Глава 2. Характеристика авторских прав на мультимедийный — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава 2. Характеристика авторских прав на мультимедийный

2019-07-11 229
Глава 2. Характеристика авторских прав на мультимедийный 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОДУКТ И ИХ ЗАЩИТА

 

§ 1. Субъекты прав на мультимедийный продукт

 

Отечественный законодатель в качестве субъектов авторского права признает физических и юридических лиц, а также публично-правовые образования. При характеристике таких субъектов большинство исследователей делают акцент на авторе, который является основным субъектом прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, субъектом авторского права в первую очередь является то лицо, "духовному творчеству которого сочинение обязано своим происхождением" <1>. В.А. Дозорцев писал, что "творческий результат интеллектуальной деятельности носит следы личности автора" <2>. По мнению Л. Бентли и Б. Шермана, "личный статус автора принимается во внимание при решении вопроса о допуске произведения к охране. В некоторых случаях труд, затраченный автором на создание произведения, является мерилом оригинальности" <3>.

--------------------------------

<1> Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 130.

<2> Дозорцев В.А. Указ. соч. С. 145.

<3> Бентли Л., Шерман Б. Указ. соч. С. 197.

 

Согласно пояснительной записке к проекту части четвертой ГК РФ, "кодификация законодательных норм об интеллектуальной собственности в самостоятельную часть четвертую (раздел VII) ГК РФ полностью отвечает потребностям общественной жизни" <1>. Особо отмечается, что "в условиях, когда результаты творческой деятельности становятся предметом многообразного и постоянно расширяющегося рыночного оборота, требуется особое внимание к правам их создателей (выделено мной. - Е.К.), поскольку их интересы могут вступать в противоречие, с одной стороны, с потребностями общества, заинтересованного в возможно более широком и свободном использовании созданного автором творческого результата, а с другой стороны, с интересами более сильных в экономическом смысле коммерческих организаций, которым автор в большинстве случаев передает права на свое творение. Защитить права автора может только государство, закон. Принцип повышенной защиты интересов авторов (выделено мной. - Е.К.) заложен в законодательных системах большинства стран континентальной Европы" <2>.

--------------------------------

<1> Пояснительная записка к проекту части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Сайт кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам в интеллектуальной собственности в разделе "Главная / обсуждение проекта четвертой части ГК РФ". URL: http://www.unescochair.ru (дата обращения: 17.09.2012).

Подобная позиция содержится в Заключении Комитета Государственной Думы по информационной политике от 07.09.2006. См.: Белая книга. История и проблемы кодификации законодательства об интеллектуальной собственности. Сборник документов, материалов и научных статей / Под ред. В.Н. Лопатина. М., 2007. С. 11.

<2> Там же.

 

Вместе с тем отмеченная выше неопределенность правового режима мультимедийного продукта привела к тому, что в настоящее время баланс интересов авторов и лиц, организовавших создание таких объектов, не обеспечивается в должной мере. На законодательном уровне не определен круг авторов исследуемого объекта, вследствие чего возникает масса вопросов: кому принадлежат права на него, кто является первичным правообладателем, с кем заключать договоры об отчуждении исключительных прав и др.

Подобная проблема исследовалась в зарубежной доктрине и практике применительно к аудиовизуальному произведению (кинофильму). Изучение этого опыта приобретает особую актуальность в связи с тем, что, как отмечалось выше, мультимедийный продукт в некоторых зарубежных странах признают кинематографическим или аудиовизуальным произведением. Такое понимание природы исследуемого объекта на доктринальном и законодательном уровне за рубежом определяет соответствующую трактовку круга его авторов.

