Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания

2019-08-04 287
Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из основных аспектов нравственного воспитания является культура поведения. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания. [26]

Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок. Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. [25] Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.

Проанализировав этот вопрос, мы пришли к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно, позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

Однако нравственное поведение характеризуется также и системой нравственных привычек. Они наряду с нравственными убеждениями и чувствами входят в систему внутренних регуляторов поведения. Нравственная привычка – это способность и умение произвести действие не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данной деятельности. Еще Д. Локк отмечал, что в воспитании главную роль играет формирование нравственных привычек. По его мнению, ни в коем случае не следует обременять память детей правилами и предписаниями, которые тотчас забываются. Гораздо полезнее упражнять их в действиях, желательных с точки зрения истинной нравственности. [4]

Нравственные привычки укрепляются в деятельности, и в школе нужна специальная работа по воспитанию определенных привычек поведения. С. Л. Рубинштейн отметил, что, когда человека систематически побуждают поступать определенным образом (нравственно), мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек – привычных способов поведения.

Привычка к поведению, определяемому усвоенными нравственными нормами, – показатель устойчивости морального мотива. Воспитание нравственной привычки необходимо осуществлять на основе положительной мотивации поведения учащихся. [14]

Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая единственно возможный, верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Уверенному поведению соответствует твердая внутренняя убежденность. Гармония мыслей и дел – гарантия нравственного поведения в любой ситуации, при возникновении новых и неожиданных проблем.

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием.

Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя. [21]

Как уже было отмечено ранее, положительно нравственным можно считать того человека, для которого требования морали выступают как личные убеждения. Культура поведения - действенное отражение таких нравственных качеств как гуманизм и достоинство, чувство меры в поведении. В понятие "культура поведения" входит целый ряд умений и навыков, которые помогают организации и культуре умственного и физ. труда, личной гигиены, порядка в режиме дня и образе жизни.

Следует воспитывать такие привычки культурного поведения, как:

1) Привычки к вежливости;

2) Привычки заботы об окружающих;

3) Привычки к сдержанности, торможению;

4) Привычки к точности;

5) Привычка к внимательности

6) Привычки к организованности и т.д.

Выработке привычек культурного поведения способствуют определенные методы и средства:

1) режим: он вырабатывает привычку к точности, умение сконцентрировать внимание, дисциплинированность, организованность и т.д..

2) убеждение и способы его выражения (беседа, убеждение словом и делом, внушение, наставление, распоряжение, напоминание, предостережение, пожелание, доверие).

3) упражнения и ряд приёмов метода упражнения: упражнения в нравственных поступках, требование, показ, тренировка, напоминание, самоконтроль.

4) Положительный пример - из жизни великих людей, личный пример отца и матери, учителя.

5) Поощрение - одобрение положительного поступка, выражение доверия к ребёнку, предоставление детям эстетических удовольствий. Мера поощрения должна соответствовать поступку и его мотивам.;

6) Наказание-замечание, укор, лишение удовольствия, прекращение разговора, изменение отношения к человеку (физические наказания противоречат принципам гуманистической педагогики). Наказание нужно использовать лишь, когда ребёнок осознал недопустимость своего поступка, должно быть справедливым, должно осуществляться на основе принципа единства требований семьи и школы.

7) Игра. В процессе её легко и свободно создаются положительные отношения к разным привычкам. В каждой игре есть свои правила, которые схожи с требованиями к упражнениям; есть элементы соревнования. Вырабатывается самоконтроль, развивается активность. Игру сопровождают положительные эмоции.

Воспитание сознательной дисциплины - одна из актуальных проблем общественной и школьной жизни. Любое общество требует выполнения установленных норм общественного порядка, исполнение этих норм должно быть сознательным. Дисциплина в воспитательной работе - частично средство воспитания, но это и результат воспитания. Она требует от учащихся добросовестного отношения к своим обязанностям, творчества в труде, сознательного выполнения общественного долга, строгого соблюдения установленного порядка, борьбы за коллективные интересы, за честь своей школы и семьи.

