Бабушка и дедушка А.А.Бахрушина Алексей Фёдорович и Наталья Ивановна — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Бабушка и дедушка А.А.Бахрушина Алексей Фёдорович и Наталья Ивановна

2019-05-26 364
Бабушка и дедушка А.А.Бахрушина Алексей Фёдорович и Наталья Ивановна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По семейному преданию, дальний предок Бахрушиных, татарин из Касимова, поселился в Зарайске Рязанской губернии в конце XVI в. Приняв православие, он получил фамилию Бахрушин – по мусульманскому имени отца – Бахруш. Его потомки прожили в Зарайске два с лишним столетия.

 

Поэтому, прибыв в Первопрестольную, они неслучайно осели в ее юго- восточной части: сначала в Заяузье, а вскоре в Замоскворечье, где одна из слобод называлась Кожевники.

 

 

Александр Алексеевич Бахрушин отец коллекционера

С его именем связано создание театра Корша в Москве

Сегодня – это театр Маяковского на Большой Никитской

Версаль на Зацепе – будущий литературно-театральный музей

 Акварель аритектора Гиппиуса

 

Алексей Бахрушин начал коллекционировать предметы, связанные с театральным искусством… на спор! В 1890 году между ним и купцом Купреяновым было заключено пари: кто за месяц соберет больше предметов, имеющих отношение к истории русского театра, тот и молодец. Пари выиграл Алексей Бахрушин, и с тех коллекционирование театральных раритетов стало смыслом его жизни.

 

 

Источник семейного богатства

Родовое дерево семьи Бахрушиных выросло на землях Рязанской губернии. Предания гласили, что первый христианин в семье при крещении взял себе фамилию по имени отца-мусульманина, которого звали Бахруш. Начиная с 16 века предки семьи жили в Зарайске. Только в 1821 году Алексей Федорович Бахрушин, который считается основателем династии, загрузил скарбом единственную подводу и перевез семью в Москву, в Кожевники. Здесь он купил маленькое кожевенное производство, которое к 1834 году превратилось в завод, а год спустя его хозяин был занесен в списки московского купечества.

 

Бабушка и дедушка А.А.Бахрушина Алексей Фёдорович и Наталья Ивановна

Именно они в 30-е гг. 19 века приехали в Москву из Зарайска.

Основатель одной из самых уважаемых в городе купеческих семей Алексей Бахрушин в 1821 году переехал в замоскворецкие Кожевники из Зарайска Рязанской губернии. Хотя вернее перешел: дорогу семья преодолела пешком, а все пожитки уместились на одной подводе.

 

Алексей Фёдорович был образован, на портрете он уже без бороды, супруги были приверженцами всего нового, передового, и стремились к модернизации производства.

Сначала они занимались перегонкой скота, а затем появилось суконное и кожевенное производство.

Суконное дело возглавлял Пётр Алексеевич, сын Василий занимался торговыми операциями

Производство Бахрушина было оснащено по последнему слову техники: паровая машина с подведенным к ней водопроводом, а еще — первая в Москве кирпичная труба, самая высокая в городе. Не исключено, что именно эта труба стала прообразом крылатого выражения «вылететь в трубу» — завистников у купца-новатора было много.

 

Притом дела велись по старинным купеческим традициям, а отец учил своих детей: «Вы знали нужду со мною вместе, умейте же уважать ее и у других; никогда не говорите о человеке чего-нибудь, что может повредить его доброму имени, или деловым отношениям и благосостоянию. Если что и услышите, знайте про себя».

После кончины Алексея Федоровича его наследники — жена Наталья Ивановна и трое сыновей — Алексей, Петр и Василий — убедились, что предприятие практически действительно «вылетело в трубу». Завод оказался заложен,а имущество — в долгах: средства на модернизацию брались под проценты, производство окупиться попросту не успело. Опытные купцы советовали обанкротить предприятие, однако же семья во имя доброго имени покойного отца решила спасать положение. Наталья Ивановна была истинной купчихой, начала вести дела, опираясь на сыновей — и преуспела.

