Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Ноу впо «институт управления»

2018-01-30 150
Ноу впо «институт управления» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

НОУ ВПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом

ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ

«__»___________2010 г.

 

 

ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

 

«СОЦИОЛОГИЯ»

 

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

030501 «Юриспруденция»

080105 «Финансы и кредит»

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

080507 «Менеджмент организации»

080801 «Прикладная информатика (в экономике)»

 

Архангельск.

 

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСУЖДЕНИЯ СОГЛАСОВАНИЯ

И УТВЕРЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

 

 

Программа составлена старшим преподавателем кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Максимовым А.М. в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 17 марта 2000 г. по соответствующим специальностям

 

 

ПРОГРАММА:

 

Одобрена на заседании кафедры

Гуманитарных и социальных дисциплин

Протокол № 5 от 14.01. 2010 г.

Зав. кафедрой проф._______________Чуракова О.В.

Согласована с кафедрами:

Финансов и кредита

Протокол № __ от _____________ 2010 г.

Зав. кафедрой _________________Жура С.Е.

 

Информационных технологий

Протокол № __ от _____________ 2010 г.

Зав. кафедрой _________________Горяшин Ю.В.

 

Рекомендована к изданию научно-методическим советом МИУ.

Протокол № от «__»____________2010 г.

Председатель научно-методического совета проф. А.Н. Ежов


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель изучения дисциплины

Основной целью изучения дисциплины «социология» является формирование у студентов базовых представлений об обществе и происходящих в нем процессах на основе ознакомления с достижениями мировой и отечественной социологической науки.

2. Задачи изучения дисциплины

В ходе преподавания дисциплины «социология» предполагается решение следующих задач:

1) формирование у студентов базовых представлений об обществе и социальных отношениях, а также о предмете социологии и структуре социологического знания;

2) формирование у студентов знаний о классических и современных социологических теориях;

3) овладение студентами социологической терминологией;

4) ознакомление студентов с основными теоретическими проблемами в современной социологии;

5) формирование знаний и навыков, позволяющих студентам применять на практике простейшие методы социологических исследований.

 

Место курса в системе гуманитарного знания

Наряду с другими дисциплинами социально-гуманитарного блока (история, философия, политология, культурология) социология выступает важным элементом в системе подготовки специалистов с высшим образованием. Изучение социологии студентами базируется на имеющихся у них знаниях по отечественной и всеобщей истории, философии. Знания, приобретаемые студентами в результате изучения дисциплины, позволяют им ориентироваться в повседневных социальных отношениях и глобальных социальных процессах. Тем самым, социологические знания способствуют более глубокому пониманию содержания остальных дисциплин социально-гуманитарного цикла.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате освоения курса дисциплины студент должен:

1) знать

- предмет и методы социологической науки, ее роль в обществе;

- историю зарубежной и отечественной социологической мысли и основные социологические теории современности;

- основные понятия, используемые в социологии;

- ключевые теоретические проблемы современной социологии, такие как: сущность и функции социальных институтов; стратификация, социальное неравенство и мобильность; причины и факторы социальных изменений; типы социальных общностей и групп и их особенности; социальный контроль и отклоняющееся поведение; социальные взаимодействия между людьми;

- место и роль личности в обществе, особенности взаимоотношений личности и социальной среды;

- содержание глобальных процессов современности и их влияние на российское общество;

- специфику социальной структуры и социальных процессов в России рубежа XX_XXI веков;

2) уметь

- оперировать основными категориями социологической науки;

- характеризовать важнейшие социальные феномены современности;

- самостоятельно работать с различными источниками информации по социологической тематике, свободно излагать их содержание;

- применять на практике простейшие методы социологических исследований.

 


II. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

 

Примерный тематический план для студентов по специальности

Юриспруденция»

 

  Наименование раздела/темы курса   Бюджет учебного времени, ч.
Лекции Семинары СРС*
Тема 1. Социология как наука. Предмет и структура социологии   -  
Тема 2. История становления и развития социологии   -  
Тема 3. Основные школы и направления в современной социологии   -  
Тема 4. Развитие социологической мысли в России   -  
Тема 5. Общество как социальная система. Социальные институты   -  
Тема 6. Социальные общности и социальные группы   -  
Тема 7. Социальная стратификация и социальная мобильность   -  
Тема 8. Мировое сообщество и процессы глобализации -    
Тема 9. Социальные изменения -    
Тема 10. Социальное действие. Социальные взаимодействия -    
Тема 11. Личность и общество   -  
Тема 12. Социальный контроль и отклоняющееся поведение -    
Тема 13. Методы социологических исследований   -  
Тема 14. Современное российское общество. Социальные проблемы современной России - -  
ИТОГО:      
   

Примерный тематический план для студентов по специальностям

Финансы и кредит»,

 