Важную роль в воспитании сознательной дисциплины играет коллектив, в котором отношения строятся на доверии и взаимоуважении. В таком коллективе дисциплина воспринимается как необходимость.

Учитель должен добиваться того, чтобы каждый ученик руководствовался внутренней убеждённостью в необходимости выполнения правильного нравственного поведения.

Дисциплинированность - нравственное качество личности, которое тесно связано с такими волевыми проявлениями, как сдержанность, настойчивость, организованность, умение преодолевать трудности, инициатива.

Показатели дисциплины в классе:

1) наличие убеждения, что дисциплина является основой нормальной жизнедеятельности;

2) исполнение с готовностью необходимых правил и требований;

3) самоконтроль за поведением;

4) готовность выполнять необходимую работу (даже неинтересную) в любых обстоятельствах;

5) умение сдерживать себя от недисциплинированных поступков, препятствие нарушения порядка другими лицами.

Воспитание культуры поведения- одна из целей программы "Шаг за шагом"". Данная программа предполагает, что в процессе обучения в начальных классах дети будут играть различные роли, достигая при этом вышеуказанной цели:

· как мыслители они будут задумываться над своими действиями и устанавливать связь между уже имеющимися у них знаниями и новой информацией

· как слушатели дети будут учиться полностью концентрировать внимание и становиться активной и сопереживающей аудиторией

· как партнеры они будут учиться сотрудничать и учитывать противоположные точки зрения

· как друзья будут учиться доверять другим и заботиться о них, а также понимать, что от этого зависит и отношение к ним со стороны окружающих.

Учитель ожидает,что ребенок будет играть все эти роли, и сообщает ему о своих ожиданиях в различных формах.[23]

 


Выводы по главе I

 

В главе I мы изучили вопрос, что такое нравственное воспитание, дали определение нравственности и нравственного воспитания, выделили его основные задачи.Нами были выделены виды отношений, которые, в свою очередь, определяют основные направления нравственного воспитания. Мы проанализировали идеи известных ученых по этим вопросам. Далее нами были рассмотрены содержание и методы нравственного воспитания во внеклассной работе, была проанализирована их эффективность. Более детально нами был изучен такой метод нравственного воспитания, как этическая беседа. Последний параграф I главы мы посвятили одному из аспектов нравственного воспитания – культуре поведения, так как о нравственности человека обычно судят по его поведению. Также нами было рассмотрено влияние программы "Шаг за шагом"" на культуру поведения младших школьников.

 


Глава II. Развитие нравственных качеств с помощью технологии "Шаг за шагом"

2.1 Теоретическая основа программы "Step by step"

 

В последнее время в Республике Беларусь довольно широкое применение получила образовательная технология "Шаг за шагом". Международная программа "Step by Step" разработана специалистами Джоржтаунского университета (Вашингтон, США) на основе современных теорий развития ребенка (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.) с использованием передовых педагогических технологий. В настоящее время программа реализуется более чем в 25 странах мира. По замыслу она должна соответствовать специфическим потребностям и культурным традициям каждой страны.

Главная цель программы - подготовить ребенка к жизни в меняющемся мире, формировать устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно.

В основе программы "Step by Step" лежит приверженность принципам демократии. Программа помогает детям стать активными гражданами и уважать ценности, лежащие в основе демократического образа жизни. Программа исходит из таких базовых ценностей, как взаимное уважение, ответственность детей и взрослых, честность, забота и прилежание. Взрослые целенаправленно моделируют эти ценности в рамках ежедневного взаимодействия детьми и тем самым прививают им черты лидера, столь необходимые в последующей жизни. В данной программе эти черты являются основой для развития характера. Учителя приучают детей делать выбор и нести личную ответственность за него.

