Педагогический и социокультурный феномен чтения — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Педагогический и социокультурный феномен чтения

2018-01-28 246
Педагогический и социокультурный феномен чтения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литература на протяжении всей школьной жизни ученика всегда выполняла важнейшие функции: воспитания читателя, любви к чтению, «вхождения» в культуру, приобщения к эстетическим, духовным и нравственным ценностям, активизации творческого потенциала личности

В настоящее время статус учебного предмета «литература» роль литературного образования в школе, в силу социально-историческихпричин, незаслуженно игнорируется, что ведет к снижению научного интереса к проблемам литературного развития читателя-школьника.

Общеизвестно, что только в процессе литературного образования в наибольшей степени формируется ценностный компонент личности, развивается диалогическое мышление, гармонизируется концептуальное и образное восприятие мира, раскрываются и развиваются творческие способности ученика. В отечественной методике преподавания литературы понятие «литературное развитие» имеет устойчивую тенденцию наполняться новыми смыслами и значениями, поскольку неразрывно связано с духовным развитием.

Впервые определение литературного развития как теоретической проблемы в методике преподавания литературы разработала Н.Д. Молдавская в своей докторской диссертации и монографии (Литературное развитие школьников в процессе обучения», М. 1976). Рассматривая понятие литературное развитие на теоретическом уровне, Н.Д. Молдавская исходит из специфики литературы как предмета познания и возрастных особенностей ее постижения. Литературное развитие ученика зависит от его способности воспринимать словесно-художественные образы произведения на уровне образной конкретизации и образного обобщения. Цель литературного развития Н.Д. Молдавская видит в развитии психических процессов, составляющих структуру читательского восприятия: наблюдательности читательского воображения, широкой сферы чувств, логической и эмоциональной памяти, творческих литературных способностей. [3, с. 62]. Позже, В.Г. Маранцман, в начале 1980-х годов, две тенденции в литературном развитии – психологическую и методическую, объединил и развил, опираясь на психологию читательского восприятия О.И. Никифоровой и на научные открытия Н.Д. Молдавской.

В своем исследовании проблемы литературного развития школьников, выделил критерии уровня отношений ученика с искусством слова. Это прежде всего начитанность, направленность читательских интересов, любовь к чтению, нравственная оценка прочитанного, объем историко - и теоретико-литературных знаний, уровень развития читательского восприятия – эмоций, воображения. постижения смысла произведения на уровне пересказа, рассуждения, концепции, проникновения в авторскую позицию. Системный подход к литературному развитию, обоснованный Н.Д. Молдавской и В.Г. Маранцманом, показывает взаимодействие психологической и методической наук в литературном развитии школьников.

Таким образом, в понимании литературного развития существовало два подхода: психологический и методический. В конце 1980-х начале 90-х годов вопросы литературного развития рассматривались через проблему воспитания читателя в школе. И вновь плодотворное сотрудничество ученых – методистов Н.Д. Молдавской и В.Г. Маранцмана нашло воплощение в работах «Воспитание читателя в школе» Молдавской и «Труд читателя» Маранцмана, где были предложены разные аспекты проблемы изучения литературного развития – чтение и восприятие, восприятие и анализ, соотношение литературоведческого и школьного анализа, литературные способности школьников, периоды развития читателя-школьника, критерии литературного развития, соотношение литературного и речевого развития учащихся в процессе изучения художественного текста.

Литературное образование и литературное развитие специфично своей познавательной направленностью, в которой предметом познания выступает художественный текст. Говоря о большой познавательной роли искусства, мы признаем как аксиому то положение, что через искусство познается жизнь и развивается наш интеллект. «Оно дает нам прелесть переживания тех моментов жизни, которые художник вызывает силой творческой фантазии. И даже тех, которых не бывает вообще, но в которых есть основа жизни, законы жизни» [ 4, с. 133].

