Память 5 / 18 ноября, 5 / 18 апреля (убиение), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Соборе новомучеников и исповедников Соловецких — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Память 5 / 18 ноября, 5 / 18 апреля (убиение), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Соборе новомучеников и исповедников Соловецких

2019-05-26 132
Память 5 / 18 ноября, 5 / 18 апреля (убиение), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Соборе новомучеников и исповедников Соловецких 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Родился 6 / 18 декабря 1875 года в городе Аренсбурге (ныне г. Курессааре) Эстляндской[331] губернии в семье священника.

В 1887 г. Николай окончил немецкую гимназию в г. Юрьеве (ныне г. Тарту)

В 1888 году отец Адам Симо был назначен в эстонский приход, открывшийся при Андреевском соборе в Кронштадте.

В 1887 году Николай поступил в Рижское духовное училище, окончив которое в 1891 году по первому разряду, продолжил образование в Рижской духовной семинарии; в 1894 году отец перевел его в Санкт-Петербургскую духовную семинарию.

Окончив семинарию в 1897 году, Николай обвенчался с девицей Лидией, дочерью священника Павла Панова.

23 ноября / 6 декабря 1897 года был рукоположен во священника к Андреевскому собору в Кронштадте на место отца, переведенного в это время служить в эстонский приход при гатчинском Павловском соборе.

В штате собора о. Николай не состоял, а служил приписным священником, что являлось для него немалым испытанием и настоящей школой смирения. Дело в том, что, будучи приписным священником, да еще эстонской национальности, он находился в Андреевском соборе на положении бесправного клирика и претерпевал различные и постоянные унижения от своих собратий. Полноправное, штатное духовенство относилось к нему высокомерно, иногда даже презрительно, называя "чухной". Служить давали только по воскресным дням, час с небольшим, между ранней и поздней литургией. Во время службы обыкновенно подметали собор, приготавливая его к поздней литургии, не обращая внимания на эстонскую службу. Никому не отказывавший, о.Николай днем и ночью ходил по квартирам кронштадтских верующих, выполняя те или иные требы, что вызывало недовольство других членов причта. Нелегко было служить и все время испытывать недоброжелательство "собратий", которые были недовольны тем, что к их церкви был приписан бедный эстонский приход.

Неблагоприятные обстоятельства, в которых оказался священник со своей эстонской паствой, привели его к мысли о необходимости постройки отдельной церкви для живших в Кронштадте православных эстонцев, а их там было в то время около восьмисот человек. Шансов на успех у малоимущего и бесправного прихода не было никаких, но молодой пастырь имел необходимую для этого дела веру, дерзновенность, настойчивость и рассудительность.

В 1902 году владельцы здания бывшей англиканской церкви решили продать его вместе с садом и домом, но с условием, чтобы оно использовалось под храм, и для исполнившего это условие делалась уступка в цене. Кронштадтский купец и благотворитель Николай Андреевич Туркин решил купить это здание для православного эстонского прихода. Духовенство Андреевского собора оказало энергичное противодействие этому предприятию, выказав незаинтересованность в появлении в непосредственной близости от собора второго храма, и обратилось за поддержкой к отцу Иоанну Кронштадтскому, но тот не поддержал своекорыстных соборян, и 4 / 17 июля 1902 года здание было продано купцу Николаю Туркину, и 7 / 20 июля того же года он передал его эстонскому приходу.

1 / 14 декабря 1902 года отец Иоанн Кронштадтский освятил храм в честь Воздвижения Креста Господня. Литургию после освящения отец Иоанн служил в сослужении девяти священников и пяти диаконов, богослужение совершалось на русском и эстонском языках.

Став настоятелем Крестовоздвиженского храма, отец Николай целиком посвятил себя служению пастве и по примеру отца Иоанна Кронштадтского стал совершать богослужения ежедневно, что не понравилось духовенству Андреевского собора, и оно пожаловалось на это кронштадтскому пастырю. И отец Иоанн спросил как-то отца Николая, правда ли, что он совершает богослужения ежедневно. Услышав, что это правда, отец Иоанн пожелал, чтобы священник и дальше также ревновал о службе Божией.

Кроме богослужений, отец Николай преподавал Закон Божий в Кронштадтской школе при таможне, в эстонской церковноприходской школе, будучи одновременно ее руководителем, а также он был руководителем Кронштадтского отделения Александро-Невского Общества трезвости и членом комитета кронштадтского Попечительства о народной трезвости.

