведущей в структуре человека. Некоторые последователи Маркса, например, сущность человека видели только и исключительно в его общественной природе. В подтверждение своих утверждений они, так званные марксисты, приводили целый набор цитат из произведений Маркса и Энгельса.

Духовная (нравственно-духовная) природа человека. Духовный мир человека непосредственно порождается в процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются три составные части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений.

Соотношение Разума, Чувства и Воли того или иного человека при тех или иных условиях неоднозначно. Указанные три элемента психики находятся между собой в диалектической связи. При полном совпадении разума, чувств и воли наступает коллапс: у человека нет внутренних духовных противоречий. Он что думает, то и чувствует, так и действует. У нормального человека между разумом чувствами и волей постоянно существует некоторая несогласованность. И пока мы "балансуем" между этим составными психики, до тех пор мы и живём духовно. При полной же разбалансовке между умом, чувствами и волей, когда мы одно понимаем, другое чувствуем а в разлад с первым и другим действуем, наступает распад духовного мира человека, распад (раздвоение) личности. Учитывая всё это, известный австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд говорил: "Каждый человек - психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом".

 

46. Уникальность природы человека и способы ее религиозно-философской интерпретации по работе М. Шелера «Положение человека в космосе».

Определение сущности человека показывает, что человек — существо уникальное по своей природе. Это животное, наделенное разумом, способное оценивать мир, создавать идеальный образ действительности. Уникальность природы человека определяется при этом наличием в нем двух неоднородных, противоположных субстанций, непостижимым и чудесным образом соединенных в одной личности: духовной и телесной.

Телесность человека означает его конечность, смертность, причастность к бренному миру земных вещей; духовность является символом бессмертия, знаком его принадлежности к «небесной иерархии» бытия.

Шелер показал, что статус человеческого бытия проявляется через соотношение человека с другими формами органического мира в плане становления и эволюции.

Шелер сравнил человека с животным.

Главное отличие человека от животного, по его мнению, наличие в нем духа, который позволяет человеку выйти за пределы своей среды обитания и позволяет ему рационально осмыслить окружающую действительность, то есть человеческому духу присущи интеллектуальное познание («априорное видение») и эмоционально- чувственные отношения к миру (чувства).

Человек, замечает М. Шелер, всегда может быть лишь чем-то большим или меньшим, чем животное, но животным — никогда.

 

47. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».

Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.

Индивид- характеристика человека как отдельного представителя биологического рода людей.

Индивидуальность- характеристика человека как носителя неповторимых, только ему присущих, качеств.

Личность- носитель социальных качеств; неоднородна, что позволяет говорить о ее структуре:

1) физическая личность- телесная организация человека, которая требует заботы, защиты, тренировки и самодисциплины; существование физического Я во многом определяется духовной стороной жизни человека;

2) социальная личность - это совокупность социальных ролей человека, которые он играет в различных социальных группах. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, семье, дружбе, любви и т. д. формируют социальную структуру личности.

3) духовная личность - ценности и идеалы - составляет тот невидимый стержень, ядро личности, на котором она держится, и вокруг которого выстраивается. Именно духовный стержень придает силу человеку и позволяет выжить в самых тяжелых условиях, напротив, утеря его ведет к саморазрушению личности, потере смысла жизни.

Все эти стороны личности образуют единую систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать главенствующее значение.

Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.

Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.

 

48. Традиция «человекознания» в истории философии.

М. Шелер замечает, что при слове «человек» в сознании образованного европейца сталкиваются три несовместимых между собой круга представлений.
Во-первых, это библейское представление о сотворении Богом первых людей - Адама и Евы, их грехопадении и изгнании их рая.

Во-вторых, древнегреческое, античное представление о человеке как существе разумном и в силу этого занимающем особое положение» в Космосе.

И в-третьих, естественнонаучное представление, согласно которому человек есть продукт эволюции животного мира, отличающийся от предшествующих форм жизни только степенью сложности своей психофизической структуры

Человек - единственное существо, оценивающее мир. Прежде чем воспринимать мир, жить в мире, человек создает в сознании некий идеальный образ действительности и соотносит с ним реальность предметного мира.

Наиболее известные классические определения человека.

Предание гласит, что Платон взялся определить человека как существо бескрылое и двуногое, чем заслужил всеобщее одобрение слушателей, ибо в природе нет другого существа, кроме человека, которое бы ходило на двух ногах и не имело оперения. Однако внешние признаки всегда можно подделать, сымитировать, чего нельзя сделать с внутренними, существенными свойствами. Следовательно, можно заранее сказать, что ни прямохождение, ни отсутствие обильного волосяного покрова, ни цвет лица или цвет глаз и т. п. не могут служить показателем сущности человека и его отличием от других существ, не могут приблизить нас к ответу на вопрос, что же такое человек.

