Карельского национального движения — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Карельского национального движения

2019-08-03 104
Карельского национального движения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Крестьянская программа

Карельского национального движения

 

 

В Тверской Карелии нет никаких полезных ископаемых. Единственным её природным ресурсом является сама земля. Наши люди и наша земля должны стать двумя отправными точками нового экономического и культурного развития. Уже сейчас мы видим, что XXI век будет веком информационных технологий и невиданного ранее дефицита продовольствия в мире. Поэтому одной из главных наших задач станет развитие высокопродуктивного и органического сельского хозяйства.

И вопрос сегодня стоит так: как обеспечить это развитие? Вот об этом мы и поговорим.

 

Крестьянские хозяйства

 

Первый путь заключается во всесторонней поддержке и развитии крестьянских хозяйств и личного подворья селян, которые должны стать важнейшим фактором возрождения сельских территорий Тверской Карелии «здесь и сейчас», а также введения новых земель в сельскохозяйственный оборот.

Сегодня можно с полной определённостью говорить о том, что традиционная русская и карельская деревня в Тверском регионе исчезла безвозвратно. Подобного культурно-хозяйственного явления больше уже никогда не будет, необратимо изменились исторические обстоятельства, технологии, демографические показатели, бытовая и религиозная культура людей.

Реальная деревня обезлюдила. Критики могут возразить, что это не совсем так, статистика ежегодно фиксирует наличие более-менее значительного количества сельских жителей в Тверской области, что-то около трети от всего населения, но все, кто имеет глаза и совершает поездки в сельские территории, видят, что они действительно опустели. Оставшиеся в них, в большинстве своём, пожилые люди и различные асоциальные личности никакого серьёзного вклада в развитие своих местностей не вносят, а только доживают свой век.

Вместе с тем, та модель деревни и тот деревенский уклад, смерть которых мы наблюдаем, целиком принадлежат к закату советской эпохи. Мало кто знает, но тверские карелы, вплоть до трагических событий коллективизации, раскулачивания и «укрупнения деревень» в 30-60-х годах XX века, жили почти исключительно в хуторах. Именно хутор, а не деревня был главным типом поселения в сельской местности. Хутора представляли собой отдельно расположенные поля и леса, обычно от 10 до 50 га, в которых проживала одна или несколько семей. Такая площадь позволяла хозяйству полностью обеспечивать себя всем необходимым. То, что мы наблюдаем сегодня в Тверской Карелии – большие деревни по 30, 40, 50 и более домов, явление по историческим меркам довольно позднее и для самих карел не характерное. Начиная с 30-х годов прошлого столетия, крестьян насильно сгоняли с хуторов в деревни, превращая последние в подобие городов.

Сейчас, когда прежней деревни больше не существует, главным путём возрождения сельских территорий Тверской Карелии остаётся возвращение к истокам – возвращение к хуторам и хуторскому типу расселения новых крестьян, когда каждое хозяйство будет занимать своё поле. Нам потребуется своя карельская Реконкиста: отвоевание наших земель у слепых сил природы. Заново превратить залежи и пустоши в пашни, сенокосы и луга – вот она главная задача Тверской Карелии, от решения которой теперь зависит жизнь или смерть всего нашего региона, ведь именно крестьянское сословие является становым хребтом любой здоровой нации. Крепкие хозяйства принесут в сельскую местность желанный достаток и трудовую инициативу, взамен царящих там сейчас иждивенческих настроений, бедности и деградации.

И двумя важнейшими условиями этой новой карельской Реконкисты являются предоставление земли всем желающим для организации собственного хозяйства и опережающее развитие коммуникаций: реконструкция и строительство дорог, подведение электрических сетей к таким новым хозяйствам, предоставление качественных услуг связи и высокоскоростного подключения к сети Интернет. Именно эти два направления должны стать главными в деятельности органов местного самоуправления и государственной власти в Тверской Карелии. И если со вторым из них всё более-менее ясно: необходимо развивать дорожную сеть и транспортную инфраструктуру, дорожное сообщение между соседними районами, подводить электрические сети и линии электропередач к новых хуторам и поселениям, работать совместно с сотовыми компаниями над увеличением зоны покрытия сотовой связи и улучшением качества подключения к сети Интернет, чтобы жители сельских территорий имели возможность реализовывать свою продукцию и услуги по всему миру, то первое условие – предоставление земли всем желающим и привлечение новых крестьян – требует отдельного и более пристального рассмотрения.

