Школа молодого педагога как средство адаптации молодого учителя — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Школа молодого педагога как средство адаптации молодого учителя

2019-05-27 224
Школа молодого педагога как средство адаптации молодого учителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Сегодня учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в современном информационном поле, приобретать опыт самообразования, самоорганизации. Он должен вдохновлять своих учеников на учение, используя все возможности образовательного процесса.

Конечно, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи учителю с многолетним опытом работы. Молодой же учитель, приходя в школу, сталкивается с определенными трудностями [5].

Программа подготовки педагогических кадров в педагогических учебных учреждениях предусматривает апробацию на практике полученных теоретических знаний в ходе практических выходов в общеобразовательные учреждения. Однако работа в школе ставит перед молодым педагогом задачи, сложность которых для него определяется недостатком практического опыта, неумением пе­енести теоретические знания в реальную школьную ситуацию. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, недостаточное владение методами структурирования образовательной деятельности учащихся, отсутствие взаимо­понимания с коллегами - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегаю­щих учителя-новичка.

По итогам изучения профессиональных затруднений и запросов молодых учителей гимназии № 70 г. Казань, выявленных в ходе анкетирования молодых педагогов школы, таковыми для них являются:

- формирование рабочей программы изучения предмета, отвечающей современным требованиям;

система оценивания знаний учащихся в соответствии с требованиями ФГОС;

объективность оценивания достижений учащихся;

работа со школьной документацией;

недостаточное владение современными педагогическими технологиями, такими как проективные технологии, системно - деятельностный и компетент-ностный подходы в обучении, дифференцированное обучение, рефлексивная деятельность учащихся, методы формирования положительной мотивации к изучению предмета и деятельности на уроке, методы формирования навыков целе-полагания и. д.;

распределение времени на уроке по элементам урока;

распределение учебного материала на изучаемый на уроке и для домашней работы;

структурирование отношений в классном коллективе, в частности - раз­решение конфликтных ситуаций;

структурирование эффективных отношений с обучающимися (не сформирован стиль общения с обучающимися);

структурирование эффективных взаимоотношений с родителями (законными представителями) учащихся;

Помимо этого, перед начинающим педагогом встают и следующие про­блемы: он должен освоиться в новом коллективе, обеспечить дисциплинированное поведение учащихся на уроке, уметь учитывать и эффективно использовать психологические особенности учащихся, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом, а также преодолеть неуверенность в себе. Также необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.

Решить проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов позволит активное включение молодых педагогов в профессиональное общение в рамках деятельности Школы молодого педагога, программа которой определена административным анализом данной проблемы и составлена с учетом личностных особенностей, профессиональных затруднений каждого молодого учителя. Также важным фактором профессионального формирования молодого учителя является его включенность в деятельность школьного предметного методиче­ского объединения [6].

Позитивных результатов в профессиональном формировании молодых специалистов также позволят добиться система наставничества, методическое, психологическое сопровождение молодого учителя во всех аспектах его профессиональной деятельности.

В качестве основной формы работы с молодежью была выбрана Школа молодого педагога, деятельность которой регламентируется «Положением о школе молодого педагога гимназии № 70».

В соответствии с данным положением Школа молодого педагога - это элемент методической системы гимназии № 70, объединяющий молодых специалистов, начинающих учителей, а также их наставников из числа опытных педагогов. Школа молодого педагога является составной частью системы повышения квалификации педагогических работников с высшим и средним специальным образованием, имеющих стаж работы менее 3 лет. Это постоянно действующее профессиональное объединение, работа которого направлена на создание целостной системы поддержки молодого педагога, оказание методической помощи и закрепление молодых педагогов в гимназии № 70».

Целью Школы молодого педагога является организация и создание оптимальных условий для профессионального роста молодых и начинающих педагогов, формирование позитивной мотивации профессиональной деятельности молодых учителей.

В ходе деятельности Школы молодого педагога гимназии №» решаются следующие задачи:

- организация эффективного информационного, методического, научного, психологического сопровождения молодых и начинающих учителей по вопросам организации педагогической и учебной деятельности;

создание системы дифференцированной целенаправленной методической работы с молодыми педагогами на основе выявленных потенциальных возможностей и имеющихся затруднений;

формирование профессиональной культуры молодых и начинающих учителей через вовлечение их в деятельность педагогического сообщества школы, района, края;

развитие творческого потенциала молодых и начинающих учителей и позитивной мотивации к участию в инновационной деятельности;

формирование потребностей в непрерывном самообразовании и создание необходимых условий для их реализации;

мониторинг динамики развития профессиональной деятельности моло­дых и начинающих учителей.