 

Профессиональные благотворители

Доходы семьи росли, по долговым распискам расплатились — пришло время задавать вопрос: что дальше? Братья пристроили к заводу суконную фабрику,расширили торговлю шерстью, тканями, шерстяной ватой, кожами. Семья была истинно верующая, непьющая, патриархальная, с налаженной жизнью внутри и вовне. Деньги вкладывали в земельные участки и доходные дома, а по итогам года часть денег шла на благотворительность — так завещал отец.

На содержание этих квартир было потрачено около 2-х млн. рублей.

Купцы и фабриканты братья Пётр, Александр и Василий Бахрушины были известны своей благотворительностью. На их деньги в 1885—1887 годах была возведена и больница для хронических больных в Сокольниках. Московские власти отвели для строительства большой участок Сокольничьего поля.

Больница считалась большой — на 200 коек. Она занимала целый квартал вдоль Стромынки. Самым нарядным стал главный корпус с изящными наличниками, карнизом, парадным крыльцом. Были здесь и два храма: домовый, во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость», и Святителя Пантелеймона.

В 1893 году рядом с больницей построили дом призрения для неизлечимо больных — по сути, первый в России хоспис, который возник на 70 лет раньше, чем на Западе. В 1902 году при больнице был построен и оборудован самый крупный в городе родильный приют, в 1911-м — светолечебница для физиотерапевтических процедур и рентгеновский кабинет с редкой для того времени диагностической аппаратурой, через несколько лет возвели амбулаторию. Согласно уставу, в больницу принимали лиц «всякого звания и состояния, преимущественно из недостаточных». Лечение было бесплатным; больных звали пенсионерами братьев Бахрушиных. Сюда привозили людей из богаделен, приютов, попечительств для бедных, с заводов и фабрик, а также подобранных на улицах полицейскими или санитарными врачами. После трагедии на Ходынском поле в 1896 году Бахрушинская больница одной из первых приняла пострадавших, сюда же доставляли раненых с московских баррикад в 1905-м.

 

 

В Москве 31 января 1865 г. в семье купца-фабриканта Александра Бахрушина, занимавшегося кожевенным и суконным производством, родился сын, названный Алексеем. Родители дали мальчику прекрасное образование и привили любовь к искусству, что для богатого московского купечества было делом нередким.

Имел двух старших братьев — Владимира и Сергея, и трёх сестёр — Клавдию, Веру и Марию.

Бросил гимназию, о чём в последствии очень жалел…

. Будущий знаток театральной старины уже с шестилетнего возраста стал завсегдатаем Большого театра, потом — поклонником труппы Малого театра, а впоследствии сам пробовал играть на сцене Перловского театрального кружка.

 

.Известно, что в 1876—1879 годах Алексей Бахрушин учился в частной гимназии Ф.Креймана (III—IV классы).

У среднего из братьев, Александра Алексеевича Бахрушина (1823—1916) и его жены Елены Михайловны (урожденной Постниковой) было шестеро детей — трое дочерей и трое сыновей: Владимир, Сергей и Алексей. Наш рассказ — о самом младшем.
Алексей Александрович Бахрушин, как и его братья, учился в гимназии Креймана. Науки давались ему нелегко; например, в 4 классе в его аттестате красовались преимущественно тройки. В конце концов Алексей после 7 класса решил оставить гимназию, а отцу сказал, что обирается посвятить себя семейному делу и идет работать на завод. Вероятно, такая аргументация спасла семейство от большого скандала.

Отныне Алексей ранним утром уже шел на работу, на завод, где помогал отцу вести дела. Но вечером…

Модник и щеголь,Алексей Бахрушин имел успех у дам, играл в любительских спектаклях.

Жена и сподвижница

Вскоре после открытия музейной коллекции Алексей Бахрушин познакомился со своей будущей женой, Верой Васильевной Носовой. Как вспоминал сын коллекционера, Юрий Алексеевич, родители познакомились на святочном балу 1895 года. Бахрушин «…выбрал костюм козла, весь шик которого заключался в том, что в маске были спрятаны необычайные еще в то время маленькие электрические батареи, посредством миниатюрных лампочек освещавшие таинственным светом рога античного животного. В этом костюме, сделанном из сплошной козьей шкуры,отец танцевал фанданго. На балу он сразу заметил юную красавицу, одетую в костюм „Folie“. Поинтересовавшись узнать, кто это такая, он получил ответ, что это дочь Василия Дмитриевича Носова, суконщика, недавно окончившая гимназию». Знакомство состоялось. Бахрушин понял, что «влюблен и что он нашел ту подругу в жизни, которая ему предназначена. В этом деле, как и во всем в жизни, он был энергичен и скор».

