Моделирование деятельности младших школьников в условиях КДУ — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Моделирование деятельности младших школьников в условиях КДУ

2019-08-03 213
Моделирование деятельности младших школьников в условиях КДУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Моделирование деятельности

 различных аудиторий

в современных культурно-досуговых учреждениях

 

Конспекты лекций по предмету

«Социально – культурная деятельность» (раздел 3)

для студентов дневного и заочного отделений

 

Специальность 071302 (51) «Социально-культурная деятельность

и народное художественное творчество»

 

Издание четвертое дополненное

 

Курган

2011

Позднякова Г. В.  Моделирование деятельности различных аудиторий в современных культурно-досуговых учреждениях: Конспекты лекций по предмету «Социально-культурная деятельность» (раздел 3) для студентов дневного и заочного отделений (Специальность 071302 (51) «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество») / Курганский областной колледж культуры; Предметно-цикловая комиссия «Социально-культурная деятельность» /Г. В, Позднякова. – 4-е изд., доп. -  Курган, 2011–  

 

 

Автор  Г. В. Позднякова -  преподаватель высшей категории

 

 

Рецензенты: А. К. Ворошилов,  кандидат педагогических наук, доцент ИПКиПРО

 

Н. А. Меньщикова,  председатель ПЦК «Социально-культурная деятельность» КОКК

 

Содержание

 

Пояснительная записка …………………………………………                              4

 

Лекция № 1 Аудитория культурно-досуговых учреждений …………….             5 - 6

 

Лекция №2 Диагностика социально – культурного развития

конкретной аудитории культурно-досуговых учреждений……………..             6 - 9

 

Лекция № 3 Моделирование деятельности дошкольников в условия КДУ……. 9 - 13

 

Лекция № 4 Моделирование деятельности младших школьников в условиях

КДУ …………………………………………………………………………………….13 -17

 

Лекция № 5 Моделирование деятельности подростков в условиях КДУ………. 17-19

 

Лекция № 6 Моделирование деятельности старшеклассников в условиях КДУ… 19-21 

 

Лекция № 7 Моделирование деятельности молодежи в КДУ…………………..  21-27 

 

Лекция № 8 Моделирование деятельности людей зрелого возраста

в условиях КДУ……………………………………………………………………. 27-29

 

Лекция № 9 Моделирование деятельности пожилых людей в КДУ ………       29-35

 

Лекция № 10 Модели удовлетворения социально – культурных

потребностей семьи в условиях КДУ ………………………………                 36-38 

 

Литература……………………………………………………………………………  39

 

 

Пояснительная записка

Аудитория - это относительно устойчивая, временная социально-психологическая общность людей, объединенная совместной координирован­ной деятельностью, возникшей на основе общего интереса и целенаправленной организации.

Многоплановость и противоречивость современных социокультурных процессов усиливает потребность в дифференцированном подходе к аудитории социально-культурных учреждений.

Цель данного пособия - способствовать усвоению студентами теоретиче­ских знаний по организации социально-культурной деятельности с различными социально-демографическими группами населения.

Студенты должны уметь на основе дифференцированного подхода вы­делять характерные признаки социально-досуговых общностей, знать их спе­цифику.

Пособие состоит из конспектов лекций по моделированию деятельности детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков, старшекласс­ников, молодежи, людей пожилого возраста в условиях культурно — досуговых учреждений; показывает специфику организации их свободного времени.

Предлагаемый материал позволяет полнее учитывать характерные осо­бенности, социально-демографические признаки разных категорий населения - посетителей учреждений культуры, а также прогнозы реакции аудитории на различные виды досуговых занятий.

Список литературы позволит углубить и расширить знания по изучаемым темам в процессе самостоятельной работы студентов.

 

Лекция 1

 

Аудитория культурно-досуговых учреждений

Важнейшей проблемой социально-культурного образования является обучение специалиста навыкам и умениям работы с людьми. Поэтому остается актуальным принцип дифференцированного подхода к аудитории социально-культурных учреждений, то есть необходимость разделения аудиторий по раз­личным признакам.

Аудитория (посетители, слушатели)- относительно устойчивая совокуп­ность индивидов, сформированная в процессе удовлетворения их интересов к определенным источникам информации.

