Часть 4. Другие сферы применения металлов — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Часть 4. Другие сферы применения металлов

2019-08-01 48
Часть 4. Другие сферы применения металлов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во все времена человек использовал металлы в своей повседневной деятельности и изготовлял из них далеко не только оружие или орудия труда.

Сегодня мы, говоря о металле, сразу же рисуем в свом воображении сталелитейные заводы или древние мечи, под час, забывая о том, что наша обычная кухонная посуда тоже изготовлена из металла. Так и традиционные историки, отводя металлам в истории человечества исключительно роль орудий войны или труда, под час, забывают о том, что, в древности, так же, как и сегодня, металлы имели очень широкое распространение и применение. Так же, как и сегодня, в древности из металлов изготовляли посуду, предметы быта, элементы декора, зеркала и многие другие полезные вещи.

И наиболее часто, когда мы говорим о древних артефактах, мы, прежде всего, имеем в виду ювелирные украшения из золота, серебра, меди, бронзы и даже из железа. И это далеко не случайно, потому что, желание украшать себя - такое же естественное желание человека, как и все остальные, приносящие ему радость жизни. А потому, ювелирное искусство, как специфическая область металлургии вообще, развивалось вместе с человечеством и сопутствовало ему всегда и везде.

Кроме того, археология лишь недавно совершила свое невероятное превращение из банального кладоискательства, в серьезную академическую науку, вследствие чего, мы имеем в наличии лишь те из ранее найденных предметов древности, которые еще недавно могли представлять реальную ценность, в денежном эквиваленте.

 

 

Остальные же древние артефакты, случайно попадавшиеся недавним кладоискателям, попросту выбрасывались ими, как не имеющие (по их мнению, и на тот момент) никакой ценности. Так что теперь, к сожалению, большая часть из них утеряна для нас навсегда. Но и те ювелирные украшения из золота и других металлов, которые смогли уцелеть, и дошли до нас, говорят о высочайшем уровне мастерства древних ювелиров.

Но бытовое применение металлов это - далеко не только исключительно изготовление ювелирных украшений. И когда мы говорим об изделиях из золота, то это не только и не столько украшения, сколько, и, прежде всего, средство оплаты, то есть - деньги. Эту роль золото играло из покон веков и вопрос о рыночной стоимости кладов - как раз, отражение этой его роли.

Из золота с давних времен чеканили монету и, уж, конечно же, с самых давних времен существовали и фальшивомонетчики, изготовлявшие точные копии этих монет, но не из золота, а из латуни. Целые армии алхимиков трудились над проблемой "превращения свинца в золото", что в реальности означало лишь попытки найти такой сплав, который бы, подобно латуни, был очень похож на золото внешне, но не окислялся бы так же, как обычная латунь.

Вообще, сферы применения металлов в быту древних людей были весьма различны. Давайте попробуем проследить: какие же?

Строительство.

В древних цивилизациях металлы широко применялись, так же, и в строительстве. И здесь, главным образом, речь идет именно о бронзе, которая прочна, долговечна, в значительно меньшей степени, нежели железо, подвержена коррозии, а так же по причине того, что ее легко отливать.

В древности большие постройки: храмы, дворцы, крепости и т.д. строили из массированных блоков титанических размеров. Причем, сами блоки не соединялись между собой раствором. Вертикальную устойчивость обеспечивала сама громадная масса блоков, а блоки, составляющие один горизонтальный ряд, скрепляли межу собой бронзовыми скобами различной формы, чтобы зафиксировать их положение.

Следы применения такой технологии можно обнаружить по всему миру: в Египте, Греции, Эфиопии, Перу, на Сардинии и других местах. В ходе экспедиций ЛАИ сделано немало снимков, наглядно демонстрирующих, что подобный способ строительства был широко распространен в древние времена и на всех континентах.

На приведенных ниже фото, сделанных на руинах Тиауанако, в ходе экспедиции ЛАИ в Перу-Боливию, можно наглядно видеть все многообразие различных форм таких стяжек. К сожалению, сами стяжки на фото отсутствуют, да и вообще встречаются не так часто, что, по всей видимости, является результатом многовекового вандализма, но углубления, предназначенные под них, явственно свидетельствуют об их изначальном наличии в сооружении.

