Льготы в налоговой системе России. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Льготы в налоговой системе России.

2019-06-06 100
Льготы в налоговой системе России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аляутдинова А. Г.

Научный руководитель:

Цветкова И.В.

 

 

Москва 2001 год

 

Содержание работы:

 

Льготы в налоговой системе России…………………………………………………………2

Льготы по налогу на прибыль и динамика их изменений……………………………...…...6

2.1. Общая характеристика налога на прибыль и роль льгот по данному налогу в экономике России …………………………………………………………………...…..6

2.2. Исключение из налоговой базы отдельных видов расходов ………..…………………7

Капитальные вложения……………………………………………………………...7

Благотворительность………………………………………………………………...9

Образование и наука………………………………………………………………..10

Искусство……………………………………………………………………………10

Страхование…………………………………………………………………………10

Содержание спецконтингента……………………………………………………...10

Государственный кредит на пополнение оборотных средств…………………...11

Арендная плата……………………………………………………………………..11

2.3. Понижение налоговых ставок…………………………………………………………...11

2.4. Налоговые изъятия ………………………………………………………………………11

2.5. Налоговые каникулы……………………………………………………………………..13

2.6. Освобождение от налога отдельных категорий плательщиков ………………………15

Религиозные объединения………………………………………………………...15

Организации здравоохранения, инвалидов………………………………………15

Организации культурной сферы……………………………………………….….16

СМИ.…..…………………………………………………………………………...16

Предприятия с иностранными инвестициями……………………………………16

Предприятия пожарной и экологической безопасности………………………...17

Другие плательщики…………………………………………………………….…18

Льготы по налогу на прибыль в г. Москве………………………………………………....19

Льготы предприятиям, применяющим труд инвалидов и пенсионеров…………….19

Льготы, направленные на поддержку благотворительности…………………………20

Льготы по поддержке инвестиционной деятельности………………………………..21

Льготы по поддержке отдельных видов деятельности…………………………….....23

 

Понижение налоговых ставок

Ставки налога на прибыль предприятий понижаются на 50 процентов, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50 процентов.

       При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско - правового характера.

           

Налоговые изъятия

По предприятиям, получившим в предшествующем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие в течение последующих 5 лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов предприятия, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).

       При определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимаются понесенные предприятием или организацией убытки от реализации продукции (работ, услуг), а за 1998 год принимается также убыток по курсовым разницам, предусмотренным абзацами 19-21 п. 2.9. Инструкции №37.

Изменениями и дополнениями Госналогслужбы РФ N 3 от 18.03.97 разъяснено, что в расчете не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, убытки, понесенные до 1 января 1996 года в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, а также убытки, возникшие от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством Российской Федерации по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.

       Сумма убытка, на покрытие которого направляется прибыль, освобождаемая от налогообложения, распределяется равными долями на последующие пять лет.

Первичные участники рынка ценных бумаг, получившие убыток при реструктуризации (новации) ГКО и ОФЗ, а также при реализации государственных ценных бумаг, полученных в результате реструктуризации (новации), вправе направлять на погашение этого убытка доходы от реализации ценных бумаг. Как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.

До 01.01.96 в расчет убытков, полученных предприятием, не включались убытки, возникшие в результате необоснованно отнесенных на себестоимость затрат, повлекших сокрытие или занижение прибыли, а также превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормированной величиной. Таким образом, не учитывался убыток, возникший по причине предъявления к предприятию штрафных санкций за завышение себестоимости продукции, повлекшее занижение прибыли.

С 01.01.96 не учитываются убытки, возникшие в результате превышения установленных норм и нормативов по учету затрат, относимых на себестоимость.

Иначе говоря, если предприятие получило убыток в результате сверхнормативного списания на себестоимость продукции представительских расходов, командировочных, расходов на рекламу, то такой убыток ему не будет разрешено перенести на последующие 5 лет.

Разберем подробно основания и порядок применения данной льготы.

1). При определении убытка, который может быть учтен для пользования льготой, учитывается только убыток от реализации продукции (работ, услуг). Этот убыток показывается в стр. 50 Отчета о прибылях и убытках (форма №2).

