Налог на операции с ценными бумагами — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Налог на операции с ценными бумагами

2019-07-12 173
Налог на операции с ценными бумагами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Коммерческие банки могут выступать не только в роли инвесторов, приобретая и размещая ценные бумаги за свой счет, и посредников, получая за это комиссионное вознаграждение, но и в качестве эмитентов различных видов ценных бумаг.

Они эмитируют не только акции и облигации, но и инструменты денежного рынка - депозитные и сберегательные сертификаты, векселя. Право эмиссии собственных акций и облигаций имеет коммерческий банк, образованный как акционерное общество, и это право обусловлено его формой собственности. Депозитные сертификаты и векселя может выпускать любой коммерческий банк по истечении двух лет деятельности.

Инвестиционные фонды и профессиональные участники рынка ценных бумаг уплачивают специфический налог - налог на операции с ценными бумагами.

Объектом налогообложения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. В связи с этим налогообложению подлежат только эмиссионные ценные бумаги. Налогообложение не распространяется на коммерческие ценные бумаги (векселя, чеки, банковские сертификаты), товарораспорядительные документы (коносаменты) и другие не эмиссионные ценные бумаги, т.к. их выпуск и обращение регулируют отдельные законодательные и нормативные правовые акты, а также международные договоры. К эмиссионным ценным бумагам относятся любые ценные бумаги (акции, облигации, государственные и муниципальные ценные бумаги, жилищные сертификаты, производные ценные бумаги - опционные свидетельства и др.), характеризующиеся следующими признаками:

1) размещаются выпусками;

2) имеют равный объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги и их владельца;

3) должны соответствовать специальным требованиям, установленным законодательством.

Под выпуском ценных бумаг понимается совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия размещения. Наиболее распространенные виды ценных бумаг - это акция и облигация. Среди акций банков наибольшее распространение имеют обыкновенные акции. Привилегированные акции выпускаются довольно редко, объем их эмиссии ограничен 25% уставного фонда банка. Банковские облигации в России пользуются еще меньшей популярностью, чем привилегированные акции, хотя в мировой практике облигации банков занимают значительное место на финансовом рынке. Например, в Германии банки выпускают наибольшее число облигаций, значительная часть которых обеспечивается залогом или государственными гарантиями.

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы:

1) принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

2) регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;

3) для документарной формы выпуска - изготовление сертификата ценных бумаг;

4) размещение эмиссионных ценных бумаг;

5) регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

При эмиссии ценных бумаг регистрация проспекта эмиссии производится при размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 000 минимальных размеров оплаты труда.

Государственная регистрация выпусков ценных бумаг осуществляется регистрирующими органами. К ним относятся:

1) Министерство финансов РФ, которое осуществляет регистрацию выпусков:

а) эмиссионных ценных бумаг страховых организаций;

б) государственных эмиссионных ценных бумаг РФ;

в) государственных эмиссионных ценных бумаг субъектов РФ;

г) муниципальных эмиссионных ценных бумаг РФ;

д) облигаций Центрального банка;

2) Центральный банк РФ, осуществляющий регистрацию выпусков ценных бумаг кредитных организаций, за исключением выпусков опционных свидетельств;

3) ФКЦБ России, которое осуществляет выпуски:

а) эмиссионных ценных бумаг эмитентов по утвержденному списку эмитентов;

б) опционных свидетельств;

в) иных эмиссионных ценных бумаг;

г) ценных бумаг, эмитируемых управляющими компаниями, получившими лицензию ФКЦБ России на осуществление деятельности по доверительному управлению имуществом паевых инвестиционных фондов;

д) ценных бумаг, размещаемых государством посредством открытой подписки, общий объем по номинальной стоимости каждого из которых превышает 5 млн руб.;

е) ценных бумаг, размещаемых государством посредством закрытой подписки, общий объем по номинальной стоимости каждого из которых превышает 20 млн руб.;

ж) ценных бумаг эмитентов, размер уставного капитала которых на момент утверждения решения о выпуске ценных бумаг составляет или превышает 500 млн руб.