Литературное развитие читателя состоится в том случае, если прочитанная книга не останется в сознании школьника лишь информацией, обогащающей его память и знания, необходимо как можно раньше воспитывать у него читательскую восприимчивость, читательское воображение, читательскую культуру, которые позволят прочувствовать и пережить художественное произведение, задуматься о жизни.

2015 год признан годом литературы. Однако и в России и в целом в мире наблюдается общее снижение интереса к чтению, экспансия электронных средств и смена модели чтения.

Таким образом, проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания педагогов школы, библиотекарей, широкой общественности. Мнения столь полярны, что, с одной стороны в обществе сложилось твердое убеждение глубокого кризиса читательской культуры, с другой – утверждаются новые модели чтения в современных условиях информационного общества. Чтение становится не только средством вхождения человека в культуру, но и серьезным фактором его личной успешности в различных сферах жизнедеятельности.

В педагогической науке об обучении школьников чтению в начальной школе писали М.П. Воюшина, Т.С. Троицкая, о развитии чтения в процессе литературного образования В.Г. Маранцман, Н.М. Свирина, о расширении поля читательских ориентации В Е Пугач, В. П. Чудинова, о воспитании читателя в школе Л.И. Коновалова, Е.И. Целикова, о роли педагога в приобщении школьников к чтению Т.Г Браже, В.Г Маранцман и ученики школы В.Г. Маранцмана, о дидактической проблематике развития культуры чтения и учебной книги Е И Казакова, М В Кларин, и др.

В этих исследованиях чтение рассматривается как педагогический или социокультурный феномен и потому приобщение к чтению осуществляется совместными усилиями педагогов и библиотекарей. По мнению Т.Г. Галактионовой в научно-педагогический контекст наряду с существующими понятиями «обучение чтению», «воспитание читателя», «формирование читательской культуры» и др., необходимо ввести понятие – «приобщение школьников к чтению как социально-педагогическому феномену». [1] Педагог выявляет новый тип читателя-школьника, для которого характерны, с одной стороны, преобладание прагматического отношения к чтению, слабо выраженная потребность в «серьезном» чтении, отдаление от поэзии, низкая читательская самостоятельность, с другой – читательская потребность в единстве многообразия мотивации, свобода выбора способов постижения и порождения текстов различной природы (открытый читатель). В настоящее время среди школьных преподавателей отмечен интенсивный поиск новых эффективных путей приобщения к чтению современных школьников. Это и школьные спецкурсы по современной зарубежной литературе, внеклассные и внешкольные мероприятия по пропаганде чтения. Внеклассных мероприятий по литературе нон-фикшн. Союзником образования и чтения в субкультуре молодых россиян, особенно в группах учащейся молодежи и иных категорий, ориентированных на образовательную деятельность, книга начинает занимать всё более достойное место.

Однако педагогическое внимание к проблемам чтения, как правило, проявляется в попытках модернизации литературного образования, в разработке учебников нового поколения, совершенствовании форм обучения чтению на начальном этапе образования, имеются отдельные инновации по использованию образовательного потенциала различных школьных предметов. При этом в образовательной практике современной отечественной школы отсутствует понимание необходимости приобщения к чтению как общепедагогической задачи, недооценивается возможность межпредметной интеграции, а также ресурс воспитательной деятельности школы и дополнительного образования. Имеющийся позитивный опыт библиотечного сообщества недостаточно востребован в системе школьного образования. Оригинальные, нестандартные формы работы издательств и книжных магазинов в большинстве случаев носят локальный, эпизодический характер и не имеют выраженной педагогической направленности. В Петербурге, библиотеки ведут большую работу по продвижению книги среди молодежи, в период белых ночей регулярно проводят библионочи, где в скверах и садах представлены выставки новых книг, выступают писатели и поэты.

