Характерные черты кумранской общины — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Характерные черты кумранской общины

2019-08-03 134
Характерные черты кумранской общины 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Кумраниты пользовались специфическим методом толкования Писаний. Те исторические реалии, которые встречались в книгах пророков, а также символы или образы, использованные в священных книгах, они переносили на свое время и свои собственные обстоятельства. Такой способ интерпретации назывался pesher. Например, комментируя книгу пророка Наума, они утверждали, что «лев, похищающий для насыщения щенков своих и задушающий для львиц своих» (Наум 2:11,12) — это греческий царь Деметрий. Упоминаемых пророком Аввакумом «Халдеев» (Авв 1:6) они считали римлянами.

2. Перспективу спасения они связывали с двумя моментами: верой в Учителя праведности (по другой версии — Праведного Учителя) и полным исполнением Закона. В кумранитском комментарии к стиху из книги пророка Аввакума — «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв 2:4) — написано: «За их дела и их веру в того, кто истинно разъяснил Закон, Бог освободит их из дома суда.»

3. Кумранскую общину отличал строгий изоляционизм. Ее члены считали себя вовлеченными в постоянно идущую борьбу против сил зла и тьмы. Такое состояние подразумевало ненависть к врагам и ожидание гнева Божьего для всех, кто не является членом секты (так, например, написано в «Наставлении в дисциплине» 3:13-4:26).

 

154


 

4. Жесткая дисциплина общины, основанная на соблюдении множества правил и предписаний, была направлена на сохранение чистоты. Регулярно повторяемые ритуальные омовения (помимо обряда крещения, связанного с посвящением) разрешались тем, кто имел хорошую репутацию. Общие братские трапезы, состоящие из хлеба и вина, проводились под председательством священника. За столом члены общины рассаживались в строгом соответствии со своим рангом. Это было время для «служения друг другу и совета друг с другом» («Наставление в дисциплине» 6:1-6).

5. Идеология общины была проникнута эсхатологическими ожиданиями, связанными со скорым установлением прямого правления Бога  на  земле.  Этому правлению  должна       была предшествовать сорокалетняя война сил света против сил тьмы. В войне примут участие как люди (члены общины против своих врагов), так и ангелы. В рукописи под названием «Война сынов света против сынов тьмы» (ср. Иез 38-39) приведены различные подробности грядущей схватки, включая детали военного снаряжения и элементы тактики и стратегии, описанные с ориентацией на римские образцы. На последних страницах документа есть такие слова, приписываемые Богу: «Твоя есть сила, в Твоих руках исход войны, и нет никого, кто бы мог противостоять Тебе» (18:15).

6. С этими эсхатологическими ожиданиями была связана вера в «приход Пророка» (ср. Втор 18:18), а также Мессии священников и Мессии мирян (Аарона и Израиля). Прежде же нужно научиться правильному исполнению Закона, понимание которого дается Богом через нескольких, сменяющих друг друга духовных вождей, которые названы «Праведными Учителями», т.е. «истинными толкователями Слова».1

7. Так называемый «Дамасский документ» описывает строго иерархическую структуру общества. На первом месте стоят священники, затем левиты, после них миряне (иудеи, не имеющие духовного звания —

 

155


 

Прим. ред. пер.), а на последнем, четвертом, месте — прозелиты. В соответствии с этими рангами надлежало занимать места в собрании. Ими же определялся порядок выступлений при обсуждении каких-либо вопросов. Один из священников начальствовал над всеми людьми общины. Ему должно было быть не меньше 30 и не больше 60 лет, и он должен был хорошо знать все правила и предписания, разные языки и разбираться во взаимоотношениях людей. В «Наставлении в дисциплине», кроме того, говорится, что в собрании первое место должны занимать священники, за ними старейшины, а затем и весь остальной народ. Никому не разрешалось говорить прежде, чем подходила его очередь.

8. Святость считалась обязательным качеством члена общины. За нарушения правил следовали наказания — различавшиеся в зависимости от тяжести проступка. За особо серьезные нарушения, такие как произнесение Святого имени или поношение всей общины, преступник изгонялся из общины и лишался права быть принятым в нее вновь («Наставление» 6:26; 7:16,23).

 

 

СРАВНЕНИЕ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ

 

1. Метод интерпретации, использовавшийся кумранитами, не чужд новозаветным авторам. Именно так Петр толковал пророчество Иоиля (Деян 2:16), а Павел Псалмы (Еф 4:8-10) и Второзаконие (Рим 10:6-8). В 1 Послании Петра (1 Пет 2:6-8) Христос уподобляется «камню», о котором говорится в книге Исайи и в Псалмах. Однако если кумранские толкователи находили в Писаниях предсказания о целой череде вождей общины, то в ранней церкви говорили об Иисусе как о Пророке, Первосвященнике и Царе одновременно.

2. Цитированный в предыдущем разделе стих из книги пророка Аввакума был использован Павлом при обосновании учения об оправдании «только верой» (Рим 1:17; Гал 3:6). Христос есть «конец

 

156


 

Закона» для каждого верующего (Рим 10:4) и никто не может быть оправдан перед Богом делами Закона (Гал 2:16). Иисус не просто Учитель, Он Господь и Спаситель.

3. Иисус был открыт для всех людей. Его служению и учению чужд какой-либо         изоляционизм. Фарисеи и книжники, будучи очень чувствительны к тому, что они называли «святостью», постоянно критиковали его общение с мытарями и «грешниками» (Мк 2:16; Лк 7:39; 15:1-2). Он призывал учеников любить своих врагов (Мф 5:44). Этому же учил и Павел, говоря о необходимости оставить отмщение Богу (Рим 12:19-20).

