Денис Александрович Шевчук, Владимир Александрович Шевчук — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Денис Александрович Шевчук, Владимир Александрович Шевчук

2019-07-11 159
Денис Александрович Шевчук, Владимир Александрович Шевчук 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Денис Александрович Шевчук

Банковское дело: шпаргалка

 

 

Денис Александрович Шевчук, Владимир Александрович Шевчук

Банковское дело: шпаргалка

 

Сокращения

КБ – коммерческий банк, коммерческие банки

ЦБ – центральный банк

ц. б. – ценные бумаги, ценная бумага

ю. л. – юридическое лицо, юридические лица

ф. л. – физическое лицо, физические лица

р/с – расчетный счет

т/с – текущий счет

к/с – корреспондентский счет

д. б. – должен быть

м. б. – может быть (могут быть)

УК – уставный капитал

СК – собственный капитал

РКЦ – расчетно‑кассовый центр

АО – акционерное общество

РЦБ – рынок ценных бумаг

А – актив

П – пассив

з/п – заработная плата

 

Тема 2. Коммерческий кредит (КК)

 

Практически одна из первых форм кредитных отношений в экономике, породившая вексельное обращение и тем самым активно способствовавшая развитию безналичного денежного оборота и представляют собой финансово– хозяйственные отношения между юридическими лицами в форме реализации продукции или услуг с отсрочкой платежа. Основная цель КК – ускорение процесса реализации товаров, а следовательно, извлечение прибыли. Инструментом КК является вексель, выражающий финансовые обязательства заемщика по отношению к кредитору. Наибольшее распространение получили 2 формы векселя:

1) Простой вексель – прямое обязательство заемщика на выплату установленной суммы непосредственно кредитору

2) Переводной – письменный приказ заемщику со стороны кредитора о выплате установленной суммы третьему лицу, либо предъявителю веселя

3) Стандартный договор меду поставщиком и потребителем, регламентирующий порядок оплаты реализуемой продукции.

КК отличается от банковского кредита:

– в роли кредитора выступают не специализированные кредитно‑финансовые организации, а любые юридические лица;

– предоставляется исключительно в товарной форме; ‑

– средняя стоимость КК всегда ниже средне ставки банковского %;

– при юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара.

В России такая форма кредитования до последнего времени была ограничена сферой обращения.

Препятствием для КК является: высокие темпы инфляции; кризис неплатежей; ненадежность партнерских связей. Сейчас применяются 3 вида КК:

1) Кредит с фиксированным сроком погашения

2) Кредит с возвратом лишь после фактической реализации заемщиком поставляемых в рассрочку товаров

3) Кредитование по открытому счету, когда поставка следующей партии товаров осуществляется до момента погашения задолженности по предыдущей поставке.

Отношения между юридическими лицами по реализации товаров и услуг: с отсрочкой платежа; с рассрочкой платежа; с авансом; с предварительной оплатой (Шевчук Денис, Источники финансирования бизнеса.

 

Международный кредит

Рассматривается как совокупность кредитных отношений, функционирующих на международном уровне, непосредственными участника которых могут быть международные финансово‑кредитные организации (МВФ, МБРР), правительства государств и отдельные юридические лица, включая кредитные организации.

 

Кредитные карточки

Автокредит (Шевчук Денис, Автокредит технологии получения)

 

Тема 15. Понятие ликвидности коммерческого банка

 

Ликвидность – возможность банка своевременно, в полном объеме, без потерь обеспечить выполнение своих обязательств перед всеми контрагентами, в т. ч. в будущем. Без потерь – значит предусмотреть дополнительную мобилизацию ликвидных активов, без увеличения расходов (www.deniskredit.ru).

Методы управления ликвидностью.

1) централизованные – государство (экономические нормативы, обязательные резервы, гарантии, система рефинансирования, и т. д.)

2) децентрализованные – сам банк и его персонал (сбалансированность активов и пассивов, формирование %‑ной политики по пассивным и активным операциям в целях повышения стабильности).

