Этапы выполнения серии графических пейзажейна тему «Выксунский парк» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Этапы выполнения серии графических пейзажейна тему «Выксунский парк»

2018-01-30 973
Этапы выполнения серии графических пейзажейна тему «Выксунский парк» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж. В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы[25, 16].

Графика -это один из видов изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.Графика –искусство, в основе которого лежат линия, пятно, контраст черного и белого. Это средства выразительности графики.Графика относится к пространственным (пластическим) искусствам, то есть графическое художественное произведение имеет конкретный материальный носитель и не нуждается во временном компоненте как временные искусства, которые развиваются во времени[26,43].Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приемов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, четкость и гибкая контрастность ксилографии, легкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и т.д.).

Главные выразительные средства графики - это линия, штрих, контур, пятно, точка, тон. Графика делится на несколько видов: а) книжная графика - рисунки и иллюстрации в книгах; б) гравюра - печатное воспроизведение рисунка, выполненное различными способами гравирования на доске (деревянной, медной, цинковой, линолеуме и др.). Существует также огромное количество видов гравюр: эстамп, офорт, линогравюра, литография, репродукция; в) прикладная или промышленная графика - прежде всего это то с чем мы встречаемся повседневно этикетки на коробках, бутылках, пакетах и многое другое Наиболее отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в создании которого играет фон бумаги или, по выражению графика В.Л.Фаворского, «воздух белого листа». Графика почти всегда противится иллюзии пространства и телесности[35].

Графический пейзаж- изображение природной среды графическими материалами, чаще всего с использованием пятен, линий и штрихов. Самым распространенным графическим материалом является обыкновенный графитный карандаш, но у этого инструмента для рисования есть поистине великолепные возможности. У больших мастеров искусства карандаш обычно играл подсобную роль для набросков, эскизов и зарисовок, позволяющих потом на их основе создавать великие произведения искусства. Яркие признаки художественной выразительности в творчестве художников конца XIX начала XX в. встречаются в написании графических пейзажей. У каждого художника есть свой особый стиль. Проведя исследование о развитии рисунка пейзажа от зарождения до ХХ в. можно выявить, что графический пейзаж развивался в контексте с живописью.

Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, - «воздух белого листа»). Наиболее древний и традиционный вид графического искусства - рисунок, истоки которого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляют линия и силуэт. В задачах рисунка немало общего с живописью, а границы между ними подвижны и в значительной мере условны: акварель, гуашь, пастель и темпера могут использоваться как для создания собственно графических, так и живописных по стилю и характеру произведений.

Графика и живопись различаются разной мерой пространственности, проистекающей от различного отношения художника к изобразительной поверхности. Графика несёт не конкретный, реальный образ вещи, а как бы уподобление, иносказание, превращение, в произведениях графики возникает колебание между реальным образом и знаком [5,51].

Чаще всего в работе над графическим пейзажем современные художники и мастера прошлых лет применяли всеграфические средства: линия, штрих и тональное пятно. Выбор этих средств, связан с особенностями графического материала.Штрихи, нанесенные на бумагу карандашами или сделанные пером- тушью, акварелью при помощи кисти, зрительно воспринимается по-разному.

Тональные пятна одной силы, выполненные штрихами или акварелью, отличны друг от друга по своему звучанию. Очень важную роль в графическом пейзаже играют художественные приемы, такие как композиция, ритм, контраст, силуэт, движение[19,54]. Богатый эмоциональный строй пейзажу придают различные явления природы, как ветер, дождь, снег и т.д.Тема времен года всегда была популярна в искусстве.Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года. Во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни, и в таком аспекте весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность, а зима -конец пути –старость[23,72].

Нами была разработана серия графических пейзажей на тему «Выксунский парк». Состоит эта серия из пяти работ. Важной задачей было показать в данной серии несколько выразительных средств графики и художественных приемов. Для выполнения изображений применялись такие материалы как сухая пастель, уголь, тушь, акварель, соус и мел.Эти графические материалы позволили создать прозрачность, легкость контуров и пластичность форм.

