Отношение к досугу пожилых людей имеет свои особенности: — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Отношение к досугу пожилых людей имеет свои особенности:

2019-08-03 153
Отношение к досугу пожилых людей имеет свои особенности: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· повышенная социальная активность – они хотят говорить, принимать решения, действовать, делиться своим жизненным опытом;

· готовы участвовать во всех видах досуговой деятельности. Организатору досуга не надо вести их за собой – он сам должен присоединиться к их инициативам, использовать творческие возможности и способности людей, опираясь на их инициативу, активность,  самодеятельность;

· акцентированная потребность в признании, стремлении получить от других одобрение и поддержку, подтверждение своим давно сформировавшимся взглядам и позициям;

· в способах и интенсивности проведения досуга люди пожилого возраста на противоположные группы:

· с высокой потребностью в общественной работе и социально – ориентированных формах проведения досуга – для них эта деятельность выполняет компенсаторские функции, позволяя человеку в период смены социальных ролей поддерживать чувство собственной значимости;

· ориентация на пассивные формы проведения досуга (чтение, рукоделие, телевидение).

  Участие пожилых людей в активных формах досуга дает возможность общения в коллективе или малой группе. Человек становится личностью в процессе общения или вхождения в общество, с которым он взаимодействует в каждый момент своего существования.

Именно поэтому важной функцией досуговых коллективов пожилых людей является реализация проблемы общения, преодоления одиночества. В системе досуга пожилые люди находят близких себе по духу людей, встречаются не только на репетициях, в официальной обстановке, но и дома, заботятся друг о друге во время болезни, совершают покупки, ходят в аптеку, навещают в больнице.

Участие пожилых людей в досуговых коллективах – это включенность их в определенный ритм жизни (репетиции, концерты, общественные поручения). Для многих пожилых людей, в особенности тех, кто прекратил работу – это создание своеобразного трудового ритма жизнедеятельности, подтянутости, дисциплины, ответственности. В сфере досуга вполне возможно создать условия для общественной полезности пожилого человека, направить трудовой ритм его жизни, создать ощущение нужности   обществу.

Досуговые коллективы пожилых людей выполняют важные функции, свойственные художественной самодеятельности, но преломляют их специфически:

  • в воспитательной функции важное место занимает феномен пожилого человека как субъекта воспитания, на первый план выступает значимость самореализационного процесса личности, ее самовыражение посредством художественно-творческого процесса;
  • познавательная функция в пожилом возрасте становится глубоко осознанной, избирательной, сливается со стремлением репродуцировать социально-культурный опыт;
  • общение (коммуникативная функция) в коллективах досуга пожилых людей резко избирательно и основано на знании ценностно-ориентированных возможностей каждого человека, психологической совместимости друг с другом;
  • особенность гедонистической функции состоит, прежде всего, в том, что пожилые люди с удовольствием поют песни своей молодости, делятся воспоминаниями, осмысливая, таким образом, в художественно-творческой форме свой жизненный путь.

В условиях досуга возможно интенсивное и избирательное развитие творческих способностей пожилых людей. В самодеятельных коллективах они имеют возможность репродуцировать свой жизненный опыт, который зависит не только от старения, но и от всей совокупности отношений, позиций и условий жизни личности в обществе.

Осознание изменившихся обстоятельств жизни, смена или потеря пожилым человеком прежних социальных ролей приводят его в среду сверстников, в коллективы досуга, что позволяет сохранить определенные социальные связи с обществом, предоставляет ветеранам широкое поле ролевой деятельности в художественно-творческом процессе.    

Именно в этом возрасте впервые обращаются к творчеству или возвращаются к любительским занятиям, в прошлом оставленным по каким-либо причинам. Как носители опыта и традиций, пожилые люди представляют ценностный контингент, как в разновозрастных объединениях, так и в клубах ветеранов.

  Основополагающим моментом любой художественной деятельности (профессиональной и самодеятельной) является творческий процесс, в котором всегда диалектическими составляющими являются объективная (художественный результат) и субъективная его стороны (собственно процесс создания какой-либо художественной продукции).

