Понятие малого предпринимательства. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Понятие малого предпринимательства.

2019-08-03 133
Понятие малого предпринимательства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), определяемые сущность этого понятия.

Западные экономисты определяют предпринимательство, как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем[1].

Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Итак, в Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся предприятия со следующими показателями:

Количество занятых работников до 50 человек;

Годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

Сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ;

При определении мер поддержки субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Предложенными Комиссией ЕС критериями отнесения фирм к малым предприятиям являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 чел., размер собственных основных средств должен быть менее 75 млн. ЭКЮ при условии, что доля более крупной компании в уставном капитале компании не превышает одну треть.

Как отмечалось выше, в отдельных развитых странах количественный размер показателей отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства может отличаться от общепринятого в ЕС:

Таблица 1.

Страна Численность работающих Годовой оборот
Великобритания 24-99 (до 200 чел. в промышленности) 400 тыс. фунтов
Франция не свыше 200 (до 500 в промышленности) ниже 200 млн. франков
ФРГ не более 500 (до 49 официально) не свыше 500 млн. ЭКЮ (менее 1 млн. марок официально)
Швеция до 200 чел.  
Япония до 100 (не свыше 300 в промышленности) до 30 млн. иен (до 100 млн. в промышленности)
США не свыше 500 чел. не свыше 5 млн. долларов

Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников, сохранился и в российском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»[2] от 14 июня 1995 года №88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

В промышленности – 100 чел.;

В строительстве – 100 чел.;

На транспорте – 100 чел.;

В сельском хозяйстве – 60 чел.;

В научно-технической сфере – 60 чел.;

В оптовой торговле – 50 чел.;

В розничной торговле и

бытовом обслуживании населения – 30 чел.;

В остальных отраслях и

при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.

В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия являются неотъемлемой частью эффективной экономики. Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция мелких фирм – поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений.

Поскольку любая экономическая система не идеальна и на практике приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией, крупные компании стремятся монополизировать свою деятельность, установить контроль над рынком. В этих условиях существование небольших предприятий ставится под угрозу. Обоснованность деятельности малого бизнеса и его выживаемость в условиях рынка обуславливается следующим. Крупным корпорациям часто бывает невыгодно разорять малые предприятия, так как они зачастую не представляют прямой опасности для их функционирования. Нередко поглощение мелкой фирмы оказывается менее выгодным, чем деловое сотрудничество или даже помощь, так как малые предприятия в ряде случаев являются поставщиками более крупных организаций. Помимо этого существует различие в сферах деятельности мелких и крупных фирм. Например, малые предприятия предпочтительнее в сфере инновационных технологий, освоения принципиально новых товаров и услуг, то есть в случаях, когда направление деятельности сопровождается серьезным риском. Немногие крупные корпорации готовы рисковать вложениями в не проверенные товары или услуги. Абсолютное господство имеют малые предприятия в тех ситуациях, в которых отсутствует необходимость в массовом производстве. Разделение труда между крупными и мелкими хозяйствующими субъектами позволяет повысить совокупную рентабельность производства и тех, и других. Кооперирование малого бизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, большие корпорации освобождают себя от ряда затратных функций, так как получают необходимые элементы от малых предприятий. Еще один очень важный фактор – поддержка малого бизнеса со стороны государства. Из-за полезности и важности малых предприятий в экономической системе страны, государство, как правило, оказывает всестороннюю поддержку малому бизнесу, стимулируя его развитие.

Из приведенной выше характеристики можно сделать вывод о том, что малые предприятия обладают значительными конкурентными преимуществами и способны к более эффективной деятельности, чем крупные предприятия в некоторых сферах деятельности.

Что может дать эффективно функционирующий малый бизнес экономике страны?

Малый бизнес может дать экономике:

необходимую насыщенность и мобильность рынка;

тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;

ускорение процесса внедрения новых технологий;

среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;

глубокую специализацию и кооперацию;

среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП.

Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.

Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики.

Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для нашей высокомонополизированной экономики.

В современной учебной и научной литературе проблема предпринимательства рассматривается в узких рамках. Обычно учебники по предпринимательству посвящены деятельности индивидуальных предпринимателей и предпринимателей, действующих в частном секторе. Однако принципы предпринимательства могут и должны использоваться и в государственном (общественном) секторе экономики.

