Понятие «ОТ». Организационно-технические, санитарно-гигиенические и иные мероприятия, обеспечивающие безопасность труда. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие «ОТ». Организационно-технические, санитарно-гигиенические и иные мероприятия, обеспечивающие безопасность труда.

2019-05-27 5014
Понятие «ОТ». Организационно-технические, санитарно-гигиенические и иные мероприятия, обеспечивающие безопасность труда. 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

ОХРАНА ТРУДА

Понятие «ОТ». Организационно-технические, санитарно-гигиенические и иные мероприятия, обеспечивающие безопасность труда.

 

Ответ: Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно- профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Организационно-технические мероприятия подразделяются на организационные и технические.

Организационные мероприятия включают в себя организацию всех работ по охране труда для выполнения обязанностей работодателя:

- организация обучения по охране труда;

- организация обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; - организация предварительных и периодических медосмотров.

Технические мероприятия предусматривают применение различных технических решений в целях снижения воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников организации. Например: модернизация оборудования, монтаж оградительных, блокировочных устройств, установку дистанционных систем управления оборудованием, нанесение на оборудование и коммуникации опознавательной окраски и знаков безопасности.

Санитарно-гигиенические мероприятия предусматривают, как правило, проведение санитарно-гигиенического производственного контроля, проведение медицинских осмотров, оборудование санитарных узлов необходимыми гигиеническими средствами и т.д. Социально-экономические мероприятия предусматривают:

- обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве;

- финансовое стимулирование работников за отсутствие нарушений требований охраны труда;

- льготные обеды и т.д.

Лечебно-профилактические мероприятия – организация ДМС, профилактических прививок и т.д.

Реабилитационные мероприятия – создание рекреационных зон, направление работников на санитарно-курортное лечение и т.д.

 

Коллективные средства защиты работников

 

Средства коллективной защиты подразделяются на:

- средства нормализации воздушной среды, освещения производственных помещений и рабочих мест;

- средства для защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов.

К средствам коллективной защиты относят: знаки безопасности, фотолюминесцентные эвакуационные системы, противоскользящие ленты и покрытия, средства дорожной безопасности, зеркала безопасности, вентиляция, кондиционеры, сплит – системы и т.д.

Классификация вредных и опасных производственных факторов

 

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме. Согласно ГОСТ 12.0.003-74 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на следующие группы: - физические; - химические; - биологические; - психофизиологические.

 

 

Каково назначение вентиляции и как она классифицируется

 

Вентиляция - это замена воздуха в помещениях внешним чистым воздухом с целью создания благоприятного для здоровья людей среды. На предприятиях торговли вентиляция предназначена для удаления из торговых залов, производственных, складских и других помещений тепло- излишков, вредных газов, паров и пыли, а также подачи в них чистого воздуха и создания нужных микроклиматических условий.

Вентиляция подразделяется: по способу воздухообмена - на естественную, принудительную и смешанную; по характеру действия - на приточную, вытяжную и приточно-вытяжную; по месту действия - на общеобменную и местную; по назначению - на рабочую и аварийную.

 

Эстетические факторы.

Цветооформление помещений влияет на утомляемость работников. Окраска служебных помещений выполняет 3 функции:

Физиологическая функция цвета заключается в воздействии на нервную систему человека. Для окраски стен целесообразно применять салатный, светло-бежевый, светло-зеленый, светло-голубой цвета.

Психофизиологическая функция цвета заключается в воздействии на психологическое состояние человека:

- яркие, сочные цвета – бодрят;

- голубой, зеленый – успокаивают;

- холодные цвета (синий, голубой, фиолетовый) – вызывают ощущение прохлады;

- теплые цвета (желтый, оранжевый, желто-зеленый, красный) – способствуют ощущению теплоты.

Эстетическая функция цвета заключается в воздействии на гармоничное восприятие помещения. Если работа однообразная, нужны яркие бодрящие тона. Если работа требует активного внимания, лучше спокойная окраска в голубые, голубовато-зеленые цвета.

Социально-психологические факторы условий труда. Руководители должны параллельно с внедрением новой техники проводить работу по подготовке сотрудников к работе на новой технике с тем, чтобы нейтрализовать психологическую неуверенность работников трудиться в новых условиях.