 

Тема 21. Рейтинг заемщика

 

Строится на основе балловой системы оценки кредитоспособности (www.deniskredit.ru). Коэффициенты кредитоспособности в зависимости от фактического значения по сравнению с нормативом определяются по классам: 1 класс (100–150 бал) – первоклассный, 2 (150–200) – допустимый, 3 (более 200) – ниже норматива.

Считают по 4 нормативам: К. (коэффициент) абсолютной ликвидности, К. промежуточного покрытия, общий К. покрытия, К. обеспеченности.

1) К. (коэффициент) абсолютной ликвидности = наиболее ликвидные активы / сумму краткосрочных обязательств заемщика. Наиболее ликвидные активы: денежные средства, краткосрочные финансовые вложения в ц.б., дебиторская задолженность до 30 дней. Показывает как заемщик способен в данный момент погасить краткосрочные обязательства за счет имеющихся наиболее ликвидных активов. Норма – 0,1–0,3

2) промежуточный коэффициент покрытия = текущие активы, / текущие пассивы. Текущие активы: дебиторская задолженность до года, готовая продукция на складе, наиболее ликвидные активы. Показывает какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена после реализации краткосрочных ликвидных активов. Норма – не ниже 1.

3) общий коэффициент покрытия = о боротный капитал / текущие пассивы. Оборотный капитал = текущие активы + производственные запасы + незавершенное производство. Показывает на сколько заемщик может погасить краткосрочные обязательства при реализации всего оборотного капитала. Норма – не ниже 2.

5) коэффициент обеспеченности = собственный капитал / сумма баланса. Показывает как деятельность финансируется за счет собственного капитала. Норма – чем выше, тем лучше. Торговля – 0,3, строительство – 0,4, промышленность – 0,6

 

Тема 23. Овердрафт

 

Овердрафт – (сверх остатка (англ.)) – разновидность контокоррентного кредита. – кредитование по текущему счету. Вид кредита, предоставляемого заемщику для проведения платежей при отсутствии средств на его р\с или текущем счете (Шевчук Денис, Кредитный брокер INTERFINANCE, www.deniskredit.ru).

Он представляет форму краткосрочного кредитования совокупной потребности клиента в денежных средствах при недостатке их на счете для осуществления платежей и расчетов. Специфические черты овердрафта: 1) кредитор – не только КБ, но и ЦБ, 2) заемщики – а) КБ, если корреспондентские отношения допускают возможность овердрафта. б) подразделения КБ в процессе внутрибанковских расчетов, в) ф.л. – предприниматели. Для обычных ф.л. овердрафт не предоставляется.

Особенности овердрафтной операции: 1) все операции отражаются на р\с, т\с или к\с заемщика, 2) овердрафт оговаривается при первоначальном заключении договора расчетно‑кассового обслуживания (РКО) с банком. 3) лимит задолженности чаще всего не предусмотрен. 4) сроки овердрафта фиксируются в договоре (не более 10–15 дней). При нарушении срока – задолженность переводится в разряд обычных ссуд. 5) плата по кредиту определяется как сумма фактического размера овердрафта + % ставка. 6) кредитование отражается на особых счетах.

 

Тема 24. Ипотека

 

Ипотечное кредитование (ИК)

Ипотечное кредитование – форма предоставления кредита под залог недвижимости различного рода. По цели обращения за кредитом различают: 1) краткосрочный кредит (текущая потребность в денежных средствах), 2) долгосрочный (финансирование капитального строительства, реконструкции, освоение земельного участка). Общий момент – использование недвижимости для обеспечения возвратности кредита (Шевчук Денис, Кредитный брокер INTERFINANCE, www.deniskredit.ru).

Особенности недвижимости как предмета залога: 1) приемлемость (устойчивость потребительских характеристик в течении долгого времени, 2) достаточность (высокая стоимость недвижимости чтобы компенсировать и прямые расходы и косвенные, связанные с процессом реализации недвижимости и прочие расходы по сделке (напр., судебные). 3) объект недвижимости (жилые дома, приватизированные квартиры, дачи, гаражи) д.б. свободен, а его собственники проживают и прописаны в другом месте.

Если объект недвижимости находится в совместной собственности, то он станет залогом только с письменного разрешения всех собственников.

