Найди лишнее слово, подчеркни и докажи. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Найди лишнее слово, подчеркни и докажи.

2019-08-03 264
Найди лишнее слово, подчеркни и докажи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Класс 2 тур

1 Как правильно сказать?

  • У рыбов нет зубов?
  • У рыбей нет зубей?
  • У рыб нет зуб?
  • Или как?

Запиши правильный вариант:______________________________________________

2. Подчеркни слова, в которых все согласные глухие.

  • У папы три капли упали со шляпы.
  • Кошка согрела озябшие лапы.

3.Отгадай шараду:

Первое-нота, второе-игра,

Целое встретится у столяра.

4.Вставь буквы:

5. Переставь буквы так, чтобы получились слова, запиши их. Найди лишнее слово и зачеркни его.

ПАШАК - _______________

ОЖИВТ - ________________

ААЗЛГ - _________________

КАМАЙ - ________________
КЮАБ - _________________

6. Подбери к данным словам слова, с противоположным значением.

  • Близко - __________________
  • Высоко - _________________
  • Легко - ___________________
  • Трудно - _________________

7. К выделенным словам подбери слова, похожие по смыслу, запиши их

  • Песик Тотошка был очень храбрым,__________________.
  • Принцесса была очень красивой,_____________________.
  • Ослик Иа – Иа был всегда печальный, ________________.

Класс 1 тур

1. Расставь ударение в словах.

Алфавит, библиотека, звонит, цемент, торты.

2. Выпиши слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

Лилия, оазис, фойе, поют, сауна.

3. Вставь пропущенные слова в данные устойчивые сочетания слов:

  • На сердце….скребут
  • Делить шкуру неубитого….
  • Голодный как ….
  • ….. носа не подточит.

4. Даны слова в звуковой одежде. Выбери для них буквенный костюм.

  • [ М’ А Т’] – мать, мять
  • [ В’ О С ] – воз, вез
  • [ Л ‘Э С’ ] – лес, лезть

5. Вставь пропущенные буквы.

Я ружьишко зар…дилИ м…рковку прор…дил,
В ог…роде ув…дал,
Как кустарник ув…дал.

6. В каких словах есть приставки?

Отмыть, отчизна, отвар, отравить, отара, отличник.

7. Выбери синонимы для выделенных слов:

  • Пасмурная погода (знойная, дождливая, ненастная)
  • Смышленый ученик (аккуратный, сообразительный, умный)
  • Неуклюжий медведь (добродушный, неповоротливый, огромный)

8. Узнай героя из сказки:

  • Милая, добрая, крошечная –
  • Деревянный, любопытный, длинноносый –
  • Старая, страшная, беззубая -

Класс 2 тур

1. Разгадай ребусы:

Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР

2. Как сказать одним словом?

  • Повесить нос –
  • За тридевять земель –
  • Бить баклуши –
  • Водить за нос –
  • Себе на уме -

3. Составьте анаграммы. Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова. Например: рост-сорт

Кулон-

Автор-

Коршун-

4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Осетинская: и в хорошем огороде есть гнилые тыквы.

Польская: как заяц в ананасе.

5. Выбери нужное слово

  • У бабушки нет (очек, очков, очкей)
  • У Маши нет красных (туфлев, туфлей, туфель)
  • У меня нет (ножницей, ножницов, ножниц)

6. Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу. Придумай и запиши еще два слово с таким составом.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

Вся же – в дневнике я и в журнале

7. Сколько раз встречается звуки [Т] и [Т ’] в стихотворении?

Липы за руки взялись,
Липы ветками сплелись,
Ветер злится: “Повалю!
Я упрямых не терплю!”.
Дунул снова что есть сил,
Но деревья с ног не сбил

Класс 1 тур

1. Какими частями речи являются выделенные слова?