История знает множество успешных примеров по привлечению новых переселенцев на пустующие земли и созданию из них в последующем крепких хозяйств. Ограничимся только тремя.

Так, ещё в Древнем Риме имелся специальный государственный земельный фонд – ager publicus или общественное поле, где каждый полноправный гражданин мог занять такой участок, который он в состоянии был обработать. Со временем предельный размер земельного участка из состава общественного поля был ограничен 125 гектарами. Существовала также практика вывода на определённые участки ager publicus целых поселений римских граждан – колонистов, в таком случае, поселенцы получали от римского государства подъёмные ссуды в виде денег, посевного материала, сельскохозяйственных орудий и скота. Земельные отношения в Древнем Риме стали примером для многих государств современности, в частности для США.

В Соединённых Штатах в первой половине XIX века, из вновь присоединённых земель на западе страны, был создан общественный фонд свободных земель. В ходе Гражданской войны по инициативе президента Авраама Линкольна 20 мая 1862 года был принят знаменитый Homestead Act или закон о сельских усадьбах, согласно которому каждый гражданин США, достигший 21 года, мог получить из земель общественного фонда участок земли не более 160 акров (65 гектаров или половину предельного размера участка в Древнем Риме) после уплаты регистрационного сбора в 10 долларов. Закон вступил в силу 1 января 1863 года. Поселенец, приступивший к обработке земли и начавший возводить на ней строения, получал бесплатно право собственности на эту землю по истечении 5 лет. Участок мог быть приобретён в собственность и досрочно, при уплате 1,25 доллара за акр. По Гомстед-акту в США было роздано около 2 миллионов поместий общей площадью около 285 миллионов акров (115 миллионов гектаров), что составляет около 12% территории страны.

Несмотря на то, что ager publicus и Гомстед-акт уже стали классическими практиками в освоении новых земель, в истории Европы в относительно недалёком прошлом были и другие успешно реализованные переселенческие проекты. Как, например, малоизвестный опыт по привлечению новых переселенцев на пустующие земли, имевший место в Литовско-Русском государстве или Великом княжестве Литовском во второй половине XVI – первой половине XVII веков: «волочная помера». В середине XVI века правительство Великого княжества Литовского задумало провести обширную реформу крестьянского хозяйства в имениях, принадлежавших Короне. Эта реформа имела своей целью, в том числе, привлечение новых переселенцев на пустовавшие до того земли. Все земли, находившиеся в собственности Короны, были разделены на примерно однообразные по количеству и качеству участки – волоки, по 19,5 десятин (20 га) на каждый волок, и введено обязательное трёхпольное хозяйство. На момент формирования волок, громадные пространства в государстве, пригодные для обработки земли, ещё не были заселены. Оставались не только обширные пущи, обмежёванные, но не измеренные; даже среди сёл, уже отведённых под волоки, было много «непринятых» волок, то есть незаселённых, только ожидающих переселенцев-земледельцев. Во многих местностях не занятой оказалось от половины до 3/4 всей разбитой на волоки земли. Правительственная администрация жадно ловила каждого крестьянина, желавшего взять волочный участок, и давала ему всевозможные льготы. Выработался даже особый тип «осадчего» – такого представителя Короны, который сзывал и осаживал крестьянина или на «сыром корени», то есть на заросшем участке, или на ранее разработанных участках пашни. Как общее правило, каждый крестьянский надел состоял из одной волоки, но, кроме того, крестьяне имели самую широкую возможность брать дополнительные земли в виде застенков, лишков, аренды озёр и входов в лес. В среднем же на одно хозяйство приходился 1 волок пахотной земли, а всей земли с разного рода прирезками – до 1,3 волоки. В Литовско-Русском государстве в середине XVI века, так же как теперь в Тверской области и в Тверской Карелии, недостатка в земле не ощущалось. Такой тип крестьянского хозяйства позволял свободно прокормить с волоки «доброго грунта» семью из десяти человек, учитывая низкий уровень агрикультуры той эпохи. Большая часть выращенного зерна шла на нужды самого хозяйства и корм скоту, но в урожайные годы крестьяне охотно выходили с излишками на рынок или делали запасы. Спустя сто лет после реформы, к середине XVII века, свободные земли исчерпываются, и раздача волок прекращается.

