Если первая ваша задача – поддержание у ребенка интереса к учебе, то вторая задача – передача ему ответственности за учебу – напрямую служит первой. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Если первая ваша задача – поддержание у ребенка интереса к учебе, то вторая задача – передача ему ответственности за учебу – напрямую служит первой.

2019-07-12 144
Если первая ваша задача – поддержание у ребенка интереса к учебе, то вторая задача – передача ему ответственности за учебу – напрямую служит первой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Потому что если мои двойки и пятерки – мое личное дело, то мне гораздо интереснее заниматься. Сам стараюсь (или не стараюсь) – сам получаю хорошие отметки (или не получаю). Помните, мы говорили о том, что мальчикам присуще большее желание чувствовать себя самостоятельными, независимыми, компетентными? Когда я учусь для мамы или для бабушки, или потому, что папа хочет, чтобы я стал экономистом, или потому, что в нашей семье все окончили школу с золотой медалью, – какая тут компетентность и самостоятельность? Наоборот, у меня есть прекрасный рычаг управления всеми этими замечательными людьми с их представлениями о том, каким я должен быть! Хочу их радовать, бессознательно, конечно, – буду получать пятерки, делать уроки, стану школьной гордостью (такое чаще случается с девочками, но и с мальчиками тоже бывает). Хочу их сердить, тоже неосознанно, – буду получать двойки, делать уроки часами (классический вариант поведения мальчика из хорошей семьи).

Прочитав это, некоторые родители скажут: «Ага! Это он назло нам не учится, вот соседский Петя – тот радует маму с папой, а наш, значит, как мы и подозревали, лентяй! Издевается над нами!» Нет-нет-нет, никто над вами не издевается, тем более ваш замечательный сынишка! Он делает это совершенно автоматически, совершенно никак не желая сознательно вам досадить, обидеть или разозлить вас! Скорее, это похоже на то, как он в два года мог раскричаться в магазине от злости или усталости, без всякого злого умысла.

Тут, скорее, проблема в вас. Я иногда говорю родителям, что желание учиться, как мяч в игре: или у вас, или у вашего ребенка. Пока вы держите «мячик», ребенку незачем играть самому, да и не выйдет! Некоторые родители просто мертвой хваткой вцепляются в этот «мяч». Начинайте пасовать его своему футболисту и не ждите, что он его заберет раз и навсегда. Но, насколько я понимаю, если вы читаете эту книгу, то свое среднее образование вы уже получили? И, скорее всего, и высшее получили тоже? Так что вы уже не рядовой игрок, а тренер, и мяч должен быть не у вас, а у вашего юного футболиста.

 

Как это сделать? Как и в спортивных тренировках – постепенность, регулярность, неуклонность, ориентация на результат (не оценки, а ответственность ребенка за них).

 

В начале, конечно, нужно помогать ребенку делать уроки, если только мысль о том, чтобы делать с ним уроки, не вызывает у вас нервного припадка. Понятно, что уроками чаще всего занимается мама, но у многих мам почему-то моментально падает планка, как только они садятся за уроки вместе со своим чадушком.

Если это ваш случай, просто ищите другого человека, который будет делать уроки с ребенком на первых порах. Пусть лучше он делает их на продленке, с репетитором, с друзьями по телефону, не делает вовсе – чем это будет делать мама, каждый раз доходящая до белого каления. Никакое писание палочек и никакие арифметические примеры не стоят того, чтобы из-за них так переживать и так портить отношения со своим Митрофанушкой.

Но, допустим, вы спокойны, как Лао-Цзы, и все эти неверные пересчеты клеточек, помарки, криво написанные буквы и еще более криво написанные цифры не выводят вас из себя. И чтение по слогу в час не выводит. Во-первых, примите мое восхищение, сама я не могу похвастаться такой железной нервной системой. Во-вторых, вам нужно дозированно уменьшать свое присутствие и влияние примерно раз в три недели. Считается, что за 21 день у человека формируется новая привычка. Будем считать, что это правда, и руководствоваться этим знанием. Может быть, ваш мальчик усваивает новые привычки в другом темпе и ему нужно больше или меньше времени, чтобы привыкнуть, – тогда следуйте за ним.