Исключением из общего правила является принятие за 1998 год убытка по курсовым разницам, под которым понимается превышение суммы отрицательных курсовых разниц над суммой положительных курсовых разниц, образовавшихся по валютным счетам и операциям в иностранной валюте за период с 1 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года (п.14 ст.2 Закона о налоге на прибыль, введенный Федеральным законом от 03.03.99 №45-ФЗ).

2). Убыток определяется по данным годового бухгалтерского расчета, т.е. при исчислении убытка применяется метод по отгрузке.

Льгота по налогу на прибыль на сумму убытка прошлых лет появилась еще в начальной редакции Закона о налоге на прибыль, когда бухгалтерский учет и налогообложение еще не были разделены. Тем самым реальный (бухгалтерский) убыток и убыток для целей налогообложения были тождественными понятиями.

Сейчас для тех организаций, которые исчисляют налоги по мере отгрузки и выставления счетов за продукцию, прибыль(убыток) от реализации для целей бухучета и для целей налогообложения совпадает.

Предприятиям, работающим «по оплате» следует быть особенно внимательными при применении льготы.

Но существует несколько серьезных аргументов в пользу того, что в Законе о налоге на прибыль имеется в виду реальный, бухгалтерский убыток.

в самом тексте пункта говориться об убытке по данным годового бухгалтерского отчета, что служит формальным доводом, но именно его, в первую очередь, будет приводить в качестве аргумента налоговый инспектор, если вдруг возникнет спор;

убыток должен покрыаться прибылью только в том случае, если он реальный и сформировался по результатам деятельности предприятия.

Именно бухгалтерский учет, основной задачей которого, в соответствии с п.3 ст.1 Закона РФ от 21.11.96 №126-ФЗ «О бухгалтерском учете», является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, отражает картину деятельности предприятия за текущий период, а не налоговый, выявленный в результате корректировок, сделанных исключительно для налогообложения.

- Одновременно с изменениями, позволяющими учесть убыток от курсовых разниц при применении данной льготы, Закон о налоге на прибыль был дополнен другой льготой: не включаются в налогооблагаемую прибыль средства, полученные российской организацией от акционеров (учредителей, участников) на погашение убытка, образовавшегося по данным бухгалтерского отчета за 1998 год, и направленные на указанные цели. И балансовая прибыль, и средства учредителей, направляемые на погашение убытка имеют один и тот же характер, поэтому в данном случае законодатель установил тождественные правила для схожих ситуаций.

Учитывается убыток, на покрытие которого не хватило средств резервного и иных аналогичных по назначению фондов. При этом из этих фондов может покрываться только убыток, отраженный в годовом бухгалтерском отчете. В первоначальной редакции Закона о налоге на прибыль существовала также льгота в отношении прибыли, направляемой на образование резервного фонда. Функция этого фонда – покрытие балансовых убытков общества. Поэтому и сохранился в Законе пункт, согласно которому должны быть полностью использованы на покрытие убытка средства резервного фонда, чтобы одни и те же средства не выводились из-под налогообложения дважды. Таким образом, в п.5 ст. 6 Закона о налоге на прибыль речь идет о непокрытом убытке прошлых лет, отраженном в бухгалтерском балансе за отчетный год.

3). Решение о покрытии убытка и источниках для такого покрытия принимается общим собранием общества. Варианты решений:

- покрыть убыток специальными фондами, т.е. резервным или аналогичными по назначению;

покрыть убыток прибылью текущего года до его полного погашения;

оставить непокрытый убыток.

Таким образом, только после проведения годового общего собрания прибыль может направляться на погашение убытка и возникает право на пользование льготой у организации.

Ни бухгалтер, ни даже директор общества не вправе решать самостоятельно вопрос о распределении прибыли / покрытии убытка. Следовательно, в учете не может быть сделано соответствующих записей. До решения этого вопроса общество не вправе использовать эту льготу.

