Ораторское искусство древнего Рима — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Ораторское искусство древнего Рима

2019-07-12 86
Ораторское искусство древнего Рима 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цицерон

цицерон оратор искусство риторический

Содержание

 

Введение

1. Ораторское искусство древнего Рима

2. Марк Туллий Цицерон - величайший оратор Древнего Рима

3. Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона

4. Язык и стиль речей Цицерона.

5. Риторические произведения Марка Туллия Цицерона

6.Красноречие великого оратора

7. Успех Цицерона

Заключение: тщеславие Цицерона

Литература

 


“Красноречию свойственно увлекать за собой сердца и трогать их всяческим способом. Оно то врывается в мысли, то вкрадывается в них, сеет новое убеждение, исторгает укоренившееся.”

Цицерон

Введение

 

Творчество Цицерона – оратора, по общему признанию, не имевшего себе равных; государственного деятеля, погруженного в яростные схватки, подчас сопряженные со смертельным риском; философа, который то считался глубоким и оригинальным, то навлекал на себя презрительные обвинения в неспособности понять учения великих греческих мыслителей; теоретика красноречия, а тем самым и всей отразившейся в нем великой культуры - подвергалось долгому изучению, тщательному анализу и толкованию частностей.

Речи Цицерона проходят через всю его жизнь, и блеск красноречия, изощренность доказательств, гармоническое строение ритмически организованных периодов вполне достойны стать самостоятельным предметом исследования. Но едва закончен анализ формы, становится ясно, что каждая из речей в большей или меньшей мере принадлежит также к событийной истории. Возникшие из вполне конкретных обстоятельств, из определений судебною - правовой ситуации, они могут быть по-настоящему поняты лишь в связи с условиями, в которых были произнесен, почему и породили, начиная с античности, многочисленные комментарии и толкования. Уже в правление Нейрона историк и эрудит Асконий Педиан составил комментарий к речам, содержавший разнообразные сведения о времени и обстоятельствах их произнесения, вплоть до подробностей, порой весьма забавных. При чтении этих отрывков становится ясно, что какой бы ни была речь, объясняемая Асконием - политической, судебной защитительной или, как в случае с Верресом, Гайем ((ок. 115-43) пропретором из Сицилии (73-71), обвинявшимся в злоупотреблении властью), судебной обвинительной, - каждая из них представляла собой общественный акт, ибо задач всегда состояла в том, чтобы убедить - судей, граждан, собравшихся перед рострами, или сенаторов в курии.

Талант Цицерона, весь дух, разлитый в его творчестве, формировалось, и зрели в смутные времена, и пока этот талант и этот дух мужали и крепли, вокруг распадался мир.


Язык и стиль речей Цицерона

Для политического и особенно судебного оратора важно было не столько правдиво осветить суть дела, сколько изложить его так, чтобы судьи и публика, окружавшая судебный трибунал, поверили в его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосом народа и не могло не оказать давления на решение судей. Поэтому исход дела зависел почти исключительно от искусства оратора. Речи Цицерона, хотя и были построены по схеме традиционной античной риторики, дают представление и о тех приемах, которыми он достигал успеха.

Цицерон сам отмечает в своих речах «обилие мыслей и слов», в большинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое освещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное значение рассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией, часто извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматические эпидозы, образы, придающие речам художественную форму.

В речи против Верреса Цицерон рассказывает о казни римского гражданина Гавия, которого не имели права наказывать без суда. Его секли па площади розгами, а он, не издавая ни одного стона, только твердил: «Я римский гражданин!». Возмущаясь произволом, Цицерон восклицает: «О сладкое имя свободы! О исключительное право, связанное с нашим гражданством! О трибунская власть, которую так сильно желал римский плебес и которую наконец ему возвратили!» Эти патетические восклицания усиливали драматизм рассказа.

Таким приемом варьирования стиля Цицерон пользуется, но редко. Патетический тон сменяется простым, серьезность изложения— шуткой, насмешкой.

Признавая, что «оратору следует преувеличить факт», Цицерон в своих речах считает закономерной амплификацию— прием преувеличения. Так, в речи против Катилины Цицерон утверждает, что Катилина собирался поджечь Рим с 12 сторон и, покровительствуя бандитам, уничтожить всех честных людей. Цицерон не чуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противников обвинение в его неискренности, в ложной слезливости. Желая вызвать жалость к обвиняемому в речи в защиту Милона, он говорит сам, что «от слез не может говорить», а в другом случае (речь в защиту Флакка) он поднял на руки ребенка, сына Флакка, и со слезами просил судей пощадить отца.