В 1910 году скончалась супруга священника, и на его попечении осталось трое детей от трех до семи лет.

Отец Николай шел путем ревнителя Православия, и его служение стало со временем вызывать все большее уважение кронштадтских прихожан, и уже не только эстонцев, но и русских.

В 1917 году скончался один из священников Андреевского собора, и возникла необходимость заместить

вакантное место. В это время стало практиковаться, по примеру древности, назначение священников по избранию прихожан с последующим подтверждением выбора епархиальным архиереем. Для избрания были предложены кандидатуры трех священников. В голосовании участвовало 385 прихожан, за кандидатуру отца Николая проголосовало 317 прихожан.

«Священник Николай Симо известен в Кронштадте как добрый и скромный пастырь, и результат голосования показал, что симпатии прихожан Андреевского собора на его стороне»[332], – писал о нем благочинный, протоиерей Григорий Поспелов.

13 / 26 декабря 1917 года о. Николай назначен священником Андреевского собора.

В 1919 году был возведен в сан протоиерея.

В марте 1921 года был арестован по подозрению в участии в Кронштадтском восстании, но через две недели освобожден, за невозможностью найти в его деятельности состава преступления.

В 1923 году, в связи со смертью настоятеля, о. Николай был назначен настоятелем Андреевского собора.

При попытке захвата церковной власти обновленцами, протоиерей Николай показал себя активным противником этого движения. В то время было устроено заседание двадцатки Андреевского собора, посвященное обновленческому движению. Выступивший на нем отец Николай заявил, что обновленческое течение, равно как и живоцерковники, является еретическим, и показал это на примере введения в обновленческих группах новых правил, нарушающих церковные каноны, как например двубрачие духовенства. Когда из Петрограда приехал представитель обновленцев с предложением устроить общее собрание двадцаток и духовенства всех кронштадтских приходов, протоиерей Николай и духовенство Андреевского собора заявили, что на собрание, устраиваемое священником-живоцерковником, они не пойдут. На вопрос настоятеля Владимирской церкви, как относиться к устраиваемому обновленцем собранию, протоиерей Николай ответил, что священники Андреевского собора за обновленцами не пойдут, на что тот заметил, что в этом случае их могут арестовать гражданские власти. «И пусть арестовывают, у меня котомки уже готовы», – сказал отец Николай.

13 или 14 октября (праздник Покрова) 1930 года прот. Николай был арестован. По делу было привлечено шестьдесят четыре человека, почитателей отца Иоанна Кронштадтского и ревнителей монархии, с центром в Андреевском соборе, который, по мнению властей, стал центром контрреволюционной деятельности духовенства. Протоиерей Николай не стал давать сведений, интересующих ОГПУ, но следователи продолжали настаивать, и в конце концов священник заявил: «Отказываюсь от всяких дальнейших показаний…»

В то время, когда отец Николай уже находился под следствием, ОГПУ стало арестовывать тех, кто был не согласен с декларацией митрополита Сергия (Страгородского), кто усмотрел в ней недостойное Предстоятеля Церкви лицемерие; для простоты действий следствие объединило их во «всесоюзную контрреволюционную организацию “истинно-православные”». Одно из таких следственных дел было создано Ленинградским ОГПУ. 14 февраля 1931 года к этому делу были присоединены дела протоиерея Николая Симо и некоторых других священников и мирян Кронштадта. Протоиерей Николай не изменил своей позиции во время нового следствия и отказался давать какие бы то ни было сведения сотрудникам ОГПУ.

Из обвинительного заключения:  «Руководителями… центра являлись крайне монархические элементы, в прошлом ближайшие сподвижники самого Иоанна Кронштадтского, люди, которые путем открытой пропаганды вели бешеную антисоветскую агитацию с целью подрыва и свержения советской власти… Во главе этой организации стоял священник Андреевского собора Николай Симо, который при жизни Иоанна Кронштадтского вел монархическую погромную работу"

"Симо обвиняется в том, что, будучи ближайшим сподвижником о.Иоанна Кронштадтского и руководителем "иоаннитов", привлекал к себе фанатичные, изуверские, черносотенные элементы и через них вел борьбу с Соввластью, противодействуя всем советским начинаниям. Прикрывая свою контрреволюционную деятельность толкованиями из книг Священного Писания о близком пришествии антихриста и скорой гибели мира, вел работу в духе контрреволюционной организации "истинно-православные"».

