Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2019-08-03 | 213 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Моделирование деятельности
различных аудиторий
в современных культурно-досуговых учреждениях
Конспекты лекций по предмету
«Социально – культурная деятельность» (раздел 3)
для студентов дневного и заочного отделений
Специальность 071302 (51) «Социально-культурная деятельность
и народное художественное творчество»
Издание четвертое дополненное
Курган
2011
Позднякова Г. В. Моделирование деятельности различных аудиторий в современных культурно-досуговых учреждениях: Конспекты лекций по предмету «Социально-культурная деятельность» (раздел 3) для студентов дневного и заочного отделений (Специальность 071302 (51) «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество») / Курганский областной колледж культуры; Предметно-цикловая комиссия «Социально-культурная деятельность» /Г. В, Позднякова. – 4-е изд., доп. - Курган, 2011–
Автор Г. В. Позднякова - преподаватель высшей категории
Рецензенты: А. К. Ворошилов, кандидат педагогических наук, доцент ИПКиПРО
Н. А. Меньщикова, председатель ПЦК «Социально-культурная деятельность» КОКК
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………… 4
Лекция № 1 Аудитория культурно-досуговых учреждений ……………. 5 - 6
Лекция №2 Диагностика социально – культурного развития
конкретной аудитории культурно-досуговых учреждений…………….. 6 - 9
Лекция № 3 Моделирование деятельности дошкольников в условия КДУ……. 9 - 13
Лекция № 4 Моделирование деятельности младших школьников в условиях
КДУ …………………………………………………………………………………….13 -17
|
Лекция № 5 Моделирование деятельности подростков в условиях КДУ………. 17-19
Лекция № 6 Моделирование деятельности старшеклассников в условиях КДУ… 19-21
Лекция № 7 Моделирование деятельности молодежи в КДУ………………….. 21-27
Лекция № 8 Моделирование деятельности людей зрелого возраста
в условиях КДУ……………………………………………………………………. 27-29
Лекция № 9 Моделирование деятельности пожилых людей в КДУ ……… 29-35
Лекция № 10 Модели удовлетворения социально – культурных
потребностей семьи в условиях КДУ ……………………………… 36-38
Литература…………………………………………………………………………… 39
Пояснительная записка
Аудитория - это относительно устойчивая, временная социально-психологическая общность людей, объединенная совместной координированной деятельностью, возникшей на основе общего интереса и целенаправленной организации.
Многоплановость и противоречивость современных социокультурных процессов усиливает потребность в дифференцированном подходе к аудитории социально-культурных учреждений.
Цель данного пособия - способствовать усвоению студентами теоретических знаний по организации социально-культурной деятельности с различными социально-демографическими группами населения.
Студенты должны уметь на основе дифференцированного подхода выделять характерные признаки социально-досуговых общностей, знать их специфику.
Пособие состоит из конспектов лекций по моделированию деятельности детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков, старшеклассников, молодежи, людей пожилого возраста в условиях культурно — досуговых учреждений; показывает специфику организации их свободного времени.
Предлагаемый материал позволяет полнее учитывать характерные особенности, социально-демографические признаки разных категорий населения - посетителей учреждений культуры, а также прогнозы реакции аудитории на различные виды досуговых занятий.
|
Список литературы позволит углубить и расширить знания по изучаемым темам в процессе самостоятельной работы студентов.
Лекция 1
Аудитория культурно-досуговых учреждений
Важнейшей проблемой социально-культурного образования является обучение специалиста навыкам и умениям работы с людьми. Поэтому остается актуальным принцип дифференцированного подхода к аудитории социально-культурных учреждений, то есть необходимость разделения аудиторий по различным признакам.
Аудитория (посетители, слушатели)- относительно устойчивая совокупность индивидов, сформированная в процессе удовлетворения их интересов к определенным источникам информации.
В современной практике работы социально-культурных учреждений различают следующие виды аудитории:
Совокупная аудитория - это вся та часть населения, обслуживаемая данным социально-культурным учреждением, которая может посещать социально-культурное учреждение, участвовать в его мероприятиях и коллективах (возраст от 5 до 70 лет).