4). Для определения суммы убытка за 1998 год может быть использована формула:

[Сумма убытка, подлежащая вычету]=[убытки от реализации продукции(стр60 формы №2)]+[убытки по курсовым разницам]-[Превышение фактических затрат, включенных в себестоимость, над установленными лимитами(стр.4.1. Справки к расчету по налогу на прибыль)]-[Резервный фонд]*

*!В данной формуле складываются именно убытки, т.е. отрицательный финансовый результат от реализации продукции по курсовым разницам. Если по одному из этих показателей у предприятия имеется прибыль, то он в расчете не участвует, поскольку из положения п.5 ст.6 Закона о налоге на прибыль не следует обязанность уменьшать льготируемый убыток на эту прибыль.

 

Налоговые каникулы

В первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, соответствующие критериям, изложенным в подпункте 1.1.6 Инструкции №37, осуществляющие производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.

       В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

       Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

        С 18.03.97 необходимым условием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является соблюдение критериев, установленных статьей 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ по предприятию - юридическому лицу. Для предоставления льгот по налогу на прибыль филиалам и другим обособленным подразделениям субъектов малого предпринимательства необходимо, чтобы эти подразделения представляли в налоговую инспекцию ежеквартально нарастающим итогом с начала года одновременно с налоговыми расчетами сведения, подтверждающие право предприятия - юридического лица на получение льгот в соответствии с действующим законодательством. Эти сведения должны быть заверены налоговыми органами по месту нахождения предприятия - юридического лица.

       При отнесении промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления следует руководствоваться Методическими рекомендациями по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления, утвержденными Минэкономики России и Госкомстатом России от 27 июля 1993 г. N МЮ-636/14-151; N 10-0-1/246.

       По предприятиям, осуществляющим торговую деятельность наряду с указанными выше видами деятельности, при определении удельного веса выручки от реализации товаров в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитывается выручка от продажи товаров, т.е. товарооборот. При этом учитывается выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов.

       В общую сумму выручки от реализации продукции (работ, услуг) не включается выручка по видам деятельности, доходы от которых облагаются в соответствии с положениями, предусмотренными в разделе 6 настоящей Инструкции, а также выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества.

       При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.

       По малым предприятиям, имевшим льготы по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, действовавшим до 1 января 1996 года, сохраняются эти льготы на период до истечения четырехлетнего срока со дня их государственной регистрации при соблюдении установленных ранее условий. (п. 4.4 в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 2 от 12.02.96) (см. текст в предыдущей редакции)

       До 12.02.96 при определении права на получение льгот, указанных в пунктах 4.2 и 4.4 настоящей Инструкции, в среднесписочную численность включались состоящие в штате работники предприятия, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате предприятия, выполняющие работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

Предприятий с иностранными инвестициями, занятых в сфере материального производства, которые зарегистрированы в установленном порядке до 1 января 1992 г., в течение первых двух лет (по созданным в Дальневосточном экономическом районе - в течение первых трех лет) с момента получения ими балансовой прибыли.

       При этом следует иметь в виду, что указанная льгота предоставляется предприятиям с иностранными инвестициями, у которых доля иностранного участника в уставном фонде свыше 30 процентов, за исключением аналогичных предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых и рыболовством.

       Правом на льготу могут пользоваться только те предприятия, у которых доля выручки, полученной от осуществления деятельности в сфере материального производства, составляет более 50 процентов всей выручки. В случае изменения этого соотношения в сторону уменьшения по итогам работы за следующий год льгота не предоставляется.

       Для применения этой льготы предприятия с иностранными инвестициями должны вести раздельный учет доходов по видам деятельности.

       Отнесение видов деятельности предприятий с иностранными инвестициями к материальной сфере производится на основании положений ОКОНХ 175018.

       Прибыль предприятий с иностранными инвестициями освобождается от налогообложения за первый прибыльный год деятельности предприятия и год, следующий за ним.

       Оценка долей участников предприятий с иностранными инвестициями для целей налогообложения производится по соотношению средств, фактически внесенных в счет вкладов в уставный фонд, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.             