Программа основана на твердом убеждении в необходимости:

· вовлечения семьи в процесс обучения;

· развивающего характера обучения, когда во внимание принимается ребенок со всеми присущими ему особенностями;

· ориентации учебного процесса на ребенка и его индивидуальные качества;

· постоянных тренингов и технической помощи учителям.

Авторы программы "Step by Step" видят свою главную задачу в создании новой модели обучения, которая сделает каждого ребенка самостоятельным на всю жизнь. При создании программы авторы использовали опыт многих ученых и практиков, являющихся признанными авторитетами в области когнитивной психологии, теории развития мозга, социальных наук и образования. Их цель — объединить все лучшее из опыта европейской и американской философии образования для разработки методов обучения, основанных на признании индивидуума как творчески мыслящего субъекта, живущего в мире, где все взаимосвязано. [24]

Одна из важнейших задач программы "Step by Step" — воспитать в детях такие качества, как любознательность, непосредственность, развить воображение и чувство прекрасного, научить критически оценивать явления и суждения. Учителя, работающие по программе "Step by Step", уделяют большое внимание сохранению в детях именно этих качеств, так как они оказывают серьезное влияние на способность ребенка быстро схватывать материал и непредвзято, оригинально мыслить. [23]

Программа "Step by Step" основывается на четырех базовых понятиях, которые и легли в основу ее методики: общение, сопричастность, сообщество, связи и отношения.

На основе этих идей программа ставит четыре цели:

•способствовать формированию личностей, которые будут учиться на протяжении всей жизни;

• создавать такую среду обучения, которая основана на взаимном уважении и демократических принципах;

• обеспечивать преемственность развивающего обучения;

•создавать условия для того, чтобы дети приобретали учебные, художественные, эстетические и практические умения и навыки для успешной самореализации в демократическом обществе.

Сопричастность — это первая ценность, на которой строится большая часть учебной работы. В процессе наблюдения за взрослыми дети перенимают и используют в собственном поведении, заботясь о себе, друг о друге, о растениях и животных, о среде своего обитания. [24]

Общение. Способность общаться четко и ясно — один из ключей к успешному участию в жизни демократического общества. Когда у детей появляется уверенность, подкрепленная соответствующими умениями, что они могут хорошо общаться, они начинают сами проявлять инициативу и выдвигать важные для себя идеи. Через общение дети учатся понимать точку зрения других людей и уважать разнообразие идей и культур, а также начинают осознавать то общее, что объединяет людей.

Отношения и связи — эти термины, описывающие способность связывать новую информацию с прошлым опытом в процессе накопления знаний. [24]

Сообщество. Каждый класс, занимающийся по программе "Step by Step", является потенциальным сообществом учеников, в котором высоко ценится доброта и забота друг о друге. Они приобретают чувство ответственности, помогая другим членам сообщества, осознают свою "нужность", и для них важно, что их по-настоящему ценят за то, что они делают. [24]

Модель "Step by Step" призвана учить детей тому, как стать ответственными членами демократического общества. Сотрудничество семьи и школы, подход к обучению во имя развития ребенка, а не только ради выполнения учебных стандартов, а также проявление со стороны учителей доброты и уважения позволяют строить в классах и школах сообщества неравнодушных людей — залог общественного прогресса в любой стране. [23]

В программе "Step by Step" использованы различные идеи, которые составили теоретическую основу эффективной модели для обучения в начальной школе. Авторы использовали труды Руссо, Песталоцци, Фребеля и Монтессори, работы которых уже давно считаются классическими в мировой педагогике обучения детей, а также современные модели, такие, как "Бритиш Инфант Скул" (Британская школа начального обучения).

