Рассказ учителя о поэтическом мире Лидии Тепловой — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Рассказ учителя о поэтическом мире Лидии Тепловой

2019-08-03 283
Рассказ учителя о поэтическом мире Лидии Тепловой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Имя Лидии Тепловой давно, как говорится, на слуху в семье вологодских литераторов: ее поэтический голос, высоко и трепетно прозву­чавший впервые на одном из областных сове­щаний молодых писателей, не забылся, не по­терялся, не ослаб за минувшие с той поры годы, отмеченные нечастыми, но заметными публикациями подборок стихотворений — в об­ластной и городской периодике, в журналах «Север», «Литературная учеба» и др., в кол­лективных сборниках, в передачах по радио.

С искренней и радостной признательностью говорил о даровании Тепловой поэт Виктор Боков; Василий Белов с удовольствием декла­мировал ее «Глухаря» в одном из своих вы­ступлений перед вологжанами. Сама же она — очень редкая гостья эстрадных подмостков то ли по причине природной застенчивости, то ли из-за «застенчивости» эстрадных устрои­телей. А между тем в разных аудиториях и коллективах уже звучат написанные на ее слова задушевные песни, исподволь работая во славу создателей, на радость людям.

Чем же «берет» читателя-слушателя муза Лидии Тепловой?

Мне, далеко не теоретику поэтического дела, вряд ли удастся точно сформулировать и за­фиксировать сущность ее таланта, да это, на­верное, и ни к чему: читатель должен быть с поэтом один на один, без предваряющих угод­ливых указующих стрелок. Лично для меня ее стихи — уголок живого северного леса, живой северной деревни, живой страдающей, отзывчивой на чужие беды души.

О Родине, о матери пишу,

О глухаре пишу и о собаке,

Где можно, обхожусь без драки,

Где кулаками, плача, погрожу.

Любителей природы у нас много, но есть большая разница между любителями-потре­бителями и любителями-созидателями. Теплова же не отделяет себя от «низшей» при­роды, сливается в ней воедино,— и зябнущая травинка, и рухнувший под выстрелом лось, и поющий под прицелом глухарь, и усталая лошадь, и умирающие от людского варварства дерева и реки — это все она, хрупкая, малень­кая и...всесильная Лидия, властно берущая ваше сердце обыденными словами и растоп­ляющая в них многолетний лед равноду­шия к слабому и поруганному, усталому и обиженному.

В стихотворении «Копны вожу», к примеру, есть все: жизнь и живопись, труд и поэзия, Время и Мгновение, малость и величие, одним словом, гармония, то желанное качест­во, без которого таланту не состояться, будь он трижды умен и образован.

Безусловно, не все стихотворения в сборнике написаны на этом уровне, но в каждом — ис­корки Того же, стремление к Тому же. Сле­довательно, душа состоялась, надо ее только укрепить, подтвердить, пустить ростки вширь и вглубь, позволить развернуться и расцвести всеми возможными гранями и оттенками. Силы для этого у Тепловой есть: подтверж­дение тому поэма «Три проталинки» — про­изведение зрелое, крепкое, поэтичное, эконом­ное на слово, чуткое к слову, русское и народ­ное — настоящий фундамент, надежный!

У Лиды стихи живые, в них настоящая боль и настоящий смех. Она без натуги и фальши берёт именно ту ноту, которую хочет взять. О чём стих Лидии Тепловой? Лес, поле, река, деревня - вот, где чаще всего бродит её муза. Здесь ей всё знакомо, всё родное:

Мне мрачный ельник-дом родной,

Кукушкин лён – перины пышной мягче.

Придёт беда, со мной берёзы плачут,

Светло смеются в радости со мной.

Жизнь дерева, трав, разной живности переплетаются для поэтессы с человеческой жизнью. Она находит сходство в любой малости. Причём, это плод не бесстрастной наблюдательности, но чуткой души, эмоционального восприятия:

…Берёза, женщина босая,

Пришла доверчиво ко мне.

Я слышу, слышу, как во сне

Толкнулся лист в набухшей почке.

Я также слушала сыночка,

Ещё неведомого мне

В лесу находит успокоение душе и мыслям поэтесса. Здесь спасение от невзгод, здесь люди становятся добрее: весь лес растёт не только для её обитателей, но и для:«…для измученной, усталой /Человеческой души. /Лес растёт - спокойны люди: /Не погибнем, не помрём»

Эта сопричастность живому миру настолько естественна для Лиды, что она легко переселяется в этот мир, ощущая себя его частицей. И веришь, что именно так чувствует себя трава:

Куда бы ни шёл,

Я на твоём пути:

Такая тёплая,

Такая мягкая.

Мне под твоим окном совсем не холодно расти.

И после таких слов поэтесса ещё и принимает на себя вину людей, пришедших в её зелёное обиталище врагами, порушивших великую гармонию природы. Тем более, что и при добрых-то намерениях, как она сетует, «А по земле так тяжело шагать, чтоб не убить, не смять, не покалечить». Да что лес, даже дорога для Лиды - нечто живое. Она «спит тревожно, как женщина старая» и ей тоже снятся сны.