реальная аудитория - это те люди, которые фактически участвуют в социально-культурной деятельности в любом качестве (зрители, исполнители, организаторы и т.п.). Реальная аудитория может быть пассивной и активной.
потенциальная аудитория — это та часть населения, которая может принимать участие в деятельности социально-культурных учреждений, но не делает этого по каким-либо причинам (неприемлемы формы работы, отсутствие транспорта, личные качества руководителя и т.п.)
Сегодня деятельность социально-культурных учреждений строится с учетом особенностей и характеристик различных категорий населения. Необходим комплексный, системный подход в работе с аудиторией.
В основе этого подхода лежат следующие принципы:
1. Принцип учета возрастных особенностей аудитории (дети и подростки, молодежь, люди зрелого возраста, люди пожилого возраста.)
2. Принцип подхода к аудитории как к специально организованной общ ности.
Общность - совокупность (объединение) индивидов, которой свойственны:
- органический характер (внутренняя структура);
- определенность и устойчивость границ;
- способность осуществлять многообразные виды деятельности;
- выраженная однородность;
|
- вхождение в более широкие общности в качестве их структурного образования.
В зоне влияния клубных учреждений могут быть выделены следующие общности:
· дисперсная (рассеянная в пространстве) аудитория;
· общности клубного типа (клубные объединения);
· регламентированные общности (коллективы, учреждения, организации);
· нерегламентированные и досуговые общности (молодежные группы, компании, люди одной профессии и т. п.).
3. Принцип учета социально-демографических параметров аудитории (возраст, образование, семейное положение, место жительства, пол, национальность, трудовой коллектив).
4. Принцип учета социально-культурных параметров аудитории (количество свободного времени, частота посещений социально-культурных учреждений, досуговые интересы, структура занятий в свободное время)
5. Принцип учета социально-психологических проблем аудитории, образа жизни и факторы среды, в которой протекает ее жизнедеятельность (эмоциональность, интеллектуальный уровень, активность личности и т.п.)
Только в таком подходе к работе с аудиторией обнаруживаются важнейшие воспитательные факторы организации социокультурной деятельности, опираясь на которые можно реально управлять процессом достижения поставленных целей.
Таким образом, учет принципов системного подхода позволит успешно управлять аудиторией социально-культурных учреждений.
Лекция 2.
Диагностика социально - культурного развития
конкретной аудитории культурно – досуговых учреждений
Многоплановость и противоречивость современных социокультурых процессов усилили потребность в диагностике быстро меняющейся ситуации и поиски компетентных решений. Чувствовать время - значит быть причастным у нему, органично связанным с ним и активно в нем действовать.
Необходимость приобретения социологических знаний вызвано острой потребностью в получении достоверной информации о социальной значимости досуга, досуговой деятельности, поведения и общения, их возможностях для творческого развития личности, социальной группы.
Для выявления характерных черт и специфики досуга важное значение имеют изучение и анализ культурных потребностей различных групп населения, а также возможность прогнозировать их реакции на различные виды досуговых занятий и услуг, поэтому работнику социально - культурной сферы необходимо овладеть методикой поиска, анализа, диагностики и проектирования культурно - досуговых процессов.
|
В практике работы в учреждениях социально - культурной сферы используются различные методы диагностики
Метод - путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений в процессе исследования
В науке существует несколько уровней исследовательской деятельности:
1. Теоретический уровень:
- анализ литературы документации и продуктов деятельности;
- построение гипотезы;
- мысленный эксперимент;
- прогнозирование;
- моделирование.
2. Эмпирический уровень:
- наблюдение;
- опрос;
- консилиум (совещание)
- изучение и обобщение массового и индивидуального опыта;
- эксперимент;
- экспедиция.
3. Математический уровень:
- контент-анализ;
- метод экспертных оценок.
Особенностью теоретического знания являются его абстрактность, что представляет определенную сложность. Но теоретические знания отличаются систематичностью, поэтому позволяют глубже проникнуть в сущность явлений и происходящих процессов.