Так, в странах континентальной системы авторского права (droit d'auteur) автором фильма признается то лицо, творческим трудом которого он был создан <1>. Наиболее ярко такой подход, называемый в литературе также "авторской" теорией (auteur theory), нашел отражение в законодательстве Франции. Согласно ст. L113-7 Кодекса Франции, авторство на кинематографическое произведение принадлежит одному физическому или нескольким лицам, которые создали это творческое произведение <2>, и в качестве авторов такого объекта указываются сценарист, автор переработки, автор диалогов, композитор и режиссер (постановщик) <3>. Однако такая позиция не всегда являлась господствующей. Так, в первой половине XX в. во Франции автором фильма признавался продюсер (физическое или юридическое лицо). Такой подход подтверждался и в судебных решениях <4>. Однако с принятием Закона об охране литературной и художественной собственности от 11 марта 1957 г. эта концепция изменилась и в стране стала применяться "авторская" теория. Ее особенность заключается в том, что лица, не указанные в перечне (ст. L113-7 Кодекса Франции), могут претендовать на авторство при условии представления доказательств внесения творческого вклада в создание произведения. Таким образом, презумпция авторства указанных лиц является опровержимой. Для того чтобы признать лицо автором фильма, следует установить, что оно проявило инициативу, отражающую его индивидуальность, и доказать, что имеет место нераздельное соавторство (joint authorship) (ст. L113-3 Кодекса Франции).

--------------------------------

<1> См.: Kamina P. Film Copyright in the European Union. Cambridge University Press. P. 153.

<2> П. Камина проводит классификацию подходов различных стран в зависимости от того, установлен в законодательстве круг авторов фильма или нет. Так, к первой группе в основном относятся страны континентальной системы, а ко второй - англо-американской. См.: Ibid. P. 153.

<3> См.: Ibid. P. 154 - 158.

<4> См.: Ibid. P. 153 - 154. Tribunal of First Instance of Seine, 19 March 1935, Gazette du Palais, 1935, II, p. 62, Revue Dalloz Sirey, 1935, II, p. 101; and Paris Court of Appeal, 16 March 1939, Gazette du Palais, 1939, II, p. 210; Revue Dalloz Sirey, 1940, II, p. 35.

 

Следовательно, любой человек, принимавший участие в создании кинофильма, может быть признан его автором, если сможет доказать, что его вклад является интеллектуальным творчеством и становится неотъемлемой частью фильма.

Так, например, Апелляционный суд Парижа признал соавтором аудиовизуального произведения повара, который представил свой кулинарный рецепт перед камерой <1>. Таким образом, как отмечает Р. Дюма, в соответствии с французской доктриной, например, монтажер, представивший доказательства того, что он один производил монтажные работы, может претендовать на соавторство; такая же возможность есть у оператора, самостоятельно осуществлявшего выбор технических средств <2>. Однако в судебной практике редко встречаются решения, в которых авторские права на фильм признаются за лицами, не указанными в качестве авторов в законе <3>.

--------------------------------

<1> См.: Paris Court of Appeal, 17 March 1999, Communication Commerce Electronique, October 1999, No. 1; RIDA, October 1999, No. 182, P. 202, note Caron; Revue Trimestrielle de Droit Commercial, 2000, p. 94, note Francon; La Semaine Juridique (E), September 7, 2000. P. 1376, note Bougerol. Kamina P. Op. cit. P. 159.

<2> См.: Дюма Р. Указ. соч. С. 96.

<3> См.:. Kamina P. Op. cit. P. 159.

 

Продюсер (лицо, которое организовало создание фильма) может быть признан одним из соавторов аудиовизуального произведения, если он, наряду с другими лицами, осуществляет творческую деятельность (ст. L113-7 Кодекса Франции).

Схожего подхода в определении круга авторов придерживаются иные страны. Так, в ст. 14 Закона Бельгии об авторских и смежных правах 1994 г. в качестве авторов аудиовизуального произведения наряду с главным режиссером указываются сценарист, автор переработки, автор диалогов (текстов), композитор, автор анимационных работ. Эти лица считаются авторами, если не будет доказано иное <1>.

--------------------------------

<1> См.: Belgian Law on Copyright and Neighboring Rights (June 30, 1994). Сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности в разделе "Документы ВОИС". URL: http://www.wipo.int/wipolex/en (дата обращения: 17.09.2012).

 

В законодательстве Испании и Португалии содержится иной перечень авторов. Так, согласно ст. 22 Кодекса об авторских правах Португалии, таковыми признаются режиссер, автор сценария, композитор, автор переработки (те же авторы указываются в Кодексе об интеллектуальной собственности Испании) <1>. В ст. 44 Закона об авторском праве Италии указываются автор сценария, автор переработки, композитор и художественный руководитель <2>.

--------------------------------

<1> См.: Portugal Code of Copyright and Related Rights (No. 45/85. September 17, 1985). Сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности в разделе "Документы ВОИС". URL: http://www.wipo.int/wipolex/en (дата обращения: 17.09.2012); Kamina P. Op. cit. P. 160.