В Тверском регионе и Тверской Карелии имеется огромное количество пустующих земель. При общей площади земель сельскохозяйственного назначения в Тверской области в 2 млн. 575 тыс. га, в 2016 году в целях производства сельскохозяйственной продукции гражданами и юридическими лицами использовалось всего 718,7 тыс. га или 27,9%.

Только в государственной и муниципальной собственности на территории Тверской области, по состоянию на 1 января 2017 года, находится 816,2 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. К этому количеству следует добавить ещё и невостребованные доли бывших колхозов и совхозов, которые лежат мёртвым грузом, а это дополнительно примерно 900 тыс. га. По самым скромным подсчётам, в Тверской области в государственной и муниципальной собственности, в невостребованных долях, имеется не менее 1,5 млн. га свободных земель сельскохозяйственного назначения, пригодных для занятия сельским хозяйством «здесь и сейчас», либо которые заросли кустарником и мелколесьем, но их всё ещё можно ввести в сельскохозяйственный оборот.

Даже если бесплатно или за символическую плату раздавать до 50 гектаров земли сельскохозяйственного назначения под крестьянские хозяйства с правом возведения жилого дома, бани и хозяйственных построек, то получится не менее 30 тысяч полноценных ферм, в которых 30 тысяч семей смогли бы создать крепкие хозяйства и обустроить комфортную для проживания территорию. При условии, конечно, если раздавать по принципу «дальневосточного гектара» или Гомстед-акта в США, то есть без торгов, исключительно по заявлению гражданина.

Для этого необходимо законодательно максимально упростить для людей возможность получения земли под своё крестьянское хозяйство, строительства дóма и построек на этой земле, а также получения регистрации в уже построенном доме. Все виды разрешённого использования на землях сельскохозяйственного назначения должны быть отменены, и по своему правовому положению они должны соответствовать виду разрешённого использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», то есть на всех землях сельскохозяйственного назначения законодательно следует разрешить возведение построек несельскохозяйственного назначения, в том числе жилого дома.

В наши дни особенно широкий размах приобрело движение по переселению людей из переполненных мегаполисов и крупных городов в сельскую местность, с каждым годом идея создания собственного крестьянского хозяйства или фермы завоёвывает всё большее число сторонников. Подобная ситуация открывает перед Тверской Карелией просто уникальные возможности. Создав режим максимального благоприятствования для таких переселенцев-горожан, муниципальные образования Тверской Карелии могут стать своеобразной «меккой» для всех тех, кто стремится организовать своё крестьянское хозяйство или ферму, и аккумулировать в себя бóльшую часть этого увеличивающегося людского потока. Непосредственная близость к Московской агломерации и Санкт-Петербургу служит для нас дополнительным конкурентным преимуществом.

Но для развития своих сельских территорий и привлечения в них новых переселенцев органы местного самоуправления районов и сельских поселений Тверской Карелии должны проявить необходимую инициативу и активно работать в данном направлении.

И, в первую очередь, районам и сельским поселениям Тверской Карелии следует вернуть в муниципальную собственность те земли сельскохозяйственного назначения, которые в настоящее время находятся в государственной собственности Тверской области. Такая практика в регионе существует. Например, в июле 2017 года земли общей площадью свыше 1 700 га в сельском поселении «Победа» Ржевского района были переданы из собственности Тверской области в муниципальную собственность сельского поселения «Победа» для введения их в сельскохозяйственный оборот.

Необходимо продумать со стороны органов местного самоуправления районов и сельских поселений систему мер первой материальной помощи переселенцам для обустройства на новом месте, например, использовать при участии лесничеств, предусмотренные законодательством возможности получения деловой древесины на строительство дома и хозяйственных построек, производить расчистку заросших земель до состояния, пригодного для ведения сельского хозяйства, выдавать гранты на приобретение сельскохозяйственных животных (коров, овец, коз и лошадей) – это тот минимум поддержки, без которого не обойтись.