4. Новый Завет содержит весьма подробные наставления, касающиеся морали и правил поведения (напр., Мф 5:21-7:12; 1 Кор 6:1-20; 1 Пет 2:11-17). Однако они не похожи на подробную регламентацию каждого шага любого члена общины, о которой свидетельствуют кумранские рукописи. В христианском учении требование праведной жизни сочетается с духовной свободой (Рим 8:3:4; 14:1 и сл.; Гал 5:18-24).

Водное крещение, которое было принято в церкви как обряд посвящения, тесно связано с покаянием, прощением грехов и дарованием Святого Духа (Деян 2:38-42). Эта практика была введена Иоанном Крестителем и принята Иисусом и апостолами. Сама церемония крещения не является повторением ритуала инициации, практиковавшегося в Кумране.

Совместные трапезы, установленные Христом для Его последователей, освящены Его присутствием. Он Сам, Его тело и Его кровь являются главным в этих трапезах, которые суть повторение тайной вечери, когда был заключен Новый Завет в Его крови (Лк 22:20). Ничего подобного практика кумранской общины не знает. Нет никаких указаний и на то, что такие трапезы в ранней церкви совершались под руководством священника. (Это требование соблюдалось, правда, но в особом смысле,

 

157


 

поскольку в соответствии с 1 Пет 2:5,9 все верующие — священники.) В ранней церкви не стремились соблюдать порядок, при котором место человека в общине строго соответствовало его рангу или чину. Более того, такая практика однозначно порицается во многих текстах Нового Завета (Лк 22:24-27; Ин 13:12-17).

5. Новый Завет говорит о приближении Царства Божьего1 (Мк 1:15) и даже о его наступлении в служении Иисуса Христа (Мф 12:28; ср. Лк 17:20-21). Это не означает, однако, окончания противостояния сил добра и сил зла. Предводителем сил зла является сатана, которому служат падшие ангелы. Однако уже в нынешнем веке сатана осужден (Ин 16:11).

В Новом Завете есть также тексты, описывающие грядущее столкновение. В ранних посланиях Павла мы читаем о «дне Господнем» и «внезапной пагубе» (1 Фес 5:2-3), а также об отмщении «не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа.» (2 Фес     1:8). Откровение Иоанна предсказывает превращение «царства мира в царство Господа нашего Иисуса Христа» и грядущий триумф Христа,  который есть   «Царь    царствующих и                   Господь господствующих» (Отк 11:15; 19:11 и сл.). Сатана и его воинство будут ввержены «в озеро огненное и серное» вместе со всеми, чьи имена не записаны в книге жизни (Отк 20:7-15).

6. Ожидание кумранской общиной «грядущего Пророка и Мессии священников и мирян» (Наставление 18:10) сконцентрировано в Новом Завете на единственной фигуре Иисуса — Мессии.2 Он, подобно Давиду, — Помазанник и Царь (Мф 1:1), поставленный Богом Первосвященник (Евр 5:4-5). Пророк, приход Которого предсказан Моисеем (Деян 3:22- 26; ср. Ин 6:14). Попытки провести параллель между кумранским Праведным Учителем и Иисусом не выдерживают никакой критики. Учение и служение того и другого различаются в самых своих существенных моментах. Иисус говорил о Себе, что Он Мессия и Сын Божий,

 

158


 

пришедший, чтобы отдать жизнь «для искупления многих» (Мк 14:61,62; 8:31; 10:45). Он предсказывал Свою смерть на кресте и воскресение. Все это не имеет ничего общего с утверждениями и служением Праведного Учителя.1

7. Жесткая организационная структура, описанная в кумранских рукописях, совершенно не свойственна ранней церкви. Христианским общинам присуща большая гибкость, являющаяся средством предотвращения попыток добиваться высокого положения в церкви и власти над другими христианами. Впрочем, были и некоторые общие черты, например, в кумранской общине была должность, примерно соответствующая служению диакона ранней церкви. Однако и здесь больше оснований говорить о различиях, чем о сходствах. Иисус говорил Своим ученикам о недопустимости стремления к высоким чинам и власти (Мк 10:35-45). Сам Он показал замечательный пример смирения, призвав каждого из Своих учеников быть слугой другим (Ин 13:1-17). На собраниях в церкви христиане были свободны в реализации данных им даров (1 Кор 14:26 и сл.). Не существовало никаких ограничений, связанных с положением или рангом того или иного члена общины. Павел учил в Послании к Коринфянам, что все члены церкви равны и равно необходимы, как члены одного тела. «Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор 12:24-25).

8. Как кумранские рукописи, так и Новый Завет много внимания уделяют достижению святости. Верующие названы в Новом Завете «призванными святыми», поскольку Бог избрал их и отделил от мира как Свой народ (1 Кор 1:2; 1 Пет 1:2). Те, кто избран, должны проявлять святость во всех своих поступках (1 Пет 1:14-16). Без святости «никто не увидит Господа» (Евр 12:14). Поэтому, также, для согрешающих особенно тяжко не исключены наказания (1 Кор 5:3-5; Деян 5:1-11). Однако даже

 

159


 

такое суровое наказание как отлучение от церкви рассматривалось как средство увещевания и исцеления. Оно предпринималось в расчете на пoкаяние и возвращение согрешившего к своим братьям (2 Кор 2:5-8). Лишь упорство в грехе и нежелание покаяться могло заставить верующих вовсе не считать такового христианином (Мф 18:17, 2 Фес 3:14-15).

 

160


 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.