<2> См.: Italian Law for the Protection of Copyright and Neighbouring Rights (Law No. 633, April 22, 1941) // Сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности в разделе "Документы ВОИС". URL: http://www.wipo.int/wipolex/en (дата обращения: 17.09.2012).

 

Подобный подход нашел отражение в отечественном правопорядке. Согласно ранее действовавшему советскому законодательству (ст. 486 ГК РСФСР 1964 г.), авторское право на кинофильм и телевизионный фильм принадлежало студии, осуществившей его съемку (т.е. в качестве авторов признавались не только физические, но и юридические лица), а право на любительские ленты принадлежало их непосредственным авторам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах" (постатейный). М., 2006. С. 38 (автор комментария - В.В. Погуляев).

 

В настоящее время в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ авторами аудиовизуального произведения являются три лица: режиссер-постановщик, автор сценария, композитор, являющий автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Иные лица, внесшие творческий вклад в создание аудиовизуального произведения (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.), обладают авторскими правами каждый на свое произведение, но не имеют авторских прав на аудиовизуальное произведение в целом. В этом проявляется одна из важнейших особенностей правового режима аудиовизуальных произведений по российскому законодательству (см. об этом § 2 главы 2) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сергеев А.П. Указ. соч. С. 141.

 

Как верно отмечает Э.П. Гаврилов, признание режиссера-постановщика, сценариста и автора оригинальной музыки в качестве авторов (соавторов) аудиовизуального произведения, "с одной стороны, основывается на том, что они внесли значительные творческие вклады в аудиовизуальное произведение, но, с другой стороны, является в значительной мере условным" <1>. Их авторство на аудиовизуальное произведение - это авторство "в силу закона", а не потому, что они создали аудиовизуальное произведение <2>.

--------------------------------

<1> Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону "Об авторском и смежных правах" (постатейный) (издание четвертое, переработанное и дополненное). М., 2005. СПС "КонсультантПлюс".

<2> См.: Там же.

 

Таким образом, российский законодатель ограничивает перечень создателей аудиовизуального произведения "триумвиратом" авторов.

Однако в отличие от рассмотренных выше примеров в законодательстве некоторых стран континентальной правовой традиции не содержится указания на конкретный перечень авторов аудиовизуального произведения. Подобные положения отражены в праве Дании, Финляндии, Германии, Нидерландов и Швеции <1>.

--------------------------------

<1> См.: Kamina P. Op. cit. P. 156.

 

Например, согласно германскому праву применительно к фильму признается "нераздельность" тех результатов, которые вошли в его состав (сценарий, музыка и другие элементы), что обусловливает определение круга его авторов исходя из общих правил о соавторстве (ст. 8 (1) Закона об авторском праве Германии) <1>. Как правило, только режиссер, оператор-постановщик и иногда монтажер признаются авторами рассматриваемого объекта <2>.

--------------------------------

<1> См.: Germany Law on Copyright and Neighboring Rights (Copyright Law), 1965 // Сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности в разделе "Документы ВОИС". URL: http://www.wipo.int/wipolex/en/ (дата обращения: 17.09.2012).

<2> См.: Kamina P. Op. cit. P. 157.

 

В отличие от большинства стран континентальной "авторской теории" законодательство и судебная практика Люксембурга придерживается иной концепции. Так, согласно ст. 21 Закона об авторском праве, смежных правах и базах данных, автором аудиовизуального произведения признается продюсер и режиссер <1>. Включение продюсера в число авторов аудиовизуального произведения несвойственно законодательствам стран романо-германской системы.

--------------------------------

<1> См.: Luxembourg Law on Copyright, Neighbouring Rights and Databases, April 18, 2001 // Сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности в разделе "Документы ВОИС". URL: http://www.wipo.int/wipolex/en/ (дата обращения: 17.09.2012).

 

В странах англо-американской правовой традиции (copyright) в отношении определения круга авторов рассматриваемого объекта выработаны иные подходы. Согласно этой концепции обладателем прав на фильм преимущественно признается продюсер (лицо, организовавшее его создание), а в некоторых случаях еще и режиссер <1>.

--------------------------------

<1> Бентли Л., Шерман Б. Указ. соч. С. 198 - 199. См. об этом: Зенин И.А. Указ. соч. С. 528.

