Часть 5. Технологии забытых богов — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Часть 5. Технологии забытых богов

2019-08-01 105
Часть 5. Технологии забытых богов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как мы видим, человека и металлы связывает очень давняя история взаимоотношений. И утверждение о том, что металлы как-то вдруг, потребовались человеку лишь в тот момент, когда он неожиданно для себя самого, решил начать обрабатывать землю и взращивать на ней урожай зерновых, в корне неверна.

И, по меньшей мере, было бы наивно предполагать, что металлы, как материал для изготовления орудий земледелия, появились исключительно потому, что, в процессе земледельческих работ, человек, опять же как-то вдруг, понял, что каменные орудия куда менее эффективны, нежели металлические.

Сразу же напрашивается простой и естественный вопрос: а с какой стати он это понял, когда у него не было возможности сравнивать? Все эти традиционные объяснения были выведены как единственные логические выводы, к которым, в тот момент, пришли историки, столкнувшиеся с неожиданным появлением в раскопе металлических орудий труда и придуманы для того, чтобы найти, хоть какое-нибудь разумное объяснение этого феномена, способное стать более-менее весомой альтернативой теории "божественного сотворения мира", столь популярной в то время.

Давайте рассуждать логически.

Во-первых, вопрос о том, что земледелие явилось вполне закономерным результатом эволюции человека и без него он не смог бы никак обойтись, остается еще открытым. Подтверждением тому служат многочисленные северные народы и степные кочевники, никогда земледелия не знавшие, но прекрасно приспособленные к условиям среды, выжившие и даже создавшие свою самобытную культуру. В которой, кстати сказать, металлургия занимает не последнее место!

Другим примером могут служить племена Новой Гвинеи, которые из покон веков земледелием занимаются, но выращивают не зерновые, а "сорго" - корнеплод, пригодный для приготовления муки, но, так же как и многие другие народы, знакомые с земледелием, они не явили миру своей сколь-нибудь значимой цивилизации (тем более, великой), и, несмотря на наличие земледелия, не имели никакого опыта в обработке металлов, вплоть до появления первых европейцев.

Во-вторых, как уже говорилось выше, для того, чтобы решить, какими орудиями труда лучше обрабатывать землю и рубить деревья: каменными или металлическими, нужно было иметь в наличии и те, и другие, чтобы сравнить их возможности, или, как минимум, точно знать: какими качествами обладают изделия из металла, чтобы додуматься до использования их в сельском хозяйстве или строительстве, не так ли?

Выходит, для того, чтобы начать производить орудия труда из металла, нужно, для начала, иметь перед глазами образец и оценить его свойства. А где его взять, если все металлы пока существуют в виде руды, то есть - обычных камней, только разного цвета? И, если мы, в качестве орудия труда, возьмем кусок породы, содержащей олово и медь, и начнем им копать землю, то это еще не будет бронзовым орудием труда! Оно, как было каменным, так им и останется!

Скептики утверждают, что, мол, так оно и было, но, однажды, где-то и кто-то случайно уронил этот "каменный топор" в костер и тот, в одночасье, превратился в бронзовый! Но это - еще больший абсурд! Температура костра позволяет расплавить только свинец, а свинцовых орудий труда нигде и никогда не было, к тому же, если бы даже этот "каменный топор" и расплавился в костре, он превратился бы не в "бронзовый топор", а в лужу расплавленного металла, мало пригодную для земледелия или рубки дров.

В-третьих, автор не зря так подробно остановился на вопросе технологии обработки металлов, от переплавки руды, до производства металлических изделий. Целью этого было дать читателю общее представление о том, на сколько это сложный и тонкий процесс и насколько странно видеть вопиющее несоответствие знания о таких сложнейших технологиях и наличие навыков в производстве: от сверхсложных композитных материалов (коим, например, является булат), до умения добиваться сверхвысоких температур в печах (необходимых, к примеру, японским кузнецам, производящим мечи из железо-молибденового сплава), да, к тому же, умение строить печи (иной раз, даже переносные!), способные выдерживать такие высокие температуры и знания о топливе, способном эти температуры давать; с общим уровнем развития древнего общества.