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

2. Подбери синонимы к прилагательным:

  • Тихая езда -
  • Тихая ночь -
  • Тихий голос -
  • Верный друг-
  • Верный ответ-
  • Крепкая веревка-
  • Крепкий чай-
  • Крепкий организм-

3. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.

4. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.

  • Кот наплакал-
  • Бить баклуши-
  • Спустя рукава-
  • Зарубить на носу-

5. Какие слова так произносятся?

  • [ Г РУ С’ Т’ ]
  • [ Л’ Э С’ Т’ ]

6. Составь слово, если в нем

  • Корень – из слова моряк
  • Окончание – из слова зимний
  • Приставка – из слова прилететь
  • Суффикс – из слова русский

7. Расставь ударение в словах.

Торты, сливовый, звонишь, алфавит, хвоя.

Класс 2 тур

1. Расставь ударение в словах.

Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.

2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?

Рой, мой, закрой, простой, печь

Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.

3. Определи части речи.

Желомная бечь грузло обдисляля хрожную деланавку.

“Переведи” это предложение на русский язык.

4. Разбери слова по составу.

Свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка

5.Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни.

Снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.

6. У каких существительных нет формы единственного числа?

Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы

7. Подбери прилагательные к данным существительным:

  • …. какаду
  • … шимпанзе
  • … шампунь
  • …тюль

8. Подбери данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

  • Рукой подать-
  • Выйти из себя-
  • Повесить нос-

Класс 1 тур

1. Объясни лексическое значение слов.

  • Туш -
  • Тушь -

2. Составь словосочетания со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.

  • Вкусный – вкусовой
  • Дельный – деловой

3. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.

  • На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.
  • Коля написал предложение красиво как курица лапой.
  • От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.

4. Запиши пары слов, которые отличались бы в написании, но не различались бы в произношении, например:

Роман-роман, слезать - слизать, посидеть-поседеть

5. Определи части речи выделенных слов, обозначь, какой частью речи они являются.

Слепой музыкант подошел к роялю.

Слепой осторожно переходил дорогу.

6. Раздели слова на 3 группы, исходя из значения суффикса.Объясни значение суффикса -ИСТ-.

Медалист, лесистый, волокнистый. золотистый, хоккеист, серебристый, лесистый, холмистая.

7. Какая фраза зашифрована в этих предложениях?

МЫ НЕ ОЧЕНЬ ГРУСТИЛИ О СЕВЕРНОМ ЛЕТЕ, А ДЕЙСТВОВАЛИ КАК ОБЫЧНЫЕ ГОРОДСКИЕ ОБИТАТЕЛИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕДА ДОЛГО НЕ ОСТЫВАЛА.

Класс 2 тур

1. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.

Средство-…, шофер-…., цыган,-…, торт-…, трактор-…, инженер-….,

2. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.

Пятлая куш… Дормый делаж…
Бурявый папалош… Вылюный вагач…
Мяувыая дуч… Желомная беч…

3. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

1. Заварить кашу-

2. Жить душа в душу-

3. На ночь глядя-

4. Повесить нос-

5. Водой не разольешь -

4. Сколько значений в многократно повторяющемся слове? Какое прямое, какое переносное?

Подбери синонимы к этому слову в каждом случае.

Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные, Кислые прохожие,
И едят ужасное кислое мороженое.
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое было настроение.

5. Разбери по составу выделенные слова.

Мяч попал в окно и стекло треснуло.

От жары мороженое растаяло и стекло из моих рук на асфальт.

6. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.

7.Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.

Неведа – невежда.

8.Разбери по составу слова.

Метро, вынуть, окружность, листочки.

Олимпиадные задания по русскому языку

Поставь ударение в словах:

Лыжня, хвоя, статуя, столяр, пихта, гражданство, жаворонок, алфавит, шофёр, красивее, квартал, свекла, кулинария, творог.

10. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, образуй из них новое слово:

Пластинка, картина, павлин______________________________

Сапоги, парашют, фантазия_______________________________

Косари, заморозки, лётчик________________________________

Класс 2 тур

1 Как правильно сказать?