 

Так, например, согласно ст. 98 (2) Закона об авторском праве Австралии, правообладателем является изготовитель (the maker of a cinematograph film) <1>. Подобного подхода придерживаются Канада <2>, Новая Зеландия <3>. В соответствии со ст. 21 (b) Закона об авторском праве Ирландии авторами фильма признаются продюсер и режиссер <4>. По ст. 2 (d) (v) Закона об авторском праве Индии автором фильма считается продюсер <5>.

--------------------------------

<1> Согласно ст. 23 (4) (b) Закона об авторском праве Австралии создатель (разработчик) фильма - это лицо, которое предприняло все необходимые меры для его создания. Copyright Act No. 63, 1968. Более подробно о правовом статусе авторов фильма в Австралии см.: Rimmer M. The Copyright Amendment (Film Directors' Rights) Bill: A Submission to the Senate Legal and Constitutional Committee C. United States (Cth). The Australian National University, Canberra. 2005. P. 48.

<2> Согласно ст. 2 Закона об авторском праве Канады изготовитель фильма является обладателем прав на него. См.: Copyright Act (R.S.C., 1985) // Сайт Бюро по регистрации авторских права Канады в разделе "Consolidated Acts". URL: http://laws-lois.justice.gc.ca (дата обращения: 17.09.2012).

<3> См.: Art. 5 (2), 94 (1) (b) of the New Zealand Copyright Act, 1994 // Сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности в разделе "Документы ВОИС". URL: http://www.wipo.int/wipolex/en/ (дата обращения: 17.09.2012).

<4> См.: Ireland Copyright and Related Rights Act, 2000 (No. 28, 2000) // Сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности в разделе "Документы ВОИС". URL: http://www.wipo.int/wipolex/en/ (дата обращения: 17.09.2012).

<5> См.: Indian Copyright Act, 1957. Сайт: бюро по регистрации авторских прав Индии в разделе "Act and Rules". URL: http://copyright.gov.in (дата обращения: 17.09.2012).

 

Наиболее яркими представителями системы (copyright) являются США и Великобритания. В праве США автором и, пока иное прямо не оговорено в письменной форме, обладателем прав на аудиовизуальное произведение признается продюсер. Это обусловлено тем, что режим результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых специально для такого объекта, определяется по нормам о "работах, выполненных по найму" (work made for hire, § 201 (b) Закона об авторском праве США) <1>. Однако если два и более лица создали результат интеллектуальной деятельности не по найму, то их труд может квалифицироваться как "совместный" (joint work, § 101 указанного Закона), в результате чего право на произведение принадлежит им также "совместно" (coowners of copyright in the work, § 201 (a) указанного Закона).

--------------------------------

<1> См.: Doughtery F. Jay Not A Spike Lee Joint? Issues in the Authorship of Motion Pictures Under U.S. Copyright Law. UCLA Law Review, October 2001. Vol. 49. P. 225.

 

В Соединенном Королевстве на протяжении долгого времени тоже считалось, что автором фильма является только продюсер. Однако в целях приведения законодательства в соответствие с Директивой ЕС "О сроках действия авторских прав" в Закон об авторском праве Великобритании были внесены изменения. Согласно этим поправкам правовой статус авторов фильма был закреплен за продюсером и главным режиссером, кроме случаев их совпадения в одном лице (ст. 9 (2) (ab) Закона об авторском праве Великобритании). Это правило распространяется на объекты, созданные после 1 июля 1994 г. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бентли Л., Шерман Б. Указ. соч. С. 204 - 205; Kamina P. Op. cit. P. 140 - 141.

 

Следовательно, в настоящее время в мировой практике нет единого подхода по вопросу об определении круга авторов аудиовизуального произведения: в одних случаях автором признается продюсер (изготовитель), в других - указывается конкретный круг авторов.

В.А. Дозорцев обращал внимание на то, что, поскольку в создании сложных объектов принимает участие большое число творческих и иных работников, осуществляющих разнородную деятельность, определение круга авторов таких объектов не может происходить традиционно <1>.

--------------------------------

<1> См.: Дозорцев В.А. Указ. соч. С. 146 - 147.