Предприятия пожарной и экологической безопасности

предприятий, находящихся (передислоцированных) в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, полученная от выполнения проектно - конструкторских, строительно-монтажных, автотранспортных и ремонтных работ, изготовления строительных конструкций и деталей с объемами работ по ликвидации последствий радиационных катастроф не менее 50 процентов от общего объема, а для предприятий и организаций, выполняющих указанные работы в объеме менее 50 процентов от общего объема, - часть прибыли, полученной в результате выполнения этих работ. Перечень регионов определяется Правительством Российской Федерации от 8 июня 1996 г. N 671 "Об утверждении перечня населенных пунктов в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, на территории которых для находящихся (передислоцированных) там предприятий и организаций установлены льготы по налогу на прибыль"

Для получения данной льготы предприятия должны вести раздельный учет прибыли, полученной от указанных видов работ.

До 01.01.96 такие предприятия полностью освобождались от уплаты налога при условии, что в общем объеме их работ прибыль от проведения работ по ликвидации радиоактивных катастроф составляла не менее 50 %. Для предприятий с соответствующей долей прибыли менее 50 % в части этой прибыли.

органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, полученная от выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности, определенных Федеральным законом "О пожарной безопасности", и направленная на обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации;

организаций (предприятий) от выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности и направленная на обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации;

организаций (предприятий) от производства пожарно-технической продукции, предназначенной для обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации;

организаций (предприятий) Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, объединений пожарной охраны от производства пожарно-технической продукции, предназначенной для обеспечения пожарной безопасности, выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности, и направленная на обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации. Виды пожарно-технической продукции, предназначенные для обеспечения пожарной безопасности, определены статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

объединений пожарной охраны на сумму взносов и пожертвований, направленных в фонды пожарной безопасности, образованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Другие плательщики

от производства продуктов детского питания;

юридических лиц, полученная за выполненные строительно - монтажные работы и оказанные консультационные услуги, на весь период осуществления целевых социально - экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.

       Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации от 19 декабря 1994 г. N1397 "О дополнительных мерах по реализации программы жилищного строительства для российских военнослужащих из состава выведенных из Германии российских войск" и Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1995 г. N 1114 "Об освобождении участников реализации программ жилищного строительства для военнослужащих из состава выведенных из Германии российских войск от налогов"

предприятий Федеральной службы лесного хозяйства России, полученную от переработки и утилизации низкосортной и мелкотоварной древесины, от рубок ухода за лесом и реализации продукции побочного пользования лесом при условии использования этой прибыли на ведение лесного хозяйства;

общественных объединений охотников и рыболовов, а также находящихся в их собственности предприятий, полученная от реализации товаров (работ, услуг) охотничье - рыболовного, спортивно - оздоровительного и природоохранного назначения. При этом предприятия должны вести раздельный учет прибыли, полученной от указанных видов деятельности. Льгота применяется к вышеназванным объединениям, получившим от субъектов Российской Федерации в пользование территории охотничьих и рыболовных угодий и осуществляющим мероприятия в области природоохранной деятельности, а также к предприятиям, находящимся в их собственности и созданным этими объединениями хозяйственным обществам, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественного объединения;

предприятий потребительской кооперации, расположенных в районах Крайнего Севера

полученная от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его окупаемости, но не свыше 3 лет. Вновь созданным производством признается производство, выделенное и обособленное структурное подразделение на базе новых производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн. рублей, при наличии технико-экономического обоснования, согласованного с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не признается вновь созданным производством производство, организованное на базе производственных мощностей, приобретенных как имущественный комплекс.

При этом не имеет значения, начато строительство этого производственного комплекса до или после введения в действие федерального закона от 31.03.99 №62-ФЗ. Главное, чтобы он был веден в действие после принятия названного закона.

 

Налоговые льготы, перечисленные в пунктах 2.2 (кроме льгот относящихся к спецконтингенту; образовательным учреждениям, осуществляющим развитие образовательного процесса; государственным предприятиям, направляющим средства на погашения кредита на пополнение оборотных средств), 2.4 не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 процентов.

Аляутдинова А. Г.

Научный руководитель:

Цветкова И.В.