Преимущества ипотеки перед другими кредитами: 1) объект недвижимости сохраняет свои основные качества продолжительное время, что позволяет организовать кредитование клиента на период 10–30 лет. 2) цена на недвижимость со временем увеличивается (еще быстрее при инфляции), что является более полной гарантией кредитору, и защитой от потерь. 3) обеспечивается дополнительная защита прав банка‑залогодержателя посредством государственной регистрации залога недвижимости. 4) простота и доступность организации контроля за сохранностью залога, что избавляет кредитора‑залогодателя от лишних расходов по контролю.

В качестве кредиторов и заемщиков при ИК могут выступ. ф.л. и ю.л., и КБ.

 

Виды закладных

В мировой банковской практике вместо договора о залоге недвижимости оформляется закладная – ц.б., удостоверяющая право кредитора получить возмещение расходов по ссуде из стоимости заложенной недвижимости при нарушении условий договора заемщиком. Типы закладных: 1) с фиксированной процентной ставкой, по которой в течении срока договора % ставка не изменяется. Этот тип применяется в странах с устойчивой экономической ситуацией и незначительными темпами инфляции. Иначе этот тип может принести убытки банку.

2) с корректируемой % ставкой. % привязывается к индексу доходности по долгосрочным государственным обязательствам; потом меняется в соответствии с изменением индекса государственных обязательств. Устанавливаются 2 вида пределов: а) пределы разового изменения ставки (± 2 %) б) пределы максимального изменения ставки за весь период кредитования (±6 %). Корректировка происходит раз в год в день заключения договора.

3) с корректировкой на инфляцию.

4) для молодых семей. Изначально ставка очень низкая, но с годами растет, как бы пропорционально росту доходов семьи.

 

Тема 25. Факторинг

 

Виды факторинга

1) Соглашение о полном обслуживании. Включает в себя: защиту клиента от риска неплатежа со стороны покупателя, организация учета реализованной продукции и состояния дебиторской задолженности, обеспечение клиента денежными средствами за счет предварительной оплаты долговых обязательств его покупателей. Предварительная оплата может производиться в соответствии с договором на определенную дату или через конкретный период времени с момента покупки (продажи) долговых обязательств (чаще на 3‑й рабочий день). Предварительная продажа и оплата долговых обязательств может осуществляться в полной сумме долговых обязательств или в их части. Полная предварительная оплата проводится лишь по отношению к наиболее надежным клиентам, т. к. риск банка увеличивается. Вознаграждение по факторингу поступает от клиента отдельным фактом, в результате чего при нарушении условий договора проблема компенсации затрат (по кредиту и %) резко усиливается. Поэтому предварительная оплата обычно составляет 70–80 % от суммы долговых обязательств. Остаток суммы долговых обязательств возмещается клиентом за вычетом платы по факторингу после поступления на счет фактор‑отдела оплаты от покупателей клиента.

2) Открытый Ф – партнеры клиента извещается о наличии факторингового договора. Специальной телеграммой или письмом им сообщается об изменении реквизитов счета, оплата по которым теперь осуществляется в адрес фактор‑отдела.

3) Закрытый Ф (дороже открытого) – средства от плательщиков по‑прежнему поступают на счет клиента, который переводит их фактор‑отделу с добавлением комиссионного вознаграждения. Здесь процесс обращения средств замедлен. Фактор‑отделу поэму необходимо дополнительное финансирование операций и растет риск неплатежа, т. к. к счету клиента могут появляться претензии со сторон других лиц.

4) Ф с правом регресса. Фактор‑отдел может вернуть клиенту долг– обязательства при отказе плательщика от из оплаты. Но комиссионное вознаграждение отдел не возвращает (вид выгоден для банка).

5) Ф без права регресса. Банк полностью принимает риск неплатежа со стороны плательщика. Банк несет затраты при защите своих интересов в суде.

6) Международный Ф. Один из партнеров является нерезидентом РФ. Тут к обычным рискам прибавляются валютный, становой и переводной.

