Эмоциональные механизмы мотиваций — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмоциональные механизмы мотиваций

2019-05-27 138
Эмоциональные механизмы мотиваций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе эволюции живых существ на Земле в их жиз­недеятельности появился аппарат эмоций. Эмоции возникли в эволюции как средство быстрого и наиболее экономного реа­гирования на внешние воздействия, быстрой оценки своего внутреннего состояния и скорейшего и наиболее эффективного удовлетворения основных потребностей организма.

Представим себе два живых существа. Одно из них спо­собно только «механически» реагировать на любые изменения в его организме, а также в окружающей его среде. Другое же существо в результате определенных изменений его организа­ции приобрело специальный аппарат, позволяющий ему в от­вет на действие различных внешних раздражителей быстро оценить свое состояние, а также свои потребности и после этого быстро принять решение к совершению того или иного действия.

Спрашивается, какое из этих существ наиболее выгодно приспособлено к условиям существования и выживания? Ни у кого не возникает сомнения, что второе существо является бо­лее совершенным.

Именно таким аппаратом, позволяющим животному быст­ро оценивать свое внутреннее состояние и строить соответст­вующую форму реакции, оценивать пользу или вред для него того или иного раздражителя, и явился аппарат эмоций.

Поскольку такое приобретение оказалось очень полезным для живых существ, оно быстро закрепилось в эволюции и все дальнейшее развитие шло в направлении более глубокого совершенствования этого эмоционального аппарата.

Эмоции позволили живым существам не просто оценивать свое внутреннее состояние, но оценивать его мгновенно и точно.

Всем известно, что появление чувства голода заставляет человека устремляться на поиск пищи. Появление боли за­ставляет нас или устраниться от вредного раздражителя или занять наиболее выгодное положение для поврежденного ор­гана. Мы видим, таким образом, что эмоции позволяют чело­веку быстро оценивать свое состояние и построить приспосо­бительную реакцию. Они играют роль своеобразного «пелен­га», при помощи которого организм нередко, даже без участия сознания, мгновенно оценивает свое состояние и производит целенаправленную приспособительную деятельность. Именно в этом состоит глубокий смысл биологической теории эмоций, предложенной в нашей стране академиком П. К. Анохиным.

Возникает естественный вопрос, в какие звенья приспосо­бительных актов живых организмов включились эмоции и ка­кова их роль в формировании целенаправленной инстинктив­ной деятельности?

Надо сказать, что эмоции самым непосредственным обра­зом участвуют в процессах формирования различных потреб­ностей организма и их удовлетворения.

Любая врожденная мотивация, возникающая на основе той или иной потребности организма, как правило, сопровож­дается эмоцией неприятного характера. Это эмоции страха, жажды, голода. С другой стороны, процесс подкрепления, удовлетворения исходной потребности всегда сопровождается эмоцией положительного качества. Это пищевое насыщение, половой акт, избегание наказания и пр. И здесь мы снова встречаемся с «мудрым решением» эволюционного развития. Не будь, например, голод столь неприятен эмоционально, он, пожалуй, не заставил бы животное столь активно и настойчи­во искать пищу. С другой стороны, немаловажную роль, как мы уже отмечали ранее, играют в целенаправленном поиске представления о свойствах будущего подкрепления, которые вызывают положительные эмоциональные ощущения.

Эмоции прежде всего включены в процесс стимулирова­ния и удовлетворения как низших, так и более высоких по­требностей организма, вызывающих его целенаправленную деятельность. Они способствуют более быстрому осуществле­нию этих реакций и являются могучим средством для дости­жения любой цели. При этом, чем ближе поведение животно­го к направленной цели, тем большее эмоциональное удов­летворение оно получает, Таким образом, всякое совпадение результатов действия с поставленной целью всегда вызывает положительные эмоции удовольствия. Наоборот, отрицатель­ные эмоции способствуют наиболее быстрому и экономному принятию решения к совершению того или иного действия.

Спрашивается, на основе каких физиологических механиз­мов формируется эмоциональное обеспечение мотиваций и их удовлетворение?

Ответить на этот вопрос позволили остроумные экспери­менты американского исследователя Дж. Олдза. Автор вжив­лял в мозг крысы специальные электроды. Особенность этих экспериментов состояла в том, что в них рычаг, замыкающий цепь тока, раздражающего нервный центр, был предоставлен самому животному. Оказалось, если раздражение электриче­ским током вызывает у животного «приятные ощущения», то такие животные без конца (до 14000 раз в час) нажимают на рычаг и тем самым замыкают цепь тока, раздражающего их мозг. Если же раздражение вызывает «неприятные» ощу­щения, животные никогда не нажимают на рычаг и даже стремятся убежать из того помещения, где этот рычаг нахо­дится. На основании всех этих экспериментов были состав­лены специальные карты «положительных» и «отрицатель­ных» эмоциональных зон в головном мозге. В основном эти центры располагаются в глубине подкорковых образований.

Однако возникает вопрос, распространяется ли эмоцио­нальное возбуждение на клетки коры головного мозга, т. е. на те его отделы, которые обладают наиболее высокими воз­можностями связей с внешним миром.

Вопрос этот отнюдь не праздный. Его глубокий смысл со­стоит в том, какую роль играют эмоции в воспитании, обуче­нии, памяти?

Рассмотрим в качестве примера механизм формирования состояния голода.

При израсходовании внутри организма питательных ве­ществ происходит избирательное возбуждение подкорковых мотивационных центров голода, вызванное возбуждением спе­циальных нервных образований или прямым действием на них «голодной» крови, то есть крови, со сниженным содержа­нием питательных веществ.

Эти центры широко связаны с клетками коры мозга и, сле­довательно, приводят их тоже в возбужденное состояние. Ка-

залось бы, что этого достаточно, чтобы у животного возникло пищедобывательное поведение. Но нет. Клетки коры, возбуж­даясь, начинают раздавать свои «приказы» не только испол­нительным органом, но и тем эмоциональным центрам, кото­рые находятся в глубине мозга. Последние же, со своей сто­роны, снова посылают к коре такие мощные разряды, которые поддерживают «голодное» возбуждение в постоянном напря­женном тонусе. Именно этот процесс сопровождается возник­новением «голодных» эмоциональных ощущений.

Вопрос о том, как клетки коры, возбужденные той или иной мотивацией, мобилизуют для своих «целей» эмоциональные центры, остается еще во многих отношениях неясным. Однако бесспорно то, что эмоциональное возбуждение будучи вызво­лено из своего «подвала» завладевает почти всеми клетками коры мозга, и в этом заключается его огромная энергетиче­ская сила воздействия на все формы сознательной деятель­ности, позволяя мозгу мыслить, запоминать и творить.

ИНСТИНКТЫ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Итак, внутренние механизмы, т. е. те материальные про­цессы, которые определяют основные влечения организма, играют чрезвычайно важную роль в формировании инстинк­тов.

Вместе с тем возникает вопрос, всегда ли только внутрен­ние механизмы определяют инстинктивное поведение?

Многочисленные примеры показывают, что это не так. Не­маловажное значение в формировании инстинкта играет внеш­няя среда. Что же в эволюционном развитии явилось первич­ным в механизме инстинкта, внешние или внутренние фак­торы?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к более низким формам целенаправленного поведения — тропизмам.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.