ГЛАВА I . Теоретические аспекты обучения детей дошкольного возраста сочинению сказок и развития словесного творчества — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

ГЛАВА I . Теоретические аспекты обучения детей дошкольного возраста сочинению сказок и развития словесного творчества

2019-08-03 302
ГЛАВА I . Теоретические аспекты обучения детей дошкольного возраста сочинению сказок и развития словесного творчества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1.1 Сочинение сказок как основа развития творческого рассказывания

 

Возможность развития творческой речевой деятельнос­ти, по утверждению Л.С.Выготского, возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у де­тей появляется достаточно большой запас знаний об окру­жающем мире, который может стать содержанием словес­ного творчества. Дети овладевают сложными формами связ­ной речи, словарём; возникает возможность действо­вать по замыслу. Воображение из репродуктивного превращает­ся в творческое.

Вопросы формирования детского словесного творче­ства (тематика, виды творческого рассказывания, приёмы и последовательность обучения) исследовались многими педагогами: Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, О. С. Ушако­вой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и другими. Все педагоги - исследователи едины во мнении, утверждающем, что творческое рассказывание детей - это вид деятельности, который захватывает лич­ность ребёнка в целом: требует активной работы воображе­ния, мышления, речи, проявления наблюдательности, во­левых усилий, участия положительных эмоций. Особенности творческого рассказывания в том, что ребёнок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на свой прошлый опыт, облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение при­думывать завязку, ход события, кульминацию и развязку; точно, выразительно и занима­тельно передавать свой замысел [ 10,с.370].

В основе словесного творчества, отмечает О.С. Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литерату­ры, устного народного творчества. Его проявление выражается в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихотворений, загадок, небылиц; и новых слов.

Сочинение сказок строится на основе творческих рассказов.

В методике не существует строгой клас­сификации творческих рассказов, но можно выделить следующие виды: сказки; описания природы, со­чинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изме­нение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети со­здают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием [16].

Основные виды творческих сочинений предлагает Л.Г. Фомичёва:

1. Творческое сочинение по картине. Картина является отправной точкой для сочинений детей. Ребёнку предлагают составить рассказ о том, что произошло до момента, изображённого на картине или после него. Интересным, на наш взгляд, является дополнительный для этого вида сочинения приём, разработанный Е.И. Тихеевой – приём «вхождения в картину». Дети представляют себя на месте изображения в картине или одним из персонажей картины. При помощи приёма олицетворения можно предложить детям «оживить» любой предмет на картине и рассказать о том, как он попал на это место, где был раньше, кто его сделал.

2. Контаминация литературных произведений. В основе данного типа сочинения лежит склонность детей представлять себя на месте любимых героев. Дети усовершенствуют черты характера героев, исправляют их ошибки, изменяют сюжет в пользу героев, однако часть произведения остаётся не тронутой.

3. Свободное сочинение сказок и рассказов без опоры на наглядные или словесные средства предлагают детям тогда, когда они уже освоили основные приёмы сочинения [13, с.70].

Л.М. Ворошнина дополняет видовое разнообразие словесного творчества, которое (по её мнению) заключается    в единстве интеллектуального и мотивационного компонентов творческой речевой деятельности:

· Творческое сочинение по теме. Тему называет педагог или придумывают дети. Она должна быть интересной, вызывать эмоциональный отклик у дошкольников, побуждать их к речевым высказываниям.

· Сочинение с опорой на литературные произведения. Детям предлагают либо поменять в произведении героев и оставить знакомый сюжет, либо наоборот – придумать новый сюжет с уже известными героями.

· Сочинение сюжетной сказки по пейзажной картине. Этот оригинальный вариант сочинения даёт детям опору на наглядность. Вместе с тем детям сложно соединить художественный образ природы и словесное творчество. Используя приём олицетворения, дошкольники сочиняют сказки о деревьях, о животных, изображённых на картине [13,14,15].

   Так как словесное творчество, выраженное в творческом рассказывании (сочинении сказки), в качестве продукта демонстрирует связанный и логический выстроенный рассказ с элементами фантастики, то, следовательно, важнейшими условиями является умение детей связно рассказывать, понимать задание «придумать», то есть добавить или рассказать то чего не было на самом деле [12, с.70].

Для стимулирования словесного творчества необходимо одобрение, поощрение любой «оригинальной» идеи ребёнка изменения художественного произведения. А также немаловажным компонентом обучения и развития словесного творчества является -создание педагогом возможностей для его проявления [16,18].

   В методике развития речи определяют различные этапы обучения сочинению сказок: пересказ, соединение сказочных сюжетов (контаминация или компиляция), самостоятельное сочинение, обогащение литературного опыта, обучение приёмам создания сказок, обобщение и систематизация знаний об особенностях жанра [9, с123].

В качестве основных приёмов обучения предлагают: продолжение рассказа воспитателя, сочинение на предложенную и самостоятельно выбранную тему, введение фантастических элементов в реалистический сюжет.

В свою очередь, сказка – это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических лиц [6].

Литературный энциклопедический словарь дополняет обязательное участие в сказке «волшебных, фантастических сил» [5, с. 20].

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости [5, с.5].

Сказка – понятие обобщающее. Наличие определённых жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой её признак, как повествовательность сюжета. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчётливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершённость и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.

Повествовательность и сюжетность, установка на вымысел и назидательность, особая форма повествования – эти признаки встречаются в различных жанрах эпического цикла [11].

Известно, что сказки бывают авторские и народные. По сложившейся в литературоведении традиции последние делятся на три группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.

Сказки о животных. Этот вид сказок отличается от других тем, что в сказках действуют животные. Показаны их черты, но условно подразумеваются черты человека. Животные делают обычно то, что делают люди, но в этих сказках животные чем-то походи на человека, а чем-то нет. Здесь животные говорят на человеческом языке. Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.

