Эксперименты с альтернативными возможностями — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эксперименты с альтернативными возможностями

2019-07-12 106
Эксперименты с альтернативными возможностями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если клиент выработал подходящую альтернативу, то следу­ющим шагом будет ее реализация. Иногда этот шаг бывает пока слишком велик. В таком случае будет полезно, если в следующей проблемной ситуации клиент сначала просто представит себе альтернативу и понаблюдает, что изменится в его собственном физическом состоянии и у его визави. Если он пока не решается сказать вслух «Нет!», он может подумать это про себя или поэкс­периментировать с тем, что произойдет, если в следующий раз он тихо скажет «Да». Или он может себе представить, что ведет себя так, будто ему уже удалось выстроить ситуацию по своему желанию, и таким образом узнать, как это ощущается во всем организме. Приобретенный при этом хороший опыт усилит его мотивацию.

Если клиент при помощи познания, опыта и упражнений создал себе прочную основу, то он абсолютно самостоятельно осуществит переход изнутри вовне, от представления к действи­тельности. Здесь полезно предложить ему всего один раз, мимоходом, среагировать по-другому, а потом вернуться к «нормаль­ному» поведению. При этом клиент может найти для себя самую простую возможность. Упор здесь делается опять же на наблю­дении и экспериментальном характере ситуации.

Как выбирать, разрабатывать и проверять?

Упражнения и домашние задания разрабатываются таким об­разом, чтобы, выполняя их, клиент приобретал хороший опыт и вместе с тем мотивацию к дальнейшим экспериментам. При этом маленькие постоянные упражнения целесообразнее, чем не­сколько больших, ведь их задача — получаться, а не лишать кли­ента мотивации. Подспудная цель заключается в том, чтобы дать клиенту возможность узнать, что своими собственными действи­ями, пусть даже совсем небольшими, он способен вызывать из­менения в своем окружении и в себе самом, в своем самочув­ствии, своих мыслях, своей мотивации и тем самым опять же в своей способности действовать.

Некоторые клиенты во время сессии приобретают опыт, ко­торый они с удовольствием бы продолжили. Если же из сессии не вытекает однозначного упражнения, то лучше всего обсудить задание с клиентом: «На что бы вы хотели обратить внимание в ближайшее время?» или: «В чем вы хотите попрактиковаться до следующего раза? С чем вы хотите поэкспериментировать?» В этом процессе обнаруживаются определенные интересующие клиента темы, с которыми он уже упражнялся и которые он пока не исследовал в полной мере.

Первые маленькие тренировочные задания

Если клиент пришел на терапию впервые, часто он еще не знает, как могут выглядеть эти задания. Так же как определенные интервенции почти всегда оказывают хорошее действие на теку­щий процесс, существуют задания, которые всегда помогают и всегда себя оправдывают. Их можно ввести уже в самом начале терапии как основу для дальнейшего терапевтического процесса и использовать в качестве фоновых упражнений на протяжении месяцев и даже лет. Они всегда подходят еще и потому, что при своей простоте они помогают клиенту изменить свои модели и почти всегда дают положительный опыт. Чтобы лучше сориен­тироваться, наряду с любимым всеми домашним заданием «триж­ды в день вьщыхать» клиент может наблюдать, что придает ему сил, а что ослабляет. Чтобы инициировать ориентированность на решение и конкретизировать его проект будущего, в переры­вах между сессиями он может периодически задавать себе воп­рос: «Как должно быть?». Если у клиента мало ре­сурсов из прошлого и он намерен предпринять слишком много изменений, которые ему не по силам, что очень на него давит, то ему можно дать такое задание: «До следующего раза понаблю­дайте, что должно остаться так, как есть».

Упражнения в ходе терапии

В ходе терапии каждую сессию можно начинать с вопроса о домашнем задании: «Как прошли упражнения? Какой опыт вы приобрели?» Обычно я записываю домашние задания, чтобы в следующий раз снова использовать ту формулировку, в которой мы с клиентом общими усилиями выразили суть сессии. Благо­даря одной этой фразе часто снова всплывает полная картина того, что произошло в расстановке, или того, что мы обсуждали.

Если клиент не выполнил домашнее задание, то на это могут быть разные причины. Возможно, он не привык к тому, что ему нужно постоянно выполнять какое-то упражнение, или просто забыл точную постановку задачи и выполнял не то задание, ко­торое предложил ему терапевт. Некоторые клиенты, если они не выполнили задание, испытывают стыд или разочарование в са­мих себе. В этом случае полезно спросить: «На что вы обращали внимание? В чем вы упражнялись вместо этого?» На этот вопрос клиент всегда может ответить и описать то, что его занимало.

Если оказалось, что задание было слишком трудным или слиш­ком комплексным, то впредь мы планируем шаги поменьше, возможно, для начала «вполовину меньше» или даже еще в два раза меньше. Во взаимодействии с клиентом терапевт может проверить его реакцию, предложив ему минимальные задания и намеренно его недооценив, так что клиенту приходится протестовать. Таким образом снова выявляется точная позиция и степень готовности клиента, а также подстегивается его честолюбие.

Если клиент перегружен и очень утомлен, так что любое, даже самое маленькое требование со стороны, иногда даже призыв глу­боко выдыхать, ему не по силам, то на дом он получает задание отдохнуть и, может быть, ничего не делать. Если клиент отказы­вается выполнять домашнее задание, терапевт может ответить: «Это было просто предложение. До сих пор это упражнение все­гда себя оправдывало. Я думала, что вам оно тоже может быть полезно», и сразу сменить тему, например, договориться о но­вой встрече. Пытаться переубедить клиента не имеет смысла. Если отдать клиенту ответственность за скорость терапевтического процесса и ясно ему об этом сказать («Я ориентируюсь на вас»), это облегчает жизнь терапевту и зачастую положительно сказы­вается на эффективности самого процесса.