  • У рыбов нет зубов?
  • У рыбей нет зубей?
  • У рыб нет зуб?
  • Или как?

Запиши правильный вариант:______________________________________________

2. Подчеркни слова, в которых все согласные глухие.

  • У папы три капли упали со шляпы.
  • Кошка согрела озябшие лапы.

3.Отгадай шараду:

Первое-нота, второе-игра,

Целое встретится у столяра.

4.Вставь буквы:

5. Переставь буквы так, чтобы получились слова, запиши их. Найди лишнее слово и зачеркни его.

ПАШАК - _______________

ОЖИВТ - ________________

ААЗЛГ - _________________

КАМАЙ - ________________
КЮАБ - _________________

6. Подбери к данным словам слова, с противоположным значением.

  • Близко - __________________
  • Высоко - _________________
  • Легко - ___________________
  • Трудно - _________________

7. К выделенным словам подбери слова, похожие по смыслу, запиши их

  • Песик Тотошка был очень храбрым,__________________.
  • Принцесса была очень красивой,_____________________.
  • Ослик Иа – Иа был всегда печальный, ________________.

Класс 1 тур

1. Расставь ударение в словах.

Алфавит, библиотека, звонит, цемент, торты.

2. Выпиши слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

Лилия, оазис, фойе, поют, сауна.

3. Вставь пропущенные слова в данные устойчивые сочетания слов:

  • На сердце….скребут
  • Делить шкуру неубитого….
  • Голодный как ….
  • ….. носа не подточит.

4. Даны слова в звуковой одежде. Выбери для них буквенный костюм.

  • [ М’ А Т’] – мать, мять
  • [ В’ О С ] – воз, вез
  • [ Л ‘Э С’ ] – лес, лезть

5. Вставь пропущенные буквы.

Я ружьишко зар…дилИ м…рковку прор…дил,
В ог…роде ув…дал,
Как кустарник ув…дал.

6. В каких словах есть приставки?

Отмыть, отчизна, отвар, отравить, отара, отличник.

7. Выбери синонимы для выделенных слов:

  • Пасмурная погода (знойная, дождливая, ненастная)
  • Смышленый ученик (аккуратный, сообразительный, умный)
  • Неуклюжий медведь (добродушный, неповоротливый, огромный)

8. Узнай героя из сказки:

  • Милая, добрая, крошечная –
  • Деревянный, любопытный, длинноносый –
  • Старая, страшная, беззубая -

Класс 2 тур

1. Разгадай ребусы:

Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР

2. Как сказать одним словом?

  • Повесить нос –
  • За тридевять земель –
  • Бить баклуши –
  • Водить за нос –
  • Себе на уме -

3. Составьте анаграммы. Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова. Например: рост-сорт

Кулон-

Автор-

Коршун-

4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Осетинская: и в хорошем огороде есть гнилые тыквы.

Польская: как заяц в ананасе.

5. Выбери нужное слово

  • У бабушки нет (очек, очков, очкей)
  • У Маши нет красных (туфлев, туфлей, туфель)
  • У меня нет (ножницей, ножницов, ножниц)

6. Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу. Придумай и запиши еще два слово с таким составом.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

Вся же – в дневнике я и в журнале

7. Сколько раз встречается звуки [Т] и [Т ’] в стихотворении?

Липы за руки взялись,
Липы ветками сплелись,
Ветер злится: “Повалю!
Я упрямых не терплю!”.
Дунул снова что есть сил,
Но деревья с ног не сбил

Класс 1 тур

1. Какими частями речи являются выделенные слова?

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

2. Подбери синонимы к прилагательным:

  • Тихая езда -
  • Тихая ночь -
  • Тихий голос -
  • Верный друг-
  • Верный ответ-
  • Крепкая веревка-
  • Крепкий чай-
  • Крепкий организм-

3. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.

4. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.

  • Кот наплакал-
  • Бить баклуши-
  • Спустя рукава-
  • Зарубить на носу-

5. Какие слова так произносятся?

  • [ Г РУ С’ Т’ ]
  • [ Л’ Э С’ Т’ ]

6. Составь слово, если в нем

1. Корень – из слова моряк

2. Окончание – из слова зимний

3. Приставка – из слова прилететь

4. Суффикс – из слова русский

7. Расставь ударение в словах.

Торты, сливовый, звонишь, алфавит, хвоя.

Класс 2 тур

1. Расставь ударение в словах.

Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.

2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?

Рой, мой, закрой, простой, печь

Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.

3. Определи части речи.

Желомная бечь грузло обдисляля хрожную деланавку.

“Переведи” это предложение на русский язык.

4. Разбери слова по составу.

Свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка

5.Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни.

Снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.

6. У каких существительных нет формы единственного числа?

Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы

7. Подбери прилагательные к данным существительным:

1. …. какаду

2. … шимпанзе

3. … шампунь

4. …тюль

8. Подбери данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

Рукой подать-

Выйти из себя-

Повесить нос-

Класс 1 тур

1. Объясни лексическое значение слов.

Туш -

Тушь -

2. Составь словосочетания со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.

Вкусный – вкусовой

Дельный – деловой

3. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.

На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.

Коля написал предложение красиво как курица лапой.

От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.

 

4. Запиши пары слов, которые отличались бы в написании, но не различались бы в произношении, например:

Роман-роман, слезать - слизать, посидеть-поседеть

5. Определи части речи выделенных слов, обозначь, какой частью речи они являются.

Слепой музыкант подошел к роялю.

Слепой осторожно переходил дорогу.

6. Раздели слова на 3 группы, исходя из значения суффикса.Объясни значение суффикса -ИСТ-.

Медалист, лесистый, волокнистый. золотистый, хоккеист, серебристый, лесистый, холмистая.

7. Какая фраза зашифрована в этих предложениях?

МЫ НЕ ОЧЕНЬ ГРУСТИЛИ О СЕВЕРНОМ ЛЕТЕ, А ДЕЙСТВОВАЛИ КАК ОБЫЧНЫЕ ГОРОДСКИЕ ОБИТАТЕЛИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕДА ДОЛГО НЕ ОСТЫВАЛА.

Класс 2 тур

1. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.

Средство-…, шофер-…., цыган,-…, торт-…, трактор-…, инженер-….,

2. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.

Пятлая куш… Дормый делаж…
Бурявый папалош… Вылюный вагач…
Мяувыая дуч… Желомная беч…

3. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

Заварить кашу-

Жить душа в душу-

На ночь глядя-

Повесить нос-

Водой не разольешь -

4. Сколько значений в многократно повторяющемся слове? Какое прямое, какое переносное?

Подбери синонимы к этому слову в каждом случае.

Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные, Кислые прохожие,
И едят ужасное кислое мороженое.
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое было настроение.

5. Разбери по составу выделенные слова.

Мяч попал в окно и стекло треснуло.

От жары мороженое растаяло и стекло из моих рук на асфальт.

6. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.

7.Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.

Неведа – невежда.

8.Разбери по составу слова.

Метро, вынуть, окружность, листочки.

Как понимаешь выражения?

а) собачья жизнь
б) собака на сене
в) вот где собака зарыта
г) собаку съел
д) жить как кошка с собакой

6. Подбери имена прилагательные – определения к словам:

Тюль, рояль, фамилия, фасоль, кенгуру, мозоль, прорубь, дитя.

7. Разбей слова на группы:

Замок, теремок, листок, приток, венок, клинок, песок, намок.

Станция «Сказочная»

Класс

1. Из какой сказки?

А дорога – далека,
А корзинка – нелегка.
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.

2. На каком транспорте любил ездить Емеля?