Перед тем как работать над серией графических пейзажей выбирается подходящий мотив. В данной работе выбор мотива лег в сторону зимнего городского парка. Парк города Выксы — достопримечательность города, к тому же одна из самых старинных. Парк был разбит неподалёку от дворца братьев Баташевых в 70-х годах XVIII века. Парк разделен на 2 части: классический французский парк с липовой аллеей и лиственными деревьями и английский парк с хвойными деревьями. В парке также есть пара прудов один из которыхЛебединка- излюбленное место Выксунских художников.

После выбора мотива проводился ряд поисковых зарисовок с натуры, с целью нахождения наиболее удачных композиционных решений.Для этого были использованы различные форматы и художественные материалы.При работе над каждым окончательным рисунком в серии делалось множество набросков. В коротких набросках не изображалось много пространственных планов, достаточно было трех или даже двух. В дальнейшем готовые работы создавались по выполненным эскизам. Чтобы композиционно связать все три работы, линия горизонта во всей серии проходит примерно на одном уровне.

Этапы выполнения работы №1:

Первая работа из серии изображает вход в Выксунский парк. Вход, представляет собой небольшой архитектурный ансамбль в форме арки.Светлый по своей цветовой гамме, он хорошо контрастирует с темным дальним планом, изображающим парковые деревья. Работа выполняется пером и тушью.Тушь - это жидкая черная краска. Чтобы получить более светлые оттенки, ее разбавляют водой. Ее рисунок окончателен - его нельзя стереть - и, следовательно, при ее использовании с самого начала требуется предельная аккуратность и точность. Тушь может быть не только черной, но и разноцветной. В данной работе используется черная и белая тушь. Рисунок выполняется с помощью пера и кисти.

Этапы выполнения работы №2:

Вторая работа представляет собой зимнюю аллею парка. Выполняется графическое изображение акварелью. Благодаря акварельной воздушности и легкости, в работе появляется ощущение зимнего мороза. На первом этапе карандашом на формате А2 намечается рисунок будущей композиции. Далее по- сырому прокрывается небо. Затем, по не просохшей бумаге прокладывается светло-серебристыми тонами дальний план пейзажа. Следующим этапом является проработка деревьев на переднем плане, а после создание прозрачности падающих теней. Акварель обладает замечательными качествами, с помощью которых можно создать неповторимый образ зимнего пейзажа.

Этапы выполнения работы №3:

Центральная работа изображает пруд Лебединка в Выксунском парке. Выполнена работа сухой пастелью. Пастель как графическое средство отлично подошлане только для быстрых зарисовок, но и для выполнения более длительного изображения.В данной работе передается состояние ранней зимы, когда деревья еще не успели сбросить листву, а снег уже выпал. На первом этапе выполнения данной работы подготавливается тонированная пастельная бумага формата А2 и с помощью зажимов закрепляется на планшете. Затем, выбранный эскиз будущего пейзажа переносится легкими касаниями карандаша на бумагу. Далее по бумаге наносятся крупные свето-тональные пятна всей шириной пастельного мелка. Работа ведется от общего к частному. Когда создается общий образ пейзажа, работа переходит в фазу обогащения деталями. Торцевой частью пастельного мелка создаются стволы, ветки деревьев и гладь воды, а средний и дальний планы растираются пальцем для обобщения. Затем работа закрепляется лаком и после высыхания, пастельным мелком подчеркивается передний план композиции. Пастель создает эффект мягких переходов, нежности цветав работе и очень податлива в использовании.После того как работа завершена пастельный слой снова закрепляется лаком для того чтобы не повредить рисунок.