В-четвертых, особенно странно слышать утверждения традиционных историков о том, что знания в области обработки металлов возникали случайно, одновременно и каким-то совершенно необъяснимым образом практически мгновенно разносились по всему свету. Получается, что либо у наших далеких предков был способ находиться в постоянном контакте, в режиме "on lane", либо они все дружно брали в руки каменные топоры и мотыги только из одной определенной породы, вне зависимости от того, имелась ли данная порода в том месте, где они проживали или нет, а потом, так же дружно и разом, бросали ее в костер, для расплавления.

И как-то подумалось: какого же размера должен быть тот костер, чтобы молибден расплавить? Ведь температура открытого пламени всего около +700˚С, температура плавления молибдена, ни много, ни мало а целых +2400˚С! И это, как раз, тот самый металл, из которого, в сплаве с вольфрамом - другим особо тугоплавким металлом, изготовлена нить накаливания всем нам известной электрической лампочки. Каждый из нас может воочию оценить эту самую его знаменитую тугоплавкость, лишь щелкнув выключателем! Под воздействием электрического тока в 220V, нить раскаляется до бела и прекрасно освещает помещение, но так и не плавится! А, ведь она толщиной меньше человеческого волоса! О каком же тогда костре может идти речь?

Неужели, после всего вышесказанного, можно еще говорить о том, что металлургия развивалась вместе с общим уровнем развития цивилизации и знания в этой области были получены людьми случайно, в ходе их повседневной деятельности? Именно так объясняют нам этот феномен традиционные историки, но, при всем уважении к их знаниям в своей области, нельзя не отметить, что подобное утверждение мог сделать только человек не только совершенно не знакомый с металловедением, но даже элементарно не знающий химию.

И, скорее всего, так оно и было. Ведь, как уже упоминалось выше, "металлическая" трактовка градации исторических периодов принадлежит дилетанту Томасу, жившему в конце XVIII века и интересовавшемуся историей, в свое свободное время. Сама же томасовская градация уже говорит о его полнейшем незнании химии. С тех пор, его только все время переписывают и переписывают. Впрочем…

Наверное, каждый человек должен делать свое дело и обвинять историков в незнании химии, как-то, не вполне корректно, но, в таком случае, им и не стоит пользоваться в своей практике утверждениями, требующими этого знания, не так ли?

Согласно традиционной версии истории, первым литейным материалом стала бронза. Технология получения бронзы путем сплавления меди и олова была известна в Древнем Египте и Вавилоне уже в III тысячелетии до н.э. В древнешумерском заклинании огня есть такие слова: "Меди и олова плавитель есть ты…".

Египтяне обозначали медь и бронзу одним иероглифом, но в первом случае к нему добавляли значок, который переводится как "настоящая", а во втором - "искусственно приготовленная". В древнеегипетских папирусах и вавилонских глиняных табличках II и III тысячелетия до н.э. бронза упоминается как заурядный материал. Число обнаруженных археологами древних изделий из "чистой" меди и "чистого" олова по сравнению с числом бронзовых изделий, ничтожно мало, что совершенно не удивительно, учитывая тот факт, что практически ни один металл в "чистом" виде в породе не встречается, а "чистую" медь можно получить только путем электролиза!

В древности металлы считались священным даром богов и поэтому изделия из металлов повсеместно присутствовали в храмах. Так люди отдавали дань уважения свои небесным покровителям, научившим их обрабатывать металл и изготавливать из него множество полезных вещей.

Металлом декорировали статуи богов, стены храмов; отливали из металла небольшие фигурки богов и изготавливали ритуальные предметы.

Древние мастера в основном отливали оружие и орудия труда: копья, рыболовные крючки. Тем не менее, найденные при раскопках литые украшения свидетельствуют о том, что изготовившие их люди были не только умелыми ремесленниками, но и художниками.

По примечанию А.М. Петриченко, "ближе к художественным отливкам, как по оформлению, так и по приемам литья, были литые мечи". Вряд ли можно найти хоть один народ, который владел искусством литья и не изготавливал бы бронзовых мечей. Найденные в раскопках древние мечи, как правило, богато инкрустированы золотом, серебром. Их рукоятки украшены замысловатым узором, изображенными животных.

