Сущность, задачи и основные направления нравственного воспитания — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Сущность, задачи и основные направления нравственного воспитания

2019-08-04 2920
Сущность, задачи и основные направления нравственного воспитания 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).. [10 ].

В.И. Даль толковал слово мораль как "нравственное ученье, правила для воли, совести человека". [7] Он считал: "Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного". "Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести".[ 7]

Мыслители прошлых веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: "Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека"..[ 1]

Я.А. Коменский цитировал: "Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает".

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: "Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра".

Однако из педагогов-классиков прошлого столетия наиболее полно характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье "О нравственном элементе в воспитании" он писал:

Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой....

Сухомлинский предлагает нравственно развивать школьника через:

1) умение дорожить святынями Отечества, как личностными ценностями своего сознания и сердца;

"Долг перед Отечеством - святыня человека. От нас, отцов и матерей, от воспитателей, зависит, чтобы каждый наш юный гражданин дорожил этой святыней, как дорожит честный человек своим добрым именем, достоинствами своей семьи". [18]

2) богатство духовного мира, интересов и потребностей;

"Человечество уже в седой древности убедилось, что кроме силы физической у человека есть сила духовная — верность своим убеждениям, уверенность в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие...".[18]

3) гармония общественного и личностного;

"Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо". [18]

4) потребность человека в человеке;

"Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость горе беду, несчастье... Умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может постигнуть и тебя". [18]

5) чувство человеческого достоинства;

"Есть такая тонкая и нежная, сильная и мужественная, неприкасаемая и несгибаемая вещь - достоинство человеческой личности... Достоинство - это мудрая власть держать себя в руках....достойное должно стать самой сущностью твоей духовной культуры, недостойное пусть вызывает у тебя презрение и омерзение". [18]

6) любовь к труду, нравственность трудовых отношений;

"Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить...". [18]

7) открытость.

Он предложил следующие методы нравственного воспитания:

• убеждения;

• практическое приучение (побуждение к активному проявлению мысли и чувства).

Сухомлинский подчеркивает исключительную важность закалки духовных сил уже в младшем возрасте. "Упустите младший возраст - упустите все". [19]

Важное средство нравственного воспитания — слово.

К. В. Гавриловец и И. И.Казимирская связывают нравственное воспитание с эстетическим:

"Возможность воспринимать различные грани бытия эстетически и оценивать мир эстетически — важное условие формирования нравственно устойчивых отношений школьника к действительности, к людям, к труду, к природе, Родине..."

"Одним из действенных механизмов обогащения фундаментальных потребностей растущего человека является органичная взаимосвязь нравственного и эстетического аспектов воспитания". [5]

К.В.Гавриловец и И.И.Казимирская говорят о том, что "нравственно-эстетическое воспитание призвано сформировать у школьников эстетическое отношение к нравственному в жизнедеятельности человека и общества, раскрыть моральное как прекрасное, аморальное как безобразное". [5]

Они утверждают, что воспитание только тогда плодотворно, когда согласуется с фундаментальными потребностями воспитуемых. К таким потребностям школьников относятся потребности в общении, в самоутверждении, в творчестве. Помогая реализоваться этим насущным потребностям воспитанников, учитель развивает их как субъектов воспитания, создает предпосылки для активного, сознательного, самосовершенствования.

"Факторами, обуславливающими нравственно-эстетическое развитие личности школьника, является:

• демократизация отношений между учителем и учащимся;

• наличие условий для развития интересов, склонностей и способностей каждой;

• возрастание удельного веса трудового воспитания в целостном процессе формирования личности школьника;

• эстетизация всех аспектов жизнедеятельности школьников". [6]

• "нравственно-эстетическое воспитание осуществляется во всех сферах школьной жизни через содержание учебного материала обогащается представление учащихся о нравственных качествах личности, раскрывается прекрасное в природе, общественной жизни, взаимоотношениях людей, формируется идеал прекрасного человека, побуждающий к самосовершенствованию". [6]

Для нравственно-эстетического обогащения детей И.И.Казимирская и К.В.Гавриловец предлагают: "рассказ учителя; беседу; устный журнал; диспут; обсуждение книг, фильмов, спектаклей, документальных очерков; тематические вечера и вечера вопросов и ответов; встречи с замечательными людьми; собрания-характеристики "Товарищи о тебе"; выставки-диспуты, блицвыставки; экскурсии в музеи; кинофестивали короткометражных фильмов о деятелях искусства и других".[6]

Среди нравственных качеств К.В.Гавриловец выделяет особую группу умений: сотрудничества и заботливости. "В эту группу входят: умение бескорыстно делиться с товарищами (предметами, едой, знаниями, умениями), умение настраиваться на переживания другого, умение самостоятельно определить, кто и в какой помощи нуждается; умение брать более трудную долю работы на себя.

Развитие поведенческих навыков обеспечивается:

• осознанием детьми значимости приобретаемого навыка для себя и коллектива;

• осознанием справедливости, лежащего в основе навыка нравственного требования;

• многократным упражнением детей в поведении, навыком которого должен овладеть ребенок". [6]

Роль нравственности в развитии и формировании личности имеет большое значение имеет в системе современного воспитания.

Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей..

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Основными задачами нравственного воспитания являются:

1)Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взглядов, убеждений). Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения.

Высший уровень сформированности нравственного сознания - убеждения. Сознание - наше внутреннее состояние. О росте сознания свидетельствуют поступки, поведение, деятельность человека. Формирование сознания-одна из самых сложных задач.

2)Воспитание и развитие нравственных чувств - это воздействие учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью выработать у них нравственные чувства (гордость за..., стыд, сочувствие, ответственность, организованность, пунктуальность и др.). Используются методы: личный пример, внушение, совет и т.д..

3) Выработка умений и привычек нравственного поведения заключается в формировании у учащихся посредством специальных упражнений культуры поведения. Нравственное воспитание осуществляется в практической деятельности, а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнениях по выполнению высоконравственных поступков.

В нравственном воспитании можно выделить 4 вида отношений, которые в свою очередь определяют основные направления нравственного воспитания. Это:

1) воспитание нравственных качеств;

2) воспитание культуры поведения;

3)отношение к обществу,Родине (любовь к Родине);

4)отношение к труду (трудолюбие);

5)отношение к людям (сочувствие, взаимопонимание);

6)отношение к себе (самоанализ).

Содержание и методы нравственного воспитания младших школьников во внеклассной работе

 

Нравственное воспитание имеет тенденцию к усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии.

Нравственное воспитание в школе включает в себя:

• Формирование у человека осознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости соотносить своё поведение с интересами общества;

• Ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества; доказательство их правомерности и разумности;

• Преобразование нравственного знания в нравственное убеждение, создание системы этих убеждений;

• Формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения к людям;

• Формирование привычек культурного поведения.

Для этого учитель должен:

- помочь сформировать внутреннее побуждение поступать красиво;

- не использовать наказание, угрозу, страх;

- не вырабатывать множество привычек сразу, не спешить (терпение, последовательность, систематичность);

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, считает А.А. Калюжный, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация..

Ускорение и углубление нравственного формирования личности в значительной степени зависит от вооруженности учителя зданиями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Реализация этого положения в практике воспитания школьников требует динамичности, соотношения и взаимодействия методов, обогащения их новыми составными частями. При этом жизненно необходимым является воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся. Все эти виды воздействия составляют основные компоненты процесса нравственного воспитания. И если один из них выпадает из поля педагогического зрения или внимание к нему ослаблено, то организованное и руководимое формирование и самоформирование личности в какой-то мере уступает стихийному. Поэтому в конечном итоге цель и задачи воспитания не могут быть полностью достигнуты и успешно решены.Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта.Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только коллектив начинает заметную роль играть актив учащихся, методика работы меняется. Педагог стремится в своих требованиях опираться на мнение школьников, советуется с ними.Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива- это не самоцель,а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как,упражнение и убеждение.Упражнение обеспечивает выработку и закрепление у младших подростков необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.Используя этот метод в своей работе, воспитатель в целом влияет на личность. Убеждение направлено на формирование у младших подростков этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. В различных ситуациях, умело подобранных воспитателем, ученики самостоятельно решают нравственные проблемы. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю ученика. [13]Самостоятельное решение учеником нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет педагогу устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу. В работе с более сильным коллективом учащихся можно использовать такие приемы, которые помогают педагогу умело изменять мотивы поведения школьников: изменять состав коллектива при выполнении различных видов деятельности и поведения, создавать благоприятную обстановку для критики отрицательных качеств у товарищей, выполнять нежелательное для личности, но необходимое для коллектива поручение, назначать ответственным лицом за поручение в ту группу, где авторитет ученика незначителен, давать внеочередное задание или выполнение его за товарища, поручать то дело, которое ученик считает плохим, лишать ожидаемого удовольствия, сталкивать личность с множеством выбора вариантов поведения, вызывать у школьника желание поделиться с товарищами чем-то ценным и важным для него лично. С помощью этих методов воспитатель оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие личности. [13]И.Г. Щукина выделяет три группы методов: "методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание)." [17.]В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий учащихся. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение учащихся, на формирование их морального облика.В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент методов формирования нравственного сознания и поведения.В реальном педагогическом процессе методы и методические приемы выступают не изолировано, а в различных сочетаниях. Бывают случаи, когда и методы и методические приемы образуют сложные переплетения, поэтому создается впечатление об обилии методов нравственного воспитания.Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа. Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. "Я помню,— говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе" [12].

Этическая беседа, по мнению Л.Р. Болотиной, требует от учителя большой душевной близости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бестактности.

При подготовке к проведению этической беседы учителю следует определить тему, цели, подобрать материала, составить план.

Функции учащегося при подготовке к проведению этической беседы: накопление нравственных знаний, представлений из окружающей жизни, чтения литературы, общения, рассказа учителя.

Этическая беседа проводится двумя путями—индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.

Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом [2].

Л.Р. Болотина отмечает, что в процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу.

Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе положительный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе. [2].

Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития [3].

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. [22].

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.