 

Тема 26. Лизинговые операци

 

Лизинг (Л) – форма финансовых инвестиций в основные фонды, при которых специальная лизинговая компания (отдел банка) приобретает для лизингополучателя имущество и передает в пользование на определенный срок с последующим выкупом (Шевчук Денис, Кредитный брокер INTERFINANCE, www.deniskredit.ru).

Отличие лизинга от аренды: 1) при аренде предмет сделки – временно свободное имущество арендодателя, которое он использовал ранее. Для лизинга имущество покупает лизинговая компания специально для заказчика. 2) арендные отношения строятся между 2‑мя участниками: собственником и пользователем, при лизинге – + поставщик, инвестор, КБ (кредитующий сделку). 3) арендатор получает имущество для производственных и личных целей. При лизинге – только для производства.

Отличие лизинга от кредита: 1) вещественная форма ссуды, а не денежная 2) лизинговое оборудование остается в собственности кредитора. 3) сумма ссуды определяется на основе стоимости имущества (первичной или остаточной).

Объект лизинга – любое движимое и недвижимое имущество из категории основные средства – ОС (машины, оборудование, вычислительная техника, производственные линии).

Преимущества лизинга: 1) покупка имущества без единовременного крупного вложения денежных средств. 2) позволяет применять передовую технику в условиях быстрого морального износа. 3) удовлетворение сезонных потребностей, транспортировка продукции. Т. е. избавление от вложений в технику, которая нужна только период в году.

Лизингодатели: 1) финансово‑кредитный институт, КБ или его подразделение.

2) лизинговая компания – а) финсово– лизинговая компания (только для совершения сделок) б) специализированная лизинговая компания (+комплекс услуг по содержанию, ремонту оборудования, подготовка кадров, консультирует как использовать). в) брокерские лизинговые компании – посредники между участниками (часто – сублизинг).

3) подразделения любого предприятия, которое имеет источники финансирования лизинга и осуществления его + к своей основной деятельности.

Лизингополучатель– ю.л. или гражданин‑предприниматель, получающий имущество по договору лизинга.

Поставщик лизингового оборудования – (продавец) предприятие‑изготовитель.

 

Виды лизинга.

1) финансовый Л – с полной окупаемостью, при которой лизингодатель в течении срока договора возмещает стоимости объекта лизинга и формирует прибыль.

Особенности финансового Л: 1) участвует производитель, который выполняет дополнительные функции (установка, ремонт). 2) срок договора приблизительно = нормативному сроку службы имущества, после может быть выкуплено лизингополучателем по остаточной стоимости 3) объект выбирает лизигополучатель. 4) условием приобретения имущества является его передача определенному лизингополучателю (уникальное оборудование). 5) сумма амортизационных отчислений в составе лизинговых платежей должна быть близка к стоимости лизингового имущества. 6) риск случайной гибели, порчи несет лизингодатель

2) Оперативный Л – имущество передается на срок, значительно меньше нормативного. Так лизингодатель сдает имущество несколько раз.

Особенности: 1) срок договора не более 2–6 лет 2) договор м.б. расторгнут лизингополучателем в любое время. 3) риск на лизингодателе не найти последующего пользователя. 4) для снижения рисков лизингодатель страхует имущество, что еще + к его расходам по Л.

3) Возвратный Л – используется, когда предприятие испытывает недостаток финансовых средств для развития. Предприятие может предоставить свое оборудование лизинговой компании или КБ и пользоваться им по договору Л‑га (обычно финансового, с выкупом).

4) Внутренний Л – все участники – резиденты.

5) Международный Л – один из участников – иностранный партнер.

 

Лизинговый договор.

За основу расчета лизинговых платежей взяты методические рекомендации Министерства экономики РФ. На платежи действуют факторы: 1) стоимость объекта Л. 2) срок его амортизации 3) возможность применения ускоренной амортизации. 4) вид и срок лизинговой сделки. 5) график платежей по лизингу 6) условия Л, в т. ч. выкуп по остаточной стоимости. 7) стоимость кредитных ресурсов, которые дополнительно привлекаются под сделку, 8) размер комиссионных лизингодателя. 9) НДС. 10) таможенные пошлины 11) страхование рисков 12) комиссионное вознаграждение посредников.