   Например, для хоров ветеранов - это положение является принципиально важным, так как,  субъективная сторона творчества для пожилых людей гораздо важнее, чем  объективная.

   От самодеятельных коллективов пожилых людей не ждут (в силу ограниченных физиологических данных) таких высоких творческих результатов, как от коллективов более «молодых» возрастных общностей. Для пожилых участников самодеятельности гораздо важнее посредством участия в художественно-творческом процессе (в разных формах, разных ролях) сохранить жизненный оптимизм, работоспособность, интеллект, то есть интерес ко всем сторонам социально-культурной жизни общества.

В досуговых коллективах имеются прекрасные психолого-педагогические условия для развития творческих возможностей пожилых людей: пережитое и прочувствованное можно облечь в такую художественную форму, которая будет понятна товарищам по коллективу – сверстникам, единомышленникам.

Создание художественной продукции не только для концерта, выставки, но и для себя, товарищей, особенно остро проявляется в пожилом возрасте. Многочисленные хобби (коллекционирование, резьба, выжигание, мягкая игрушка, вышивание, вязание и т.д.), нуждаются в поощрении, одобрении, выходе «вовне».

   Досуговые коллективы пожилых людей выполняют важную психологическую компенсаторную функцию.

  В системе досуга реализуются и ценностно-ориентационные установки пожилого человека, есть возможность высказать свою точку зрения людям своего возраста, сходных жизненных устремлений, передать свой опыт и ценностные идеалы представителям молодого поколения, участвовать в воспитательном процессе (наставничество, уроки мужества, вечера вопросов и ответов и пр.).

  Вывод: участие пожилых людей в досуговых коллективах благоприятно сказывается на морально - психологическом состоянии, способствует активизации их социально-культурной деятельности внутри коллектива и во внешней среде.

 

Решению различных проблем возраста способствуют различные программы помощи пожилым людям, разрабатываемые государственными учреждениями, общественными и другими организациями.

Основные  цели таких программ:

· предоставление пожилым людям возможности принести пользу обществу, ощутить удовлетворение от осознания своей полезности и возможности сделать кого-то счастливым;

· организация дополнительных служб из числа пожилых людей, добровольно оказывающих помощь своим сверстникам;

· формирование в обществе уважительного отношения к стареющим людям как к равноправным членам общества;

· использование опыта и знаний пожилых людей для помощи  социальным органам, школам, реализация программы «Приходящие бабушки и дедушки»;

· содействие улучшению связей между поколениями, сближению пожилых людей и молодежи, передаче жизненного опыта, знаний, навыков молодым, сохранению связей пожилых людей со своими еще работающими коллегами, организациями, в которых они работали.

Одним из вариантов таких программ являются культурно - досуговые программы для пожилых людей.

Основные задачи культурно – досуговых программ:

1. Поддержание социального статуса человека в обществе, сохранение объема и качества социальных ролей и форм активности путем дополнения или компенсации трудовой активности пожилых различным видам социально – культурной деятельности в сфере досуга;

2. Укрепление социальных и межличностных связей, поддержка чувства социальной полноценности и причастности к жизни и делам трудового коллектива, района, города, страны;

3. Развитие новых интересов и освоение новых видов социальной деятельности, позволяющих заполнить досуг, пополнить бюджет, приобрести новых друзей, расширить кругозор, возобновить трудовую деятельность, адаптироваться к меняющемуся миру, к новым социальным ролям;

4. Создание условий для удовлетворения потребности в самовыражении, признании, общении, уважении окружающих, потребности психологической поддержке, обмене жизненным опытом, укрепления физического и психологического здоровья.

Исходя из основных жизненных проблем данной категории населения и возможностей культурно – досуговой деятельности можно предложить для пожилых людей следующие программы:

Образовательная программа «Вторая профессия»

Она включает в себя организацию учебных курсов для подготовки пожилых людей по профессиям, которые дают возможность продлить трудовую деятельность после ухода человека на пенсию, открывают как бы новые перспективы для трудовой активности (курсы машинописи, бухгалтерское  дело, техническое творчество, садоводство, моделирование одежды и др.).