Региональное отделение ФКЦБ России в Центральном Федеральном округе осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг эмитентов, местом нахождения которых являются Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва.

Выпуск эмиссионных ценных бумаг, не зарегистрированный в установленном порядке, может быть признан недействительным, что повлечет изъятие ценных бумаг из обращения и возвращение их владельцам денежных средств (другого имущества), полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг.

Плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются юридические лица - эмитенты ценных бумаг, к которым в первую очередь относятся акционерные общества - коммерческие организации (в т.ч. и банки), уставный капитал которых представляет собой суммарную номинальную стоимость приобретаемых акционерами акций, причем распределение всех акций акционерного общества между учредителями к моменту учреждения общества - обязательное условие его регистрации как юридического лица.

Устав общества должен содержать данные о количестве, номинальной стоимости, категории (обыкновенные, привилегированные) акций, размещаемых обществом, размере уставного капитала и др. Внесение в устав общества изменений и дополнений по результатам размещения акций общества, в т.ч. изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения Совета директоров (наблюдательного совета) общества, иного решения, являющегося основанием для размещения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций. Эмиссия возможна только после утверждения общим собранием акционеров итогов предыдущей эмиссии, внесения с их учетом в состав общества изменений, связанных с увеличением уставного капитала в соответствии с фактическим объемом реализованных акций, и погашения нереализованных акций.

В момент учреждения акционерного общества первичная эмиссия акций происходит только в форме закрытого (частного) размещения. Документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества. В остальных случаях документы на регистрацию выпуска ценных бумаг должны быть представлены не позднее трех месяцев с даты утверждения решения об их выпуске. Документы на государственную регистрацию выпуска акций и облигаций открытого акционерного общества, конвертируемых в акции и размещаемых путем подписки, представляются не ранее одного месяца после раскрытия информации о принятом акционерным обществом решении об их размещении в объеме и порядке, установленных нормативными актами ФКЦБ. Размещение ценных бумаг (за исключением распределения акций среди учредителей акционерного общества при его учреждении) до государственной регистрации их выпуска запрещается.

Налогом на операции с ценными бумагами не облагается номинальная стоимость выпуска:

1) ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг. Под первичной эмиссией ценных бумаг акционерного общества понимается выпуск акций при создании акционерного общества;

2) ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства РФ;

3) ценных бумаг акционерного общества, образованного в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения акционерных обществ;

4) ценных бумаг акционерного общества, конвертируемых в акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, не превышающее размера уставного капитала присоединяемого акционерного общества;

5) ценных бумаг акционерного общества при консолидации или дроблении размещенных ранее акций без изменения размера уставного капитала акционерного общества;

6) ценных бумаг акционерного общества при конвертации размещенных ранее акций одного типа в акции другого типа без изменения размера уставного капитала акционерного общества;

7) ценных бумаг акционерного общества в случае уменьшения номинальной стоимости акций.

Также не облагается налогом номинальная сумма выпусков эмиссии ценных бумаг акционерных обществ, выпускаемых в целях реструктуризации их задолженности перед бюджетами всех уровней, в случае, если указанные ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти при соблюдении условий указанной реструктуризации задолженности перед указанными бюджетами. В случае нарушения условий реструктуризации задолженности акционерных обществ перед бюджетами всех уровней налог на операции с ценными бумагами по эмиссионным бумагам, переданным и (или) обремененным в пользу соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти, уплачивается эмитентом ценных бумаг в течение трех рабочих дней со дня уведомления соответствующим органом исполнительной власти акционерного общества о продаже указанных ценных бумаг и перечисляется в федеральный бюджет.

