Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Педагогика. С. 8. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Педагогика. С. 8.

2019-06-06 720
Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Педагогика. С. 8. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определите свою педагогическую позицию по отношению к опыту С.Н. Лысенковой по активизации учащихся в учебном процессе.

Билет № 5

«Повсеместное явление, которое имеет место в общеобразовательной школе сегодня, – это дифференциация детей при приеме их в первый класс, которая осуществляется специальными медико-психолого-педагогическими комиссиями. Однако некоторые исследователи выступают «против» изначального зачисления детей в гимназические (прогимназические) классы на основании тестирования, первичного разделения детей на классы А, В, С уже в момент зачисления ребенка в школу… Выявление индивидуальной «траектории» развития каждого ученика требует разнообразной среды в самом начале школьной жизни, которая должна обеспечить проявление субъективной избирательности, активности, личных предпочтений во всех сферах деятельности ребенка. Иными словами, первичной должна быть не однородная среда для отобранных по случайным признакам детей, а разнородная среда, через которую должны проходить все без исключения дети. Вначале надо дифференцировать не детей, а учебный материал, определяющий разнообразную образовательную среду».

Якиманская И.С. Личностно - оринетированное обучение в современной школе. – М., 1997. С. 39.

Определите свою позицию в отношении вышеописанной дифференциации детей.

 

 

Билет № 6

…есть ученики послушные и любознательные при обучении, но медлительные и вялые. И такие могут идти по стопам идущих впереди. Но для того, чтобы сделать это для них возможным, нужно снизойти к их слабости, никогда не переобременять их, не предъявлять к ним слишком строгих требований, относясь к ним доброжелательно и терпеливо, или помогать, ободрять и поддерживать их, чтобы они не падали духом.

Спроектируйте индивидуальный подход к вышеописанным ученикам.

Билет № 7

«…Проводи им урок по строгим традиционным правилам, – «Сидите смирно! Держите руки за спиной! Не шевелитесь! Слушайте меня!.. – и дети сразу начнут скучать, зевать».

Пытался я проводить ради опыта такие уроки, по принципу «передачи и усвоения», и мне показалось, что на них дети как будто отдалились от меня. Скучно было на этих уроках, как будто я допрашивал их… Что же изменилось на этих уроках? Изменились мои отношения: я стал официальным, непогрешимым, строгим, принуждающим детей выкладывать мне, что они знают, умеют. Я стал регистратором их знаний, а они…– «слушалками» и «отвечалками». Детям явно не понравилось все это, а Саша к концу дня подошел ко мне и спросил:

- Почему вы на всех уроках были таким хмурым? Вам не поздоровилось сегодня?

- А тебе не понравились уроки? – спросил я со своей стороны.

- Не-а! – ответил мальчик.

- Мы ни разу не смеялись! – добавил Илико.

И я решил не возвращаться к таким опытам: проводить уроки, лишенные радости совместной работы с детьми. Тогда и сформулировал я для себя заповедь:

Чаще приглашать на уроки бога Момуса – бога смеха, шуток, чтобы прогнать с уроков Морфея – бога сна.

1. Согласны ли вы с критикой педагога-новатора Ш.А. Амонашвили традиционных уроков? Выскажите свою позицию об уроках в школе.

2. Урок – это серьезная деятельность детей, причем тут смех – считают некоторые учителя. А какова ваша позиция по отношению к этому высказыванию учителей?

Билет № 8

Шел урок русского языка. У доски отвечал ученик 4 класса Коля Бакланов. Он говорил медленно, хотя и без ошибок, делая мучительные (и для ребят, и для учителя) паузы. Учительница Валерия Федоровна явно нервничала и поднимала с места то одного, то другого ученика, предлагая помочь Коле.

В конце концов Коля окончил свой ответ. Когда учительница отдала Коле дневник, она сказала мальчику: «Ты отвечал слишком вяло и неуверенно, ставлю тебе «тройку».

Вопросы:

1. Как можете вы охарактеризовать отношение учительницы к данному ученику?

2. Каков темперамент мальчика?

3. Что должно характеризовать подход к ученику с подобными чертами темперамента?     

4. Как повели бы себя вы по отношению к этому ученику:

а) какую оценку поставили бы мальчику?

б) как бы мотивировали ее Коле и классу?