15 февраля 1931 года Коллегией ОГПУ о. Николай был приговорен к 10 годам "исправительно-трудовых лагерей" и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения.

16 марта был арестован в лагере сразу после прибытия и этапирован в Ленинград.

13 апреля 1931 года был приговорен к расстрелу Коллегией ОГПУ по обвинению в "контрреволюционной деятельности".

Расстрелян 18 апреля 1931 года в Ленинграде, погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания определением Священного Синода от 22 февраля 2001 г.

Литература

  • Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск 24. Свящ. Владислав Кумыш. Священномученик Николай Симо, пресвитер Кронштадтский. С. 123-130.
  • Иеромонах Нестор (Кумыш). Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2003. С.127-144.
  • УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-77463.
  • Определение Священного Синода от 22 февраля 2001 года// ЖМП. 2001. N 3.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.13.
  • Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. С.13.
  • Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. С.164,319.
  • Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.56,325.

Использованные материалы

  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель». Тверь. 2006. С. 41-46
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...368
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века".
    • http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ...XQ*

О дне сем.

Паремия на 6 часе. Книга пророка Исаии (Глава 65): 1Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. "Вот Я! вот Я!" - говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим.

2Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям,- 3к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках, 4сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него; 5который говорит: "остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя". Они - дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день.

6Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их 7беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их.

8 Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: "не повреди ее, ибо в ней благословение"; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить.

9 И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там.

10 И будет Сарон [333] пастбищем для овец и долина Ахор [334] - местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня.

11 А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени [335] ,- 12вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне.

13 Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; 14рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа.

15 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, 16которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины,- потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.

17Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце.

18А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим весельем и народ

его радостью.

19И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля.

20Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем.

21И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их.

22Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих.

23Не будут трудиться напрасно и рождать детей на го́ре; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними.

24И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу.

25Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь.

Обличение народа еврейского и слова о некоем Избранном народе, который будет призван вместо «народа непокорного» (тех же евреев), который постоянно презирал заповеди Бога своего и имя которого, по слову текста, будет оставлено новому народу, который будет чтить Бога. Этим народом стали христиане, призванные со всех концов земли из народов, не знавших Бога и «не вопрошавших» о Нем… Эти слова ветхозаветного пророчества должны нас с вами подвигать к бдительности, дабы обличения, адресованные «народу непокорному», не оказались относящимися и к нам….

Паремии на вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Глава 46): 1 И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака.

2 И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я.

3 Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; 4Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои. 5Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его.

6 И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет,- Иаков и весь род его с ним.

7 Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет.

8Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья его. Первенец Иакова Рувим.

9Сыны Рувима: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми.

10Сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул, сын Хананеянки.

11Сыны Левия: Гирсон, Кааф и Мерари.

12Сыны Иуды: Ир и Онан, и Шела, и Фарес, и Зара; но Ир и Онан умерли в земле Ханаанской. Сыны Фареса были: Есром и Хамул.

13Сыны Иссахара: Фола и Фува, Иов и Шимрон.

14Сыны Завулона: Серед и Елон, и Иахлеил.

15Это сыны Лии, которых она родила Иакову в Месопотамии, и Дину, дочь его. Всех душ сынов его и дочерей его - тридцать три.

16Сыны Гада: Цифион и Хагги, Шуни и Эцбон, Ери и Ароди и Арели.

17Сыны Асира: Имна и Ишва, и Ишви, и Бриа, и Серах, сестра их. Сыны Брии: Хевер и Малхиил.

18Это сыны Зелфы, которую Лаван дал Лии, дочери своей; она родила их Иакову шестнадцать душ.

19Сыны Рахили, жены Иакова: Иосиф и Вениамин.

20И родились у Иосифа в земле Египетской Манассия и Ефрем, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского.

21Сыны Вениамина: Бела и Бехер и Ашбел; [сыны Белы были:] Гера и Нааман, Эхи и Рош, Муппим и Хуппим и Ард.

22Это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ.

23Сын Дана: Хушим.