 

 

Москва 2001 год

 

Содержание работы:

 

Льготы в налоговой системе России…………………………………………………………2

Льготы по налогу на прибыль и динамика их изменений……………………………...…...6

2.1. Общая характеристика налога на прибыль и роль льгот по данному налогу в экономике России …………………………………………………………………...…..6

2.2. Исключение из налоговой базы отдельных видов расходов ………..…………………7

Капитальные вложения……………………………………………………………...7

Благотворительность………………………………………………………………...9

Образование и наука………………………………………………………………..10

Искусство……………………………………………………………………………10

Страхование…………………………………………………………………………10

Содержание спецконтингента……………………………………………………...10

Государственный кредит на пополнение оборотных средств…………………...11

Арендная плата……………………………………………………………………..11

2.3. Понижение налоговых ставок…………………………………………………………...11

2.4. Налоговые изъятия ………………………………………………………………………11

2.5. Налоговые каникулы……………………………………………………………………..13

2.6. Освобождение от налога отдельных категорий плательщиков ………………………15

Религиозные объединения………………………………………………………...15

Организации здравоохранения, инвалидов………………………………………15

Организации культурной сферы……………………………………………….….16

СМИ.…..…………………………………………………………………………...16

Предприятия с иностранными инвестициями……………………………………16

Предприятия пожарной и экологической безопасности………………………...17

Другие плательщики…………………………………………………………….…18

Льготы по налогу на прибыль в г. Москве………………………………………………....19

Льготы предприятиям, применяющим труд инвалидов и пенсионеров…………….19

Льготы, направленные на поддержку благотворительности…………………………20

Льготы по поддержке инвестиционной деятельности………………………………..21

Льготы по поддержке отдельных видов деятельности…………………………….....23

 

Льготы в налоговой системе России.

Налоговые льготы представляют собой систему мер налогового регулирования, направленную на полное или частичное уменьшение налоговых обязательств плательщиков в той или иной законодательно установленной форме налоговых освобождений, скидок и кредитов.

Льготами по налогам в соответствии с первой частью Налогового Кодекса Российской Федерации (ст. 56) признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам не могут носить индивидуального характера.

Причем п.3 ст.56 гласит, что налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Институт отказа от использования налоговых льгот разъяснен в пункте 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.99 №41,9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса РФ». Там определено, что при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от используемой льготы, следует исходить из того, что факт не учета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

Таким образом, налогоплательщик, не использовавший полагающуюся ему льготу, вправе в связи с открывшимися новыми обстоятельствами заявить льготу по прошедшему периоду при предоставлении бухгалтерской отчетности и расчетов по налогу на прибыль за очередной отчетный период. В данном случае следует уточнить расчет с бюджетом, в который предприятие ошибочно не заявило льготу.

По ст.78 Ч.1 НК заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3-х лет со дня уплаты указанной суммы. Более того, льгота по налогу на прибыль предоставляется по специальным расчетам согласно Инструкции №37.

Налогоплательщики могут считаться отказавшимися от использования льготы либо приостановившими ее использование только в том случае, когда им подано в налоговый орган соответствующее заявление. Этот отказ рассматривается как отказ на неопределенный период времени - до заявления налогоплательщика о желании вновь воспользоваться правом на льготу.

Согласно методам налогового льготирования все налоговые льготы можно разделить на три большие группы: налоговые освобождения, налоговые скидки, налоговые кредиты.

В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования путем их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога. Рассмотрим более подробно экономическое содержание, характерные особенности и состав названных трех основных групп налоговых льгот.

Налоговые освобождения.

К ним относятся налоговая амнистия, возврат ранее уплаченных налогов, освобождение от налога отдельных категорий плательщиков, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок, налоговые изъятия.

Налоговая амнистия – это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. Они применяются, как правило, в отношении плательщиков, допустивших налоговые правонарушения по небрежности и добровольно заявивших об этом в налоговые органы.

Возврат ранее уплаченных налогов, например, авансовых платежей сверх суммы, превышающий фактический платеж, или излишне уплаченных налогов в связи с техническими ошибками в расчетах, как налоговая льгота, также предполагает определенное налоговое освобождение от части будущих платежей или уплату в счет предстоящих взносов налога в размере излишне внесенных сумм.