Литейщики Древней Индии уже в III тысячелетии до н.э. применяли стержни для изготовления пустотелых отливок. К этому времени относится и появление технологии литья по восковой выплавляемой модели, которая дала толчок развитию художественного литья.

 

 

В Индии поворотным моментом стало распространение буддизма. Еще в первом веке н.э. появились скульптурные изображения Будды в человеческом подобии. Другим популярнейшим божеством, для отливки статуй стал Шива. В его образе особенно полно отражены принципы индийской эстетики и национальные приемы художественного творчества. Начиная с Х века н.э. предпочтение отдавалось танцующему Шиве, который символизирует движение, круговращением мира.

В станах Древнего Востока высокого совершенства достигло литье скульптур.

Древнекитайские мастера в первую очередь освоили литье из чугуна примерно в VI веке до н.э. Добавляли в шихту фосфат железа, китайцы научились делать чрезвычайно тонкие отливки. Получалась "фосфитная эвтектика", температура плавления которой была примерно на +100˚С ниже, чем у бронзы. Самой большой чугунно художественной отливкой считается Лев в Цзянь - Чжоу (974 г. н. э). Его высота - около 6,1м, длина 5,5м.

Бронза в Древнем Китае появилась позднее, чем во многих других странах, - лишь во II тысячелетии до н.э. Наивысшего расцвета технология бронзового литья достигает в ХII - ХIХ века VIII века до н.э., о чем свидетельствуют великолепные бронзовые сосуды, применявшиеся в быту и при религиозных церемониях. Начиная с середины I тысячелетия искусство литья приходит в упадок. Литьем изготавливают только монеты.

Китайские литые скульптурные изображения Будды, датируемые I веком н.э., отличаются сложностью композиции, тщательностью обработки. Для китайского стиля характерно изготовление больших отливок животных, реальных и мифических, устанавливаемых на постаментах у входа во дворцы и храмы. Наиболее популярными были бронзовые фигуры львов и драконов.

На Африканском континенте народы, населявшие территорию современных Судана и Нигерии, искусно изготовляли из железа орудия труда, оружие и даже складные стулья. Африканские литейщики для литья гвоздей, бус и других предметов применяли специальные формы.

Мастера народа сао, жившего на берегах озера Чад в IV-ХII веках н.э., отливали из бронзы и меди статуэтки людей, кулоны в виде ящериц, уток, слонов, крокодилов, браслеты, подвески и т.д. при раскопках в Восточной Нигерии в погребении полутысячелетней давности были обнаружены художественные отливки из бронзы в виде черепа леопарда и рукоятки посоха, увенчанной фигурой всадника, маски людей, животных, различные украшения, бронзовые сосуды в форме раковин.

Скульптуры африканских мастеров изготавливались методом литья по выплавляемым моделям. Причем толщина стенок не превышала 2 - 3мм. Это свидетельство высокого мастерства литейщиков.

В ХIII веке до н.э. на Балканском и Апеннинском полуостровах Средиземноморья зарождаются новые очаги культуры, которым суждено сыграть огромную роль в истории Западной Европы. Древние эллины и этруски переняли лучшие достижения древнеегипетской, крито-микенской культур и культуры Междуречья. Расцвет Древней Эллады и Этрурии приходится на конец бронзового века и начало железного. Литейщикам не нужно было открывать способы обработки металлов, и все мастерство они направили на совершенствование технологии и декоративных приемов.

Древние мастера умело использовали технологию литья по восковым моделям. Например, при изготовлении мечей восковые модели применяли для нанесения рисунка или получения биметаллических отливок. Древнегреческие литые бронзовые украшения, оружие, светильники являют собой шедевры декоративно-прикладного искусства, но подлинной вершиной следует признать литые скульптуры из бронзы.

В Библии так же можно встретить описание способов обработки металлов: золота, серебра и меди, которые приводятся в подробных инструкциях по построению Ковчега Завета. Это соответствует III тысячелетию до н.э. и времени возникновения государств в Южной Месопотамии. Это соответствует времени, когда Моисей вывел народ Израиля из Египта, который находился в рабстве у египтян, в течение 430 лет, и написал Заветы и Законы Божьи.