В практике работы культурно - досуговых учреждений с аудиторией не стоит пренебрегать и теоретическим уровням исследований. Остановимся подробнее на конкретных методах.
Анализ — практическое или мысленное разложение изучаемого объекта на характерные для него составные элементы, выделения в них отдельных сторон, изучение каждого элемента в отдельности, но как части целого.
Анализявления позволяет глубже раскрыть его. Так, например, при анализе действий конкретной аудитории объектами анализа могут быть: активность аудитории, наличие интереса предлагаемой деятельности, наличие обратной связи с аудиторией. При анализе личности участника коллектива объектами изучения будут - способности, особенности темперамента, особенности характера, привычки в использовании свободного времени, образ жизни.
На основе анализа делаются выводы. Вывод - умозаключение, произведенное на нескольких связанных между суждений. Анализ без выводов бесполезен, также как и выводы без анализа.
Моделирование - это идеализированное представление о реальном объекте исследования. Моделирование может быть мысленным, описательным, математическим, схематическим и т.п. Разработка программы деятельности с конкретной аудиторией, плана работы учреждения или конкретного коллектива это уже моделирование. Модель всегда идеальна, внедрение в практику вносит изменения, порой существенные.
|
Наблюдение - это специфический метод социологического исследования, который заключается в прямой регистрации, непосредственном фиксировании поведения, действий, отношений людей, происходящих событий.
Наблюдение является наиболее универсальным, доступным и распространенным способом познания окружающей действительности.
Виды наблюдений: полевое, лабораторное, систематическое, случайное.
Наблюдения по принципу взаимосвязи с объектом подразделяется:
1. включенное - внедрение в группу
2. не включенное - наблюдение "со стороны".
Разработка программы наблюдения включает в себя пять этапов:
Этап 1 — определение цели и задач. Цель задает направленность наблюдению.
Задачи могут включать в себя предварительную ориентировку в объекте наблюдения, выдвижение и проверку гипотез, уточнение и проверку результатов, полученных другими методами.
Этап 2 - выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения. Объектом наблюдения могут быть социальные общности, группы, отдельные лица в различных ситуациях досугового общения.
Ситуации наблюдения - это комплекс условий, при наличии которых объект подлежит наблюдению. В соответствии с программой исследования наблюдаемые ситуации могут быть естественные и экспериментальные, управляемые и неуправляемые, организованные и стихийные и т.п.
Этап 3 - выбор способа (вида) и определения категорий признаков, по которым будет отслеживаться, и оцениваться наблюдение ситуаций.
Категории - это группы регистрируемых в ходе наблюдения признаков наблюдаемого объекта. Категории могут быть описательными и оценочными.
Признаки отражают наиболее значимые стороны объекта. Это, например, доступные наблюдению действия объекта, реакции аудитории на проводимое мероприятие и т.п.
Этап 4 - выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, определяется целями и задачами исследования, объектом, предметом и видом наблюдения. Результаты наблюдения регистрируются в блокнотах, карточках регистрации, протоколах, дневниках.
Этап 5 - обработка полученной информации.
В итоговом документе, отчете отражаются данные о времени и месте, ситуации и способах наблюдения, приводится характеристика наблюдаемых ситуаций, отмечаются элементы новизны полученных и выводы.
Эксперимент - это опыт, воспроизводство объекта познания, проверка гипотезы.
В современной социокультурной ситуации, когда перед работниками культуры стоят задачи, которые не могут быть решены давно сложившимися, зачастую стереотипными методами, используется эксперимент. В связи с необходимостью выработки новых методов возрастает значимость эксперимента, который позволяет не только получить новые результаты, но и существенно ограничить сферу применения так называемого метода проб и ошибок, приводящего, как правило, к нерациональному расходованию сил и средств.
Характерными признаками значимости экспериментальных исследований можно считать:
1) способ формирования условий (естественные, искусственные)
2) цель исследования (преобразующая, констатирующая, контролирующая, поисковая.)
