Обращение к юному исследователю. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Обращение к юному исследователю.

2019-06-06 348
Обращение к юному исследователю. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЮНЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ

Методические рекомендации для обучающихся,

занимающихся проектно-исследовательской деятельностью

 

                                                                    

 

Обращение к юному исследователю.

Перед тобой поставлена задача - выполнить проект.

Что нужно знать юному исследователю?

Данное методическое пособие поможет тебе!

Для этого необходимо провести тщательное исследование: разработать план, провести наблюдение, проанализировать результаты наблюдения, наглядно оформить.

Что такое проект?

Проект – это пакет документов для создания изделия, замысел, план, прообраз какого-либо объекта.

Проект – это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся.

Проект – это пять «П»: проблема, план (проектирование), поиск информации, продукт, презентация.

Проект – это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного, а значит, вы узнаете много нового и научитесь делать то, чего раньше делать не умели.

Познакомься со словарём проектных терминов.

Тема. То, что нужно исследовать.

 

Проблема. То, что требует решения.

Цель. То, что надо достичь (результат).

Задачи. То, что нужно решить для достижения результата (цели).

Актуальность. Очень важное и значимое в данный момент.

Гипотеза. Догадка (предположение, которое надо подтвердить или опровергнуть)

 

Работа над проектом проходит в несколько этапов.

I этап:

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап:

Сбор и обработка информации

III этап:

Разработка собственного варианта решения проблемы:

- актуальность и важность данной проблемы;

- анализ разнообразной информации;

- программа действий;

- разработка варианта реализации своей программы.

IV этап:

 Реализация плана действий (проекта)

V этап:

Подготовка к защите проекта:

- оформление портфолио проекта;

- подготовка к защите проекта.

VI этап:

Презентация проекта

VII этап:

Рефлексия

 (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

 

 

Как выбрать тему исследования?

Начало любого исследования – это тема твоей работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в настоящий момент. Если ты не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ты назвал, сформулировал тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Примеры формулировки цели исследования:

1. Выяснить, почему зебре нужны полоски.

2. Расследовать, почему репейник колючий.

3. Узнать, что делает под водой водолаз.

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Гипотеза - это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами:

* предположим... допустим... * возможно... что, если...

Примеры формулировки гипотезы:

Почему самолет оставляет в небе след?

Допустим, потому, что он разрезает небо

Возможно, чтобы не заблудиться на обратном пути

Что, если это послание инопланетян

Что такое хлебное дерево?

Предположим, оно выросло из сухарей

Тебе для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме твоего исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как составить план работы.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова methodos) -способ, приём познания явлений окружающего мира.

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Для этого потребуется.

1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.

5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

8. Подготовить текст сообщения.

9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

10. Приготовиться к ответам на вопросы.

 Понятия - это краткие и точные характеристики предметов, явлений. Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить.

Как научиться давать определения понятиям? Существуют приёмы, очень похожие на научное определение понятий, можно воспользоваться ими.

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов.

Описать объект - значит ответить на вопросы: «Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?»

Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Сравнение позволяет выявить черты сходства и различия предметов.

Различение помогает установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко - фрукт, а помидор - овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой...

Классификацией (от латинского classis - разряд и facere - делать) называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы (разряды), чтобы их упорядочить, и придаёт нашему мышлению строгость и точность.

Парадоксом называют мнение или утверждение, резко расходящееся или противоречащее общепринятым мнениям или наблюдениям. Слово «парадокс» образовано от греческого paradoxos - неожиданный, странный, невероятный. Парадокс возникает, когда исследователь приходит к выводу, не соответствующему обычным представлениям.

Ранжирование - от слова «ранг». В переводе с немецкого языка ранг - это звание, чин, разряд, категория. Ранжировать идеи - значит выстроить их по степени важности, значимости: какая идея самая главная, какая на втором, третьем месте и т.д.

Умение отделять главные идеи от второстепенных -важнейшая особенность мыслящего ума.

Примеры. Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

Выводы. Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведёт итоги. Для этого надо сделать умозаключения и высказать суждения. Суждение -это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значит высказывать суждения. На основе проведённого исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось.

Пути дальнейшего изучения. Для настоящего исследователя завершение одной работы - это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше (по выбранной теме).

Как подготовить текст?

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану:

1. Почему избрана эта тема.

2. Какую цель преследовало исследование.

3. Какие ставились задачи.

4. Какие гипотезы проверялись.

5. Какие использовались методы и средства исследования.

6. Каким был план исследования.

7. Какие результаты получены.

8. Какие выводы сделаны по итогам исследования.

9. Что можно исследовать в этом направлении дальше. Запиши текст доклада.

Схемы, чертежи, рисунки, макеты. Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, чертежами, макетами. Например, вы исследовали маршруты движения муравьев в соседнем парке - нарисуйте карту-схему перемещения этих насекомых. Вы проектировали жилой дом будущего - сделайте его рисунок. Вами создан проект космического корабля для туристических поездок или новая суперсовременная подводная лодка - склейте макет. А если вы изучали, как влияет месторасположение ученика в классе (за какой партой он сидит) на его успехи в учёбе, и предлагаете новые способы расстановки столов в классной комнате, то обязательно начертите схему: как, по вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо. 

