Преступления, связанные с нарушением правил безопасности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Преступления, связанные с нарушением правил безопасности

2019-05-27 165
Преступления, связанные с нарушением правил безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  движения и эксплуатации транспортных средств

Статья 263 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта  

Общественная опасность нарушения правил безопасности дви­жения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта заключается в том, что в результате этого про­исходят крушения поездов, в том числе пассажирских, катастрофы воздушного транспорта или аварии на водном транспорте, влеку­щие за собой не только тяжелые человеческие жертвы, но и при­чинение особо крупного имущественного ущерба государственным или коммерческим организациям, при этом дезорганизуется нор­мальное функционирование соответствующего вида транспорта, подрывается доверие населения к услугам, предоставляемым транс­портными организациями.

Объектом преступления является за­щищенность личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией железнодорожного, воздушного, морского или реч­ного транспорта.

Предметом преступления являются самодвижущиеся технические средства, относящиеся к железнодорожному подвиж­ному составу, воздушному или водному (морскому и речному) транспорту.

Под железнодорожным подвижным составом понимаются локо­мотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной подвижной со­став, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожного подвижно­го состава. К таковому относятся тепловозы, электровозы и другие локомотивы, пассажирские и товарные поезда, электрички как совокупность локомотива (электровоза) и системы вагонов, соответ­ствующим образом взаимосвязанных определенной системой тормоз­ных узлов и средств сигнализации.

К железнодорожным подвижным транспортным средствам следует относить и отдельно функционирую­щие маневровые локомотивы пристанционного использования, ава­рийные и снегоочистительные поезда, дрезины ограниченного дви­жения и поезда метрополитена.

Под воздушными транспортными средствами понимаются само­леты, вертолеты, мотодельтапланы, дирижабли и иные летатель­ные аппараты (кроме воздушных шаров, зондов, управляемых че­ловеком космических ракет), используемые для перевозки пасса­жиров или грузов по воздуху либо для выполнения каких-либо иных работ (например, для монтажа высотных строительных кон­струкций, для тушения лесных пожаров, для подкормки сельско­хозяйственных посевов или для борьбы с сельскохозяйственными вредителями и т. п.).

К водным транспортным средствам относятся надводные кораб­ли, теплоходы, парусные суда, дизель-электроходы, атомоходы, ры­боловные морские сейнеры, речные и морские самоходные баржи, речные и морские катера и другие плавучие средства. Водные транс­портные средства делятся на речные и морские.

Под морс­ кими транспортными средствами понимаются различные виды вод­ного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров или груза по морским путям, а равно производящие иные виды хозяйственно-экономической деятельности на море (рыболовные и китобойные суда, ледоколы, баржи и другие плавучие средства).

Реч­ ными транспортными средствами считаются такие виды водного транспорта, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов по естественным (реки и озера) и искусственным (каналы, водохра­нилища) водным путям либо производят на водных путях иные виды работ (например, монтаж магистральных трубопроводов через судо­ходные реки и озера).

Водные пути — это водные пространства, используемые для судоходства, сплава леса или ведения других ра­бот. По смыслу ст. 263 не относятся к водным транспортным сред­ствам военные корабли всех типов и видов, подводные лодки воен­ного назначения. Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть либо иные тяжкие последствия, квалифицируется как воинское преступление по ст. 352. Водными транспортными средствами не признаются так­же подводные морские аппараты всех видов, спускаемые на те или иные морские глубины в исследовательских целях.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выража­ется в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти специальные правила.

Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движе­ния железнодорожного подвижного состава и самого железнодо­рожного подвижного состава, при котором отсутствует недопусти­мый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вред окружающей среде, имуществу физичес­ких и юридических лиц.

Правила безопасности движения и экс­плуатации того или иного вида транспорта устанавливаются феде­ральными законами о соответствующем виде транспорта, а также другими нормативными правовыми актами.  

Нарушение правил безопасности движения заключается в неисполнении или в ненадлежащем исполнении установленных правил вождения транспортного средства (превышение скорости, проезд на запрещенный сигнал, нарушение правил расхождения судов при встречном движении, несоблюдение правил взлета, посадки или маршрута полета и т.д.).