В современной практике работы социально-культурных учреждений раз­личают следующие виды аудитории:

Совокупная аудитория - это вся та часть населения, обслуживаемая данным социально-культурным учреждением, которая может посещать соци­ально-культурное учреждение, участвовать в его мероприятиях и коллективах (возраст от 5 до 70 лет).

реальная аудитория - это те люди, которые фактически участвуют в со­циально-культурной деятельности в любом качестве (зрители, исполнители, организаторы и т.п.). Реальная аудитория может быть пассивной и активной.

потенциальная аудитория — это та часть населения, которая может при­нимать участие в деятельности социально-культурных учреждений, но не дела­ет этого по каким-либо причинам (неприемлемы формы работы, отсутствие транспорта, личные качества руководителя и т.п.)

Сегодня деятельность социально-культурных учреждений строится с учетом особенностей и характеристик различных категорий населения. Необ­ходим комплексный, системный подход в работе с аудиторией.

В основе этого подхода лежат следующие принципы:

1. Принцип учета возрастных особенностей аудитории (дети и подростки, молодежь, люди зрелого возраста, люди пожилого возраста.)

2. Принцип подхода к аудитории как к специально организованной общ­ ности.

Общность - совокупность (объединение) индивидов, которой свойствен­ны:

- органический характер (внутренняя структура);

- определенность и устойчивость границ;

- способность осуществлять многообразные виды деятельности;

- выраженная однородность;

- вхождение в более широкие общности в качестве их структурного обра­зования.

В зоне влияния клубных учреждений могут быть выделены следующие общности:

· дисперсная (рассеянная в пространстве) аудитория;

· общности клубного типа (клубные объединения);

· регламентированные общности (коллективы, учреждения, организации);

· нерегламентированные и досуговые общности (молодежные группы, компании, люди одной профессии и т. п.).

3. Принцип учета социально-демографических параметров аудитории (возраст, образование, семейное положение, место жительства, пол, националь­ность, трудовой коллектив).

4. Принцип учета социально-культурных параметров аудитории (количе­ство свободного времени, частота посещений социально-культурных учрежде­ний, досуговые интересы, структура занятий в свободное время)

5. Принцип учета социально-психологических проблем аудитории, образа жизни и факторы среды, в которой протекает ее жизнедеятельность (эмоцио­нальность, интеллектуальный уровень, активность личности и т.п.)

Только в таком подходе к работе с аудиторией обнаруживаются важней­шие воспитательные факторы организации социокультурной деятельности, опираясь на которые можно реально управлять процессом достижения постав­ленных целей.

Таким образом, учет принципов системного подхода позволит успешно управлять аудиторией социально-культурных учреждений.

Лекция 2.

Диагностика социально - культурного развития

         конкретной аудитории культурно – досуговых  учреждений

                     Многоплановость и противоречивость современных социокультурых процессов усилили потребность в диагностике быстро меняющейся ситуации и поиски компетентных решений. Чувствовать время - значит быть причаст­ным у нему, органично связанным с ним и активно в нем действовать.

Необходимость приобретения социологических знаний вызвано острой потребностью в получении достоверной информации о социальной значимости досуга, досуговой деятельности, поведения и общения, их возможностях для творческого развития личности, социальной группы.

Для выявления характерных черт и специфики досуга важное значение имеют изучение и анализ культурных потребностей различных групп населе­ния, а также возможность прогнозировать их реакции на различные виды досу­говых занятий и услуг, поэтому работнику социально - культурной сферы не­обходимо овладеть методикой поиска, анализа, диагностики и проектирования культурно - досуговых процессов.

В практике работы в учреждениях социально - культурной сферы ис­пользуются различные методы диагностики

Метод - путь постижения, познания истины, сущности предметов и явле­ний в процессе исследования

В науке существует несколько уровней исследовательской деятельности:

1. Теоретический уровень:

- анализ литературы документации и продуктов деятельности;

- построение гипотезы;

- мысленный эксперимент;

- прогнозирование;

- моделирование.

2. Эмпирический уровень:

- наблюдение;

- опрос;

- консилиум (совещание)

- изучение и обобщение массового и индивидуального опыта;

- эксперимент;

- экспедиция.

3. Математический уровень:

- контент-анализ;

- метод экспертных оценок.