Таким образом, анализ исследований последних лет, посвященных проблемам чтения школьников, позволил зафиксировать с одной стороны, общее снижение уровня читательской активности, обеднение индивидуального речевого опыта, низкий уровень общих читательских навыков, обострение проблемы функциональной неграмотности, уменьшение доли чтения в досуговой деятельности школьников, постепенную утрату традиций семейного чтения, преобладание прагматических мотивов чтения или выбор легкого чтения (Т.Г. Галактионова).

Однако, одновременно с этим наблюдаются и позитивные тенденции, такие как расширение информационного пространства, в котором чтение переходит на новый уровень качества, который позволяет свободно ориентироваться в динамике и многообразии мультимедийных информационных потоков, активное освоение электронных текстов, выход за рамки традиционного обучения чтению и общих подходов к литературному образованию, в приобщении подрастающего поколения к ценностям культуры чтения. Педагоги рассматривают чтение как самостоятельный учебный предмет, где используются методы творческого чтения, творческие приемы работы с текстом, которые выступают показателем уровня грамотности, навыков чтения, способом самообразования, инструментом воспитания. В последние годы все более выраженным становится понимание чтения как универсального учебного действия, которое трактуется как ключевой атрибут образования в целом. Именно в школе происходит обучение чтению и правильно выстроенная работа с текстом. Работа с учителями и школьниками привела к пониманию, что, живя в информационном обществе, необходимо выработать новые стратегии и модели обучения чтению, когда ученики захотят читать настоящую литературу, а не только «свою литературу».

Таким образом, проблема чтения школьников в современной России остра и противоречива. Прежде всего, необходимо вспомнить и вернуть в школу прекрасный отечественный опыт по приобщению детей к чтению, работать по выявлению опыта и по стимулированию чтения педагогическими и библиотечными коллективами школы на уроках и в процессе внеурочной деятельности. Необходим обмен библиотечными и педагогическими технологиями, направленными на повышение уровня читательской компетентности.

1. Чтение должно стать необходимым во всех сферах жизни через следующие направления - социализации личности - воспитания читателя - обучение и тьюторство по чтению - повышение квалификации учителя.

2. Важно создать читательскую среду, где воспитание читателя осуществляется через текст. Посредником в понимании читателем текста, автора должен выступать учитель, который выстраивает отношения между текстом и читателем, автором и читателем, через работу с самим текстом и восприятием его учениками.

3. Чтение – это всегда труд и творчество, это творческий процесс. Вдумчивое чтение воздействует на читателя, способствует созданию читателем новых субъективных образов на основе недосказанности художественного образа текста, которое порождает новые читательские образы и смыслы, образы-детали, образы-символы, образы-ассоциации.

4. В филологических, библиотековедческих трудах ученые обращаются к чтению как событию или явлению, связанному с текстом, читателем и контекстом. Чтение должно рассматривается как двигатель и содержание литературного процесса, литературного образования и литературного развития

5. Развитию чтения в семьях можно способствовать посредством организации лекториев и практикумов для родителей, проведения в библиотечных, образовательных и книготорговых учреждениях мероприятий, предусматривающих совместное участие родителей и детей. В процессе библиотечной работы по поддержке и развитию чтения должно происходить постоянное выявление, описание и распространение новых, нестандартных подходов к стимулированию читательской активности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Галактионова Т.Г. Успешное чтение: перспектива развития// Национальная программа поддержки и развития чтения: год седьмой. М., 2014

2. Коновалова Л.И. Литературное развитие читателя-школьника в процессе изучения художественного произведения в его родовой и жанровой специфике. СПб, 2012

3. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук, М. 1976

4. Рябов В.Ф. Человек творит искусство Л.,1981.

 

Б.А. Ланин (Москва)

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Главный удар по литературному образованию был нанесен решением министерства в 2006 году отменить ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ экзамен по литературе. Экзамен по литературе впервые в истории послереволюционной школы стал «экзаменом по выбору». Обязательными были экзамены по русскому языку и математике, позже к ним добавили историю.