 

 

Порядок допуска работника к самостоятельной работе

 

Вновь принятые на предприятие работники после первичного инструктажа или в срок, установленный программой специальной подготовки, проходят стажировку на рабочем месте под руководством опытных, квалифицированных специалистов, ответственных за стажировку. Продолжительность стажировки зависит от характера работы, стажа, квалификации работника и определяются руководителем структурного подраздела. Продолжительность стажировки должна быть от 2 до 15 дней (смен). Продолжительность стажировки оперативных и оперативно-производственных работников не может быть меньшей шести рабочих дней (смен).

Продолжительность стажировки зависит от стажа и характера работы, также от квалификации работника. Руководство предприятий имеет право своим распоряжением освобождать от прохождения стажировки работника, который имеет стаж работы по соответствующей профессии не меньше трех лет или переводится с одного рабочего места на другое, где характер его работы и тип оборудования, на котором он будет работать, не изменяются. Стажировка проводится с целью обретения навыков по применению на рабочем месте требований нормативных документов (правил, положений, инструкций), которые касаются его производственной деятельности.

Допуск к стажировке оформляется распоряжением технических руководителей предприятия электроэнергетики или его структурных подразделений в зависимости от места работы работника. В распоряжении отмечается продолжительность стажировки и указывается фамилия работника, ответственного за стажировку.

Во время стажировки работник должен:

- совершенствовать знание правил эксплуатации и безопасности, производственных инструкций и инструкций по охране труда и пожарной безопасности, технологических карт и т.п.;

- овладевать навыками действий на рабочем месте в нормальных и аварийных ситуациях;

- изучать строение, принципы работы, особенности конструкций, компоновку и технологические схемы оборудования и основные мероприятия, направленные на безаварийную и экономическую эксплуатацию оборудования.

Окончание стажировки оформляется в журнале инструктажей за подписью работника, ответственного за проведение стажировки. Если продолжительность стажировки оказалась недостаточной для обретения необходимых знаний и навыков, то стажировка может быть продолжена согласно новому распоряжению на срок, который не превышает двух смен. Работники допускаются к самостоятельной работе после успешного прохождения стажировки и проверки знаний распоряжением руководителя структурного подразделения. Запись о прохождении стажировки и дублирования делается в журнале инструктажа. Стажировка работников, которые назначаются на руководящие должности предусматривает усвоение лучшего отечественного и зарубежного опыта, обретение практических умений и навыков выполнения обязанностей по занимаемой должности или по должности высшего уровня.

Стажировка проводится на предприятиях, в учреждениях, организациях как в Украине, так и за ее пределами по индивидуальному плану, который утверждается руководителем предприятия или подразделения, который направляет работника на стажировку. Продолжительность стажировки составляет не больше 10 месяцев и определяется в зависимости от цели и производственной потребности. Формы итогового контроля определяются учебными планами и программами, утвержденными и согласованными в установленном порядке.

По результатам стажировки выдается справка произвольной формы по месту прохождения стажировки. Работники, которые не проходят стажировки, допускаются к самостоятельной работе после инструктажа, проверки знаний или только после проведения инструктажа.

 

Какие требования к конструкции светильников и размещения их в помещениях

 

В качестве источников искусственного света используются лампы накаливания и газоразрядные лампы, которые питаются от сети напряжением не выше 220 В. Для освещения помещений и рабочих мест не допускается использовать открытые лампы. Применяются для этой цели светильники - приборы, состоящие из источника света (лампы) и арматуры. В зависимости от особенностей распределения светового потока в пространстве светильники подразделяются на классы: прямого света, преимущественно прямого света, рассеянного света, преимущественно отраженного света, отраженного света. Для ограничения слепя действия света на органы зрения человека светильники должны иметь определенный по величине защитный угол, создаваемый пересечением горизонтали и линии, соединяющей крайнюю точку светящегося тела с противоположным краем отражателя (непрозрачного экрана). Защитный угол светильников в зависимости от их конструкции находится обычно в пределах 15... 30 °. От величины защитного угла, мощности используемых ламп зависит высота размещения светильников над полом. Для местного освещения используют светильники с непросвечивающимися отражателями, которые имеют защитный угол не менее 30 °. Допускается использовать светильники с защитным углом от 10 до 30 ° при расположении отражателей ниже уровня глаз работников.