3. Какую обувь носил Кот в сапогах?

4. Как зовут девочку с голубыми волосами?

Класс

1. Как звали сказочного хозяина кукольного театра?

2. Что потеряла на балу Золушка?

3. Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению»?

4. Доскажи:

Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки,
Оказалось, это …

Класс

1. Имя поросёнка в сказке А. Милна «Вини-Пух и все, все, все»

2. За кого вышла замуж Дюймовочка?

3. Из какого растения Элиза сплела рубашки своим братьям в сказке Х.К.Андерсена «Дикие лебеди»?

4. Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели героини и её бабушки.

Класс

1. В кого превращался князь Гвидон?

2. Какое средство помогло Карлсону избавиться от температуры?

3. Кого испугались персонажи стихотворения:

Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу проглотил.

4. Какое волшебное средство ты бы попросил у девочки Жени из сказки В. Катаева?

Станция «Словесная»

1 класс

1. Доскажи словечко:

Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются …

2.Чем кончается лето?

3. Какое слово рассыпалось?

Б б а а а р н

4. Найдите слово в слове щель.

2 класс

1. Найди слова в слове

Дудочка

2. Составь не менее трёх слов из букв слова

Государство

3. Найди «лишнее» слово:

лимон, яблоко, конфета, груша, слива.

4. Придумай слова к схеме:

Б __ К

3 класс

1. Найди «лишнее» слово:

ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.

2. Из первого слова выпишите гласную, на которую падает ударение.

Из второго слова – третью по счёту согласную.

Из третьего слова – согласную, обозначающую звонкий звук.

Из четвёртого – гласную из второго слога.

Ежи, берега, роса, рыбка

3. Найди одинаковый начальный слог:

___ ранка

___ бушка

___ ран

4. Отгадай загадку:

Сели птички на страницы,

Знают быль и небылицы.

4 класс

1. Найди «лишнее» слово:

Желток, железо, жёлтый.
Часовщик, часть, час.
Печурка, печать, печка,
Циркуль, циркач, цирк.

2. Найди слово в слове:

Градусник

3. Переставь буквы.

Образуй новые слова:

Лучок, сачок.

4. Найди одинаковый начальный слог:

___ тина

___ та

___ тон

Путешествие в город Каллиграфию

Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы; выявить лучшего каллиграфа школы; проверить умение творчески выполнять задания; умение логически мыслить.

Принимают участие по 2-3 человека от класса. Каждый участник получает маршрутный лист (Приложение 5) и выполняет задания на каждой станции.

Путешествие по городу Каллиграфии проходит по 6 станциям. Начинать путешествие можно с любой станции. После выполнения задания ученик показывает учителю работу, на маршрутном листе получает отметку о выполненном задании.

Станция «Художественная».

На нелинованном листе написать каллиграфически правильно буквы, используя фломастеры или цветные карандаши.

Оценка – 5 баллов.

Станция «Меловая».

Проверяется умение писать буквы мелом на дощечках.

Оценка – 5 баллов.

Станция «Нитяная».

«Написать» указанные буквы нитками на бархатной бумаге.

Оценка – 5 баллов.

Станция «Допиши букву».

Дописать к данному элементу (ι) другие элементы букв, чтобы получились буквы, каллиграфически правильно написанные. Например: а, и, ш и другие.

Должно получиться 13 букв.

Оценка – 15 баллов.

Кл. – 13 букв.

Станция «Узнай букву».

Узнать букву с завязанными глазами ощупью, кончиками пальцев. Буквы вырезаны из наждачной бумаги.

Олимпиада по русскому языку

Класс

I тур (внутри каждого класса)

Время выполнения работы 45 минут

1.Диктант.

Весенний звон.

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые дни и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит?

Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

5 баллов

2. К данным словам подберите слова, близкие по значению. Выделите окончания, обозначьте падеж и склонение: по шоссе - …., об Отчизне - ….