Серьёзной поддержкой крестьянским хозяйствам и личному подворью селян со стороны государства и местного самоуправления могло бы стать создание в административных центрах сельских поселений пунктов проката сельскохозяйственной техники и орудий, состоящих из гусеничных и колёсных тракторов, грузовых машин, картофелеуборочных комбайнов, телег и сельскохозяйственного инвентаря, и постройка муниципальных или государственных овощехранилищ, где за определённую плату можно было бы хранить собранный урожай картофеля и овощей. Жители сельских территорий получили бы реальную возможность арендовать по умеренным ценам необходимую им технику и места в овощехранилищах, и тем самым вести собственное хозяйство без больших затрат на покупку техники и инвентаря, вводить новые земли в сельскохозяйственный оборот. В настоящее время они этой возможности в большинстве случаев лишены: сельскохозяйственная техника стóит дорого, а существующие банковские проценты по кредитам неоправданно высоки, количество же грантов на развитие сельскохозяйственного производства крайне незначительно и их выдача избыточно бюрократизирована.

Также необходимо при поддержке государства и местного самоуправления создать на региональном уровне племенные стада крупного и мелкого рогатого скота, в первую очередь коров, овец, коз и лошадей. Это позволило бы желающим основать крестьянское хозяйство приобретать крупный и мелкий рогатый скот, лошадей соответствующих всем ветеринарным требованиям, по приемлемым ценам без посредников и перекупщиков.

Более активную роль в возрождении сельского хозяйства Тверской Карелии должна играть Тверская государственная сельскохозяйственная академия. Целесообразно полностью переориентировать всю деятельность сельскохозяйственной академии на решение следующих трёх задач.

1. Подготовка специалистов для последующей научной и практической работы в опытном хозяйстве академии, главным образом агрономической и селекционной. Опытное хозяйство академии должно стать одним из ведущих агропредприятий региона, обладать племенным поголовьем крупного и мелкого рогатого скота, свиней, кроликов и птицы, заниматься выращиванием зерновых и кормовых культур, луговодством, разведением пчёл для их реализации сельскохозяйственным предприятиям, крестьянским и личным подсобным хозяйствам.

2. Организация и ведение краткосрочных сельскохозяйственных курсов для начинающих крестьян и работников сельскохозяйственных предприятий по направлениям деятельности. Например, курсы по овцеводству, крупному рогатому скоту, коневодству, луговодству, выращиванию зерновых или кормовых культур, луговодству, масло– и сыроделию, пчеловодству, кролиководству, свиноводству, домашней переработке мясной продукции, управлению трактором, комбайном, использованию сельскохозяйственных орудий и т.п.

3. Организация сети ветеринарных лабораторий, которая бы охватывала всю территорию Тверской области и Тверской Карелии, оказание доступных ветеринарных услуг сельскохозяйственным предприятиям, крестьянским и личным подсобным хозяйствам, в том числе по сертификации продукции.

В дальнейшем в Тверской Карелии должен быть открыт свой филиал Тверской сельскохозяйственной академии с собственным опытным хозяйством, которые впоследствии станут основой национального учебно-производственного агрокластера.

Необходимо чётко представлять, что для будущего любой нации сто крепких крестьянских хозяйств, имеющих в собственности по 50 га земли и в которых заняты сто семей, гораздо предпочтительнее, чем один агрохолдинг на 5 000 га со ста наёмными работниками. Крестьянские хозяйства, работая на себя и обеспечивая своих членов всем необходимым, всегда будут крепко стоять на ногах и иметь развитое чувство собственного достоинства, оставаясь оплотом традиционных семейных ценностей, где рождение каждого следующего ребёнка не обуза для тощего бюджета наёмного работника, а появление нового помощника или помощницы во всё более расширяющемся хозяйстве. Именно на появление такого нового крестьянства – настоящих хозяев своей земли, и должны быть направлены все наши усилия.