Нарушение правил эксплуатации выражается в использовании транспортного средства с отступлением от технических требований его обслуживания (использование подвижного транспорта на неисправных путях, при поврежденной сигнализации, выпуск в рейс воздушного, морского или речного судна при метеорологических условиях, исключающих их эксплуатацию и др.).

Обязательным признаком объективной стороны состава пре­ступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263, является причинение по неосторожности в результате нарушения тех или иных правил безо­пасности движения и эксплуатации транспортных средств тяжкого вреда здоровью человека. При этом между названными последствиями и нарушением правил безопасности дви­жения и эксплуатации транспортного средства должна быть уста­новлена причинная связь.

С субъективной стороны преступление характе­ризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности по отношению к наступившим преступным последствиям. Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства осуществлено умышленно в целях причинения тяжкого вреда здоровью человека, содеянное должно квалифицироваться,  как преступление против здоровья человека (ст. 111 УК РФ).

Субъектом преступления может быть только лицо, на котором в силу выполняемой работы или занимаемой должности лежала обязанность соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского  или речного транспорта.

В случаях, когда соответствующее транспортное средство было незаконно захвачено посторонним лицом, допустившим при этом нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее последствия, указанные в ч. 1—3 ст. 263 УК РФ, уголовная ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 211 и 263 УК РФ.

Данное преступление без квалифицирующих призна­ков (ч. 1 ст. 263 УК РФ) относится к категории преступлений небольшой тяжести.

В ч. 2 предусматривается повышенная ответственность за дан­ное деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Так, М. признан виновным в том, что он, работая кондуктором железной дороги, получил задание завести в тупик по­езд, где находились пассажирские вагоны и пять сцепов для леса. При осаживании порожних сцепов он в нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта скрепил подвижной состав на одну цепь вместо двух, используя не приспособленное для этих целей среднее звено цепи сцепа. Зная, что сцепка произведена некачествен­но, М. дал команду машинисту тепловоза на осаживание состава в ту­пик. От толчка тепловоза не приспособленное для крепления составов звено цепи соскочило с крюка, а находившиеся на уклоне пять сцепов пришли самопроизвольно в движение и столкнулись со стоящими в тупике пассажирскими вагонами, в результате столкновения находив­шейся в вагоне проводнице К. был причинен тяжкий вред здоровью, от которого последняя скончалась.

Такое преступление относится к категории преступлений сред­ней тяжести.

В ч. 3 ст. 263 УК РФ в качестве особо квалифицирующего признака данно­го преступления предусматривается причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. При наличии этого квалифицирую­щего признака содеянное рассматривается как тяжкое преступле­ние.

Статья 264 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Общественная опасность заключается в том, что в результате нарушения правил дорожного движения и эк­сплуатации транспортных средств гибнут люди или им причиняется различный по степени тяжести вред здоровью, при этом причиняет­ся тот или иной имущественный вред владельцам транспортных средств.

Основным объектом преступления выступает состояние защищенности личности и общества от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектом преступле­ния является жизнь или здоровье граждан, а также имуществен­ные интересы граждан, государственных и коммерческих органи­заций.

Предметом преступления служат автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства. В ПДД РФ, утв. постановлением Правитель­ства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (с изм. по сост. на 25 сентября 2003 г.), сказано, что под механическим транспорт­ным средством понимается транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.

Автомобиль представляет собой безрельсовую машину, глав­ным образом на колесном ходу, приводимую в движение собствен­ным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паро­вым) и подлежащую регистрации в Государственной автомобиль­ной инспекции.

Трамвай — это поезд городской наземной железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров (а иногда и грузов).

Согласно примечанию к ст. 264 УК, под другим механическим транспортным средством понимаются троллейбусы, а также трак­тора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.

Троллейбус представляет собой многоместную пассажирскую машину с электрической тягой. Разновидностью городского элек­тротранспорта является фуникулер (подвесной электротранспорт).

