Современное законодательство о сохранении культурного наследия народов России. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Современное законодательство о сохранении культурного наследия народов России.

2019-08-03 428
Современное законодательство о сохранении культурного наследия народов России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сравнительный анализ работы музея, галереи, выставки.

Художественные галереи и художественные музеи - это оба места, чтобы увидеть и испытать искусство. Галереи и музеи имеют некоторые характеристики; например, работы, как правило, показаны в нетронутых пустых пространствах с минимальным отвлечением и контролируемым освещением, чтобы продемонстрировать экспонируемое искусство. Эта контролируемая настройка позволяет публике заниматься искусством в специально созданной эстетической среде.

Несмотря на эти очевидные сходства, между картинной галереей и художественным музеем существуют некоторые существенные различия.

Что такое художественная галерея?

Художественная галерея - это небольшой бизнес, который продает искусство, которое он демонстрирует. Прибыль, полученная от продаж, будет покрывать эксплуатационные расходы для управления этим бизнесом, и в успешной галерее также будет прибыль.

В художественной галерее также есть конюшня художников, объединенная некоторыми критериями, такими как тон или чувство художественных работ; общий фон художников; или общий стиль, технику, средний или аналогичный прогноз. Художники обычно получают оплату за свою работу, когда она приобретается, минус процент, полученный галереей за представление художника и показ его или ее работы.

Большинство галерей имеют конкретную художественную направленность. Например, некоторые галереи могут специализироваться только на современном искусстве, в то время как другие будут показывать только пейзажную живопись. Некоторые из них посвящены одной или группе отдельных художников. Галерея обычно проводит ежемесячную выставку, рекламируя ее печатными рекламными объявлениями и телефонными звонками потенциальным коллекционерам и прессе, а также проводит художественное открытие.

Галереи становятся маркой, представляющей определенную эстетическую точку зрения.

В конечном счете, тем не менее, художественная галерея находится в бизнесе, чтобы продвигать своих художников и продавать свои работы. Сотрудники галереи также проводят много времени с потенциальными клиентами в обучении их об их конюшне художников.

Кто такой куратор

Куратор — это важная фигура в международной системе искусства. Исторически куратор вырос из хранителя музея, историка искусства, художественного критика. Он создает выставочные и исследовательские проекты, пишет профессиональные искусствоведческие, критические и теоретические тексты. Моя коллега Екатерина Иноземцева однажды правильно заметила, что куратор — это человек с особенной сенсорикой. С особым ощущением искусства, пространства, современности. Но если для удобства попытаться изыскать аналог, то куратора можно сравнить с кинорежиссером. И тот, и другой определяют содержание и судьбу события, выстраивают сценографию и процесс, дирижируют командой, в которую входят другие яркие, интересные люди.

Как кураторы появились в России

Золотым веком российского и, наверное, международного кураторства были 90-е годы. После перестройки в Россию стали приезжать иностранные эксперты. Они сообщили нашим современным художникам, что с ними будет работать какой-то куратор, — это звучало курьезно, потому что в советское время куратором назывался человек, представляющий интересы КГБ, в том числе и в культурных организациях. Первые российские кураторы — это люди, которые знали историю искусства и хорошо владели иностранными языками. В 90-е годы художественная сцена была молодой, профессия только зарождалась — кто-то нарекал себя куратором только потому, что дружил с художниками и умел повесить картины на стену. Но история все расставила на свои места.

Куратор — это профессия?

В свое время этот вопрос вызвал много обсуждений. На эту тему был выпуск Manifest Journal, первого журнала, посвященного исключительно кураторству. Большинство приглашенных авторов пришли к выводу, что кураторство — не в полном смысле профессия. Важную роль играет не столько знание теории, сколько та самая сенсорика, а также темперамент и обаяние человека, умение строить отношения, артистизм. Но все-таки, чтобы стать куратором, мне кажется, нужно делать то, чем систематически занимаются кураторы: писать в профильные издания и организовывать выставки, пусть и небольшие. Хотя бы у себя на кухне, как начинал знаменитый Ханс-Ульрих Обрист. Выдающийся социолог Энтони Гидденс в свое время предложил логику экспертных систем. Твоя работа «засчитана», если ее оценит и примет экспертное сообщество, — к примеру критики, которые пишут рецензии в Flash Art или Harper's Bazaar Art, или другие кураторы. Неважно, похвалили они тебя или разнесут в пух и прах, — они обратили на тебя внимание, тем самым встроив в систему. Чтобы считаться носителем профессии, важна системность и встроенность в профессиональную среду. Это как в бассейн ходить: если ты плаваешь раз в месяц, это не значит, что ты пловец.