Ответ: по шоссе–по дороге Д.п., 1-е скл.

Об Отчизне – О Родине П.п. 1-е скл. 2 балла

3. Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Ответ: мышь дочь, пень, пеньки и т.д. 3 балл

4. Распределите слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Ответ: возможны любые из вариантов 2 балла

А) по смыслу: вода, водичка, жидкость, кипяток.

Водитель, водит, шофёр, таксист

Б) по частям речи: сущ: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Глагол: водит

В) однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит

Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток

5. Подберите и запишите по два слова с таким же составом полёт, уголок..

Ответ: полёт – поезд, поход, восход и т.д. 4 балла

6. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

Ответ: светофор, светлячок, светильник, светить, светлый, подсветка, светает и т.д. 7 баллов

Олимпиада по русскому языку

Класс II тур (параллель)

Время выполнения работы 45 минут

1. Спишите предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите части речи.

Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

(С) горы (с) бежал поток проворный.

Ответ: Снежное покрывало (сущ.) покрывало (глагол) всё поле.

Ведро дало течь (сущ.), и вода стала течь (глагол).

С горы(сущ.) сбежал (глагол) поток проворный. 3 балла

2. Разберите слова по составу: загадка, засада, рассказ, подушка

Ответ: загадка, засада, рассказ, подушка 4 балла

3. Распределите слова на две группы водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.

Ответ: водитель, громоотвод, приводить – от “водить”

Водокачка, водопой, водоворот – от “вода” 2 балла

4. Подчеркните лишнее слово стужа, метель, пурга, снег, буран.

Ответ: стужа, метель, пурга, снег, буран, 1 балл

5. Замените одним словом:

Человек, совершающий поездку в любом транспорте -____________.

Ответ: пассажир 1 балл

6. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа

Килограммы - … апельсины - … сапоги - … помидоры - … ботинки - …

Ответ: килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги – сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок. 5 баллов

7. Запишите 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам

Ответ: пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т.д. 3 балла

8. Поставьте существительные в форму множественного числа: трактор, доктор, шофер, сторож.

Ответ: трактор – тракторы, доктор – доктора, шофёр – шофёры, сторож – сторожа 4 балла

9. Отгадайте и запишите слово, в котором

Корень из слова СНЕЖИНКА

Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ

Суффиксы из слова ЛЕСНИК

Окончание из слова УЧЕНИКИ

Ответ: подснежники 1 балл

10. Объясните значение выражений:

Рукой подать; работать, засучив рукава; работать, спустя рукава; бить баклуши.

Ответ: рукой подать – близко; работать, засучив рукава – хорошо, усердно работать;

работать спустя рукава – плохо работать; бить баклуши – лентяйничать, бездельничать. 4 балла

Подчеркни гласные буквы.

Клубок мяч белка сосиска весна

Вставь букву.

Мал_ ш мыш_ вен_ к зим_

4. Допиши:

Много один

Снегири _______________________
Пеналы _______________________
Книги- _________________________

Сколько слогов в слове?

Яма ______
Осина _____
День______
Ворона____
Лиса______

Напиши слова.

________________ ________________ ________________

Спиши правильно и красиво.

Перед вашими глазами цветочная красота. И это видел Александр Сергеевич Пушкин. Наши незабудки ярки потому, что они впитали голубизну Михайловских озёр и весеннего неба. А может быть, красоту глаз Пушкина.
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Вставь пропущенные буквы.

В..сеть, на в..су, зав..зать, занав..с, в..сячий.

Расшифруй слова.

По2л - ____________________, 2рь - ___________________

Спиши правильно и красиво.

На дворе стоит светлая северная ночь. Молодой месяц гуляет по звёздному небу. Уютно светят маленькие окошки избы. На пушистых ёлочках снежные шубки. Спешит к крыльцу царь. Горят драгоценные украшения царя.
_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Расставь ударение в словах.