Особенностью теоретического знания являются его абстрактность, что представляет определенную сложность. Но теоретические знания отличаются систематичностью, поэтому позволяют глубже проникнуть в сущность явлений и происходящих процессов.

  В практике работы культурно - досуговых учреждений с аудиторией не стоит пренебрегать и теоретическим уровням исследований. Остановимся под­робнее на конкретных методах.

Анализ — практическое или мысленное разложение изучаемого объекта на характерные для него составные элементы, выделения в них отдельных сторон, изучение каждого элемента в отдельности, но как части целого.

Анализявления позволяет глубже раскрыть его. Так, например, при анализе действий конкретной аудитории объектами анализа могут быть: актив­ность аудитории, наличие интереса предлагаемой деятельности, наличие обрат­ной связи с аудиторией. При анализе личности участника коллектива объекта­ми изучения будут - способности, особенности темперамента, особенности ха­рактера, привычки в использовании свободного времени, образ жизни.

На основе анализа делаются выводы. Вывод - умозаключение, произве­денное на нескольких связанных между суждений. Анализ без выводов беспо­лезен, также как и выводы без анализа.

Моделирование - это идеализированное представление о реальном объекте исследования. Моделирование может быть мысленным, описательным, математиче­ским, схематическим и т.п. Разработка программы деятельности с конкретной аудиторией, плана работы учреждения или конкретного коллектива это уже моделирование. Мо­дель всегда идеальна, внедрение в практику вносит изменения, порой сущест­венные.

Наблюдение - это специфический метод социологического исследова­ния, который заключается в прямой регистрации, непосредственном фиксиро­вании поведения, действий, отношений людей, происходящих событий.

Наблюдение является наиболее универсальным, доступным и распро­страненным способом познания окружающей действительности.

Виды наблюдений: полевое,  лабораторное, систематическое, случайное.

Наблюдения по принципу взаимосвязи с объектом подразделяется:

1. включенное - внедрение в группу

2. не включенное - наблюдение "со стороны".

Разработка программы наблюдения включает в себя пять этапов:

Этап 1 — определение цели и задач. Цель задает направленность наблюдению.

Задачи могут включать в себя предварительную ориентировку в объекте наблюдения, выдвижение и проверку гипотез, уточнение и проверку результа­тов, полученных другими методами.

Этап 2 - выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения. Объектом наблюдения могут быть социальные общности, группы, от­дельные лица в различных ситуациях досугового общения.

Ситуации наблюдения - это комплекс условий, при наличии которых объект подлежит наблюдению. В соответствии с программой исследования на­блюдаемые ситуации могут быть естественные и экспериментальные, управ­ляемые и неуправляемые, организованные и стихийные и т.п.

Этап 3 - выбор способа (вида) и определения категорий признаков, по которым будет отслеживаться, и оцениваться наблюдение ситуаций.

Категории - это группы регистрируемых в ходе наблюдения признаков наблюдаемого объекта. Категории могут быть описательными и оценочными.

Признаки отражают наиболее значимые стороны объекта. Это, напри­мер, доступные наблюдению действия объекта, реакции аудитории на прово­димое мероприятие и т.п.

Этап 4 - выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, опреде­ляется целями и задачами исследования, объектом, предметом и видом наблю­дения. Результаты наблюдения регистрируются в блокнотах, карточках регист­рации, протоколах, дневниках.

Этап 5 - обработка полученной информации.

В итоговом документе, отчете отражаются данные о времени и месте, ситуации и способах наблюдения, приводится характеристика наблюдаемых ситуаций, отмечаются элементы новизны полученных и выводы.

Эксперимент - это опыт, воспроизводство объекта познания, провер­ка гипотезы.

  В современной социокультурной ситуации, когда перед работниками культуры стоят задачи, которые не могут быть решены давно сложившимися, зачастую стереотипными методами, используется эксперимент. В связи с необ­ходимостью выработки новых методов возрастает значимость эксперимента, который позволяет не только получить новые результаты, но и существенно ог­раничить сферу применения так называемого метода проб и ошибок, приводя­щего, как правило, к нерациональному расходованию сил и средств.