Важный стимул развития лизинговых отношений – налоговые льготы для участников. Для лизингодателя – 1) освобождение от налога на прибыль по договорам» 3 лет. 2) освобождение от НДС при оказании лизинговых услуг, но сохранение НДС по приобретенным объектам. 3) частичное освобождение от таможенных пошлин и налогов по временно ввозимым на территорию РФ объектам международного лизинга.

Преимущества для лизполучателя перед кредитом: 1) 100 %‑ное приобретение имущества без отвлечения собственных средств, 2) льготы по налогообложению, 3) риск устаревания и другие риски лежат на лизингодателе. 4) возможность использования больше оборудования, транспортных средств при низких затратах, 5) не требуется залог.

Недостатки: 1) более высокая стоимость 2) потери при росте лизинговых платежей в результате инфляции 3) сохранение лизинговых платежей до конца договора независимо от устарения оборудования.

Интерес КБ в лизинговых операциях: 1) конкуренция на рынке стандартных банковских услуг толкает к новым видам услуг. 2) Л. имеет реальное материальное обеспечение в виде имущества, находящееся в собственности лизингодателя, поэтому проблемы реализации имущественных прав по реализации залога нет. 3) банк расширяет круг надежных клиентов. 4) по договору банк имеет стабильный доход в течении длительного времени. 5) льготы по налогам.

Подробнее: http://www.deniskredit.ru, http://www.deniscredit.ru, http://www.kreditbrokeripoteka.ru

 

Тема 37. Оценка бизнеса (ОБ)

 

Предмет ОБ – рыночная стоимость капитала оцениваемой компании.

3 подхода к ОБ: доходный, затратный, сравнительный. Каждый из них опирается на специфическую информацию и оценивает разные стороны (Шевчук Денис, Кредитный брокер INTERFINANCE, www.deniskredit.ru).

1) Доходный – определяет стоимости собственного капитала как сумму текущих стоимостей будущих доходов предприятия. Информация: прогнозные данные по выручке от реализации, величины денежного потока. Невозможно применять для предприятий со значительными финансовыми активами, но в условиях устойчивого финансового кризиса.

2) Затратный подход – определяет стоимость собственного капитала компании как сумму рыночной стоимости ее активов за вычетом заемных средств. Информация для расчета: текущее состояние активов и долгов. Стоимость активов = совокупная величина затрат на их воссоздание – износ. Сфера применения подхода – компания со значительными материальными активами. В противном случае перед оценщиком возникнет проблема определения рыночной стоимости нематериальных активов.

3) Сравнительный подход – ценность собственного капитала фирмы определяется тем, за какое время он может быть продан при наличии достаточно сформированного рынка. Вероятной ценой оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зарегистрированной на рынке.

Результаты сравнительного метода довольно эффективны, имеют хорошую объективную базу. 2 типа информации:

1) рыночная (ценовая) – данные о фактических ценах купли‑продажи акций сходной компании.

2) финансовая – бухгалтерская отчетность за текущий год и предшествующие периоды, финансовая отчетность, другие сведения (обычно за 5 лет).

3 метода сравнительного подхода:

1) метод компании‑аналога (метод рынка капитала) – основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком.

2) метод сделок (продаж) – ориентирован на цены приобретения предприятия в целом или контрольного пакета акций.

3) метод отраслевых коэффициентов (соотношений) – использует рекомендуемые отношения между ценой и определенными финансовыми параметрами. (данный метод не очень распространен из‑за малой информационной базы)

 

Тема 38. Методы оценки и основы ипотечно‑инвестиционного анализа

 

В оценочной деятельности существуют 3 подхода: 1) затратный (использует те предприятия, которые потенциально не приносят доход, но необходимо оценить имущество) 2) сравнительный (можно использовать для оценки любого имущества, но при наличии достаточной информации о результатах недавних продаж), 3) доходный (2 метода в основе: основной – метод прямой капитализации и метод дисконтирования будущих доходов. Годится для тех видов имущества, которые способны приносить доход, а также при оценке пакета акций).