Таким образом, первый и самый главный путь в возрождении сельских территорий Тверской Карелии – это развитие крестьянских хозяйств.

 

Крестьянская программа

карельского национального движения

 

 

В Тверской Карелии нет никаких полезных ископаемых. Единственным её природным ресурсом является сама земля. Наши люди и наша земля должны стать двумя отправными точками нового экономического и культурного развития. Уже сейчас мы видим, что XXI век будет веком информационных технологий и невиданного ранее дефицита продовольствия в мире. Поэтому одной из главных наших задач станет развитие высокопродуктивного и органического сельского хозяйства.

И вопрос сегодня стоит так: как обеспечить это развитие? Вот об этом мы и поговорим.

 

Крестьянские хозяйства

 

Первый путь заключается во всесторонней поддержке и развитии крестьянских хозяйств и личного подворья селян, которые должны стать важнейшим фактором возрождения сельских территорий Тверской Карелии «здесь и сейчас», а также введения новых земель в сельскохозяйственный оборот.

Сегодня можно с полной определённостью говорить о том, что традиционная русская и карельская деревня в Тверском регионе исчезла безвозвратно. Подобного культурно-хозяйственного явления больше уже никогда не будет, необратимо изменились исторические обстоятельства, технологии, демографические показатели, бытовая и религиозная культура людей.

Реальная деревня обезлюдила. Критики могут возразить, что это не совсем так, статистика ежегодно фиксирует наличие более-менее значительного количества сельских жителей в Тверской области, что-то около трети от всего населения, но все, кто имеет глаза и совершает поездки в сельские территории, видят, что они действительно опустели. Оставшиеся в них, в большинстве своём, пожилые люди и различные асоциальные личности никакого серьёзного вклада в развитие своих местностей не вносят, а только доживают свой век.

Вместе с тем, та модель деревни и тот деревенский уклад, смерть которых мы наблюдаем, целиком принадлежат к закату советской эпохи. Мало кто знает, но тверские карелы, вплоть до трагических событий коллективизации, раскулачивания и «укрупнения деревень» в 30-60-х годах XX века, жили почти исключительно в хуторах. Именно хутор, а не деревня был главным типом поселения в сельской местности. Хутора представляли собой отдельно расположенные поля и леса, обычно от 10 до 50 га, в которых проживала одна или несколько семей. Такая площадь позволяла хозяйству полностью обеспечивать себя всем необходимым. То, что мы наблюдаем сегодня в Тверской Карелии – большие деревни по 30, 40, 50 и более домов, явление по историческим меркам довольно позднее и для самих карел не характерное. Начиная с 30-х годов прошлого столетия, крестьян насильно сгоняли с хуторов в деревни, превращая последние в подобие городов.

Сейчас, когда прежней деревни больше не существует, главным путём возрождения сельских территорий Тверской Карелии остаётся возвращение к истокам – возвращение к хуторам и хуторскому типу расселения новых крестьян, когда каждое хозяйство будет занимать своё поле. Нам потребуется своя карельская Реконкиста: отвоевание наших земель у слепых сил природы. Заново превратить залежи и пустоши в пашни, сенокосы и луга – вот она главная задача Тверской Карелии, от решения которой теперь зависит жизнь или смерть всего нашего региона, ведь именно крестьянское сословие является становым хребтом любой здоровой нации. Крепкие хозяйства принесут в сельскую местность желанный достаток и трудовую инициативу, взамен царящих там сейчас иждивенческих настроений, бедности и деградации.

И двумя важнейшими условиями этой новой карельской Реконкисты являются предоставление земли всем желающим для организации собственного хозяйства и опережающее развитие коммуникаций: реконструкция и строительство дорог, подведение электрических сетей к таким новым хозяйствам, предоставление качественных услуг связи и высокоскоростного подключения к сети Интернет. Именно эти два направления должны стать главными в деятельности органов местного самоуправления и государственной власти в Тверской Карелии. И если со вторым из них всё более-менее ясно: необходимо развивать дорожную сеть и транспортную инфраструктуру, дорожное сообщение между соседними районами, подводить электрические сети и линии электропередач к новых хуторам и поселениям, работать совместно с сотовыми компаниями над увеличением зоны покрытия сотовой связи и улучшением качества подключения к сети Интернет, чтобы жители сельских территорий имели возможность реализовывать свою продукцию и услуги по всему миру, то первое условие – предоставление земли всем желающим и привлечение новых крестьян – требует отдельного и более пристального рассмотрения.