Трактор — это самоходная машина на гусеничном или колес­ном ходу, предназначенная для приведения в действие прицеплен­ных к ней или установленных на ней машин-орудий (сельскохозяй­ственных, дорожных и т. п.), а также привода стационарных машин или буксирования прицепов.

Иные самоходные машины представляют собой самодвижу­щиеся транспортные средства, предназначенные для выполнения специальных трудоемких дорожных, строительных, уборочных, сель­скохозяйственных и других работ (самоходный комбайн, водополи-вочная машина, мусоросборщик и т. д.).

Мотоцикл — это одноколейное двухколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания.

Иные механические транспортные средства сходны с пере­численными, но отличаются от них меньшей двигательной мощью (однако с рабочим объемом двигателя не менее 50 куб. см), конст­руктивной скоростью (не менее 40 км/час) и имеют более ограниченное функциональное значение (мопеды, мотоколяски, мотонар­ты и т. д.).

Транспортные средства, не оборудованные двигателем (гуже­вой транспорт, велосипеды, самокаты и т.д.), предметом рассмат­риваемого преступления быть не могут.

С объективной стороны деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, выражается в нарушении правил дорожного движения и эксплу­атации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, повлекшее по неосторожности тяжкий вред здоровью. Состав по конструкции материальный.

В перечне неисправностей и условий, при которых запрещает­ся эксплуатация транспортных средств, среди других неисправно­стей в Правилах дорожного движения названы: нарушение герме­тичности системы питания (п. 6.2), отсутствие предусмотренных конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида, стекла (п. 7.1), неисправность звукового сигнала (п. 7.2), отсутствие рем­ней безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства (п. 7.9), и др.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установ­ленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» (БВС РФ. 2009. № 2.) указывается, что, признавая лицо виновным в нарушении конкретных правил ПДД или эксплуатации транспортных средств суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им на­рушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Обязательным признаком объективной стороны состава преступ­ления, предусмотренного ч. 1 ст. 264, является причинение в резуль­тате нарушения правил по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Тяжкий вред здоровью человека определяется судебно-медицинской экспертизой. По смыслу ст. 264 речь идет о причине­нии вреда лицу, не имеющему отношения к управлению транспор­тным средством. Эти последствия должны находиться в причинной связи с допущенным нарушением правил. Пре­ступление считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Нару­шение правил дорожного движения или эксплуатации транспортно­го средства может быть сознательным, однако, отношение к насту­пившим последствиям этого нарушения всегда неосторожное. Со­деянное следует квалифицировать по статьям УК о преступлениях против жизни и здоровья, если будет установлено, что лицо, управ­лявшее транспортным средством, умышленно причинило смерть или вред здоровью с использованием транспортного средства в ка­честве орудия этого преступления.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от на­личия у него удостоверения (сертификата) на право управления дан­ным транспортным средством.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транс­портных средств признается совершенным при квалифицирующем признаке, если в результате этих действий наступила по неосторож­ности смерть человека (ч. 2 ст. 264).

Содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 264 УК РФ, если деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекло смерть двух или более лиц. При этом особо квалифицирующем признаке преступление расценивается как тяжкое.

Статья 271 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил международных полетов

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что в результате таких действий нарушается полный и исключительный суверенитет Российской Федерации над ее воздушным пространством, а также создается угроза подрыва обороноспособности страны, столкновения и гибели гражданских и военных воздушных судов, их экипажей и пассажиров, порождается обстановка возможности возникновения межгосударственных конфликтов.

Основной непосредственный объект - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушениями правил международных полетов. Д ополнительным непосредственным объектом может быть военная безопасность, жизнь и здоровье людей, имущество государственных коммерческих организаций, в том числе иностранных.

Предметом преступления выступает пилотируемое воздушное судно.

Совершать международные полеты может воздушное судно России, занесенное в государственный реестр гражданских воздуш­ных судов, и только после соответствующего разрешения Мини­стерства гражданской авиации РФ.

Полеты ино­странных воздушных судов в воздушном пространстве России производятся по соглашениям, заключенных Россией и иностранными государствами, и специальным разрешениям на разовые полеты, выдаваемым указанным Министерством. Если перелет границы выполняет беспилотный летательный аппарат, ответственность не­сут лица, управляющие ими.