Ипотечно‑инвестиционный анализ – разновидность доходного подхода, который используется для оценки объектов недвижимости, приобретаемой с участием ипотечного кредита. Особенность: рыночная стоимость актива не совпадает с величиной вложенного в него собственного капитала, так как недвижимость частично куплена на заемные средства (Шевчук Денис, Кредитный брокер INTERFINANCE, www.deniskredit.ru).

Метод капитализации дохода – стоимость объекта определяется на основе конвертации годового чистого операционного дохода в стоимость при помощи коэффициента капитализации, включающего норму дохода на инвестиции и норму возврата капитала. Коэффициент капитализации зависит от: 1) требований инвестора к ставке дохода на вложенный собственный капитал, 2) процентной ставки, срока кредитования, коэффициента ипотечной задолженности.

Метод дисконтирования денежных потоков – стоимость недвижимости складывается из суммы получаемого ипотечного кредита и текущей стоимости собственного капитала. Собственный капитал = дисконтированный денежный доход инвестора за период владения + дисконтированная выручка от предполагаемой продажи в конце периода владения.

Специфика: 1) ставка дисконта соответствует требуемой инвестором ставке дохода на собственный капитал, 2) в качестве дохода за период владения оценщик использовал не чистый операционный доход, а денежные поступления на собственный капитал.

3) выручка от предполагаемой продажи недвижимости в конце периода является разницей между ценой перепродажи и остатком ипотечного долга на эту дату.

Итак, Ипотечно‑инвестиционный анализ – это моделированный доходный подход к оценке недвижимости. В процессе оценки необходимо анализировать конкретные условия финансирования оцениваемого объекта и сравнивать их с типичными рыночными условиями финансирования. На основе выявленных различий рассчитывается соответствующая поправка на условия финансирования, которая трансформирует обоснованную рыночную стоимость недвижимости в цену.

 

Тема 39. Оценка земли

 

Неотъемлемым элементом любого объекта недвижимости, его природным базисом является земельный участок. Земля имеет право на доход, приносимый всем объектом недвижимости, т. к. стоимость зданий и сооружений на земельном участке носит вторичный характер и выступает как дополнительный вклад в стоимость земельного участка. Выгода от использования земельного участка используется неограниченное время (Шевчук Денис, Кредитный брокер INTERFINANCE, www.deniskredit.ru).

В современных условиях России земля является одним из наиболее сложных объектов экономической оценки в составе недвижимости. Причины сложности оценки: 1) специфика данного объекта, 2) не разработанность нотариально‑правовой базы, 3) неразвитость земельного рынка в стране.

Специфика земли и ее отличие от других видов недвижимости обусловлена ее особенностями: 1) земля – природный ресурс, который невозможно свободно воспроизвести, 2) при оценке необходимо учитывать возможность многоцелевого использования земли: А) как основные средства производства (сельскохозяйственные и лесные земли), Б) как пространство для социально‑экономического развития (размещение различных объектов недвижимости). В) земельный фонд – основа формирования среды проживания населения, и обеспечивает экологическую безопасность, особенно лесной и водный фонд. Г) не применяется понятие физического и функционального износа для оценки стоимости (Шевчук Денис, Оценка и управление недвижимостью: конспект лекций, Экономика недвижимости: конспект лекций, Покупка дома и участка).

При всех этих качествах земля принадлежит стоимостной оценке. Объект оценки – земельный участок без находящихся на нем и в его недрах объектов недвижимости. Земельный участок – часть поверхности земли, имеющая функциональную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю.

Оценка земли подразделяется на массовую и кадастровую оценку земельных участков и региональную оценку единичного земельного участка.

Цель кадастровой оценки – определение стоимости всех земельных участков в границах административно‑территориальных образований (область, регион, город) по оценочным зонам на начало следующего года.

Рыночная оценка – определение рыночной стоимости земельного участка на дату оценки независимым оценщиком в соответствии с принятыми стандартами и методами оценки:

1) доходный подход: *метод прямой капитализации, *капитализация дохода по периодам, *техника остатка дохода.

2) сравнительный: *метод сравнения продаж, *метод переноса

3) затратный: *метод изъятия, *метод определения затрат на освоение, *оценка по затратам на инфраструктуру.

