Литературоведческие основы изучения художественного произведения — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Литературоведческие основы изучения художественного произведения

2019-07-12 214
Литературоведческие основы изучения художественного произведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель данного параграфа раскрыть понятия «эпос», «персонаж», «художественный образ», «композиция» и «жанр рассказ».

Понятия «художественный образ», «композиция», «персонаж» являются основами художественного произведения.

Сначала рассмотрим роды, виды и жанры художественной литературы. Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г. Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно В.Г. Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов.

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

1) можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

2) можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

3) можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию.  

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы.

 К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Рассмотрим следующую таблицу, в которой представлены жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:

 

 таблица «Роды, виды и жанры художественной словесности»

Эпос   Драма   Лирика  
народный авторский народная авторская народная авторская
Миф Поэма (эпос): Героическая Строговоинская Сказочно- легендарная Историческа Сказка Былина Дума Легенда Предание Баллада Притча Эпопея Роман: Историческ. Фантастич. Авантюрный Психологич. Р.-притча Утопический Социальный Малые жанры: Повесть Рассказ Новелла Басня Притча Баллада Игра Обряд Народная драма Раек Вертеп Трагедия Комедия: положений, характеров, масок, Драма: философская социальная историческая соц.-филос. Водевиль Фарс Трагифарс песня Ода Гимн Элегия Сонет Послание Мадригал Романс Рондо Эпиграмма

 

Эпические и лирические произведения разделяются на крупные и малые жанры в большей степени по объему. К крупным относятся эпопея, роман, поэма, к малым - повесть, рассказ, басня, песня, сонет и т.д.

Малые эпические жанры, к которым относится рассказ - это «интенсивная» по содержанию проза: у писателя ввиду небольшого объема нет возможности «растекаться мыслию по древу», увлекаться подробными описаниями, перечислениями, воспроизводить большое количество событий в деталях, а сказать читателю зачастую нужно очень много.

Для рассказа характерны следующие черты:

    небольшой объем;

    в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;

    малое число персонажей: как правило один-два центральных героя;

    автору интересна какая-то определенная тема;

    решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются «производными» от главного.

Итак, рассказ - это небольшое прозаическое произведение с одним или двумя основными героями, посвященное изображению какого-то одного события. Несколько объемнее повесть, но разницу между рассказом и повестью не всегда удается уловить: произведение А. Чехова «Дуэль» некоторые называют небольшой повестью, а некоторые - большим рассказом. Важно следующее: как писал в начале ХХ века критик Е. Аничков, «в центре рассказов стоит именно личность человека, а не целая группа людей».

 Форма рассказа лаконична, а сюжет подчас незамысловат и касается, на первый взгляд, простых отношений. Но в том-то и состоит задача писателя, чтобы в малое пространство текста заключить серьезный и нередко неисчерпаемый предмет разговора.

 Изображение повседневной жизни человека, лишенной внешних бурь и потрясений, но в рутине заставляющей человека вечно ждать никогда не наступающего счастья, стало сквозной темой рассказов А. Чехова, определившей дальнейшее развитие русской малой прозы.

 В учебном пособии «Введение в литературоведение» дается определение персонаж (герой, действующее лицо) - вид художественного образа, субъект действий, переживания, высказывания в произведении. Чаще всего литературный персонаж - это человек, но могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа, роботы и пр.  Разнообразие видов персонажа вплотную подводит к вопросу о предмете художественного познания: нечеловеческие персонажи выступают носителями нравственных, т.е. человеческих, качеств; существование собирательных героев выявляет интерес писателей к общему в разных лицах. Применительно к эпосу и драме это характер (признак, отличительная черта), т.е. общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей; высшая степень характерности - тип.

Создавая литературного героя(персонаж), писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимися, вызывающим уважение или призрение и т.д.

Таким образом, персонаж предстает, с одной стороны, как характер, с другой - как художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства.

Под персонажем в энциклопедии Википедия понимается действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т.п. Персонажем является любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства. Процесс подачи информации о персонажах в художественной литературе называется характеристикой. Персонажи могут быть полностью вымышленными или основанными на реальной, исторической основе. Персонажами могут быть люди, животные, сверхъестественное, мифическое, божественное или персонификации от абстракции.

Под «персонажем» понимают героя, действующее лицо произведении, наделенное характером, т.е. общественно значимыми чертами, проявляющимися с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей, которыми могут наделяться и животные.

«Художественный образ» - разновидность образа вообще, под которым понимается результат освоения сознанием человека окружающей действительности - определение из литературоведения.

Через «художественный образ» познается окружающая действительность.

Таким образом, «художественный образ» будем рассматривать как результат освоения сознанием автора художественного произведения окружающей действительности, с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.

В учебном пособии «Введение в литературоведении» дается определение понятия «композиция» - это соединение частей, или компонентов, в целое; структура литературно - художественной формы.

В Википедии [6] под понятием «композиция» понимается взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении, структура, план выражения литературного произведения, построение художественного произведения.

Во всех определениях понятие «композиция» определяется как «структура художественного произведения», построение художественного произведения, соединение частей и компонентов в единое целое.

Итак, знание литературоведческих основ художественного произведения, а в частности, рассказа, поможет нам в составлении конспектов уроков по изучению этого жанра в начальных классах.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.