Применение этих приемов в соответствии с содержанием речей создает особый ораторский стиль. Живость его речи приобретается благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому употреблению греческих слов. Порой речь состоит из коротких простых предложений, порой они сменяются восклицаниями, риторическими вопросами и длинными периодами, в построении которых Цицерон следовал Демосфену. Они разделяются на части, обыкновенно имеющие метрическую форму и звучное окончание периода. Это создает впечатление ритмической прозы.

Риторические произведения

 

В теоретических трудах о красноречии Цицерон обобщил те принципы, правила и приемы, которым следовал в своей практической деятельности. Известны его трактаты «Об ораторе» (55 г.), «Брут» (46 г.) и «Оратор» (46 г.).

В них обсуждаются различные приёмы и стили риторского искусства, а также нарисован идеальный образ оратора. Для Цицерона идеальный оратор одновременно и идеальный человек Он должен обладать тем качеством, которое по-латыни называется труднопереводимым словом humanitas. Оно означает, что внимание и жизненные интересы человека обращены на мысль и чувство, на устроение собственной души и разума (это слово близко к понятию «интеллигентность»; от него образовано прилагательное «гуманитарный»). Цицерон в трактатах «О границах добра и зла», «О дружбе», «Об обязанностях» указывает путь к такому идеалу. Это соединение риторики с философией, причём философия должна служить не умозрительному постижению отвлечённых истин, а представлению о правильном и неправильном, должном и недолжном.

Произведение «Об ораторе» в трех книгах представляет собой диалог между двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона—Лициннем Крассом и Марком Антонием, представителями сенатской партии. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратором может быть только разносторонне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видит политического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданских войн.

В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей.

В трактате «Брут», посвященном своему другу Бруту, Цицерон говорит об истории греческого и римского красноречия, останавливаясь более подробно на последнем. Содержание этого сочинении раскрывается в другом его наименовании—«О знаменитых ораторах». Большое значение этот трактат получил в эпоху Возрождения. Цель его— доказать превосходство римских ораторов перед греческими.

Цицерон считает, что недостаточно одной простоты греческого оратора Лисия,— эта простота должна быть дополнена возвышенностью и силой выражения Демосфена. Давая характеристику множеству ораторов, он считает себя выдающимся римским оратором.

Наконец, в трактате «Оратор» Цицерон излагает свое мнение о применении различных стилей в зависимости от содержания речи, с целью убедить слушателей, произвести впечатление изяществом и красотой речи, и, наконец, увлечь и взволновать возвышенностью. Большое внимание уделяется периодизации речи, подробно излагается теория ритма, особенно в концовках членов периода.

Когда речь заходит о предметах теоретических (трактаты «Тимей», «О природе богов», «О судьбе», «О гаданиях»), Цицерон излагает устами своих персонажей позиции разных философских школ, не отдавая предпочтения ни одной из них. Он как бы говорит: положительное знание в этих вопросах человеку не дано, и, в сущности, не важно, что он думает по этому поводу, если хорошо различает добро и зло, помнит о верности, долге и справедливости. В диалоге «О старости» («Катон») автор убеждает читателя, что не нужно бояться смерти, так как либо загробной жизни вообще нет, либо справедливого после смерти ждёт блаженство. Презрение к смерти, боли и другим несчастьям — тема одного из его лучших диалогов «Тускуланские беседы» (назван по поместью Тускулы, где происходит действие).

Дошедшие до нас труды оратора имеют исключительную историческую и культурную ценность. Уже в средние века, а особенно в эпоху Возрождения, специалисты интересовались риторическими и философскими сочинениями Цицерона, по последним знакомились с греческими философскими школами. Гуманисты особенно ценили стиль Цицерона.

Блестящий стилист, умеющий выражать малейшие оттенки мысли, Цицерон явился создателем того изящного литературного языка, который считался образцом латинской прозы. В эпоху Просвещения рационалистические философские взгляды Цицерона оказали влияние на Вольтера и Монтескье, написавшего трактат «Дух законов».