Размышление над многочисленными идеями и теориями обучения детей младших возрастов позволяет выделить три обширных темы. Первая — это этика социальных реформ. Обучение младших детей предполагает надежду на социальные изменения к лучшему в будущем. Роль взрослых в обществе состоит в стремлении улучшить условия существования для следующего поколения. Если эти устремления сопровождаются конкретными действиями, для детей могут произойти положительные перемены. С течением времени в обучении детей стал применяться комплексный метод, подразумевающий совместное участие семьи, школы и всего сообщества в этом процессе. [23]

Вторая — это признание самоценности детства. По мере признания значимости детства, условия жизни детей улучшались. Взрослые стали с большей ответственностью подходить к проблемам, затрагивающим развитие детей. Были приняты законы о защите детей, об охране их здоровья и совершенствовании условий жизни. Педагоги, работающие с детьми младшего возраста, убеждены, что в раннем возрасте закладываются основы для дальнейшего физического, социального, эмоционального и познавательного развития. Сейчас общепризнанно, что дети младших возрастов требуют особого внимания, поскольку они в корне отличаются от взрослых. По мере роста знаний о развитии человека и работе его мозга улучшалось и качество программ и методов преподавания для детей. Наряду с этими переменами возник новый тип уважения взрослых к детству и к детям, подтверждением чего является разработка небывалого в истории количества разнообразных программ для детей.

Роль школы и семьи как партнеров в передаче ценностей — это третья тема, прослеживаемая в многочисленных теориях обучения детей младшего возраста. В центре всех методов воспитания детей, как дома, так и в школе, стоит вопрос о том, что в конечном итоге дети будут делать и кем они станут. Пионеры в области развития детей были убеждены в ценности детства, и эта убежденность отразилась в идеях, заложенных в основу современных методов преподавания. Они также верили, что развитие самоуважения у детей усиливается, если признать их причастность к культурному наследию. Осведомленность о культурных различиях и признание их значимости всегда были основной отличительной чертой программы. Программа "Step by Step" строится на концепциях уважения культурных традиций и широком участии семьи. [23]

Фундамент этой программы составляют работы ведущих теоретиков. Джон Дьюи в своей работе подчеркивает первостепенную важность личного опыта при формировании понятий в раннем возрасте. Жан Пиаже описывает обучение как непрерывное взаимодействие процессов усвоения и приспособления. Учение — это восприятие, основанное на принципе "здесь и сейчас". Дж. М. Хант утверждает, что дети формируют новые идеи, приводя свои предыдущие знания в соответствие с новым опытом. Л. С. Выготский проанализировал социальные и культурные факторы, влияющие на развитие языка. В рамках культурно-исторической теории он утверждает, что новая ежедневная информация вкрапляется в жизненный опыт, который прививается благодаря своей значимости, сложности и высокому социальному взаимодействию с окружающим миром. Джером Брунер замечает, что по мере того, как дети сталкиваются с окружающей их социальной средой, они приобретают навыки языкового общения. Философия образования, которой придерживался Ян Амос Коменский, основана на том, что в центр продумывания и планирования образования ставится сам ребенок.

Таким образом, в основе концепции программы "Step by Step" для начальной школы лежат прочный теоретический каркас, достоверные данные научных исследований, а также методы преподавания, применяемые передовыми педагогами во всем мире. [23]

2.2 Методы воспитания нравственного характера, используемые в программе " Step by step "

 

Программа "Step by Step" для начальной школы формирует и развивает характер детей с тем, чтобы они могли:

· с полной самоотдачей участвовать в жизни школы и сообщества;

· быть организованными и полагаться на себя;

· работать в сотрудничестве с другими детьми;

· в письменной или устной форме формулировать личные и общественные ценности;

· проявлять уважение к окружающим, внимательно выслушивая их и подобающим образом реагируя на их высказывания;

· нести личную ответственность за учебный проект, разрабатываемый сообществом учащихся. [24]

Учителям очень важно осознавать себя в качестве моделей для подражания в области привычек и поведения, подразумевающих взаимное уважение, в области доброты и ответственности. Эта ответственность подразумевает следующие обязательства:

• Уважать каждого ребенка.

• Верить в способности каждого ребенка.

• Быть честным, признавать свои ошибки.