 

Билет № 9

- Садитесь, пожалуйста, и раскройте букварь на той стране, где буква «Я»! И дети читают рассказ о том, как маленький Паата, выучив все буквы, приходит домой радостный и предлагает бабушке: «Хочешь, я научу тебя читать? Это совсем просто!»

- А теперь на следующей странице прочтите другой рассказ!

- Страниц больше нет!

- Как нет?

- Мы закончили книгу!

- Совсем закончили!..

-Тогда закройте учебник… И давайте поговорим: чему он вас научил?

- Он научил чтению и письму!

- Научил родному языку… Как правильно говорить! Дал знания!

- Учил нас быть добрыми, уметь дружить!

- Любить читать… Любить книгу!

- Уважать родителей!

- Быть вежливыми!

- В нем много смешных и веселых рисунков!

- Еще там ребусы, кроссворды, скороговорки!

- Я очень люблю эту книгу! Когда вы разрешили брать ее домой, я клала ее под подушку, и она спала вместе со мной!

- А я всем показывал, и соседям тоже!   

- А теперь опустите головы на парты. Закройте глаза!– учитель понижает голос. – Я чувствую, вы полюбили вашу первую книгу, правда?

- Да, – шепчут дети.

- И вам, наверное, хочется сказать ей добрые слова благодарности?

- Да, – шепчут дети.

- Так подумайте, какими словами вы бы выразили свою ей благодарность?

Вопросы и задания:

1. Какие педагогические задачи решает педагог в этой ситуации?

2. Какую концепцию или модель обучения демонстрирует данный фрагмент?

3. Какие закономерности соблюдены педагогом в организации педагогического взаимодействия на уроке?

4. О каких особенностях педагогической деятельности учителя говорит эта ситуация?   

 

 

Билет № 10

В практике обучения широко пользуются методом беседы. Вот примеры беседы учителя с младшими школьниками:

- Дети, что мы проходили на прошлом уроке? Скажи, Вася.

- Мы проходили про воду. Она бывает и водой, и туманом и льдом.

- Дети, кто дополнит Васю? Лена!

- Он не сказал, что вода бывает паром. И снегом.

- Правильно, Лена, садись. Только снег – это тоже лед. Расскажите теперь все связным текстом. Кто расскажет?

Но вот другая беседа по той же теме:

- Дети, вспомните основные состояния воды. Скажите, без каких из них люди не могут жить, а без каких могут. (Дети уже знают о жарких странах, где живут без снега и льда).

- Может ли лед превращаться в пар, не тая и не превращаясь в воду? (Дети видели, как зимой сушат выстиранное белье, как оно вначале «стоит коробом», а потом полощется на ветру, словно летом).

- Какого цвета пар? Какого цвета туман? (Здесь возможны подвохи: пар бесцветен и прозрачен, а туман может оказаться семицветным – в виде радуги).

- А теперь поднимите руку, у кого в парте есть пар? – провокационный вопрос. Никто не сознается, что в парте есть пар. Но тут-то и случай объяснить: там, где находятся люди, немного пара всегда находится в воздухе. А значит, и в парте, и над партой, и под партой.

Сопоставьте два типа бесед, приведенных выше. Какая из них результативнее? Какие требования предъявляются к каждой из них? От чего зависит их результативность?

 

Билет № 11

Первоклашке (в 1998 году) дали нестандартное задание:

- В каком году твоя бабушка пошла в первый класс? Это непростая задача, но я уверен, – сказал учитель – что ты сможешь сам ее решить.

- Моей бабушке сейчас 50 лет.

- Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс?

- Столько же, сколько и мне, 7 лет.

- Хорошо, как узнать, сколько лет прошло, как твоя бабушка пошла в школу, если ей сейчас 50 лет, а пошла она с 7 лет в школу?

- В школу она пошла в 7 лет, значит, – рассуждает малыш, – она пошла в первый класс – от 50 отнять 7 – 43 года назад. От 1998 отнять 43, получится 1955. Ура! Я знаю, в каком году моя бабушка пошла в первый класс – в 1955 году.            

- Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей.

Вопросы и задания:

1. Когда приобретенные знания становятся личностно значимыми и личностно воспринятыми?

2. Какими принципами руководствовался учитель?

3. На какой тип взаимоотношений с учениками ориентирован учитель?