В соответствии со ст. 143 Гражданского кодекса Российской Федерации к ценным бумагам относятся векселя. При этом в ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "О переводном и простом векселе" от 11.03.1997 г. N 48-ФЗ определяется, что вексель является ничем не обусловленным денежным обязательством и, следовательно, предметом вексельного обязательства могут быть только деньги. С учетом изложенного вексель не является эмиссионной ценной бумагой, и выпуск простых и переводных векселей не требует регистрации в финансовых органах. В связи с этим при выпуске простых и переводных векселей организациями налог на операции с ценными бумагами не уплачивается.

Налог на операции с ценными бумагами исчисляется налогоплательщиком по ставке 0,8% номинальной суммы выпуска ценных бумаг и уплачивается одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии. На операции с ценными бумагами, осуществленными в иностранной валюте, налог исчисляется в рублях в пересчете по курсу, установленному Центральным банком РФ и действующему на дату регистрации эмиссии. В случае отказа в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг налог на операции с ценными бумагами не возвращается. В случае несвоевременной уплаты налога на операции с ценными бумагами пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со следующего за установленным днем уплаты налога, т.е. дня подачи документов на государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Проводимая в нашей стране налоговая реформа предусматривает отмену налогов и сборов со схожей налоговой базой, минимизацию налогов и сборов, имеющих целевую направленность; постепенную отмену налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также многочисленных мелких налогов и сборов, дающих незначительные поступления, но дорогих в администрировании. В частности, предусмотрена отмена налога на операции с ценными бумагами.

 

Контрольные вопросы

 

Какие операции с ценными бумагами могут осуществлять коммерческие банки?

Являются ли коммерческие банки профессиональными участниками рынка ценных бумаг?

Какие операции коммерческих банков с ценными бумагами облагаются НДС?

Что понимается под накопленным процентным (купонным) доходом?

В чем заключаются особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами у профессиональных участников рынка ценных бумаг?

Какие отличия существуют при определении налоговой базы по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке, и по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг?

Что понимается под финансовыми инструментами срочных сделок? Что такое базисный актив финансовых инструментов срочных сделок?

При каких условиях финансовые инструменты срочных сделок признаются обращающимися на организованном рынке?

Как определяется налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке?

Каким образом влияют на налоговую базу оформление операций хеджирования?

Какие цены используются для налогообложения при отсутствии у организатора торговли информации об интервале цен по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок?

При каких условиях в отношении финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, для целей налогообложения фактическая цена сделки признается рыночной ценой?

Какие особенности имеются при ведения налогового учета по срочным сделкам, учитываемых по методу начисления?

Какие резервы может создавать коммерческий банк, осуществляющий операции с ценными бумагами?

Какие ставки по налогу на прибыль применяются по операциям с ценными бумагами? Как сказалось принятие гл. 25 Налогового кодекса на ставках налога на прибыль, установленных для профессиональных участников рынка ценных бумаг?

Что является объектом налогообложения по налогу на операции с ценными бумагами?

На какие ценные бумаги налог на операции с ценными бумагами не распространяется?

Какие ценные бумаги относятся к эмиссионным?

Какими органами осуществляется государственная регистрация эмиссии выпусков ценных бумаг?

Какие последствия может повлечь за собой регистрация эмиссии ценных бумаг не в установленном порядке?

Кто является плательщиком по налогу на операции с ценными бумагами?

Номинальная стоимость каких эмиссионных ценных бумаг не облагается налогом на операции с ценными бумагами?

Облагается ли налогом на операции с ценными бумагами выпуск векселя?

Назовите ставку налога на операции с ценными бумагами.

 

Глава 8. Права, обязанности и ответственность банков
в сфере налогообложения

 

Ответственность налогоплательщиков за правонарушения, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль, реализуется посредством определения составов правонарушений, влекущих применение санкций, и применением этих санкций. Сами санкции сильно разнятся в различных странах. В США кодекс о внутренних доходах предусматривает комбинированный штраф за недоплату налога из-за несоблюдения обязательных правил: взыскивается 5% неуплаченной суммы налога и 50% суммы, которую налогоплательщик получил бы в случае помещения этих денег в банк. В России же ответственность налогоплательщиков за правонарушения достаточна высока.