Характерными признаками значимости экспериментальных иссле­дований можно считать:

1) способ формирования условий (естественные, искусственные)

2) цель исследования (преобразующая, констатирующая, контроли­рующая, поисковая.)

3) форму проведения (лабораторная, полевая.)

4) структуру изучаемых объектов и явлений (простая, сложная).

5) количество варьируемых факторов (однофакторные, многофактор­ные);

В практике социологических исследований наиболее часто используют­ся следующие типы экспериментов:

·   естественный эксперимент, который проводят в естественных усло­виях существования объекта исследования.

· преобразующий (созидательный) эксперимент, который предусматри­вает активное изменение структуры и функции объекта исследования в соот­ветствии с выдвинутой гипотезой формирования новых связей и отношений между компонентами объекта или другими объектами.

· натуральный эксперимент,связан с введением в какой - то рабочий процесс преобразований. Например, проверяется на практике эффективность новой формы работы. При этом важно определить показатель результативности использования новой формы, проявленный интерес и участие в ней посетителей досуговых учреждений, удовлетворение культурных потребностей населения и т.д.

· информационный экспериментиспользуется для изучения воздейст­вия определенной (различной по форме и содержанию) информации на объект исследования. С его помощью изучается изменения состояния объекта исследо­вания под влиянием сообщаемой ему информации.

· поисковый экспериментпроводится в том случае, когда затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление, вследствие отсут­ствия достаточных предварительных данных. По результатам этого экспери­мента устанавливается значимость факторов, осуществляется их ранжировка.

· педагогический экспериментпроверяет или устанавливает зависи­мость между тем или иным педагогическим воздействием или условиями вос­питания обучения и их результативности. Основная задача - изучение степени влияния педагогического воздействия.

· методический эксперимент - фиксация наличия или отсутствия опре­деленной взаимосвязи между приемами, формами, способами получения мето­дической информации и степени ее использования в практической деятель­ности.

Как правило, задачи, решаемы с помощью эксперимента, связаны с из­мерениями, поэтому конечный результат во многом зависит от сопоставимости данных. Точная фиксация экспериментальных условий, их стабильность позво­ляют измерять, контролировать ход процесса, обеспечивать получение верных результатов. Одним из показателей устойчивости эксперимента является воз­можность его воспроизведения в аналогичных условиях.

Контент-анализ - это анализ содержания массовых совокупностей текстов с использованием формализованного наблюдения и статистических процедур в социологических целях.

Характерные особенности метода проявляются в нахождении и выделе­нии в тексте определенных смысловых понятий единиц анализа, представляю­щих интерес для исследователя, а также выявления частоты их употребления в документе в зависимости от его содержания.

Контент-анализ способствует выявлению объективной картины в мире книжных, журнальных, газетных публикаций о досуге, выявлению положительного опыта, нерешенных проблем, проведению сравнительного анализа со­циальной значимости различных видов досуговой деятельности личности, группы, общности. Способствует теоретической разработанности различных сторон содержания культурно – досуговой  деятельности.

  Методика проведения контент-анализа:

1) отбор текстов для анализа. На этой стадии путем простого просмотра газет за определенный период отбирают тексты, которые содержат необходи­мую для анализа информацию.

2) разработка системы индексов. Суть этой операции состоит в том чтобы составить перечень числовых обозначений для структурных единиц тек­ста, которые впоследствии станут предметом анализа.

3) на основании предварительного прочтения текстов и уточнения ин­дексов их дальнейшей маркировки составляются карточки первичного учета текстовой информации.

4) на основании карточек первичного учета текстовой информации со­ставляется сводная таблица, которая строится по методу перекрестного анали­за данных

Опрос - метод сбора первичной информации об объективных или субъ­ективных фактах со слов опрашиваемого. Основные средства: интервью, беседа, анкетирование.

Требования к содержанию:

1. строгая ограниченность рамок опроса темой и временем

2. от последовательности вопросов зависит интерес к разговору или предмету опроса.

3. вопросы должны быть ясными, четкими, понятными для респондентов;

4. вопросы должны логически вытекать один из другого.

5. нужно включать только те вопросы, на которые нельзя получить от­веты иначе, чем при опросе.

6. смысл вопроса должен быть понятен респонденту, соответствовать уровню образования и культуры.