Статуя, инструмент, положил, баловать, позвонит, столяр, хозяева, щавель

БЛОК 2. Русский язык
Олимпиадные работы по русскому языку

Класс I полугодие

(За каждое задание –1 балл)

1. Подбери слово, в котором букв больше, чем звуков.

2. Подбери слово, в котором букв меньше, чем звуков.

3. Подчеркни слово, в котором есть только мягкие звуки: Лебёдушка, сирень, водитель, житель, Алик

4. Подбери слово, в составе которого есть все части слова.

5. Подчеркни слово, соответствующее схеме: приставка, корень, нулевое окончание. Бегемот, радостный, заезд, поливка, переписка

6. Запиши имя мальчика, в которое можно добавить одну букву, чтобы получилось название деревянных шестов с заострёнными концами.

7. Выпиши из каждого ряда по одному слову с непроизносимой согласной в корне:

Мяч, меч, мачта, матч, мечта, мучить.

Толстяк, тостик, тростник, тесть, тесто.

Класс конец года

1. Вырази смысл фразы одним словом, содержащим разделительный твёрдый или мягкий знак.

Пригодный для еды – ___________________

Служащий, разносящий почту – ___________________

Сжался от холода – ___________________

Полоса земли вдоль берега моря – ___________________

(Почтальон, съёжился, побережье, съедобный)

2. Замени один из твёрдых согласных звуков на мягкий и получи новые слова:

Уголки – ______________

Лук – _______________

Банка – ______________

Мел – _______________

Галка – ______________

Хор – ________________

3. Выбери словосочетание, значение которого объяснено неверно, рядом дай верное объяснение.

Посолить суп – сделать суп солёным.

Насолить человеку – сделать еду человека солёной.

Наследить в доме – оставить на полу грязные следы.

Последовать за другом – идти по следам, которые оставил друг.

4. Замени один из звонких согласных звуков на глухой и получи новые слова:

Пруд, моросит, горка, жили, лез

5. Разгадай шараду по теме “Проверяемые безударные гласные в корне слова ”:

С буквой Е ты делай в хоре и таланта не таи.

Принял горькое лекарство – делай быстро с буквой И.

6. Составь лесенку слов на тему “Звонкие и глухие согласные в корне слова”:

Часть гриба _ _ Ж _ _

Застёжка на поясе _ _ _ Ж _ _

Украшение в ушах _ _ _ _ Ж _ _

Избушка сторожа _ _ _ _ _ Ж _ _

Класс конец года

1. Найди общее начало для слов:

- мушка -тина

- жик -тошка

-зина -та

-пус -ман

-тик -тон

2. Определи части речи в предложении

Сяпала Калуша по напушке.

3. Движение в танце называется ПА. Добавляя к этому слову по одной букве, составь цепочку слов со следующими значениями:

Вода в виде газа ______________

Место отдыха ______________

Искусственная причёска ______________

Теплица _______________

Есть ли среди этих слов однокоренные?

4. Какого правила не знает мальчик, написавший такое письмо:

Здесь есть красивые лиса, я их уже обижал и даже нашёл грусть. У дома чудный лук. За лесом глубокий прут. Я часто лижу на берегу и скоро заколюсь на солнце.

5. Выпиши слова с ошибками и исправь их.

6. Вставь в предложения одинаковые по написанию слова (омонимы), поставь в них ударение.

Дети подарили маме чудесные красные _______________.

Папа забивает молотком ________________.

Солнце ________________ за горизонт.

На холме стоит ____________ Ромашкино.

Мама купила мне большой географический ________________.

Для этого платья надо купить гладкий серебристый ______________.

(Атлас, село, гвоздики, атлас, село, гвоздики)

Класс I полугодие

1. Допишите пословицы.

Ученье – свет, ….

Скучен день до вечера, …

Петь хорошо вместе, …

2. Подберите к данным словам антонимы:

Грязный – …, искусственный – …

Трусливый - …, мягкий – …

Грубый – …, замкнутый – …

Слабый – …

3.Найди слова с приставками.

