Актуальность теоретического изучения сепаратизма — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Актуальность теоретического изучения сепаратизма

2019-08-03 188
Актуальность теоретического изучения сепаратизма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Философия»

 

Доклад на тему:

 

«СЕПАРАТИЗМ В УКРАИНЕ»

 

Выполнила:

студентка ФТТиС

4 курса 1 группы

Герасимчук Ирина

 

Одесса – 2009


Содержание

 

План доклада

Вступление

1. Феномен сепаратизма

2. Актуальность теоретического изучения сепаратизма

3. Факторы, способствующие развитию сепаратизма в мире и в Украине

4. Унитаризм Украины

5. Последствия возможной федерализации Украины

· Положительные

· Отрицательные

6. Крымская проблема на Украине: карлик, способный взорвать все

Выводы

Литература


План доклада

 

Вступление;

1. Центростремительная и центробежная тенденции;

2. Актуальность теоретического изучения проблемы сепаратизма:

· Большое распространение; охват больших территорий;

· Крайние формы протеста;

· «Другой пример заразителен»;

· Отсутствие политико–правовых механизмов разрешения такой проблемы;

3. Факторы, способствующие развитию сепаратизма в мире:

· Неравномерное распределение общественного продукта в пользу одного региона;

· Льготы одним и запрет другим при формировании органов власти;

· Дискриминация при приёме на работу;

· Насаждение культуры, обычаев, языка одного народа над другим;

Совокупность региональных проблем становится фактором, стимулирующим недовольство различных слоёв населения политикой Центра. Вследствие этого возникает стремление региона к политическому обособлению или повышению своего правового статуса. Таким образом, в более или менее острой форме проблема сохранения территориальной целостности может появиться в любом государстве, особенно в период политической нестабильности и слабости центральной власти, что ярко видно на примере нашего государства.

4. Ситуация в Украине:

· Неравномерное распределение общественного продукта в пользу одного региона (промышленный юго-восток и дотационный северо-запад)

· Насаждение культуры, обычаев, языка одного народа над другим (1 язык, лжегерои, церковь Московского Патриархата и Украинского);

· Историческая близость восточных регионов к России, а западных к Польше, Словении и Венгрии);

· Славяне одного вероисповедания – христиане;

5. Унитаризм, Конституция Украины;

6. Негативные для Украины последствия федерализации;

7. Положительный момент сепаратизма;

8. Крымская проблема;

9. Выводы


Вступление

Наша эпоха — это эпоха глобализации всех сторон общественной жизни, усиления взаимодействия и взаимного сотрудничества разных народов, государств, цивилизаций и культур. Но вместе с тем нельзя не отметить, что во все времена народы обменивались материальными и духовными ценностями. Причем по мере развития человечества этот обмен все больше и больше усиливался. Национальные отрасли экономики превращались в интернациональные, усиливались торгово-экономические, культурные, социальные и политические связи.

Но, несмотря на углубление интеграционных процессов, сохранялись национальные государства, национальные экономики, национальные культурные ценности. Всякий обмен происходил по взаимному соглашению национальных правительств. Каждое государство стремилось к защите своего национального суверенитета и независимости. Вмешательство во внутренние дела другого государства резко осуждалось, и международные организации принимали самые решительные меры против такого рода вмешательства.


Феномен сепаратизма

Процесс современного общественного развития определяется двумя диалектически противоположными тенденциями: центростремительными, выражающимися в общемировой интеграции, и центробежными. Последние проявляются в региональной локализации, одна из форм которой - феномен сепаратизма заключается в стремлении регионов в составе государств к обособлению, приобретению большей политической самостоятельности, суверенитета. Сепаратизм, в определенной мере, является проявлением защитной реакции на процессы, не устраивающие ту или иную часть общества в переломные моменты его развития.

 Политическая практика красноречиво свидетельствует о том, что сепаратизм все чаще становится причиной вооруженных конфликтов. Это превращает его в одну из наиболее острых проблем современности, требующей грамотного подхода и последовательных шагов в решении.

 

Унитаризм Украины

Независимая Украина - унитарное государство. В ее состав входят 24 области и два города республиканского подчинения - Киев и Севастополь. Кроме этих административно-территориальных единиц в составе Украины находится Автономная республика Крым.