Нет сомнения, что чтение развивает способности ребенка больше, чем видеоигры и просмотры фильмов одного-двух излюбленных жанров. Но в современном мире вербальные искусства уступают в популярности визуальным. Однако именно в литературе кино черпает свои новые возможности. В кино нет дефицита красивых актеров и харизматичных режиссеров. В этом виде искусства в дефиците а) сценарии и б) привлекательные или хотя бы узнаваемые названия. Поэтому кино, а вслед за ним и телевидение, обречены все чаще обращаться к вербальной почве, подобно Антею, пополнявшему силы прикосновениями к родной земле. Школьники неизбежно будут смотреть эти фильмы – такова новая реальность. Методической науке предстоит оценить потери и приобретения от этой новой ситуации, которые школьники будут знакомиться с выдающимися, великими произведениями не напрямую, через вербальный текст, а через интерпретацию режиссерами, сценаристами и актерами. Кино является недооцененным союзником для продвижения русской классики в школе.

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В чем особенность этого экзамена для литературы?

ЕГЭ имеет лишь письменную форму и не имеет устной формы. Литературу в России всегда сдавали и письменно, и устно. Отказ от устного экзамена – снижение статуса литературы.

Экзамен в большой части заданий предлагал (сейчас это изменилось, но слишком поздно!) соотнести фрагменты текста с литературоведческими терминами, найти литературоведческие понятия в предложенном тексте и так далее. Как правило, не нужно было знать автора произведения или читать произведение целиком, чтобы хорошо сдать экзамен.

У замечательного писателя Юрия Домбровского есть роман «Факультет ненужных вещей» – о роли юридического факультета в сталинское время, когда юриспруденция оказалась «ненужной вещью». Единый государственный экзамен подменил собой литературную образованность и начитанность целого поколения молодых людей. Учебники и идеи выдающихся методистов могут оказаться ненужными вещами в наше время: ведь они воспитывают образованных и благородных людей, а не игроков в экзаменационную рулетку, умеющих угадать, в каком квадратике нужно поставить крестик.

ЕДИНЫЙ УЧЕБНИК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Некоторые депутаты требуют создать «ЕДИНЫЙ» учебник по русскому языку, литературе и истории. Представить себе такой учебник, включающий в себя три различные дисциплины, невозможно. Таких учебников нет нигде в мире.

Концепция «базового учебника» также не является оправданной, ибо такие учебники уже созданы: это учебники, прошедшие лицензирование и включенные в Федеральный перечень. Их может стать больше, и это только хорошо: количество достойных учебников говорит о зрелости методической мысли и о возможности большего выбора для современной школы.

Контент-анализ прессы показал, что в обществе НЕ существует запроса на единый (единственный) учебник по какому бы то ни было предмету. Наоборот, потребность в разнообразной литературе, способной усилить качество образования, в настоящее время лишь возрастает.

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Часто наши оппоненты, которые готовы навсегда заморозить программу и категорически отказываются от обновления содержания говорят: «Сейчас споры идут – изучать "Евгения Онегина" или нет?!» На самом деле – никому не придёт в голову отказаться от «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», «Мёртвых душ» и т.д. Эти обязательные произведения сохраняют костяк национальной идентичности. На них строится национальная идентичность, национальный культурный код. Без них программы не бывает.

Сейчас происходит своеобразная «битва концепций». Борьба концепций – это борьба не методологий. На методологии легко сошлись. Это борьба как раз за «обязательный» список. Когда речь заходит о списке, люди доходят до высшей степени исступления. «Обязательно это произведение и точка». Обязательно две сказки Салтыкова-Щедрина, обязательно пять повестей Гоголя, обязательно шесть произведений древнерусской литературы. А сколько произведений современной литературы, той, в которой речь идет о современном мире и современных ученику проблемах?