 

Эта ситуация характерна и в отношении мультимедийного продукта. Конечно, признание прав на этот объект за большим числом лиц приведет к сложностям в управлении процессом введения в коммерческий оборот прав на него. Сужение круга авторов подразумевает сокращение количества лиц, с которыми необходимо заключать соответствующие договоры. Однако это, несомненно, приведет к нарушению их прав. Поэтому необходимо найти баланс: определить именно тех лиц, чей творческий труд необходим для создания рассматриваемого объекта.

Так, профессор И. Стаматуди выделяет следующих лиц, которые участвуют в создании мультимедийного продукта: авторы результатов интеллектуальной деятельности, составляющих содержание этого продукта (различных художественных компонентов, компьютерных программ, музыки и т.д.), работодатели, издатели, продюсеры, редакторы, разработчики, обладатели прав на различные объекты <1>. В работе также рассматриваются три возможных варианта определения круга авторов мультимедийного продукта:

--------------------------------

<1> См.: Stamatoudi I.A. Op. cit. P. 33 - 36.

 

1) все те лица, творческим трудом которых созданы охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, впоследствии вошедшие в состав продукта;

2) конкретно оговоренный круг лиц, творческим трудом которых был создан продукт;

3) продюсер и/или редактор <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ibid. P. 222 - 225.

 

В результате И. Стаматуди по аналогии с определением авторов для фильма в Великобритании выделяет в качестве авторов фильма продюсера и редактора <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ibid. P. 226.

 

А. Милле отмечает, что выявление круга авторов исследуемого объекта является затруднительным в связи с отсутствием четкого определения его правового режима и сложностью процесса его создания. В зависимости от вида творческого вклада ученый выделяет авторов проекта (представляет собой совокупность основных идей, планов и может быть выражен в письменной и/или графической форме) и авторов, которые отвечают за содержание мультимедийного продукта: лиц, которые создают пейзажи, персонажи (художники), музыкальные и звуковые эффекты (композиторы) <1>. В числе таких авторов также рассматриваются программисты, которые отвечают за создание конфигурации интерфейса, с помощью которого пользователь будет управлять произведением, и сценаристы, создающие единую сюжетную линию (storyboard) <2>.

--------------------------------

<1> Авторы проекта и содержания могут совпадать в одном лице. Mille A. Op. cit. P. 31 - 32.

<2> См.: Mille A. Op. cit. P. 31 - 32.

 

Как мы указывали выше, отечественная судебная практика рассматривает мультимедийный продукт в качестве программы для ЭВМ. В соответствии с таким подходом единственным автором признается только программист - автор программы для ЭВМ, входящей составной частью в рассматриваемый объект.

Для того чтобы наиболее корректно определить круг авторов исследуемого объекта, более подробно остановимся на процессе создания основной разновидности мультимедийного продукта - компьютерной игры. Организаторами такого процесса, как правило, выступают компании-разработчики. На подготовительном этапе (pre-production) составляется дизайн-документ (или проект), в котором описывается концепция будущей игры. Сценарист (гейм-дизайнер) создает сценарий, на котором основывается сюжет. Поскольку современная компьютерная игра представляет собой совокупность художественных образов - композиционной организации, образов главного героя и иных персонажей, колористических и музыкальных элементов и других, ее сюжет требует от сценаристов творческой способности планировать реакцию игрока, учитывая его вероятные и возможные действия <1>.

--------------------------------

<1> Такие результаты зачастую используются в дальнейшем в иных сферах, например, по сюжету игры Prince of Persia: The Sands of time был создан одноименный фильм; персонаж известной игры послужил прототипом ее экранной героини: игра Lara Croft: Tomb Rider - фильм "Лара Крофт: расхитительница гробниц" и "Лара Крофт: Колыбель жизни". См.: Югай И.И. Указ. соч. С. 159.

 

В процессе производства (production) выполняется основной объем работы. Для того чтобы все задуманное в сценарии претворить в жизнь, над образом персонажей, пейзажем и другими колористическими компонентами игры работает художник. Специально для рассматриваемых объектов создаются музыкальные произведения, используемые в качестве звукового сопровождения, без которого в настоящее время не обходится ни одна игра (подобно саундтрекам к фильмам). Поэтому значение композитора в процессе создания игры также велико. В свою очередь программисты <1>, используя передовые технологии, специально разрабатывают компьютерные программы (движки и др.), чтобы объединить указанные результаты творческой деятельности различных лиц в единый объект. Такая работа занимает большое количество времени.