Школа молодого педагога действует в течение всего учебного года. Заседания проходят не реже 1 раза в месяц по утвержденной тематике, отражающей основные проблемы профессиональной адаптации молодых учителей гимназии № 70». На занятиях школы молодого педагога оказывалась теоретическая и практическая помощь молодым педагогам по вопросам саморазвития и организации образовательною процесса в соответствии с их профессиональными запросами и затруднениями. Основные формы проведения занятий: лекционные и семинарские занятия, деловые игры, психологические и профессиональные тренинги, открытые мероприятия (например, «Неделя молодого учителя»), консультации, практикумы и т. д. В работе Школы принимали активное участие опытные учителя - наставники, закрепленные за каждым из молодых педагогов.

Ожидаемые результаты реализации данной программы работы с молодыми педагогами:

повышение уровня профессиональных компетенций молодых специалистов;

повышение продуктивности работы молодых педагогов и результативности образовательно-воспитательного процесса в классах, где работают молодые специалисты, как следствие повышения уровня методической грамотности педагогов;

овладение молодыми специалистами современными педагогическими технологиями в организации учебной деятельности и воспитательной работы;

реализации запросов молодых специалистов по имеющимся у них затруднениям;

результативные выступления молодых учителей в профессиональных конкурсах («Учитель года 2014 г.» (номинация «Педагогический дебют»), «Восхождение», «Самый классный классный» и др.) на всех этапах их проведения.

Предлагаемая форма организации работы по профессиональной адаптации молодых педагогов была апробирована в гимназии № 70 г. Казань  в 2013-2014, 2014-2015 учебных годах(Приложение 1).

 

2.2. Клуб молодых педагогов как ресурс профессионального становления начинающих педагогов начальных классов

 

В современных условиях реформирования системы образования огромное значение приобретают вопросы формирования кадрового потенциала образовательных учреждений, важным становится установление таких социальных пропорций в основных характеристиках персонала образовательного учреждения, которые способствуют его росту и развитию, в том числе за счет привлечения и закрепления в кадровом составе профессионально подготовленных молодых специалистов. Это актуализирует проблему их адаптации в современном образовании, поиска новых управленческих средств, методов и технологий ее успешного решения.

Процесс адаптации, как правило, делится на два типа: профессиональную и социально-психологическую. Профессиональная адаптация характеризуется определенным уровнем овладения профессиональными навыками и умениями, формирования профессионально необходимых качеств личности, развития устойчивого положительного отношения молодого учителя к своей профессии. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психоло­гических особенностей деятельности, вхождении в сложившуюся в ней систему отношений, позитивном взаимодействии с коллегами, детьми и родителями [7].

В качестве основных элементов адаптации молодого специалиста можно выделить следующие: овладение системой профессиональных компетенций, профессиональной ролью; выполнение требований трудовой дисциплины; самостоятельность при выполнении должностных функций; удовлетворенность выполняемой работы; интерес к работе, возможность реализации своего потенциала; стремление к совершенствованию в рамках профессии; информированность по важнейшим вопросам профессиональной деятельности; установление хороших взаимоотношений с коллегами; ощущение психологического комфорта; чувство справедливого вознаграждения за труд; взаимопонимание с руководителем.

С точки зрения оптимизации кадровой политики в образовательном учреждении адаптация молодых специалистов имеет особое значение, т.к. она дает возможность молодому работнику достичь профессиональной компетентности в течение достаточно непродолжительного времени, а также «встроиться» в ка­дровую и социальную структуру образовательного учреждения. Однако практика показывает, что проблема адаптации молодых специалистов в образовательных учреждениях остается нерешенной, т.к. руководители образовательных учреждений не уделяют должного внимания этому направлению деятельности. Поэтому, учитывая современные требования к учебной деятельности, положительный опыт наставничества, необходимо разрабатывать специальные программы и адаптационные мероприятия применительно к данной категории работников.

Применяемое в научной литературе понятие «молодой специалист» до сих пор не имеет однозначного нормативного правового толкования. Современное российское законодательство не позволяет установить четких границ статуса молодых специалистов, хотя в реальном номинальном выражении к ним относится большая по численности социальная группа молодежи, ежегодно получающая профессиональное образование: выпускники образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. В трудовом кодексе РФ обозначены основные критерии понятия «молодой специалист»: данное лицо должно окончить образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию; впервые поступить на работу по полученной специальности; трудоустроиться по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.