Успех Цицерона

 

Великий древнеримский оратор и философ Цицерон от рождения обладал не только тихим, едва слышным голосом, но и сильно картавил. При выступлении он сильно волновался, да так, что одно его плечо начинало подергиваться, что служило предметом постоянным насмешек окружающих. Чтобы избавиться от этого недостатка, во время репетиций Цицерон вешал над плечом остро заточенный меч, и таким образом справился со своим недугом. Чтобы сделать свой голос громким, он тренировался на берегу бушующего моря, и в результате он смог научиться говорить громче любой самой шумной толпы. Цицерон постоянно перекатывал во рту камешки и проговаривал свои речи, чтобы избавиться от картавости. Он смог стать великим оратором – со всей Римской империи люди съезжались, чтобы послушать и посмотреть, как выступает Цицерон. «Поэтами рождаются, ораторами становятся», - сказал Марк Туллий Цицерон.

Чем же все-таки были обусловлены престиж и влияние, которыми столь явно пользовался Цицерон? Сказать, что он добился их своим красноречием, значит, еще ничего не сказать. Подлинно красноречив тот, кто умеет убеждать. Почему умел убеждать Цицерон? Потому что умел придавать гармонию словам и звукам? Подобная гармония, красота речи, то изящная, то суровая, разумеется, играли свою роль, но играли ее потому, что выражали нечто иное и больше. Столь постоянный успех мог объясняться лишь тем, что Цицерон воплощал силу, ранее никогда столь ясно не выступавшую, как бы разлитую в общественном сознании римлян и носившую преимущественно нравственный характер, подобно той, что оставалась у победоносного полководца после того, как бывали, забыты насилия, им причиненные, и кровь им пролитая. Авторитет Цицерона зиждился, на присущих ему умеренности. предусмотрительности и ясности взгляда, на его мужестве и чувстве справедливости, основанном на законе и праве, которые все вместе составляли особого рода мудрость. Он делом доказал, что обладает каждым из этих свойств. Те особенности его поведения во время гражданской войны, например, которые принято рассматривать как нерешительность, объясняются не боязнью действия, а отвращением к насилию - отнюдь не свойственным экстремистам, окружавшим Помпея. В судебных речах, произнесенных им на протяжении жизни, он стремился защищать закон и справедливость - во всяком случае, таково было впечатление, им производимое. Во времена Верреса он пытался бороться против тирании и произвола при управлении провинциями, «которые вошли в обычай. Во времена Катилины он сумел обнаружить заговор, и если ликвидировал его не сразу, то это объяснялось осторожностью, без которой вину заговорщиков так и не удалось бы доказать. В эти же трудные дни он в отличие от большинства тех. Кто его окружал, а также, скорее всего от своего коллеги Гая Антония не стал искать примирения с заговорщиками, обнаружив немалое мужество и презрение к

 


Список использованной литературы

 

1. Грималь II. Цицерон. - М.: Молодая Гвардия, 1991.

2. Джованьоли P. Спартак. - Минск: Мастацкая литература, 1985.

3. Советский Энциклопедический Словарь / Под ред. М. А.М.Прохоровая Советская Энциклопедия, 1985.

4. Энциклопедия. Всемирная литература. Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

5. Марк Тулий Цицерон. Об ораторе / Три трактата об ораторском искусстве. — М.: Ладомир, 1994

6. "Оратор" Марк Тулий Цицерон

7. Цитаты и изречения об ораторском искусстве

8. Шейнов В.П. Риторика. – Минск, 2000.

1. 9. Петров О.В. Риторика. – М., 2001.

Размещено на Allbest.ru

Цицерон

цицерон оратор искусство риторический

Содержание

 

Введение

1. Ораторское искусство древнего Рима

2. Марк Туллий Цицерон - величайший оратор Древнего Рима

3. Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона

4. Язык и стиль речей Цицерона.

5. Риторические произведения Марка Туллия Цицерона

6.Красноречие великого оратора

7. Успех Цицерона

Заключение: тщеславие Цицерона

Литература

 


“Красноречию свойственно увлекать за собой сердца и трогать их всяческим способом. Оно то врывается в мысли, то вкрадывается в них, сеет новое убеждение, исторгает укоренившееся.”

