Предпосылки создания крылатых ракет — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Предпосылки создания крылатых ракет

2019-08-04 68
Предпосылки создания крылатых ракет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Крылатые ракеты - национальное оружие России

Г.А.Ефремов, профессор

Совершенствование комплексов с противокорабельными ракетами

Первые крылатые ракеты, разработанные НПО “Машиностроение”, при всех своих достоинствах могли стартовать только из надводного положения ПЛ, что значительно снижало ее скрытность. Новые идеи и накопленный опыт дали возможность в конце 50-х годов начать разработку нового комплекса противокорабельной КР “Аметист” с подводным стартом. В процессе создания впервые были найдены новые принципы проектирования и изготовления герметичной конструкции крылатых летательных аппаратов. Практическая реализация данного способа старта явилась удачным разрешением одной из сложнейших инженерных задач, что стало большим достижением конструкторского коллектива. Также впервые в практике объединения на ракете применили в качестве маршевого двигателя твердотопливный ракетный двигатель.

При создании комплекса “Аметист” было проведено большое количество испытаний в ЦАГИ, связанных со специфическими особенностями подводного старта ракеты. Анализ экспериментальных данных, полученных на моделях в баллистическом бассейне, подтвердил правильность заложенных идей и конструкторских решений и позволил перейти к натурным испытаниям.

Полная программа летно-конструкторских и государственных испытаний успешно завершилась, и во второй половине 60-х годов комплекс “Аметист” приняли на вооружение ВМФ. Необходимо отметить, что наша разработка противокорабельных КР с подводным стартом опередила в этом отношении страны Запады на 10лет (первая крылатая ракета США с подводным стартом “Гарпун” была принята на вооружение только в 1977г.).

Вслед за комплексом “Аметист” коллектив НПО “Машиностроение” приступил к разработке комплекса “Малахит” с универсальной КР, способной стартовать как с ПЛ, находящейся в подводном положении, так и с надводного корабля. Ракеты “Малахит” имели увеличенную дальность, меньшую высоту полета и более совершенную систему управления.

Для повышения помехозащищенности системы управления на КР были установлены два информационных канала: радиолокационный и тепловой. На базе двухканального устройства обнаружения цели и самонаведения в СУ реализовались некоторые принципы избирательного поражения целей из состава кораблей соединения путем осуществления логических операций. Были предельно сокращены и автоматизированы ручные операции по подготовке и пуску ракеты. В процессе создания комплекса “Малахит” проводились обширные модельные испытания, связанные с изучением специфических особенностей подводного старта. Эти эксперименты по заданию НПОМ, помимо ЦАГИ, проводились также в НИИ механики МГУ. Руководил этими работами академик Л.И.Седов, который внес большой вклад в теоретическое обоснование оригинальной методики экспериментов и анализ полученных результатов. Используя данные этих работ, был осуществлен ряд мероприятий по повышению устойчивости движения ракеты на подводном участке движения.

Успешное завершение большого объема летных испытаний системы управления на самолете-лаборатории ИЛ-14, модельных испытаний и наземной отработки КР“Малахит” позволило перейти к этапу летно-конструкторских, а затем и государственных испытаний. Техническое руководство испытаниями осуществлял генеральный конструктор В.Н.Челомей. Комплекс “Малахит” принят на вооружение ВМФ для подводных лодок проектов 661 и 670М и малого ракетного корабля проекта 1234.

Крылатые ракеты - национальное оружие России

Г.А.Ефремов, профессор

Предпосылки создания крылатых ракет

Уже в первые послевоенные годы авианосные ударные соединения и другие группировки надводных кораблей США, а затем и НАТО создали угрозу нападения на территорию нашей страны с морских направлений. Борьба с надводными кораблями, и в первую очередь с авианосцами, с помощью традиционных видов оружия (артиллерии, торпед, мин, бомб) стала весьма проблематичной. Необходимо было искать новые средства борьбы, которые могли бы сочетать в себе большую дальность действия, высокую точность попадания, достаточную разрушительную силу, возможность массированного применения, маневрирования на траектории полета, возможность использования в различных метеорологических условиях и ряд других тактических свойств. Таким видом вооружения могли стать специализированные комплексы противокорабельных самонаводящихся крылатых ракет (КР). Проведенные исследования позволили найти единственно правильный путь решения проблемы: без уравнивания сил флотов по тоннажу противопоставить флотам США и стран НАТО соответствующий ударный потенциал. Это был свой национальный путь создания новых боевых средств - противокорабельных крылатых ракет (ПКР) - и вооружения ими подводных лодок и надводных кораблей.

Во-первых, крылатые ракеты при большой дальности полета дают возможность кораблю занять наиболее удобную позицию для атаки, первому нанести удар, оторваться от противника после решения боевой задачи, возможность использовать запас дальности для осуществления тактических маневров ракеты на траектории. Во-вторых, большая скорость полета позволяет быстро пройти зоны противодействия цели и затрудняет перехват крылатой ракеты в полете. В-третьих, имеется возможность использования ракетой различных высот полета: основную часть траектории полета ракета на “маршевом участке” летит на большой высоте при малом аэродинамическом сопротивлении, а перед целью - переходит на малую высоту, затрудняя ее перехват; кроме того, КР может совершить, при необходимости, на всей территории пролета различные маневры по курсу.

Для реализации требований к траектории полета наиболее приемлемым явился турбореактивный двигатель (ТРД), хорошо освоенный промышленностью с большим опытом его эксплуатации.

Возможность попадания в подвижные малоразмерные морские цели достигается размещением на борту КР специальных систем управления и собственными динамическими характеристиками ракеты, позволяющими наводиться на корабль. Системы управления могут строиться на основе комплексирования различных информационных каналов, позволяющих устойчиво функционировать в условиях сложной помеховой обстановки.

Энергетические характеристики и конструкторско-компоновочные решения позволяют разместить на КР мощную боевую часть (БЧ). Для повышения разрушительного действия обеспечиваются наиболее благоприятные условия подрыва БЧ внутри корпуса корабля, в его наиболее уязвимых местах.

Кроме того, крылатые ракеты позволяют реализовать целый ряд технических решений, повышающих тактические характеристики этого вида оружия. В частности, к ним можно отнести возможность размещения на борту КР станции активных помех, способной воздействовать на средства перехвата; возможность использовать специальные радиопрозрачные покрытия и материалы и различные конструктивные решения, позволяющие снизить заметность ракет в различных частотных диапазонах, и многие другие решения. Также крылатые ракеты можно применять, используя залповый метод стрельбы, осуществлять рациональное их взаимное построение на траектории полета.

Перечисленные возможности в наибольшей степени определяют высокую эффективность комплексов ПКР. Однако достичь максимальных значений по всем параметрам одновременно не представляется возможным. При проектировании необходимо добиться оптимального уровня всей совокупности параметров с учетом их вклада в эффективность, надежность, стоимость, реализуемость, удобство в эксплуатации. В процессе создания комплексов с ПКР максимально используются научно-технические достижения в различных отраслях науки и техники.

Оригинальные научно-технические решения позволили противокорабельным комплексам с крылатыми ракетами, созданными НПО “Машиностроение”, оставаться наиболее эффективным оружием борьбы с надводными кораблями, а также быть конкурентоспособными на мировом рынке вооружений, что не менее важно в настоящее время.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.