Формы деревьев по виду ствола. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Формы деревьев по виду ствола.

2019-06-06 392
Формы деревьев по виду ствола. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эти формы основаны на природных формах роста многих лиственных и хвойных деревьев. В этих формах важнейшим элементом является ствол. Японскими бонсаи-мастера описали различные стили, о которых пойдет речь ниже.

 

Прямой ствол.

Величественные отдельно стоящие деревья в природе – отличные иллюстрации этого стиля. Прямой ствол (тёккан, в немецкой транскрипции у Каволлека - Chokkan) характерен для многих видов (например, эль, секвойя). Многие лиственные деревья также имеют эту форму, по крайней мере, в молодом возрасте (рис.4.1.). Тёккан – весьма строгий стиль, ошибки при его формировании особенно заметны. Хотя есть много вариантов этого стиля по высоте ствола и дерева в целом, длине и расположению ветвей, все же есть некоторые каноны, которые должны соблюдаться обязательно.

Рис.5.6.

Первые формирующие мероприятия с китайским можжевельником в стиле прямого ствола: наложение проволоки и контурная обрезка. То же растение с укороченной вершиной. Дальнейший рост ствола будет происходить из боковой ветви.

Положение и форма ствола обозначено в названии стиля. Ствол должен быть цилиндрическим, суживающимся кверху, не иметь ни малейших изгибов. До 1/3 высоты ствол не должен иметь ветвей. Этот промежуток необходим, чтобы были хорошо видны корни, т.к. в этом стиле «выходу» дерева из земли уделяется большое внимание. Необходимо избегать симметрии. Ветви должны выходить от ствола таким образом, чтобы образовывать восходящую спираль. В какую сторону будет отходить первая ветвь – неважно. Расстояние между основанием ветвей должно уменьшаться к вершине, так же как из длина. Однако, между ними могут быть короткие ветви, что создает некоторое разнообразие и повышает привлекательность дерева. Также от низа кверху должна убывать сила (толщина) ветвей.

Куда должен быть направлен рост ветвей – вверх или вниз? При ответе на этот вопрос можно ориентироваться на природнае формы роста. В природе, как правило, ветви направлены вверх у молодых деревьев, вниз – у старых.

Силуэт дерева должен образовывать неравнобедренный треугольник, причем ствол не должен быть геометрическим центром композиции. Ширина кроны не превышает 2/3 от высоты бонсаи (хотя японские бонсай-мастера иногда формируют деревья с широкой кроной, даже превышающей высоту дерева).

Обычно не рекомендуется, чтобы 2 или более ветвей отходили из одной точки (так наз., эффект колеса), однако такое расположение иногда имеет интересный оптический эффект. Тем более, что такая форма роста характерна для многих деревьев в природе (имеющих супротивное расположение почек). В качестве примера можно привести ель, сосну.

 

Рис.5.7. Слева и вверху – классическое положение ветвей при форме прямого ствола.

Рис.5.8.

Слева природная форма дерева представлена для примера расположения ветвей в стиле прямого ствола.

Рис. 5.9. Pinus silvestris (сосна обыкновенная) в природе у старых экземпляров ветви направлены вниз.
       

 

Большая часть ствола должна быть видна, но ствол не должен казаться «лысым». Это важно, поскольку именно ствол определяет вид бонсаи в этом стиле.

Линии очертания кроны проявляются в форме ветвей. На рис.5.10. показаны эти формы. Техника их формирования – рис. 5.36.-5.39..

Рис. 5.11. Fagus crenata, сформированный соответственно природной форме. Граб, Carpinus laxiforma с прямым стволом, образцово сформированный.
    Слева – ствол просверлен на уровне корневой шейки, что вызвало искусственное образование корней.

Нижняя сторона ветвей, так же как и основание их у ствола не должны иметь побегов и листьев. Это характерно для старых деревьев в природе.

Хорошо развитые корни имеют также большое значение. Идеально – корни должны расходиться в виде звезды. Для создания эффекта перспективы корни на переднем плане должны быть короче, чем сзади и с боковой стороны.

Недостатки корневой системы в некоторой мере можно скорригировать в процессе пересадки или путем образки (раздел 3.2.8.). Дополнительная возможность образования корней в нужном месте состоит в следующем: сверлится отверстие в стволе на уровне земли, которое заполняется гормоном роста и засыпается землей. Корнеобразование происходит через 2-3 мес, иногда – дольше.

Формирование тёккана из черенков, сеянцев, молодых растений продолжается, естественно, дольше, чем из материала из питомника, но зато имеется возможность полного контроля за ростом, чтобы шаг за шагом создать выбранную форму. Формирование хвойных стоит начинать, когда дерево достигнет высоты 25 см, ствол одревесневеет. Тогда можно применять проволоку для формирования.