Ошибки кураторов

Кураторы почти евгенически соблюдают чистоту профессии. Поэтому плохих, интеллектуально беспомощных кураторов называют exhibition maker — это такой внутренний сленговый термин. Какие ошибки совершают кураторы? Одна из самых распространенных — выбрать работы, а затем отдать все на откуп архитектору, который расставит их в пространстве, исходя из чистой прагматики: размера, «повесочной» площади и так далее. В результате выбранные произведения могут отвечать теме выставки, но совершенно не вступать друг с другом в диалог. Другую серьезную ошибку куратор может совершить в работе над экспликационными текстами — дать к произведениям комментарий, чересчур насыщенный смыслами, написанный громоздким научным языком. Человек приходит на выставку современного искусства, встречает множество ссылок на философов, сложную специальную терминологию. Это образует непонятную ауру, в которой часто упрекают современное искусство. Куратор должен найти правильный баланс между общей и специальной лексикой, ведь хороший, в нашем случае — русский, язык никто не отменял.

Приказ Минкультуры РФ от 8 декабря 2009 г. № 842 «Об утверждении Единых правил организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации»

В целях упорядочения деятельности музеев Российской Федерации, созданных в соответствии с Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 22, ст. 2591; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 27, ст. 3213; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616), соблюдения положений о Музейном фонде Российской Федерации и Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 179 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 8, ст. 949, 2002, № 20, ст. 1859), и реализации полномочий Министерства культуры Российской Федерации, установленных в соответствии с пунктами 5.2.4, 5.2.5 и 5.8.1 Положения "О Министерстве культуры Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2009 года № 406 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2583; 2008, № 42, ст. 4825; 2008, № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; 2009, № 6, ст. 738; 2009, № 25, ст. 3063) приказываю:

1. Утвердить Единые правила организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации (прилагаются).

2. Рекомендовать настоящие Единые правила для использования в музеях Российской Федерации.

3. Отменить:

приказ Минкультуры СССР от 17 июля 1985 года № 290 "Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР";

приказ Минкультуры СССР от 20 апреля 1987 года № 170 "О Положении о фондово-закупочной комиссии музеев системы Министерства культуры СССР";

приказ Минкультуры СССР от 15 декабря 1987 года № 513 "Об Инструкции по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР";

приказ Минкультуры СССР от 31 декабря 1987 года № 630 "О Положении о фондово-закупочной комиссии музеев системы Министерства культуры РСФСР".

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра А.Е. Бусыгина.

Министр А.А. Авдеев

Единые правила
организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации
(утв. приказом Минкультуры РФ от 8 декабря 2009 г. № 842)

I. Основные положения

1.1. Настоящие Единые правила организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации (далее - Единые правила), разработаны в целях упорядочения деятельности музеев Российской Федерации, созданных в соответствии с Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 22, ст. 2591; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 27, ст. 3213; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616), соблюдения положений о Музейном фонде Российской Федерации и Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 179 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 8, ст. 949, 2002, № 20, ст. 1859) и реализации полномочий Министерства культуры Российской Федерации, установленных в соответствии с пунктами 5.2.4, 5.2.5 и 5.8.1 Положения "О Министерстве культуры Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2009 года № 406 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2583; 2008, № 42, ст. 4825; 2008, № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; 2009, № 6, ст. 738; 2009, № 25, ст. 3063).

1.2. Основу музейных фондов составляют движимые памятники истории и культуры, содержащие ценность с точки зрения науки, истории и культуры (культурную ценность), выявленные и собранные в процессе формирования фондов, осуществляемого на основе концепции комплектования каждого конкретного музея, в том числе:

обнаруженные на территории Российской Федерации (клады и находки);

приобретенные в историко-бытовых, тематических, этнографических, археологических и естественнонаучных экспедициях;

приобретенные в результате добровольных обменов, даров, завещаний, пожертвований и т.п.;

обращенные в установленном порядке в доход государства;

приобретенные в антикварных салонах, магазинах и другим законным путем, на территории Российской Федерации и за рубежом;

находящиеся в собственности юридических и физических лиц (в соответствии с главой IV Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации музеях Российской Федерации").

