Откуда в Китае появилась системная коррупция — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Откуда в Китае появилась системная коррупция

2019-05-27 126
Откуда в Китае появилась системная коррупция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На самом деле, в Поднебесной существует опыт как самой коррупции, так и борьбы с ней. Чиновники прекрасно наживались и на строительстве Великой китайской стены, и на междоусобных войнах, и на военных подрядах, и на караванах, идущих по Великому шёлковому пути. Все как у всех. И соответствующих документов в архивах историки знают немало. Однако настоящая коррупция пришла в Китай вместе с европейцами, которые не только не боролись с ней, но, напротив, всячески насаждали ее и поощряли.

В середине XIX века империя Цин, ужаснувшись тому чудовищному вреду, который пришел вместе с англичанами, развернувшими в Китае грандиозную торговлю опиумом и «подсадившими» большинство населения на наркотик, организовавшими колоссальные потоки контрабанды этого вещества в страну, начала ужесточать меры, ограничивающие деятельность иностранцев и ограждающие страну от их тлетворного влияния.

В ответ англичане в 1840-м году объявили Китайской империи войну, которая получила название «Первой опиумной». После разгрома Китай был вынужден подписать кабальные Нанкинский и Хумэньский договора, в которых, помимо огромной контрибуции, уступки Гонконга и компенсации за уничтоженный контрабандный опиум, закреплялись права англичан вести практически неограниченную торговую деятельность на территории Китая. Фактически эти соглашения узаконили выстроенные английскими контрабандистами коррупционные механизмы. Но и на этом колонизаторы не остановились, и уже через 13 лет развязали Вторую опиумную войну, в которой добились еще больших преференций в торговле опиумом и права на использование китайского населения в качестве рабской силы в своих колониях. Естественно, при этом всячески поощрялась и насаждалась тотальная коррупция в среде китайских чиновников, а слабая императорская власть после двух сокрушительных военных поражений не осмеливалась противостоять этим процессам. Образ чиновника-предателя, помогающего иностранцам грабить Китай и вместе с ними наживающегося на эксплуатации народа, крепко укоренился в китайской культуре. Таких персонажей можно встретить как на страницах китайской литературы, посвященной этому драматическому периоду, так и в произведениях массовой культуры, и в том числе в многочисленных фильмах про боевые искусства.

С этого момента в Китае плотно укореняется коррупция по западному образцу, а коррупционный коллаборационизм чиновничества становится одной из самых значительных социальных проблем, что, в конце концов, приводит к падению Маньчжурской династии, далее — к японской интервенции, перманентной гражданской войне. Но даже после того как Китай, не без помощи Советского Союза, начинает восстанавливать свой относительный суверенитет, страны Запада пытаются всеми способами сохранить в Китае свое влияние, в том числе и через отстроенные коррупционные механизмы. Искоренить такую коррупцию удается только после окончательной победы в борьбе за власть председателя Коммунистической партии Китая Мао Цзэдуна. Только реализация радикальной социалистической модели с особым упором на замораживание любых внешнеэкономических связей и минимизацией товарно-денежных отношений и применение для этого чрезвычайно жестоких методов «Культурной революции» помогли «перевоспитать» разложенное коррупцией китайское чиновничество.

 

Кумовство в Китае

 

Тем не менее, помимо системной западной коррупции, в Китае всегда существовали и собственные традиции обогащения за счет государственной казны и корыстного использования служебного положения.

Основной особенностью китайского менталитета является особенная роль родственных связей, верность своей семье для китайца превалирует над всеми другими лояльностями. На семье базируется вся жизнь китайского общества, в том числе на семью ориентированы и традиционные религии конфуцианство и даосизм. В конфуцианских догматах «почтение к родителям» ставится даже выше, чем лояльность к государству и закону. Это фундамент, на котором, по мнению философа древности, вообще может вырасти законопослушный гражданин. Будешь почитать родителей — сможешь почитать Императора и Небо, не почитаешь родителей, а почитаешь Императора и Небо — скорее всего, притворяешься или будешь нестоек. Однако, здесь уже заложен конфликт. Частные семейные и общинные связи требуют помощи родственникам и членам общины. И эта помощь доброго сына должна быть оказана, несмотря на то, или даже, тем более потому, что он получил хороший пост.