Библия, книга " Исход":

Глава 25.

3. Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь,

4. и [шерсть] голубую, пурпуровую и червленую, и виссон, и козью,

5. и кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерева ситтим,

6. елей для светильника, ароматы для елея помазания и для благовонного курения,

7. камень оникс и камни вставные для ефода и для наперсника.

8. И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их;

9. все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте.

18. и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;

22. там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым.

6. яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь [должен] [быть] чеканный, цельный, из чистого золота.

37. И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его;

40. Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе.

Бог назначает для служения ему священников и делает им одежды, вернее говорит Моисею как их сделать.

Глава 31.

2. смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина;

3. и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством,

4. работать из золота, серебра и меди,

5. резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела;

6. и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе:

18. И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.

Однако, что ни говори, а наибольший интерес среди древнейших государств, как в отношении культурного наследия, в целом, так и в отношении навыков в области металлургии, разумеется, представляет древний Египет.

"Древнейшими металлами, известными египтянам, были свинец, медь, золото, а затем метеоритное железо. Свинец добывался на берегу Красного моря, близ Косейра, и около Ассуана. В доисторических погребениях было найдено много изделий из свинца. Особенно широкое распространение получила медь, которая добывалась на Синайском полуострове и в Восточной пустыне. Древние разработки меди, восходящие ко времени I династии, были обнаружены в юго-западной части Синайского полуострова, в Вади-Магхара и в Серабит-эль-Хадим. Здесь были найдены медная руда, кучи шлака, остатки горна, разбитые плавильники, формы для отливания слитков и лезвий, наконец, обломки гигеля для плавки меди. Золото добывали в Восточной пустыне и в Нубии. В погребениях первых династий были найдены изящные украшения из золота, свидетельствующие о развитии ювелирного мастерства. Железо вплоть до первого тысячелетия до н.э. крайне редко применялось в древнем Египте. Металлургия уже в эпоху архаики считалась важным ремеслом. Возможно, что при царском дворце находились металлургические мастерские, во главе которых стоял особый чиновник, титул которого "начальник литейщиков металла царского дворца" встречается на оттисках печати архаической эпохи. Однако металлургия развивалась в Египте чрезвычайно медленно. Египтяне пользовались наряду с более совершенными металлическими орудиями также и каменными. Изготовление крупных предметов из меди считалось настолько важным событием, что об этом сообщалось даже в государственной летописи наряду с упоминанием важнейших событий хозяйственной, политической и религиозной жизни страны. Так, в известной летописи Древнего Царства, сохранившейся на Палермском камне, наряду с фактами крупного политического значения под годами царствования фараона II династии Хасехемуи упоминается об "изготовлении (из) меди (царской статуи)"Высок Хасехемуи". (Авдиев В.И. "История Древнего Востока")

Продолжая тему искусства металлообработки древних египтян, А.В. Авдиев, в другой своей книге "Военная история древнего Египта", пишет: "Наибольшее значение среди всех ремесленных производств древнего Египта имела металлургия, возникновение и развитие которой произвело целый переворот, как в технике, так и в экономическом развитии страны. Металлургия служила для изготовления орудий труда и оружия. Орудия труда и оружие, сделанные из камня, медленно, но верно вытеснялись соответствующими металлическими предметами, что обусловило большой прогресс в области еще, в общем примитивной техники.

Наибольший сдвиг в этом отношении наметился в начале XVIII династии, когда бронза, появившаяся в предшествующий период, т.е. с эпохи Среднего царства, стала получать в Египте всеобщее распространение, постепенно вытесняя медь и медные изделия. Бронза обладала некоторыми преимуществами по сравнению с медью, она была прочнее и плавилась при более низкой температуре, что облегчало технический процесс ее изготовления и обработки. Медь добывалась в восточной пустыне, отделявшей долину Нила от Красного моря, и главным образом на Синайском полуострове.