Схематично это показано на рис.1.

Рис.1. Две основные формы предпринимательства.

Предпринимательство

     
 


 Частное Государственное

         
 


Общие предпринимательские принципы

Конечно, можно говорить о коллективном, семейном и ином предпринимательстве, но все это производные от двух указанных форм.

Однако наиболее важна другая классификация – в зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство.

В ходе целого ряда развернутых социологических исследований раскрываются особенности и специфические черты российского малого предпринимательства.

В ходе анализа предпринимательского потенциала рассмотрена трансформация отношения населения к предпринимательству. Само слово «предпринимательство» еще 15 лет назад воспринималось в обществе как почти ругательное. Но массовость малого бизнеса переломила негативное отношение к нему. Предпринимательская деятельность стала нормой российского общества. Среда функционирования российского малого бизнеса и соответственно трудовые отношения на малых предприятиях характеризуются высокой степенью неформальности. Наем работников в сфере малого бизнеса чаще всего происходит по дружеским рекомендациям, а еще лучше, по старому знакомству. Тем самым хозяин пытается оградить себя от происков криминала и конкурентов. Но, как показывает практика, этот метод найма, во-первых, ограничивает возможности поиска нужного специалиста и, во-вторых, вовсе не спасает от всевозможных нежелательных инцидентов. Не гарантирует он и сколь - либо надежной защиты социальных интересов наемных работников сферы малого бизнеса. Что касается последнего, особо отметим: предлагая работникам существенно более низкую (чем на крупных предприятиях) «планку» социальных гарантий (в первую очередь в области продолжительности рабочего времени), хозяева мелких предприятий в отличие от руководства крупных соблюдают эти гарантии. То есть традиционная роль сферы малого бизнеса по созданию новых рабочих мест, противодействию безработице подкрепляется еще и достижением определенной социальной стабильности. Трудно переоценить эти качества малого бизнеса для национального хозяйства России.

Проведенные исследования выявили и тот факт, что российское малое предпринимательство обретает все больше черт, характерных для цивилизованной рыночной системы хозяйствования. Так, в отличие от ранних лет российской системной трансформации в настоящее время личное знакомство с партнером не является предпосылкой ведения бизнеса. Напротив, личное знакомство возникает лишь в ходе возобновляющихся, длительное время повторяющихся успешных трансакций.

Но все же не стоит проводить прямые параллели между представителями малого бизнеса России и высокоразвитых стран Запада. По уровню своего развития российский малый бизнес еще очень далек от своих западных аналогов. Пока он не может рассматриваться даже как основной «генератор» среднего класса. Российские «средние» - это скорее наемные высокопрофессиональные работники, а не действительные или потенциальные предприниматели. Они стараются пребывать вне сферы собственной ответственности за результаты бизнеса и даже за свое собственное благополучие. Проведенные опросы показывают, что большинство представителей российского среднего класса продолжают считать, что государство обязано предоставлять им широкие социальные гарантии, а работодатели (а не собственный бизнес) обеспечивать их материальное благосостояние.

Было проведено социологическое исследование, включающее оценки экспертов (57 чел) и репрезентативный опрос бизнесменов (475 чел).

Целью исследования было выявление масштабов и глубины регулирующего воздействия государственных органов власти на деятельность предпринимательских структур и оценка всей совокупности проблем, с которыми сталкиваются бизнесмены.

Анализ показал, что предприниматели преимущественно отрицательно оценивают экономическую ситуацию в городах и районах края с точки зрения влияния ее на бизнес. (Рисунок 2.).

Рис.2. Оценка предпринимателями экономической ситуации в городах и районах с точки зрения ее влияния на бизнес, % к числу опрошенных.

1 – торговля; 2 – бытовые услуги; 3 – автомобильный транспорт; 4 – строительство; 5 – промышленность; 6 – средний показатель.

Ряд 1 – благоприятная для развития производства;

Ряд 2 – не стимулирует никаких изменений;

Ряд 3 – тормозит развитию бизнеса;

Ряд 4 – затрудняюсь ответить.