Древнегреческие философы смогли выработать два фундаментальных способа определения сущности человека:

1) человек как разумное животное - animal rationale, homo sapiens;

2) человек как политическое, общественное животное - zoon politikon

Каждое из этих определений подчеркивает родовую принадлежность человека («животное», «существо») и его видовое отличие («обладать разумом», «быть гражданином»).

Классическим можно считать также следующие определения человека:

1) человек как творец, мастер - homo creator, homo faber, т. с. животное, изготовляющее орудия труда, создающее произведения искусства, преобразующее природу, изменяющее предметный мир и т. п.;

2) человек как существо играющее - homo ludens. По словам французского философа Ж. П. Сартра, человек должен выбирать: быть ничем или играть, что он и делает. Человек - единственное животное, способное играть в интеллектуальные игры, замещая предметы символическими знаками. Отсюда еще одно определение человека: символическое животное- animal symbolicum.

Человек способен играть с Историей, Судьбой, Богом. Согласно Платону, человек сам является «игрушкой богов». Таким образом, человек есть единственная в своем роде «играющая игрушка»;

3) человек как смертный Бог. Таково определение человека в герменевтической философии. Это определение предполагает посвящение в тайное знание, которое приводит к пониманию общей родовой сущности Бога и человека.

Французский философ А. Камю определяет человека как единственное существо, которое отказывается быть самим собой. Такого человека Камю называет «человек бушующий».

49. Определение понятия этика. Мораль и нравственность. Метафизические основания этики.

Впервые термин «этика» был употреблен Аристотелем для обозначения особой области исследования практической философии, поскольку этика пытается ответить на вопрос «Что человек должен делать?»

Цель - счастье (по Аристотелю), которое он понимал как деятельность души в полноте добродетелей, то есть самореализация.

Основная добродетель - умеренность и благоразумие. Добродетель это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствия и страдания. Порочность - её противоположность.

До Аристотеля этика сводилась к обыденному бытовому сознанию и проявлялась через стремление регулировать взаимоотношения, выступая не как самостоятельная дисциплина, а в качестве бессистемной.

Проблема первоначала, первоосновы.

На протяжении столетий мыслители пытались найти то, из чего возникают вещи и во что они превращаются распадаясь.

Древнегреческие философы понимали под первоначалом:
Фалес- вода; Анаксимен- воздух; Гераклит- огонь; Эмпедокл- вода, огонь, воздух, земля; Демокрит- атом.

Кроме материального первоначала философы допускают духовное:
Платон- идеи (нечто духовное); по Платону мир идей творит мир вещей.

3) Фундаментальные свойства бытия- материя (вещество, поле), пространство, время, движение.

Основные разделы философии:

  1. История философии- изучение,зарождение, эволюция и современное состояние философии.
  2. Онтология(Метафизика) – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;
  3. Гносеология – раздел философии, изучающий знание и познание.
    1. философия языка
    2. философия логики

4. Философская Антропология – философское учение о человеке, сущность и назначение человека;

  1. Социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.
    1. философия истории – область, исследующая сущность и закономерности исторического развития.
    2. философия ценностей (аксиология) – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой
    3. нравственная философия (этика) - философская дисциплина о морали, нравственности как особой форме художественного сознания.
    4. Эстетика - о прекрасном и безобразном.
    5. философия религий
    6. философия права
    7. философия хозяйства
    8. философия образования

2. Философия как любовь к мудрости. Сократовский метод исследования человеческой мудрости (Платон «Апология Сократа»).

Сократовский метод заключается в обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической «диалектики», под которой в древности понимали искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. Тогда некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины.

Основные составные части сократовского метода: «ирония» и «майевтика» - по форме, «индукция» и «определение» - по содержанию. Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская «ирония».

Однако Сократ ставил своей задачей не только «ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины». Поэтому продолжением и дополнением «иронии» служила «майевтика» - «повивальное искусство» (искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов.).

Ирония Сократа — это скрытая насмешка над самоуверенностью тех, кто мнит себя «многознающим». Прикидываясь простаком, Сократ обращался к человеку с вопросом, по той теме, в которой тот был сведущим. Сократ задавал заранее продуманные вопросы, которые постепенно заводили собеседника в тупик, пока он, собеседник, окончательно не запутается в своих суждениях. Тем самым Сократ лишал самонадеянности «многознающего» собеседника, обнаруживая противоречия в его суждениях и несоответствия между исходными посылками и конечными выводами.

