Познавательно- исследовательская деятельность: формирование элементарных математических представлений. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Познавательно- исследовательская деятельность: формирование элементарных математических представлений.

2019-08-01 250
Познавательно- исследовательская деятельность: формирование элементарных математических представлений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

 Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.Дети дошкольного возраста  проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом.

Цель: формирование начальной математической компетентности

Задачи:

Ø Учить детей считать в пределах 10, пользоваться порядковым и количественным счетом

Ø Сравнивать предметы по величине, длине, высоте, ширине

Ø Познакомить с геометрическими фигурами (круг, овал, прямоугольник, треугольник, трапеция)

Ø Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги

Ø Познакомить с днями недели

Ø Учить делить квадрат на 2 и 4 части

Ø Развивать логическое мышление, внимание, память, тонкую моторику рук

Ø Воспитывать умение работать самостоятельно

 

Учебно-тематический план для старшей группы (дети 5 лет) рассчитан на 36 учебных часов в год, по 1 часу в неделю.

Тема, месяц

Количество часов

Всего Теория Практика
1 Мониторинг 4   4
2 Сравнение предметов 4   4
3 Логические задачи 2   2
4 Количество и счет 5   5
5 Геометрические фигуры 3   3
6 Ориентирование в пространстве 2   2
7 Ориентирование во времени 2   2
8 Ориентировка на плоскости 3   3
9 Измерение 2   2
10 Объёмные геом. фигуры 2   2
11 Уравнивание двух групп 2   2
12 Числа и цифры 6-10 5   5
                                                 Всего: 36   36

 

По окончании второго года обучения дети овладеют следующими математическими компетенциями:

будут знать:

Дни недели, части суток и их последовательность.

Геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, треугольник, трапеция).

Цифры в пределах 10.

Будут уметь:

Считать до 10.

Сравнивать предметы по длине, высоте, ширине.

Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Уравнивать неравное число предметов.

 Будут развиты соответственно возрасту:

Логическое мышление, память, тонкая моторика рук, внимание.

Будет воспитано:

умение работать самостоятельно.

Календарно-тематическое планирование к курсу «Формирование элементарных математических представлений».

месяц неделя дата Тема задачи Источник информации примечание

сентябрь

1   Занятие 1   закрепить навыки счета в пределах 5; сравнивать группы и числа на основе составленных пар; закреплять знания геометрических фигур; уточнять представления о последовательности частей суток. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 12)  
2   Занятие 2   упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух); закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам (длина, ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 14)    
3   Занятие 3 (мониторинг) совершенствовать навыки счета пределах 5; учит понимать независимость результата счета от качественных признаков предмета (цвета, формы и величины). И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 16)  
4   Занятие 4   закреплять навыки счета пределах 5; упражнять в сравнении 5 предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот); уточнить понимание слов вчера, сегодня, завтра. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 17)      

октябрь

1   Занятие 5 учить составлять множества из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями; закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам; совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, сверху, внизу. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 17)  
2   Занятие 6 учить считать в пределах 6, показывать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6; продолжать развивать умение сравнивать до 6 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результат сравнения обозначать соответствующими словами: самый длинный, короче, еще короче…самый короткий (и наоборот), закреплять представления о знакомых геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 18)    
3   Занятие 7 учить считать в пределах 7, показывать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 6 и7; продолжать развивать умение сравнивать до 6 предметов по ширине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результат сравнения обозначать соответствующими словами: самый широкий, уже, еще уже…самый узкий (и наоборот), продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 20)    
4   Занятие 8 продолжать учить считать пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»; продолжать развивать умение сравнивать до 6 по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот); расширить представление о деятельности взрослых детей в разное время суток, о последовательности частей суток И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 21)    

ноябрь

1   Занятие 9 учить считать в пределах 8, показывать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и8; упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 23)    
2   Занятие 10 учить считать в пределах 9, показывать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9; закреплять представление о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.; продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 24)      
3   Занятие 11 (мониторинг) познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»; упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот); упражнять в умении находить различия в изображении предметов И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 26)    
4   Занятие 12 познакомить с образованием числа 10 основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10; учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?» закреплять представление о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности; совершенствовать представление о треугольнике, его свойствах и видах. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 27)    