Экономическая ситуация, на взгляд большинства, не стимулирует никаких изменений и даже тормозит развитие бизнеса. Бизнесмены из сфер строительства и промышленности в своих суждениях по данному вопросу более оптимистичны.

Предприниматели преимущественно негативно оценили влияние федеральных, краевых и муниципальных органов власти на развитие бизнеса (рис.1.5).

Особенно это касается федерального уровня: 61,4% респондентов дали отрицательные оценки. В адрес краевой и муниципальной власти негативных отзывов поступило 44,0% и 48,0%, соответственно. В отдельных районах края негативные оценки воздействия муниципальных органов власти на развитие предпринимательства доходили до значения 83,3%.(рисунок 3.)

Рис.3. Оценка предпринимателями стимулирующего воздействия различных уровней власти на развитие бизнеса, % к числу опрошенных.

1 – нет; 2 – скорее нет; 3 – да; 4 – скорее да; 5 – неопределенность.

Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие российской экономики, процессы ее стабилизации. Исключительно важна ее социальная роль. При возрастающей напряженности на рынке труда эта сфера располагает большими возможностями для создания новых рабочих мест. Из-за этого формируется средний класс, который становится важнейшим условием укрепления социальной стабильности в России.

Экономики России и ФРГ тесно взаимосвязаны. Германия в течение длительного времени является ценным инвестором и торговым партнером N 1 для России. В свою очередь, наша страна занимает в торговом обороте ФРГ 13-е место. На территории РФ в 2007 г работают 4500 немецких предприятий, из них 4200 представляют средний бизнес. Проблемы и возможности этого сектора экономики обсуждали участники конференции "Россия - Германия. Средний бизнес: новые перспективы торгового и экономического сотрудничества".

Организаторами мероприятия выступили Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", Восточный комитет немецкой экономики (Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft, OADW) и Союз немецкой экономики в РФ. В работе конференции приняли участие более 650 человек: представители государственной власти РФ и ФРГ, эксперты международных финансово-экономических и общественных организаций, руководители предприятий.

Такой интерес к мероприятию неудивителен: для развития отечественной экономики чрезвычайно важно, чтобы доля малых и средних предприятий приблизилась к мировым стандартам (до 90% от количества всех зарегистрированных фирм и до 30% в общем обороте конкурентоспособной продукции). В российско-германских связях значительное внимание уделяется именно поддержке малых и средних предприятий, поскольку с ростом именно этого сектора специалисты связывают динамичное развитие внешней торговли и приток инвестиций в нашу страну.

В последние годы российское законодательство, регулирующее внутренние инвестиции и процессы их стимулирования, претерпело очень существенные изменения. "Россия находится на новой стадии экономического развития. Период создания предпосылок для макроэкономической стабильности уже пройден, и в настоящее время главной задачей мы считаем политику развития и диверсификации экономики", - определил позицию Министерства экономического развития и торговли Герман Греф. По данным МЭРТ, в первом полугодии 2006 года количество малых и средних предприятий увеличилось на 50 000 (или 5%), за счет чего образовалось 400 000 новых рабочих мест. В настоящее время в качестве малых предприятий зарегистрировано 1 029 000 юридических лиц, а число индивидуальных предпринимателей достигло 2 600 000. На малых и средних предприятиях занято свыше 25 процентов от всех работающих. "Обеспечить такую занятость и дать такие темпы прироста может только малый бизнес", - заметил г-н Греф.

В 2007 году планируется принять специальный закон о развитии малого и среднего бизнеса, который позволит приблизить российское законодательство к европейскому. В документе будут определены критерии малого бизнеса (численность не более 15 человек), малых (от 16 до 100 человек) и средних (от 101 до 250 человек) предприятий. Вопрос об отмене обязательного использования контрольно-кассовых машин при применении ЕНВД также будет окончательно решен в следующем году.

Успешная реализация этих и других программ, по оценкам МЭРТ, позволит выйти на прирост малого бизнеса до 10 процентов в год, то есть до 70 000 новых предприятий.