С объективной стороны преступление выражается в несоблюдении командиром воздушного судна и его экипажем во время международного полета указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов. В интересах обеспечения безопасности полетов воздушных судов, защиты суверенитета над воздушным пространством государств, обеспечения их военной безопасности разработаны определенные правила международных полетов.

В частности, в ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. указывается, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого  государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. В ст. 9 этой Конвенции также предусматривается, что каждое государство вправе по соображениям военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить полеты воздушных судов других государств над определенными зонами своей территории при условии, что в этом отношении не будет проводиться  никакого различия между занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятых в аналогичных сообщениях. Такие запретные зоны должны иметь разумные размеры и местоположение, с тем, чтобы без необходимости не создавать препятствий для аэронавигации.

В РФ такие участки воздушных трасс для международных полетов определены Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. № 515-р.

Согласно ч. 1 ст. 79 Воздушного кодекса РФ международным полетом считается полет воздушного судна в воздушном простран­стве более чем одного государства. Правила международных полетов в воздушном пространстве РФ определяют­ся в ст. 79-82 Воздушного кодекса РФ.

Маршрутом полета признается заранее намеченный или уста­новленный путь следования. Под местом посадки понимается заранее намеченный или ус­тановленный промежуточный или конечный пункт посадки.

Воздушные ворота означают заранее намеченный или уста­новленный воздушный коридор, в пределах которого прокладыва­ется маршрут полета воздушного судна. Высота полета (эшелон) — заранее намеченные или установ­ленные минимальные и максимальные параметры высоты, в преде­лах которых прокладывается маршрут полета воздушного судна.

К иному нарушению правил относится, в частности, измене­ние типа воздушного судна, пересекающего границу, перерыв ра­диосвязи с наземными службами России, несанкционированное сбрасывание с парашютами, погрузка в самолет без соответствую­щих разрешений, изменение сроков перелета, отсутствие системы опознания, передача шифрованных радиосообщений из российско­го воздушного пространства, невключение опознавательных зна­ков, неподчи­нение требованию совершить посадку и т. п.

Уголовную ответственность по ст. 271 УК влечет любое из пе­речисленных форм нарушения правил международных полетов. Вместе с тем если указанные нарушения совершаются на внутрен­них авиалиниях, то при соответствующих обстоятельствах возмож­на квалификация содеянного по ст. 263 УК.

Не могут быть расценены как преступление случаи вынуж­денной посадки, вызванные объективными обстоятельствами (слож­ные метеоусловия, стихийное бедствие, технические неполадки) и другими происшествиями, которые угрожают гибели судна, экипажа, пассажиров и груза (захват самолета и др.).

Рассматриваемое деяние характеризуется формальным составом и считается оконченным преступлением с момента нарушения соот­ветствующих правил таких полетов воздушным судном. В случае преступных последствий содеянное квалифицируется по совокупности: как нарушение правил международных полетов и, при соответствующих условиях, как нарушение правил безопасно­сти движения и эксплуатации воздушного судна (ст. 263 УК).

С субъективной стороны данное преступление может совер­шаться как умышленно, так и по неосторожности. При умышлен­ном нарушении правил международных полетов мотивами соде­янного могут быть хулиганские побуждения, соображения коры­стного характера (например, при выполнении задания о доставке наркотиков из сопредельного государства) и другие соображения.

Субъектом преступления может быть как командир воз­душного судна иностранного государства, так и командир воздуш­ного судна нашей страны, а равно любое другое лицо, управляющее частным воздушным судном, достигшее 16-летнего возраста и обла­дающее вменяемостью. Это может быть гражданин России, иност­ранного государства либо лицо без гражданства.

Нарушение правил международных полетов относится к катего­рии преступлений небольшой тяжести.

Таким образом, к преступлениям, связанным с нарушениями правил безо­пасности движения и эксплуатации транспортных средств, относятся только деяния, совершаемые в сфере движения транс­портных средств. Они могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Субъектами этих преступлений могут быть как ра­ботники транспортных организаций, так и иные лица.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.