В странах с развитой экономикой по возможности применяют все 3 способа. Расхождения в оценках говорят либо об ошибках в оценке, либо о несбалансированности земельного рынка.

 

Выводы

Последние события на мировых финансовых рынках мира указывают на высокую вероятность девальвации доллара

– наблюдается активная скупка золота и серебра (есть сценарии, где цена на золото может достигнуть в 2003 году 800 долл. за унцию, а на серебро 200 долл. за унцию – сравните с текущими ценами 325 и 5 долл. соответственно);

– за полгода доллар потерял против ведущих валют, несмотря на видимые политические и экономические проблемы Европы и Японии, более 10 % стоимости.

Если экономический рост в США не начнется в самое ближайшее время (как минимум в 2002 году), что не даст дополнительные доходы в бюджет страны и не вернет иностранных инвесторов на рынок капитала США и не восстановит доверие к доллару и платежному балансу – американский доллар будет девальвирован.

Однако это не будет добровольный акт отчаяния, а всего лишь вынужденная мера снизить нагрузку на федеральный бюджет (огромный долг и выплата процентов по долгам Казначейства), а также стимулировать экономический рост.

Современная беда Америки – долги. Долги всем. Долги за проценты и беспроцентные (наличные).

Любой банкир знает, что когда лимит на одного заемщика достигает верхней планки, он вынужден либо сократить свою задолженность (если работает с прибылью, чего сейчас не скажешь о США – дефицит федерального бюджета тому подтверждение), либо объявляет дефолт. Вы должны быть готовы к худшему варианту, и тогда события 11 сентября для вас будут иметь совершенно другую окраску.

А теперь скажите, кто выигрывает от этих кризисов? – спросил президент и сам ответил на свой риторический вопрос: – Не рабочий, не инвестор, не подлинный производитель богатств. Выигрывают международные валютные спекулянты.

Президент США Ричард Никсон 15 августа 1971 г., в выступлении, которым ввел плавающий курс доллара.

Главное, что я хочу вам настоящим сказать – если вы думаете, что США никогда никого не “кидали” – вы заблуждаетесь. Американцам не впервой приносить в жертву иностранных инвесторов, обвиняя их или международную обстановку в своих бедах.

 

Тема 47. Сущность, цели и методы финсового анализа (ФА)

 

ФА – метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчётности. ФА – это способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера. Содержание и основная цель ФА – оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности предприятия с помощи рациональной финансовой политики.

2 вида финансового анализа: 1) внутренний проводится работниками предприятия. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа. 2) внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и поэтому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализирован.

Цели ФА: 1) оценка текущего и перспективного финансового состояния предприятия; 2) оценка возможных и целесообразных темпов развития предприятия; 3) выявление доступных источников средств и оценка возможности их мобилизации; прогнозирование положения предприятия на рынке капиталов.

Методы ФА: 1) Неформализированные – это методы, которые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне (метод экспертных оценок).

2) Формализованные – основаны на формализованных аналитических зависимостях.

Методы ФА:

1) чтение отчетности – изучение абсолютных показателей отчетности;

2) вертикальный анализ – оценка удельного веса отдельных статей отчетности по сравнению с общим итогом;

3) горизонтальный – это анализ изменений различных статей отчётности по сравнению с предыдущим периодом;

4) трендовый – расчёты относительных отклонений показателей отчётности за ряд лет по сравнению с базисным периодом

5) расчёт финансовых показателей – описание финансовых пропорций между различными статьями отчётности. Состоит из двух этапов: расчёт коэффициента и сравнение его с каким‑либо критерием.