В стихах Лидии чувствуется острое ощущение разлуки с милым краем детства, которое не исчезло даж6е после многих лет городской жизни:

О родине рассказывает ветер.

Он с Севера, он холоден и бел.

Я встречи с ней, как исцеления, жду,

И, не таясь, смотрю все эти годы

С надеждой на Полярную звезду

Медвежка видится Лидии зеленоглазой, она просит деревню поведать о погоде, о старой берёзе, о том, что рассказывал «бабий сход». О своей жизни, чтобы не бередить душу, говорит сдержанно: «Я живу других ничуть не хуже…», хотя признаётся: «Видно в детстве своём за родные просторы я на век, как невесте, просватана».

Любовь-тема прямо-таки обязательная в поэзии. Есть она и Лидии Тепловой. Она хорошо ощущает исключительность этого человеческого чувства, особое состояние души влюблённого человека и старается найти особые слова, образы, настрой души. Возвышенность непременно присутствует в этих стихах, даже если рассказывается о несчастливой любви (что чаще всего). И ещё достоинство:

Не пруток берёзовый,

Не сломлюсь.

До земли хорошему поклонюсь.

Выдохну как выплачусь:

Твоя взяла!

И обрежу ниточку о край села

Другая тональность в стихотворении «Ванькина маята». В нём этакий неуклюжий влюблённый, одни хлопоты доставляет свое старушке. Все его чувства на виду и оттого насмешничают над ними соседки. Его это не волнует, а она в отчаянии уж помышляет о крайних мерах: «Ах, кого б ещё завести, чтоб не скучно было Ваньке маяться?!» Часто встречаются в стихах Лидии повседневные наши заботы и хлопоты-обыденность: «…И у неё ребёнок на руках, и дом, и муж-трудящийся пропойца, И я хочу понять, постичь нутром, А почему её так светло поётся. \И с тряпкой, и с ведром, и с топором?»

Лидии  хватает выразительных средств для того, чтобы обходиться без натурализма: калиткой запертой отрезана тропа; чёрный ветер тянет ветер прямо к сердцу моему; кареглазый мой, как из солнышка весь; вы двери свои на цепь посадили; поднялась Луна, красным бакеном по небу поплыла она; тяжёлой сливой висит звезда, никак не упадёт; всё-то люди кругом осторожные в собственном счастье.  Её стихи многожанровые. Здесь встретишь и обычное лирическое стихотворение, и частушку, и балладу, и рок-поэзию.

Лидия Теплова пишет хорошим русским литературным языком и прекрасно владеет простонародной речью. Обходится без неологизмов и псевдонародных выкрутасов. Словарь её невелик, но она умело распоряжается им. Она талантлива, профессиональна в стихотворчестве. У неё чуткая душа, зоркий глаз, уважительное отношение к слову и к читателю. Она искренна и честна в поэзии.

 

5. Чтение и анализ стихотворения (парная работа)

* * *

Из-за речки, из-за леса

Поднялась Луна.

Красным бакеном по небу

Поплыла она.

Ветер спит, устав немного,

На ветвях берез.

Снится старенькой дороге

Перестук колес.

Сонно ручеек лопочет,

Потемнев до дна,

Горизонт окрашен ночью

В синие тона.

Вдруг туман лохматым боком

Выполз из кустов,

Всхлипнул куличок в осоке

От тревожных снов.

А Луна плывет над лесом,

Освещая путь...

Я сегодня, как невеста,

Не могу уснуть.

Вопросы к анализу стихотворения «Из-за речки, из-за леса…»

1. Чтение стихотворения про себя.

2. Каким чувством проникнуто стихотворение?

3. От чьего лица идёт повествование?

4. Что видит героиня? Какую картину рисует поэтесса в этом стихотворении?

(речка; на небе Луна красного цвета; нет ветра; лес, рядом бежит дорога; тихо журчит ручеек; вдалеке синий горизонт; вдруг из кустов выполз куличок, он всхлипнул от тревожных снов)

5. Что испытывает героиня?

(Её сердце встревожено. Она как невеста, которая волнуется перед свадьбой)

6. Какие художественные приёмы оживляют картину?

- метафоры (поднялась Луна, ветер спит, снится дороге, ручеёк лопочет, Луна плывёт)

- сравнения (красным бакеном, как невеста)

- эпитеты (старенькой дороге, лохматым боком, от тревожных снов)

- наличие глаголов действия (поднялась, поплыла, спит, снится, лопочет, выполз, всхлипнул, плывёт, не могу уснуть)

7. Почему Луна – это собственное имя?

(Возможно, это ещё одна героиня, которая помогает другой героине найти дорогу, освещая ей путь)

8. Какова особенность пейзажа, изображённого Лидией Тепловой?

(Пейзаж лишь повод для выражения чувств героини)

9. Выразительное чтение стихотворения.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.