Подготовиться к ответам на вопросы. В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

От чего зависит успех.

Есть несколько правил, которых ты должен придерживаться в своей работе, если желаешь, чтобы она была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик.

1. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает. Действуя, не бойся совершить ошибку. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.

2. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.

3. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.

4. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).

5. Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. Самое главное - ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты - настоящий исследователь!

Исследователю на заметку.

Оформление проектной папки

Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

Ø чётко организовать работу каждого участника проектной группы;

Ø стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

Ø объективно оценить ход работы над завершённым проектом;

Ø судить о достижениях и росте участников проекта на протяжении его выполнения.

В состав проектной папки входят:

1) паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам, и способами их преодоления;

2) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета;

3) результаты исследований и анализа;

4) эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;

5) материалы к презентации (сценарий);

6) другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

Паспорт проекта

Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

1. Название проекта.

2. Руководитель проекта.

3. Консультант(ы) проекта.

4. Предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту.

5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект.

6. Состав проектной группы (Ф. И. учащихся, класс).

7. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

8. Типология проекта.

9. Цель проекта (практическая и педагогическая).

10.Задачи проекта (акцент на развивающих задачах).

11.Необходимое оборудование.

 

Рефлексия.

Оценочный лист

_________________________________________________________________

(Фамилия, имя уч – ся или группы уч-ся)

_________________________________________________________________

(класс)

  Критерии оценивания работы над проектом Моя самооценка Оценка товарищей   Оценка руководи теля проекта
1 Работа над проектом была интересна      
2 Самым ценным в работе над проектом были новые знания      
3 Самым ценным в работе над проектом были приобретённые умения      
4 Что было самым трудным (записать)        
5 Что бы хотелось ещё обсудить (записать оставшиеся вопросы, проблемы)          
6 Я (мы) доволен (довольна, довольны) своей работой      
7 Я (мы) не доволен (не довольна, не довольны) своей работой      
8 Кто из одноклассников, на твой (ваш) взгляд, работал (-ла, ли) более продуктивнее, чем ты (вы):          
9 Кому из одноклассников ты (вы) бы предложил (-ла, -ли) помощь:          
10 Оценить работу (в баллах: от 5 до 20):   баллов:      

 

“+” - выполнение без проблем

“+-“- выполнение частичное

“-“ – не справился (не справилась, не справились)

Проблемы: _____________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Пути их решения: ________________________________________________

________________________________________________________________

 

Моё (наше) настроение:

(обвести настроение в кружок)

1 (УРА! Всё получилось!)

2  (Надо ещё поработать…)

3  (К сожалению, мне (нам) грустно!)

Требования к оформлению мультимедийных презентаций

Оформление слайдов

Стиль 1. Соблюдайте единый стиль оформления и избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. 2. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок). Фон 1. Используйте тона приятного для глаз зрителя. 2. Можете выбирать более холодные тона (синий или зеленый). Использование цвета 1. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. 2. Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета. Анимационные эффекты 1. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. 2. Анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания на слайде. 3. Звуковое оформление не должно быть громким.

Представление информации

Содержание информации 1. Начало должно заинтересовывать слушателей. 2. Содержание должно раскрывать цель и задачи исследования. 3. Текстовый материал должен строиться так, что бы легко прослеживались связи между излагаемыми понятиями. 4. Все определения и выводы должны быть построены на строго научной основе. 5. Текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено. 6. При текстовом изложении используйте короткие слова и предложения. 7. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. 8. Указывайте ссылки, сведения о происхождении информации. Расположение информации на странице 1. Предпочтительно горизонтальное расположение информации. 2. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. 3. Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней. Шрифты 1. Для заголовков - не менее 30. 2. Для информации - не менее 24. 3. Используйте шрифты без засечек (их легче читать с большого расстояния). 4. Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации. Способы выделения информации 1. Рамки, границы, заливки, штриховка. 2. Разные цвета и начертания шрифтов. 3. Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. При использовании форм и линий желательны плавные линии, отсутствие прямых углов. Объем информации 1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений 2. Важные факты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. 3. Презентация в среднем должна содержать около 12 файлов. Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов: 1. С текстом 2. С таблицами 3. С диаграммами Структура презентации Структура презентации может быть примерно следующей. 1-й слайд. Вопрос для исследования ученика / Тема исследования ученика, автор(ы), руководитель (и). 2-й слайд. Вопрос учебной темы (как объект исследования), гипотеза исследования. 3-й слайд. Цель исследования, задачи исследования (что я поэтапно и конкретно сделал, чтобы достичь цели). 4-й слайд – n-й слайд. Краткое представление решенных задач (хода исследования). n +1 слайд. Выводы, которые могут быть представлены в форме обобщений, перечня результатов, предложений, рекомендаций, алгоритмов деятельности и др. Помните! Выводы должны соответствовать цели и гипотезе исследования. n +2 слайд. Использованные источники.

 

 

 

 

ЮНЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ

Методические рекомендации для обучающихся,

занимающихся проектно-исследовательской деятельностью

 

                                                                    

 

Обращение к юному исследователю.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.