В процессе разработки и принятия Конституции развернулись дискуссии относительно возможных изменений формы государственного и территориального устройства Украины. Сохранить на Украине унитарное государство или избрать путь, ведущий к федерализации, - проблема, острота которой после принятия Конституции спала, но которая продолжает оставаться актуальной.

Точка в этой дискуссии, хотя бы на время, поставлена в ст. 2 Конституции, в которой говорится, что "Украина является унитарным государством".(3) Государственная аргументация исходит из необходимости решения специфических для государства задач. Одна из них - консолидация украинского народа, поскольку достижение национального и политического единства сегодня является одной из наиболее острых проблем украинского государства. Унитаризм в условиях Украины - это и гарантия обеспечения территорильной целостности, нерушимости государственных границ. Важное значение такое государственное устройство будет иметь и для обеспечения территориального верховенства государства. Унитарное устройство позволит осуществить мероприятия по укреплению центральной власти, которая продолжает оставаться слабой. Унитаризм воспринимается и как средство противодействия тенденциям сепаратизма и ирредентизма.

Особое значение унитаризм может иметь в переходный период для решения задач экономической трансформации на Украине как средство для осуществления единой государственной экономической политики по достижению не только политического, но и экономического суверенитета, как механизм формирования новой системы рациональных и диверсифицированных хозяйственных связей без ориентации только на одно государство, осуществления структурной перестройки, как мощный рычаг осуществления на всей территории страны единой политики в области отношений собственности.

Известно, что в мире существует только 21 федерация, остальные государства - унитарные. Для мировой практики было бы уникальным случаем, если бы унитарное государство по инициативе центрального правительства было превращено в федерацию.

 

Способный взорвать все

 

Статус Крыма - это особый вопрос сейчас, который грозит еще более обособиться в будущем. Нынешняя трактовка места Крыма в политической системе Украины как автономной республики является уже сейчас компромиссом. Значительное влияние в Крыму имеют политические силы пророссийской ориентации, отстаивающие создание на полуострове независисмого государства, которое строило бы свои отношения с Украиной на основе государственного договора. Другими словами, речь идет о переходе сначала к конфедеративным связям Крыма с Украиной, а затем и к полному оформлению самостоятельной крымской государственности. По такому сценарию создание самостоятельной крымской государственности, с точки зрения лидеров этих сил, откроет правовые возможности для объединения Крыма с Россией.

Тем не менее, представляется, что русский сепаратизм в Крыму во многом себя исчерпал. На политическую арену все более определенно выступает крымско-татарский сепаратизм, который гораздо более радикален в своих действиях. В основе он имеет межрелигиозный характер и является проявлением исламского фундаментализма. В настоящее время 400 тыс. крымских татар, живущих в Крыму, собираются увеличить свою численность до 2 млн. за счет родственников из Турции.

Известны и турецкие интересы относительно Крыма. Предметом конкретной турецкой политики является расширение экономического (через сеть банков и коммерческих структур с турецким капиталом), а затем и политического присутствия в Крыму. На этой почве в начале 1996г. произошло резкое охлаждение отношений между Турцией и Украиной. Для последней стала откровением напористость, с которой Турция продвигается в Крым. По степени реальности угрозы турецкий сепаратизм уже сравним с русским. Украина оказывается между двух огней на фоне того, что в России отсутствует понимание исламской угрозы в Крыму и продолжается муссирование крымской проблемы в антиукраинском контексте. В результате оказывается, что для Украины Турция и Россия в этом смысле находятся "в одной лодке".

В этой мутной воде Меджлис крымскотатарского народа, умело разыгрывая карту, завоевывает позицию за позицией. В решениях III курултая формально осуждается русский сепаратизм в Крыму, но поскольку Украина обвиняется чуть ли не в проведении "геноцида" в отношении крымских татар, последние угрожают переходом на российскую сторону, если она не признает политические права Меджлиса и не включит его в структуру органов государственной власти.

В результате Украина должна, исходя из реалий, просчитывать возможность и такого варианта развития событий в ближайшей перспективе:

1) через турецкую поддержку Меджлис провоцирует активизацию политического неповиновения крымских татар, о которой он уже заявил, и начинает террористические акции;

2) Россия в этих условиях может иметь формальный повод объявить Крым зоной своих жизненных интересов и посылать войска для защиты русских и русскоязычного населения, которых в Крыму большинство;

3) в результате в конфликт ввязывается Турция при поддержке НАТО, и мир получает конфликт гораздо более опасный, чем чеченский.