Законодательство РФ устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Основные права налогоплательщиков законодательно закреплены в ст. 21 НК РФ. Согласно этой статье налогоплательщики имеют право:

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве, содержащем положения о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лицах;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства о налогах и сборах.

Данные нормы не означают превращения налоговых органов во всеобщих налоговых консультантов как по частным вопросам, так и по вопросам последствий в изменениях налогового законодательства. Это следует из того, что хотя налогоплательщик и обретает значительные права, но НК одновременно установил, что "права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов". Однако ст. 33 НК не возлагает на должностных лиц налоговых органов никаких подобных обязанностей. Нормы ст. 32 НК об обязанностях налоговых органов "производить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов" практически зафиксировали обязанность налоговых органов представлять налогоплательщикам техническую, а не аналитическую, информацию и соответствуют положению о правах налогоплательщика как право "получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц". На сегодняшний день при многих районных ИМНС организованы платные консультационные кабинеты;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Данное право подкреплено механизмами ст. 78 и 79 НК, предусматривающими начисление процентов на несвоевременно возвращаемые налогоплательщику суммы, что восстанавливает паритет между сторонами налоговых отношений;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему НК или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействиями) их должностных лиц.

Права налогоплательщиков защищены согласно положениям ст. 22 НК. В рамках этой статьи государство гарантирует налогоплательщикам административную и судебную защиту их прав и законных интересов, порядок которой определяется НК и иными федеральными законами.

Помимо блока прав налогоплательщика, НК законодательно определил круг обязанностей, исполнение которых возложено на налогоплательщика, которые постулированы в ст. 23 НК. Согласно данной статье налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) вставать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учет в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) представлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и в порядке, предусмотренных НК;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Сокращение срока хранения документов достаточно выгодно налогоплательщикам, поскольку дает возможность ограничивать потенциал налоговых органов по проверке правильности уплаты налогов в прошлом; с другой стороны, это ограничивает их права по возможному предъявлению претензий об излишне уплаченных налогах. Вместе с тем такое положение может создать определенные проблемы, например, в части льготы о переносе убытков на последующие пять лет (при сроке хранения документов четыре года возникает вопрос о практическом осуществлении налоговыми органами контроля за правильностью исчисления налогооблагаемой базы за период действия льготы);

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Банки выполняют в налоговой системе двойную роль. С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих правилах производят отчисления в бюджеты всех уровней. С другой стороны, они являются посредниками между государством и налогоплательщиками, т.к. осуществляют переводы налоговых платежей непосредственно на счета государства - занимаются кассовым исполнением бюджета. Фактически банки выполняют роль "кровеносных сосудов" в пополнении доходной части бюджета, т.е. от своевременности и полноты объема исполнения платежных поручений по налоговым платежам зависит наполняемость бюджета. Кроме того, на банки возлагаются дополнительные функции по осуществлению валютного и налогового контроля, в числе прочего банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, представлять информацию об открытых счетах и финансово-хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно исполнять поручения о перечислении налогов и сборов, поручения о приостановлении операций по счету клиента. Исходя из этого коммерческие банки, помимо общих обязанностей налогоплательщиков, имеют еще и специфические.

Налоговый кодекс четко определил обязанности банков в сфере налогообложения:

а) исполнять поручения налогоплательщика, налогового агента или иного обязанного лица на перечисление налогов, а также решение налогового органа о взыскании налога или сбора за счет денежных средств в порядке очередности, установленной гражданским законодательством: в течение одного дня без взимания платы за обслуживание;

б) открывать счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

10) в пятидневный срок сообщить об открытии или закрытии счета в налоговый орган по месту учета организации, индивидуального предпринимателя. За нарушение срока представления информации об открытии счета в банке взимаются штрафы: 5 тыс. руб., если это не повлекло за собой неуплату налогов; 10% от общей суммы денежных средств, поступивших на счета за период задержки или непредставления информации, если это повлекло за собой неуплату налогов.