3) форму проведения (лабораторная, полевая.)
4) структуру изучаемых объектов и явлений (простая, сложная).
5) количество варьируемых факторов (однофакторные, многофакторные);
В практике социологических исследований наиболее часто используются следующие типы экспериментов:
· естественный эксперимент, который проводят в естественных условиях существования объекта исследования.
· преобразующий (созидательный) эксперимент, который предусматривает активное изменение структуры и функции объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой формирования новых связей и отношений между компонентами объекта или другими объектами.
· натуральный эксперимент,связан с введением в какой - то рабочий процесс преобразований. Например, проверяется на практике эффективность новой формы работы. При этом важно определить показатель результативности использования новой формы, проявленный интерес и участие в ней посетителей досуговых учреждений, удовлетворение культурных потребностей населения и т.д.
· информационный экспериментиспользуется для изучения воздействия определенной (различной по форме и содержанию) информации на объект исследования. С его помощью изучается изменения состояния объекта исследования под влиянием сообщаемой ему информации.
· поисковый экспериментпроводится в том случае, когда затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление, вследствие отсутствия достаточных предварительных данных. По результатам этого эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется их ранжировка.
· педагогический экспериментпроверяет или устанавливает зависимость между тем или иным педагогическим воздействием или условиями воспитания обучения и их результативности. Основная задача - изучение степени влияния педагогического воздействия.
· методический эксперимент - фиксация наличия или отсутствия определенной взаимосвязи между приемами, формами, способами получения методической информации и степени ее использования в практической деятельности.
Как правило, задачи, решаемы с помощью эксперимента, связаны с измерениями, поэтому конечный результат во многом зависит от сопоставимости данных. Точная фиксация экспериментальных условий, их стабильность позволяют измерять, контролировать ход процесса, обеспечивать получение верных результатов. Одним из показателей устойчивости эксперимента является возможность его воспроизведения в аналогичных условиях.
Контент-анализ - это анализ содержания массовых совокупностей текстов с использованием формализованного наблюдения и статистических процедур в социологических целях.
Характерные особенности метода проявляются в нахождении и выделении в тексте определенных смысловых понятий единиц анализа, представляющих интерес для исследователя, а также выявления частоты их употребления в документе в зависимости от его содержания.
Контент-анализ способствует выявлению объективной картины в мире книжных, журнальных, газетных публикаций о досуге, выявлению положительного опыта, нерешенных проблем, проведению сравнительного анализа социальной значимости различных видов досуговой деятельности личности, группы, общности. Способствует теоретической разработанности различных сторон содержания культурно – досуговой деятельности.
Методика проведения контент-анализа:
1) отбор текстов для анализа. На этой стадии путем простого просмотра газет за определенный период отбирают тексты, которые содержат необходимую для анализа информацию.
2) разработка системы индексов. Суть этой операции состоит в том чтобы составить перечень числовых обозначений для структурных единиц текста, которые впоследствии станут предметом анализа.
3) на основании предварительного прочтения текстов и уточнения индексов их дальнейшей маркировки составляются карточки первичного учета текстовой информации.
4) на основании карточек первичного учета текстовой информации составляется сводная таблица, которая строится по методу перекрестного анализа данных
Опрос - метод сбора первичной информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемого. Основные средства: интервью, беседа, анкетирование.
Требования к содержанию:
1. строгая ограниченность рамок опроса темой и временем
2. от последовательности вопросов зависит интерес к разговору или предмету опроса.
3. вопросы должны быть ясными, четкими, понятными для респондентов;
4. вопросы должны логически вытекать один из другого.
5. нужно включать только те вопросы, на которые нельзя получить ответы иначе, чем при опросе.
6. смысл вопроса должен быть понятен респонденту, соответствовать уровню образования и культуры.
7. вопросы должны задаваться нейтрально, чтобы не прослеживалось мнение исследования.
8. в закрытых вопросах следует предлагать равноценные варианты ответов.
