Работа над определенным объемом вокально-хоровых навыков лежит в основе выразительного исполнения песен. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Работа над определенным объемом вокально-хоровых навыков лежит в основе выразительного исполнения песен.

2019-08-03 214
Работа над определенным объемом вокально-хоровых навыков лежит в основе выразительного исполнения песен. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассмотрим методические приемы, направленные на развитие певческих навыков.

Работая над звукообразованием (высоким, легким, звонким, напевным, подвижным), педагог использует показ на своем примере или на примере хорошо поющего ребенка. Прислушиваясь, остальные дети стараются делать так же. Подражание должно быть осмысленным: надо слышать, сравнивать, оценивать.

Напевности звучания помогает правильное" протяжное формирование гласных: а, о, у, э, и. При этом педагог упражняет ребят и пении на гласные и слоги («ля-лё»), с полузакрытым ртом. Очень важно точно, ясно выговаривать согласные, особенно в конце слов. В этом случае помогают распевания на слоги «динь-динь».

Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. Необходимы систематические упражнения и напоминания.

Приемы развития дикции (правильного, ясного произношения) диктуются особенностями литературного текста и сводятся к разъяснению смыслового значения слов. Каждый ребенок должен ос­мысленно произносить все слова, хорошо артикулируя. Здесь полезны приемы произнесения текста шепотом, в ритме песни и с фортепианным сопровождением, а также выразительное прочтение текста без музыки. Можно использовать прием подчеркивания отдельных обращений («Эй, с дороги сторонись» в песне «Зимняя пе­сенка» М. Красева, «Пой, труба!» в песне «Барабанщик» М. Кра­сева) или характерных признаков образа, эпитетов, ясно выраженного отношения к персонажам песни (ласки, укоризны, одобрения и т.д.).

Важнейший навык правильность и чистота интонирования мелодии в хоровом пении (строй). Все приемы развития этого навыка тесно связаны с формированием музыкально-слуховых представлений, слухового самоконтроля: вслушиваться и повторять так, как спел взрослый, сыграл инструмент.

Можно использовать следующие приемы:

«настроиться» перед началом пения; педагог поет (тянет) первый звук, и дети его повторяют:

«задерживаться» на отдельном {чаще последнем звуке песни) звуке мелодии по указанию педагога и прислушаться, как он звучит;

перед разучиванием песен полезно исполнять музыкальные попевки в различных тональностях; исполнить несколько раз трудный интервал песни, добиваясь точности звучания от каждого ребенка;

с некоторыми детьми, обладающими более широким диапазоном, можно исполнить песню в более высоких тональностях;

напоминать детям о направлении движения мелодии, о более высоких и низких звуках, формируя музыкально-слуховые представления;

углублять слуховые представления, используя показ, изображение условных знаков (птичка сидит высоко — поет выше, сидит низко - поет ниже);

использовать движение руки (элементы дирижирования), показывающие, как петь выше или ниже.

Огромное значение имеет пение без инструментального сопровождения (а капелла). Оно помогает развить точную вокальную интонацию, позволяет петь по желанию, самостоятельно. Если дети затрудняются, можно использовать следующие приемы, помо­гающие в дальнейшем слаженному звучанию песни:

привлекать хорошо ноющих детей к индивидуальному исполнению без инструмента небольших, несложных песен;

разучивать некоторые песни без инструмента (с голоса педагога);

спеть знакомую песню с сопровождением инструмента, затем без него и в наиболее трудных местах, подпевая ребенку или играя мелодию на инструменте;

исполняя песни, особенно народные, можно распределить детей па две подгруппы; моющие лучше исполняют запев или припев (более сложный).

Чтобы при исполнении песни без инструмента дети не понижали тональности, полезно перед этим «настроить» их, проиграть музыкальное вступление, а по окончании песни — заключение. Очень полезно также неоднократно повторять ранее выученные песни, накапливая детский репертуар.

Навык слаженного пения (ансамбль) формируется путем постоянных упражнений в коллективном пении. При этом важно подчеркивать значение всех музыкальных оттенков. Если дети по­нимают смысл, чувствуют настроение, они знают, почему нужна торжественно, радостно спеть праздничную песню, спокойно, лас­ково— колыбельную. Главное, чтобы действия ребят были объ­единены, чтобы каждый чувствовал себя участником поющего коллектива и «подравнивал» свой голос по силе, темпу, тембру к общему звучанию.