Есть своя логика и в консервативном подходе: люди хотят сохранить побольше классики, однако цена оказывается непомерной: никакого обновления! Только за счет архаики: например, «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и т.п. Они включили много произведений, которых не было и которые в общем отстают от современности. Эдакая модернизация путем архаизации.

Надо понимать, что классические произведения, которые близки нам, и которые воспринимались с большей или меньшей степенью прозрачности, сейчас требуют всё больше и больше комментариев. Многие слова и выражения должны быть буквально переведены на современный русский язык. Нужно разумно, гармонично соблюдать меру замены уходящих произведений новыми произведениями. Ничего страшного в этом нет. Ещё недавно невозможно было вообразить школьную программу без романа «Мать» и поэмы «Хорошо» или «Владимир Ильич Ленин» Маяковского. Однако же, кто сейчас даже вспомнит об этих произведениях в школе, кроме учителей с большим стажем?! Но вдруг в одной из рекомендуемых программ неожиданно после многолетнего перерыва возникает роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Мне кажется, самое актуальное в этом романе – это его название, метафора всего произведения. Всё остальное, увы, гораздо менее актуально, написано довольно скучно, ну конечно, если мы хотим рассказывать нашим школьникам, как это свежо и ново, и только «новые люди», морально опережающие время, могут устроить menage-a-trois, то, пожалуйста, изучайте полностью. Если мы хотим изучать это вместе с романом Замятина «Мы», то нам для достижения методических целей нужна одна глава – «Четвертый сон Веры Павловны». Нужно читать вещи непредвзято, открыв глаза на то, что там есть. Включать их только потому, что они были в советское время, не вполне разумно. Дело ученого и методиста, его профессиональный долг – сдерживать изо всех сил натиск архаики.

О НАУЧНОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

СОЗДАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «СЛОВЕСНОСТЬ»

Школьные дисциплины «русский язык» и «литература» в старшей школе, действительно, имеют много общего. Часто их преподает один и тот же учитель. Как правило, в курсе «Литература» в старшей школе изучаются произведения, написанные в оригинале на русском языке (за исключением 2-3 произведений в год). На уроках литературы значительное время уделяется развитию связной русской речи учащихся, умению выразить свои мысли и чувства на русском языке.

В курсе русского языка неслучайно изучается литературный язык. Большинство примеров приводится из классической и современной литературы, которая, как известно, фиксирует новые возникающие языковые нормы порой еще до того как лингвисты включают их в «Национальный фонд русского языка».

Однако этим сходство между двумя предметами исчерпывается. Гораздо больше аргументов можно привести против их интеграции.

1. Никогда в истории русской школы не было интегрированного курса русского языка и литературы. Иногда приводят в пример курс «Словесность», который, действительно, существовал в дореволюционной гимназии. Однако в рамках этого курса изучалась лишь теория словесности, к которой по тогдашней филологической традиции относили элементы риторики и литературоведения.

2. Курс «словесность» себя изжил к началу ХХ века, и состоявшиеся в начале ХХ века два съезда учителей-словесников в большинстве выступили за разделение курса. К этому времени уже были созданы выдающиеся учебники литературы, в первую очередь – систематические учебники литературы В.В. Сиповского, В. Саводника, учебные пособия М. Фишера, А. Алферова и В. Золотарева

3. У дисциплин «Русский язык» и «Литература» различные цели. Так, цель литературного образования – воспитывать у учащихся любовь к чтению и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творчестве.

4. Определить с учащимся основные вопросы, занимавшие автора изучаемого произведения, и затем рассматривать эту проблематику в ее художественной специфике – такова задача литературного образования.

Цель дисциплины «Русский язык», хоть и близка отчасти, все же значительно отличается.

Школьная дисциплина «Литература» методологически развивается под влиянием академического литературоведения, состоящего из трех частей: теории литературы, истории литературы и литературной критики. Кроме того, в методологию входят социология литературы и эстетика. «Русский язык» развивается под влиянием академической лингвистики, радикально отличающейся от литературоведения своими объектом, предметом, методами.