Этапы выполнения работы № 4:

Следующая работа из серии графических пейзажей демонстрирует композицию с беседкой в зимнем парке. Зимний пейзаж монохромен и графичен по своему колориту. В таком мотиве на первый план выходит форма и пластика, нежели цвет, поэтому огромное внимание уделяется деталям и характеру деревьев. Из графических приемов используется линия, штрих и пятно. На первом этапе выполнения работы подготавливается бумага формата А2, которая натягивается на планшет. Определившись с композиционным решением, эскиз будущего пейзажа переносится на бумагу с помощью угля. Уголь- материал для рисования в виде тонких палочек, полученных из веточек ивы и других деревьев, очищенных от коры и обожженных специальным способом.Уголь, вне всякого сомнения, является наиболее древним средством графического изображения. Его использовали еще древние люди в виде головешек из костра.Данная работа велась угольным карандашом, который является гладким, также как графит. Преимущество угольного карандаша в том, что своей богатой тональностью они усиливают выразительность рисунка Этот материал отличается своей мягкостью и глубоким черным тоном, обладая большими графическими возможностями в плане передачи света и тени. Наметив углем положение основных предметов композиции, широким штрихом выполняется дальний план, который затем растушевывается пальцем. Далее прорисовываются силуэты деревьев на переднем и среднем плане, после чего изображение закрепляется лаком для волос. Поскольку изображается зимний пейзаж, то работа состоит целиком из контрастов черных стволов деревьев и белых сугробов снега, подчеркивая выразительность и красоту зимнего пейзажа.

Этапы выполнения работы № 5:

В качестве графического материала для выполнения следующей работы из серии выбран соус и мел, так как они обладают очень мягким, в отличие, например, от пастели, составом и по тонированной бумаге позволяют передать насыщенный и в тоже время мягкий по контрасту тон. В третьей работе доминантой зимнего парка является садово-парковая скульптура скрипачки. Эта скульптура располагается на небольшом холме, благодаря чему видна с далеких расстояний. На переднем плане данной работы располагаются высокие деревья, которые своим композиционным положением образуют некое окно, в котором мы рассматриваем белоснежную скульптуру скрипачки. Графическая техника изображения с помощью соуса и мела очень схожа с пастелью. Работа ведется от общего к частному. Соус в отличие от пастели обладает лучшей стойкостью, но его также нужно закреплять художественным лаком, защищающим красочный слой.

Вывод по II главе

Грамотно руководя процессом развития навыков изображения графического пейзажа у учащихся, используя различные методы и приемы обучения, педагог может добиться высоких результатов в обучении детей. Важное значениеимеет знание материально-технических средств, правильное их использование и получение навыков верного применения художественных приемов и выразительных средств графики. Овладение приемами и методами поиска новых решений обучения помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость и полнее раскрыть свои творческие возможности, которые создают творческую личность.
Искусство рисования - это удивительный процесс создания иллюзии видимого мира, основанный на реалистическом изображении. Рисунку отводится особая роль в изобразительном обучении. В системе профессионального образования и подготовки всех без исключения специалистов художественного профиля именно рисунок занимает ведущее место.
Графический пейзаж необыкновенно тонко раскрывает характер линий и форм предметов «пейзажного мира». Работая над серией графических пейзажей на тему «Выксунский парк»,большое значение уделялось разнообразию графических материалов, каждый из которых по- своему отразил настроение зимнего парка. Изучив на практике различные состояния пейзажа, можно отметить, что к каждому конкретному виду и мотиву подбирается свой графический материал, который передает общее восприятие изображения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Активизации творческих способностей учащихся было посвящено немало исследований и педагогических открытий, и данная проблема была и остается актуальной до настоящего времени. Влияние искусства на становление личности человека, его творческой составляющей действительно очень велико. Характерной особенностью искусства является отражение реальных событий в художественных образах, которые влияют на чувства ребенка, воспитывая в нем особенное отношение к жизни, помогая глубже познавать этот мир.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что в процессе рисования происходит активизация художественного творчества, поэтому преподавателям очень важно дать учащимся возможность раскрыть свои способности, занимаясь художественной деятельностью. Именно в этом и состоит одна из главных задач дополнительного образования- сформировать творческие способности детей в изобразительном искусстве.