 

Билет № 12

Третьеклассники активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и исправить ее. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошибку там, где ее и не было вовсе. Одна из девочек придирчиво следит за Ирой, которая читает у доски, и настойчиво машет рукой, желая исправить ошибку. Ее не заботит, чтобы Ира лучше читала, – есть лишь желание заявить о себе, продемонстрировать, что она может лучше, чем Ира и заслужить похвалу учительницы.

Вопросы и задания:

1. Чем объяснить подобное отношение учащихся к своим одноклассникам?

2. Какой стиль отношений между учащимися формируется в таких условиях?

3. Какие выводы должен сделать учитель?

4. Что может чувствовать Ира в такой атмосфере?

 

Билет № 13

Рассказав ученикам о правописании существительных 3-го склонения с основой на шипящий звук, учитель в заключение урока прочел следующую сказку.

«В сумерках осеннего дня я возвращался домой с охоты. Узкая лесная тропинка внезапно привела меня к поляне, и моим глазам представилось удивительное зрелище: я попал на собрание существительных 3-го склонения с основой на шипящий звук.

Говорила ночь: «Товарищи! Зачем мне мягкий знак? Ведь я без него звук мягкий. Прошу освободить меня от мягкого знака!» Взял слово грач, он подтвердил, что звук ч – действительно мягкий всегда. «Посмотрите на меня, – сказал он, – звук ч есть и у меня, но я отлично обхожусь без мягкого знака. Считаю, что нужно удовлетворить просьбу ночи». Вещь присоединилась к высказывающимся товарищам. Ей тоже, оказывается, не нужен мягкий знак. Плащ поддерживал ее: «По себе чувствую, – уверенно заявил он, – что не нужен мягкий знак вещи».

Встала дрожь: «Еще более возмутительно, товарищи, то, что происходит со мной, – сказала она и вся задрожала от негодования, – у меня на конце звук ж. Всему миру известно, что он никогда не бывает мягким, а мне приходится всегда носить с собой мягкий знак».

Раздался тонкий голос: Это пищала мышь: «У меня звук ш тоже твердый, а мягкий знак мне мешает».

Притаившись в кустах, я внимательно слушал выступления существительных…

Вот раздались благородные речи. Ложь и вошь, нож и клещ, печь и меч и многие другие с мягким знаком и без него доказывали, что мягкий знак отменить нельзя. Собрание вынесло мудрое решение: оставить мягкий знак у существительных женского рода, чтобы отличить их от существительных мужского рода».  

1. С какой целью учитель использовал сказку? Изменилось бы значение ее использования до объяснения нового материала?                                             

2. Продумайте структуру урока, в котором центральным звеном было бы использование этой сказки с целью организации проблемно-поискового обучения.

 

 

Билет № 14

Анна Ивановна особенно чутка к теоретическим положениям педагогической науки, творчески претворяет их в работе. Готовясь к урокам, она тщательно продумывает их содержание и методы преподавания, заботиться о том, чтобы для всех детей материал был посилен, интересен, познавателен. После объяснения нового материла она сразу же проверяет, все ли ребята поняли, кто, в чем затрудняется, какая помощь требуется. И тут оказывает ее.

Урок русского языка. Дети готовятся к сочинению на тему: «Цветут сады». Пяти ученикам учительница предложила карточки: на двух – готовый план и начало рассказа, а на трех – план и опорные слова. Учащиеся работают с большим увлечением. Всем интересно и в меру трудно, но трудности оказались преодолимыми. К концу урока сочинение написано всеми.

Урок математики. Ребята учатся применять рациональные способы вычисления. Постоянно звучат вопросы:

- Как легче вычислить? Почему? Какие свойства арифметических действий применили?

Ученики умело анализируют задачу, устанавливают связи между элементами, обосновывают выбор действия.

В классе не бывает двух похожих уроков, в каждый из них учительница вносит что-то новое, яркое, запоминающееся, чтобы у детей не пропадал интерес к учению.

Проанализируйте действия учительницы на уроке. На какие дидактические принципы обучения умело опирается учительница? В чем сущность каждого из них.

 

Билет № 15

На уроке ученица бойко начала читать стихотворение наизусть, вдруг замолчала. Начала снова, опять запнулась и расплакалась.

- Я учила,– еле выговорила она.

- Ничего, не волнуйся. Вспомни, а пока ответит Вася.

Девочка, слушая товарища, успокоилась. Голос ее зазвучал уверенно, выразительно. Отметка – пять.