• Доверительно слушать и поддерживать детей.

• Быть последовательным и справедливым.

• Поддерживать требования на высоком уровне.

• Ценить индивидуальные усилия.

• Уважать различные мнения и отказ от приспособленчества.

• Создавать радостную атмосферу для учебы.

• Постоянно пополнять свои знания о развитии детей.

• Шутить и веселиться вместе с детьми.

Долг учителей состоит в том, чтобы помнить, как они учат, а не только чему учат. В классе дети усваивают уроки морали через отношение к ним учителя и через свое отношение к другим детям.

В этой связи работа в классе по программе "Step by Step" построена на воспитании у учащихся сильного характера и самостоятельности. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что люди, способные контролировать происходящие с ними события, чувствуют себя значительно увереннее. Такие люди реже болеют, несмотря на стрессы, которым они подвержены. Ученики испытывают большее чувство самоуважения и более уверены в своих способностях, когда их учителя поощряют самостоятельное поведение во время занятий. [23]

Атмосфера, в которой дети воспитываются в духе уважения к позитивным ценностям, должна поощрять самостоятельность и независимое мышление, а не простое послушание. Очевидным способом воспитания у детей навыков принятия решений и готовности пользоваться такими навыками является предоставление детям повседневно разнообразных возможностей для этого. Учителя могут добиться этого в любом классе, при работе с детьми разных возрастов через предоставление им: возможности выбора учебных материалов; выбора вида деятельности, с которого начинается рабочий день; места за партой; методов подхода к выполнению заданий и многих других вещей, составляющих в совокупности ежедневную учебную программу.

Мы, взрослые, знаем, что когда у нас есть возможность выбора содержания и методов выполнения поручаемых нам заданий, мы ощущаем большую мотивацию и готовность к выполнению работы. То же самое происходит и с детьми. Мотивация и академические успехи повышаются, когда у учеников есть возможность контролировать процесс обучения. Современные исследования в области работы мозга, поведения индивидуумов, а также педагогический опыт указывают, что личный вклад в выполнение конкретного задания является значительным средством мотивации и приводит к достижению положительных результатов. Известно, что когда учителя расширяют круг вопросов, по которым они добиваются согласия учеников, улучшаются результаты учебного процесса.[23]

Что может сделать учитель во время занятий для развития детей в моральном плане? Трудно переоценить роль учителя как модели для подражания в области морального поведения. Радостное отношение к детям, дружеские интонации в голосе, справедливость и доброта — вот те тончайшие способы обучения детей желательной для взрослых манере поведения. Однако существуют и другие, более очевидные методы приучения детей к определенному поведению в классе. Ниже мы рассмотрим некоторые из таких методов.

1) Общие ценности. Маленькие дети испытывают сильное стремление поступать "как надо". Поэтому взрослые должны объяснить детям, в чем же выражается это самое "как надо". Учителя и дети как класс или, что еще лучше, как школьное сообщество должны совместно определить, какие качества считаются наиболее ценными. Модель "Step by Step" подразумевает главенствующую роль родителей в этой области и тесное сотрудничество с семьей в деле создания атмосферы сообщества, поощряющего этичное поведение. Этот подход направлен на развитие таких черт характера, как уважение, ответственность, честность и соучастие. Это лишь небольшая часть тех ценностей, которые класс может принять в качестве правил поведения. [23]

После того как все дети обсудят и поймут такие ценности и примут их в качестве норм поведения как в школе, так и дома, в классе на всеобщее обозрение нужно будет повесить красочно оформленный плакат с правилами поведения. Таким образом они становятся даже не правилами, а скорее стандартами, с которыми сверяется поведение каждого ребенка. Например, если один ребенок обижает другого морально или физически, учитель спрашивает: "Какое из наших правил ты нарушил?" и здесь же, обязательно: "Как ты можешь исправиться?" Такой подход перекладывает на ребенка ответственность за исправление ситуации, подразумевая не только принесение извинений, а помогает ребенку понять, что исправление собственных неправильных действий позволяет ему "реабилитироваться" в глазах товарищей. [23]

2) Академические занятия. Дети лучше всего вырабатывают характер и обучаются этике поведения на примерах взрослых, которые много значат в их жизни. Но они также достигают этого, изучая жизнь известных исторических личностей и современников своей страны, обсуждая моральную сторону таких примеров и вырабатывая устойчивые привычки, основанные на общепринятых ценностях.