1.3. Собранные предметы подлежат экспертизе в целях определения их историко-культурной, художественной и научной ценности.

Подлежащие экспертизе предметы образуют фонд временного хранения и учитываются в порядке, определенном разделом 13 Единых правил.

Экспертиза производится на основе комплексной атрибуции, основными принципами которой является установление:

авторства, темы, сюжета, стилистических особенностей, информативности (для произведений изобразительного искусства, архивных документов);

времени, места создания и бытования;

видовой принадлежности (для естественнонаучных коллекций);

материала и способа изготовления (ручной, механический, литье, ковка, чеканка, живопись, рукопись, печать и т.д.);

размера, цвета, формы, устройства;

массы драгоценных металлов и драгоценных камней;

социальной и этнической принадлежности;

принадлежности конкретному лицу (мемориальность);

типологических признаков путем сопоставления с аналогиями;

состояния сохранности.

Экспертное заключение оформляется в письменной форме и подписывается всеми лицами, проводившими экспертизу.

1.4. Экспертизу предметов, обращенных в установленном порядке в доход государства, в том числе изъятого и конфискованного оружия и патронов к нему, реплик (копий) оружия и патронов к нему, экспертизу предметов, заявленных собственниками (юридическими и физическими лицами) для включения в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также экспертизу музыкальных инструментов и смычков из собрания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов проводит или организует Министерство культуры Российской Федерации.

1.5. Состав экспертной комиссии по отнесению инструментов Госколлекции к категории с особой историко-культурной, художественной и мемориальной значимостью и перечень (список) таких инструментов утверждается Министерством культуры Российской Федерации.

Дополнения в перечень инструментов с ограниченным сроком использования вносятся на основании заключения экспертной комиссии и утверждаются Министерством культуры Российской Федерации.

1.6. Экспертизу предметов, собранных государственным или муниципальным музеем, осуществляет экспертная фондово-закупочная комиссия (далее - ЭФЗК) - постоянно действующий совещательный орган при дирекции музея, функционирующий в соответствии с Положением, утверждаемым в порядке, предусмотренным уставом музея.

Заседания ЭФЗК проводятся в соответствии с годовым планом работы музея, но не реже одного раза в квартал.

1.7. В состав ЭФЗК входят руководители структурных подразделений, в том числе филиалов, а также отдельные высококвалифицированные сотрудники музея либо отдельные эксперты, наделенные соответствующими правами приказом Министерства культуры Российской Федерации.

В качестве экспертов к участию в работе ЭФЗК могут привлекаться специалисты других музеев, органов архивной службы, научных учреждений и организаций.

Председателем ЭФЗК может быть главный хранитель или заместитель директора по научной работе, секретарем - опытный научный сотрудник.

1.8. Решения, принятые ЭФЗК, считаются правомочными при участии в заседании не менее 2/3 ее состава. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов ЭФЗК. При разделении голосов поровну решение принимает председатель ЭФЗК.

Особое мнение членов ЭФЗК, выраженное в письменной форме, приобщается к протоколу ЭФЗК.

1.9. Основными функциями ЭФЗК являются:

экспертиза историко-культурного, художественного и научного значения собранных предметов;

принятие решения о включении (не включении) прошедших экспертизу предметов в фонды музея;

определение права собственности на музейные предметы (федеральная, субъекта Российской Федерации, муниципальная).

