Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2019-07-11 | 227 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Музыка занята временем. Время – ее материал и ее цель. И ее главная тема.
Музыкальное произведение может называться «Грёзы» (Р. Шуман, фортепианный цикл «Детские сцены»). Настроение дремотной мечтательности, образы грезящего сознания – его тема. Но это – не вся тема, и даже не главная тема, а тема постольку‑поскольку. Настоящая тема – некоторый образ времени, сюжетной конкретизацией которого являются запрограммированные названием опуса мечтательные грезы.
Это как у Льюиса Кэрролла («Алиса в Зазеркалье», перевод Вл.Орла): «А название этой песни… Оно называется "Нельзя ли павиана…". – Вот как? Неужто так называется песня? <…> – Да нет! Вы не понимаете! <…>: Это ее название так называется. А сама она называется "Однажды лысому ежу…". – Ага. Значит, я должна была сказать: "Это и есть название песни?" – исправилась Алиса. – Да нет же, это она так называется. А НАЗВАНИЕ песни – "За дикого кота". Но это только название. – Так какая же это песня? – спросила совершенно ошарашенная Алиса. – К этому я и перехожу, – сказал Рыцарь. – Это песня – "Старик, упавший с каланчи"».
Конкретные программные, сюжетные, образные, жанровые и проч. содержания музыки – это всего лишь «называния названий», «названия называний». А «сама песня» – артикуляция времени.
В искусствах, располагающихся в реальном времени зрелища, действия, произнесения, прослеживаются те же способы формования времени, что и в музыке.
Ниже принципы музыкальных форм и соответствующие образы движения иллюстрируются в том числе примерами из
поэтических текстов. Последние выполняют роль переводов с музыкального на общепонятный. (Вообще же, как при любой мелодии обнаруживается «нулевой» текст 1, так на дне каждого жестко организованного словесного текста дремлет «нулевая» мелодия.)
|
* * *
Способов музыкальной обработки времени не так уж много:
Способов музыкальной обработки времени не так уж много: повторение‑, прибавление‑, варьирование; развертывание‑, развитие. Они родственны между собой.
Прибавление есть не что иное, как проекция логики повторения («первое» становится «вторым» за счет прибавления единицы).
Варьирование – это повторение с прибавлениями и изменениями.
Развертывание есть варьирование с цепными смежными аддициями.
Развитие состоит в варьировании с прибавлениями и изменениями, которые сцеплены между собой причинно‑следственными связями и потому необратимы.
Повторение, прибавление, варьирование, развертывание обнаруживаются всегда и всюду, когда и где практикуется музыка. Всегда и всюду звучит статичное время, в котором нет резких качественных изменений.
Развитие (варьирование с последовательными и необратимыми качественными изменениями) и стоящая за ним скрыто телеологичная динамика представляют скорее исключение, чем правило. Идее развития подчинены только крупные формы европейской композиции XVIII–XX веков, находящиеся в зоне притяжения классической симфонии. За симфоническим развитием стоит время драмы, романа воспитания и исторического становления. Драматическое личностно‑историческое время имело в музыке блестящую, но краткую судьбу.
В авангардизме идея развития пережила коллапс. Додекафония и сериализм сделали ставку на одну из составных развития: необходимость изменений (все качественные трансформации выводятся из структуры исходной темы). Этот логический момент субстантивировался (все звуки, длительности, оттенки громкости, тембровые сочетания и т.д. даны в исходной серии; никаких добавлений к серии быть не должно). В итоге оказалось, что возможные трансформации серии равно необходимы, а значит, могут следовать друг за другом в любом порядке. Необратимость процесса была вытеснена необходимостью каждой его фазы. Развитие превратилось в комбинаторику элементов неизменного множества, т.е. в повторение.
|
В позднейших композиторских техниках цель развития уже не преследуется. Мощные волны статики поглотили героическую, но хрупкую идею прогресса.
* * *
В сущности, ничего, кроме повторения, в музыке нет. Но мир повторений отнюдь не монотонен. Возможны повторения: простое, простое с транспозицией, периодичное, с аддицией, комбинаторное.
«Во поле береза стояла. Во поле кудрявая стояла. Люли‑люли, стояла.
Люли‑люли, стояла» (свадебная песня; схема мелодии: аа – а'а – а»а – а»а) – пример простого повторения и в музыке, и в поэтическом тексте. В музыке повтор мелодических фигур очерчивает насквозь обозримый звуковой плацдарм, на котором живет слух. Музыка «огораживает» и «возделывает» место слухового обитания, укореняет себя в нем.
Примеры повторения с транспозицией (перемещением повторяемого паттерна по звукорядной шкале) обнаружим в любой симфонии Чайковского. «Свое», обжитое «место» (у
Чайковского это уже не натуральная родная почва, а психологическая самотождественность) как бы дрейфует к высоте кульминации или к глубине успокоения; капсула «Я», в которой замкнуто человеческое бытие, вздымается волной судьбы или скатывается в небытие.
А вот пример повтора с транспозицией из поэтического текста: «сикось‑накось, выкрась‑выбрось, Сивцев Вражек, иван‑чай,Львов‑Хабаровск, Кушка‑Выборг…» (Тимур Кибиров. Послание Льву Рубинштейну). И тут подразумевается «свое место» (место, очерчивающее «Я»), которое, однако, имеет свойство катастрофической незакрепленности: несется в неком слепом вихре равнозначности до самых до Кушки и Выборга.
Периодичное повторение в музыке образует песню; в поэзии на нем держится строфика рифмованных стихов.
Песня (обычные схемы: aa‑bb… ab‑ab….) время сразу и открывает и закрывает: описывает непрестанное круговое движение. Время в песне циклично и бесконечно.
В современных безрифменных текстах функцию периодичного повтора берут на себя регулярные чередования концептов:
«40. Сил больше нету никаких! 41. Какая рифма к слову "пять"? 42. Упрямый как не знаю что. 43. Шесть букв. Кончается на "П"» (Лев Рубинштейн. «Появление героя»). Фрагмент представляет собой периодичное повторение по схеме ab‑ab, где повторяемое «а» – мотив эмоциональной характеристики, а повторяемое «b» – мотив цифр.
|
Перемежающееся повторение концептов часто встречается в старой виршевой поэзии:
«Во славном было городе Вифлееме, / Во той стране было иудейской. / На востоке звезда возсияла – / Народился Спаситель, Царь Небесный» (рождественский стих из «Голубиной книги»). Схема формы: aa‑bb. Повторяемый мотив «а» связан с концептом «где» («Во славном городе… Во той стране…»); повторяемый мотив «b» – с концептом «что/кто» («звезда возсияла… народился Спаситель»).
И в музыке бывает периодичное повторение не просто мелодико‑ритмических рисунков (песенных тем), но и «концептов». Простой пример: регулярное чередование оркестровых и хоровых тем в циклах духовных кантат Баха. Оркестр – механические инструменты; хор – живые голоса; в духовных кантатах то и другое есть символические концепты, а не только краски звучания.
Периодичное повторение концептов дает эффект раскачивания с нарастающей амплитудой, укрупняющей смысл: одно‑другое‑одно‑другое‑ одно!‑ другое!.. Движение совершается в границах духовной остойчивости и состоит в ее обнаружении.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!