Такой тип обучения является составной частью программы "Step by Step". К примеру, при изучении общественных дисциплин дети обсуждают героические поступки исторических персонажей. Во время игр и занятий спортом дети задумываются о том, что значит быть членом команды и хорошим спортсменом. При чтении детям вслух и при обучении детей чтению учителю следует уделять особое внимание рассказам с этической подоплекой. Дети начинают понимать, что, несмотря на разницу в национальной культуре и внешние различия, у людей могут быть общие ценности и принципы, что люди заслуживают уважения, даже если внешне они разные. Все аспекты программы "Step by Step" для начальной школы подчинены задаче воспитания личностей с яркими характерами. [23]

3) Утренняя встреча. Проведение утренней встречи помогает учителю свести воедино учебные планы по академическим и социальным дисциплинам, а это, в свою очередь, позволяет педагогам и ученикам лучше чувствовать друг друга. Подобное групповое собрание является примером применения общепринятой в США практики, хорошо зарекомендовавшей себя при воспитании детей младшего возраста и формально сформулированной Р. Чарни и М. Клэйтон. Такое ежедневное утреннее мероприятие имеет следующие цели:

1. Сформировать единое классное сообщество.

2. Стимулировать обмен мнениями, внимательное слушание собеседников.

3. Способствовать вовлечению и участию в общей деятельности.

4. Обучить детей с помощью ежедневных ритуалов и стандартных мероприятий навыкам, которые необходимы, чтобы стать ответственным членом сообщества, будь то класс или вся школа.

"Утренняя встреча" проводится каждый день перед первым уроком, за 20 минут до звонка, на ковре.

Первый этап "Утренней встречи" начинается с рассаживания детей. Ребята садятся в круг: вариативность рассадки может варьироваться от урока к уроку- мальчики и девочки отдельно, по гороскопу, по временам года, в соответствии с их днями рождения и т. д.

Второй этап — приветствие. Оно не всегда соответствует тематическому планированию. Приветствие настраивает ребенка на положительную работу в течение целого учебного дня.

4) Разработка правил и процедур. Участие в выработке правил способствует росту чувства ответственности у детей. Для того, чтобы вовлечь детей в разработку правил, следует:

• собрать детей в круг в месте проведения классных собраний;

• начать обсуждение о назначении правил и процедур. Важно, чтобы дети понимали, что правила и процедуры, так же, как и законы, необходимы для обеспечения безопасности людей, прав и свобод личности, кроме того, они являются ориентиром правильного поведения. Дети начинают понимать, что правила нужны членам сообщества прежде всего для того, чтобы знать, что они должны делать, а не для того, чтобы запрещать им что-либо;

• дать несколько примеров позитивных и четких правил. Например, "кладите вещи на место", "Будьте уважительны со всеми";

• попросить детей высказать собственные соображения;

• дать классу возможность решить, какие правила и процедуры они примут; напомнить ученикам, что им нужно выбрать несколько конкретных общих правил, а не массу мелких условий;

• напечатать правила на листе и вывесить их в классе в том месте, где проводятся собрания, чтобы дети могли пользоваться правилами по мере необходимости.

После того, как правила приняты и вывешены, учитель должен реагировать на их выполнение соответствующими комментариями и призывать остальных детей вести себя соответствующим образом.