24Сыны Неффалима: Иахцеил и Гуни, и Иецер, и Шиллем.

25Это сыны Валлы, которую дал Лаван дочери своей Рахили; она родила их Иакову всего семь душ.

26Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ.

27Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, перешедших [с Иаковом] в Египет, семьдесят [пять].

28Иуду послал он пред собою к Иосифу, чтобы он указал путь в Гесем[336]. И пришли в землю Гесем.

29Иосиф запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем, и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его.

30И сказал Израиль Иосифу: умру я теперь, увидев лице твое, ибо ты еще жив.

31И сказал Иосиф братьям своим и дому отца своего: я пойду, извещу фараона и скажу ему: братья мои и дом

отца моего, которые были в земле Ханаанской, пришли ко мне; 32эти люди пастухи овец, ибо скотоводы они; и мелкий и крупный скот свой, и все, что у них, привели они.

33Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше?

34то вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец.

Род Иосифа – отец и все семейство его, вместе с семьями детей (что для патриархального общества было нормально – всем жить вместе) отправляются в Египет, где род его пробудет несколько веков и откуда впоследствии выйдут, ибо египтяне забудут Иосифа, спасшего их от голодной смерти и начнут угнетать «понаехавших» евреев, которые в Израиле сильно размножились. Характерно, что Иосиф, которого братья едва не убили, но в последний момент «всего лишь» продали в Египет, не воздает злом за зло, но дает приют им всем и гарантирует безбедное существование. Многие ли из нас способны на такое великодушие? Не предпочел ли каждый из нас отомстить обидчику, а не прощать его? Но Писание учит нас обратному, ведь мы сами согрешаем пред Богом, однако себе мы просим милости, а не возмездия. Почему бы не желать того же и ближним?

Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Главы 23 и 24): 15 Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; 16и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое.

17 Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; 18потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.

19 Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.

20 Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: 21потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.

22 Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.

23 Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.

24 Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.

25 Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.

26 Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои, 27потому что блудница - глубокая пропасть, и чужая жена - тесный колодезь; 28она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.

29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?

30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.

31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: 32впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; 33глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, 34и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.

35 [И скажешь:] "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же".

Глава 24.

1 Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними, 2потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

3 Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, 4и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.

5 Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.

Не завидуй грешникам. На деле, хоть здесь и содержится много обещаний благополучия и богатства для праведников, но на деле люди, желающие угождать Богу, чаще всего, жили в бедности, чем в богатстве, часто терпя поношения и даже гонения от сильных мира сего, для которых богоугодная жизнь этих людей была, как кость в горле. Но созерцания их благополучия рождает зависть, а зависть – озлобление, а озлобление может подвигнуть на любые поступки….. Но если грешник на земле и благоденствует, то даже не получив воздаяние здесь, за гробом он все равно ответит за все. А завидующий – согрешает….

Пятница 19 апреля.

И вот, наступает этот день. В чем его особенность? На первый взгляд, обычный будний день Великого поста. Но, на деле, день этот – особый. Это 40 день Великого поста, то есть, последний день Святой Четыредесятницы. Эти сорок дней мы призывались посвятить укрощению страстей, греховных влечений внутри себя. С завтрашнего же дня наступают особые дни, посвященные воспоминанию Крестного пути Христова. Поэтому, например, Устав предписывает после отпуста изобразительных на службе этого дня совершать трезвон. Мы в этот день можем подвести некие итоги тому, как мы совершали этот пост. Прошел ли он для нас с пользой или же был просто диетой. Боролись ли мы со страстями нашими или потакали им, как это происходит обычно. Фактически Великий пост продолжается, но наш собственный пост фактически отходит на второй план, на нем внимание больше не акцентируется. Отныне мы призываемся к воспоминанию Страстей Христовых, чтобы вслед за этим встретить Светлое Христово Воскресение. Какими мы войдем в эти Святые дни?! Это зависит от того, как мы соблюдали этот пост. Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою!

И праздники дня.

И снова на один день приходится довольно большое число праздников. В этот день отмечается память

равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского, одного из двух братьев, просветителей славян. Их память неразрывна, а потому ниже будет помещена статья об обоих святых. Будет рассказано также и о других святых дня. Также в этот день чтится память мучеников Иеремия и Архилия (Алхимия) пресвитера, о которых известно лишь, что они пострадали в III веке.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.