 

 

Применение такой же технологии крепления мегалитических блоков между собой можно обнаружить и в других частях света.

Ниже приведены другие фотографии, так же сделанные, в ходе экспедиций ЛАИ. (Слева - Египет, Луксор и Дендера; справа - Эфиопия, Аксум).

 

 

Справедливости ради, стоит отметить, не только то, что самих скоб сохранилось крайне мало, но и то, что точный металлографический анализ был проведен далеко не во всех случаях, но некоторые данные, все же есть. Практически во всех случаях, когда химический анализ состава, все же, проводился, он подтверждал наличие в сплаве меди, никеля и часто олова. Что явственно свидетельствует о том, что скобы были изготовлены из "никелевой бронзы".

Выбор именно такого сплава для изготовления строительных скоб, призванных обеспечить прочность и долговечность постройки, вполне разумен и говорит о высочайшем уровне технологических навыков и знаний древних строителей. Ведь бронза (как уже было сказано) достаточно стойка к коррозии, а наличие в сплаве никеля придает ему не только хорошую прочность и, вместе с тем, пластичность, но и делает его практически антикоррозийным.

Однако в природе просто не существует совершенно химически нейтральных веществ. Так что, со временем, никелевая бронза, имеющая и без того достаточно темный цвет, постепенно покрывается слоем окисловой пленки, придающей ей еще более темный оттенок. В результате, изделия из этого сплава, по своему внешнему виду, становятся практически неотличимыми от железных, тем более, достаточно старых. Подобное внешнее сходство и послужило причиной того, что долгое время металлические скобы, применяемые при строительстве древних мегалитических сооружений, считали изготовленными из железа.

До сих пор переиздаются работы, где утверждается, что скобы, скрепляющие каменные блоки, являются именно железными, а среди историков даже ведутся нешуточные споры о том: почему, в таком случае, железо до сих пор не проржавело и как применение железных скоб в постройках, относящихся, традиционно к эпохе "бронзового" века соотносится с общей исторической картиной.

Этот факт лишний раз демонстрирует то, насколько важно делать исторические выводы, тем более, с такими далеко идущими последствиями, исключительно после того, как получены достоверные результаты химических анализов, что, кстати, вполне справедливо и в отношении других наук, так или иначе способных пролить свет на реальный ход исторического процесса. В этой связи очень интересен, имевший недавно место, один курьезный случай. Как известно, во времена владычества в Греции Османской империи, турки устроили в древнем Парфеноне пороховой склад, в результате чего, одно-единственное прямое попадание ядра в храм, в 1687 году спровоцировало огромный взрыв, нанесший прекрасному памятнику непоправимый ущерб, наполовину разрушив его.

В 1975 году греческие власти приняли план по реконструкции Парфенона. Задача состояла в том, чтобы постараться, как можно более точно воспроизвести и внешний облик сооружения, и технологию древних строителей.

Недостающие блоки заменяли новыми, а мрамор для них доставляли из тех же каменоломен, что и в античности, установили подъемный кран и приняли решение скреплять блоки так же, как это делали древние строители - железными скобами. В то время еще никто не сомневался в том, что скобы, применяемые в древнем строительстве, были именно железными, так как на эту тему был написан не один исторический труд.

Установили новые блоки, приладили их к старым, закрепили стальной арматурой и продолжили работу. Старались работать особо тщательно, потому и не слишком спешили. Но очень скоро, спустя, буквально, каких-то, три года, когда работы были в самом разгаре, их пришлось остановить и все начинать сначала.

Выяснилось, что за истекший период времени новая стальная арматура настолько проржавела, что от нее в мраморных блоках, как новых, так, к сожалению, и древних, пошли внушительные трещины, способные послужить причиной очень скорого обрушения всего сооружения.

Тогда-то, для того, что бы понять причину столь странного явления, и был сделан наиболее полный и качественный химический анализ сплава древних скоб, который показал, что в сплаве железа нет совсем, а сам он является никелевой бронзой. После этого, греческим строителям пришлось снять все блоки, скрепленные стальной арматурой и заменить их новыми. И в дальнейшем ходе реставрационных работ, уже применялись титановые скобы.