Таким образом, можно сделать вывод, что овладения методами диагностики плодотворно повлияет на содержательное наполнение досуга, сломает сложившиеся стереотипы в деятельности работников социально - культурных учреждений, вызовет потребность творческого поиска нового с опорой на самодеятельность и инициативу конкретного человека.
Лекция 3
Моделирование деятельности детей дошкольного возраста в условиях культурно - досуговых учреждений
Дошкольный возраст (3 - 7) лет - период пробуждения и расцвета познавательных, творческих, эмоциональных способностей ребенка.
Особенности данного возраста:
• высокая эмоциональность;
• впечатлительность;
• подвижность;
• появление высших социальных чувств (сочувствие, сопереживание, любовь не только к близким, но и более широкому кругу людей);
• зарождение осознанности поведения;
• развитие умения заранее намечать цели и достигать их;
• любознательность.
На основе восприятия и образного мышления развивается творческое воображение: ребенок учиться преобразовывать явления окружающего мира, учится фантазировать, создавать новые образы.
К концу дошкольного возраста складываются новые формы познания:
• умение наблюдать;
• последовательно рассуждать;
• делать правильные выводы;
• усваивать способы произвольного запоминания.
На протяжении дошкольного возраста интенсивно протекают процессы созревания детского организма.
В концепции дошкольного воспитания могут быть обозначены следующие задачи:
• укрепление и охрана здоровья ребенка (физического, психического), эмоционального благополучия;
• развитие его способностей к сотрудничеству с другими людьми, как детьми, так и взрослыми (коммуникативность);
• развитие воображения, творческих способностей ребенка;
• приобщение к общечеловеческим ценностям.
В этот период развития происходит переход от деятельности, производимой совместно с взрослыми и при их непосредственной помощи, к деятельности, осуществляемой ребенком самостоятельно, но по указанию и под руководством взрослых.
В период 4-5 лет жизни у ребенка формируются основы личности, а к 6-ти годам все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая.
Развитие дошкольника отличается разнообразием и динамичностью. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в самых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности.
Развитие дошкольника отличается разнообразием и динамичностью. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в самых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности ребенка: игра, рисование, аппликация, конструирование. Овладение, которыми является показателем развития ребенка.
В оценке уровня развития любого вида детской деятельности можно выделить две важнейшие характеристики:
1. Степень освоения деятельности как способа передачи ребенка своего видения действительности; (например: в конструировании ребенок передает свое представление об устройстве дома, машины, гаража);
2. Уровень освоения операционально-технической стороны деятельности, т.е. овладение необходимыми навыками (например: в рисовании это может быть владение техникой изображения гуашью, карандашом, акварелью).
Основные направления деятельности учреждений культурно – досуговой сферы с детьми возраста:
1.Развитие познавательных способностей.
Это направление деятельности представлено в практике работы учреждений культуры и дополнительного образования такими формами деятельности где происходит:
· знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта детей;
· установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
· удовлетворение первых проявлений избирательный интересов детей;
· формирование положительного отношения к окружающему миру ("мир природы", "мир человека").
2. Развитие эмоциональных способностей.
В дошкольном возрасте очень важно формировать легкость общения, уравновешенность, решительность, умение понимать чувства других, снимать детские страхи
Развитию эмоциональной сферы ребенка могут способствовать:
· правильно подобранные игры и игрушки,
· сказки, как механизм развития в ребенке понимание внутреннего мира, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.
· домашние животные.
· рисование.
· движение и танцы.
3. Развитие творческих способностей.
Дети дошкольного возраста уже умеют не только воссоздавать образы, но и воображать творчески., поэтому необходимо помочь ребенку использовать возможности воображения для саморазвития. В практике деятельности учреждений досуга с этой возрастной группой преобладает именно художественная деятельность потому, что вся художественная деятельность строится на активном воображении и творческом мышлении.
Организационные формы деятельности учреждений дополнительного образования с дошкольниками не очень разнообразны. В основном это студии и курсы (школы), работающие в режиме развивающей деятельности и подготовки ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе. Разнообразие в работе с дошкольниками может внести главный метод, который используется для этой возрастной группой – игровая деятельность.