оценка их стоимости в случае закупки;

отнесение подлежащего приему в фонды музея предмета к той или иной фондовой коллекции;

систематизация фондов музея по фондовым коллекциям и установление их шифров;

определение дополнительных сроков регистрации музейных предметов в книгах поступлений при единовременном поступлении их в большом объеме (археология, нумизматика, архивные документы, геологические, палеонтологические, ботанические, зоологические и другие образцы), когда регистрация указанных поступлений не может быть проведена в сроки, установленные Едиными правилами;

согласование внутримузейных нормативных документов по вопросам учетно-хранительской работы;

подготовка заключений о возможности (невозможности) выдачи музейных предметов в постоянное и временное пользование, их обмена или списания;

определение страховых оценок музейных предметов, выдаваемых во временное пользование, в том числе на зарубежные выставки;

рассмотрение и утверждение актов проверок наличия музейных предметов и музейных коллекций;

утверждение изменений в описании музейных предметов по результатам новой атрибуции, реставрации, научных исследований и другим причинам;

принятие решений о переводе музейных предметов из одной фондовой коллекции в другую;

принятие решений о замене (переписке) учетной документации.

1.10. ЭФЗК в пределах своей компетенции:

информирует руководство музея по вопросам, относящимся к ее компетенции;

заслушивает и дает рекомендации руководителям структурных подразделений и отдельным сотрудникам музея по вопросам учетно-хранительской деятельности и обеспечения сохранности музейных предметов и музейных коллекций;

запрашивает от руководителей структурных подразделений и отдельных сотрудников письменные объяснения о причинах утраты, порчи и разрушения музейных предметов;

вносит предложения и запрашивает дополнительные заключения, необходимые для проведения экспертизы музейных предметов и музейных коллекций;

возвращает на доработку некачественно и небрежно подготовленные к заседанию ЭФЗК документы.

1.11. Руководители структурных подразделений музея представляют секретарю ЭФЗК все необходимые материалы и предложения для включения в повестку дня очередного заседания ЭФЗК, не позднее чем за 10 дней до назначенной даты заседания.

1.12. Заключение (решение) ЭФЗК оформляется протоколом, в котором указываются фамилия, имя, отчество, должности всех присутствовавших на заседании членов комиссии и приглашенных лиц, повестка дня, аргументированное обоснование принятых решений (приложение № 1).

Протокол подписывается председателем, секретарем, всеми членами, присутствовавшими на заседании, и регистрируется в журнале регистрации протоколов ЭФЗК.

Решения ЭФЗК вступают в силу после утверждения протокола директором. Подпись директора скрепляется печатью музея.

К протоколу прилагаются:

заключение специалиста (специалистов) музея о культурных ценностях, поступивших на экспертизу ЭФЗК музея (приложение № 2);

экспертное заключение сторонних специалистов (при необходимости);

заявление владельца о передаче предметов или коллекций в качестве пожертвования, на закупку или в обмен;

ксерокопия акта приема предметов на временное хранение для рассмотрения ЭФЗК;

фотографии предметов (при необходимости).

1.13. Ведение делопроизводства ЭФЗК, хранение и использование документов, ответственность за их сохранность, а также контроль за исполнением принятых решений возлагается на председателя и секретаря ЭФЗК.

1.14. Протоколы ЭФЗК со всеми приложениями являются документами постоянного (бессрочного) хранения в отделе учета музея.

1.15. Музейные предметы и музейные коллекции, прошедшие экспертизу и включенные в состав фондов музеев Российской Федерации, Музейного фонда Российской Федерации, зарегистрированные в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации", подлежат постоянному хранению в музеях Российской Федерации.

1.16. Не допускается отражение музейных предметов на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся.

1.17. На основе настоящих Единых правил музей имеет право разработать свою инструкцию, в которой определяются особенности, касающиеся специфики хранения музейных предметов и музейных коллекций, а также культурных ценностей, не установленных настоящими Едиными правилами. Такая инструкция утверждается руководителем музея и согласовывается с учредителем.

1.18. Учет и хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, оружия, предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней в сфере действия настоящих Единых правил регулируются нормативными актами Федерального архивного агентства в ведении Министерства культуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Российской государственной пробирной палаты.

1.19. Единые правила рекомендованы для:

музеев Российской Федерации,

иных учреждений, осуществляющих функции по организации комплектования, учета, хранения, реставрации и использования музейных предметов и музейных коллекций,

организаций (выставочных залов, галерей и иных юридических лиц, созданных для осуществления культурных, образовательных и научных целей некоммерческого характера), осуществляющих хранение музейных предметов, музейных коллекций включенных в состав государственной и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, и иных культурных ценностей;

реставрационных учреждений и организаций, принимающих музейные предметы для проведения реставрационных работ.