 

Тема 52. Сущность рынка ценных бумаг (РЦБ), его задачи и функции

 

Под РЦБ понимают экономические отношения по поводу выпуска, размещения и обращения ц.б. Основными рынками, на которых преобладают финансовые отношения являются: – рынок банковских капиталов, – РЦБ, – валютный рынок, – рынок страховых и пенсионных фондов. Место РЦБ можно оценить с двух позиций: с точки зрения объемов привлечения денежных средств из различных источников и с точки зрения вложения свободных денежных средств в какой– либо рынок. Привлечение денежных средств может осущетвляться за счет внутренних источников (прибыли) и внешних (заемных) источников (выпуск ц.б., банковские ссуды). Соотношение между внутренними и внешними источниками должно находиться как 75 % и 25 % соответственно. Привлечение свободных денежных средств в РЦБ должно осуществляться с учетом следующих показателей: 1. Степень ликвидности рынка 2. Уровень доходности рынка 3. Уровень риска потерь капиталов и неполучение ожидаемой прибыли 4. Условия налогообложения. Функции РЦБ: Условно можно выделить общерыночные и специфические функции. Общерыночные функции: 1– коммерческая функция, получение прибыли от операций на данном рынке. 2– ценообразующая функция, обеспечивает процесс образования цен и их постоянное изменение. 3– информационная функция, рынок производит и доводит до своих участков информацию о предметах и объектах торговли. 4– регулирующая функция, рынок создает правила торговли и участие в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливают приоритеты, органы контроля и управления. Специфические функции: 1. Перераспределительная. Рынок перераспределяет денежные средства между сферами экономики, а также осуществляет финансирование дефицита государственного бюджета на инфляционной основе (без эмиссии денег). 2. Хеджирование. Т. е. страхование участников РЦБ от неблагоприятного изменения цен, которое стало возможным благодаря появлению производных ц.б., а также специальных механизмов заключения сделок.

 

Тема 53. Структура рынка ценных бумаг (РЦБ), характеристика его участников

 

РЦБ – это сложная структура, имеющая много характеристик. Выделяют следующие виды рынков: 1. Первичный и вторичный 2. Организованный и неорганизованный 3. Биржевой и внебиржевой 4. Традиционный и компьютеризированный 5. Кассовый и срочный. В зависимости от стадии обращения ц.б.: Первичный рынок – это рынок, обеспечивающий выпуск ц.б. в обращение, ее первое появление на рынке. Приобретение их первыми владельцами. Вторичный рынок – это рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ц.б., это купля‑продажа ц.б. и прочие формы перехода прав собственности в течение полного жизненного цикла ц.б. В зависимости от уровня регулируемости рынка: организованный и неорганизованный. На первых обращение ц.б. происходит по твердо установленным правилам., на вторых участники самостоятельно договариваются по всем вопросам. В зависимости от места торговли. Биржевой рынок – торговля ц.б. ведется на фондовых биржах, однако большинство видов ц.б. обращается вне бирж. Всегда организованный. Внебиржевой (небиржевые системы электронной торговли) – торг. ц.б. минуя фондовую биржу с различной степенью организации. В зависимости от типа торговли: Традиционный рынок – традиционная форма торговли ц.б. при которой покупатели и продавцы ц.б. встречаются в определенном месте и происходит публичный гласный торг (биржевая торговля) или ведутся закрытые торги (Шевчук Денис, Источники финансирования бизнеса). Компьютерный рынок – разнообразные формы торговли ц.б. на основе использования компьютерных сетей и современных средств связи. Для него характерно: отсутствие места встреч, торги сводятся в введению заявок на покупку и продажу, непрерывность во времени. В зависимости от сроков на которые заключаются сделки с ц.б. Кассовый рынок – (рынок КЭШ и СПОТ) рынок немедленного исполнения заключенных сделок, при этом технически их исполнение может растянуться до 3 дней, если требуется поставка ц.б. в физическом виде. Срочный рынок – это рынок с отсроченным обычно на несколько месяцев, исполнением сделки. Участники РЦБ – это ф.л. или организации, которые продают либо покупают ц.б., обслуживают их оборот и расчеты по ним. Существуют следующие основные группы участников: 1. Продавцы (эмитенты) 2. Профессиональные посредники (брокеры и дилеры) 3. Покупатели (инвесторы) 4. Организации обеспечивающие функционирование РЦБ (биржа, РТС, банки, депозитарии, регистраторы, расчетно‑клиринговые организации, рекламно‑рейтинговое агнство) 5. Органы регулирования и контроля. Продавцы (эмитенты и владельцы ц.б.) – осуществляют выпуск и размещение ц.б. на пе<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.