Задания после расстановок

Тренировочные задания после расстановки помогают закре­пить конечный образ и тот опыт, который дало клиенту его дей­ствие. Если есть основания рассчитывать на хороший эффект, клиент может возвращаться в этот образ и время от времени по­вторять разрешающую фразу или ритуалы и жесты. Также он может себе представить, что он берет с собой в свою повседнев­ную жизнь отдельных людей или всех своих предков, говорит с ними и просит у них совета.

Пример

Г-жа Брандт пришла на терапию очень грустная, поскольку ее бросил друг. Когда мы искали ресурсы в ее семейной системе, она с тоской и печалью говорила о своем любимом папе, кото­рый умер много лет назад. Схожесть ситуации с другом и отцом, а также схожесть ее эмоциональной реакции в том и дру­гом случае была очевидна. «Я была его любимым ребенком». Я восприняла эти слова как указание на хорошую двусторон­нюю связь. «Что бы сейчас сказал вам отец, если бы мог вас здесь видеть?» Немного подумав, она ответила: «Я не должна относиться к этому так серьезно и должна больше думать о себе самой». Она кивнула. «Как это для вас, когда вы слышите это от своего отца?» Она глубоко выдохнула: «Он прав». Потом она немного опустила голову. «Как он сейчас на вас смотрит?» По ее лицу пробежала улыбка. «Очень приветливо, он мне улы­бается и протягивает ко мне руки». Ее тело сделало движение к нему; на глаза навернулись слезы. «Что произойдет, если вы к нему подойдете?» Она начала плакать. «Что, если вы немного на него обопретесь?» Она вздохнула, и все ее тело поддалось этому движению. Я дала ей некоторое время побыть в этом образе. Наконец она выдохнула. Поскольку этот образ принес ей покой, расслабление и облегчение, я предложила ей: «Что, если вы позволите отцу в течение ближайшего времени вас сопровождать и будете иногда с ним беседовать?» Она согла­силась.

УПРАЖНЕНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕРАПЕВТА

Конечно, для терапевта большой плюс, если он хорошо зна­ет свои собственные структуры, если он разобрался со своими личными процессами и нашел хорошее место в своей собствен­ной семейной системе. Для того чтобы поддержать эти внутрен­ние процессы, существуют маленькие упражнения, с которыми вы можете ежедневно экспериментировать в самых разных си­туациях. Кроме того, у вас, как терапевта, каждый день есть воз­можность упражняться вместе с клиентом. Далее вы найдете ру­ководство по упражнениям, которые вы можете проделывать для себя во время сессии и во время расстановки. Также вы можете использовать их как идеи для небольших домашних заданий для ваших клиентов.

— Что произойдет, если вы представите себе, что, в то время как вы сидите напротив клиента, за вами стоит ваш отец?

— Как близко к вам он должен стоять?

— Что, если вы на него обопретесь и позволите ему вас держать?

— Кто еще из членов вашей семейной системы мог бы оказать вам сейчас поддержку? Ваша мать, старшие братья, сестры, бабушки, дедушки?

— Сколько предков, сколько поколений должны встать за вами?

— Есть ли кроме них еще кто-то, кто дает вам силу и поддержку?

— Что произойдет, если в ближайшее время этот человек (эти люди) станет вашим постоянным спутником?

—   Кто из членов вашей семейной системы мог бы дать вам со­вет или поддержку?

— Что произойдет, если вы спросите совета у вашего отца, деда, кого-то из предков или у вашей матери, бабушки или другой родственницы из предыдущих поколений? Что бы он/она вам посоветовал(а)?

— Что произойдет, если вы представите себе, что за клиенткой стоит ее отец?

— Что произойдет, если вы представите себе, что за клиенткой стоит ее мать?

— Чье присутствие идет ей на пользу? Где наступает расслабле­ние? Кто здесь важен?

— Что сейчас нужно клиентке/клиенту?

— Сколько нужно людей, чтобы ее/его поддержать и стабили­зировать? Кто они?

— Какой образ у вас возникает, когда вы видите клиента испы­тывающим облегчение и умиротворенным?

— Сколько ей/ему здесь лет?

— Что ей/ему нужно в этом образе, в этом возрасте?

— Кто стоит вокруг нее/него или за ней/за ним?

— Ее/его держат? Как ее/его держат? Она/он сидит на коленях, на руках отца, матери, бабушки?

— Какой вид телесного контакта был бы полезен клиенту?

И наконец, снова и снова: как вы сейчас дышите?

ОБ АВТОРЕ

Урсула Франке — дипломированный психолог и доктор фи­лософии. В университете Мюнхена она изучала клиническую психологию и защитила диссертацию по теме «Системная се­мейная расстановка». Это была первая научная работа, посвя­щенная терапии Берта Хеллингера (в 1996 году она была издана издательством Profil Munchen в Вене, английский перевод вы­шел в свет в 2002 году в издательстве Carl-Auer-Systeme, в Гей-дельберге). Автор прошла обучение поведенческой и телесной терапии, курсы повышения квалификации по гипнотерапии, гештальттерапии и ориентированной на решение краткосроч­ной терапии, а также по множеству гуманистических и альтер­нативных методов терапии, имеет практический опыт работы в психиатрии. Проводит семинары, супервизию и курсы по­вышения квалификации по семейной расстановке, а также пре­подает на кафедре клинической психологии университета Люд­вига Максимилиана в Мюнхене. Является действительным чле­ном IAG (Международного общества системных решений по Берту Хеллингеру, Мюнхен).


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.