История знает множество успешных примеров по привлечению новых переселенцев на пустующие земли и созданию из них в последующем крепких хозяйств. Ограничимся только тремя.

Так, ещё в Древнем Риме имелся специальный государственный земельный фонд – ager publicus или общественное поле, где каждый полноправный гражданин мог занять такой участок, который он в состоянии был обработать. Со временем предельный размер земельного участка из состава общественного поля был ограничен 125 гектарами. Существовала также практика вывода на определённые участки ager publicus целых поселений римских граждан – колонистов, в таком случае, поселенцы получали от римского государства подъёмные ссуды в виде денег, посевного материала, сельскохозяйственных орудий и скота. Земельные отношения в Древнем Риме стали примером для многих государств современности, в частности для США.

В Соединённых Штатах в первой половине XIX века, из вновь присоединённых земель на западе страны, был создан общественный фонд свободных земель. В ходе Гражданской войны по инициативе президента Авраама Линкольна 20 мая 1862 года был принят знаменитый Homestead Act или закон о сельских усадьбах, согласно которому каждый гражданин США, достигший 21 года, мог получить из земель общественного фонда участок земли не более 160 акров (65 гектаров или половину предельного размера участка в Древнем Риме) после уплаты регистрационного сбора в 10 долларов. Закон вступил в силу 1 января 1863 года. Поселенец, приступивший к обработке земли и начавший возводить на ней строения, получал бесплатно право собственности на эту землю по истечении 5 лет. Участок мог быть приобретён в собственность и досрочно, при уплате 1,25 доллара за акр. По Гомстед-акту в США было роздано около 2 миллионов поместий общей площадью около 285 миллионов акров (115 миллионов гектаров), что составляет около 12% территории страны.

Несмотря на то, что ager publicus и Гомстед-акт уже стали классическими практиками в освоении новых земель, в истории Европы в относительно недалёком прошлом были и другие успешно реализованные переселенческие проекты. Как, например, малоизвестный опыт по привлечению новых переселенцев на пустующие земли, имевший место в Литовско-Русском государстве или Великом княжестве Литовском во второй половине XVI – первой половине XVII веков: «волочная помера». В середине XVI века правительство Великого княжества Литовского задумало провести обширную реформу крестьянского хозяйства в имениях, принадлежавших Короне. Эта реформа имела своей целью, в том числе, привлечение новых переселенцев на пустовавшие до того земли. Все земли, находившиеся в собственности Короны, были разделены на примерно однообразные по количеству и качеству участки – волоки, по 19,5 десятин (20 га) на каждый волок, и введено обязательное трёхпольное хозяйство. На момент формирования волок, громадные пространства в государстве, пригодные для обработки земли, ещё не были заселены. Оставались не только обширные пущи, обмежёванные, но не измеренные; даже среди сёл, уже отведённых под волоки, было много «непринятых» волок, то есть незаселённых, только ожидающих переселенцев-земледельцев. Во многих местностях не занятой оказалось от половины до 3/4 всей разбитой на волоки земли. Правительственная администрация жадно ловила каждого крестьянина, желавшего взять волочный участок, и давала ему всевозможные льготы. Выработался даже особый тип «осадчего» – такого представителя Короны, который сзывал и осаживал крестьянина или на «сыром корени», то есть на заросшем участке, или на ранее разработанных участках пашни. Как общее правило, каждый крестьянский надел состоял из одной волоки, но, кроме того, крестьяне имели самую широкую возможность брать дополнительные земли в виде застенков, лишков, аренды озёр и входов в лес. В среднем же на одно хозяйство приходился 1 волок пахотной земли, а всей земли с разного рода прирезками – до 1,3 волоки. В Литовско-Русском государстве в середине XVI века, так же как теперь в Тверской области и в Тверской Карелии, недостатка в земле не ощущалось. Такой тип крестьянского хозяйства позволял свободно прокормить с волоки «доброго грунта» семью из десяти человек, учитывая низкий уровень агрикультуры той эпохи. Большая часть выращенного зерна шла на нужды самого хозяйства и корм скоту, но в урожайные годы крестьяне охотно выходили с излишками на рынок или делали запасы. Спустя сто лет после реформы, к середине XVII века, свободные земли исчерпываются, и раздача волок прекращается.