Методы обучения графическому пейзажу предлагают уже зарекомендовавшие себя методы обучения, которые дают наилучшие результаты. Методы основываются на научных данных педагогики и психологии, формируя правила обучения. Изучая техники и приемы изображения графического пейзажа, учащиеся учатся замечать главное, характерное, опуская второстепенное и не значительное. Это позволяет им создавать выразительные и яркие художественные образы природы, отражая в них собственные чувства, мысли и переживания. В практической части работы выявлены наиболее результативные формы, методы и приемы при которых творческие и графические навыки учащихся будут протекать более успешно.

Эффективность обучения детей на уроках при работе над графическим пейзажем можно повысить, если педагог будет целенаправленно использовать наиболее оптимальные методы, приемы активизации творческой деятельности и будет акцентировать внимание учащихся на выразительные средства графики.

Большую роль в активизации творческих способностей учащихся играет авторитет и личность самого преподавателя, который всем своим поведением демонстрирует детям любовь, трудолюбие и невероятную творческую энергию, направленную на достижение высших целей.Важность изучения многообразных приемов и техник изображения графического пейзажа состоит в том, что они учат детей не только размышлять и анализировать, но и применяя свои творческие способности, создавать новые приемы и способы изображения. Обучаясь, они демонстрируют многообразие подходов к решению поставленных задач, которые основываются на индивидуальности каждого ребенка.

Путь раскрытия творческих способностей детей идет от реализации природных способностей и приводит к личностному самовыражению в изобразительном искусстве. Без активизации творческой деятельности невозможно заинтересовать и настроить ребенка на выполнение дальнейшей работы над будущим произведением. Таким образом, можно сделать вывод, что активизация творческих способностей учащихся очень важная тема, актуальность которой, по-видимому, никогда не устареет.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев, В.И. Диалектика и самовоспитание творческой личности. Казань, ГКУ, 1988. – 238 с.

2. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-воспитательной деятельности. Методическое пособие. М.,Высшая школа, 1981. - 240 с.

3.Андрианова, Т.М.Урок как творчество. М., 1989. –184 с.

4. Бесчастнов, Н.П. Графика пейзажа. М., Владос, 2005. - 98 с.

5. Выготский, Л. С. Воображение в детском творчестве. М., Просвещение, 1991. – 287 с.

6.Выготский, Л. С. Педагогическая психология//Психология: классические труды. М., 1996. – 125 с.

7.Выготский, Л.C. Психология искусства. М., Искусство, 1987. – 344 с.

8.Гальперин,П. Я. Введение в психологию. — М., Университет: Моск.психол.соц.ин-т, 2005.- 327 с.

9. Давыдова, И.В. Удивительный мир творчества. Учебно-методическое пособие для студентов пед. вузов, учителей, воспитателей, методистов, родителей. Калуга, КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. – 44 с.

10.Ильина, Т.В.. История искусств. Отечественное искусство. - М., Высш. шк, 2006. – 134 с.

11.Калошина, И.П. Психология творческой деятельности, Учеб. Пособие. М., Юнити-Дана, 2003. –430 с.

12. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество. М., Педагогика, 1990. - 140с.

13.Кудрявцев, Т.В. Творческая природа психики человека. Вопросы психологии. 1990. - №3. –с.120- 123.

14.Кулюткин, Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя.Вопросы психологии. 1996. - № 8. - с.130.

15.Кон, И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989. –255 с.

16.Кон, И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности.М., Просвещение, 1979- 175 с.

17.Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей. – 2-е изд., доп. и перераб. / В. С. Кузин. – М., Просвещение, 1999. – 180 с.

18.Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В.С. Кузин. - М., 1998- с.175

19.Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность, индивидуальные различия. Избранные труды. М., МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003.– 462 с.

20.Мамардашвили, М.К. Эстетика мышления-М.: Моск. шк. полит. исслед., 2000.–412 с.