Вопрос о том, почему современные строители решили, все же, не повторять древнюю технологию полностью, а использовали титан, остается пока открытым. Возможно, они решили, что титан прочнее, надежнее и долговечнее, чем никелевая бронза, а возможно (и что, скорее всего!) - попросту не смогли повторить технологию производства и точный состав древнего сплава. Кроме того, в древнем строительстве металлы использовались не только для скрепления между собой блоков кладки, но так же и для других целей. Например, для крепления дверей, о чем косвенно свидетельствует обнаруженный экспедицией ЛАИ в Египте небольшой металлический фрагмент в сене храма, вполне вероятно, служивший именно для этих целей.

Так же бронзовые элементы очень часто применялись, в качестве элементов декора фасадов и интерьеров зданий. (На приведенных фото: слева - фонтан в индуистском храме; внизу слева - древний храм в Индии, интерьер которого когда-то был богато украшен декоративными бронзовыми вставками, о чем свидетельствуют оставшиеся в стенах многочисленные углубления для крепежа; внизу справа - фрагмент фриза Парфенона, сохранивший углубления ля крепления декоративных бронзовых элементов - сбруи лошадей и т.д. Рядом представлена современная модель реконструкции внешнего вида фриза, в его первоначальном виде. В настоящее время, фриз Парфенона находится в Британском музее).

Но вернемся к теме применения металлических скоб в древнем строительстве. В этой связи наиболее интересными являются сразу несколько моментов. Во-первых, сам принцип логики древних строителей качественно отличается от современного. Сегодня мы строим здания либо из кирпичей или даже сравнительно больших бетонных блоков, как правило, далеко не идеальной формы, скрепляя их между собой раствором; либо производим монолит, заливая, опять же, бетоном заранее смонтированный металлический каркас. Древние же строители строили внушительные сооружения из гигантских каменных блоков, которые были выпилены из скальной породы и настолько хорошо отполированы, что прилегали друг к другу, как влитые и без какого-либо раствора. А устойчивость самой конструкции обеспечивал собственный вес самих блоков и металлические скобы, скрепляющие горизонтальные ряды. Во-вторых, как уже говорилось, скобы изготовлялись из прочного, достаточно пластичного и почти не поддающегося коррозии бронзо-никелевого сплава, что свидетельствует о прекрасном знании древних мастеров свойств металлов и их сплавов.

В-третьих, не стоит забывать о том, что температура плавления никеля почти на +370˚С выше, чем температура плавления меди и почти равна температуре плавления железа, которое из покон веков лишь ковали, не имея возможности достичь столь высокой температуры, а расплавлять научились не более века назад! Следовательно, древние строители имели в своем распоряжении плавильные печи, способные обеспечивать и достаточно долго поддерживать такую высокую температуру.

В-четвертых, почти все исследователи, изучавшие сами сохранившиеся скобы и предназначенные для них углубления, единодушны во мнении, что в ходе строительных работ, блоки скрепляли не заранее изготовленными скобами, которые потом привозили на место и там устанавливали, а совсем иначе: в заранее приготовленное углубление заливали расплавленный металл. Именно такой метод способствовал идеальной подгонке крепежных скоб и обеспечивал максимальную крепость конструкции. Но, в таком случае, в распоряжении древних строителей должны были быть не просто качественные плавильные печи, способные производить выплавку металла при таких высоких температурах. Эти печи, к тому же, должны были быть еще и мобильными! К сведению: таких печей в нашем современном мире нет до сих пор, причем, не только в наличии, но даже и в разработках!

В-пятых, те же исследователи, что не согласны с идеей отливки крепежных скоб на месте, далеко не поддерживают мнение кабинетных историков о крепеже блоков заранее отлитыми скобами. Они указывают на наличие многочисленных деталей, косвенным образом свидетельствующих о том, что в производстве древних строительных скоб использовалась даже не отливка их непосредственно на месте, а методика порошковой металлургии! В современной порошковой же металлургии, получившей широкое применение всего несколько десятилетий назад, изделия производят из порошков с размерами частиц от 0,1мкм. до 0,5мм. путем формования холодным прессованием и последующей высокотемпературной обработки (спекания).

Современная технология порошковой металлургии.