Поэтому рациональное разрешение проблемы крымского сепарпатизма может лежать только в юридическом и политическом поле Украины. Ибо российское политическое присутствие в Крыму Турция через Меджлис также встретит акциями дестабилизации.

Для полноты картины следует указать на то, что национально-патриотические силы Украины, особенно их праворадикальное крыло УНА-УНСО, отстаивают идею об ошибочности создания крымской автономии и предлагают сделать ее обычной областью Украины. Политическая абстракция - наиболее мягкая оценка этого проекта, осуществление которого развязало бы уже сегодня начало вышеописанного сценария.


Выводы

Стремление отдельных регионов и этнотерриторий в составе многонациональных государств к обособлению становится источником социальной, политической и экономической нестабильности, а главное, несет угрозу вооруженного противостояния, открытой конфронтации. Это приводит к человеческим жертвам, появлению беженцев, разрушению региональной хозяйственной инфраструктуры, социальных институтов, снижению эффективности территориальной власти. Очевидно, что сепаратистские процессы являются негативными и для государства в целом: нарушается механизм функционирования политической системы, падает легитимность центральной власти, общегосударственная идеология испытывает кризис. Сепаратизм, создавая угрозу государственному суверенитету, подрывает территориальную целостность, нарушает принципы геополитической безопасности государства, снижая его международный престиж.


Литература

1. Политика и политология: Уч. пособие для студ. высших учеб. заведений – Одесса: ОКФА, 1998 – 208с.;

2. http://poli.vub.ac.be/publi/etni-2/vlasovpopovkin.htm

3. http://glavred.info/archive/2005/02/10/180836-1.html

4. http://0da-nu0.livejournal.com/12006.html

5. http://planetadisser.com/see/dis_98144.html

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Философия»

 

Доклад на тему:

 

«СЕПАРАТИЗМ В УКРАИНЕ»

 

Выполнила:

студентка ФТТиС

4 курса 1 группы

Герасимчук Ирина

 

Одесса – 2009


Содержание

 

План доклада

Вступление

1. Феномен сепаратизма

2. Актуальность теоретического изучения сепаратизма

3. Факторы, способствующие развитию сепаратизма в мире и в Украине

4. Унитаризм Украины

5. Последствия возможной федерализации Украины

· Положительные

· Отрицательные

6. Крымская проблема на Украине: карлик, способный взорвать все

Выводы

Литература


План доклада

 

Вступление;

1. Центростремительная и центробежная тенденции;

2. Актуальность теоретического изучения проблемы сепаратизма:

· Большое распространение; охват больших территорий;

· Крайние формы протеста;

· «Другой пример заразителен»;

· Отсутствие политико–правовых механизмов разрешения такой проблемы;

3. Факторы, способствующие развитию сепаратизма в мире:

· Неравномерное распределение общественного продукта в пользу одного региона;

· Льготы одним и запрет другим при формировании органов власти;

· Дискриминация при приёме на работу;

· Насаждение культуры, обычаев, языка одного народа над другим;

Совокупность региональных проблем становится фактором, стимулирующим недовольство различных слоёв населения политикой Центра. Вследствие этого возникает стремление региона к политическому обособлению или повышению своего правового статуса. Таким образом, в более или менее острой форме проблема сохранения территориальной целостности может появиться в любом государстве, особенно в период политической нестабильности и слабости центральной власти, что ярко видно на примере нашего государства.

4. Ситуация в Украине:

· Неравномерное распределение общественного продукта в пользу одного региона (промышленный юго-восток и дотационный северо-запад)

· Насаждение культуры, обычаев, языка одного народа над другим (1 язык, лжегерои, церковь Московского Патриархата и Украинского);

· Историческая близость восточных регионов к России, а западных к Польше, Словении и Венгрии);

· Славяне одного вероисповедания – христиане;

5. Унитаризм, Конституция Украины;

6. Негативные для Украины последствия федерализации;

7. Положительный момент сепаратизма;

8. Крымская проблема;

9. Выводы


Вступление

Наша эпоха — это эпоха глобализации всех сторон общественной жизни, усиления взаимодействия и взаимного сотрудничества разных народов, государств, цивилизаций и культур. Но вместе с тем нельзя не отметить, что во все времена народы обменивались материальными и духовными ценностями. Причем по мере развития человечества этот обмен все больше и больше усиливался. Национальные отрасли экономики превращались в интернациональные, усиливались торгово-экономические, культурные, социальные и политические связи.