Становление профессиональной компетентности, «превращение» молодого педагога в педагога-мастера - многоуровневый и многоэтапный процесс системного формирования и преобразования педагогического опыта.

Начальный этап работы в образовательном учреждении (первые 3 года), как правило, очень важен в профессиональной жизни педагога. Как показывает анализ анкетирования молодых специалистов гимназии № 70 г.Казани, среди основных затруднений в первые годы работы они чаще всего испытывают:

недостаточное владение системой профессиональных знаний и навыков (12 %);

затруднения при выполнении должностных функций (35%);

неудовлетворенность результатами деятельности (3 %);

отсутствие интереса к работе, невозможность реализовать свой потенциал (4 %);

отсутствие стремления к совершенствованию в рамках своей профессии (4 %);

трудности в установлении конструктивных взаимоотношений с коллегами и ощущение психологического дискомфорта (28 %) и др.

С целью осуществления помощи в преодолении данных затруднений на уровне муниципалитета был организован клуб, целью которого стало формирование эффективно действующей системы управления процессом становления молодых педагогов в период профессиональной адаптации в образовательных учреждениях г. Казани. Созданная муниципальная система позволяет объединить творческие усилия педагогического сообщества для формирования «нового» учителя.

В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает низкий уровень притока и «закрепления» молодых педагогов в образовательных учреждениях. Что же заставляет молодых специалистов покидать образовательные учреждения г.Казани?

Результаты анкетирования молодых специалистов города выявили следующие причины: недостаточная мотивация к профессиональной деятельности в системе образования; большая нагрузка; недостаточная методическая поддержка; высокие требования, как со стороны администрации, так и со стороны общества; отсутствие жилья; неудовлетворенность уровнем заработной платы.

Финансовые вопросы стимулирования молодых специалистов решаемы: они регулируются на уровне федерации и регионов. Что же касается проблем мотивации, методической поддержки и большой нагрузки молодых педагогов, то, на наш взгляд, чтобы неудовлетворенность собой не стала привычным состоянием, начинающему педагогу необходима целенаправленная методическая помощь.

Для того чтобы работу с молодыми педагогами организовать системно и комплексно, требовалось предпринять целенаправленные меры. Так, в 2011 году была утверждена межведомственная муниципальная программа «Поддержка молодых специалистов и сотрудников предприятий и учреждений города Казани на 2011-2012 гг.», одной из задач которой являлось создание условий для поддержки молодых специалистов.

Как следствие, методисты научно-методического отдела выступили инициаторами создания городского клуба молодых специалистов «Призвание» на базе МАОУ ДПО ИПК, разработали Положение о работе клуба, собрали базу данных молодых специалистов, координировали действия актива клуба посредством сайта «Виртуальный методический кабинет» и т.д.

Как известно, клуб (от англ. «club») - это общественная организация, добровольно объединяющая группы людей по интересам в целях общения. Клубные формы не утрачивают своей популярности на сегодняшний день, и, в частности, клубы для молодых педагогов создают условия для их социально-психологиче­ской адаптации, совершенствования профессиональных навыков, эффективной коммуникации и творческой самореализации.

Клубные объединения выполняют три функции: компенсаторную, стимулирующую и интегративную.

В 2010 году с целью осуществления профессиональной и социально-психологической адаптации молодого специалиста в условиях современной образовательной среды Казани  на базе МАОУ ДПО ИПК был создан клуб молодых специалистов «Призвание». Это объединение стало составной частью системы повышения квалификации и объединило учителей-предметников, педагогов дополнительного образования и педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшим и средним специальным образованием, имеющих педагогический стаж не более 5 лет.

Клуб, являясь добровольным неформальным объединением молодых педагогов, заинтересованных в профессиональном росте, коллективном сотрудничестве в процессе адаптации, интеграции в профессиональную деятельность, объединяет учителей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Из членов клуба формируется его актив, избранный большинством, функциями которого является совместная с куратором координация деятельности клуба, подготовка мероприятий, участие в анализе и планировании работы.

Задачи клуба «Призвание»:

совершенствовать профессиональные навыки начинающих педагогов;

формировать навыки эффективной коммуникации;

создавать условия для профессионального роста и творческой самореализации молодых специалистов.