В Тверском регионе и Тверской Карелии имеется огромное количество пустующих земель. При общей площади земель сельскохозяйственного назначения в Тверской области в 2 млн. 575 тыс. га, в 2016 году в целях производства сельскохозяйственной продукции гражданами и юридическими лицами использовалось всего 718,7 тыс. га или 27,9%.

Только в государственной и муниципальной собственности на территории Тверской области, по состоянию на 1 января 2017 года, находится 816,2 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. К этому количеству следует добавить ещё и невостребованные доли бывших колхозов и совхозов, которые лежат мёртвым грузом, а это дополнительно примерно 900 тыс. га. По самым скромным подсчётам, в Тверской области в государственной и муниципальной собственности, в невостребованных долях, имеется не менее 1,5 млн. га свободных земель сельскохозяйственного назначения, пригодных для занятия сельским хозяйством «здесь и сейчас», либо которые заросли кустарником и мелколесьем, но их всё ещё можно ввести в сельскохозяйственный оборот.

Даже если бесплатно или за символическую плату раздавать до 50 гектаров земли сельскохозяйственного назначения под крестьянские хозяйства с правом возведения жилого дома, бани и хозяйственных построек, то получится не менее 30 тысяч полноценных ферм, в которых 30 тысяч семей смогли бы создать крепкие хозяйства и обустроить комфортную для проживания территорию. При условии, конечно, если раздавать по принципу «дальневосточного гектара» или Гомстед-акта в США, то есть без торгов, исключительно по заявлению гражданина.

Для этого необходимо законодательно максимально упростить для людей возможность получения земли под своё крестьянское хозяйство, строительства дóма и построек на этой земле, а также получения регистрации в уже построенном доме. Все виды разрешённого использования на землях сельскохозяйственного назначения должны быть отменены, и по своему правовому положению они должны соответствовать виду разрешённого использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», то есть на всех землях сельскохозяйственного назначения законодательно следует разрешить возведение построек несельскохозяйственного назначения, в том числе жилого дома.

В наши дни особенно широкий размах приобрело движение по переселению людей из переполненных мегаполисов и крупных городов в сельскую местность, с каждым годом идея создания собственного крестьянского хозяйства или фермы завоёвывает всё большее число сторонников. Подобная ситуация открывает перед Тверской Карелией просто уникальные возможности. Создав режим максимального благоприятствования для таких переселенцев-горожан, муниципальные образования Тверской Карелии могут стать своеобразной «меккой» для всех тех, кто стремится организовать своё крестьянское хозяйство или ферму, и аккумулировать в себя бóльшую часть этого увеличивающегося людского потока. Непосредственная близость к Московской агломерации и Санкт-Петербургу служит для нас дополнительным конкурентным преимуществом.

Но для развития своих сельских территорий и привлечения в них новых переселенцев органы местного самоуправления районов и сельских поселений Тверской Карелии должны проявить необходимую инициативу и активно работать в данном направлении.

И, в первую очередь, районам и сельским поселениям Тверской Карелии следует вернуть в муниципальную собственность те земли сельскохозяйственного назначения, которые в настоящее время находятся в государственной собственности Тверской области. Такая практика в регионе существует. Например, в июле 2017 года земли общей площадью свыше 1 700 га в сельском поселении «Победа» Ржевского района были переданы из собственности Тверской области в муниципальную собственность сельского поселения «Победа» для введения их в сельскохозяйственный оборот.

Необходимо продумать со стороны органов местного самоуправления районов и сельских поселений систему мер первой материальной помощи переселенцам для обустройства на новом месте, например, использовать при участии лесничеств, предусмотренные законодательством возможности получения деловой древесины на строительство дома и хозяйственных построек, производить расчистку заросших земель до состояния, пригодного для ведения сельского хозяйства, выдавать гранты на приобретение сельскохозяйственных животных (коров, овец, коз и лошадей) – это тот минимум поддержки, без которого не обойтись.