декабрь

1   Занятие 13 совершенствовать навыки счета по образцу и на слух пределах 10; закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот); упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур; упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 28)    
2   Занятие 14 закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10); дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника; закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, спереди, сзади. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 30)    
3   Занятие 15 совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов; закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах. Демонстрационный: музыкальный инструмент, ширма, мешочек с желудями, 4 картинки с изображением частей суток; квадрат, разделенный на части, и картинка с изображением домика для игры «Пифагор», 7 числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 31)      
4   Занятие 16 учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число…больше числа…», «На сколько число…меньше числа…»; продолжить учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения; закреплять умение последовательно называть дни недели. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 32)    

январь

1   Занятие 17 продолжатьучить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число…больше числа…», «На сколько число…меньше числа…»; развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу; совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры; развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 34)    
2   Занятие 18 продолжатьучить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10; развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины равной образцу;закреплять умение определять пространственные представления и использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за),между, рядом; упражнять в последовательном назывании дней недели И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 36)    
3   Занятие 19 продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом; продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу; учить ориентироваться на листе бумаги. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 37)    
4   Занятие 20 познакомить с количественным составом числа 3 из единиц, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 39)    

февраль

1   Занятие 21 познакомить с количественным составом числа 3 и4 из единиц, продолжать ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа, закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 40)    
2   Занятие 22 познакомить с количественным составом числа 5 из единиц, совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках; Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа) И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 41  
3   Занятие 23 закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц; формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть; совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр.42)    
4   Занятие 24 совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу; продолжать формировать представление о том, чтопредмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур, учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета, равного одному из сравниваемых предметов. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 44)      

март

1   Занятие 25 закрепить представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5; совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди сзади) и другого лица; совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 46)    
2   Занятие 26 продолжать учить делить круг на две равные части, называть части сравнивать целое и часть; продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов, закреплять умение последовательно называть дни недели И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 47)      
3   Занятие 27 учит делить квадрат на две равные части, называть части сравнивать целое и часть; совершенствовать навыки счета в пределах 10; развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед – назад, направо – налево) Демонстрационный: цветной ватман, 2 квадрата, 10 корабликов разного цвета, фланелеграф. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр.48)      
4   Занятие 28 продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть; развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов; совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 49)      

апрель

1   Занятие 29 познакомить с делением квадрата на 4 равные части, называть части и сравнивать целое и часть; продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов, совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 51)    
2   Занятие 30 совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения между рядом стоящими числами: 6и7, 7и8, 8и9, 9и10; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа; продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 53)      
3   Занятие 31 продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 10; совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению; закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, называть части сравнивать целое и часть. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр.54)    
4   Занятие 32 совершенствовать умение составлять число 5 из единиц, упражнять в умении двигаться в заданном направлении, закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 56)    

май

1   Занятие 33 (мониторинг) совершенствовать навыки счета пределах 5; учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предмета (цвета, формы и величины). И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 16)  
2   Занятие 34 (мониторинг) закрепить порядковое значение чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»; упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот); упражнять в умении находить различия в изображении предметов И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 26)    
3   Занятие 35 продолжать закреплять представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом; продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу; учить ориентироваться на листе бумаги. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 37)    
4   Занятие 36 закреплять понимание отношений между рядом стоящими числами в пределах 10; совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению; закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, называть части сравнивать целое и часть. И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр.54)    

                                                                                                                                                                                           ВСЕГО: 36 ч.

Содержание направлений работы с семьей

«Познавательное развитие»:

- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и

сверстниками;

- совместно с родителями планировать маршруты выходного дня к историческим, памятным местам отдыха

горожан.

Методическое сопровождение


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.