Налоговая льгота в виде освобождения от налога отдельных категорий плательщиков применяется в основном по отношению к личным налогам. Реже от налогов могут освобождаться и некоторые категории юридических лиц, например, налог на имущество не платят предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, научно-исследовательские предприятия, учреждения и организации, жилищно-строительные кооперативы и т.д.

Налоговые изъятия представляют собой выведение из-под налогообложения отдельных элементов объекта налога. Не подлежат обложению налогом на прибыль некоторые виды прибыли, полученной от реализации сельскохозяйственой продукции собственного производства, от производства продуктов детского питания, средств реабилитации и профилактики инвалидов и т.д. при взимании НДС из-под налогообложения выпадают, например, операции по страхованию, выдаче ссуд и другие.

Налоговые каникулы – это полное освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период времени, например, малых предприятий в течение первых двух лет со дня их образования по налогу на прибыль.

Понижение налоговых ставок предполагает частичное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки. Примером может служить снижение на 50% ставки налога на прибыль предприятиям, использующим труд инвалидов, если они составляют не менее половины среднесписочной численности работников.

Налоговые скидки

это совокупность налоговых льгот, направленных на прямое сокращение налоговой базы на установленную величину законодательно разрешенных к вычету видов расходов в целях стимулирования их экспансии и некоторых видов доходов.

В состав налоговых скидок включают необлагаемый минимум объекта обложения, исключение из налоговой базы отдельных видов текущих расходов и некоторых видов доходов, инвестиционные скидки, скидки при образовании различных фондов и ускоренную амортизацию.

Необлагаемый минимум объекта налога устанавливается при подоходном налогообложении физических лиц и взимании налога с наследств и дарений. Это – прямой первоначальный вычет минимальных сумм из валовой стоимости объекта налога (при подоходном налоге – установленный МРОТ).

Исключение из налоговой базы отдельных видов текущих расходов и некоторых видов доходов. Например, по налогу на прибыль облагаемая база уменьшается в пределах установленных норм на суммы затрат предприятий по содержанию их объектов социально-культурной сферы, взносов на благотворительные цели и другие расходы подобного рода. Примером вычета из объекта налога является вычет из валовой прибыли предприятия при исчислении налога на прибыль сумм положительных курсовых разниц по операциям с валютой и прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства.

Инвестиционные скидки предполагают вычеты из облагаемой прибыли определенных видов инвестиционных расходов, как правило, в определенных процентах к ним или к сумме налога (на финансирование капитальных вложений по развитию производственной базы и жилищному строительству, а также на погашение кредитов банков, выданных на эти цели, но не более 50% фактической суммы налога на прибыль, исчисленной без учета всех льгот).

Скидки при образовании различных фондов предоставляются предприятиям на суммы взносов в экологические и оздоровительные фонды, в российские фонды фундаментальных исследований и технологического развития, а также отчислений в резервный и аналогичные по названию фонды при условии, что сумма их не должна превышать 50% налогооблагаемой базы.

Своеобразной формой налоговых скидок, преследующей цель стимулирования роста инвестиций и внедрения новой техники, выступает механизм ускоренной амортизации. Это позволяет предприятиям уменьшить налоговую базу при обложении налогом на прибыль, снизить налоги и в более короткий срок накопить необходимые ресурсы для замены устаревших основных фондов новыми.

Налоговый кредит.

Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот является налоговый кредит, представляющий собой изменение срока уплаты налога, общие условия которого регламентируются ст. 61 Налогового кодекса РФ. Итак, изменением сроков при уплате налога признается перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок. Причем, срок уплаты может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога.

Изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога, и может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства (ст. 73, 74 НК).

Изменение срока уплаты налога осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Под отсрочкой и рассрочкой понимают изменение срока уплаты налога от 1 до 6 месяцев с одновременной или поэтапной уплатой задолженности по налогам, которое предоставляется при наличии следующих условий:

причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

налогоплательщику задержано финансирование из бюджета или оплата за выполнение государственного заказа;

существует угроза банкротства данного налогоплательщика при единовременной уплаты налога;

имущественное положение налогоплательщика – физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

деятельность налогоплательщика связана с производством и реализацией сезонных работ, услуг, определяемых по перечню Правительств


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.