За открытие счета банком налогоплательщику без представления последним сведений о постановке на учет в налоговом органе, а также открытие счета или движении по счету налогоплательщика при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого налогоплательщика - штраф в размере 10 тыс. руб.

На практике подобные нарушения со стороны банков встречаются не часто, т.к., с одной стороны, являются прописными истинами взаимоотношений с налоговыми органами, а с другой стороны, подразумевают прямую ответственность бухгалтера банка за подобные нарушения, т.к. функции по открытию расчетных и иных видов счетов клиентам банка возложены именно на главного бухгалтера.

При нарушении банком срока исполнения поручений налогоплательщика или налогового агента о перечислении налога с банков взимаются пени в размерах 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки.

При создании банком ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в банке находится инкассовое поручение налогового органа на принудительное исполнение обязанности по уплате налога, взыскивать штраф в размере 30% от непоступившей суммы.

При наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика на перечисление средств другому лицу, не связанных с исполнением требования в соответствии с законодательством преимущественной очередности перед требованиями налогового органа, взимать пени в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручений или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты.

Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк России с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности.

Наиболее серьезным нарушением кредитных организаций является исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операции по счетам налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет. Эти нарушения распространены и легко доказуемы, особенно с отменой практики пересылки данного вида распоряжений через банковскую почту и введением наручного порядка их вручения работникам банка и приложением реестра представленных документов.

Еще одним наиболее часто встречающимся нарушением банками налогового законодательства является непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка. Не раз возникали споры по этому поводу между налоговыми органами и кредитными учреждениями; данный вопрос и сегодня остается открытым. Банки с огромным нежеланием идут на предоставление сведений по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, мотивируя свой отказ необходимостью соблюдения банковской тайны согласно договору банковского счета, почему-то забывая о понятии налоговой тайны. При этом, говоря о непредставлении банками налоговым органам запрашиваемой информации, следует отметить определенное ущемление прав самих кредитных учреждений. Коммерческие банки юридически не имеют права на получение какой-либо интересующей информации о своих клиентах в налоговых органах. В данной ситуации банк остается один на один с недобросовестным клиентом (например, заемщиком). Например, у заемщика банка возникла просрочка платежей по процентам свыше 30 дней, а срок погашения кредита еще не наступил. На момент выдачи ссуда была достаточно обеспеченной, а на момент образования просрочки банку не предоставляется возможность проверки целостности и сохранности находящегося в залоге имущества. Банк подает исковое заявление и требует досрочного погашения кредита или арест находящегося в залоге имущества в связи с его возможной реализацией заемщиком без ведома банка. Однако, приняв исковое заявление к рассмотрению, судебный орган не вынес решения об аресте вышеуказанного имущества в виду недостаточности доказательств о возможности его утраты. Банк неоднократно направлял письма заемщику с просьбой представления балансовых данных и данных складского учета. Однако ответов от заемщика не последовало. Банк принял решение обратиться в налоговые органы с просьбой о представлении информации о наличии балансовых данных организации-заемщика и представлении интересующей банк информации. Однако банком был получен отказ из налоговых органов в связи с отсутствием законодательного обоснования данного запроса. Подобные случаи не редкость в банковской практике.

Широкое распространение в банковской практике получило и совершение действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, в отношении которых в соответствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа. Продолжительность операционного дня в банке установлена с 8.30-12.45. В учреждение банка приходит после окончания операционного дня инкассовое распоряжение о взыскании в бесспорном порядке денежных средств с расчетного счета плательщика (клиента банка). В соответствии с установленным порядком документооборота данные документы направляются в юридический отдел для проверки соответствия данного распоряжения установленной форме. Юридическая служба в момент регистрации документа может сообщить данному клиенту о выставлении инкассового распоряжения в его адрес, а у клиента, соответственно, появляется возможность по договоренности с банком провести какой-либо платеж со своего расчетного счета после окончания операционного дня, т.к. порядок приема документов от клиентов не позволяет в полной мере определить их точное время поступления в учреждение банка. Инкассовое же распоряжение попадет операционисту по данному счету лишь утром следующего дня и будет помещено в картотеку N 2 ввиду отсутствия денежных средств на расчетном счете клиента. Данное нарушение, конечно же, влечет за собой взыскание штрафа, но доказать его практически невозможно. Такие действия банки, как правило, совершают в целях оказания помощи своим VIP-клиентам.