После урока, на котором присутствовали студенты, разгорелся спор: не слишком ли щедро оценен ответ.

- Нет, отметку я снижать не могу, – сказала учительница, – девочка старательная, но очень волнуется у доски. Если не прощать ей волнения, пропадает уверенность и вовсе будет плохо. Вот Алеше я такого не прощаю. Если он ошибается, значит, не учил. С ним без строгости нельзя, ленится. В первые годы работы я старалась одинаково относиться к каждому поступку, не вдаваясь в мотивы. Мне казалось, разное отношение будет обижать школьников, мешать их дружбе, а потом поняла, что просто прячусь за эти слова, боясь глубже заглянуть в детскую душу. Со временем убедилась, что не только я, но и ученики могут понять, почему педагог, казалось бы, одинаковым явлениям дает разную оценку.

Права ли учительница в оценивании знаний ученицы?

 

 

Билет № 16

«В то время как во всем мире делят детей на способных и неспособных, создают специальные классы выравнивания, собирая в них отстающих, создают специальные классы для талантливых; в то время, когда наша советская школьная страна при молчаливой поддержке общественности сползает в пропасть, из которой никогда не выбраться – в пропасть деления детей по способностям,– в Швеции пришли к однозначному выбору: детей нельзя делить по способностям. Ни на каком уровне!

В Швеции нет школ для одаренных математиков или гуманитариев – само существование таких школ признано вредным, потому что они оголяют все остальные и порождают неравенство… Опытом, подчеркивают, опытом, и при том многолетним, обнаружено, что дети учатся лучше, если за одной партой сидят умница и тупица, сын рабочего и сын министра».

          Соловейчик С.Я. Я учусь в шведской школе// Новое время. 1990. № 46. С. 40.

Ваше отношение к этим педагогическим взглядам?

 

Билет № 17

Тамара Михайловна в первые дни занятий в 1 классе заметила ученика, явного флегматика. Сидел на уроках он как посторонний человек. На вопросы отвечал невпопад или совсем не отвечал. Словарный запас его был очень беден.

Учительница настойчиво стала работать с Сашей. Она неизменно подчеркивала, что все происходящее в классе имеет к нему непосредственное отношение. Но делала это так, чтобы промахи мальчика не бросались в глаза остальным детям. Часто вызывала для ответа, даже незначительный успех одобряла. Постепенно Саша стал проявлять интерес к окружающему. К 3 классу у мальчика отчетливо стали проявляться общественные интересы. В сочинении «Что бы я сделал, если бы стал волшебником?» он написал: «Я бы заставил солнце светить круглый год. Сделал бы, чтобы на луне появились леса и моря, как на Земле. А главное, я установил бы мир на всей планете».

Алена, в отличие от Саши, пришла в школу подготовленной. Но с математикой не получалось – не умела решать задачи. Встретившись с первыми трудностями, девочка вообще перестала думать над математическими заданиями и начала отставать от класса. И не только в знаниях, но и в умении логически мыслить, рассуждать, доказывать свои суждения.

Тамара Михайловна стала работать с ней индивидуально, причем так, чтобы девочка получала новые задания не в готовом виде. Она так ставила вопросы, что надо было выделять главное, сравнивать, делать выводы. К 3 классу Алена стала отличницей по всем предметам, включая математику.

Знание каких теоретических основ обучения и опора на них помогла учительнице успешно реализовать дидактические принципы в процессе обучения?

 

 

Билет № 18

«Какой упрямый этот Толя Толкачев… Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать?» Как-то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре

- Хочешь, скажу по секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке? На следующий день Толя Толкачев, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил:

- Скажите, а о чем вы будете завтра рассказывать?

Вопросы и задания.

1. В чем секрет успеха Толи? Оцените средства достижения подобного успеха.             

2. В каких условиях этот успех мальчика может быть закреплен?

3. Можно ли оценить действия учителя как антипедагогические?

 

Билет № 19

«…образование необходимо всем… Ведь кто усомнился бы в этом, что воспитание необходимо людям тупым, чтобы освободить их от природной тупости? Но, поистине, гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным».

 

Коменский Я.А. Великая дидактика//Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М.: Просвещение. 1981. С. 87.

Как эта педагогическая идея Я.А. Коменского воплощается в практике современной школы?

 

 

Билет № 20

«…есть ученики тупые и, сверх того, равнодушные и вялые. Их еще можно исправить, лишь бы только они не были упрямые. Но при этом требуется великое благоразумие и терпение.