  Наименование раздела/темы курса   Бюджет учебного времени, ч.
Лекции Семинары СРС*
Тема 1. Социология как наука. Предмет и структура социологии   - -
Тема 2. История становления и развития социологии   - -
Тема 3. Основные школы и направления в современной социологии   - -
Тема 4. Развитие социологической мысли в России -    
Тема 5. Общество как социальная система. Социальные институты   - -
Тема 6. Социальные общности и социальные группы   -  
Тема 7. Социальная стратификация и социальная мобильность   -  
Тема 8. Мировое сообщество и процессы глобализации -    
Тема 9. Социальные изменения -    
Тема 10. Социальное действие. Социальные взаимодействия -    
Тема 11. Личность и общество -    
Тема 12. Социальный контроль и отклоняющееся поведение -    
Тема 13. Методы социологических исследований   - -
Тема 14. Современное российское общество. Социальные проблемы современной России -    
ИТОГО:      
   

 


Примерный тематический план для студентов по специальностям

Менеджмент организации»

  Наименование раздела/темы курса   Бюджет учебного времени, ч.
Лекции Семинары СРС*
Тема 1. Социология как наука. Предмет и структура социологии   - -
Тема 2. История становления и развития социологии   - -
Тема 3. Основные школы и направления в современной социологии   - -
Тема 4. Развитие социологической мысли в России -    
Тема 5. Общество как социальная система. Социальные институты   - -
Тема 6. Социальные общности и социальные группы   -  
Тема 7. Социальная стратификация и социальная мобильность   -  
Тема 8. Мировое сообщество и процессы глобализации -    
Тема 9. Социальные изменения -    
Тема 10. Социальное действие. Социальные взаимодействия -    
Тема 11. Личность и общество   -  
Тема 12. Социальный контроль и отклоняющееся поведение -    
Тема 13. Методы социологических исследований   -  
Тема 14. Современное российское общество. Социальные проблемы современной России -    
ИТОГО:      
   

 


Примерный тематический план для студентов по специальности

III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ/ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»

1. Социология как наука. Предмет социологии и структура социологического знания. Место социологии в системе общественных наук.

2. Возникновение социологии как науки. Позитивизм. Социологические воззрения О. Конта и Г. Спенсера.

3. Социологические взгляды Э. Дюркгейма и М. Вебера.

4. Социологические идеи К. Маркса.

5. Структурно-функциональный подход в социологии.

6. Теории социального конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер).

7. Микросоциологические теории: феноменологическая социология А. Шюца, символический интеракционизм Дж. Мида, этнометодология Г. Гарфинкеля.

8. Основные социологические школы в дореволюционной России.

9. Социологическая теория П. А. Сорокина.

10. Понятие социальной системы. Типы социальных систем.

11. Понятие социального института. Институционализация общественных отношений.

12. Политические и экономические институты общества.

13. Культурные институты общества.

14. Семья как социальный институт.

15. Социальная структура общества. Виды и характеристика больших социальных групп.

16. Социальная стратификация. Типы социальной стратификации.

17. Социальное неравенство как общественная проблема и пути ее решения.

18. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

19. Мировая социальная система: понятие, структура, этапы формирования.

20. Глобализация и ее последствия для современного мирового сообщества.

21. Малые социальные группы как объект изучения в социологии. Структура и динамика малых групп.

22. Понятие, структура и типология социального действия.

23. Социальное взаимодействие: основные теоретические подходы.

24. Этническая социология. Этнос как специфическая социальная общность.

25. Социальные изменения. Циклические и линейные теории социальных изменений.

26. Общественный прогресс. Критерии прогресса.

27. Социальные движения: понятие, типы. Роль социальных движений в трансформации общества.

28. Социологическое понимание личности. Теории личности в современной социологии.

29. Социализация индивида. Понятие, механизм, стадии и агенты социализации.

30. Социальный статус и социальная роль.

31. Социология девиантного поведения. Виды девиаций. Причины девиантного поведения.

32. Социальный контроль и его формы.

33. Методы социологических исследований.

34. Социальная структура и социальные процессы в современной России.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В каждом вопросе теста необходимо выбрать только один вариант ответа.

1. Социология – это наука:

а) об обществе, его строении и законах развития;

б) о закономерностях человеческого поведения;

в) о взаимоотношениях государства и общественности.

 

2. Теоретические построения, находящиеся между теоретической и эмпирической социологией, это:

а) общесоциологические теории;

б) теории среднего уровня;

в) эмпирические обобщения.

 

3. Этого человека считают основателем социологии:

а) Аристотель;

б) О. Конт;

в) Э. Дюркгейм;

г) М. Вебер.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература

  1. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1996.
  2. Антология русской классической социологии / Под ред. Д.С. Клементьева, Л.Н. Панковой. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. М.: Гардарики, 2001.
  4. Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В.А. Ядов; общ. ред. Л.С. Гурьевой, Л.Н. Посилевича. М., 1999.
  5. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX – XX вв. М., 1995.
  6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник для студентов вузов. М.: ИНФРА-М, 2007.
  7. Иванов Д.В. Социология. Теория и история: учеб. пособие для студентов вузов. СПб: Питер, 2006.
  8. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Осипов. М., 2001.
  9. Курбатов В.И. Современная западная социология: Учеб. пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 2001.
  10. Немировский В.Г. История социологии. М.: Владос, 2005.
  11. Немировский В.Г. Общая социология: Учеб. пособие. Ростов-н/Д., 2004.
  12. Радугин А.А. Социология: курс лекций. М.: Центр, 2001.
  13. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1998.
  14. Совин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. М., 2002.
  15. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 2000.
  16. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998.
  17. Тощенко Ж.Г. Социология. Общий курс: учебник для вузов. М., 2000.
  18. Фролов С.С. Социология: Учеб. для студентов вузов. М.: Гардарики, 2002.