1.20. Руководитель музея (далее - директор) организует создание надлежащих условий, необходимых для обеспечения полной сохранности музейных предметов, музейных коллекций, а также культурных ценностей (далее - музейных предметов), находящихся в музее, в том числе оснащении оборудованием для хранения учетной документации (сейфы или несгораемые шкафы), персональными компьютерами, программным обеспечением и т.д.

1.21. Заместитель директора по учетно-хранительской работе, главный хранитель фондов (далее - главный хранитель) наряду с директором обеспечивают сохранность музейных предметов, организацию их учета, хранения, изучения, консервации, реставрации и использования в соответствии с нормами и требованиями Единых правил.

1.22. Должность главного хранителя должна быть предусмотрена в штатном расписании каждого музея.

1.23. В музеях, где хранение музейных предметов осуществляется по отделам, заведующий отделом наряду с главным хранителем несет обеспечивает сохранность, учет, хранение, своевременную консервацию и реставрацию.

1.24. Заместитель директора по научной работе организует комплектование фондов музея музейными предметами, их инвентаризацию, научное изучение и публикацию.

При отсутствии в штатном расписании музея должности заместителя директора по научной работе, указанные функции осуществляет директор.

1.25. Заместители директора по административно-хозяйственной работе, капитальному строительству, главный инженер несут ответственность за обеспечение температурно-влажностного, биологического, светового режимов в помещениях музея, состояние санитарно-технического и электротехнического оборудования, своевременный ремонт помещений, снабжение хранителей, реставраторов и сотрудников отделов учета необходимыми материалами и оборудованием.

1.26. Заместитель директора музея по безопасности несет ответственность за организацию охраны, антитеррористической и противопожарной защиты всех помещений и объектов музея, музейных предметов, находящихся в местах экспонирования и хранилищах, обеспечивает взаимодействие с правоохранительными органами.

При отсутствии в штатном расписании должности руководителя службы безопасности, указанные функции возлагаются на заместителя директора по административно-хозяйственной работе или другое должностное лицо в соответствии с приказом директора музея.

1.27. Должностные лица, указанные в пп.1.25. и 1.26. Единых правил, все работы по обеспечению охраны и безопасности, улучшению условий хранения музейных предметов, а также работы, исполнение которых может повлечь изменение режимов хранения и обеспечения безопасности музейных предметов, обязаны согласовывать и координировать с главным хранителем.

1.28. Обо всех случаях утраты, разрушения или серьезного повреждения музейных предметов руководители музеев, учредители музеев, а также собственники музейных предметов, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, обязаны информировать Министерство культуры Российской Федерации не позднее чем в 3-дневный срок с момента обнаружения происшествия, и незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

1.29. В течение 30 дней музей совместно с учредителем должны провести собственное служебное расследование в целях установления причин утраты, повреждения или разрушения музейных предметов и представить в Министерство культуры Российской Федерации следующие документы:

акт, фиксирующий обстоятельства утраты, повреждения или разрушения музейных предметов, составленный в день обнаружения;

заключение экспертов об историческом, научном, художественном и др. культурном значении утраченных, поврежденных или разрушенных музейных предметов;

заключение реставраторов о возможности (невозможности) реставрации поврежденных или разрушенных предметов;

фотографии музейных предметов и их описания, позволяющие идентифицировать предметы;

акты служб пожарной инспекции, технических, и др., составленные по установленной форме;

документ правоохранительного органа, подтверждающий возбуждение уголовного дела по факту утраты (хищение, кража, пожар).

1.30. При незначительном повреждении музейных предметов (разбилась одна из подвесок на люстре, распалась по старой склейке фаянсовая или фарфоровая тарелка и т.п.) проводится служебное расследование для установления причин повреждения. По результатам служебного расследования оформляются следующие документы:

акт, фиксирующий время и обстоятельства повреждения музейного предмета;

заключение реставраторов о характере повреждений и возможности их устранения;

фотографии поврежденных музейных предметов;

объяснительные записки должностных лиц, ответственных за сохранность музейных предметов.

справка о мерах, принятых по факту повреждения музейных предметов, в том числе об административном наказании должностных лиц, не обеспечивших сохранность музейных предметов.

