Методика Б. Цель: выявить гибкость и вари активность продукта речевой деятельности детей. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Методика Б. Цель: выявить гибкость и вари активность продукта речевой деятельности детей.

2019-08-03 234
Методика Б. Цель: выявить гибкость и вари активность продукта речевой деятельности детей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика проведения-детям загадывается загадка (3) и просят объяснить отгадку.

Методика В. Цель- выявить гибкость словесного творчества детей
Методика проведения- педагог спрашивает что обозначают эти выражения: «заячья губа, как в воду опущенный и другие).
.    Критерии оценки:

3 балла - задание выполнено полностью, самостоятельно;

     2 балла - задание выполнено не в полном объёме или с небольшой помощью педагога;

1 балл - задание не выполнено или выполнено неправильно.

Определение уровня развития словесного творчества производится на основе суммирования результатов всех заданий, организованных в части 2.

Таким образом, 17-28 баллов- низкий уровень;29-40-среднийий уровень; 41-51-высокий уровень.

Подробные данные исследования представлены в приложении.
 Результаты констатирующего этапа исследования.

На основе собранных в ходе эксперимента данных, можно констатировать следующее:

Уровень развития связной речи не соответствует нормам старшего дошкольного возраста более чем у 10%, что говорит нам о необходимости её совершенствования (рис.2.1), что составляет 3 человек с низким уровнем развития связной речи, а также 7 человек (46,2% со средним уровнем развития связной речи) при условии систематичной работы в интересной для них форме смогут совершенствовать свои речевые умения.

 

Рисунок 2.1 Сводная диаграмма. Уровни развития связной речи у детей исследуемой группы. Констатирующий этап.

 

Уровень развития словесного творчества в обобщённом виде оценивается следующим образом: на высоком уровне развития словесного творчества

находится 52,8% исследуемой группы, у 33,0% детей средний уровень развития словесного творчества; 13,2. % с низким уровнем развития словесного творчества (рис.2.2). Следовательно, 7 человек (46,2% со средним и низким уровнем развития) при условии систематичной работы с использованием актуальных приёмов, могут повысить уровень развития словесного творчества

Обобщив результаты 1 и 2 части констатирующего исследования, можно утверждать, что уровень речевого развития и уровень развития словесного творчества исследуемой группы детей не в полной мере соответствуют возрастным нормам, но на наш взгляд, имеется потенциальная возможность эффективной работы на формирующем этапе эксперимента.

.

 

Рисунок 2.2. Обобщённая диаграмма. Уровень развития словесного творчества исследуемой группы. Констатирующий этап.

 

 

2.2 Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинение сказок с использованием приёмов Джанни Родари (формирующий этап)

 

Работа на данном этапе строилась на основе обобщённой структуры занятий и плану, представленному в таблице 2.2.

Структура занятия:

1) вводная часть (сюрпризный момент, проблемная ситуация, мотивация);

2) основная часть (практическое решение проблемной ситуации);

3) заключительная часть (рефлексия, подведение итогов).

Таблица 2.2.

План занятий по составлению сказок (формирующий этап)

Сроки Деятельность Задачи Ход Приме- чания
4 неделя января Приём придумывания окончания сказки. Учить придумывать различные варианты окончания сказки. Воспитатель рассказывает детям начало какой-либо сказочной истории до того момента, пока не появятся все герои и не возникнет проблемная ситуация. Детям предлагается продолжить сказку, придумать новое окончание

Приложение Д

1 неделя февраля Приём исправления сказки. учить детей понимать юмористические ситуации, которые получаются в результате изменения героев и их действий в знакомой сказке. Учить самостоятельно переделывать текст сказки Дети исправляют каждое предложение в выбранной знакомой сказке, затем один ребёнок повторяет её новый вариант. 2 неделя февраля Метод каталога научить ребёнка связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия. Ведущий задаёт вопрос детям, ответ на который «находит» какой- либо ребёнок в результате указанного им слова на открытой странице текста. Ответы, найденные в книге постепенно собираются детьми в единую сюжетную линию. 3 неделя февраля Морфологический анализ учить детей самостоятельно подбирать сквозного героя, обозначать цель его путешествия, подбирать места происходящего и других героев. Воспитатель предлагает составить сказку с помощью «волшебной дорожки», на которую помещается выбранный герой. Подбираются места, в которые отправляется основной герой. В процессе попадания героя в определённое место, с ним происходят различные события. Составление сказки завершается придумыванием названия и выведением жизненных правил (морали сказки) 2 неделя марта Приём «Исправлялка» Учить детей изменять содержание сказки, используя приём «перевирания сказки»; учить понимать юмористические ситуации, которые получаются в результате изменения героев и их действий в знакомой сказке. Учить самостоятельно переделывать текст сказки, развивать творческие способности, фантазию. Педагог читает знакомую детям сказку, только изменив содержание. Дети должны найти и исправить ошибки

 

 

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный этап)

В целях сохранения достоверности исследования и подтверждения выдвинутой нами гипотезы, данный этап (в части диагностирования уровня развития связной речи и словесного творчества детей) организован аналогично методике констатирующего.

Результаты исследования занесены в протокол и представлены в приложениях (Приложениях Ж1,З,И).

Собранные и обобщённые данные исследования уровня развития связной речи представлены в динамике (рис.2.3).

 


Рисунок 2.3 Динамика развития связной речи. Контрольный этап

 

Анализ собранных данных свидетельствуют о том, что уровень речевого развития имеет положительную динамику. А именно, общий уровень развития связной речи улучшился на 6,6 % (это видно в приросте высокого и среднего уровней развития). Низкий уровень развития связной речи также сократился на 12,2%. Следовательно, проведённая работа на формирующем этапе имеет положительный эффект.

Уровень развития словесного творчества, как показывает анализ данных, также  имеет положительную динамику на 6,6 % (рис.2.4).

Рисунок 2.4 Динамика развития словесного творчества. Контрольный этап

Следовательно, можем утверждать, что формирующий этап способствовал решению поставленных задач, так как в результате работы наблюдается положительная динамика в развитии словесного творчества.

 

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что проблема формирования словесного творчества рассматривается учёными как частичные вопросы проблемы развития связной монологической речи

Это связано прежде всего с тем, что в основе развития словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества.

В свою очередь, сказка даёт образец художественного текста с позиции структурно-смыслового единства содержания и формы, способствует активизации и обогащению словаря.

Фантастический мир сказки, наличии в ней вариативных элементов позволяет ребёнку преодолеть стереотипы мышления, пробудить творческие способности, развить воображение, и тем самым способствует развитию его словесного творчества.

Словесное творчество-это показатель развития словесно –логического мышления, творчества и воображения ребёнка.

В теории развития речи детей дошкольного возраста встречается большое разнообразие подходов к формированию и развитию словесного творчества. Но удобными, понятными и наиболее простыми и, в тоже время, интересными являются приёмы сочинения сказок Джанни Родари как для педагога, так и для ребёнка.

Опытно- экспериментальная работа показала, что сочинение сказок приёмами Джанни Родари может выступать средством развития словесного творчество детей старшего дошкольного возраста. Так как в результате эксперимента зафиксирована положительная динамика как уровня словесного творчества, так и его необходимого компонента-связной речи.

В ходе работы решены все поставленные задачи, цель достигнута.

Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.