 

Дополнительная литература

 

Тема 1.

Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 1994.

Российская социологическая энциклопедия / Под общей ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

Тернер Дж. Структура социологической теории / Пер. с англ. М., 1991.

Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. Вводный курс / Пер. с англ. М., 1998.

 

Тема 2.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с франц. М.: Наука, 1991.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 13.

Спенсер Г. Принципы социологии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М., 1998.

Тема 3.

Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб: Питер, 2007.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс, 1994, № 5.

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Пер. с англ. М.: АСТ, 2006.

Миллс Ч.Р. Социологическое воображение / Пер. с англ. М.: Стратегия, 1998.

Парсонс Т. Система современных обществ: Пер с англ. М.: Аспект Пресс, 1998.

Тема 4.

Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. М., 2000.

Новикова С.С. История развития социологии в России. Учебное пособие. М., 1996.

Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века) / Под ред. Е.И. Кукушкиной. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2004.

Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ. В.В. Сапова. СПб, 2000.

 

Тема 5.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3-х т. Т.З: Социальные институты и процессы. М., 2000.

Луман Н. Общество как социальная система / Пер. с нем. А. Антоновского. М.: Логос, 2004.

Парсонс Т. Система современных обществ: Пер с англ. М.: Аспект Пресс, 1998.

Теория и история экономических и социальных институтов и систем: альманах / ред.: А.В. Полетаев (гл. ред.) и др. М.: THESIS, 1994.

 

Тема 6-7.

Антипина Г.С. Теоретико-методологические про­блемы исследования малых социальных групп. Л., 1982.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 2: Социальная стратификация и мобильность. М., 2000.

Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Наука, 1995.

Руткевич М.Н. Социальная структура. М., 2004.

Яковлев А.М. Социальная структура общества. Учебник. М., 2003.

 

Тема 8.

Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / пер. с англ. М.Л. Коробочкина. М.: Весь мир, 2004.

Глобализация и Россия: сборник научных статей / под общ. ред. В. А. Михайлова. М.: Изд-во РАГС, 2007.

Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1994.

Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учеб. пособие для вузов. М., 1994.

Сорос Дж. Заметки о глобализации / пер. В. Дедкова; ред.: А. Щербаков. М., 2002.

Тема 9.

Здравомыслова Е. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб.: Наука, 1993.

Нисбет Р. Прогресс: история идеи / пер. с англ. М.: ИРИСЭН, 2007.

Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алетейя, 2002.

Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ.; под ред. В.А. Ядова. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразования обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект пресс, 1999.

 

Тема 10.

Вебер М. Основные социологические понятия / Пер. с нем. М. И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.

Лебон Г. Психология народов и масс / пер. с франц. М., 2008

Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. А.М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999.

Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. М.: Академический Проект, 2001.

Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я. СПб., 2009.

Хоманс Дж.К. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. М.: Изд-во Московского университета, 1984.

Тема 11.

Артемьев А.И. Социология личности. М., 2001.

Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Сост. Е.И. Кравченко. Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

Личностно-ориентированная социология. М.: Академический Проект, 2004.

Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. А.М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999.

Наумова Н.Ф. Философия и социология личности. М., 2006.

Спасибенко С.Г. Социология человека // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5.

Фрейд 3. Психология бессознательного. СПб.: Питер принт, 2003

Тема 12.

Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб, 1993.

Девиантность и социальный контроль в России (ΧΙΧ-ХХ вв.). Тенденции и социологическое осмысление / Ответ. ред. Я.И. Гилинский. СПб, 2000.

Девиантология: хрестоматия / под ред. Ю. А. Клейберга. СПб., 2007.

Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1995.

Рудакова И.А. Девиантное поведение: учебное пособие. Ростов-н/Д. Феникс, 2005.

Тема 13.

Белановский С.А. Глубокое интервью. М.: Никколо-М, 2001.

Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Изд-во Магистр, 1996.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.

Кокрен У. Методы выборочного исследования. М.: Статистика, 1976.

Методы сбора информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1990.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.

 

Тема 14.

Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М., 2000.

Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. №2.

Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. М., 1999.

Социальная политика: учебник / под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2005.

Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. М., 2000.

Шкаратан О.И. и др. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России. М., 2009.

НОУ ВПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом

ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ

«__»___________2010 г.

 

 

ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

 

«СОЦИОЛОГИЯ»

 

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

030501 «Юриспруденция»

080105 «Финансы и кредит»

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

080507 «Менеджмент организации»

080801 «Прикладная информатика (в экономике)»

 

Архангельск.

 

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСУЖДЕНИЯ СОГЛАСОВАНИЯ


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.