Благодаря такому укладу в Китае до сих пор не введена полноценная государственная пенсионная система, поскольку для младшего поколения немыслимо оставить своих стариков на произвол судьбы, даже если у них не осталось прямых потомков.

Карьерный рост практически любого успешного человека в Китае воспринимается как, прежде всего, результат деятельности всей его семьи и только во вторую очередь — как его личная заслуга. Семья работает на его карьеру, оплачивает образование и сдачу экзаменов, содержит его во время обучения в городе и обеспечивает все необходимые нужды. Для бедной провинциальной семьи это крайне высокие затраты, которые воспринимаются как вложение в будущее всей семьи и успехи в карьере этого отпрыска считаются успехами всего рода. В свою очередь от него ожидается работа на благо всей семьи и помощь каждому родственнику. В свое время в Китае даже была система «обратного дворянства». Дворянство получал не потомок выслужившегося человека, по наследству, а наоборот, родители и деды успешного чиновника.

Отказ от помощи своей семье для китайца — это одно из самых позорных деяний, которое не только приводит к разрыву с родственниками, но обязательно вызовет осуждение со стороны его окружения и может крайне негативно отразиться на его карьере. Он становится изгоем в обществе, а семья постарается придать его позор максимальной огласке. Впрочем, такое предательство маловероятно для китайца просто в силу его менталитета и воспитания.

Понятно, что сделавший карьеру китайский чиновник всегда будет всеми способами помогать своей семье, в том числе и используя все ресурсы своей должности. В обществе совершенно нормально воспринимается, если чиновник дает преференции своему родственнику в коммерции, использует в его пользу свой административный ресурс, берет на работу родственников. Семейственность и кумовство сами по себе не осуждаются, а напротив, воспринимаются как правильное поведение.

 

Коррупция в Китае

 

Благодарить за услуги, отдавать часть прибыли человеку, благодаря стараниям которого совершилась выгодная сделка, также является частью китайской деловой культуры и в случае, если это не выходит за разумные рамки, никак не осуждается в обществе.

 

Вспоминает Олег Матвейчев: «Я впервые побывал в Китае в 2002 году. Из Шанхая мы поехали к морю и меня поразили огромные многогектарные поля для гольфа и виллы китайских партийных руководителей. Никакая Рублевка сравниться с этим не могла. Я спросил друзей, насколько распространена коррупция? Они сказали, что она вообще тотальна. Если в деревне у бедного человека нет денег, он обязан благодарить чиновника хотя бы курицей или яйцами... Коррупция здесь не зло, а обязанность человека! Мой знакомый предприниматель, имеющий большой опыт ведения бизнеса в Китае, рассказал историю, типичную для этой страны. Через некоторое время после того, как он решил отойти от дел в Китае и вернулся в Россию, примерно через год, к нему в гости приехали его бывшие партнеры-китайцы. С собой они привезли ему очень богатые подарки. Оказалось, что они провели IPO, разместив акции своего бизнеса на гонконгской бирже и получили прибыль в размере около 200 млн. долларов. Поскольку когда-то они начинали работать под началом моего друга, еще до создания своего бизнеса, они все равно посчитали необходимым отблагодарить его. При этом оказалось, что 15-30 млн. долларов они отдали после получения прибыли китайскому чиновнику, который помог им осуществить весь этот весьма нелегкий процесс. Отдать такую колоссальную сумму «крыше» было для них абсолютно естественным и справедливым условием. Никакого неудовольствия «вымогательством» чиновника, никакого осуждения коррупционной обстановки в государстве, которое просто зашкаливало бы в аналогичном случае в разговорах российских предпринимателей, у китайцев не было, они воспринимали это как норму».

И такая деловая культура пронизывает китайское общество до самого верха. Если на низовом уровне кумовство носит семейный характер, то на вершине политической системы действуют огромные кланы чиновников. Собственно, Си Цзиньпин, нынешний руководитель Китая, сын соратника Мао Цзэдуна, Си Чжунсюня, то есть, говоря нашими словами, мальчик-мажор. Но это не встречает никакого осуждения и считается абсолютно нормальным.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.