«Портрет В.В.Бахрушиной, урожденной Носовой»

1900 г. Художник Маковский

 

Вера Васильевна приняла мужа с его страстью к собирательству

Она начала заниматься переплётным делом, систематизировала старинные документы, нала заниматься театральными рецензиями и стала прекрасной помощницей своему мужу.

 



В мае 1913 года Бахрушин стал владельцем собственного подмосковного имения: была куплена благоустроенная усадьба Афинеево в Верейском уезде. Перестройкой усадебного дома в ней занимался И. Е. Бондаренко.

В 1916 году дом сгорел и Бахрушины снимали дачу рядом — в деревне Малые горки.В. В. БахрушинаСемьяЖена: Вера Васильевна Носова (1875—1942), дочь купца В. Д. Носова. Венчание состоялось 19 апреля 1895 года в храме Троицы Живоначальной в Кожевниках.Дети: Юрий (1896—1973), балетный историк

Александр (1902—1905)

Кира (1906—1968), в замужестве Сёмина.

 

 

Семейная жизнь Бахрушиных сложилась удачно. Увлечение мужа нашло отклик у молодой жены; многие карточки каталогов были заполнены аккуратным почерком Веры Васильевны. Однако порой ей приходилось пускаться на ухищрения, чтобы получить от поглощенного собирательством мужа деньги на ведение хозяйства.

В 1692—1695 годах на месте деревянных Сретенских ворот по проекту М. И. Чоглокова была построена сторожевая башня, которая получила название Сухаревой. Считается, что таким образом государь выразил признательность верному полковнику. Свое оборонительное значение Сухарева башня вскоре утратила, и в 1700 году в ней разместили Навигацкую школу. Именно в это время здесь впервые появился граф Яков Вилимович Брюс, чье имя с тех пор неразрывно связано с историей башни.

 

 

 

 

Шутили, что когда кто-ниудь умирал, то до прихода гробовщика  приходил Алексей Михайлович за вещами покойного…

 

 

 

«А.А. Бахрушин худой, высокий, немного сутулый, с подслеповатыми глазами, в пенсне, которое он постоянно поправлял рукой, [говорил] густым, придавленным баском, [у него была] простая образная русская речь, иногда приправленная словечками, не подходящими к салону. А.А. Бахрушин [находился под властью] своего жесткого папаши и, несомненно, унаследовал от отца известную скупость и чисто купеческие замашки. На первых шагах своей самостоятельной жизни он был очень стеснен в деньгах. К музейному собирательству он, интересовавшийся всегда театром, подошел как-то случайно и очень робко. Непреклонная энергия, выдержка сделали из него упорного собирателя.

Доброму вору все в пору

Как мы упоминали в самом начале истории, началом коллекции Алексея Бахрушина, посвященной театру, стало пари. Войдя во вкус, Алексей Александрович стал собирать буквально все: афиши и программки, костюмы и маски, автографы и фотографии, личные вещи актеров.

 В поисках вожделенных предметов Бахрушин регулярно совершал обход антикварных лавок, навещал старьевщиков на Сухаревском рынке и, будучи за границей, непременно привозил для своего собрания что-то новенькое. Сами актеры часто дарили увлеченному коллекционеру интересные вещицы, которые тот принимал с благодарностью.

 

«Доброму вору все в пору. Там разберемся!» — любил говаривать Алексей Бахрушин,принимая в подарок очередной раритет. За каких-то четыре года Алексей Бахрушин составил собрание, которое не стыдно было презентовать московской театральной общественности. Коллекция первый раз была показана узкому кругу друзей и близких Бахрушина 30 мая 1894 года, а уже 29 октября того же года стала доступна широкой публике. С этого дня начинается биография первого московского литературно-театрального музея. И по сей день Театральный музей расположен в особняке Бахрушина на бывшей Лужнецкой, а нынче Бахрушинской улице, и носит имя своего основателя.
Он не довольствовался тем, что предлагали торговцы или другие собиратели раритетов. «Коллекционировать только через антикваров, — говорил он, — не выискивая самому, не интересуясь глубоко, — занятие пустое, неинтересное, а если собирать старину, то только при условии глубокого личного интереса к ней». Таким личным глубоким интересом к реликвиям театральной жизни Бахрушин обладал в самой высокой мере.

