Базовые управленческие технологии — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Базовые управленческие технологии

2019-06-06 348
Базовые управленческие технологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Управление проектами и заданиями

В современной литературе и практике проектом принято называть совокупность действий, направленных на достижение поставленной производственной или коммерческой цели и связанных с использованием и расходом ресурсов различного типа. Примером проекта является выполнение контракта на поставку изделия, предполагающего выполнение целого ряда задач. Другим примером проекта может служить решение отдельной сложной задачи, такой как разработка комплекта документации или ввод изделия в эксплуатацию. Технология управления проектами не зависит от содержания проектов, что позволяет рассматривать ее как базовую (инвариантную) технологию.

Термин Project Management (PM) обозначает класс управленческих задач, связанных с планированием, организацией и управлением действиями, направленными на достижение поставленных целей при заданных ограничениях на использование ресурсов.

Типовыми задачами PM являются:

  • разработка планов выполнения проекта, в том числе разработка структурной декомпозиции работ проекта и сетевых графиков;
  • расчет и оптимизация календарных планов с учетом ограничений на ресурсы;
  • разработка графиков потребности проекта в ресурсах;
  • отслеживание хода выполнения работ и сравнение текущего состояния с исходным планом;
  • формирование управленческих решений, связанных с воздействием на процесс или с корректировкой планов;
  • формирование различных отчетных документов.

Действия, приводящие к выполнению проекта, потребность в которых выявляется в ходе планирования, могут представлять собой типовые бизнес-процессы (закупка комплектующих, разработка документации, производство и т.д.). Такие бизнес-процессы часто выполняются по заранее определенным формальным технологическим схемам (моделям) [IDEF/0/3]. В ходе проекта исполнители (организации или сотрудники), действуя в соответствии с заданной технологий (моделью процесса), получают и выполняют задания, соответствующие структурным элементам бизнес-процесса (операциям).

Автоматизация управления потоком таких заданий есть функция другой базовой технологии управления - технологии "workflow" (поток работ - буквальный перевод английского "workflow").

Управление конфигурацией

Управление конфигурацией (УК) - управленческая технология, связанная с разработкой, выпуском и поддержкой ЖЦ сложных изделий, производимых во многих вариантах, в том числе - по конкретным требованиям заказчика, при одновременном обеспечении высокого уровня унификации между выпускаемыми изделиями. За рубежом эта технология получила широкое распространение, о чем свидетельствуют многочисленные нормативные документы (MIL-STD-2549, MIL-STD-481, ISO 10007:95) и научно-технические публикации

Для отечественной промышленности технология УК является сравнительно новой, и ее применение связано с рядом терминологических, методических и технологических проблем.

Следует отметить, что технология УК идеологически и методически тесно связана с комплексом технологий, реализуемых в рамках СМК, в задачу которой входит задание и поддержание требований к технологическим, организационно-деловым и иным процессам предприятия, направленным на обеспечение и постоянное совершенствование качества продукции.

Под конфигурацией понимается совокупность функциональных и эксплуатационных характеристик предполагаемого к разработке, разрабатываемого или существующего изделия, сгруппированная в соответствии с его структурой.

УК направлена на установление, поддержание и документирование соответствия функциональных (тактико-технических) и эксплуатационных (надежность, ремонтопригодность, готовность, поддерживаемость) характеристик изделия заданным требованиям в течение его ЖЦ. В этом смысле УК является неотъемлемой частью СМК. Важным результатом УК является тот факт, что потребителю поставляется не только само изделие, но и документированные доказательства того, что изделие и все его компоненты соответствуют заданным требованиям. Это, с одной стороны, служит основой гарантии качества, а с другой - защищает поставщика от необоснованных претензий заказчика. Технология УК обеспечивает целостность и документирование всех данных об изделии, "прослеживаемость" (traceability) всех шагов, связанных с внесением изменений в структуру, состав и конструкции как конечного изделия, так и его компонентов. Это позволяет в любой момент воспроизвести процесс изготовления экземпляра изделия с гарантией получения требуемых характеристик.