1.31. Должностные лица, не обеспечившие сохранность музейных предметов, допустившие нарушение противопожарных правил и режима, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Состав музейных фондов

Основные положения

5.1. Фонды музея - научно организованная, непрерывно пополняющаяся совокупность музейных предметов, имеющих историко-культурное, художественное, научное и мемориальное значение, принятых музеем в постоянное пользование и находящихся в его оперативном управлении, пользовании или собственности.

5.2. Фонды государственных и муниципальных музеев состоят из основного фонда и научно-вспомогательного фонда.

Из состава основного и научно-вспомогательного фондов могут быть выделены предметы, подлежащие обмену на другие музейные предметы, которые фиксируются в соответствующей картотеке или описи.

5.3. В музеях естественнонаучного профиля и отделах природы историко-краеведческих музеев выделяется фонд сырьевых материалов.

5.4. В художественных музеях, комплектующих коллекцию произведений, состоящих из нетрадиционной техники и материалов (инсталляции) выделяется экспериментальный фонд.

5.5. Музейные предметы, включенные в основной фонд государственных и муниципальных музеев, входят в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

5.6. Исключение музейных предметов основного фонда из учетной документации музея производится только по приказу Министерства культуры Российской Федерации на основании соответствующей экспертизы ЭФЗК в порядке, определенном разделом 35 Единых правил.

5.7. Предметы, включенные в состав научно-вспомогательного фонда, фонда сырьевых материалов и экспериментальный фонд в состав Музейного фонда Российской Федерации не входят, но подлежат учету и хранению в соответствии с Едиными правилами.

5.6. Не является обязательным деление на фонды собраний иных юридических, а также физических лиц, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

5.7. Предметы, принятые на экспертизу ЭФЗК, находятся в фонде временного хранения.

Основные положения

10.1. Учет музейных предметов представляет собой определение их количества и состава, регистрацию в специальной учетной документации (далее - учетная документация) в целях идентификации, организации оптимального хранения, оперативного установления местонахождения, контроля за изменениями в составе и состоянием сохранности, научного изучения и эффективного использования.

10.2. Все музейные предметы, принятые музеем в постоянное или временное пользование, подлежат учету в порядке, определенном Едиными правилами.

Не допускается хранение и использование музейных предметов без учетных обозначений.

10.3. Учетные базы данных (БД) в музее обеспечивают информационную поддержку учета, ведение централизованного учета музейных предметов в автоматизированном режиме, оперативное представление сведений о наличии в музее того или иного музейного предмета.

Перечень реквизитов учетных БД формируется в соответствии с показателями основных учетных документов, установленных Едиными правилами.

10.4. Учетные БД музея должны быть совместимы с учетными БД Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации.

10.5. Учет музейных предметов, принятых в постоянное пользование, осуществляется в 3 ступени:

первая ступень учета (первичная регистрация) - актирование и регистрация в главной инвентарной книге (книге поступлений основного фонда), книге поступлений научно-вспомогательного фонда, книге поступлений фонда сырьевых материалов, книге поступлений экспериментального фонда.

вторая ступень учета - регистрация в инвентарных книгах (инвентаризация);

третья ступень учета - регистрация в специальных инвентарных книгах предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней.

10.6. Учет музейных предметов, принятых во временное пользование (на временное хранение) осуществляется в книгах поступлений предметов, принятых на экспертизу и книгах поступлений предметов, принятых во временное пользование, на основании соответствующих актов.

10.7. Учетная документация состоит из основных и вспомогательных учетных документов, подлежащих постоянному хранению в музее.

10.8. К основным учетным документам относятся:

акты приема и выдачи музейных предметов в постоянное и временное пользование;

акты приема музейных предметов и музейных коллекций на ответственное хранение;

главная инвентарная книга (книга поступлений основного фонда) с шифром "ГИК" или "КП" и коллекционные описи к ее суммарным номерам;

инвентарные книги с шифрами, соответствующими структуре основного фонда;

архивные описи на правах инвентарных книг;

специальные инвентарные книги для учета предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней;

полевые и экспедиционные описи;

книга поступлений научно-вспомогательного фонда с шифром "НВФ";

книга учета предметов, принятых на экспертизу ЭФЗК, с шифром "ВХ-ЭФЗК";

паспорт музейного предмета;

реставрационный паспорт музейного предмета.