"Металлические порошки получают восстановлением металлов из их окислов или солей, электролитическим осаждением, распылением струи расплавленного металла, термической диссоциацией и механическим дроблением. Наиболее распространен способ восстановления металлов (железа, меди или вольфрама) из соответствующих окислов с последующим электрорафинированием. Механическим дроблением получают порошки (с частицами нужной крупности и формы) хрома, марганца, железа и бериллия.

Технологический процесс изготовления изделий из металлических порошков состоит из следующих операций: подготовка смеси для формования, формование заготовок или изделий и их спекание. Формование заготовок или изделий осуществляется путем холодного прессования под большим давлением (30-1000 МПа) в металлических формах.

Спекание изделий из однородных металлических порошков производится при температуре, составляющей 70 - 90% температуры плавления металла. В смесях максимальная когезия достигается вблизи температуры плавления основного компонента, а в цементированных карбидах - вблизи температуры плавления связующего. С повышением температуры и увеличением продолжительности спекания увеличиваются усадка, плотность и улучшаются контакты между зернами. Во избежание окисления спекание проводят в восстановительной атмосфере (водород, оксид углерода), в атмосфере нейтральных газов (азот, аргон) или в вакууме". (В.С. Лясоцкая, Поль Лакомб: "Ученый-металловед" / В.С. Лясоцкая, // "Металловедение и термическая обработка металлов" - 1994).

Медицина.

С древних времен лекари, в своей практике, широко использовали металлы. Их прикладывали к больным участкам, вводили в состав мазей, и даже потребляли внутрь. Считалось, что больному нужно готовить и подавать еду и питье в посуде, изготовленной из определенного металла. От этого зависел успех лечения. Давайте же попробуем кратко проследить роль металлов в древней медицине.

ЖЕЛЕЗО. Железо является одним из важнейших для жизнедеятельности организма, микроэлементов, ведь именно его ионы являются основой гемоглобина, способного связывать и отдавать кислород, что обеспечивает клеточный газообмен.

Недостаток железа в организме способен вызвать анемию крови.

Суточная потребность человека в железе следующая: дети - от 4 до 18 мг, взрослые мужчины - 10 мг, взрослые женщины - 18 мг, беременные женщины во второй половине беременности - 33 мг. У женщин потребность несколько выше, чем у мужчин. Как правило, железа, поступающего с пищей, вполне достаточно, но в некоторых специальных случаях (анемия, а также при донорстве крови) необходимо применять железосодержащие препараты и пищевые добавки.

Сегодня, в случае возникновения подобных проблем, мы, с успехом, можем приобрести в аптеке препараты железа, в виде растворимых таблеток или растворов для инъекций, а как решалась эта проблема в древности? Очень интересно и нетрадиционно.

Древние медики рекомендовали излишне бледным людям, страдающим частыми головокружениями (характерные признаки анемии) питаться исключительно пищей, жаренной на ржавых железных листа или пить кровь животных. А жители Центральной Африки до сих пор регулярно потребляют в пищу молоко, смешанное с бычьей кровью.

В тибетской медицине, например, большую популярность также имело железо "жаг" и его соединения. Они входили в состав лекарств, назначаемых при токсикозе печени, болезнях глаз и крови.

МЕДЬ. Медь является необходимым элементом для всех высших растений и животных. В токе крови медь переносится главным образом белком церулоплазмином. После усваивания меди кишечником она транспортируется к печени с помощью альбумина. Медь встречается в большом количестве ферментов, например, в цитохром-с-оксидазе, в содержащем медь и цинк ферменте супероксид дисмутазе, и в переносящем кислород белке гемоцианине. В крови большинства моллюсков и членистоногих медь используется вместо железа для транспорта кислорода.

Предполагается, что медь и цинк конкурируют друг с другом в процессе усваивания в пищеварительном тракте, поэтому избыток одного из этих элементов в пище может вызвать недостаток другого элемента. Здоровому взрослому человеку необходимо поступление меди в количестве 0,9 мг в день.

Бактерицидные свойства меди и ее сплавов были известны человеку давно. Особенно хорошо выражено бактерицидное действие поверхностей медных (и сплавов меди) проявляется в отношении вирусов, поэтому медная посуда считалась предпочтительной для приготовления пищи, вплоть до середины 19-го века, а в древнем мире больным простудой подавали питье в медных чашках.