УК направлена на установление, поддержание и документирование соответствия функциональных (тактико-технических) и эксплуатационных (надежность, ремонтопригодность, готовность, поддерживаемость) характеристик изделия заданным требованиям в течение его ЖЦ. В этом смысле УК является неотъемлемой частью СМК. Важным результатом УК является тот факт, что потребителю поставляется не только само изделие, но и документированные доказательства того, что изделие и все его компоненты соответствуют заданным требованиям. Это, с одной стороны, служит основой гарантии качества, а с другой - защищает поставщика от необоснованных претензий заказчика. Технология УК обеспечивает целостность и документирование всех данных об изделии, "прослеживаемость" (traceability) всех шагов, связанных с внесением изменений в структуру, состав и конструкции как конечного изделия, так и его компонентов. Это позволяет в любой момент воспроизвести процесс изготовления экземпляра изделия с гарантией получения требуемых характеристик.
В соответствии с ИСО 10007 технология управления конфигурацией состоит из следующих операций (процедур):

1. идентификация конфигурации;

2. контроль конфигурации:

3. учет статуса конфигурации:

4. аудит конфигурации

Подробности технологии УК - см. разд. Методические материалы /Концептуальные основы / Теория и методы управления конфигурацией и "Концептуальные основы управления конкурентоспособностью наукоемкой продукции" и статьи.

Управление ресурсами

Понятия MRP II (Manufacturing Resource Planning) и ERP (Enterprise Resource Planning) в настоящее время являются общепринятыми обозначениями комплекса задач управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Автоматизированные системы, построенные на этих принципах, широко применяются не только в производстве, но и для управления проектной деятельностью (конструкторские бюро), коммерцией, эксплуатацией сложной техники (авиакомпании). Это позволяет рассматривать принципы и стандарты MRP/ERP как базовую технологию управления ресурсами при решении различных задач.

В соответствии с [ISO /IEC 2382-24:1995] системы класса MRP должны выполнять функции, перечисленные в табл.1.

Таблица 1. Функции систем класса MRP

Управление финансовыми ресурсами (Financial Management) Расчет потребностей в материалах (Materials Requirement Planning)
Управление персоналом (Human Resources) Прогнозирование объема реализации и продаж (Forecasting)
Ведения портфеля заказов (Customer Orders) Оперативно-производственное планирование (Finite Scheduling)
Управление запасами (Inventory Management) Оперативное управление производством (Production Activity Control)
Управление складами (Warehouse Management) Управление техническим обслуживанием оборудования (Equipment Maintenance)
Управление закупками (Purchasing) Расчет себестоимости продукции и затрат (Cost Accounting)
Управление продажами (Sales) Управление транспортировкой готовой продукции (Transportation)
Объемное планирование (Master Production Scheduling) Управление сервисным обслуживанием (Service)

Для выполнения перечисленных в таблице функций MRP/ERP-системы используют информацию, содержащуюся в ИИС, и помещают в нее результаты своей работы для использования данных на последующих стадиях ЖЦ.

Управление качеством

Обеспечение требуемого качества продукции является одной из целей реализации концепции CALS, поэтому управление качеством (в терминах стандартов серии ИСО 9000 система менеджмента качества - СМК) следует отнести к базовым технологиям управления.

Управление качеством в широком смысле необходимо понимать как управление процессами, направленное на обеспечение качества их результатов. Такой подход соответствует идеям всеобщего управления качеством (Total Quality Management), суть которых как раз и заключается в управлении предприятием через управление качеством.

В контексте концепции CALS методы и технологии управления качеством приобретают новое развитие. Применение ИИС обеспечивает информационную поддержку и интеграцию процессов, а соответственно и возможность использования электронных данных, созданных в ходе различных процессов предприятия, для задач управления качеством.

Укрупненная структура СМК показана на рисунке 5. В этой структуре показаны связи с объектом управления (процессами предприятия или ЖЦ продукции), а также с внешней по отношению к рассматриваемой системе средой, каковую в данном случае представляет "обобщенный" потребитель, чьи требования и степень удовлетворенности являются внешними данными.