Цицерон

Введение

 

Творчество Цицерона – оратора, по общему признанию, не имевшего себе равных; государственного деятеля, погруженного в яростные схватки, подчас сопряженные со смертельным риском; философа, который то считался глубоким и оригинальным, то навлекал на себя презрительные обвинения в неспособности понять учения великих греческих мыслителей; теоретика красноречия, а тем самым и всей отразившейся в нем великой культуры - подвергалось долгому изучению, тщательному анализу и толкованию частностей.

Речи Цицерона проходят через всю его жизнь, и блеск красноречия, изощренность доказательств, гармоническое строение ритмически организованных периодов вполне достойны стать самостоятельным предметом исследования. Но едва закончен анализ формы, становится ясно, что каждая из речей в большей или меньшей мере принадлежит также к событийной истории. Возникшие из вполне конкретных обстоятельств, из определений судебною - правовой ситуации, они могут быть по-настоящему поняты лишь в связи с условиями, в которых были произнесен, почему и породили, начиная с античности, многочисленные комментарии и толкования. Уже в правление Нейрона историк и эрудит Асконий Педиан составил комментарий к речам, содержавший разнообразные сведения о времени и обстоятельствах их произнесения, вплоть до подробностей, порой весьма забавных. При чтении этих отрывков становится ясно, что какой бы ни была речь, объясняемая Асконием - политической, судебной защитительной или, как в случае с Верресом, Гайем ((ок. 115-43) пропретором из Сицилии (73-71), обвинявшимся в злоупотреблении властью), судебной обвинительной, - каждая из них представляла собой общественный акт, ибо задач всегда состояла в том, чтобы убедить - судей, граждан, собравшихся перед рострами, или сенаторов в курии.

Талант Цицерона, весь дух, разлитый в его творчестве, формировалось, и зрели в смутные времена, и пока этот талант и этот дух мужали и крепли, вокруг распадался мир.


Ораторское искусство древнего Рима

 

Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах.

Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами.

Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу. Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое. Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут». Но,к примеру, такой оратор как Цицерон выработал свой, средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления.

 

2. Марк Туллий Цицерон - величайший оратор Древнего Рима

 

В Риме, как и в Греции, ораторское слово считалось важнейшим орудием политической борьбы. Но Рим был не демократической республикой, как Афины, а аристократической: власть находилась в руках узкого круга знатных семейств, и секреты ораторского искусства передавались по наследству. Поэтому когда в Риме появились первые преподаватели риторики (разумеется, греки), которые за плату были готовы учить любого, сенат увидел в этом опасность для себя и несколько раз изгонял их из города (в 161 и 92 гг. до н. э.); так же изгоняли и греческих учителей философии — как развращающих нравы.

Однако риторика стучалась в дверь слишком настойчиво. Рим, добившись политического владычества в Средиземноморье, старательно усваивал греческую культуру, стремясь и в этой сфере если не к первенству, то по крайней мере к равноправию, а риторика (наряду с философией) была основой этой культуры. Именно под её влиянием ораторская проза стала не только фактом политической борьбы, но и литературным жанром.

Зрелости римская ораторская проза достигла при Гае Гракхе (153— 121 до н. э.). После того как враги убили в 133 г. до н. э. его брата Тиберия, он продолжил борьбу за передел италийских земель в пользу крестьян, которым Рим был обязан своими успехами в войнах и которых эти же войны разорили. Гракх писал: «У диких зверей есть норы и логова, чтобы укрыться, но у тех, кто сражается и умирает за Италию, есть только свет и воздух... Полководцы лгут, призывая их защищать могилы предков и родные святилища, — ни один из них не имеет ни отеческого алтаря, ни родовой усыпальницы... Их называют властителями Вселенной, а у них нет во владении и клочка земли».

Величайшим оратором Древнего Рима по праву считается Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.), имя которого стало нарицательной характеристикой красноречивого человека. Цицерон не принадлежал к римской знати — таких, как он, насмешливо называли homo novus (буквально «новый человек», т. е. выскочка). Положением в обществе и блестящей карьерой адвоката он был обязан исключительно природным дарованиям и образованию. Поэтому Цицерон так много сил отдал просвещению римского общества. Его риторические и философские трактаты написаны блестящей и увлекательной прозой, что, конечно, привлекало внимание публики к тем вопросам, которые ставил оратор. Но если философия в художественно совершенной форме была знакома античности по Платону, то трактатов по теории красноречия, которые были бы одновременно литературными шедеврами, никто — ни прежде, ни потом — не писал.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.