Рудники, расположенные в Вади-Магхара и Сарбут-эль-Хадим, отчасти эксплуатировались еще в период Нового царства, но уже были в достаточной степени истощены. При Тутмосе III эксплуатация медных рудников близ Сарбут-эль-Хадим все еще сохраняла некоторое значение, так как в царствование этого фараона был перестроен и расширен храм, построенный здесь ранее, очевидно, при Аменемхете III.

Впоследствии медь пришлось привозить с Кипра, где находились большие месторождения меди, и где в этот период процветала добыча медной руды. На доставку меди в Египет с Кипра указывают некоторые письма, сохранившиеся в Амарнском архиве. Впрочем, большое количество меди должно было доставляться в Египет в результате больших завоевательных войн, которые вели фараоны XVIII династии. Медь попадала в Египет в качестве военной добычи, дани или товара.

В надписи царского зодчего Инени описываются и перечисляются различные металлы, которые применялись при постройке храма, причем выделяется "азиатская медь": "... Его двери были сделаны из меди, выделанной в виде одного куска: отдельные его части были сделаны из электрума. Я наблюдал за тем, что сооружал его величество... бронза, азиатская медь, нагрудные украшения, сосуды, ожерелья".

До сих пор еще не изучен вопрос о происхождении того олова, которое применяли египтяне для изготовления бронзы. Флиндерс Петри предполагал, что египтяне получали олово из Центральной Европы, из Саксонии или Богемии, где один округ носил название "Оловянный Лес".

Все же в эпоху XVIII династии египтяне пользовались оловом для изготовления не только бронзы, но даже отдельных предметов. Так, например, были найдены маленькое колечко и сосуд, сделанные из олова, относящиеся ко времени XVIII династии.

В период XVIII династии были усовершенствованы старые, давно установившиеся способы металлургической техники, среди которых были наиболее распространены ковка и литье, хорошо изображенные на стенах гробниц Мен-хепер-Ра-снеба, Ипу-им-Ра и Рехмира. Металл ковали при помощи плоского гладкого камня, который трудно назвать молотом, ибо он не имеет ручки и по своей форме ничем не напоминает даже примитивнейший молот.

Как отдельные куски металла, так и металлические изделия, например сосуды, ковались на низких плоских наковальнях. Судя по сохранившимся изображениям, мастер принужден был разогревать во время ковки плитки металла или металлические предметы на огне костра, который раздувал воздуходувной трубкой с огнеупорными наконечниками. Иногда проковку и разогревание производил один человек, иногда в этой работе участвовали двое. На одной фреске из гробницы Рехмира видно, как мастер сидит на низеньком трехногом стульчике перед маленькой печью, на огне которой он разогревает кусок металла. Этот кусок он держит одной рукой при помощи щипцов, а другой рукой он держит у рта трубку для раздувания огня. Около него стоят две низкие плоские наковальни с камнями, которыми пользовались в качестве орудия для ковки. На стенах той же гробницы изображено изготовление металлического (возможно, серебряного) сосуда, закрепленного на косо поставленном основании. Очевидно, этот сосуд надо было все время разогревать на огне костра. Около мастера, проковывающего стенки этого сосуда простым камнем, изображены костер и главные инструменты: щипцы и воздуходувная трубка.

Особенно ясно показана на рисунках и рельефах времени XVIII династии техника литья металла, значительно усовершенствованная в этот период. Плавили металл в маленьких тиглях, которые поддерживали при помощи эластичных огнеупорных тростей над огнем низкого костра. Огонь раздували особыми мехами, которые двое людей приводили в движение ногами, как это мы видим на рисунках в гробнице Мен-хепер-Ра-снеба и Рехмира.

При раздувании мехов надо было делать строго ритмичные движения. Нажимая одной ногой на один мех, надо было приподнимать другую ногу над другим мехом и в то же время широко раскрывать его особой веревкой. Эта своеобразная система ножных мехов для раздувания огня костра появилась только в эпоху Нового царства в виде своеобразного усовершенствования примитивной литейной техники. На этих же рисунках вслед за плавкой изображено литье. Из того же самого тигля, содержащего теперь уже расплавленный металл, мастера, поддерживая тигель теми же самыми огнеупорными тростями, льют расплавленный металл в формы через ряд небольших воронок.