В зависимости от конструктивного исполнения светильники бывают открытые, защищенные, закрытые, пыле- и влагонепроницаемые, взрывозащищенные. Светильники в складских помещениях, в которых хранятся открыто (без упаковки) пищевые продукты или тара для их упаковки, должны иметь защитные устройства (решетки, сетки, рассеиватели, специальные патроны и др.), Которые исключают возможность выпадения колб ламп или их осколков при разрушении. Высота подвеса светильников с лампами накаливания мощностью до 200 Вт составляет от 2,5 до 4 м, при мощности более 200 Вт - от 3 до 6м. Высота подвеса светильников с люминесцентными лампами при их количестве в светильнике до 4 находится в пределах от 2,6 до 4 м, а при количестве ламп более 4 - от 3,2 до 4,5 м. Светильники с лампами типа ДРЛ и ДРН подвешивают на высоте не менее 4 м при мощности до 400 Вт и не менее 6м при большей мощности.

Для обеспечения равномерного и качественного освещения рабочих поверхностей необходимо выполнение определенных соотношений расстояния (L) между светильниками к высоте (Н) подвеса их над ними: L / Нр. В зависимости от вида светильников это соотношение принимается по справочнику: 1,4; 1,5; 2,0. Зная вид светильника и, следовательно, величину указанного соотношения, а также высоту Нр подвеса его над рабочей поверхностью, находят расстояние L между светильниками. Расстояние от светильника до стены принимается: b = (0,3... 0,5) L. Расстояние от светильников до товара, изделия и тары, находящихся в складских помещениях должна быть не менее 0,5 м.

 

 

Финансирование ОТ

Согласно статье 28 Закона ДНР № 31-ІНС от 20.04.2015г. «Об охране труда»:

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках республиканских, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств государственного республиканского бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством ДНР.

2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:

1) средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики о труде и законодательства Донецкой Народной Республики об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики;

2) добровольных взносов организаций и физических лиц.

3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм осуществляется в размере не менее 0,5 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 1,0 процента суммы эксплуатационных расходов.

На предприятиях, содержащихся за счет бюджета, расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местном бюджетах и составляют не менее 0,2 процента от фонда оплаты труда.

В настоящее время является действующим Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые затраты, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27.06.2003 г. № 994.

Согласно пункту 2 Перечня к таким мероприятиям и средствам относится «устранение влияния на работников опасных и вредных производственных факторов или приведение их уровней на рабочих местах к требованиям нормативно-правовых актов по охране труда».

 

Комиссия по вопросам ОТ

 

Комиссия по вопросам охраны труда предприятия может быть создана по решению трудового коллектива в соответствии со статьей 21 Закона Донецкой Народной Республики «Об охране труда». Комиссия является постоянно действующим консультативно - совещательным органом. Целью создания Комиссии на предприятии является обеспечение пропорционального участия работников в решении любых вопросов охраны труда и промышленной безопасности, гигиены труда и производственной среды.

Решение о создании Комиссии, ее количественный и персональный состав принимается трудовым коллективом на общем собрании (конференции) по представлению работодателя и профсоюза.

На основании этого Типового положения при участии представителей сторон разрабатывается Положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия, утверждается постановлением общего собрания (конференции) трудового коллектива.

Комиссия формируется на принципах равного представительства лиц от работодателя (специалисты по охране труда, гигиены труда и других служб предприятия) и профсоюза, а в случае ее отсутствия - уполномоченных наемными работниками лиц.

Комиссия в своей деятельности руководствуется трудовым законодательством Донецкой Народной Республики, Законами Донецкой Народной Республики «Об охране труда», «Об основах общеобязательного социального страхования», нормативными правовыми актами по охране труда и настоящим Типовым положением.

Комиссию возглавляет председатель, который избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива. На заседании Комиссии избирается заместитель председателя и секретарь Комиссии. Не допускается избирать председателем Комиссии работодателя.

На должность секретаря может быть избран работник службы охраны труда. Члены Комиссии выполняют свои обязанности на общественных началах. В случае привлечения к отдельным проверкам они могут освобождаться от основной работы на предусмотренный коллективным договором срок с сохранением за ними среднего заработка.

