Основные составляющие системы менеджмента — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основные составляющие системы менеджмента

2018-01-30 235
Основные составляющие системы менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В общем виде менеджмент рассматривается как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта менеджмента, а другой - в позиции объекта менеджмента.

Субъект менеджмента - звено системы управления, которая управляет, осуществляет целенаправленное действие на другие элементы системы управления. В качестве субъекта менеджмента может выступать как должностное лицо, в частности, директор предприятия, начальник цеха, начальник отдела и т. п, так и органы управления, например, министерство.

Объект менеджмента - орган, который воспринимает действия со стороны субъекта менеджмента, получая импульсы, команды управления и действует в соответствии с ними. В качестве объекта менеджмента выступают, в частности, работник, трудовой коллектив, ресурсы, информация. К числу объектов управления экономикой входят такие управляемые объекты, как производители, потребители, средства производства, экономические ресурсы, а также экономические процессы производства, распределения, обмена, потребления, экономические отношения между людьми, коллективами, организациями, учреждениями.

В своем единстве суб’ объект и объект менеджмента образуют его систему.

Система менеджмента - это единство субъекта и объекта менеджмента, что достигается в сложных социальных системах в результате не только саморегулирования, но и целенаправленного воздействия объекта менеджмента на субъект. Качество этого влияния, прежде всего, зависит от таких факторов, как менеджерские и организационные отношения, содержание менеджерской и организационной деятельности; целесообразность действий субъекта менеджмента, его главных составляющих (органов управления, социальных организаций в целом, отдельных руководителей), которые осуществляют менеджерскую и организационную работу, принимают менеджерские решения и добиваются того или иного управленческого результата.

Наука менеджмента в процессе своего формирования и развития использует и базируется на системе категорий и понятий, которые описывают явления и процессы управления предприятиями.

Категории менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи) в процессах и структурах управления организацией.

К основным категориям менеджмента относятся: цель, менеджмент, организация, объект и субъект менеджмента, функции, методы и принципы менеджмента, планирование, организация, мотивация, контроль как функции менеджмента и другие.

 

 

Методы менеджмента

Все методы менеджмента диалектически связаны с функциями менеджмента, поскольку основной задачей функций менеджмента как видов управленческой деятельности является формирование методов менеджмента.

Таблица 2.2 - Методы менеджмента, полученные в процессе реализации конкретных функций менеджмента

Конкретные функции менеджмента Полученные методы менеджмента
Управление производством - план производственно-хозяйственной деятельности - график движения изделий, транспорта, работников - должностные инструкции для мастеров, начальников цехов и участков - положение о применении сдельной формы оплаты труда для основных рабочих - положение о премировании основных рабочих за перевыполнение плановых заданий - план улучшения условий труда основных рабочих - технологический процесс изготовления узлов - инструкции по эксплуатации оборудования и т. п
Управление финансами - финансовый план – бюджет - штатное расписание финансово-экономического отдела - должностные инструкции для работников финансово-экономического отдела - нормы расходов финансовых средств - проект финансирования строительства административных помещений - план использования кредитных ресурсов и т. д
Управление сбытом - план реализации продукции - проект рекламной компании - должностные инструкции для работников отдела сбыта - положение о применении комиссионной формы оплаты труда для сотрудников отдела сбыта - программа мероприятий, направленных на стимулирование сбыта и т. д
Управление внешнеэкономической деятельностью - план ВЭД - штатное расписание работников отдела ВЭД - положение о премировании работников отдела ВЭД за перевыполнение плановых показателей - план финансирования рекламной кампании на иностранных рынках - проект приказа о создании отдела международной рекламы - протокол деловых переговоров с иностранными партнерами
Управление транспортными потоками - график движения транспорта - нормы расходов топлива и смазочных материалов - нормы амортизации транспортных средств - положение о почасовой оплате труда для водителей - план модернизации подвижного транспортного состава - проект приказа о внедрении автоматизированных систем управления транспортными потоками - штатное расписание работников диспетчерского отдела - план ремонтных работ в гаражных помещениях и т. п

 

При этом процесс формирования осуществляется через конкретные функции, которые реализуются с помощью общих.

В табл. 2.2 зафиксировано методы менеджмента, которые можно получить в процессе реализации конкретных функций менеджмента, а в табл. 2.3 – на основе каких элементов функций формируются соответствующие методы менеджмента.

Таблица 2.3 - Взаимосвязь функций и методов менеджмента (примеры)

Элементы конкретных функций менеджмента Методы менеджмента, полученные в результате реализации функций менеджмента
Планирование внедрения новой технологической линии по производству велосипедов - график внедрения новой технологической линии - смету расходов на внедрение технологической линии - технологический процесс и др.
Планирование деятельности предприятия планово-экономическим отделом - производственная программа - технико-экономический план – бюджет - проект приказа о выполнении положений технико-экономического плана
Организация на предприятии нового подразделения – научно-исследовательской лаборатории - штатное расписание работников лаборатории - проект приказа о создании научно-исследовательской лаборатории - должностные инструкции для работников научно-исследовательской лаборатории - правила техники безопасности при работе в лаборатории др.
Стимулирование основных работников предприятия - положения премирования основных рабочих - фонд оплаты труда основных рабочих - проект приказа о внедрении сдельной системы оплаты труда для основных рабочих и т. п
Разработка отделом труда и заработной платы системы стимулирования инженерно-технического персонала (ИТП) - фонд оплаты труда - положение по премированию - проект приказа на персональном награждении работников за высокие результаты труда и т. п.
Контролирование директором результатов работы своих заместителей - проект приказа о подготовке годовых отчетов относительно результатов работы подразделений организации - программа аттестации заместителей директора и т. п
Устранения недостатков и отклонений, выявленных отделом технического контроля организации в процессе контроля - проект приказа об устранении недостатков в технологии производства - проект приказа относительно внесения изменений в организацию трудовых процессов с целью повышения их эффективности и т. д

Методы менеджмента, применяемые в различных функциональных подсистемах предприятия, являются способами реализации функций менеджмента. Поэтому несмотря на специфические особенности названных подсистем предприятия в них обязательно выполняются такие управленческие действия, как определение целей, планирование, решение, организация, мотивация, контроль. Этот подход с вторым классификационным признаком системы методов менеджмента.

Методы менеджмента является результатом реализации функций менеджмента, то есть аппарат управления любой организации в процессе своей деятельности должен создать все необходимые способы воздействия на управляемую систему. Собственно, задача управленцев заключается в том, чтобы сформировать необходимые методы менеджмента, способны обеспечить производственно-хозяйственную деятельность, достижение миссии и целей организации.

Методы менеджмента формируются в следующей последовательности: оценка ситуации и поставленных задач с целью определения основных направлений и видов воздействия; выбор состава методов и обоснование их качественных и количественных параметров, обеспечение условий для эффективного применения избранных методов, что в конечном итоге формирует технику и технологию управленческой работы. Все методы менеджмента должны функционировать не как отдельные, разрозненные, а как целостная система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.