С точки зрения ФГОС «Литература» и «Русский язык» предполагают совершенно различные виды ученической деятельности. Различаются методические подходы и технологии.

5. «Литература» в соответствии с ФГОС призвана добиваться совершенно отличных от «русского языка» метапредметных и личностных результатов, так как она развивает прежде всего эмоционально-эстетическую сферу личности, помогает проводить параллели между прежним эстетическим опытом и актуальными читательскими переживаниями, устанавливать ассоциативные связи между различными видами искусств и конкретным изучаемым произведением.

Организационно государственная аттестация двух предметов закономерно и логично разделена на два экзамена.

6. Все предыдущие попытки интегрировать эти два предметы – в рамках «липецкого метода», «интенсификации обучения» (Ю. Бабанский), курс «Словесности» А. Альбетковой – неизменно заканчивались неудачей. В результате проваливалась и языковая подготовка выпускников, и их литературная начитанность и образованность.

НОВЫЕ СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ

Они напрямую зависят теперь от носителя текста. Электронная книга, планшет, аудиоплеер постепенно вытесняют привычную бумажную книгу. Большая проблема – как оценивать новые качественные экранизации произведений? Если не прочитал, а просмотрел, это засчитывается? Раньше мы рассчитывали на аудиокниги, но оказалось, что они без автомобиля плохо работают. Если ты сел в машину и вставил диск с аудиокнигой – это нормально, а вот закачать, ходить и слушать - на это, казалось, мало кто способен. Однако многие так слушают, и перед сном, засыпая, слушают, а утром еще и еще... Технология чтения изменилась и это дает нам шанс получить новую читательскую элиту.

Как известно, все включенные в Федеральный список учебники снабжены электронными версиями. Вряд ли учителя будут рекомендовать их своим ученикам немедленно. Однако форсированное создание электронных учебников – веление времени. Все способы варианты и возможности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Россия сейчас – вторая страна в мире по количеству иммигрантов, и даже миграционный кризис в Европе пока что не изменил этой ситуации. Их не показывают по телевидению, потому что они уже здесь, и мы их видим каждый день. Для многих миллионов мигрантов массовая литература могла быть стать учебником жизни в стране. Им необходима сейчас – вместе с кровом, водой, пищей, работой – массовая доступная литература. Где в новой стране их могут обмануть? Об этом массовые детективы. Как себя ведут молодые люди на свиданиях? Об этом массовый любовный роман. Как в новой стране проживания воспитывают детей? Это роман для подростков – об этике взаимоотношений поколений. Если не будет этого культурного обеспечения новых мигрантов, а сейчас до этого пока еще очень и очень далеко, они никогда не смогут интегрироваться в российское общество. Без культурного ключа эту дверцу не открыть. Литературное образование поможет нам в разрешении и такой проблемы.

Если вновь будут изучаться огромные списки литературы 18-19 века и начала 20 века, то не останется времени для современной литературы. Школа не будет выполнять функцию проводника в мире современной литературы. Она не оставляет ребенку ориентиров для будущей читательской навигации. Именно поэтому мы и начали нашу линию учебников с пособия по современной русской литературы, которое вышло в 2005 году и было допущено Министерством для использования в общеобразовательных учреждениях.

Литературное образование в России находится в двойственной ситуации. С одной стороны, появилось множество новых современных учебников, которые сопровождаются электронными учебниками. Произошло обновление литературного образования: в 11 классе изучают теперь Ахматову и Пастернака, Цветаеву и Мандельштама, Булгакова и Замятина, которых до начала 90-х годов ХХ века не изучали. С другой стороны, учителя и ученики страдают от попыток вновь подвести всё литературное образование под единый знаменатель. Этот конфликт сейчас основной в современном литературном образовании.