СЕРЕБРО. Что же до бактерицидных свойств серебра, то они хорошо известны и до сих пор имеют очень широкое применение.

В древности же одной из важных сфер использования серебра являлась алхимия, тесно связанная с медициной. Уже за III тысячелетии лет до н.э. в Китае, Персии и Египте были известны лечебные свойства самородного серебра. Древние египтяне, например, прикладывали серебряную пластину к ранам, добиваясь их быстрого заживления. О способности этого металла долгое время сохранять воду пригодной для питья также знали с древних времен. Например, персидский царь Кир в военных походах перевозил воду только в серебряных сосудах. Знаменитый средневековый врач Парацельс лечил некоторые болезни "лунным" камнем - азотнокислым серебром "ляпис". Этим средством в медицине пользуются и поныне.

Развитие фармакологии и химии, появление множества новых природных и синтетических лекарственных форм не уменьшили внимания современных медиков к этому металлу. В наши годы оно продолжает широко использоваться в индийской фармакологии (для изготовления традиционных в Индии аюрведических препаратов). Аюрведа (Ayurveda) - это древний способ диагностики заболеваний и лечения, малоизвестный за пределами Индии. Более 500 млн. человек в Индии принимают такие препараты, поэтому очевидно, что потребление серебра в фармакологии страны очень велико. Сравнительно недавно современные исследования клеток организма на содержание серебра привели к заключению, что оно повышено в клетках мозга. Таким образом, сделан вывод, что серебро является металлом необходимым для жизнедеятельности человеческого организма и что открытые пять тысячелетий назад лечебные свойства серебра не утратили своей актуальности и в настоящее время.

Мелкораздробленное серебро широко применяется для обеззараживания воды. Вода, настоянная на порошке серебра (как правило, применяют посеребренный песок) или профильтрованная через такой песок, почти полностью обеззараживается. Серебро в виде ионов активно взаимодействует с различными другими ионами и молекулами. Малые концентрации полезны, так как серебро уничтожает многие болезнетворные бактерии. Установлено также, что ионы серебра в малых концентрациях способствуют повышению общей сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям.

РТУТЬ. Два трактата, а именно "Сиддха-йога" и "Чакрадатта", созданные в одиннадцатом веке н.э., главным образом относящиеся к Аюрведе, представляют интерес потому, что в них описываются методы лечения различных заболеваний с помощью ртути и соединений других металлов. "Сиддха йога". Написана Вриндой около десятого века н.э. Этот медико-алхимический трактат включает в себя выдержки из трактатов "Чараки", "Сушруты", "Вагбхаты", "Мадхавакары" и "Нагарджуны". Он пользовался большой популярностью, и в четырнадцатом веке Шри Кантхадатта написал к нему комментарии под названием Кусумавали. "Сиддха йога" описывает внутреннее применение ртути. Так, дается описание лекарства под названием парпати-тамарам, которое получают, смешивая серу, медь и серный колчедан с ртутью и прокаливая это в закрытом тигле. Принимают полученный препарат с медом. Сульфид ртути является основным компонентом другого лекарства под названием "расамрита чуранам"; для этого одну часть серы и половину части ртути перетирают вместе; принимают это с мёдом и очищенным сливочным маслом. Также в "Сиддха йоге" упоминается ртуть как составная часть наружных средств, используемых для уничтожения вшей. Описываются соединения меди, используемые при изготовлении collyrium.

В ряде стран каломель используется в качестве слабительного. Токсическое действие каломели проявляется особенно тогда, когда после приема её внутрь не наступает слабительное действие и организм долгое время не освобождается от этого препарата. Хлорид ртути (II), который называется сулема, является очень токсичным.

Амидохлорид ртути (белый преципитат ртути) входит в состав некоторых мазей. В ветеринарии амидохлорид ртути применяется как средство против паразитарных заболеваний кожи. Нитрат ртути (II) применяется для отделки меха и получения других соединений этого металла. Токсичность нитрата ртути (II) примерно такая же, как и токсичность сулемы. Многие органические соединения ртути используются в качестве пестицидов и средств для обработки семян. Отдельные органические соединения ртути применяются как диуретические средства.