--------------------------------

<1> Иногда художники сами создают в электронной форме необходимые произведения для игры, имеют навыки программирования.

 

Затем начинается стадия тестирования (milestone), которая включает проверку программных ошибок игры. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на следующие этапы. В рамках так называемой версии пре-альфа (pre-alpha) происходит первичная оценка функциональных возможностей программ. Следующим этапом может выступать так называемая альфа-версия (alpha), которая представляет собой внутреннее тестирование программ специалистами. После этого начинается публичное тестирование - так называемая бета-версия (beta). На этом этапе программы тестируются не только профессиональными разработчиками, но и обычными пользователями, которым, например, на сайте игры предлагается проверить ее качество. На заключительной стадии (release candidate) программистами проводится комплексное тестирование, благодаря которому исправляются все найденные ошибки. По прохождении этих этапов компьютерная игра считается окончательно созданной и может быть представлена для производства и распространения.

Таким образом, исходя из представленного анализа процесса создания этой основной разновидности мультимедийного продукта, на наш взгляд, следует выделить четырех его авторов: сценариста, художника, программиста, композитора. Благодаря творческому труду именно этих лиц создается целостное художественное произведение.

Однако следует отметить, что композитора следует рассматривать как автора только в тех случаях, когда музыкальное произведение создается исключительно для его использования в сложном объекте (по аналогии с композитором аудиовизуального произведения, пп. 3 п. 2 ст. 1263 ГК РФ). В создании мультимедийного продукта также принимают участие и иные лица - звукооператоры, актеры, озвучивающие роли, и др. Вместе с тем, на наш взгляд, они не должны признаваться авторами всего объекта, так как не вносят существенный вклад в его создание и не играют определяющей роли в этом процессе. Однако за ними должны признаваться права на созданный ими результат интеллектуальной деятельности (например, смежное право на исполнение).

Не должны рассматриваться как авторы и лица, чье участие ограничивается только технической помощью, например тестированием игры (тестеры), поскольку они не вносят творческого вклада в процесс ее создания.

В качестве авторов иных разновидностей мультимедийного продукта следует признавать тот же круг лиц (по аналогии с компьютерной игрой). Однако отметим, что этот состав субъектов участвует в создании не всех таких разновидностей. Например, в разработке интернет-сайта, как правило, принимают творческое участие автор дизайна и программист. В процесс создания виртуальных музеев и экскурсий также может вовлекаться сценарист. Во всех этих случаях возможно использование оригинальной музыки, созданной композитором. Поэтому, несмотря на установление общего перечня лиц, являющихся авторами мультимедийного продукта в целом, применительно к отдельным разновидностям рассматриваемого объекта их состав уточняется в пределах этого перечня.

Как следует из вышеизложенного, отношения, складывающиеся при создании игры, могут быть квалифицированы как соавторство. С.Г. Займовский писал, что соавторство возникает тогда, когда составленное совокупным трудом произведение представляет собой одно нераздельное целое <1>.

--------------------------------

<1> См.: Займовский С.Г. Авторское право (справочное пособие для издателей, авторов, переводчиков, художников, композиторов и сценических деятелей). М., 1914. С. 12. См. о соавторстве в работах иных дореволюционных ученых: Анненков К.Н. Указ. соч. С. 598; Победоносцев К.П. Указ. соч. С. 662; Табашников И.Г. Указ. соч. С. 513 - 515, 521 - 523; Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 134 - 137; в работах советских ученых: Серебровский В.И. Указ. соч. С. 61 - 77; Ионас В.Я. Указ. соч. С. 104 - 105, 117.

 

С.А. Чернышева рассматривала следующие признаки, характеризующие соавторство: совместный труд нескольких лиц, создание коллективного произведения, принадлежность авторского права на произведение всем, кто над ним работал <1>.

--------------------------------

<1> См.: Чернышева С.А. Указ. соч. С. 42 - 43.

 

А.П. Сергеев отмечает, что для возникновения соавторства необходимо наличие следующих условий: 1) результат совместных усилий нескольких лиц заключается в создании единого коллективного произведения (когда изменение или изъятие какой-либо его части влечет изменение других частей или невозможность использования его как единого целого); 2) создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц (важен не процесс, а результат); 3) вклад лиц, претендующих на соавторство, должен носить творческий характер; 4) наличие соглашения о возникновении соавторства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сергеев А.П. Указ. соч. С. 173 - 177.