На последнем месте стоят ученики тупые, с извращенной и злобной натурой; большей частью эти ученики безнадежны.

…Нужно добиваться устранить у таких учеников, по крайней мере, упрямств».

Какие внеурочные формы работы с вышеописанными учениками можно предусмотреть?

 

Билет № 21

В последние годы все чаще можно услышать пессимистические оценки эффективности компьютерного обучения. Исследователи отмечают, что в рамках «общепринятого подхода к компьютеризации образования применение компьютера является самоцелью, а не средством». Причины «хронического неуспеха попыток компьютерного обучения» они видят в том, что оно определяется «не насущными проблемами образования, а, скорее тем, что появились компьютеры и надо найти им в образовании применение». Опираясь на исследования американских ученых, авторы книги приходят к выводу, что «компьютеры в качестве средства обучения, такого же, как в свое время кино и телевидение, не оправдали возлагающих на них больших надежд».

 

Брусенцов Н.П. и др. Начала информатики. – М., 1990. С. 6, 12, 13.

 

А как вы считаете, компьютерное обучение – это прогресс или регресс?

Приведите убедительные доводы.

 

 

Билет № 22

С раннего детства Дима был очень впечатлительным, не по годам вдумчивым. К трем с половиной годам он знал уже все буквы, с четырех лет читал про себя. Никто его специально читать не учил, буквы он выучил сам, спрашивая: а это какая буква? Дима любил составлять задачи самого различного содержания, например: «В каком году моя прабабушка пошла в первый класс?» В детском саду воспитательницы сбегались посмотреть на этого «чудо-мальчика» и развлекались, спрашивая: «Димочка, сколько будет «279 + 567? 438 – 225? Родителей пугало быстрое развитие сына. Они пытались «притормозить» его. Как-то около двух месяцев мы не отвечали ни на один его вопрос. Но в результате Дима стал больше читать, пытаясь найти ответы на свои вопросы в книгах.

Школу Дима воспринимал равнодушно. Он добросовестно выполняет уроки, но интереса к ним не проявляет. Сейчас он учится в 3 классе. У него широкий круг интересов. Он с увлечением изучает жизнь животных, насекомых, растений, интересуется химией, физикой, очень любит математику. Чертит электрические схемы, собирает приемник, стал заниматься английским языком. Журнал «Наука и жизнь» прочитывает «от корки до корки». Его любимые книги – о решении задач, математических чудесах и тайнах. Из художественной литературы он любит фантастические и юмористические произведения. Концертам в консерватории, куда пытались его водить родители, предпочитает учебник по механике. Характер у Димы тяжелый, он самолюбив, упрям. У него нет друзей.

Какой должна быть система воспитательной работы с этим ребенком, чтобы помочь широкому проявлению всех его способностей? Какую роль играет воспитание в развитии ребенка, в формировании его личности?

 

 

Билет № 23

есть дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются только в пришпоривании.

…есть ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные и упрямые. Таких обыкновенно в школах ненавидят и большей частью считают безнадежными, однако, если их надлежащим образом воспитывать, из них обыкновенно выходят великие люди.

Как бы вы построили индивидуальную работу с вышеописанными учениками?

 

Билет № 24

Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает:

- Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самостоятельно.

Она дает девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка возбудимая, учеба дается ей нелегко.

Вопросы и задания:

1. В чем педагогическая ценность такой организации проверки знаний?

2. Какие установки дает педагог?

3. Какой подход к организации образования реализован в данной ситуации?

 

Билет № 25

Идет урок. Решая некую задачу, восемь детей прибегли к одному способу, двадцать – к другому. Четверо пошли оптимальным путем. Учительница, однако, не спешит ставить точки над «и». Самым  сильным предлагается преобразовать задачу на новый лад, терпеливо выслушивается объяснение слабых ребят. Поощряется активность каждого. Учительница не торопится, как это бывает, и с выставлением оценок - более всего она озабочена движением мысли, доброжелательным разбором заблуждений, поощрением все новых и новых самостоятельных поисков. И награда – радостный крик: «Я понял! Можно еще так решить!..»

Как соотносится подход учительницы к обучению с идеей известного советского психолога Л.С. Выготского: педагогике следует ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день развития ребенка, обучение должно идти вперед развития.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.