Деятельность клуба молодых специалистов «Призвание» заключается в следующем:

в выявлении трудностей в работе начинающего педагога, оказании методической помощи;

в предупреждении ошибок и затруднений в организации учебных занятий;

в организации индивидуальных и групповых консультаций для молодых специалистов в соответствии с их профессиональными запросами;

в оказании методической помощи начинающим педагогам в период подготовки к аттестации и конкурсам профессионального мастерства;

в организационно-методическом обеспечении и сопровождении фестивалей и конкурсов для молодых специалистов;

в ознакомлении с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность педагога;

в информировании о новинках методической литературы по предметам.

Как правило, молодым специалистам приходится не только осваивать тонкости профессии, но и сразу включаться в процессы обновления, происходящие в системе образования. В связи с этим в основу планирования содержания заседаний клуба на учебный год положены как результаты диагностики выявленных проблем, трудностей в профессиональной деятельности, запросы начинающих специалистов, так и актуальные вопросы образовательной практики.

Деятельность клуба осуществляется в соответствии с профессиональными запросами молодых специалистов посредством использования следующих форм работы: лекций, сообщений и дискуссий по методике обучения и воспитания, практических семинаров, деловых игр, психологических тренингов, мастер-классов, творческих встреч, аукционов педагогических идей, фестивалей, презентаций, конкурсов, взаимопосещений уроков и внеклассных мероприятий с последующим обсуждением, индивидуальных консультаций, «круглых столов».

Таким образом, работа клуба способствует адаптации молодых специалистов (овладению профессиональной «ролью», системой профессиональных компетенций, получению чувства удовлетворенности от выполняемой работы и др.), обеспечивает возможность реализации потенциала и совершенствования в рамках профессии.

Управление процессом становления молодых педагогов в период профессиональной адаптации осуществляется на трех уровнях: образовательного учреждения, района, города.

На уровне образовательного учреждения методическое сопровождение молодого педагога осуществляется посредством функционирования «внутренней» системы наставничества.

Районная методическая служба, осуществляющая поддержку молодых педагогов, опирается на работу временных инициативных (творческих) групп, создаваемых для организации и проведения районных мероприятий, и деятельность районных методических объединений педагогов.

Муниципальный уровень системы управления процессом становления молодых педагогов представлен научно-методическим отделом МАОУ ДПО ИПК и городскими профессиональными объединениями педагогов.

В функционировании методической системы научно-методического сопровождения молодых специалистов участвуют все образовательные учреждения Казани в рамках деятельности городских методических объединений, методических советов и иных профессиональных сообществ (приложение 31).

Имеющийся в муниципальной системе образования опыт работы с молодыми специалистами регулярно представляется:

на заседаниях городских и районных методических объединений;

в работе клуба молодых специалистов «Призвание», клуба «Педагог-наставник»;

на страницах сайта vmkab. ru;

на мероприятиях районных отделов образования;

в рамках проведения социально-значимых образовательных мероприятий: августовских педсоветов, Дней науки, научно-практических конференций, городских научно-практических семинаров и конференций, фестиваля «Мое первое открытие»; участия в конкурсах профессионального мастерства («Учитель года России», «Лесенка успеха», ««Новая волна» и др.), мастер-классов, в рамках сотрудничества с учреждениями высшего образования Сибирского федерального округа.

Таким образом, в муниципальной системе образования обеспечивается возможность транслирования продуктивного педагогического опыта работы с молодыми специалистами в рамках различных социально-значимых, образовательных событий.

Муниципальную систему работы с молодыми специалистами обеспечивают ресурсы муниципалитета: управленческий, организационно-методический, информационный, финансовый.

Управленческий ресурс - комитет образования и науки администрации г. Казани- координирует работу муниципальной системы управления процес­сом становления молодого педагога в период профессиональной адаптации в образовательном учреждении.

Таким образом, процесс управления профессиональной адаптацией молодого педагога заключается в оказании ему максимальной поддержки, оценивании эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами, что способствует становлению «нового» педагога, способного самостоятельно преодолевать производственные и межличностные проблемы, осуществлять результативную педагогическую деятельность. Как показывает опыт, при управлении процессом становления молодых педагогов период адаптации значительно уменьшается (с 1-1,5 лет до нескольких месяцев). Такое сокращение адаптационного периода молодых педагогов положительно сказывается на качестве образовательного процесса в целом.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.