Сулема применялась в медицине как дезинфицирующее средство

Соединения ртути использовались как антисептик (сулема), слабительное (каломель), в шляпном производстве и т.д.

В Древнем Китае ртуть считалась "священной жидкостью" и "эликсиром бессмертия". Согласно дошедшим до нас свидетельствам, легендарный первый император Китая - Цин Шихуанди, стремясь обрести бессмертие и стать богом, после 50 лет начал, по совету своего лекаря, регулярно принимать пилюли, содержащие ртуть. Видимо это "лекарство" и послужило причиной его столь внезапной и ранней смерти.

АЦЕТАТ СВИНЦА - свинцовый сахар, относится к очень ядовитым веществам. Ацетат свинца, или свинцовый сахар, Pb (CH3COO) 2·3H2O существует в виде бесцветных кристаллов или белого порошка, медленно выветривающегося с потерей гидратной воды. Соединение хорошо растворимо в воде. Оно обладает вяжущим действием применялся, в качестве наружного кровеостанавливающего средства.

ЗОЛОТО. С давних пор золото считалось "божественным" металлом, способным излечить любой недуг. В особо тяжелых случаях золотой порошок прописывали, в качестве "главного эликсира". Листовое золото уже в древности использовалось для изготовления зубных коронок.

Некоторые соединения золота токсичны, накапливаются в почках, печени, селезенке и гипоталамусе, что может привести к органическим заболеваниям и дерматитам, стоматитам, тромбоцитопении.

СУРЬМА. Природный сульфид сурьмы, стибнит, использовали в библейские времена в медицине и косметике. Стибнит до сих пор используется в некоторых развивающихся странах в качестве лекарства.

Соединения сурьмы, например, меглюмина антимониат (глюкантим) и натрия стибоглюконат (пентостам), применяются в лечении лейшманиоза.

Природный сульфид сурьмы, стибнит, использовали в библейские времена в медицине и косметике. Стибнит до сих пор используется в некоторых развивающихся странах в качестве лекарства.

Соединения сурьмы, например, меглюмина антимониат (глюкантим) и натрия стибоглюконат (пентостам), применяются в лечении лейшманиоза.

Сурьма и ее соединения ядовиты. Отравления возможны при выплавке концентрата сурьмяных руд и в производстве сплавов сурьмы.

Краски.

Не для кого не секрет, что, сколько существует человечество, столько люди стремятся не только преобразовать окружающий мир, но и приукрасить его. Изпокон веков люди раскрашивают все, что их окружает: ткани, посуду, мебель, стены домов и кто знает: что еще! Даже лица свои и тела раскрашивают! Но, чтобы что-то красить, нужно иметь краски, которые, в зависимости от происхождения, бывают трех видов: растительные, животные и минеральные. Так вот, все минеральные красители являются солями металлов, а получают их при помощи измельчения металлосодержащих пород, тех же самых, из которых возможно эти металлы и выплавлять. Окрашивать поверхности можно тремя способами.

Способ первый.

Чаще всего для окрашивания чего-либо соли металлов растворяют в воде или масляной субстанции, в результате чего получается жидкий или густой (в зависимости от потребностей) пигмент, который потом наносится на окрашиваемую поверхность.

 

Железо.

 

Наиболее древней из известных человечеству красок является "охра".

Охра (от греч. ωχρος - бледный) - природный пигмент, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины. Цвет охры - от светло-желтого до золотисто-желтого и тёмно-желтого.

Желтая охра - смесь гидрата окиси железа с глиной, а красная - смесь безводной окиси железа с глиной. Красная охра готовится большей частью обжиганием желтой охры, встречающейся в изобилии в природе, и употребляется как краска, а также для окрашивания тканей.

В современной промышленности широко применяется "железный сурик" или "железистая охра" - твердое и химически стойкое вещество обладающее абразивными свойствами и высокой стойкостью к нагреванию. По своему химическому составу железный сурик представляет собой оксид железа Fe2O3, имеющий насыщенный коричнево-красный цвет и высокую плотность.

Железный сурик производят путем прокаливания лимонитовой железной руды или солей железа в воздухе или кислороде. По достижении заданного химического состава окалину тщательно измельчают в мельницах и упаковывают в мешки и бочки. В некоторых случаях прокаливанию подвергают очень чистый гидроксид железа. Используется для производства красок и грунтовок и наполнения пластмасс и резин.