Программа«Здоровье»

Просветительный раздел программы может включать цикл лекций, встреч по проблемам рационального питания, профилактики заболеваний, эмоциональных расстройств, консультации по юридическим и медицинским аспектам здоровья и т.д.

Самостоятельным направлением этих программ должна стать организация групп культурно - оздоровительной направленности.

«Движение и здоровье»

Программа  предполагает организацию оздоровительных ритмических движений с использованием элементов танца, гимнастики. В результате улучшается ощущение своего тела, уменьшаются волнения, появляются раскованность, улучшается контакт, устанавливаются дружественные и доверительные отношения с членами группы.

«Искусство и здоровье»

организация дискуссионных групп, предметом интереса которых может быть любой вид или жанр искусства. Искусство здесь не является самоцелью, а  служит средством выстраивания внутреннего мира личности, повышения психической культуры.

Например: члены группы изображают на бумаге свои мысли, чувства, эмоции, желания. Каждый рисует то, что он видит внутренним зрением. Затем  идет групповое обсуждение, анализ и интерпретация рисунков, раскрывается символическое значение полученных образов.

«День за городом»

Программа предлагает активное участие в спортивных мероприятиях, художественном творчестве, включает познавательные лекции, предоставляет возможности общения с природой и друг другом, возможности плодотворного отдыха, приобретения новых друзей.

Примерный перечень занятий:

· рыбная ловля;

· катание на лодках;

· велосипедах;

· плавание;

· рисование;

· лепка;

· кормление и наблюдение за птицами;

· разведение костра;

· спортивные игры; и др.

 

Программа «Искусство»

Привлечение лиц пенсионного возраста к занятиям в коллективах художественной самодеятельности, группы гимнастики, танца, в  объединениях народных ремесел; включение в общественную и педагогическую деятельность по месту жительства (руководство подростковыми клубами, кружками рисования, вязания и др.)

В рамках данной программы предусмотреть самостоятельное направление «Активный досуг» (организация конкурсов «А ну – ка, бабушки»), рассказывание народных сказок, пословиц, исполнение частушек, колыбельных песен и др.)

Программа «Живая история»

Организация выставок старинных фотографий, альбомов, писем, стихов, демонстрация мод прошлых времен, проведение литературных вечеров с устными воспоминаниями о художественной жизни и традициям предыдущих поколений, культурно – исторических эпох.

На базе ДК, клубов и культурно – досуговых центров могут создаваться объединения по интересам – клубы любителей садоводства, путешествий, домохозяек, любителей природы и др.

Кроме того, целесообразно создавать консультативные службы, выпускать бюллетени «Новостей», содержащих информацию о здоровье, питании, путешествиях, спорте, книгах и т.д.

Таким образом, качественная организация досуга поможет пожилому человеку сформировать представление о старости как о времени дальнейшего раскрытия творческих сил и способностей, адаптироваться к новым социальным ролям, стилю и образу жизни; создать условия для проявления и максимального использования знаний, умений, навыков, жизненного опыта пожилых людей.

 

Лекция 10

 

Модели удовлетворения социально — культурных потребностей се­мьи в условиях культурно - досугового учреждения

 

Семья - вид социальной общности, социальный институт, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родст­венных связях.

Сущность выражается в ее функциях. Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности семьи и ее членов.

Основные функции семьи:

· репродуктивная - изменение состава семьи за счет рождаемости;

· экономическая - зарабатывание семьей средств для нормального жизнеобес­печения всех ее членов, организация потребления материальных благ;

· воспитательная - формирование социально - зрелой личности, способной адаптироваться в обществе, создание условий для реализации ее потенциала, что очень важно в условиях рыночной экономики;

· психотерапевтическая - удовлетворение потребности человека в психологиче­ской поддержке и защите, в позитивном эмоциональном сочувствии и выпол­нении жизненной энергии. Выполняя эту функцию, семья учит ребенка об­щаться, активно участвовать в жизни каждого члена семьи; важен факт самопрезентации: понимание ребенком того, что он полноправный участник семей­ного сообщества;

· рекреативная - планирование и использование свободного времени каждого члена семьи.