Но, несмотря на углубление интеграционных процессов, сохранялись национальные государства, национальные экономики, национальные культурные ценности. Всякий обмен происходил по взаимному соглашению национальных правительств. Каждое государство стремилось к защите своего национального суверенитета и независимости. Вмешательство во внутренние дела другого государства резко осуждалось, и международные организации принимали самые решительные меры против такого рода вмешательства.


Феномен сепаратизма

Процесс современного общественного развития определяется двумя диалектически противоположными тенденциями: центростремительными, выражающимися в общемировой интеграции, и центробежными. Последние проявляются в региональной локализации, одна из форм которой - феномен сепаратизма заключается в стремлении регионов в составе государств к обособлению, приобретению большей политической самостоятельности, суверенитета. Сепаратизм, в определенной мере, является проявлением защитной реакции на процессы, не устраивающие ту или иную часть общества в переломные моменты его развития.

 Политическая практика красноречиво свидетельствует о том, что сепаратизм все чаще становится причиной вооруженных конфликтов. Это превращает его в одну из наиболее острых проблем современности, требующей грамотного подхода и последовательных шагов в решении.

 

Актуальность теоретического изучения сепаратизма

Актуальность и востребованность теоретического изучения феномена сепаратизма обусловлена следующим:

- проявившейся общемировой тенденцией распространения явления сепаратизма и расширения его масштабов;

Учёные подсчитали и выделяют в рамках второй половины XX в. 53 основных очага сепаратизма, занимающих тeрpиторию в 12,7 млн км2 с населением в 220 млн человек. Учёные выделяют разные географические типы сепаратизма. В 20 очагах конфликты носят вооруженный характер, что особенно характерно для Азии. Специалисты обращают внимание и на то, что этнические конфликты чаще всего вспыхивают тогда, когда общее социально-экономическое положение в стране резко меняется к худшему и (или) когда наступает политическая нестабильность. Яркий пример этому — страны СНГ после распада Советского Союза, страны Восточной Европы после крушения мировой социалистической системы.

Ни одна из стран не гарантирована от угрозы сепаратизма, включая высокоразвитые и богатые.

- антагонистическим характером конфликтов, сопровождающих крайние формы сепаратистской борьбы, их негативными социально-экономическими последствиями, сопряженными с человеческими жертвами;

В основе такой непримиримости лежит исламский фундаментализм, который ставит своей целью укрепить веру в фундаментальные источники этой религии, привести нормы общественной и личной жизни в соответствие с заповедями ислама, заставить верующих неукоснительно выполнять предписания Корана и шариата, утверждать основы исламской экономики. Для крайних экстремистских течений такого фундаментализма характерны резко агрессивное неприятие европейско-христианских духовных ценностей, повышенная политическая активность, готовность прибегнуть к насильственным методам борьбы, включая террористические. Все население при этом делится на правоверных мусульман и «неверных» (немусульман). Особая опасность исламского фундаментализма связана с тем, что единый территориальный массив исламских стран составляет значительную часть всего Юга. Да и население его быстро возрастает. По некоторым оценкам, в 2020 г. мусульмане могут составлять едва ли не 30% всего населения Земли.

- отсутствием в мировой практике действенных политико-правовых механизмов разрешения сепаратистских противоречий.

Вместе с тем мировой опыт показывает практическое отсутствие действенных механизмов урегулирования сепаратистских конфликтов. Исторически сложившиеся традиции межгосударственного взаимодействия, закрепленные в нормах международного права, основаны на принципе государственного суверенитета, нерушимости границ. Между тем признание в теории и практике международных отношений получил также принцип права наций на самоопределение, предусматривающий возможность политического обособления региона, формирования независимой государственности. Проблема сепаратизма приобретает нормативно-этический аспект: следует ли считать сепаратистские движения законными или преступными, справедливыми или нет, допустимо ли военное противодействие этим движениям со стороны государства и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.