После прохождения данной части диалога, собеседник освобождался от своей самоуверенности и был готов к тому, чтобы сообща искать истину. И теперь, за «Иронией», следовала «Майевтика» — «искусство помочь родиться знанию». Сократ считал, что знания уже содержатся в головах слушателей, и задачей учителя видел лишь извлечение этих знаний на поверхность, доведение их до сознания человека, что он и делал путём задавания наводящих вопросов или же нахождением противоречий в новых утверждениях собеседника.

Испытывая других на мудрость, Сократ сам отнюдь не претендует на звание мудреца, оно по его мнению, приличествует Богу. Если человек самодовольно полагает, что на всё он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший, ему незачем ломать голову в поисках наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше по бесконечным лабиринтам мысли.

«Я знаю, что ничего не знаю». Это излюбленное выражение Сократа. «Я ничего не знаю»-это значит, что как далеко я не продвинулся в одиссеях мысли, я не успокоюсь на достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины».

Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.

«Индукция» и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если «индукция» - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то «определение» - это установление родов и видов, их соотношения, «соподчинения».

Смысл смерти: Сократ даже при угрозе смертной казни не отказался от своих учений. Считал, что нельзя бояться смерти, ведь никто не знает, смерть - добро или зло. (Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают, наверное, что она есть величайшее из зол.). Для Сократа хуже была смерть духовная, а не физическая. Он не предал себя, не отказался от своих взглядов.
Он искал истину, первый поставил объектом своих изучений - человека.

3. Философия как особый вид знания. Отличие философии от религии, искусства, науки.

Философия является особым видом знания- это знание общего в единичном и единого во многом.

Первой особенностью философии является направленность сознания не только на объект (внешний мир), но и на сам мыслящий субъект; это свойство философии называется рефлексия.

Вторая особенность философии заключается в том, что она возможна лишь в процессе философствования.

Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследовани рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности.

Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

4. Специфика философского мышление: понятие фундаментального философского настроения, философия и философствование. Понятие «предельное (метафизическое) вопрошание» и «предельное противоречие» (антиномия).

Философское мышление – это высший теоретический уровень отображения реальности в сознании человека. Важнейшими задачами философского мышления является поиск целого, общего, универсального порядка, красоты, гармонии, истины. Философское мышление – это способ самоанализа человеком своего внутреннего мира, средство духовного развития, самоочищения и формирования идеалов. Специфика философского мышления в своих основных характеристиках заключается в способности философии вскрывать всеобщие закономерности и синтезировать результаты познания.

Согласно Аристотелю, философствовать людей побуждает удивление. Вначале люди удивлялись самым простым, житейским вещам, от которых зависело их непосредственное существование. Затем, по мере избавления от материальной нужды, они стали задаваться возвышенными вопросами, не связанными непосредственно с текущей жизнью, например, о смене положений Луны, Солнца, звезд, о происхождении Вселенной. А в конце они пришли к предельным вопросам о первых причинах и конечных целях сущего, вопросам, постановка и решение которых не основаны непосредственно на опыте.

Каждый, кто не утратил способности удивляться, в душе философ.

Немецкий философ М. Хайдеггер показал, что подлинная философия всегда осуществляется в неком настроении, которое он назвал фундаментальным философским настроением. «Природное философствование» и есть захваченность определенным философским настроением.

Сам Хайдеггер говорил о двух видах такого настроения: ностальгии (тоске) и ужасе. Имеется немало свидетельств, что эти чувства становятся побудительным мотивом философствования.

Глубинные чувства, побуждающие людей философствовать, не исчерпываются только удивлением, тоской или ужасом. Уже сама любовь к мудрости есть фундаментальное настроение, выражающее захваченность человека исканием истины.

Философия является особым видом знания- это знание общего в единичном и единого во многом.

Первой особенностью философии является направленность сознания не только на объект (внешний мир), но и на сам мыслящий субъект; это свойство философии называется рефлексия.

Вторая особенность философии заключается в том, что она возможна лишь в процессе философствования.

Филосовствование- создание целостной вероятностной модели интерпретации бытия, которая возникает посредством фундаментального философского настроения человека (эмоции- ужасание, удивление, любовь и др.)

Каждый человек испытывает потребность в философствовании в той мере, в которой он захвачен фундаментальным философским настроением.