21.Маслов, Н. Я. Пленэр. Практика по изобразительному искусству. М., Просвещение, 1984. – 120 с.

22.Матюшкин, A.M. Развитие творческой активности школьников. М., Педагогика, 1991. –153 с.

23.Неменский, Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. - М., 1987. - 255 с.

24.Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. - М., Просвещение, 2007. – 16 с.

25.Немов, Р.С. Общая психология: Учеб. для студентов образоват.

учреждений сред. проф. образования по спец. пед. и соц.-экон. Профилей. М., 2001.– 396 с.

26.Озерков, Д. Е. Неестественная природа. Испанский пейзаж XVII в. Метафизические исследования. Вып. XIII. СПб.: Алетейя, 2000. – 184 с.

27.Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока: Психол. механизмы

формирования [Текст] / Н.Н. Палагина. – Бишкек: Илим, 1992. – 123с.

28. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности. М., Знание, 1982. - 96 с.

29.Ростовцев, Н.Н.Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., Просвещение,1980. -250 с.

30.Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию.В 2 тт. Т. 1. М., Просвещение, 1980 – 160 с.

31.Рубинштейн, С. Л. «Основы общей психологии» В 2 т. М., 1989- с. 256

32. Симонов, В.П. Диагностика личности профессионального мастерства преподавателя: Учеб.пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М., Международ.пед.академия, 1995. - 189с.

33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2 тт. М., 1989. – 256 с.

34.Унковский, А. А., Смирнов, Г. Б. Пленэр. Практика по изобразительному искусству -М., Просвещение, 1981. -239 с.

35.Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности, М., Флинт», 1997. – 260 с.

Интернет- ресурсы:

36. http://endcon.my1.ru/news (Дата обращения: 27.05 16)

37.http://www.referatshop.ru(Дата обращения: 29.05 16)

38.http://www.gumer.info(Дата обращения: 17.06 16)

39.http://strana.ru(Дата обращения: 21.06 16)

40.http://www.muzeigp.ru(Дата обращения: 22.06 16)

41.http://graphic.org.ru(Дата обращения: 22.06 16)

42.http://knowledge.allbest.ru(Дата обращения: 25.06 16)

 

Р Е Ц Е Н З И Я

набакалаврскую работу студентки Дарьи Евгеньевны Маслихиной

Факультета дизайна,изящныхискусств имедиа-технологий

ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина»

Тема работы: «Активизация творческих способностей учащихся при работе над графическим пейзажем».

Выпускная квалификационная работа Маслихиной Д.Е. выполнена на актуальную на сегодняшний день тему,поскольку онаволнует многих преподавателей. В бакалаврской работе раскрыта важность активизации творческих способностей детей на занятиях изобразительного искусства

Автором проанализированы психолого-педагогические источники по проблеме активизации творческих способностей учащихся, произведен поиск новых научных знаний и составлены рекомендации по их практическому применению.

В работе раскрыты методы и приемы обучения графическому пейзажу и приведены методические рекомендации по активизации творческих способностей учащихся. Проведенные исследования показывают над какими направлениями духовного роста и развития творческих способностей детей необходимо работать.

Недостаткамиработы можносчитать:отсутствиенаучныхтрудовзарубежныхпсихологовипедагогов;авторнеоперируетнормативнымидокументами,регламентирующимипедагогическуюдеятельность.

В бакалаврской работе отражено собственное понимание и осмысление темы исследования. Изложение работы последовательное, логически стройное и соответствует цели, задачам и теме выпускной работы, которые были полностью раскрыты. Бакалаврская работа Маслихиной Д.Е. отвечает основным требованиям Положения о ВКР и может быть допущена к защите. Рекомендуемая оценка работы «отлично».

Р Е Ц Е Н З Е Н Т - _______________________________________________________________

(имя, отчество, фамилия, ученая степень, звание, должность, место работы)

М.П.

“___” ____________________ 20___ г. ________________________________

(личная подпись)

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.