При формировании тёккана из лиственных нужно применять грамотную обрезку. Стволу дают отрасти, затем отрезают на определенной высоте. Ниже среза должна находиться сильная почка. При каждой последующей обрезке верхушечная почка должна находиться на противолежащей стороне. Это обеспечивает вертикальность роста.

При супротивном расположении почек после обрезки формируется раздвоение. Дают отрасти обеим ветвям, затем выбирают из них более желательную (например, с более короткими междоузлиями), а другую удаляют. В другом варианте заранее удаляют одну из почек (рис. 4.12.).

Обрезка следует симподиальному разветвлению (рис. 4.1.), при разветвлении постоянно нужно придерживаться главной оси. Хотя эта ось и не строго вертикальная, с течением времени она выпрямляется.

При выборе растения их питомника для этого стиля имеет решающее значение на ровный ствол, а положение ветвей. Необходимо иметь 3-4 хорошо развитые ветви и хорошо расположенные почки, а форму ствола можно корригировать проволокой. Высокие растения не должны выбраковываться. Есть много способов сократить высоту. Например, повторные обрезки верхушки, джин (раздел 5.8.6.), превращение верхушки в боковую ветвь.

Рис. 5.12. Это – первая формирующая обрезка сильноразветвленного молодого дерева Acer campreste, полевого клена, создающая прямой ствол. На рисунке – до и после обрезки.

Наклонный ствол.

Положение ствола очень сильно влияет на облик дерева. Если ствол отклоняется от вертикали, существенно нарушается равновесие кроны. Поэтому, если в силу каких-либо причин ствол изменяет направление, меняется и вид кроны. Смысл этого природного явления – восстановление равновесия, стабилизация дерева. Если наклон небольшой, компенсация осуществляется засчет нижних ветвей, при сильном наклоне – засчет контрнаправления верхушки. Поэтому несправедливо считать наклонный стиль (яп. - сяккан) нестабильным. Он объединяет видимую нестабильность со стабильностью засчет перестройки системы ветвей.

В природе наклонные формы мы встречаем чаще на скалах и крутых склонах, но можно их видеть и на равнинах, если дерево потеряло равновесие из-за непогоды, оползня или паводка.

Рис.5.13.

Природная иллюстрация наклонного стиля – дерево на краю скалы. Carpinus betulus, бук обыкновенный, сформированный с наклонным стволом.

Ствол должен отклоняться от вертикали как минимум на 30°. Он должен иметь широкое основание и относительно открытую крону. Верхушка дерева слегка отклоняется вперед, как бы указывая в направлении наблюдателя.

Как говорилось выше, наклонный стил – форма, в которой ветви уравновешивают положение ствола. Они должны отходить во все стороны, но на стороне, в которую он склонен быть короче. Это создает ощущение стабильности.

Расположение и форма ветвей – по тем же принципам, как в теккане. Профили ветвей треугольные, куполообразные. Ветви располагаются горизонтально, или немного склонены вниз.

Корни направлены в ту же сторону, в которую склонен ствол. Это важно, поскольку при таком расположении корней становиться правдоподобно, что дерево естественно удерживается в таком состоянии. К сожалению, корни редко бывают развиты достаточно. Часто приходится прививать их аблактировкой сеянца или стимулировать корнеобразование искусственно (см. выше).

Создать нужный угол наклона ствола просто. Это делается при пересадке. Изменение направления ветвей производиться проволокой или натяжными приспособлениями.

 

Дерево, склоненное ветром

На первый взгляд склоненное ветром дерево (дословно – избитое ветром, прим. Перев.), (яп. - фукинагаси) похоже на наклонную форму. В действительности общее только – угол наклона. Поскольку стиль символизирует дерево, постоянно подвергающееся напору стихии, не только ствол, но и все ветви направлены в одну сторону. Дерево не имеет возможности сформировать естественное равновесие, т.к. постоянно подвержено сильному воздействию.

В природе фукинагаси – дерево на морском побережье, дерево на вершине горы. Иногда ствол может быть даже вертикальным, а горизонтальны лишь ветви.

Чаще ствол непрерывный до вершины. Но можно формировать в этом стиле и разветвляющийся наверху ствол, а также многоствольные варианты.

Крона также должна соответствовать стилю: тогда как при прямом стволе желательно густое равномерное облиствление, в стиле фукинагаси листва должна быть как бы «растрепана» ветром, т.е. иметься минимум листьев. Поэтому на хвойных деревьях весной оставляются только свежий прирост хвои. Наблюдатель должен ощущать воздействие стихии на все части дерева.

    Рис. 5.14. Дерево на острове – природная иллюстрация.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.