Когда дети нарушают какое-то правило, учитель напоминает им его и просит изменить их поведение. [24]

5) Центры обучения. Спланированная активная методика, обеспечивающая вовлечение ребенка в учебный процесс и ориентированная на него, может обеспечить детям возможность развиваться и расти различными способами. Эффективная индивидуализация может быть достигнута использованием центров обучения, которые отражают текущие интересы и учебные потребности детей. Центры обучения разрабатываются на основе определенного ряда критериев, но могут иметь самые разные формы. Созданные для обучения в малых группах посредством исследовательской работы, самостоятельности и активной вовлеченности детей, центры могут использоваться для индивидуальной работы отдельного ребенка, для работы в паре или малой группе. Каждый центр должен предусматривать многоуровневые (конкретные, графические, абстрактные) виды деятельности и быть обеспечен материалами, удовлетворяющими индивидуальные потребности и стили.

Для центра обучения имеют важное значение:

• предоставляют возможность для развития новых умений на базе предыдущего опыта;

• предоставляют возможность для развития и углубления понимания; •удовлетворяют индивидуальные запросы;

• дают детям возможность свободно перемещаться по классу, чтобы самостоятельно продвигаться по пути познания;

• группы, работающие в центрах в рамках класса, должны быть разнородными по составу, чтобы дети могли учиться друг у друга. [24]

Успех образовательного процесса возможен:

- при создании развивающих заданий, лежащих в русле самоценных форм активности ребенка, которые позволяют ему самостоятельно приобрести новый опыт, совершить открытие, проявить себя творчески;

- при создании социальных условий, необходимы для поддержки разных видов самоценной активности детей;

- при условии непрерывности ориентированного на ребенка обучения.

Сочетание самостоятельного учения ребенка и обучение его взрослым в процессе доброжелательного продуктивного общения как раз и представляет суть личностно-ориентированной дидактики.

Развивающие задания для младших школьников, должны быть направлены на расширение их субъективного опыта и систематизированы вокруг категорий разного характера (таких, как "живое", "неживое", "движение", "качество", "количеств", "причина", "следствие", потребности", "ресурсы" и др.

Задания должны быть составлены так, чтобы у детей была возможность получать образные представления об окружающем мире, расширять составляющие субъективного опыта каждого ребенка.

Успешность выполнения этой цели зависит от:

- диагностирования детей с целью определения психологических особенностей каждого ребенка, подготовки рекомендаций для обучающихся взрослых;

- составления проектов (тем) программ работы с детьми по каждому виду деятельности (игра, спорт, литературно-художественная, художественно-изобразительная, музыкально- театрализованная, речевое общение, труд.

 

2.3 Технология "Шаг за шагом""как средство нравственного воспитания учащихся во внеклассной работе

 

В настоящее время наше общество нуждается в подготовке широко образованных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утвержденных в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствий данного поступка для окружающих людей.

Так как программа "Шаг за шагом"" направлена на формирование нравственных качеств личности, цель нашего исследования является выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников, а именно учеников 3 "А" класса СШ № 166, которые занимаются по программе "Шаг за шагом"", и учеников 3 "Б" класса СШ № 166, который не занимается по этой программе.

Исходя из целей, задач и диагностируемого объекта, нами были выбраны следующие методики педагогического исследования: тестирование и ранжирование.

Для начальной диагностики мы использовали метод ранжирования, который заключался в распределении своих собственных желаний по степени важности, значимости для себя с позиций своего смысла, своего сознания.

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения. В самом начале нами был проведен инструктаж, где учащимся были объяснены цель исследования, важность его результатов для класса, порядок выполнения задания.Каждому ученику мы раздали по цветку с семью лепестками. Затем нами было предложено записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо было поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформировал семь желаний. Детям давалось пять-семь минут на выполнение этого задания, затем цветочки собирались, и была произведена их обработка. Нами было выделено три критерия направленности желания учеников: для всех людей, для родных и друзей, для себя. Обработка полученных результатов метода ранжирования заключалась в подсчете суммы желаний для каждого из трех критериев.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.