Комиссия осуществляет свою деятельность на основе планов, разрабатываемых на определенный период (квартал, полугодие, год) и утверждаются председателем Комиссии. Комиссия проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Основными задачами Комиссии являются:

- защита законных прав и интересов работников в области охраны труда;

- участие в проверке знаний работников по вопросам охраны труда;

- подготовка на основе анализа состояния безопасности и условий труда на производстве рекомендаций работодателю и работникам по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, практической реализации принципов государственной политики в области охраны труда на предприятии;

- согласование через двусторонние консультации позиций сторон в решении практических вопросов в области охраны труда для обеспечения сочетания интересов работодателя и трудового коллектива, каждого работника, предотвращение конфликтных ситуаций на предприятии;

- разработка предложений по включению в коллективный договор наиболее важных вопросов по охране труда, определения достаточных ассигнований на Комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда и эффективный контроль за целевым расходованием этих средств;

- защита прав и интересов потерпевших работников при рассмотрении вопросов по назначению им страховых выплат по общеобязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- предоставление дополнительных льгот и компенсаций за счет работодателя в соответствии положения коллективного договора.

Комиссия имеет право:

- обращаться к работодателю, трудовому коллективу, профсоюзному комитету или иному уполномоченному на представительство трудовым коллективом органу, соответствующим службам предприятия с предложениями по регулированию отношений в сфере охраны труда;

- создавать рабочие группы из числа членов Комиссии для разработки согласованных решений по вопросам охраны труда с привлечением специалистов различных служб предприятия, специалистов экспертных организаций, служб охраны труда органов исполнительной власти, страховых экспертов, технических инспекторов труда профсоюзов (на договорных началах между работодателем и соответствующей организацией);

- получать от работников, руководителей структурных подразделений и служб предприятия и профсоюзного комитета информацию и иметь доступ к документации, необходимой для выполнения задач, предусмотренных настоящим Типовым положением;

- осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства по охране труда непосредственно на рабочих местах, обеспечением работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающих средств, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой и использованием санитарно-бытовых помещений и другими;

- знакомиться с любыми материалами по охране труда, анализировать состояние условий и безопасности труда на предприятии, выполнение соответствующих программ и коллективных договоров;

- свободного доступа на все участки предприятия и обсуждения с работниками вопросов охраны труда;

- в соответствии с действующим законодательством в области социального страхования, а также охраны труда и промышленной безопасности, принимать решения о проценте уменьшения размера единовременного пособия потерпевшему (но не более чем на 50%) если комиссией по расследованию несчастного случая установлено, что повреждение здоровья работника наступило не только по вине работодателя, но и в результате нарушения пострадавшим нормативных правовых актов по охране труда. Комиссия не реже одного раза в год отчитывается о своей работе на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

 

Планирование и организация работ по охране здоровья работающих. Медицинские осмотры трудящихся

 

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя. Осмотры регламентированы Порядком проведения медицинских осмотров работников определенных категорий, утверждённого приказом Минздрава Украины № 246 от 21.05.2007г.

Предварительный медицинский осмотр проводится при приеме на работу с целью:

– определения состояния здоровья работника и регистрации исходных объективных показателей здоровья и возможности выполнения без ухудшения состояния здоровья профессиональных обязанностей в условиях действия конкретных вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

– выявления профессиональных заболеваний (отравлений), которые возникли ранее при работе на предыдущих производствах, и предупреждения производственно обусловленных и профессиональных заболеваний (отравлений).

Периодические медицинские осмотры проводятся с целью:

– своевременного выявления ранних признаков острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений), общих и производственно обусловленных заболеваний у работников;

– обеспечения динамического наблюдения за состоянием здоровья работников в условиях действия вредных и опасных производственных факторов и трудового процесса;

– решения вопроса относительно возможности работника продолжать работу в условиях действия конкретных вредных и опасных факторов и трудового процесса;

– разработки индивидуальных и групповых лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий работникам, которые отнесены по результатам медицинского осмотра к группе риска;

– проведения соответствующих оздоровительных мероприятий.

 Если соискатель сам оплачивает прохождение медосмотра, организация в любом случае обязана возместить ему эти расходы. При положительном медицинском заключении с работником заключается трудовой договор

 

 

Требование к освещению рабочих мест. Оборудованных ПЭВМ

 

Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева. Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПК должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами, следует применять системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного, предназначенные для освещения зоны расположения документов). Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 лк. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк. Следует ограничивать прямую блесткость от источников освещения, при этом яркость светящихся поверхностей (окна, светильники и др.), находящихся в поле зрения, должна быть не более 200 кд/м2. Следует ограничивать отраженную блесткость на рабочих поверхностях (экран, стол, клавиатура и др.) за счет пра- вильного выбора типов светильников и расположения рабочих мест по отношению к источникам естественного и искусственного освещения, при этом яркость бликов на экране ПК не должна превышать 40 кд/м2 и яркость потолка не должна превышать 200 кд/м2. Показатель ослепленности для источников общего искусственного освещения в производственных помещениях должен быть не более 20. Показатель дискомфорта в административно-общественных помещениях не более 40, в дошкольных и учебных помещениях не более 15. Яркость светильников общего освещения в зоне углов излучения от 50 до 90 градусов с вертикалью в продольной и поперечной плоскостях должна составлять не более 200 кд/м2, защитный угол светильников должен быть не Стр. 4 из 4 менее 40 градусов. Светильники местного освещения должны иметь непросвечивающий отражатель с защитным уг- лом не менее 40 градусов. Следует ограничивать неравномерность распределения яркости в поле зрения пользователя ПК, при этом со- отношение яркости между рабочими поверхностями не должно превышать 3:1 - 5:1, а между рабочими поверхностями и поверхностями стен и оборудования 10:1. В качестве источников света при искусственном освещении не следует применять люминесцентные лампы типа ЛБ и компактные люминесцентные лампы (КЛЛ). Они дают недопустимую пульсацию освещенности. При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп. В светильниках местного освещения желательно применение ламп накаливания. Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается. При отсутствии све- тильников с ЭПРА лампы многоламповых светильников или рядом расположенные светильники общего освещения следует включать на разные фазы трехфазной сети. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору. Коэффициент запаса (Кз) для осветительных установок общего освещения должен приниматься 1,4. Коэффициент пульсации не должен превышать 5%. Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях для использования ПК следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.

 

 

На какие разряды делятся вещества и материалы за потенциальной опасностью вызвать пожар, усиливать опасные факторы пожара, отравлять окружающую среду, воздействовать на человека непосредственно или на расстоянии

 

По потенциальной опасностью вызвать пожар, усиливать опасные факторы пожара, отравлять окружающую среду (воздух, воду, почву, флору и фауну), воздействовать на человека через кожу, слизистые оболочки органов дыхания непосредственно или на расстоянии вещества и материалы делятся на разряды: безопасные, малоопасные опасные, особенно опасны. К безопасным относятся негорючие вещества и материалы в негорючей упаковке, которые в условиях пожара не выделяют опасных (горючих, ядовитых, едких) продуктов разложения или окисления, не образуют взрывчатых или пожароопасных, ядовитых, едких, экзотермических смесей с другими веществами. Малоопасными есть горючие вещества и материалы, на которые не распространяются особые требования ГОСТ 19433-88, а также негорючие вещества и материалы в горючей упаковке. Опасными считаются горючие и негорючие вещества и материалы, выявить свойства которых может привести к взрыву, пожару, гибели, травмирования, отравления, облучения, заболевания людей и животных, повреждению сооружений, транспортных средств. Причем, опасные свойства могут оказаться в веществах в чистом виде или при взаимодействии их с веществами и материалами других категорий (определены в ГОСТ 19433-88) в нормальных или аварийных условиях. К особо опасным относятся такие опасные вещества и материалы, не совместимые с веществами и материалами одной с ними категории по ГОСТ 19433-88.

Требования к распределению веществ и материалов при хранении содержатся в "Правилах пожарной безопасности в Украине". Отдельно от других веществ и материалов должны храниться, например: вещества в аэрозольной упаковке; газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением; ядовитые газы; горючие газы; легковоспламеняющиеся твердые вещества и некоторые другие.

 

Порядок проведения внепланового инструктажа по ОТ

 

Внеплановый инструктаж проводят:

1) при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

2) при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

3) при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

4) по требованию органов надзора;

5) при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 дней.

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

 

Предварительный медицинский осмотр. Периодические медицинские осмотры

Важнейшим разделом медицинской профилактики и диспансеризации являются медицинские осмотры трудящихся, цель которых — сохранение здоровья и трудоспособности активного населения. Они подразделяются на предварительные — при поступлении на работу и периодические — в процессе трудовой деятельности работающих.

Цель предварительных медицинских осмотров (при поступлении на работу) — определение соответствия здоровья работников поручаемой им работе, т.е. профессиональной пригодности трудящихся по состоянию их здоровья.

В задачи данных осмотров входят оценка состояния здоровья, выявление заболеваний, которые могут обостряться при воздействии вредных производственных факторов, способствовать более раннему возникновению профессиональных заболеваний и могут быть противопоказаниями для приема на работу, связанную с воздействием указанных факторов или с риском и опасностью травматизма. Кроме того, задача предварительных медицинских осмотров декретированных групп населения — обнаружение источников распространения инфекционных и паразитарных заболеваний.