Сперва помогайте и объясняйте ему, если только он вас не просит дать ему сделать самому. Потом помогайте после того, как он сделает всю предварительную работу. Хочу особенно отметить, что есть дети, которым не помогает черновик, – им все надо делать сразу набело. На следующем этапе объясняйте только в том случае, если ребенок просит. Потом можно только предложить принести тетрадь на проверку. Точно так же стоит поступать с самого начала первого класса во всем, что касается школьных обязанностей: сбора портфеля, подготовки формы.

Подвох неизбежно кроется на стадии, когда вроде бы сын уже все делает сам, и вдруг… По каким-то причинам забудет собрать портфель, или не сделает какое-то задание… Конечно, забудет и не сделает, он же не мальчик из сказки, каких не бывает вовсе. Вот тогда вы и проверите, насколько вы настоящий тренер. Соберете волю в кулак. Выпьете пустырника (можно заменить новопасситом, валерьянкой). И спокойно скажете: «Ах, как жаль, что ты забыл (не сделал)! Я очень сочувствую тебе! Наверное, тебя будет ругать учительница, да? Ну, не расстраивайся, в следующий раз ты не забудешь!»

 

Если ребенок не просит помощи, не помогайте ему! Если он просит помощи слишком поздно, например, собрать портфель за минуту до выхода, – не помогайте ему!

 

Да, это трудно, вот так взять и не подстелить соломки. Да, учительница, скорее всего, скажет вам, что вы родитель и обязаны следить. И да, наверное, то, что я тут говорю, кажется вам слишком жестоким, и «попробовала бы она так на своих детях». Вообще-то я попробовала.

И потом, вспомните, когда мы сами учились, у большинства из нас родители работали, уроков никто с нами не делал, и часто никто их даже не проверял. Тем не менее, мы как-то учились сами. Конечно, вы скажете мне, что «сейчас другое время». Да, немножечко другое. Поэтому я предлагаю вам передавать контроль постепенно. И еще, каждый раз, когда ваш сын просит помощи сам и не в последнюю минуту, – помогайте ему. Потому что всегда будут вещи, с которыми ему самому будет справиться тяжеловато, и нормально помогать ему в этом. Но вы же прекрасно знаете разницу между «помогать» и «заставлять» или «делать за него, потому что мне не нравятся последствия».

 

Когда вы помогаете – вы тренер, когда вы заставляете или стремитесь уберечь от последствий уже сделанной ошибки – вы схватили мяч, не будучи игроком.

 

Давайте помнить, что на ошибках учатся, и лучше учиться на маленьких ошибках, цена последствий которых незначительна. Одно дело – забыть линейку, другое дело – билет на самолет. Как ни странно, тот, кто привыкает, что без забытой линейки неудобно чертить и нужно самому отвечать за то, чтобы она у тебя была, потом реже забывает билеты на самолеты.

Ваша третья цель – сохранить теплые отношения с вашим шебутным пацаном. При таком подходе (и достаточном количестве пустырника) она уже практически достигнута! Вы не ругаете ребенка за замечания, потому что понимаете, что для того, чтобы перестать их получать, у мальчика есть только два пути: перестать ходить в школу или перестать быть живым. Вы соотнесли ваши требования с реальным ребенком, отдали его в школу по возрасту, по способностям, учли его яркие особенности, выбрали понимающего учителя и подходящую программу. Вы спокойно и постепенно отдаете ему часть ответственности за учебные дела. Вы не ругаете его за оценки, а помогаете справиться. Тишь, гладь, божья благодать, практически сказка!

Конечно, вы все равно будете расстраиваться из-за его неудач, двоек, замечаний и гордиться его успехами и достижениями. И, может быть, все равно возникнут проблемы, с которыми надо обращаться к специалисту.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.