7. вопросы должны задаваться нейтрально, чтобы не прослеживалось мнение исследования.

8. в закрытых вопросах следует предлагать равноценные варианты от­ветов.

Таким образом, можно сделать вывод, что овладения методами диагно­стики плодотворно повлияет на содержательное наполнение досуга, сломает сложившиеся стереотипы в деятельности работников социально - культурных учреждений, вызовет потребность творческого поиска нового с опорой на са­модеятельность и инициативу конкретного человека.

Лекция 3

Моделирование деятельности детей дошкольного возраста в условиях культурно - досуговых учреждений

Дошкольный возраст (3 - 7) лет - период пробуждения и расцвета позна­вательных, творческих, эмоциональных способностей ребенка.

Особенности данного возраста:

• высокая эмоциональность;

• впечатлительность;

• подвижность;

• появление высших социальных чувств (сочувствие, сопереживание, лю­бовь не только к близким, но и более широкому кругу людей);

• зарождение осознанности поведения;

• развитие умения заранее намечать цели и достигать их;

• любознательность.

На основе восприятия и образного мышления развивается творческое во­ображение: ребенок учиться преобразовывать явления окружающего мира, учится фантазировать, создавать новые образы.

К концу дошкольного возраста складываются новые формы познания:

• умение наблюдать;

• последовательно рассуждать;

• делать правильные выводы;

• усваивать способы произвольного запоминания.

На протяжении дошкольного возраста интенсивно протекают процессы созревания детского организма.

В концепции дошкольного воспитания могут быть обозначены следую­щие задачи:

• укрепление и охрана здоровья ребенка (физического, психического), эмо­ционального благополучия;

• развитие его способностей к сотрудничеству с другими людьми, как детьми, так и взрослыми (коммуникативность);

• развитие воображения, творческих способностей ребенка;

• приобщение к общечеловеческим ценностям.

В этот период развития происходит переход от деятельности, произво­димой совместно с взрослыми и при их непосредственной помощи, к деятель­ности, осуществляемой ребенком самостоятельно, но по указанию и под руко­водством взрослых.

В период 4-5 лет жизни у ребенка формируются основы личности, а к 6-ти годам все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая.

Развитие дошкольника отличается разнообразием и динамичностью. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в са­мых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности.

Развитие дошкольника отличается разнообразием и динамичностью. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в самых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности ребенка: игра, рисование, аппликация, конструирование. Овладение, которыми является показателем развития ребенка.

В оценке уровня развития любого вида детской деятельности можно выделить две важнейшие  характеристики:

1. Степень освоения деятельности как способа передачи ребенка своего видения действительности; (например: в конструировании ребенок передает свое представление об устройстве дома, машины, гаража);

2. Уровень освоения операционально-технической стороны деятельности, т.е. овладение необходимыми навыками (например: в рисовании это может быть владение техникой изображения гуашью, карандашом, акварелью).

Основные направления деятельности учреждений культурно – досуговой сферы с детьми возраста:

 1.Развитие познавательных способностей.

Это направление деятельности представлено в практике работы учреждений культуры и дополнительного образования такими формами деятельности где происходит:

· знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта детей;

· установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;

· удовлетворение первых проявлений избирательный интересов детей;

· формирование положительного отношения к окружающему миру ("мир природы", "мир человека").

2. Развитие эмоциональных способностей.

В дошкольном возрасте очень важно формировать легкость общения, уравновешенность, решительность, умение понимать чувства других, снимать детские страхи

Развитию эмоциональной сферы ребенка могут способствовать:

· правильно подобранные игры и игрушки,

· сказки, как механизм развития в ребенке понимание внутреннего мира, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.

· домашние животные.

· рисование.

· движение и танцы.

3. Развитие творческих способностей.

 Дети дошкольного возраста уже умеют не только воссоздавать образы, но и воображать творчески., поэтому необходимо помочь ребенку использовать возможности воображения для саморазвития. В практике деятельности учреждений досуга с этой возрастной группой преобладает именно художественная деятельность потому, что вся художественная деятельность строится на активном воображении и творческом мышлении.

Организационные формы деятельности учреждений дополнительного образования с дошкольниками не очень разнообразны. В основном это студии и курсы (школы), работающие в режиме развивающей деятельности и подготовки ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе. Разнообразие в работе с дошкольниками может внести главный метод, который используется для этой возрастной группой – игровая деятельность.