Волшебные сказки. Волшебная сказка – это художественное произведение с чётко выраженной идеей победы человека над темными силами зла. В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Волшебные сказки объединяет волшебство: превращения.

Бытовые сказки. В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов [6, с.109]. Эти сказки отличаются от волшебных тем, что вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера. Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность. Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь, хан – жадные и равнодушные люди, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие, смелые и умные люди. Они побеждают, и в победе им иногда помогают волшебные предметы.

Рассмотренная классификация сказок показывает, что каждая из них несёт в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребёнка. Следует подчеркнуть, что при обучении умению придумывать сказки на первых порах лучше ограничивать сюжеты о животных. В этом убеждает проведённый анализ исследований, проведённых Э.П.Коротковой, в них подчёркивается, что ребёнку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к ним дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но при этом необходим определённый уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде [6, С.179].

Л.В. Ворошнина, подчёркивает, что работа с детьми по сочинению сказок должна носить:

· Сначала коллективный характер;

· Потом подгрупповой;

· Затем дети составляют текст вдвоём или втроём;

· Далее ребёнок сам сочиняет сказку по определённой модели [6, С. 9].

 

 

1.2 Своеобразие методики сочинения фантастических историй Джанни Родари

 

Своеобразные методы придумывания фантастических историй предлагает известный писатель Джанни Родари. Девизом творческого сочинения для него является фраза: «Свободное владение словом – всем!». Писатель предлагает «игрушки из слов» – невероятные истории, построенные тем не мене по определённым законам сказочного жанра. Основная идея книги «Грамматика фантазии» определяет универсальность методов, которые в ней описаны, сформулирована на основе мысли Л. С. Выготского: «воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, им наделены все.

Используя сказочную тематику, Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приёмов для развития воображения:

Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово. Любое произнесённое слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде. Джанни Родари назвал этот метод – камень в пруду… Он рассматривает разные способы подбора слов-ассоциаций:

·  Все слова на одну букву (слон – свет, собака, сосна);

·  Слова, рифмующиеся с первым словом (слон – уклон, сон, бизон, вагон, питон);

·  Слова, начинающиеся со слога (палка – палатка, парашют, пакет);

·  Слова, противоположные по значению или признакам (слон – мышь, свет – тьма);

·  Слова, близкие по значению (слон – хобот, Африка, бивни).

Любой набор слов, образованный по ассоциации может стать началом или основой для сочинения истории. Автор предлагает записать слово по - вертикали и придумать на каждую букву другие слова. Например, на слово «игра» слова «ирис», «гром», «рыба», «автобус». Теперь можно придумывать невероятную историю, в которой обязательно встречаются все эти слова. Чем случайное будет набор слов, тем интереснее получиться сочинение. Подбор слов, начинающихся на определённые буквы – это задание, с которым успешно справятся даже дети 4-5 лет. Последующее сочинение истории по набору слов может быть осуществляться в коллективной форме или вместе с воспитателем.

Придумать новое слово очень легко, если воспользоваться методом деформирования слова при помощи известных приставок. Дж. Родари прибавляет к обычным словам такие приставки как: анти-, мини-, макси-, супер-, вице- и др. Получаются слова: антимышь, миникит, максимоль, суперспичка и т.д. Каждое из этих слов может стать героем новой невероятной истории.

Метод бином фантазии предполагает использование двух слов. Желательно подобрать пару слов, далеко стоящих друг от друга в смысловом ряду. Для подбора слов можно использовать методы жеребьёвки, случайного выбора из словаря или из любой книги, придумывания детьми. Далее при помощи предлогов и союзов, изменяя слова по падежам необходимо соединить их во всевозможные словосочетания и выбрать из них самое невероятное или смешное. Это упражнение активизирует словарь детей и закрепляет грамматические нормы. Полученное словосочетание и будет главной темой сочинения. Например, на пару слов «собака-огурец» придуманы словосочетания: «собачий огурец», «огурцовая собака», «собака в огурцах», «огурец для собаки».

Техника фантастических гипотез так же строится на основе двух слов. Но для её составления надо придумать подлежащее и сказуемое. Детям дошкольного возраста можно предложить придумать слова – ответы на вопросы: Кто? Что? Что делает? Затем соединяем пары слов в фантастическое предположение – гипотезу. Например, что было бы, если бы слон летал? Что будет, если мороженое запоёт? Сочинения детей на такие темы позволяет увидеть необычное в знакомых предметах и явлениях.

Большие возможности заложены особенно в хорошо знакомых детям сказках. По мнению Джанни Родари, они являются строительным материалом для фантастических историй. Важно научить ребёнка отойти от привычного сюжета. Сделать это можно несколькими способами:

- новое слово в сказке даёт возможность поменять линию сюжета (Красная шапочка – вертолёт);

- перевирание сказки можно осуществить путём изменения основных характеристик героев (Красная шапочка – злая, волк – добрый);

- продолжение сказки очень любят сочинять дети, когда не хотят, чтобы сказка закончилась (как Красная шапочка вернулась обратно домой после того, как её спасли дровосеки);

- салат из сказок – это смешивание героев из разных сказок (Красная шапочка встречает в лесу Маугли);

- сказка-калька – приём наложения на канву сюжета знакомой сказки других героев (Пошёл Буратино навестить черепаху Тротилу).

Какой бы приём ни приглянулся педагогу, главное, чтобы детям нравилось выдумывать истории, а педагог, в свою очередь, как считает Данни Родари, сумел бы помочь им выразить свои мысли в наилучшей языковой форме [7, с.103-137].

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.