В прошлом именно семья была основным или даже почти исключитель­ным агентом социализации подрастающего поколения. Усвоение ими социо­культурных норм и ценностей, морально - этических принципов и правил, не­обходимых для взрослой жизни, происходило именно в семье, в процессе со­вместной деятельности, интенсивного и содержательного общения, родителей и прародителей с детьми и внуками.

 Именно в семье формировались сценарии и «выразительные средства» всех социальных ролей, которые подрастающим по­колением предстояло играть в будущем в их взрослой жизни.

Исторические из­менения семьи выразились в том, что социализационная функция семьи, функ­ция подготовки подрастающего поколения к жизни радикальным образом из­менилась, модифицировалась и даже частично утратилась. Сегодня семья соединяет в себе биологические и общественные, эконо­мические и нравственные, эстетические и психологические отношения. В семье как в миниатюре, проявляются все отношения характерные для общества, в том числе процесс функционирования культуры.

Нормативное функционирование семьи невозможно без творческой дея­тельности членов семьи по производству, распределению и потреблению соци­альных ценностей и норм.

 Выполнение семьей одной из своих функций органи­зации досуга предполагает не только деятельность членов семьи по освоению, потреблению духовных ценностей (просмотр кинофильмов, чтение книг и т.д. ), но и по производству их ( научно - техническое и любительское творче­ство ) к сохранению для следующих поколений

( собирание библиотек, коллекций ). Семья не только передает, но и создает ду­ховные ценности, такие как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность. Особенно наглядно куль­турная деятельность семьи видна в процессе воспитания детей, так как лич­ность выступает как воплощение человеческой культуры. И воспитание заклю­чается в передаче и усвоении этой культуры.

При социологическом изучении культуры семьи можно выделить сле­дующие компоненты, характеризующие эти явления:

1. Информационный фонд семьи: общеобразовательный уровень, содержа­тельная структура фонда занятий, интенсивность его пополнения и обнов­ления, внутрисемейная циркуляция знаний;

2. Морально - психологический климат семьи: культура общения, нормы и мо­ральные ценности, степень сплоченности, воспитательная деятельность и т.д.

3. Потребление культурных благ и ценностей: интенсивность посещения уч­реждений культуры, предпочитаемые виды и формы культурной и досуговой деятельности;

4. Участие семьи в производстве духовных и материальных ценностей: научно - техническое и художественное творчество;

5. Физическая культура: занятие спортом, физкультурой, культура питания, гигиена тела;

6. Предметно - культурная среда: вещи и предметы культуры, эстетика ин­терьера;

7.Хозяйственно - бытовая культура: санитарно — гигиеническое состояние жилища, использование в домашнем хозяйстве достижений в науке, техни­ке, химии и т.д.

Культура семьи - это не механическая сумма культуры отдельных ее членов, а органический сплав этих культур, основанных на долговременной со­вместной жизнедеятельности людей, входящих в состав семейного коллектива.

В современных условиях увеличение свободного времени и облегчение работы в домашнем хозяйстве приводят к дальнейшему усилению роли семьи как социального института, направляющего свою деятельность на рациональ­ную организацию досуга его членов на воспитание детей.

В деятельности социально — культурных учреждений необходимо учиты­вать факторы, влияющие на развитие досуга семьи: среда обитания; образ жиз­ни; характер труда; традиции семьи; размещение социально - культурных уч­реждений.

Работа по совершенствованию досуга семьи предполагает:

  • выведение досуга из узкосемейных рамок в социально - культурные учреждения;
  •  формирование у членов семьи привычки культурно общения;
  •  обогащение семейного досуга новыми формами и содержанием.

В условиях социально - культурной деятельности работа с семьей ведет­ся по следующим направлениям:


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.