Внимание. Свойства внимания. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Внимание. Свойства внимания.

2018-01-28 531
Внимание. Свойства внимания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием [50].Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение, а под сосредоточенностью– углублениев данную деятельность и отвлечение от остального. Из сказанного можно сделать вывод, что у внимания нет своего собственного продукта, оно лишь улучшает результат других психических процессов[24].

К свойствам внимания относятся его объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение и переключаемость.

Объем внимания характеризует количество одновременно воспринимаемых объектов. Существуют определенные закономерности, влияющие на выраженность этого свойства внимания. Во-первых, возрастные. Если взрослому человеку быстро предъявлять набор несвязных между собой предметов, он воспримет их в среднем в количестве 7±2. В аналогичной ситуации ребенок – 3-4. Во-вторых, объем внимания зависит от того, что мы воспринимаем. Если между объектами есть связь, или мы можем ее установить, предметы нам знакомы, то объем внимания увеличивается. Если в наборе встречается совершенно новый для нас объект, то он, стягивая на себя внимание, резко ограничивает его объем [33].

Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий [33]. Однако это не всегда означает, что разные виды деятельности в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание [38].

Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени удерживать внимание на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание [38]. Выраженность этого свойства особенно необходима, с одной стороны, при выполнении деятельности, протекающей в неблагоприятной обстановке, со многими отвлекающими стимулами, с другой стороны, при выполнении деятельности, которая характеризуется ярко выраженной монотонностью, однообразием [33].

Концентрациявнимания – это степень сосредоточения на одном объекте, одной деятельности, другими словами, уровень вовлеченности в работу. Необходимо отметить, что рассматривается не длительность включенности в процесс, астепень, глубина сосредоточенности на работе. В данном случае поле восприятия резко сужается. Высокая концентрация внимания позволяет увидеть в предмете или явлении то, что не дается беглому взору. Высокий уровень концентрации определяется также тем, что человек не отвлекается от «своего» предмета, даже если в поле его возможного восприятия появляются другие очень яркие раздражители [33].

Высокий уровень концентрации часто соседствует с рассеянностью, которая является обратной стороной увлеченности, поглощенности каким-то делом [33].

Переключаемость внимания понимается как перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данное свойство внимания проявляется в скорости, с которой человек может переносить свое внимание с одного объекта на другой.Такой перенос может быть как непроизвольным, так и произвольным [38].

Избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели [1].

Различные свойства внимания в значительной мере независимы друг от друга: так например высокий объем внимания совсем не обязательно сопровождается высокой концентрацией [48]. В то же время свойства внимания можно сгруппировать, объединив, например, объем и распределение как свойства, характеризующие широту внимания, а также устойчивость и переключение как свойства, в которых проявляется динамическая сторона внимания [24].

Так как многим специалистам МЧС России, особенно в условиях ЧС, зачастую необходимо выполнять несколько различных видов действий и удерживать во внимании большое количество объектов, то для целей профотбора наиболее важными свойствами внимания являются объем и распределение. При отборе на должности, предъявляющие особые требования к внимательности кандидата также исследуются такие свойства внимания как избирательность, концентрация, устойчивость и переключаемость.

Память. Виды памяти.

Память – формапсихического отражения, заключающаяся в закреплении, хранении и последующем воспроизведении и узнавании прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания [50]. Также важным процессом в памяти является процесс забывания, благодаря которому сохраняется и воспроизводится только та информация, которая нужна, важна и часто используется человеком, что способствует большей скорости и эффективности деятельности, не затрудненной обработкой огромных массивов данных, полученных за все время жизни от всех органов чувств.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.

Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение – процессактивной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание – процессывосстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта [50].

Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Так как каждый момент поведения человека определяется его жизненным опытом,сохранение материала в памяти зависит от участия в деятельности личности[43].

Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества [38].

Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны.

В зависимости от характера психической активности памятьделится на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую [43].

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Огромное значение двигательной памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться ходить, двигаться, писать и т.д. [43].