 

О.Н. Мостова (Санкт-Петербург)

ИЗУЧЕНИЕ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ (НА ОСНОВЕ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ)

Умения младших школьников работать с информацией составляют основу их успешного обучения как в начальной, так и основной школе, поскольку являются неотъемлемой частью читательской грамотности. Как отмечено в аналитическом отчете «Основные результаты международных исследований читательской грамотности PIRLS-2011» (Progress in International Reading Literacy Study («Исследование качества чтения и понимания текста»), важно получить ответ на ряд вопросов, касающихся качества чтения выпускников начальной школы:

1) Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?

2) Какие изменения произошли в результатах читательской грамотности российских учащихся за последние годы?

3) Как семья и школа способствуют развитию читательской грамотности?

4) Какие факторы определяют достижение наивысших уровней читательской грамотности?

5) Имеет ли процесс обучения чтению в России особенности по сравнению с другими странами? Отличаются ли методы обучения, которые используют наши учителя в начальной школе от методов, используемых учителями в других странах.

Выпускники российской начальной школы в 2011 году подтвердили свой статус лидеров в области чтения и понимания текстов PIRLS (в исследовании приняли участие всего около 325 тысяч учащихся начальной школы из 49 стран. В России – 4461 выпускник начальной школы из 202 образовательных учреждений 42 регионов страны).

Важно также было получить ответы на вопрос: какими читательскими умениями лучше владеют российские школьники? Среди них следующие:

1. Группа умений находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы.

2. Группа умений интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста.

Каково же состояние читательской грамотности в начальной школе России? По результатам PIRLS-2011 (4-Е КЛАССЫ) на основании средних баллов выполнения тестовых заданий с текстами Россия оказалась на втором месте (568 баллов), уступив Гонконгу (571 балл), показав результаты, такие же, как в Финляндии (568 баллов) и опередив на 1 балл Синграпур (567 баллов).

По результатам PIRLS 2011 были сделаны следующие выводы:

1) информационные тексты оказались более сложными для четвероклассников, чем художественные (средние международные результаты: 50% и 59% выполнения соответственно); 2) российские выпускники 4-х классов одинаково хорошо читают как научно-популярные тексты, так и художественные тексты (570 и 567 баллов в 2011 г. и 566 и 563 – в 2006 г.);

3) для успешного обучения чтению в школе важен характер предшкольной подготовки ребенка в направлении речевого развития дошкольника [1, c.5-48].

В условиях завершения обучения российских учащихся 4-х классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО стоит задача создания в Ленинградской области региональной системы оценки качества начального общего образования. На основании распоряжения Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от «04» марта 2014 года № 371-р в апреле 2014 г. был проведен мониторинг оценки качества НОО, в котором приняли участие 88 образовательных организаций из 17 районов Ленинградской области, в котором участвовали 4468 четвероклассников из 199 классов.

В мониторинге принимали участие четвероклассники разных образовательных организаций. Среди них гимназии и лицеи составили 16 %; средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов – 6 %; основные общеобразовательные – 71%; начальные и основные общеобразовательные школы – по 3 %.

Наряду с тестированием по русскому языку и математике учащимся были предложены комплексные работы для оценки сформированности метапредметных результатов, связанных с читательской компетентостью и умениями работать с информацией, представленной в разном виде.

Комплексные работы включали в себя стандартизированный инструментарий в виде текстов с заданиями разного типа: 1) с выбором ответа; 2) с кратким ответом; 3) с развернутым ответом, разработанный авторским коллективом специалистов РАО под руководством Г.С.Ковалевой [2].

Целью комплексной работы была оценка сформированности части познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Учащимся было предложено 4 варианта текстов. В каждой работе были задания для оценки общеучебных действий, которые связаны с чтением и пониманием текстов, с преобразованием текстов, а также с использованием информации из текстов для различных целей.

Для сбора контекстной информации предлагались также анкеты для родителей и учителей. Оценка сформированности читательских умений производилась по следующим группам:

I группа умений включает в себя общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной идеи, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.