Отличие философии от философствования заключается в том, что последнее заканчивается постановкой неких общих вопросов, таких как «В чем смысл жизни?» и тд.
Философия начинается с постановки таких вопросов, суть которых в том, что они не могут быть решены на основании опытных данных и на них нельзя дать однозначный ответ.
эти вопросы- предельные, а способность разума задаваться такими вопросами называется предельным метафизическим вопрошанием.

Пытаясь ответить на эти вопросы философский разум неизбежно впадает в антиномии (от греч. противоречие в законе), т.е. в утверждении двух противоположных определений одного и того же предмета.

Открытие антиномичной природы философского разума принадлежит И. Канту.

Например, Антиномия конечности и бесконечности: тезис – мир ограничен в пространстве и имеет начало, и конец во времени; антитезис – мир безграничен в пространстве и не имеет начала и конца во времени. Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины.

5. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

Основной вопрос философии- что первичнее: дух или материя?

Основной вопрос философии делит философов на материалистов, признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание - вторичным, производным от материи, и идеалистов, считающих, что дух, сознание предшествуют материи, творит ее.

Материя- философская категория, которая используется для обозначения физической субстанции вообще.

Дух- используется для обозначения невещественного начала.

Виды идеализма:

Объективный идеализм независимость идеального начала от материи. (Платон, Гегель Георг Вильгельм Фридрих)

Субъективный идеализм зависимость внешнего мира и его свойств от сознания человека. (Дж. Беркли, Дэвид Юм)

Идеализм близок к религии, философия интерпретирует Бога, но не исключает обоснования своих положений рациональными средствами, используя логические приемы аргументации.

Виды материализма:

1. Древний материализм (материализм древних греков) - стихийный и наивный. Природа состоит из материальных частиц и существует независимо от сознания. (VI век до н.э – VI в. н.э. Фалес, Демокрит, Гераклит).

2. Метафизический (механистический) материализм: мир в своей основе материален, но существует лишь в количественном, механическом перемещения тел (Новое время в Европе. 16-17 века. Джон Локк, Галилео Галилей,Декарт, Гоббс). Упрощенное понимание свойств мира.

3. Диалектический материализм: мир в своей основе материален и постоянно, качественно изменяется (т.е. развивается). (19-й век. Карл Маркс, Фридрих Энгельс).
Диалектика- учение о наиболее всеобщих законах развития природы, общества и мышления (К. Маркс, Ф. Энгельс)

4. антропологический- понимание человека как биологического существа и универсального предмета философии (Фейербах).

5. вульгарный- сознание отождествляется с материей.

6. Цель и назначение философии. Отношение философии к действительности, связь философии с жизнью (И.А. Ильин «Религиозный смысл философии»).

Одна из самых знаменитых философских книг — «Метафизика» Аристотеля — начинается с таких слов: «Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому — влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих...» К философствованию побуждает удивление. Но, полагает Аристотель, недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим. Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради п о н и м а н и я, а не ради какой-нибудь п о л ь з ы.

В этом смысле целью, назначением философии является незаинтересованное познание, чистое созерцание истины.

Существует теоретическая, умозрительная философия и философия нравственная, практическая, самым ярким представителем которой был Сократ. Но сама эта практичность, утилитарность имеет особую природу. Вот что говорит об этом Сократ, обращаясь на суде к своим обвинителям: «Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, говоря вам: не от.денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага».

Следовательно, назначение нравственной практической философии — это забота о душе.

Отношение философии к действительности. И.А. Ильин о связи философии с жизнью (по работе И.А. Ильина «Религиозный смысл философии»).

Философская мысль рождается в противоречиях чистых понятий, философский разум задается метафизическими вопросами, философия по своей сути есть чистое созерцание истины. Не означает ли это, что философия вообще не имеет никакого отношения к действительности, что она никак не связана с жизнью?
Как бы отвечая на это сомнение, Гегель заметил, что философия именно потому, что она есть проникновение в разумное, постижение существенного, является познанием действительного, а не потустороннего начала, которое бог знает где существует.
Чтобы понять это, необходимо задаться вопросом: что такое действительность? В повседневной жизни, считает Гегель, действительностью называют всякую причуду, заблуждение, зло и тому подобное, равно как и всякое существование, как бы оно ни было превратно и преходяще.

Действительным может считаться только существенное, недостижимое, разумное. Действительность, согласно Гегелю, есть непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего. Отсюда вытекает знаменитая формула Гегеля — «что разумно, то действительно; что действительно, то разумно».
Поэтому только философии и дано познать истинно действительное, ибо она с помощью разума постигает существенное.

Ильин выводит следующую «формулу» св


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.