 

В декоре всех интерьеров дома есть изображения чертополоха. Александр Александрович хотел получить дворянство для своей семьи, и возможно именно его хотел видеть на своем гербе. На портале западного фасада над парадным входом — целый букет из чертополоха. Шотландскими цветами были украшены и парадный вестибюль, и граненая столовая, и гостиная и фриз.

Но дворянство он получить не успел, остался купцом, хотя был гласным городской думы и почетным московским гражданином. Он присутствовал на коронации Николая II, у него были личные встречи с императором. Бахрушин часто приезжал в Санкт-Петербург, решая дела передачи музея государству, потому что Москва, кстати говоря, не очень хотела брать его коллекцию, понимая, что театр — история сложная, синтетическая.

 

 

В 1894 году Алексей Александрович открыл свой музей для широкой публики.

Регулярных экскурсий не было, но тем не менее каждую субботу проходили так называемые «Бахрушинские субботы»

Госта привозили подарки и реликвии, шли бурные обсуждения, часа в 2 ночи подавался лёгкий ужин, а под утро все гости разъезжались.

Таким образом пополнялась коллекция Бахрушина.

 


В драматическом разделе находилась, кроме того, изумительная по богатству портретная галерея: здесь рисунки, гравюры, литографии, живописные и скульптурные произведения, большая коллекция фотографий, причем не только отдельные портреты актеров, но и большое число запечатленных фотографами сцен из спектаклей.

 

В выставочном зале все экскурсии начинаются с портрета Федора Волкова, который создал постоянный русский театр и считается его основателем. В коллекции есть официальный Указ 1758 года Елизаветы II о создании первого государственного театра. Также есть настоящая дворянская грамота, которую он получил от царицы Екатерины II.

 

 

В 1901 году Московская Городская Дума приняла решение построить десять народных театров на окраинах города. Первым таким театром стал Введенский народный дом, построенный в 1902 году на Площади Журавлева. С 1906 года его бессменным попечителем был Алексей Александрович Бахрушин.


 

 

Площадь Журавлёва

 

Балерина Анна Павлова

 

По семейному преданию, дальний предок Бахрушиных, татарин из Касимова, поселился в Зарайске Рязанской губернии в конце XVI в. Приняв православие, он получил фамилию Бахрушин – по мусульманскому имени отца – Бахруш. Его потомки прожили в Зарайске два с лишним столетия.

 

Поэтому, прибыв в Первопрестольную, они неслучайно осели в ее юго- восточной части: сначала в Заяузье, а вскоре в Замоскворечье, где одна из слобод называлась Кожевники.

 

 

Александр Алексеевич Бахрушин отец коллекционера

С его именем связано создание театра Корша в Москве

Сегодня – это театр Маяковского на Большой Никитской

Версаль на Зацепе – будущий литературно-театральный музей

 Акварель аритектора Гиппиуса

 

Алексей Бахрушин начал коллекционировать предметы, связанные с театральным искусством… на спор! В 1890 году между ним и купцом Купреяновым было заключено пари: кто за месяц соберет больше предметов, имеющих отношение к истории русского театра, тот и молодец. Пари выиграл Алексей Бахрушин, и с тех коллекционирование театральных раритетов стало смыслом его жизни.

 

 

Источник семейного богатства

Родовое дерево семьи Бахрушиных выросло на землях Рязанской губернии. Предания гласили, что первый христианин в семье при крещении взял себе фамилию по имени отца-мусульманина, которого звали Бахруш. Начиная с 16 века предки семьи жили в Зарайске. Только в 1821 году Алексей Федорович Бахрушин, который считается основателем династии, загрузил скарбом единственную подводу и перевез семью в Москву, в Кожевники. Здесь он купил маленькое кожевенное производство, которое к 1834 году превратилось в завод, а год спустя его хозяин был занесен в списки московского купечества.

 

Бабушка и дедушка А.А.Бахрушина Алексей Фёдорович и Наталья Ивановна


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.