Здесь же показана готовая продукция - две створки отлитых металлических дверей. Несколько правее на рисунке из гробницы Рехмира представлены трое людей, которые под наблюдением надсмотрщика несут на плечах слитки металла, предназначенные для плавки. Человек, идущий впереди, несет большой кусок металла, за ним следуют двое, которые несут на плечах корзины с грудой более мелких слитков, по-видимому, другого металла.

Поэтому можно предполагать, что здесь перед нами изготовление сплава из двух различных металлов: более ценного и более дешевого. В помещенной тут же надписи поясняется: "Доставка слитков меди, привезенной его величеством после победы над страной Речену для изготовления створок дверей храма Амона в Фивах". Очевидно, что и в данном случае пользовались "азиатской медью", которая была получена в виде военной добычи или дани и считалась медью лучшего качества.

На рисунках XVIII династии мы видим также и полировку металлических предметов. Для этой цели металлический предмет, в данном случае готовый сосуд, закреплялся на косо поставленной палке и полировался при помощи плоских каменных инструментов неясной формы. На различных изображениях этого времени можно наблюдать одинаковые моменты металлургической техники, указывающие на стойкость и неизменность технических навыков в этой отрасли производства. Чисто художественное значение имела гравировка орнамента, рисунков и надписей на поверхности сосудов при помощи резца, по которому ударяли плоским камнем.

На появление в Египте в эту эпоху иноземных художественных изделий или же на факт изготовления металлических изделий, рассчитанных на иностранный средиземноморский рынок, указывает один интересный рисунок в гробнице Ипу-им-Ра: в металлургической мастерской человек, сидящий на корточках, тщательно гравирует поверхность большого сосуда, крышка которого украшена головой быка - символическим и художественным изображением, столь типичным для произведения искусства эгейского круга.

Сохранившиеся в большом количестве бронзовые статуэтки свидетельствуют о широком применении особого способа литья, при котором сперва приготавливали модель данного предмета из песка и золы. Затем эту модель покрывали воском, на который в случае необходимости наносили орнаменты, рисунки или надписи. После этого модель густо облепляли глиной, оставляя в ней лишь небольшое отверстие. Когда глина застывала, через отверстие вливали металл. Растопленный воск пропитывал собой модель, в то время как металл покрывал ее тонким слоем, точно воспроизводя ее форму и гравировку на воске.

Таким образом выливался необходимый предмет, причем модель оставалась внутри него, скрытая как бы внутри металлического футляра. Интересно отметить, что такой оригинальный способ литья по растопленному воску применялся и древними урартами в I тысячелетии до н.э.

Из меди и бронзы в древнем Египте выделывали самые различные вещи: орудия и инструменты (топоры, пилы, мотыги, ножи, молотки); оружие (мечи, кинжалы, боевые топорики-секиры, наконечники копий и стрел); сосуды бытовые и ритуальные; статуэтки богов, царей, священных зверей и множество других художественных и ремесленных, бытовых и ритуальных предметов.

Значительного развития достигла техника изготовления различных металлических сплавов, как на то указывает особый термин: "бронза, состоящая из шести частей". Весьма возможно, что это был сложный металлический сплав, напоминающий по цвету золото или латунь.

К бронзовым сплавам добавлялся иногда и свинец, который мог в древности добываться в областях, непосредственно прилегающих к долине Нила.

Так, месторождения свинца имеются в Джебель-Росас, неподалеку от побережья Красного моря к югу от Косейра, в Ранга, на побережье Красного моря. Древние разработки свинца были обнаружены в Джебель-Барам, в 40 км к востоку от Ассуана.

Добыча свинца не должна была представлять технических трудностей для древних египтян, так как точка плавления свинца не превышает +327° С, в то время как температура плавления золота равняется 1063°С, а меди - еще выше и достигает +1083°С.