Свинец. Оксиды свинца имеют преимущественно основной или амфотерный характер. Многие из них окрашены в красные, желтые, черные, коричневые цвета.

Халькогениды свинца - сульфид свинца, селенид свинца и теллурид свинца - представляют собой кристаллы черного цвета.

Ацетат свинца - свинцовый сахар, применяют в крашении. Ацетат свинца, или свинцовый сахар, Pb (CH3COO) 2·3H2O существует в виде бесцветных кристаллов или белого порошка, медленно выветривающегося с потерей гидратной воды. Соединение хорошо растворимо в воде. Хромат свинца PbCrO4 известен как хромовый желтый краситель, является важным пигментом для приготовления красок, для окраски фарфора и тканей. Сульфид свинца PbS, черный нерастворимый в воде порошок, используют при обжиге глиняной посуды.

Свинцовые белила, основной карбонат Pb (OH) 2•PbCO3, плотный белый порошок, - получается из свинца на воздухе под действием углекислого газа и уксусной кислоты. До недавнего времени свинцовые белила, в качестве косметического средства, в древности, особенно в Древнем Китае, имели очень широкое распространение.

По сохранившимся источникам, ими активно пользовались куртизанки, чтобы подчеркнуть белизну своих лиц и скрыть небольшие дефекты кожи. Но даже тогда врачи не рекомендовали пользоваться ими слишком часто, отмечая, что ранняя смертность среди куртизанок стала обычным явлением того времени.

Использование свинцовых белил в качестве красящего пигмента теперь не так распространено, как ранее, из-за их разложения под действием сероводорода H2S. Свинцовые белила применяют также для производства шпатлевки, в технологии цемента и свинцовокарбонатной бумаги.

Свинцовый блеск, растертый в пудру, широко применялся на Ближнем Востоке в качестве краски для подведения глаз, а в Египте соединения свинца применялись для окрашивания матовых стекол в желтый цвет различных оттенков.

В Турции широко применялся порошок свинцового блеска - "sürme" (PbS), также служивший для чернения бровей.

Медь. Карбонат меди (II) имеет зеленую окраску, что является причиной позеленения элементов зданий, памятников и изделий из меди. Сульфат меди (II) при гидратации дает синие кристаллы медного купороса CuSO4∙5H2O, используется как фунгицид. Существует два стабильных оксида меди - оксид меди (I) Cu2O и оксид меди (II) CuO. Оксид Cu2O имеет красновато-коричневую окраску. Использовался для окраски предметов быта, тканей и строений.

Ртуть. Красный оксид ртути (II) применяется для получения красок. Хлорид ртути (I), который называется каломель, используется в пиротехнике, а также в качестве фунгицида.

Никель - так же издревле являлся основой красителей. Водный раствор сульфата никеля в банке, имеет зеленый цвет.

Способ второй.

Это - наложение тонкого слоя металла на поверхность изделия. В данной связи, речь идет об использовании ртутной и серебряной амальгамы, например, для производства зеркал, а так же - о покрытии изделий тонким слоем золота или серебра, при помощи золотой или серебряной фольги. Сегодня такую фольгу называют "сусальным золотом" или "сусальным серебром", но метод этот известен с незапамятных времен и имел широкое распространение в древнем мире.

Серебро. Из серебра, как и из золота, изготовлялись тонкие листы и фольга, которыми покрывались некоторые деревянные предметы. Остатки тонкого листового серебра, например, сохранились на одеяниях царя и царицы, изображенных на троне Тутанхамона, а также на полозьях ларца и ковчегов в гробнице.

Золото. Золотой порошок издавна использовался в качестве средства декоративной косметики. В Индии, Ассирии и Древнем Египте особы женщины (а иногда и мужчины) из царских семей "пудрили" им свои лица, по особо торжественным случаям, а в современном Мали эта традиция жива и по сей день. Кроме того, как уже писалось выше, в древнем мире широко использовалась золотая фольга, которой покрывали поверхности различных предметов, особенно - из дерева.