10.9. К вспомогательным учетным документам относятся:

книга поступлений фонда сырьевых материалов с шифром "СФ";

книга поступлений экспериментального фонда с шифром "ЭФ";

книги поступлений хранительских отделов (в крупных музеях);

книга учета музейных предметов и культурных ценностей, принятых во временное пользование, с аббревиатурой "ВП";

внутримузейные акты приема и выдачи;

журналы регистрации всех видов учетной документации;

топографические описи, предназначенные для получения оперативной информации о музейном предмете на конкретном месте хранения.

10.10. К научно-справочной документации относятся различные каталоги, описи, картотеки и иные документы, используемые для получения оперативной информации о музейных предметах.

10.11. Музеи могут вести следующие виды картотек:

учетную (генеральную), содержащую информацию о музейных предметах в порядке регистрации их в книгах поступлений;

инвентарную, содержащую информацию о музейных предметах в порядке их регистрации в инвентарных книгах и специальных инвентарных книгах;

топографическую, содержащую информацию о местах хранения музейных предметов;

картотеку сохранности, содержащая информацию о физическом состоянии сохранности каждого музейного предмета на момент поступления его в музей и дальнейших изменениях сохранности, включая сведения о реставрации, консервации и профилактике;

систематическую, состоящую из авторской, именной, предметной, хронологической, по историческим периодам, географическим районам, промышленным производствам, археологическим группам и т.д.

10.12. Ведение картотек может производиться как в рукописном, так и электронном виде при наличии в музее информационной системы (БД), содержащей данные о музейных предметах по учетной документации, результатам их научного изучения, реставрации и использования.

10.13. Форма и порядок ведения основных учетных документов определены Едиными правилами и являются обязательными для всех музеев.

Форма и порядок ведения вспомогательных учетных документов разрабатываются и утверждаются музеем.

10.14. Оформление учетных документов может производиться как в рукописном, так и в печатном виде (машинопись, компьютерная распечатка).

10.15. Главная инвентарная книга (книга поступлений основного фонда) ведется исключительно в рукописном виде.

10.16. Музей может формировать копию главной инвентарной книги (книгу поступлений основного фонда) в электронном виде для использования ее в качестве рабочего экземпляра.

10.17. Рукописные тома книг учета, относящихся к основным учетным документам, до их заполнения должны быть прошнурованы, пронумерованы, заверены подписями директора, главного хранителя, заведующего отделом учета, скреплены печатью музея, утверждены и скреплены печатью учредителя (приложение № 3).

Все книги учета изготовляются из высококачественной бумаги и оформляются в твердые переплеты.

10.18. Рукописные тома книг учета, относящихся к вспомогательным учетным документам, до их заполнения должны быть прошнурованы, пронумерованы, заверены подписями главного хранителя и заведующего отделом учета, утверждены директором и скреплены печатью музея.

10.19. Акты приема и выдачи музейных предметов в постоянное и временное пользование, а также акты приема на ответственное хранение составляются не менее чем в двух экземплярах, подписываются лицами, принявшими и сдавшими предметы, визируются или подписываются главным хранителем, утверждаются директором, скрепляются печатью музея и регистрируются в соответствующей журнале регистрации актов. Все подписи на актах должны быть расшифрованы.

Способ нумерации актов (валовая или ежегодная) определяется внутримузейной инструкцией.

В конце текущего года листы актов вместе с приложениями нумеруются постранично, брошюруются, к ним составляется опись, которая подписывается главным хранителем, заведующим отделом учета, утверждается директором и скрепляется печатью музея.

Внутримузейные акты утверждаются главным хранителем. В случае если главный хранитель фондов является ответственным хранителем включенных в акт музейных предметов, акт утверждается директором музея.

10.20. Порядок заверения главной инвентарной книги (книги поступлений основного фонда), которую ведут юридические и физические лица, являющиеся собственниками музейных предметов, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается собственником музейных предметов.

Записи в главной инвентарной книге (книге поступлений основного фонда) книге должны соответствовать списку, прилагаемому к приказу Министерства культуры Российской Федерации о включении данных культурных ценностей в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

10.21. Инвентарные книги, специальные инвентарные книги, книга поступлений научно-вспомогательно


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.