Л.С.Выготский писал;, что если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник может обучаться по такой программе, только если она превращается в его собственную. Это означает, что ребенок может усваивать знания, умения, навыкитолько при условии, если они даются ему в интересной увлекательной форме, особенно в форме игры.

Индивидуальная игра – это деятельность, в которой ребенок может свободно выразить себя. В игре появляется важнейшая способность – действовать в плане представлений, т.е. ребенок, действуя с одним предметом, представляет на его месте другой. Он "видит" себя в разных ролях себя, строит в воображении сюжет игры. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Он заинтересован собственной игрой, ее процессом, может создать замысел игры и реализовать его. Он сам выполняет необходимые ему действия, переживает свои неудачи и поражения. Именно игра делает ребенка самостоятельной личностью. Развиваются мышление, воображение, внимание, память и речь, т.е. создавая общий замысел игры, ребенок планирует его выполнение, творчески импровизирует по ходу игры.

Но в игре ребенок не просто остается один на один со своими фантазиями выдумками: игра предполагает наличие партнеров. Поэтому она предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка, ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. В игре ребенок учится управлять своим поведением, кроме того, принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для этой роли нормы поведения. Поэтому в развитии ребенка решающее значение имеет групповая игра. В ней происходит общение со сверстниками, позволяющее ребенку примерять разные роли, развивать фантазию. Благодаря этому виду игр закладываются чувства справедливости, понимание как соответствовать правилу. У дошкольников складываются основные психические новообразования:

· ориентация на окружающих людей,

· умение вставать на позиции другого человека,

· способность контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Психолог Л. С. Выгодский подчеркивал, что "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений комбинирование их и построений из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка"

 Игра на протяжении дошкольного возраста изменяется по этапам, проходя сложный путь от простейших игровых действий с предметами – заместителями до игр с развернутыми сюжетами и правилами.

Таким образом, видно, что, с одной стороны, уровень развития игры является важнейшим показателем развития ребенка, а с другой стороны, в игре раскрываются существенные характеристики умственного и социального развития ребенка.

Игра – это основной метод деятельности с дошкольниками, и его практика использования настолько разнообразна, что можно выделить несколько групп игр:

а. по роли в них участников:

· творческие;

· с готовым содержанием и правилами;

б. по педагогическому назначению:

· дидактические;

в. по используемым средствам:

· строительно-конструктивные;

· настольные;

· музыкальные;

· театрализованные;

· подвижные (в том числе):

· спортивные;

· коррекционные;

· лечебные

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Такие явления как демографический спад, массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушений психофизического и двигательно-моторного развития, отсутствие гармонично-развивающей социально-культурной среды, падение интереса родителей к художественному образованию детей и т.п. усложняют работу по воспитанию и развитию дошкольников.

Новая редакция Закона РФ «Об образовании» предлагает следующие модели деятельности с детьми дошкольного возраста для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении ребенка вы школу:

· на базе Центра развития ребенка;

· на базе дошкольного образовательного учреждения в составе группы кратковременного пребывания (на основании договора со школой);

· на базе школы в составе группы кратковременного пребывания;

· на базе школы - сада, прогимназии;

· в условиях домашнего воспитания;

· на базе учреждений дополнительного образования.

Где бы не осуществлялась работа с дошкольниками необходимо помнить, что «родовыми» чертами этого возраста являются фантазия, творческое воображений, нестандартность мышления и среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест.

Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие программы:

Программа «Мы» - программа экологического образования.

   Цель – развитие у дошкольников начал экологической культуры, экологического миропонимания, которые связаны с освоением нравственно-философской категории «Мы».

Программа имеет 3 раздела:

· «Живые… Какие мы?»;

· «Как живые приспосабливаются к среде»;

· «Мы нужны друг другу на земле»;

Программа «Наследие» - программа патриотического воспитания.

Цель – введение детей в традиционную русскую культуру, которая понимается как отечественная культура в многонациональной России, как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, ее населяющих.

Программа состоит из следующих блоков: «Круг событий»: «Семейный круг», «Встанем в круг», «Круг чтения».