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действия, вызвавшего в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти [43].

Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти, как и соответствующие ощущения, они особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности [43].

Словесно-логическая память – это память на мысли. А так как формой существования мысли является речь, данная память называется словесно-логической.

В зависимости от характера целей деятельности память делится на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память – это такая память, в которой запоминание и воспроизведение осуществляется без наличия специальной цели что-то запомнить или припомнить.

Произвольная память – это память, в которой ставится специальная мнемическая цель, т.е. человек ставит перед собой цель что-то запомнить или вспомнить.

В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения материала память может быть кратковременной, долговременной и оперативной.

Кратковременная память – это память, в которой информация хранится несколько секунд. Кратковременная память характеризуется кратким сохранением информации после однократного, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые секунды после восприятия материала) [43].

Исследователь Джордж Миллер доказал, что объем кратковременной памяти определяется числом объектов и равен 7±2. Данный показатель, названный «числом Миллера», отражает то количество информации (набор слов или цифр), которое способен удержать в кратковременной памяти среднестатистический человек [1, 38, 43].

Долговременная память – это память, в которой информация может храниться длительно – от нескольких минут до нескольких лет, и даже всю жизнь.

Под оперативной памятью понимаются мнемические процессы, которые обслуживают непосредственно осуществляемую деятельность или ее действия. Например, человек при умножении чисел помнит промежуточный результат лишь до тех пор, пока не получит конечный результат. Сохранение этого промежуточного результата на необходимое человеку время – и есть оперативная память.

В зависимости от использования способов запоминания память делится на опосредованную и непосредственную.

Опосредованная память – это память, при которой используются специальные средства для запоминания.

Непосредственная память – это память, при которой запоминание информации осуществляется без специальных вспомогательных средств.

Для целей профотбора наиболее важным представляется исследование кратковременной и долговременной памяти, так как эти виды памяти лежат в основе обучения, извлечения информации из прошлого опыта и действий на основе данной информации. При этом, поскольку большинство данных, с которыми приходится работать, представлены в словесном виде, то чаще всего исследуется именно словесно-логическая память.

Если для работы кандидата важно восприятие и запоминание информации в визуальной модальности, то проводится исследование образной памяти (например, у пожарных боевых расчетов и начальников караула пожарной части). Если профессия или должность кандидата подразумевает работу с большими массивами данных и быстрое принятие множества решений, также может проводиться изучение оперативной памяти.

Опосредованная память исследуется, когда необходимо изучить влияние особенностей мышления кандидата и его личностных качеств на выбор средств запоминания и его продуктивность.

Итак, мы рассмотрели основные понятия и определения, используемые при изучении интеллектуально-мнестической сферы, включая мышление и интеллект, стили мышления и интеллектуальную лабильность, память и внимание. Данная сфера включает в себя те основные процессы и функции, которые являются базисом, определяющим принципиальную возможность овладения профессией и профессиональными навыками, а также эффективность и успешность выполняемой работы. Без внимания человек не будет воспринимать и адекватно обрабатывать поступающую информацию, пропуская мимо себя данные, отвлекаясь и делая много ошибок. Без памяти, восприняв верно информацию, он не сможет ее удержать, запомнить, закрепить или вовремя воспроизвести, а значит воспользоваться данной информацией. Имея низкую интеллектуальную лабильность, кандидат будет очень медленно обучаться, воспринимать новое, даже при нормальных памяти и внимании, испытывать трудности при резкомизменении ситуации. Без интеллекта и мышления, даже имея в распоряжении достаточную для работы и принятия решения информацию, человек не сможет ее верно понять, истолковать, проанализировать, а значит применить имеющиеся знания на практике. Таким образом, достаточное развитие свойств интеллектуально-мнестической сферы является одним из наиболее существенных факторов при принятии решения о выставлении общей категории профессиональной психологической пригодности.

1.2. Основные понятия и определения, используемые при изучении эмоционально-личностной сферы.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.