Цель периодических медицинских осмотров — динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей, профилактика и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний, а также предупреждение несчастных случаев и выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы в условиях воздействия вредных опасных веществ и производственных факторов. Такие осмотры способствуют выявлению онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, туберкулеза и другой патологии.

Задачи периодических медицинских осмотров — диспансерное наблюдение за больными хроническими профессиональ-ными и непрофессиональными заболеваниями, направление больных на госпитализацию, выявление рабочих с признаками воздействия производственных факторов и назначение им курсов профилактического лечения, проведение индивидуальных лечебно-профилактических мероприятий, а также решение вопросов о профессиональной пригодности и рациональном трудоустройстве больных, анализ результатов медицинских осмотров с выработкой комплекса мероприятий по снижению заболеваемости и профилактике различных заболеваний работающих.

Основные требования, предъявляемые к медицинским осмотрам трудящихся: целенаправленность, тщательность, полнота охвата, качество, четкость ведения документации и координация действий всех учреждений и специалистов.

Проведение медицинских осмотров трудящихся регламентируется приказами и инструкциями Министерства здравоохранения ДНР.

При проведении периодического медицинского осмотра представители ГЦСЭН определяют контингент рабочих по неблагоприятным производственным факторам, профессиональным группам, указывая в специальном акте участие врачей- специалистов, дополнительные исследования и периодичность обследования работающих. Заключение ЦГСЭН (совместно с администрацией и профсоюзной организацией) основывается на данных количественной и качественной характеристики вредных факторов предприятия.

Отдел кадров предприятия составляет списки работающих, подлежащих медицинскому осмотру. На предприятии издается приказ о проведении периодического медицинского осмотра, в котором указываются дата, место и график его проведения.

Предварительные и периодические медицинские осмотры имеет право проводить лечебно-профилактические учреждения, имеющие лицензию и сертификат на проведение экспертизы профпригодности и выдачу медицинских заключений по предварительным и периодическим медицинским осмотрам.

Медицинский осмотр проводит терапевт при условии наличия у него сертификата об усовершенствовании по профессиональным болезням. Соответствующая подготовка по профпатологии должна быть и у других специалистов, участвующих в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, и, кроме того, они должны иметь сертификат специалиста по своему профилю.

В лечебно-профилактическом учреждении должен быть календарный план проведения периодических медицинских осмотров, в котором обозначаются их сроки, состав медицинской комиссии, необходимые дополнительные исследования. Ответственность за явку на медицинский осмотр несет администрация предприятия, а за их качество — медицинская комиссия во главе с ее председателем.

Данные периодических медицинских осмотров вносят в амбулаторную карту (ф. 025/у-87). Каждый специалист, проводящий медицинский осмотр, дает заключение о профессиональной пригодности рабочего, а председатель медицинской комиссии выносит окончательное решение о возможности рабочего продолжать работу в своей профессии. Медицинская комиссия дает также индивидуальные лечебно-профилактические рекомендации о постановке рабочего на диспансерный учет, при необходимости — о проведении амбулаторного лечения или направлении его в стационар для обследования или Л 1 лечения, о санаторно-курортном лечении, диете, временном переводе на другую работу и др.

С учетом результатов периодических медицинских осмотров комиссия составляет акт, где отмечает число рабочих, прошедших осмотр, число выявленных первичных случаев хронических заболеваний, при которых необходимо диспансерное наблюдение, число случаев с подозрением на профессиональные заболевания и последующим направлением больных в специализированный стационар. Лечащему врачу комиссия дает сведения о назначенных лечебно-профилактических мероприятиях и рекомендации по профилактике профессиональных и других заболеваний. На заседание комиссии по подведению итогов медицинских осмотров желательно приглашать представителей администрации предприятий, профсоюзной организации и ЦГСЭН.

Качественное и своевременное проведение профилактических медицинских осмотров, четкая координация деятельности всех заинтересованных учреждений и специалистов являются гарантией сохранения здоровья работающих.

 

ОХРАНА ТРУДА

Понятие «ОТ». Организационно-технические, санитарно-гигиенические и иные мероприятия, обеспечивающие безопасность труда.

 

Ответ: Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно- профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Организационно-технические мероприятия подразделяются на организационные и технические.

Организационные ме


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.