II группа умений включает в себя анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений

III группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга учебно-познавательных и учебно-практических задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта ученика.

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы относительно качества выполнения комплексных работ четвероклассниками Ленинградской области:

1) Успешность выполнения комплексной работы по региону в 2014 г. выросла на 2 % по сравнению с результатами 2013 г. по региону и в сравнении данными по РФ.

2) Результаты, связанные с общим пониманием текста, в 2014 г. на 10 % выше прошлогодних и на 11 % превышают уровень других регионов в 2013 г.

3) В 2014 г. на 5% увеличились показатели глубокого и детального понимания содержания и формы текста по региону по сравнению с данными 2013 г.

4) В 2014 г. на 4 % снизились показатели по использованию информации из текста для различных целей по сравнению с данными 2013 г. по Ленинградской области и другим регионам РФ.

5) На 1 % выросло число учащихся, выполнивших успешно задания базового уровня, по сравнению с региональными результатами 2013 г.

6) На 7 % увеличилось количество учащихся, выполнивших задания повышенного уровня, в сравнении с данными прошлого года по региону.

Следует также отметить, что данные, представленные отдельными классами и школами, демонстрируют значительную неоднородность результатов в овладении умениями читать и понимать информационные тексты.

При среднем результате успешности выполнения работы в 60% по всей выборке в 2014г. разброс в средних результатах по отдельным классам составляет 70%, что явно выявляет классы и школы, требующие значительной методической поддержки в обучении детей чтению с учетом условий работы данного образовательного учреждения и контингента детей. В ряде школ, продемонстрировавших низкие результаты, для значительного числа детей русский язык был не родным, и это, безусловно, сказалось на успешности выполнения работ.

Проблемы обучения чтению детей, для которых русский язык не является родным, а также проблемы оценки достижения этими учащимися требований стандарта на русском языке требуют поиска конструктивных решений.

Анкетирование учителей и родителей позволило выявить факторы, влияющие на учебный процесс и образовательные достижения выпускников начальной школы: 1) квалификация учителей; 2) создание условий для формирования и развития познавательной активности учащихся. 3) активное использование компьютеров в учебном процессе.

Это означает, что повышение качества начального образования во многом зависит от эффективности педагогического образования и качества деятельности служб сопровождения и повышения квалификации учителей.

Таким образом, результаты мониторинга дают определенную информацию о подготовке учащихся. С учетом данной информации педагог получает возможность скорректировать систему сопровождения детей, показывающих как высокий уровень достижений, так и испытывающих трудности в обучении. Все это помогает выстроить в учреждении систему внутришкольного контроля качества, опираясь на апробированную в регионе модель.

ЛИТЕРАТУРА

1.Основные результаты международных исследований читательской грамотности PIRLS-2011|: Аналитический отчет / Г. С. Ковалева и др. Под научной редакцией Г.С. Ковалевой. М: МАКС Пресс, 2013 г.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/

 

Е. В. Любичева (Санкт-Петербург)

ГЛАВНЫЙ ПУТЬ К ОБРАЗОВАНИЮ…

Сила искусства заключается

в его способности напоминать

нам о гармониях, недосягаемых

для систематического анализа/

Нильс Бор

Долгое время «реформаторы» от образования пытаются оградить сердце и ум школьника от неисчерпаемой, вечно таинственной сложности бытия, требующей от человека постоянного высокого напряжения духа. Образовательная технология… «Текстовый» стиль мышления… «Левополушарная» картина мира и «левополушарное» почтение текста… ЕГЭ… Поиск, поспешный и судорожный, новых технологий и методов… Гуманизм покидает образование в виде облака с пятнами Роршарха. На горизонте – новый «одномерный человек» …

Нельзя здесь не вспомнить Гамлета, который был вынужден поставить на место смелого и честного, но чересчур разумного Горацио: «И в небе, и в земле


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.