Л.С.Выготский писал;, что если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник может обучаться по такой программе, только если она превращается в его собственную. Это означает, что ребенок может усваивать знания, умения, навыкитолько при условии, если они даются ему в интересной увлекательной форме, особенно в форме игры.
Индивидуальная игра – это деятельность, в которой ребенок может свободно выразить себя. В игре появляется важнейшая способность – действовать в плане представлений, т.е. ребенок, действуя с одним предметом, представляет на его месте другой. Он "видит" себя в разных ролях себя, строит в воображении сюжет игры. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Он заинтересован собственной игрой, ее процессом, может создать замысел игры и реализовать его. Он сам выполняет необходимые ему действия, переживает свои неудачи и поражения. Именно игра делает ребенка самостоятельной личностью. Развиваются мышление, воображение, внимание, память и речь, т.е. создавая общий замысел игры, ребенок планирует его выполнение, творчески импровизирует по ходу игры.
Но в игре ребенок не просто остается один на один со своими фантазиями выдумками: игра предполагает наличие партнеров. Поэтому она предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка, ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. В игре ребенок учится управлять своим поведением, кроме того, принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для этой роли нормы поведения. Поэтому в развитии ребенка решающее значение имеет групповая игра. В ней происходит общение со сверстниками, позволяющее ребенку примерять разные роли, развивать фантазию. Благодаря этому виду игр закладываются чувства справедливости, понимание как соответствовать правилу. У дошкольников складываются основные психические новообразования:
· ориентация на окружающих людей,
· умение вставать на позиции другого человека,
· способность контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Психолог Л. С. Выгодский подчеркивал, что "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений комбинирование их и построений из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка"
Игра на протяжении дошкольного возраста изменяется по этапам, проходя сложный путь от простейших игровых действий с предметами – заместителями до игр с развернутыми сюжетами и правилами.
Таким образом, видно, что, с одной стороны, уровень развития игры является важнейшим показателем развития ребенка, а с другой стороны, в игре раскрываются существенные характеристики умственного и социального развития ребенка.
Игра – это основной метод деятельности с дошкольниками, и его практика использования настолько разнообразна, что можно выделить несколько групп игр:
а. по роли в них участников:
· творческие;
· с готовым содержанием и правилами;
б. по педагогическому назначению:
· дидактические;
в. по используемым средствам:
· строительно-конструктивные;
· настольные;
· музыкальные;
· театрализованные;
· подвижные (в том числе):
· спортивные;
· коррекционные;
· лечебные
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Такие явления как демографический спад, массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушений психофизического и двигательно-моторного развития, отсутствие гармонично-развивающей социально-культурной среды, падение интереса родителей к художественному образованию детей и т.п. усложняют работу по воспитанию и развитию дошкольников.
Новая редакция Закона РФ «Об образовании» предлагает следующие модели деятельности с детьми дошкольного возраста для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении ребенка вы школу:
· на базе Центра развития ребенка;
· на базе дошкольного образовательного учреждения в составе группы кратковременного пребывания (на основании договора со школой);
· на базе школы в составе группы кратковременного пребывания;
· на базе школы - сада, прогимназии;
· в условиях домашнего воспитания;
· на базе учреждений дополнительного образования.
Где бы не осуществлялась работа с дошкольниками необходимо помнить, что «родовыми» чертами этого возраста являются фантазия, творческое воображений, нестандартность мышления и среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест.
Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие программы:
Программа «Мы» - программа экологического образования.
Цель – развитие у дошкольников начал экологической культуры, экологического миропонимания, которые связаны с освоением нравственно-философской категории «Мы».
Программа имеет 3 раздела:
· «Живые… Какие мы?»;
· «Как живые приспосабливаются к среде»;
· «Мы нужны друг другу на земле»;
Программа «Наследие» - программа патриотического воспитания.
Цель – введение детей в традиционную русскую культуру, которая понимается как отечественная культура в многонациональной России, как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, ее населяющих.