До сих пор еще не выяснен вопрос, пользовались ли египтяне в эпоху XVIII династии местным свинцом или доставляли также некоторое количество свинца из соседних стран. Наличие месторождений свинца в Восточной Африке давало им возможность использовать местную руду, однако ни надписи, ни археологические данные не позволяют утверждать это категорически. С другой стороны, на одном барельефе, который может быть отнесен ко времени первой половины XVIII династии, изображены люди, несущие плитки металла. Судя по надписи, здесь изображены азиаты, доставляющие в Египет слитки свинца. Это подтверждается далее и тем, что в "Анналах Тутмоса III" в списке даров, которые фараон жертвует храмам после победоносного возвращения из Азии, значится наряду с другими металлами также и свинец. Из свинцового блеска, иногда в соединении с сурьмой, делали особый состав для подкрашивания бровей, ресниц и век, получивший в древнем Египте широкое распространение.

Обработка драгоценных металлов достигла в Египте в период XVIII династии значительного развития. Флиндерс Петри, специально изучавший художественные прикладные ремесла в древнем Египте, считает, что золотые украшения царицы Яххотеп уступают по качеству художественной обработки золота ювелирным изделиям предшествующего времени. Однако из этого единичного факта, требующего проверки и доказательства, нельзя делать каких-либо обобщающих выводов. С другой стороны, со времени XVIII династии золото стало поступать в Египет из нубийских рудников, а также в качестве военной добычи и дани в большем количестве, чем раньше. Обогащение правящего класса рабовладельческой аристократии вызвало к жизни высоко развитое ювелирное производство.

Роскошные и тончайшие художественные изделия из золота и серебра, найденные в гробнице Тутанхамона, указывают на высокое техническое совершенство ювелирного мастерства в период XVIII династии. Конечно, этот высокий уровень и технике обработки золота и серебра не мог быть достигнут сразу. Были сохранены и использованы технические навыки и опыт всего предшествующего периода. Но в то же время и в этом производстве можно обнаружить некоторый прогресс, обусловленный общим подъемом рабовладельческого хозяйства.

Золото добывали в восточной пустыне и Нубии. Некоторые единичные разработки золота были обнаружены к северу от дороги Кена - Косейр, но большинство золотых рудников находилось в Нубии. Очевидно, для разработки золотых рудников пользовались самой дешевой рабочей силой, главным образом рабами. Классическое описание тяжелой эксплуатации труда при добывании золота в нубийских рудниках сохранилось у Диодора.

Весьма возможно, что эти условия труда сохранились со времен глубокой древности. Чрезвычайно характерно, что в начале XX в. были восстановлены золотые рудники в Египте, причем в течение 19 лет (1902-1920) было добыто 83 тыс. унций золота на сумму свыше 350 тыс. ф. ст. Однако добыча золота здесь была прекращена, так как было признано, что она экономически невыгодна ввиду трудности и дороговизны работы. Таким образом, только в условиях рабовладельческого хозяйства и тяжелой эксплуатации труда рабов при низком уровне производительных сил можно было использовать эти золотые рудники.

Египетские ювелиры пользовались целым рядом сортов и сплавов золота, как видно из египетских текстов и современных анализов египетских золотых изделий. В текстах мы встречаем "золото из коптосской пустыни", "нубийское золото", "азиатское золото", "белое золото", "хорошее золото", "золото второго сорта", "золото третьего сорта".

Древнеегипетское золото по внешнему виду отличается разнообразием. Встречается золото блестящее и матовое, желтое, зеленоватое, красноватое различных оттенков, красновато-коричневатое, светло-кирпичного оттенка, кроваво-красного отлива, пурпурового и розового тона, наконец, сероватое. Блестящее желтое золото совершенно чисто по своему составу. Матово-желтое золото содержит незначительное количество серебра, немного меди и следы железа, приближаясь по составу к естественному сплаву золота с серебром, который часто применялся египтянами в ювелирном деле и впоследствии получил у греков название ελέκτρον, а у римлян - electrum.

Наряду с этим естественным сплавом египтяне умели изготовлять и искусственный сплав электрума. Красновато-коричневатое золото содержит следы меди, железа и серебра. Розовая окраска золота появилась в результате особого раскаливания золота в растворе железных солей. Современные анализы золота и электрума дали очень интересные результаты, в частности показали, что в искусственном электруме доля золота с течением времени все более уменьшалась.