Сотрудничество германских малых предприятий с их российскими коллегами является показателем стабильности во взаимоотношениях двух стран. Это заявил Хартмут Шауерте, член Бундестага, парламентский статс-секретарь при Федеральном министерстве экономики и технологий ФРГ, уполномоченный по делам среднего и малого бизнеса Федерального Правительства ФРГ. Он обратил внимание на роль немецких инвестиций в российской экономике, уточнив, что инвесторами со стороны Германии выступают не только крупные предприятия, но и средний бизнес.

Характеризуя условия, которые необходимо создать в России для эффективного развития малого бизнеса, г-н Шауерте указал, прежде всего, на благоприятное законодательство, максимальное снижение административных барьеров и коррупции. "Коррупция нарушает основы существования бизнеса, - подчеркнул он. - Это явление существует и за границей, но его российские масштабы сильно превышают западные показатели".

В России необходимо создать технические регламенты, учтя при этом опыт зарубежных стран, обеспечить малый бизнес необходимой инфраструктурой, решить вопросы защиты собственности и подготовки кадров. Кроме того, г-н Шауерте уверен, что, при сегодняшних тенденциях в мировой экономике, важно развивать инновационный бизнес. Только в этом случае можно рассчитывать на повышение конкурентоспособности страны на международном рынке.

Да, финансовые потоки необходимы отечественному бизнесу, и они приходят. На 1 октября 2006 года германские фирмы инвестировали в Россию 10,3 миллиарда долларов, из них прямых инвестиций - свыше 3 миллиардов. Андрей Шаронов, статс-секретарь, заместитель министра экономического развития и торговли, привел пример крупнейшего не сырьевого проекта: Metro Cash & Carry и Ikea. Это шведская компания, но инвестиции делает ее немецкое подразделение. Цифры впечатляют: за девять месяцев этого года германские фирмы в совокупности инвестировали в экономику России около 2 миллиардов долларов, а эти две компании вложили в объекты оптовой и розничной торговли 1,1 миллиарда долларов.

В ходе своего выступления г-н Шаронов затронул тему создания в России условий для повышения инвестиционной активности. В частности, для этих целей принимаются меры в области улучшения судебной системы. "Возможность найти судебную защиту от недружественных поглощений, недобросовестной конкуренции, злоупотреблений чиновников - ключевой фактор качества инвестиционного климата", - считает он.

Г-н Шаронов в своем выступлении упомянул еще одну очень важную тему - поддержку малых организаций на нашем рынке. К сожалению, в России существует разрыв между предложениями банков и спросом со стороны малых предприятий. До сих пор кредиты, которые выдают российские банки, в основном краткосрочные, а ставки по ним высоки. Единичные запросы от фирм достаточно малы, чтобы стать привлекательными для банков, но в общей сумме они огромны. Банки игнорируют малые предприятия, так как объем кредитования каждого из них незначителен, а издержки и риски достаточно велики. МЭРТ удалось реализовать несколько программ поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий. Речь идет о субсидировании участия в выставках малых предприятий со своей продукцией и сертификации продукции по международным стандартам, что является обязательным условием выхода на внешние рынки.

Германская экономика приветствует растущий интерес российских фирм к немецкому рынку. Когда речь идет о стратегическом партнерстве, подразумевается, что торговля и инвестиции должны развиваться в обоих направлениях. При этом понятно, что предприятия должны уважать правила игры в стране-партнере. Это касается работы немецких фирм в нашей стране точно так же, как и деятельности российских организаций в Германии.

К сожалению, Россия еще далека от того, чтобы быть раем для инвесторов. Сдерживающим фактором для зарубежных компаний продолжает оставаться отсутствие защищенности осуществляемых в стране инвестиций. Как показало исследование, проведенное OADW в ноябре 2005 года, немецкие предприниматели считают, что необходимо, прежде всего, сократить бюрократию, упростить таможенные процедуры и повысить прозрачность принятия административных решений. А опрос, проведенный в октябре 2006 года среди действующих в России немецких компаний, показал, что девять из десяти опрошенных предприятий ожидают улучшения делового климата в РФ. В следующем году германские фирмы планируют инвестировать в нашу страну около 1,9 миллиарда евро. Крупнейшие инвестиции будут осуществлены в сфере энергетики, торговли и автомобильной промышленности.

Далее рассмотрим базовые положения действующего гражданского законодательства.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.