Рис.5. Укрупненная структура СМК

Присутствующие в структуре блоки выработки и корректировки целей и принятия решений вместе эквивалентны тому, что в терминах стандарта ИСО 9000:2000 называется ответственностью руководства и планированием (в данном контексте - стратегическим). Блоки сбора и анализа данных отражают процессы, именуемые в стандарте как "Измерение и анализ". Группа блоков, связанных с реализацией решений (распределение и перераспределение ресурсов, директивы на выполнение действий и сами действия, направленные на достижение целей), отражает все то, что в стандарте называют "управлением ресурсами", планированием (в этом контексте - оперативным) и, наконец, "улучшением".

В таблице 2 приведен перечень разделов стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 и указаны классы данных, с которыми оперирует СМК при решении соответствующих задач. Как видно из таблицы, это данные об изделии, процессах и ресурсах.

Таблица 2. Использование данных при решении задач СМК

Раздел стандарта Основные задачи СМК, связанные с обработкой данных (по ГОСТ Р ИСО 9001-2001) Класс данных /вид денных
6. Менеджмент ресурсов Данные о ресурсах
6.1. Обеспечение ресурсами  
6.2. Человеческие ресурсы Данные о человеческих ресурсах и их характеристиках
6.3. Инфраструктура Данные о технической инфраструктуре (среде)
6.4. Производственная среда Данные о производственной среде и производственных ресурсах
7. Процессы жизненного цикла продукции Данные о процессах, продукции и ресурсах
7.1. Планирование процессов жизненного цикла продукции Данные о внутренних процессах предприятия
7.2. Процессы, связанные с потребителями Данные о процессах, связанных с потребителем
7.2.1. Определение требований, относящихся к продукции Данные о характеристиках продукции
7.2.2. Анализ требований, относящихся к продукции Данные о характеристиках продукции
7.2.3. Связь с потребителями Данные о продукции от потребителей
7.3. Проектирование и разработка  
7.3.1. Планирование проектирования и разработки Данные о процессе проектирования
7.3.2. Входные данные для проектирования и разработки Данные о характеристиках продукции
7.3.3. Выходные данные проектирования и разработки Данные о характеристиках продукции
7.3.4. Анализ проекта и разработки Данные о состоянии и результатах проекта
7.3.5. Верификация проекта и разработки Данные о состоянии и результатах проекта
7.3.6. Валидация проекта и разработки Данные о состоянии и результатах проекта
7.3.7. Управление изменениями проекта и разработки Данные об изменениях продукции
7.4. Закупки  
7.4.1. Процесс закупок Данные о процессах закупок
7.4.2. Информация по закупкам Данные о процессах закупок
7.4.3. Верификация закупленной продукции Данные о характеристиках закупаемой продукции
7.5. Производство и обслуживание  
7.5.1. Управление производством и обслуживанием Данные об оборудовании, оснастке, инфраструктуре
7.5.2. Валидация процессов производства и обслуживания  
7.5.3. Идентификация и прослеживаемость Данные о характеристиках продукции
7.5.4. Собственность потребителей  
7.5.5. Сохранение соответствия продукции  
7.6. Управление устройствами для мониторинга и измерений Данные об измерительном и контрольном оборудовании
8. Измерение, анализ и улучшение Данные о продукции и процессах
8.1. Общие положения  
8.2. Мониторинг и измерение  
8.2.1. Удовлетворенность потребителей Данные о характеристиках внешних процессов
8.2.2. Внутренние аудиты (проверки) Данные о характеристиках внутренних процессов
8.2.3. Мониторинг и измерение процессов Данные о характеристиках внутренних процессов
8.2.4. Мониторинг и измерение продукции Данные о характеристиках продукции
8.3. Управление несоответствующей продукцией  
8.4. Анализ данных Данные о характеристиках продукции, процессов
8.5. Улучшение  
8.5.1. Постоянное улучшение  
8.5.2. Корректирующие действия  
8.5.3. Предупреждающие действия  

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.