При проверке исполнения коммерческими банками и другими кредитными организациями поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и других обязательных платежей в бюджет налоговые органы руководствуются в первую очередь тем, что налогоплательщики - клиенты банка - обязаны самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

Проверка производится в соответствии с предоставленным налоговым органом п. 11 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации правом требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени, а также документы, связанные с исчислением и уплатой налогов самой кредитной организацией.

Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и решений о взыскании налогов и сборов определены ст. 60 НК РФ. При проверке налоговые органы выбирают недоимщиков по платежам в бюджет, сумму недоимки, даты инкассовых поручений, выставленных в учреждения банка на бесспорное взыскание платежей в бюджет. Источниками информации при проверке служат:

1) лицевые счета налогоплательщиков, открываемые налоговыми органами по месту налогового учета;

2) первичные расчетные документы (платежные поручения налогоплательщиков, инкассовые поручения налоговых органов);

3) выписки из лицевых счетов налогоплательщиков - клиентов банка;

4) выписки из счетов доходов федерального бюджета.

Кроме того, используются документы синтетического и аналитического учета в банках (оборотно-сальдовый баланс банка, выписки по корреспондентскому счету банка, документы дня и др.).

По документам дня на дату обработки платежного документа в учреждении банка (дата указана на платежном поручении) по штампу на поручении устанавливается дата его принятия учреждением банка и движение денежных средств по счетам клиента.

Остатки денежных средств на счетах клиентов отражаются в оборотной ведомости (с указанием лицевого счета клиента) и в ежедневном балансе. В случае, если у клиента на момент сдачи в банк платежного документа не имелось денежных средств, налоговая инспекция устанавливает по лицевому счету дату поступления средств клиенту и их сумму. Дата зачисления проверяется по выпискам РКЦ (при безналичном перечислении денежных средств), которые прилагаются к документам дня.

В случае клиринговых расчетов налоговыми органами проверяется запись о зачислении средств на счет клиента банка. Операция производится в день поручения или на следующий день, если баланс закрыт (дебет счета 30104 "Корреспондентские счета центров взаимных расчетов, клиринговых организаций в банке России", кредит счета клиента).

Проверка своевременности зачисления средств на расчетный счет налогоплательщика производится посредством сличения даты поступления средств (дата на платежном поручении) и даты их зачисления на расчетный счет клиента. В случае поступления выручки наличными денежными средствами через кассу банка по кассовым документам дня сопоставляется дата поступления средств в кассу банка с датой зачисления платежей на расчетный счет.

Платежные документы (полностью оплаченные) с отметкой о дате исполнения находятся в документах того банковского дня, в который произведена оплата. Частично платежные поручения находятся в картотеке N 2, при этом их погашение производится мемориальными ордерами банка, которые помещаются в документы соответствующего дня. Дата списания сумм со счета клиента с указанием реквизитов платежного поручения, по которому производится погашение, должна совпадать с датой мемориального ордера. Неисполненные и частично исполненные платежные документы помещаются в картотеку N 2 и учитываются на внебалансовых счетах N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок", 90903 "Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации".

Своевременность прохождения платежного поручения определяется на основе сопоставления:

1) даты составления платежного документа (заполняется налогоплательщиком и действителен в течение 10 дней со дня выписки);

2) даты поступления документа в банк (документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся ими по балансу в этот же день и подшиваются в документы дня на дату получения платежного документа; если банком не производ


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.