В эпоху XVIII династии появились и совершенно новые способы обработки золота, например плетение тонких золотых нитей для изготовления высокохудожественных цепочек, что свидетельствует о дальнейшем совершенствовании ювелирного дела.

Вплоть до эпохи Нового царства серебром в Египте пользовались крайне редко. Серебро в это время очень дорого ценилось. Известно, что в период Древнего царства серебро ценилось вдвое дороже золота. В Египте не имеется месторождений серебра. Можно предполагать, что египтяне в древности называли особый вид золота с большим содержанием серебра "белым золотом", а потом стали обозначать этим словом настоящее серебро, привозившееся ими из соседних стран, в частности из Малой Азии, главным образом начиная со времени XVIII династии. Благодаря доставке в Египет большого количества импортного серебра стоимость серебра в период XVIII династии резко снизилась. Так, при Аменхотепе I стоимость серебра относилась к стоимости золота как 1 2/3:

Техника изготовления драгоценных серебряных сосудов хорошо показана на одном рисунке в гробнице Рехмира. Очевидно, в больших мастерских при храме Амона в Фивах находились не только литейные "цехи", но и специальные ювелирные мастерские. Мы видим здесь ковку, чеканку и гравировку серебряных сосудов. Тут же показано взвешивание на больших весах золотых и серебряных слитков в форме массивных колец, причем писец записывает результаты взвешивания. Надпись поясняет, что здесь изображено изготовление различных сосудов "из золота и серебра" различными способами. По-видимому, эта роскошная утварь выделывалась специально для храма Амона. Такими ювелирными изделиями пользовались при царском дворе. Ими могли пользоваться и высшие представители рабовладельческой аристократии. Доставка большого количества серебра из соседних стран, главным образом из Передней Азии, способствовала развитию ювелирного искусства".

Отдавая должное, бесспорно, интересным сведениям, приводимым Авдиевым, в его работах, все же, следует отметить некоторые весьма значимые моменты.

Во-первых, автор придерживается традиционного взгляда на исторический процесс, с его поступательным развитием человеческого общества, поэтому факты, взятые из древнейших источников, выстроены им, согласно именно этой концепции.

Во-вторых, в книгах Авдиева совершенно отсутствует любое упоминание об артефактах, совершенно не вписывающихся в традиционную научную концепцию. (Об этом уже подробно говорилось ранее) Причину этого обозначить довольно трудно: возможно, Авдиеву попросту было неизвестно об их существовании, а, возможно, он намеренно упустил их описание, дабы не отходить от общепринятой точки зрения на развитие общества и, в частности, металлургии.

В-третьих, в своих работах Авдиев неоднократно ссылается на древнеегипетские изображения костра, делая из этого вывод, что в процессе металлообработки, египтяне использовали именно такой метод. Но это совершенно невозможно, так как температура открытого пламени всего около +700˚С и оно попросту не может достичь необходимой для выплавки металлов температуры. Кроме того, для того, чтобы полученное металлическое изделие могло отвечать предъявляемым к нему требования в дальнейшем использовании, металл должен быть достаточно для этого качественный. А этого, в большинстве случаев, можно добиться лишь в результате безкислородной переплавки. Так что дело тут не только и не столько в необходимости обеспечения достаточно высокой температуры, а (и даже в большей степени!) в самой технологии производственного процесса!

То есть, выводам Авдиева противоречат не только другие исследователи и качество дошедших до нас древнеегипетских изделий из металлов, но и сами физические законы и свойства материала. Кроме того, достаточно один раз взглянуть на древнеегипетские барельефы, как сразу же становится совершенно очевидно, что они выполнены в очень своеобразной манере, которой свойственно схематическое изображение предметов, людей и действий. Так что, в данном случае, изображение пламени вовсе не несет в себе некие черты реализма, напрямую свидетельствующие, что египтяне плавили металлы на костре, а лишь указывает нам на то, что данная операция проводилась посредством сильного нагревания.

По меньшей мере, в 2000 - 1500 гг. до н.э. В Древнем Египте раз


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.