Отдельно следует отметить, что краски, как сегодня, так и в древности, использовались не только для украшения предметов быта, но и как косметическое средство. Например, древнее население Египта использовало косметическую малахитовую пасту как краску для век; малахитом же окрашивали стены жилищ.

Сурьма. Сурьма с древних времен используется в декоративной косметике. В Древнем Египте еще за 2000 лет до н.э. порошок сурьмяного блеска (природный Sb2S3) под названием "местен" или "стем" применялся для чернения бровей.

В Древней Греции он был известен как "стими" и "стиби", отсюда латинский stibium. Некоторые народы Африки используют порошок сурьмы не только для подведения контура глаз или бровей, но и в качестве губной помады, причем считается, что, в этом случае, ее совершенно не обязательно наносить по контуру самих губ. "Сурьмяную помаду" наносят вокруг рта, чтобы зрительно увеличить размер губ.

Но сурьму, в качестве косметического средства традиционно использовали не только на Востоке и в Африке. В Европе сурьма, так же использовалась для этих целей, вплоть до середины XIX века. В русском языке даже до сих пор сохранилось выражение "сурьмить брови".

Затрагивая тему древней косметики, Александр Меликянц, в своем докладе "Гигиена и косметология в древнем мире" пишет: "При раскопках стоянок первобытного человека обнаружили губную помаду. Ее состав в основном совпадал с современными составами (жиры и краситель). Ассириянки лакировали лицо особыми составами, которые придавали ему твердость и блеск эмали. Индуски золотили губы, покрывали зубы коричневой краской, белили лицо и шею. Мавританки рисовали голубоватой краской цветочные узоры на лицах. (Чем не боди-арт?). Египтянки рисовали под глазами круги из зеленой углекислой меди, удлиняли глаза с помощью темной линии вдоль века - обычай, тоже сохранившийся до наших дней. Один из дошедших до нас древнейших справочников по косметике составила Клеопатра, царица Египта.

Римские императрицы за гигантские суммы приобретали у служителей храма Изиды косметиконы - мази, придающие лицу блеск золота и белизну слоновой кости. При дворе Людовика XIV ежегодно тратилось около 2 миллионов (!) баночек разного грима.

Косметика проникла и в мифотворчество. Так, одна из легенд рассказывает, что богиню красоты Афродиту, вся одежда которой состояла "из духов", уличили в том, что она подкрашивала и пудрила лицо перед состязанием богинь".

В Древнем Египте в состав косметики для глаз вводились медицинские добавки, позволявшие предупреждать офтальмологические заболевания - синтетический хлорид свинца, добавлявшийся в красящий пигмент PbS. Эта технология была известна, в частности, из древнеримских источников I ст. н.э.

Свинец широко применялся и применяется в наши дни для создания красящих (придающих темный оттенок) пигментов для волос. Французские ученые изучили образцы краски на волосах мумий с использованием рентгеноструктурного анализа и электронной микроскопии.

Выяснилось, что пигмент PbS присутствует в краске в виде нанокристаллов 5 нм в поперечнике размера, собирающихся в агрегаты размером около 200 нм в поперечнике. Они концентрируются в основном в кортексе (среднем слое тканей волоса) и располагаются в виде линий вдоль оси волоса.

Такие линии располагаются на расстоянии около 8 - 10 нм. друг от друга, что соответствует расстоянию между волокнами кератина в кортексе. Тем самым стало очевидным, что создание особой и оптимальной структуры нанокристаллов определяется свойствами тканей человека, которые выступают в качестве задающей "матрицы" - нанореактора.

Французских ученых особенно поразил тот факт, насколько просто и естественно идет процесс кристаллизации PbS и их последующей самоорганизации в структурно чрезвычайно сложных тканях волоса. Кристаллы PbS древнеегипетских косметологов очень похожи на синтезируемые в настоящее время с использованием технологии "квантовых точек" и современных технологий, однако в то время производились с использованием очень недорогих и доступных технологий, естественных материалов и органических нанореакторов.

И опять же мы в этой, казалось бы, наипростейшей ситуации, сталкиваемся с совершенно необъяснимым феноменом вопиющего несоответствия уровня развития Древнеегипетского общества, в целом и того технологического уровня, который наблюдается в некоторых областях знания древнеегипетских ученых. В данном случае, говоря о такой, казалось бы, простой и ба


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.