      Программа «Музыкальные шедевры» - программа музыкального образования.

Цель – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа направлена на развитие творческого слышения детьми музыки, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Включает следующие темы:

  • «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей»;
  • «Песня, танец, марш»;
  • «Музыка рассказывает о животных и птицах»;
  • «Природа и музыка»;
  • «Сказка о музыке»;
  • «Музыкальные инструменты и игрушки».

 

Лекция 4

 

Этапы прохождения игры

· Модель игрового процесса

· Вхождение в ситуацию

· Проживание в ситуации

· Встраивание своего отношения к происходящему

· Анализ ситуации и рефлексия

· Рождение художественного образа

· Создание своей творческой модели

 

Эффективные формы работы с младшими школьниками:

- утренники как комплексная форма работы,

- праздники,

- игры, игровые программы,

- игры- путешествия «Мы живем в …»,

- конкурсы, турниры («Ваш шанс», «Подарок другу»);

- викторины, интеллектуальные игры («Одиссея разума», «Интеллектуальный пир»);

- фестивали («Дерзайте, Вы талантливы»);

- олимпиады («Шаг в будущее»);

- кружки.

Лекция 5

 

           Моделирование деятельности подростков в условиях

                       культурно – досуговых учреждений

 

Подростковый возраст – это период перехода от детства к юности. Обычно переходный период продолжается 2 – 3 года.

Нижняя граница возраста 11– 12 лет, верхняя 13 – 14 лет.

Подростковому возрасту присуще стремление к самоуправлению, к самостоятельности через освоение какого – либо вида деятельности.

Проблемы подросткового возраста связаны с появлением «Я», выбором смысла жизни, с формированием ценностных ориентаций, самореализацией и самоопределением, взаимоотношения «Я и другие».

Общая характеристика этого возраста;

· Разумность;

· Терпимость:

· Чувство юмора;

· Проявление инициативы;

· Забота о внешности и интерес к представителям противоположного пола;

· Рост автономии от семьи и одновременно – влияние сверстников.

При работе с подростками особое значение имеет и учет особенностей     развития мальчиков и девочек в этом возрасте. Младшие подростки –мальчики (10-11 лет) нетерпеливы, независимы, беспечны, склонны к риску, во всем полагаются на себя. Их игры и занятия подчеркнуто силовые («война», спортивные игры, туристические походы, героическая литература). Девочки этого возраста наоборот сдержаны. Рассудительны, осторожны, исполнительны, способны контролировать свое поведение. Они с интересом осваивают «женские премудрости», учатся шить, готовить, вязать. К 14 годам у мальчиков возрастает уверенность в себе, он активно ищет идеал и сравнивает себя с ним, озабочен собой, во всех своих неудачах винит окружающих. Девочки этого возраста чувствительны и сентиментальны, склонны к фантазиям, идет поиск нравственного идеала, их интересует все, что расположено непосредственно около человека (дом, внешний вид, психология), к мнению окружающих прислушиваются, в неудачах обвиняют себя.

Ведущие социальные потребности так же зависят от возраста подростка:

· 11 – 12 лет - к взаимодействию в коллективе,

· 13 лет - склонность к уходу в себя, самокритичность и чувствительность к критике; зарождающийся интерес к рефлексии, критическое отношение к родителям; избирательность в дружбе; частые колебания настроений.

· 14 лет – экспансивность; общительность; возрастающая уверенность в себе; интерес к другим людям и различиям между ними; очарование словом "личность", любовь к обсуждению и сравнению себя с другими; активная идентификация себя с героями кино и литературы; интенсивный поиск нравственного идеала.

 В подростковом возрасте проблема свободного времени начинает звучать наиболее остро, т.к. жизнь подростка как бы делится на 2 части:

- учеба, труд, бытовые и семейные обязанности, контроль учителей, родителей ( олицетворение несвободы, необходимости)

- мир безграничной свободы со своим привлекательным набором ценностей ( но нет сформированных интересов и часто не на что направить энергию и становится скучно).

Своеобразие социализации подростка в среде свободной жизнедеятельности в том, что процесс освоения культурных ценностей происходит достаточно стихийно и малоорганизованно. Проблема в том, что организованные формы досуговой деятельно


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.245 с.