Программа состоит из следующих блоков: «Круг событий»: «Семейный круг», «Встанем в круг», «Круг чтения».
Программа «Музыкальные шедевры» - программа музыкального образования.
Цель – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа направлена на развитие творческого слышения детьми музыки, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.
Включает следующие темы:
Лекция 4
Этапы прохождения игры
· Модель игрового процесса
· Вхождение в ситуацию
· Проживание в ситуации
· Встраивание своего отношения к происходящему
· Анализ ситуации и рефлексия
· Рождение художественного образа
· Создание своей творческой модели
Эффективные формы работы с младшими школьниками:
- утренники как комплексная форма работы,
- праздники,
- игры, игровые программы,
- игры- путешествия «Мы живем в …»,
- конкурсы, турниры («Ваш шанс», «Подарок другу»);
- викторины, интеллектуальные игры («Одиссея разума», «Интеллектуальный пир»);
- фестивали («Дерзайте, Вы талантливы»);
- олимпиады («Шаг в будущее»);
- кружки.
Лекция 5
Моделирование деятельности подростков в условиях
культурно – досуговых учреждений
Подростковый возраст – это период перехода от детства к юности. Обычно переходный период продолжается 2 – 3 года.
Нижняя граница возраста 11– 12 лет, верхняя 13 – 14 лет.
Подростковому возрасту присуще стремление к самоуправлению, к самостоятельности через освоение какого – либо вида деятельности.
Проблемы подросткового возраста связаны с появлением «Я», выбором смысла жизни, с формированием ценностных ориентаций, самореализацией и самоопределением, взаимоотношения «Я и другие».
Общая характеристика этого возраста;
· Разумность;
· Терпимость:
· Чувство юмора;
· Проявление инициативы;
· Забота о внешности и интерес к представителям противоположного пола;
· Рост автономии от семьи и одновременно – влияние сверстников.
При работе с подростками особое значение имеет и учет особенностей развития мальчиков и девочек в этом возрасте. Младшие подростки –мальчики (10-11 лет) нетерпеливы, независимы, беспечны, склонны к риску, во всем полагаются на себя. Их игры и занятия подчеркнуто силовые («война», спортивные игры, туристические походы, героическая литература). Девочки этого возраста наоборот сдержаны. Рассудительны, осторожны, исполнительны, способны контролировать свое поведение. Они с интересом осваивают «женские премудрости», учатся шить, готовить, вязать. К 14 годам у мальчиков возрастает уверенность в себе, он активно ищет идеал и сравнивает себя с ним, озабочен собой, во всех своих неудачах винит окружающих. Девочки этого возраста чувствительны и сентиментальны, склонны к фантазиям, идет поиск нравственного идеала, их интересует все, что расположено непосредственно около человека (дом, внешний вид, психология), к мнению окружающих прислушиваются, в неудачах обвиняют себя.
Ведущие социальные потребности так же зависят от возраста подростка:
· 11 – 12 лет - к взаимодействию в коллективе,
· 13 лет - склонность к уходу в себя, самокритичность и чувствительность к критике; зарождающийся интерес к рефлексии, критическое отношение к родителям; избирательность в дружбе; частые колебания настроений.
· 14 лет – экспансивность; общительность; возрастающая уверенность в себе; интерес к другим людям и различиям между ними; очарование словом "личность", любовь к обсуждению и сравнению себя с другими; активная идентификация себя с героями кино и литературы; интенсивный поиск нравственного идеала.
В подростковом возрасте проблема свободного времени начинает звучать наиболее остро, т.к. жизнь подростка как бы делится на 2 части:
- учеба, труд, бытовые и семейные обязанности, контроль учителей, родителей ( олицетворение несвободы, необходимости)
- мир безграничной свободы со своим привлекательным набором ценностей ( но нет сформированных интересов и часто не на что направить энергию и становится скучно).
Своеобразие социализации подростка в среде свободной жизнедеятельности в том, что процесс освоения культурных ценностей происходит достаточно стихийно и малоорганизованно. Проблема в том, что организованные формы досуговой деятельно
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!