 

Как указывает профессор Д. Липцик, произведение считается созданным в соавторстве, когда в работе по его созданию принимают участие "несколько авторов, работающих в одном или разных жанрах, вместе или порознь, внося творческий вклад в него с тем, чтобы совокупность их вкладов составляла цельное произведение и обеспечивала его совместное использование" <1>.

--------------------------------

<1> Липцик Д. Указ. соч. С. 111.

 

Таким образом, в литературе при характеристике соавторства обращали внимание на творческий характер совместной деятельности участников, в результате которого образуется единое произведение.

В связи с этим Д. Липцик выделяет совместные произведения (музыкальные композиции, кинематографические произведения и в более широком смысле аудиовизуальные произведения) и коллективные произведения (как, например, словари, энциклопедии, журналы, обозрения, сборники, собрания судебных решений) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Там же. С. 112.

 

В теории авторского права существуют две основные концепции в отношении того, что может рассматриваться в качестве совместного произведения. Согласно ограничительной концепции произведение является совместным только в случае, если соавторы работали над ним вместе, объединяя свои усилия таким образом, что после завершения этого произведения невозможно выделить ту его часть, которую можно было бы определить как принадлежащую одному из них.

Согласно расширительной концепции в качестве совместных рассматриваются также и произведения, соавторы которых (даже если возможно определить вклад каждого из них) "объединили свои усилия таким образом, что каждый из них внес свою лепту в общее произведение, части которого объединены общим замыслом" <1>.

--------------------------------

<1> Липцик Д. Указ. соч. С. 112 - 113. См. об этом также: Гордон М.В. Указ. соч. С. 43 - 45.

 

Следовательно, ограничительная концепция признает лишь нераздельное соавторство, когда созданное произведение представляет собой единое целое, а расширительная - как нераздельное, так и раздельное, когда возможно определить и выделить часть каждого соавтора, не изменяя при этом природы самого произведения <1>.

--------------------------------

<1> См. об этом: Серебровский В.И. Указ. соч. С. 68 - 70; Чернышева С.А. Указ. соч. С. 44 - 45.

 

Российское авторское право следует расширительной концепции понимания соавторства. В соответствии с п. 1 ст. 1258 ГК РФ граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое (нераздельное соавторство) или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторство). Условием создания произведения в соавторстве является наличие соглашения между авторами о создании произведения. Данное соглашение может быть заключено в любой форме и на любой стадии создания произведения.

Законодательство Великобритании, в отличие от российского, признает лишь нераздельное (неделимое) соавторство. Таким образом, в британском авторском праве различаются соавторы и два и более самостоятельных автора, создавших соответствующие произведения <1>. Статья 10 Закона об авторском праве Великобритании содержит норму, в соответствии с которой "произведением совместного авторства" является произведение, которое создано в результате сотрудничества двух и более авторов и в котором вклад каждого автора не может быть четко разграничен с вкладом другого автора или других авторов <2>. Следовательно, для признания соавторства, во-первых, необходимо, чтобы каждый из авторов внес вклад в создание произведения <3>, во-вторых, творческие вклады в создание произведения должны быть неотделимы друг от друга, при этом права на результаты интеллектуальной деятельности между авторами не разделяются <4>. Так, например, в деле "Tate v. Tomas" <5> истец заявлял свои претензии на авторство, основываясь на том, что он предложил название произведения и некие идеи, которые ответчик использовал в работе. Суд посчитал, что в данном случае вклад истца был незначительным для признания его соавтором произведения. В решении по делу Beckingham v. Hodgens <6> суд указал, что для того, чтобы считаться соавтором произведения, необходимо, чтобы творческий вклад выражал мастерство, труд и суждения автора. Последний признак соавторства в Великобритании заключается в том, что произведение должно создаваться в процессе сотрудничества авторов. В связи с этим у соавторов должна быть некая идея создания произведения, общая задумка <7>.

--------------------------------

<1> См.: Зенин И.А. Указ. соч. С. 528.

<2> См.: Copinger W.A., Skone James F.E. On copyright. L., 2002. P. 203.