Принести, катать, спрятать, вести, печь, растить, обрадоваться, рассмеяться, помогать, научиться, отбежать, скользкий.

4. От этих существительных образуй имена прилагательные, запиши их, подчеркни непроизносимые согласные.

Ярость -, прелесть –

Радость -, известие –

5. Замени данные словосочетания близкими по смыслу глаголами.

Задирать нос -, бить баклуши -,

Высасывать из пальца –

6. Перепиши только родственные слова. Укажи корень.

Бегемот, бегемотик, гиппопотам, бегемотиха.

Крокодил, аллигатор, крокодильи, крокодильчик.

7. Из данных слов, не изменяя количество букв, образуйте новые слова.

Мазок - ________________

Апорт - _________________

Отвар - _________________

Лапта - _________________

8. Как ты проверишь написание конечных согласных в словах?

Ляг - ____________, он курнос и рыж - _________________, капало с крыш - ________, изморозь - ______________, образ - ______________, умножь - ____________, приблизь - _______________.

Класс II полугодие

1. Замени фразеологизмы на близкие по смыслу слова.

Бить баклуши – …

Делать из мухи слона – …

2. Сколько звуков [ ш ] в стихотворении:

Пешком шагали мышки ______________

По узенькой дорожке ______________

От деревушки Пешки ______________

До деревушки Ложки ______________

3. Укажи признак, по которому сгруппированы слова:

Арбуз, мяч, земля, апельсин, глобус, горошина – ________________________

Арбуз, папоротник, изумруд, ель, травка, зелёнка – ______________________

4. Образуй от прилагательных глаголы.

Ясный – про…

Грязный – за …

Густой – с…

Чистый – о

5. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов.

Мыло, пила, запевала, печь, течь, заросли _____________________________

6. Какое слово является проверочным для следующих слов. Подчеркни его.

Оп…здать (опаздывать, поздно), разбр…сать (бросить, разбрасывать)

7. Выпиши из каждой группы слов “лишнее”:

Лес, леска, лесник, лесной. ______________

Зелёный, позеленел, зелье, зелёнка, зелень. ______________

8. Допиши слова в предложениях.

Зазелене … молод… озимь. Появил… горьк … полынь. Клонил … под ветром степн… ковыль. Сломал … садов… инвентарь. Образовал … болезнен… мозоль. Отломил виноград… гроздь. Сиял… красотой голуб … эмаль. На поверхности моря появил … мёртв …зыбь.

Класс I полугодие

1. Сгруппируй слова в три столбика по общему признаку. Укажи этот признак.

Ключ, арбуз, река, тыква, учитель, родник, папоротник, шофёр, озеро, горох, балерина, водоросли, биолог.

2. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

Чулки, туфли, носки, сани, ботинки, килограммы, домишки, хозяева, санатории, помидоры, каникулы, яблони, колени.

3. Замени фразеологизмы одним словом:

Зарубить на носу – …

Клевать носом – …

Морочить голову –…

Язык проглотить – …

4. Вставь пропущенную безударную гласную, в скобках напиши проверочное слово.

Зап …вать () в хоре, зап…вать () молоком,

Ув …дать () издали, ув…дать ()без влаги.

5. Какие русские слова, состоящие из двух корней, имел в виду иностранец, произнося их так:

Дарить благо ____________________

Употребить зло ____________________

Творить мир ____________________

Водить руками ____________________

6. Подбери несколько эпитетов к словам:

Глаза ___________________________________________

Уши ____________________________________________

Душа ____________________________________________

Улыбка ___________________________________________

Класс II полугодие

1. Диктант.

Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетание пеночки, и тонкий свист синички.

2. Проспрягай глагол ЖЕЧЬ.

________________________
_________________________
_________________________
_________________________

3. Как называются жители этих стра


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.517 с.