Таким образом, в методике обучения пению показ выразительного исполнении и указания занимает важное место. Следует отметить также определенную роль зрительной и моторной наглядности: выражение лица педагога, веселая улыбка или серьезное выражение во время исполнения песен соответствующего характера, а также"дирижерские жесты (показ рукой подвижного или плавного звучания, 'начало и окончание пения, направление дви­жения мелодии и т.д.).

Система методических приемов, помогающих ребенку в обучении пению по нотам, изложена в «Музыкальном букваре», где показана последовательность заданий и упражнений, расположенных по степени трудности песенного репертуара. Яркие иллюстрации помогают усвоению заданий.

Упражнения, приведенные в первой части букваря, усваиваются ребенком на слух.

Первая задача - детей учат отличать и петь разные по высоте звуки (2 -3 звука).

Объяснения даются во время прослушивания упражнений: «Птенчики», «Скворцы и вороны», «Путаница». Детям говорят; «Птенчики поют высоко, а мама-птица пониже» и т.д.

Постепенно вырабатывается навык определения различных звуков по высоте. Песни-упражнения, например «Качели», «Эхо», построены на широких интервалах (септима, секста), а такие, как «Труба», «Гармошка», на более узких интервалах (кварта, терция, секунда).

Выразительность интервалов передается образно: равномерное движение малой терции подчеркивает характер колыбельной; по­вторяющиеся интервалы большой секунды имитируют напевы детской гармоники; энергичные «скачки» на септиму вверх и вниз изображают движение качелей.

Иногда полезно менять порядок звуков. Если при этом дети будут поднимать руку на слово «вверх» и опускать на слово «вниз», то пение становится более осознанным и чистым.

Когда ребята научатся хорошо различать высоту двух звуков, следует обратить их внимание на то, что иногда высота звука не изменяется, а повторяется (например, в русской народной прибаутке «Андрей-воробей»). Разучивая песню «Бубенчики», дети смотрят на рисунок, где изображены три бубенчика. Показывая один бубенчик, висящий выше других, педагог поет слово «динь» (си), затем обращает внимание ребят на второй (средний) бубенчик и поет «дан» (соль диез), показывая на третий бубенчик, который висит ниже других, поет «дон» (ми). Потом дети поют это упражнение несколько раз и одновременно показывают изображе­ние. Т.о. вырабатывается зрительно-слуховая взаимо­связь: если звук высокий, то и нота изображается выше.

Развивая ладовое чувство, детей учат петь интервалы в маленьких песенках и даже самостоятельно находить тонику (последний заключительный звук), например в песне «Наш дом».

Вторая задача — научить детей различать и петь звуки, расположенные рядом в восходящем и нисходящем движении. Так, в песне «Лесенка» ребята поют мелодию со словами «Вот иду я вверх» и, глядя на рисунок, показывают это движением руки. Восприятие при этом опирается на слуховые, двигательные, зрительные ощущения. Так ребята знакомятся со звукорядом и могут петь его с называнием нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до).

Постепенно дети усвоят, что звуки могут «идти» вверх, вниз и каждый имеет свое название, у ребят разовьется способность определять направление мелодии.

Третья задача — различать длительность звуков. То, что звуки различны по своей протяженности, дети усваивают по аналогии с различными явлениями (например, долго или коротко звенит звонок). Вначале осваиваются упражнения на сопоставление двух различных по длительности звуков в попевках «Небо синее», «Месяц май» и др. Четвертная условно обозначается слогом «лё», восьмая — «ли». Исполняются песни в такой последовательности: сначала проигрываются на фортепиано (без слов), дети слушают и поют нужный слог. Затем, исполняя звук «лё», они делают широ­кое, плавное движение правой рукой, вправо, а при звуке «ли» - более короткое. После этого можно спеть попевку со словами, одновременно отхлопывая ритм.

Усвоению высоты, длительностей звуков в большей мере помогает «Нотное лото». Дети слушают попевки и «выкладывают» карточки или ноты-кружочки на фланелеграфе в соответствии с расположением того или иного звука на нотном стане.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.