<3> См.: Godfrey v. Lees EMLR 307. 1995.

<4> См.: Copinger W.A., Skone James F.E. Op. cit. P. 201.

<5> См.: Tate v. Thomas [1921] 1 Ch 503.

<6> См.: Beckingham v. Hodgens [2002] EMLR (45) 1005 (Christopher Floyd QC).

<7> См. об этом: Beckingham v. Hodgens [2002] EMLR (45) 1005 (Christopher Floyd QC).

 

В Италии законодатель, напротив, указывает на режим раздельного соавторства между авторами фильма. Они могут использовать созданные ими элементы любыми способами, не ограничивая при этом права продюсера, которые предусматриваются в договоре (ст. 44, 49 Закона об авторском праве Италии) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Italian Law for the Protection of Copyright and Neighboring Rights, No. 633 of April 22 1941 // Сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности в разделе "Документы ВОИС". URL: http://www.wipo.int/wipolex/en (дата обращения: 17.09.2012).

 

Однако В.А. Дозорцев писал, что отношения между участниками создания сложного объекта не могут рассматриваться с точки зрения традиционного авторского права как соавторство. Ученый отмечал невозможность такой квалификации исходя из того, что лица, участвующие в создании сложного объекта (например, фильма), не осуществляют однородную деятельность <1>. По его мнению, между ними возникает не соавторство, а "соучастие" или сотрудничество <2>.

--------------------------------

<1> В.А. Дозорцев отдельно оговаривает случай изъятия для музыкального произведения с текстом. См. об этом: Дозорцев В.А. Указ. соч. С. 148.

<2> См.: Дозорцев В.А. Там же. В литературе различаются понятия соавторства и сотрудничества. Так, С.Г. Займовский отмечал, что соавторство (когда произведение составлено совокупно несколькими лицами и образует неразрывное одно целое) следует отличать от сотрудничества, поскольку "при соавторстве лица, совместно составившие произведение, сохраняют за собой на него самостоятельное авторское право, при сотрудничестве же право на целое произведение принадлежит не сотрудникам, а издателю, т.е. лицу, по поручению коего сотрудники работали". Сотрудники, по мнению ученого, являются авторами отдельных произведений, входящих в единое целое. См.: Займовский А.Г. Указ. соч. С. 12, 18 - 19. В.И. Серебровский под сотрудничеством понимал "участие нескольких авторов в составлении коллективного труда, объединяющего ряд самостоятельных произведений, каждый из авторов сохраняет авторское право только на написанную им часть такого коллективного труда, не приобретая авторского права на весь труд" (например, журналы, энциклопедии). См.: Серебровский В.И. Указ. соч. С. 61. Такая позиция была обозначена в работе Е.А. Флейшиц и Б.С. Антимонова. См. подробнее об этом: Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Указ. соч. С. 71. О различии указанных категорий см. также: Чернышева С.А. Указ. соч. С. 42 - 43. О соавторстве на сложные произведения писал в своей работе М.В. Гордон. См. подробнее об этом: Гордон М.В. Указ. соч. С. 45.

 

На наш взгляд, отношения между авторами мультимедийного продукта также нельзя характеризовать как соавторство (раздельное или нераздельное) <1>. Как отмечалось выше, в работе над созданием этого объекта трудится множество лиц, осуществляющих разнородную деятельность: одни создают колористические компоненты, другие - сценарий, третьи - музыку, четвертые на протяжении всего процесса разработки объединяют полученные иными лицами результаты с компьютерными программами (используя движки). Вместе с тем тот факт, что в данном случае эти различные и разнородные объекты в результате процесса "наслоения" (см. об этом § 2 главы 1) объединяются в единый комплексный результат, определяет необходимость особой квалификации отношений, складывающихся между авторами исследуемого объекта. Каждый из участников создает свое произведение (пейзажи, персонажи, музыку, движки и т.д.), на которое приобретает авторские права, существует возможность определения авторов соответствующих произведений, вошедших составной частью в мультимедийный продукт.

--------------------------------

<1> Конструкция раздельного соавторства в данном случае была бы применима к составным произведениям, но не к сложному объекту. Так, В.И. Серебровский отмечал, что в данном случае каждый из соавторов, если соглашением между ними не предусмотрено иное, является субъектом авторского права как в отношении произведения в целом, так и в отношении созданно<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.