Серьёзной поддержкой крестьянским хозяйствам и личному подворью селян со стороны государства и местного самоуправления могло бы стать создание в административных центрах сельских поселений пунктов проката сельскохозяйственной техники и орудий, состоящих из гусеничных и колёсных тракторов, грузовых машин, картофелеуборочных комбайнов, телег и сельскохозяйственного инвентаря, и постройка муниципальных или государственных овощехранилищ, где за определённую плату можно было бы хранить собранный урожай картофеля и овощей. Жители сельских территорий получили бы реальную возможность арендовать по умеренным ценам необходимую им технику и места в овощехранилищах, и тем самым вести собственное хозяйство без больших затрат на покупку техники и инвентаря, вводить новые земли в сельскохозяйственный оборот. В настоящее время они этой возможности в большинстве случаев лишены: сельскохозяйственная техника стóит дорого, а существующие банковские проценты по кредитам неоправданно высоки, количество же грантов на развитие сельскохозяйственного производства крайне незначительно и их выдача избыточно бюрократизирована.

Также необходимо при поддержке государства и местного самоуправления создать на региональном уровне племенные стада крупного и мелкого рогатого скота, в первую очередь коров, овец, коз и лошадей. Это позволило бы желающим основать крестьянское хозяйство приобретать крупный и мелкий рогатый скот, лошадей соответствующих всем ветеринарным требованиям, по приемлемым ценам без посредников и перекупщиков.

Более активную роль в возрождении сельского хозяйства Тверской Карелии должна играть Тверская государственная сельскохозяйственная академия. Целесообразно полностью переориентировать всю деятельность сельскохозяйственной академии на решение следующих трёх задач.

1. Подготовка специалистов для последующей научной и практической работы в опытном хозяйстве академии, главным образом агрономической и селекционной. Опытное хозяйство академии должно стать одним из ведущих агропредприятий региона, обладать племенным поголовьем крупного и мелкого рогатого скота, свиней, кроликов и птицы, заниматься выращиванием зерновых и кормовых культур, луговодством, разведением пчёл для их реализации сельскохозяйственным предприятиям, крестьянским и личным подсобным хозяйствам.

2. Организация и ведение краткосрочных сельскохозяйственных курсов для начинающих крестьян и работников сельскохозяйственных предприятий по направлениям деятельности. Например, курсы по овцеводству, крупному рогатому скоту, коневодству, луговодству, выращиванию зерновых или кормовых культур, луговодству, масло– и сыроделию, пчеловодству, кролиководству, свиноводству, домашней переработке мясной продукции, управлению трактором, комбайном, использованию сельскохозяйственных орудий и т.п.

3. Организация сети ветеринарных лабораторий, которая бы охватывала всю территорию Тверской области и Тверской Карелии, оказание доступных ветеринарных услуг сельскохозяйственным предприятиям, крестьянским и личным подсобным хозяйствам, в том числе по сертификации продукции.

В дальнейшем в Тверской Карелии должен быть открыт свой филиал Тверской сельскохозяйственной академии с собственным опытным хозяйством, которые впоследствии станут основой национального учебно-производственного агрокластера.

Необходимо чётко представлять, что для будущего любой нации сто крепких крестьянских хозяйств, имеющих в собственности по 50 га земли и в которых заняты сто семей, гораздо предпочтительнее, чем один агрохолдинг на 5 000 га со ста наёмными работниками. Крестьянские хозяйства, работая на себя и обеспечивая своих членов всем необходимым, всегда будут крепко стоять на ногах и иметь развитое чувство собственного достоинства, оставаясь оплотом традиционных семейных ценностей, где рождение каждого следующего ребёнка не обуза для тощего бюджета наёмного работника, а появление нового помощника или помощницы во всё более расширяющемся хозяйстве. Именно на появление такого нового крестьянства – настоящих хозяев своей земли, и должны быть направлены все наши усилия.

Таким образом, первый и самый главный путь в возрождении сельских территорий Тверской Каре<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.