История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-05-27 | 256 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
<<< НАЗАД | ОГЛАВЛЕНИЕ | ВПЕРЕД >>> |
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Петроград. Издание т-ва О. Н. Поповой, 1915.
Перевод с последнего французского издания Н. И. Лихаревой
(постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам)
Используется греческий шрифт.
С. 25
Глава вторая.
Семья.
Содержание: 1. Первобытная семья. — 2. Религия, как основа семьи. — 3. Безбрачие. — 4. Цель брака в Греции. — 5. Религиозные свадебные обряды. — 6. Приданое. — 7. Афинская женщина. — 8. Роль женщины в доме по Ксенофонту. — 9. Спартанские женщины. — 10. Энергия спартанских женщин. — 11. Мужество аргивянок. — 12. Развод. — 13. Обряды на 7-й и на 10-й день после рождения. — 14. Собственные имена. — 15. Усыновление. — 16. Отцовская власть. — 17. Обязанности детей по отношению к родителям. — 18. Правила наследования. — 19. Духовное завещание. — 20. Завещание Платона. — 21. Дочь-наследница. — 22. Опека.
Первобытная семья.
Семья в первобытной Греции (γένος) значительно отличалась от той семьи, какую мы наблюдаем впоследствии, в V и IV веках. Прежде она была очень многочисленной, и члены ее жили все вместе под одной кровлей. Гомер, не проводящий никакого различия между учреждениями греков и троянцев, так описывает дворец Приама:
…В самом чертоге |
Шли пятьдесят из блестящего мрамора спальных покоев. В этих покоях, один от другого построенных близко, Подле законных супруг сыновья почивали Приама. Для дочерей же с другой стороны во дворе находилось Комнат двенадцать из гладкого мрамора, сверху покрытых. В этих покоях, один от другого построенных близко, Подле стыдливых супруг зятья почивали Приама 1. |
с. 26 Позже, когда эта семья (γένος) заменилась οἶκος, т. е. семьей в современном значении этого слова, пытались рассматривать первую, как фиктивный союз, где родство не играло никакой роли. Между тем, нам известно, что к членам γένηприлагался еще эпитет ὁμογάλακτες (вскормленные одним и тем же молоком), а это определенно указывает на кровное родство. Впрочем, тогда придавали мало значения тому обстоятельству, вступил ли кто-нибудь в семью по рождению или путем усыновления. Приемный сын играл в ней такую же роль, как и сын родной; его присутствие не было нарушением правила, требующего, чтобы все члены семьи (γεννῆται) находились в кровном родстве; приобщение к культу нового дома совершенно отрывало человека от его настоящего отца и давало ему другого, приемного.
|
Таким образом, γένος представлял собой союз людей, ведших свое происхождение от одного общего предка. Но при этом необходимо было выполнение одного условия. Эти лица входили в состав γένος, они считались родственниками только в том случае, если их связь с их более или менее отдаленным предком основывалась на родстве по мужской линии. Дети сестры и дети брата были друг для друга чужими.
Глава семьи пользовался громадной властью; обыкновенно власть эта находилась в руках отца. Если отец умирал, она переходила к его старшему сыну, и pater familias 2 в этом случае был самый старший из находящихся в живых братьев. Известно, кроме того, что слово pater «заключало в себе не только идею родства, но и идею власти» 3, и что оно именно служило для обозначения верховной власти богов. В принципе у греков отец имел абсолютное право над жизнью и смертью своих детей. Он мог по своему произволу лишить их жизни даже в том случае, когда они были совершенно с. 27 невинны. Лай узнал через оракула, что его сын Эдип 4 сыграет в его жизни роковую роль; для предотвращения этой опасности он приказывает бросить его на пустынную гору. Противные ветры препятствуют отплытию ахейского флота, и Агамемнон не колеблется принести в жертву свою дочь Ифигению, чтобы смягчить гнев богов. Тем большее право имел отец распоряжаться детьми в случае их виновности. Дракон 5 не установил никакого наказания за отцеубийство, потому что карать это преступление было правом исключительно главы дома. В Афинах рассказывали историю одного архонта конца VIII века, который, чтобы наказать свою дочь за дурное поведение, отдал ее на съедение лошади. До Солона 6 отец имел право продавать своих дочерей, а брат, если он сам был главой семьи, — своих сестер. Для этого не нужно было, чтобы они совершили какой-нибудь предосудительный поступок, — достаточно было отцу впасть в нужду. Старые законодатели — Солон, Питтак, Харонд 7 признавали право отца изгонять из дому сына за недостаток почтительности по отношению к нему. По Гомеру брак есть договор двух глав семей; в большинстве случаев о чувствах будущих супругов даже и не справлялись. Подарки, которые жених предлагал своему будущему тестю, являлись настоящей покупной платой; иногда происходило даже нечто вроде аукционных продаж молодых девушек.
|
Первой семейной обязанностью женщины было повиновение. Пенелопа спускается из своей комнаты, чтобы попросить певца Фемия прекратить вызывавшую в ней тоску песню. Но едва она, закрыв лицо покрывалом, с. 28 показывается на пороге комнаты, как сын ее, Телемак, обращается к ней с такими словами:
«…Удались: занимайся, как должно, порядком хозяйства. Пряжей, тканьем; наблюдай, чтоб рабыни прилежны в работе Были своей: говорить же — не женское дело, а дело Мужа, и ныне мое; у себя я один повелитель» 8. |
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!